Блог BYD Song Plus. Я русский! - «Автоновости»
Автор: Егор Климов
Фото и видео: Евгений Штыгайло
Источник: ДромПрошел практически год, как наш китайский электромобиль колесит по просторам Приморского края, накатав за это время 25 000 тестовых и не самых тепличных километров. Те, кто занимается иностранными языками, знают, что для свободной речи мало обычного его изучения, даже с помощью преподавателя-носителя этого языка. Нужно полностью погрузиться в иноязычную среду. Но автомобиль — не человек, и для того, чтобы ассимилировать, недостаточно просто находиться в обществе иностранцев. Тут нужны специально обученные люди со светлой головой и прямыми руками. Пусть не с первого раза, но такого человека мы все-таки нашли.
«Привет, кожаный ублюдок», — приветствует теперь голосовой помощник счастливого владельца BYD Song Plus. Это, конечно, не основная фишка, ради которой все затевалось, но как-то сразу настраивает на отечественный лад. И вообще, теперь с включением питания в нашем «китайце» кириллицы на мониторах чуть ли не больше, чем в какой-нибудь Ладе Весте. Но обо всем по порядку, Денис — тот самый человек со светлой головой и прямыми руками — рассказал, что именно удалось сделать в машине и с какими сложностями пришлось столкнуться.
Голосовое приветствие можно изменить
— Прежде всего полностью перевели на русский язык меню мультимедиа, добавили несколько «исконно русских» приложений. Так как ранее впаяли российскую сим-карту, чтобы был встроенный автономный интернет, на панели приборов постоянно горело предупреждение о неактивированной версии с предложением прокатиться до официального дилера. То есть система из-за неродной сим-карты не могла корректно соединиться (или вообще соединиться) с сервером и подтвердить подлинность ПО. Но проблема была именно в неподходящей версии прошивки мультимедиа. После того как накатили правильную версию, ошибка и предупреждение исчезли. Также помимо меню, которое мы видим на центральном планшете, мы полностью русифицировали и приборную панель. Навигация, системные и информационные сообщения, меню настроек — все на русском. Даже km/h теперь км/ч.
Такое и на официальных автомобилях не всегда встретишь: нормально русифицированное меню с минимум странностей перевода…
… Но без шероховатостей все же не обошлось
— Причем можно даже скины приборной панели менять, и ничего не слетает. Диво дивное!
— А то! Идем в мультимедиа — установлены стандартные сервисы: Яндекс.Музыка, VK Music, Radio Record, Эфир ТВ, Рутюб, Яндекс.Навигатор, Кинопоиск, Telegram. Причем Телеграм можно использовать как хранилище приложений — авторизуешься под своим аккаунтом и прямо в чаты можешь сгружать нужные приложения с телефона и прямо в мультимедиа устанавливать. Клавиатура тоже русская, так что мультимедиа теперь на этом автомобиле такая же, по сути, как на обычном Android-смартфоне. Но еще установлены два интересных приложения. BYD Dashboard нужно для того, чтобы запущенное приложение показывалось на приборной панели. В частности, это очень удобно, когда включена навигация — карта перед глазами между спидометром и киловатт метром. Также работает голосовой помощник Алиса, с которым можно быстро построить маршрут.
Все самое необходимое из мира российских приложений теперь работает в BYD. В том числе голосовой помощник Алиса
BYD Dashboard и BYD Voice Assistant — два отдельных полезных приложения за деньги. Первый позволяет транслировать на приборную панель некоторые приложения типа навигатора, а второй — голосом управлять функциями автомобиля
Проверили — работает! Даже пошлые шуточки нашего оператора отрабатывает и анекдоты травит по запросу.
— Второе полезное приложение — BYD Voice Assistant. Как понятно из названия — это голосовой помощник. В нем можно настроить то, как мы к нему будем обращаться, настроить горячую клавишу (благо специально ее искать не надо — на руле есть специальная кнопка для запуска помощника, ее нужно удерживать для запуска функции). Также можно в настройках приложения посмотреть, какие команды помощник способен выполнять. Это, в общем-то, стандартный набор: открытие и закрытие окон и панорамной крыши или отдельно шторки, управление подогревами и обдувами кресел, громкостью аудиосистемы, температурой микроклимата и прочим. Функционал гораздо более широкий, чем на китайских автомобилях, которые продаются у нас официально. Единственный нюанс — голосовой помощник обрабатывает запросы онлайн, то есть для его работы нужен стабильный доступ в интернет.
Голосовой помощник работает только при наличии интернета. Так что не зря впаивали российскую сим-карту
Вот он, главный (но единственный) плюс от поездки в Хабаровск — если бы тогда не впаяли сим-карту, ничего бы сейчас не работало и вообще не прошилось бы.
— Вообще, есть в теории один способ альтернативный, без впаивания сим-карты. На iOS можно создавать сценарии под определенные действия. Например, создается такая настройка: как только садишься в машину, магнитола по Bluetooth цепляется к айфону, и когда телефон видит, что подключилась именно эта магнитола, включает режим модема и начинает автоматически раздавать трафик. Таким образом можно автоматизировать процесс соединения, тогда можно и без сим-карты. Но способ такой не самый удобный и стабильный.
— И безлимитный интернет на телефонах сейчас еще не все провайдеры предоставляют, проще сим-карту для устройств специально взять. С зашитым трафиком, скажем, на видеохостинги, мессенджеры и музыку. И потом, если машина используется несколькими людьми, то этот способ не подойдет.
В итоге «айтишных» операций с Song Plus было произведено четыре: прошивка мультимедиа, русификация, установка «зеркала» BYD (BYD Dashboard) и установка голосового помощника. Причем фирменные приложения BYD нужно авторизовывать на определенных серверах, где они присваиваются конкретным автомобилям по VIN. И эти серверы не бесплатные, поэтому приходится торговаться. У Дениса и сотоварищей с такими серверами заключено партнерское соглашение.
— Денис, я так понимаю, автомобилей BYD в центральной части России намного больше, чем у нас на Дальнем Востоке или в том же Казахстане, где они официально продаются. Так вот там они уже русифицированы?
— Да, автомобили, которые продаются официально в Казахстане или, например, в самой «густонаселенной» автомобилями этой марки стране постсоветского пространства — Узбекистане, имеют так называемую «глобальную» версию мультимедиа. Но даже в этих странах люди предпочитают привозить для себя именно китайские версии для внутреннего рынка. В том числе потому что мультимедиа для глобального рынка и для внутреннего рынка различаются, причем не только по софту, но и по «железу». При этом всегда нужно держать в голове такой момент, что при прошивке китайского автомобиля всегда присутствует элемент русской (или китайской) рулетки. У тебя может все сходиться по версиям прошивки, совпадать все данные по конкретной модели, но на конкретном автомобиле или партии по отзывной кампании могли поменять «железо» в блоке управления мультимедиа, и после перепрошивки головное устройство просто умирает без возможности восстановления.
— Я понимаю, что у людей твоей специальности всегда есть свои технические секреты, которыми ты крайне неохотно делишься (ибо конкурент не дремлет), но тем не менее — поделись техническим закулисьем перепрошивки для самых наших гиковых читателей и зрителей.
— Прошивка делается с флешки. Главное, если мы говорим именно про BYD, нужно подобрать правильную версию прошивки, которая соответствовала бы конкретному чипсету на автомобиле. Далее для глобальных версий для обновления прошивки нужна авторизация по QR-коду, для внутренних машин другие механизмы. И вот только после того, как подобрана корректная прошивка, происходит непосредственно русификация. И для каждого автомобиля свой алгоритм. Для Tank это одни файлы, для BYD просто залитые файлы уже не подойдут, необходимо прямое подключение к блоку управления мультимедиа и работа непосредственно с блоком. Хотя в целом работа подобного рода почти со всеми китайскими автомобилями сродни таковой с Android. Поэтому для тех, кто давно занимается с этой операционкой, проблем глобальных быть не должно.
— Разве что риски другие. Одно дело «положить» смартфон или планшет, которые стоят условно до 100 000 рублей, и совсем другое — окирпичить головное устройство, которое обойдется в кругленькую сумму.
— Ну да, это сейчас, например, на тот же Tank 300 головное устройство можно уже найти за 100 000–150 000 рублей, а раньше продавались по 300 000…
— А если окирпичить головное устройство, его уже никак не восстановить?
— Восстановить можно, но на это требуется время, иногда немалое, а клиента же не оставишь без ГУ, например, на полгода, поэтому нужно искать замену.
Так что нам, можно сказать, повезло, все прошивки и языковые пакеты на наш BYD встали ровно (было бы обидно, если бы почти за 80 000 рублей встали неровно…). Осталось только сменить приветственное «кожаный ублюдок» на «мой господин». Ну и проверить, насколько вся эта программная модернизация будет стабильно работать.