Toyota обошла Tank, Jetour взлетел, АВТОВАЗ потерял. Что происходит на авторынке? Цифры и факты - «Автоновости»
Автор: Сергей Арбузов
Фото автора
Источник: ДромДанные постановок на учет по второму кварталу 2025 года пришли к нам в редакцию на фоне сообщений об огромных скидках на новые автомобили и резкого увеличении доли сбыта китайских моделей, собранных в России. Можно констатировать, что китайские компании адаптировались к принятой программе ежегодного увеличения утильсбора и дальнейшее давление на продукцию АВТОВАЗа с их стороны будет усиливаться. В свою очередь российский автогигант, отягощенный тремя недозагруженными производственными площадками, сам вынужден стимулировать спрос, предлагая на Гранту скидку в 442 тысячи рублей, на Весту — в 450 тысяч рублей. И при этом продукция АВТОВАЗа снова начала терять долю на рынке. Если в I квартале 2025 года Ладу выбирал почти каждый третий покупатель нового автомобиля в России, то во II квартале — только каждый четвертый.
Для начала посмотрим, какие перестановки произошли в верхней части «турнирной таблицы» российского рынка. Ожидаемо практически вдвое увеличил свои продажи бренд Belgee и смахнул с шестой позиции Омоду. В свою очередь Omoda пропустила вперед еще и Jetour, о чем мы скажем ниже. Во втором десятке Toyota относительно I квартала прибавила в продажах половину и уверенно вышла на 11-е место. Следующей жертвой японской марки может стать Exeed, хотя китайцы подстраховалсь и все-таки начали массовый выпуск своих машин на бывшем заводе Mercedes-Benz в Есипово: во II квартале дилеры уже продали почти тысячу подмосковных образцов, причем под оригинальным названием. Судя по всему, марку Esteo пока решили не задействовать.
Еще одним примечательным результатом стал рост BMW, которая относительно I квартала набрала на 60% покупателей больше. Как и в случае с Тойотой — это вовсе не точечные серые поставки, а самый настоящий параллельный импорт. Кстати, представительства «Тойота Мотор Рус» и «БМВ Русланд Трейдинг» никуда не делись и продолжают работу, пусть и в усеченном формате. При этом «Тойота Мотор Рус» в 2024 году показала прибыль в 2,4 миллиарда рублей. Для сравнения: прибыль представительства в пандемийном 2020 году составила 10,5 миллиарда, но тогда и завод в Санкт-Петербурге работал, и машины импортировали. У «БМВ Русланд Трейдинг» результаты скромнее, но свои 1,7 миллиарда в прошлом году компания в России заработала. В общем, BMW едва не настигла «Москвич», который по итогам II квартала остался лишь на 15-м месте, хотя еще в конце прошлого года уверенно занимал девятое, совсем немного уступая Омоде, находившейся тогда на шестом месте.
Стало быть, с непростого положения на «Москвиче» и начнем обзор ситуации по заводам. За II квартал марка сумела продать скромные 3700 машин — и это на 92 дилера! Получается, что в каждом салоне в месяц с апреля по июнь продавалось всего 13-14 «Москвичей». Этого недостаточно для выживаемости продавцов, тем более что цены на «Москвичи» — одни из самых низких на рынке, если не самые низкие: в мае — июне в салонах совершенно свободно можно было приобрести экземпляры «Москвича-3» без кредита и трейд-ин в пределах двух миллионов рублей. Напрямую с этой моделью конкурирует только Chery Tiggo 4 Pro калужской сборки.
Лидером продаж «Москвича» остается модель 3 с результатом 2851 шт. во II квартале, при этом доля образцов 2025 года выпуска — менее 70%. Для первого квартала такая картина была бы нормальной, но во втором она означает, что машины российской сборки с трудом находят владельцев. Про «Москвич-6» расскажем в отдельной заметке о продажах седанов и лифтбеков. Про электрический «Москвич-3е» уже, видимо, и рассказывать не придется, ибо, судя по нашей статистике постановок на учет, в 2025 году сборку электромобилей на заводе не вели. Не исключим, что таким образом освобождается место под будущий Atom, который все еще намечают к сборке на «Москвиче». Неудивительно, что при такой картине менеджмент не решается вывести на рынок «Москвич-8», который обещали дилерам еще в августе прошлого года! 21 мая «Москвичу-8» были начислены баллы локализации в количестве 1362, из которых 67 — за ГЛОНАСС, а 1295 — за НИОКР, причем срок действия баллов за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы истек уже… 27 мая! Таким образом, вряд ли серийная сборка модели начнется до того, пока завод не отчитается перед Минпромторгом новым объемом проведенных НИОКР, ибо включать в цену «Москвича-8» нынешние 667 400 рублей «утиля» — значит сделать его неконкурентоспособным. Неудивительно, что с апреля по июнь на учет встало всего 18 «Москвичей-8». Их оформили на юридических лиц, вероятнее всего, на сам завод, который уже и раздает их дилерам «на обкатку».
Каковы перспективы «Москвича»? Надежда на массовый выпуск Atom — слабая, вряд этот электромобиль найдет массового покупателя, поэтому остается надеяться на другой проект контрактной сборки, о котором мы уже упоминали. Работа идет вовсю: как мы сообщали, это будет не сборка моделей JAC под маркой «Москвич», а выпуск сторонней марки.
Плавно переходим на «Автотор», благодаря которому Jetour прибавил во II квартале аж 60%. Сотрудничество калининградского завода и этого китайского бренда, который не входит в куст брендов Chery, продвигаемых в России представительством «Чери Автомобили Рус», наглядно показывает, что и в текущих условиях застоя продаж можно показывать хороший результат. Из 9,6 тысячи автомобилей, проданных дилерами Jetour во II квартале, 4,1 тысячи пришлось на машины российской сборки. В основном пока собирают Dashing (3247 шт.).
Таким образом, можно констатировать, что после долгих попыток «Автотор» нашел нужного производственного партнера и в дальнейшем будет лишь усиливать локализацию: с учетом запущенной линии сварки и окраски кузовов, а равно — наличия льгот, полагающихся заводу по Федеральному закону «Об особой экономической зоне в Калининградской области», можно сказать, что «Автотор» претендует на то, чтобы вернуть себе прежние лидирующие позиции в российском автопроме.
Стало быть, ждем новостей из Калининграда по следующим проектам, ибо планы на выпуск машин здесь уже озвучили (публично или кулуарно): KGM, Changan и вроде как Omoda. О других «жителях» предприятия в Калининграде мы расскажем в отдельной заметке, посвященной «маленьким “китайцам”». Совершенно очевидно, что ставку на них топ-менеджмент уже не делает. Дело в том, что даже у Kaiyi, которая во II квартале увеличила сбыт в 2,5 раза, все проданные машины были выпущены в 2024 или в 2023 году.
Одним из центровых игроков российского рынка остается Haval, который в феврале нынешнего года начал отверточную сборку своей первой модели на сторонней площадке в Калуге. Речь о кроссовере M6. Импорт из Китая по ней прекратился еще в прошлом году — в этом году в сбыт идут лишь российские машины, хотя на складе осталось еще много китайских. Очевидно, что только с началом массового выпуска по полному циклу машина может вернуть себе прежние лидерские позиции.
Среди моделей Haval движения разнонаправленные: усиливают свои позиции самые локализованные кроссоверы — Jolion, прибавивший во II квартале 15%, и пара F7/F7x (+17%). А вот у Dargo, наоборот, ощутимый спад — почти наполовину! Технический родственник Джолиона кроссовер H3 тоже прилично теряет. Вполне может быть, это связано с полным переходом на сбыт российских моделей (ни одного образца H3 китайского выпуска во II квартале не продано) и заводу нужно какое-то время, чтобы разогнаться. Посмотрим, что будет дальше. В любом случае Great Wall, вложившая 700 миллионов евро в виде завода, занимает пока самое устойчивое положение по продажам и уверенно держится за Ладой.
Между тем с этого второго места Хавейл грозится сбросить не кто-нибудь, а директор белорусского завода BelGee Геннадий Свидерский. Именно для этого мощности белорусского предприятия увеличивают до 120 тысяч машин в год. Во II квартале всего с двумя моделями Х50 и Х70 марка BelGee поднялись на нашем рынке на шестое место и дышит в спину Чангану, у которого модельный ряд насчитывает сейчас аж 12 импортных наименований! Вне всякого сомнения, что следующей моделью BelGee, которая придет на российский рынок, станет седан S50, представляющий собой бейдж-инжиниринговую версию Emgrand. Напомним, что сборка S50 вовсю идет в Белоруссии, а в России пока продаются складские запасы Эмграндов 2023 и 2024 года, импортированные из Китая. Стало быть, нам остается дождаться начала поставок из Белоруссии, хотя кое-кто из наших собеседников намекнул нам на возможность локализации S50 на одной из российских площадок. Вряд ли, конечно, это имеет практический смысл, но в нынешней обстановке ничего исключать нельзя.
Сама Geely, слухи об уходе которой из России были опровергнуты официально, показывает уверенный, хотя и небольшой рост в условиях тотального импорта машин в Россию. Продажи увеличили все без исключения модели, однако, как говорится, есть вопросы. Складские запасы Tugella уже практически исчерпаны (продано только 14 машин), но Knewstar прекрасно продается — покупателя совершенно не смущает незнакомый бренд, ибо потребительские свойства машины на высоте. Другое дело, что в нынешнем году поставок из Китая по этой модели не было. Немного проданных образцов 2025 года выпуска и у Атласа — всего 19 шт., у Ситирея таких только 26, а у Окаванго — 0! Лишь Monjaro продолжают активно завозить в этом году из Китая. Картина по Атласу, Ситирею и Окаванго может говорить о двух вещах: либо эти модели уже готовят к российской (или белорусской) сборке, либо слухи если не об уходе, то о переформатировании Geely в России все-таки имеют под собой почву.
Jaecoo, в отличие от Омоды, с которой он идет в «маркетинговой связке», счастливо нашел свой российский завод. Сбыт машин нашей сборки пока невелик: из 4,7 тысячи проданных Jaecoo 891 кроссовер J7 изготовлен компанией «АГМ», входящий в разветвленную структуру «Арт-Финанс». Судя по всему, речь идет все-таки о бывшем заводе Hyundai в Санкт-Петербурге, ибо предприятие GM законсервировано, а на бывшем заводе VW в Калуге вовсю готовится сборка Tenet по полному циклу (приладка должна закончиться уже в июле). Переведут ли нынешние калужские модели — Tiggo 4 Pro, Tiggo 4, Tiggo 7 Pro MAX, Tiggo 8 на полный цикл, и вообще оставят ли их на этом заводе, пока неясно. Собственно, по Chery подробно ситуацию разбирать не будем — марка весьма динамично замещает импортные образцы на российские: во II квартале уже 66% всех проданных Чери были собраны в Калуге!
Ситуацию по продукции АВТОВАЗа кроме как тревожной назвать нельзя. С одной стороны, предприятие вынуждено вкладывать миллиарды в освоение новых моделей, с другой — должно тянуть сразу три производственные площадки, в разной степени недозагруженные. При этом в Ижевске выпускают Ларгус на платформе В0, а в Тольятти не понимают, на какую из трех ниток конвейера приткнуть Искру на платформе CMF-B LS, и потому хотят переносить ее сборку в Санкт-Петербург на бывший завод Nissan. При этом будет развиваться и модельный ряд на «тележке» Весты, на которой спроектировали (судя по всему, с помощью китайских партнеров) кроссовер Азимут. Две самые ходовые модели Веста и Гранта выпускаются практически без всякой унификации на разных платформах, и третья потенциально популярная модель Искра — еще на одной! При этом перевод Искры в Санкт-Петербург с учетом гигантского логистического плеча просто не поддается логическому объяснению. По-хорошему, надо снимать с производства Гранту и освобождать место для Искры в Тольятти. Формально выпуск Искры запустили еще в апреле, но до дилеров новинка до сих пор не доехала. По данным «Автоград-ньюс», на июль запланирован выпуск 450 товарных машин. Мы позвонили некоторым дилерам, в основном региональным, оказалось, что никто из них отгрузок Искры в июле не ждет. Между тем в пресс-службе АВТОВАЗа нас заверили, что в июле начнутся не только отгрузки Искры, но и продажи.
Гранта во II квартале чуть выросла по продажам, Веста и Niva Travel — упали. В целом с апреля по июнь марка Lada прибавила тысячу машин, и если смотреть на их количество в штуках, то дела обстоят вроде бы не так уж плохо, но если рассматривать перспективы, то, увы, не очень.
Сейчас три разные платформы (не считая внедорожников) тянут отечественного автогиганта в разные стороны как лебедь, рак и щука. Подробно по некоторым сегментам и моделям мы дадим отдельные материалы, а пока предлагаем ознакомиться с таблицами, где собраны результаты основных моделей рынка за II квартал и в целом за полугодие.
Продажи новых легковых автомобилей в РФ в 1 кв. 2025 года, шт.
Марка | 2 кв. 2025 | 1 кв. 2025 | 1–6 мес. 2025 | |
1. | Lada | 78 203 | 77 278 | 155 481 |
2. | Haval | 32 720 | 31 138 | 63 905 |
3. | Chery | 29 493 | 25 757 | 55 250 |
4. | Geely | 19 128 | 16 452 | 35 580 |
5. | Changan | 16 648 | 13 292 | 29 940 |
6. | Belgee | 11 588 | 6245 | 17 833 |
7. | Jetour | 9659 | 6046 | 15 805 |
8. | Omoda | 6828 | 6513 | 13 341 |
9. | Solaris | 6467 | 4013 | 10 480 |
10. | Exeed | 5204 | 4512 | 9716 |
11. | Toyota | 4892 | 3283 | 8175 |
12. | Jaecoo | 4773 | 5036 | 9809 |
13. | GAC | 4002 | 3350 | 7352 |
14. | Tank | 3961 | 4259 | 8220 |
15. | Moskvich | 3700 | 3659 | 7359 |
16. | BMW | 3256 | 2025 | 5281 |
17. | Lixiang | 2803 | 2329 | 5132 |
18. | Kaiyi | 2439 | 901 | 3340 |
19. | JAC | 2257 | 2307 | 4564 |
20. | Kia | 1972 | 1071 | 3043 |
Lada
Модель | 2 кв. 2025 | 1 кв. 2025 | 1–6 мес. 2025 |
Granta | 36 524 | 31 636 | 68 160 |
Vesta | 19 529 | 23 357 | 42 886 |
Niva Travel | 7520 | 8644 | 16 164 |
4x4 | 7957 | 7362 | 15 319 |
Largus | 6344 | 6139 | 12 483 |
Chery
Модель | 2 кв. 2025 | 1 кв. 2025 | 1–6 мес. 2025 |
Tiggo 7 Pro Max | 8628 | 11 139 | 19 767 |
Tiggo 4 Pro/4 | 12 132 | 9328 | 21 460 |
Tiggo Tiggo 8 Pro/8 Pro MAX | 2482 | 2601 | 5083 |
Arrizo 8 | 2324 | 1506 | 3830 |
Tiggo 9 | 1141 | 1165 | 2306 |
Haval
Модель | 2 кв. 2025 | 1 кв. 2025 | 1–6 мес. 2025 |
Jolion | 13 714 | 11 875 | 25 589 |
M6 | 5920 | 6111 | 12 031 |
F7/F7x | 5609 | 4771 | 10 380 |
H3 | 2985 | 3770 | 6755 |
Dargo | 1798 | 2726 | 4524 |
Geely
Модель | 2 кв. 2025 | 1 кв. 2025 | 1–6 мес. 2025 |
Monjaro | 7538 | 6216 | 13 754 |
Atlas | 3714 | 2950 | 6664 |
Coolray | 2531 | 1725 | 4256 |
Tugella (вкл. Knewstar 001) | 1477 | 1390 | 2867 |
Emgrand | 1066 | 1274 | 2340 |
Okavango | 1126 | 1002 | 2128 |
Changan
Модель | 2 кв. 2025 | 1 кв. 2025 | 1–6 мес. 2025 |
CS55 Plus/UNI-S | 7642 | 5856 | 13 498 |
CS35 Plus | 3533 | 2843 | 6376 |
UNI-K | 1161 | 1442 | 2603 |
UNI-T | 893 | 558 | 1451 |
Jaecoo
Модель | 2 кв. 2025 | 1 кв. 2025 | 1–6 мес. 2025 |
J7 | 3475 | 3597 | 7072 |
J8 | 1279 | 1439 | 2718 |
Jetour
Модель | 2 кв. 2025 | 1 кв. 2025 | 1–6 мес. 2025 |
Dashing | 5076 | 2839 | 7915 |
T2 | 1993 | 1705 | 3698 |
X70 Plus | 1611 | 989 | 2600 |
X50 | 780 | 336 | 1116 |