Мощность гибридного автомобиля: конь везет коня — плати за обоих - «Автоновости»
Автор: Дмитрий Башлыков («Электро-Тупичок»)
Фото Дрома и из открытых источников
Источник: Дром
Дром более года назад рассказывал, что при постановке на учет в РЭО ГИБДД гибридных автомобилей (оснащенных ДВС и электромашинами) в документах (ЭПТС, СОР ТС) стали в принудительном порядке суммировать мощность бензинового двигателя и электромашин, указанных в Соответствиях безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Что ведет к значительному завышению суммы оплачиваемого транспортного налога и ОСАГО. В последнее время (на момент публикации — ноябрь 2024), по информации, собранной автором в тематических группах, посвященных изучению данной проблемы, такие случаи стали происходить еще более массово и практически по всей стране.
Закон и история вопроса
Для начала давайте разберемся в сути проблемы — чем для владельца гибридного автомобиля грозит сложение лошадиных сил?
Порядок государственной регистрации автомобилей прописан в Федеральным законе «О регистрации транспортных средств» № 283-ФЗ от 03.08.2018 и Постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. N 1874 «Об утверждении Правил ведения государственного реестра транспортных средств» п.7.а. (далее — просто закон).
Согласно этим документам, нигде не говорится, что при постановке автомобиля на учет должны включаться какие-то другие параметры мощности, кроме ДВС. А показатели электромашин заносятся отдельно в категорию «Трансмиссия». Закон не предусматривает суммирования в регистрационных документах никаких данных о максимальной 30-минутной мощности электромашины. Данный закон принимали, учитывая международный опыт в этом вопросе.
Но теперь все изменилось. Давайте разбираться почему и с чего все началось?
В ноябре 2019 года на замену привычным бумажным ПТС пришли электронные (ЭПТС). Напомним, что в бумажных ПТС такая строка, как максимальная 30-минутная мощность электромашины, отсутствовала в принципе.
Первый зафиксированный факт суммирования мощности ДВС и электродвигателей произошел в декабре 2019 года. С тех пор такие случаи в РФ встречались, но не носили массового характера и были связаны, как правило, с «перегибами на местах» и даже личным мнением определенного начальника РЭО. Доходило до парадоксов: в разных РЭО даже одного города мощность гибридных силовых установок исчисляли каждый по-своему.
И тут пора разобраться.
Что такое электромашина?
Откуда взялся термин «электромашина»? В Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. № 122 утвержден порядок и пункты заполнения этого самого ЭПТС. Отдельной строкой выведены данные, относящиеся к ДВС, а для гибридного автомобиля добавилось положение с информаций об электромашине, которая является частью трансмиссии. Для электромобилей пункт с ДВС и вовсе исключили, а вместо него приводятся данные о марке, типе, рабочем напряжении и максимальной 30-минутной мощности электродвигателя.
Для понимания: электромашина — часть трансмиссии в гибридном автомобиле. Электродвигатель — мотор электромобиля.
Теперь двигаемся дальше в вопросах терминологии. 30-минутная мощность — откуда она взялась? И что такое пиковая мощность?
Если говорить совсем просто, 30-минутная максимальная мощность, указываемая в ПТС — это то, какую максимальную мощность выдает автомобиль в течение 30 минут непрерывной работы.
В Китае, Японии или США в документах на автомобиль не суммируются мощности, поэтому многие автопроизводители и не указывают в своих каталогах 30-минутную мощность. Просто вписывают мощность ДВС, иногда указывают максимальную пиковую мощность автомобиля, которую указывает сам производитель. Но в реестре РФ отсутствует параметр максимальная (или общая, суммированная) мощность. А в ГАИ эту мощность ДВС и пиковую мощность как сумму, рассчитанную на калькуляторе, вписывают в поле «Мощность ДВС». Указывая, что тип двигателя электробензиновый (все инженеры улыбнулись).
По сути, понятие 30-минутной мощности — это интерпретация методик ООН, которые пришли к нам вместе с электронными документами (ЭПТС). При ввозе в Россию гибридных автомобилей не было (и до сих пор нет) единой методики, откуда брать мощность для внесения в этот документ. Поэтому при заполнении СБКТС, а затем и ЭПТС мощность электромашин определяют кто во что горазд.
В случае с ДВС берется мощность по официальным каталогам либо просто показатели из маркировочной таблицы, нанесенной на кузове (например, для корейских или китайских импортированных автомобилей). Каких-либо отклонений от них не допускается, лаборатории боятся потерять лицензию, если будут искажать данные.
30-минутную мощность электромашин каждая лаборатория определяет в индивидуальном порядке. Чаще всего это будут данные из каталога — бумажного или из интернета (в том числе с Дрома), буклета, либо за основу может быть взята номинальная мощность производителя, указанная на сайте или в каталоге. Информацию также могут брать из сертификатов от производителей, технической документации, на заграничных сайтах, где прописана именно 30-минутная мощность, или других источников, которые лаборатория считает достоверными.
И это касается не только редких моделей, но и хорошо известных, таких как Toyota RAV4.
Мощность дополнительных электроустановок у нас в принципе не замеряется, так как нет и методики ее расчета. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в своих письмах-рассылках прямо указывает, что методика испытаний отсутствует. А в одном из своих документов пишет: «С учетом разнообразия вариантов конструкции гибридных автомобилей итоговая мощность гибридной силовой установки может принимать различные значения».
В этом случае Росстандарт выделяет, в том числе, и вариант, который сейчас и практикуется:
— сумма мощностей всех ДВС и всех электромашин.
При этом Росстандарт считает такую постановку вопроса некорректной.
Минпромторг также высказал свою точку зрения, что суммировать мощность ДВС и электромашин нельзя.
Тем не менее это происходит. Почему?
Начнем с теории. Автомобили с гибридным приводом отличаются тем, что у них помимо двигателя внутреннего сгорания устанавливаются еще и электродвигатели. Термин этот больше обывательский, чем технически правильный. С точки зрения автомобильной инженерии такие агрегаты правильнее называть электромашинами, они являются не двигателями, а генераторами и заменяют собой элементы трансмиссии.
Большая часть японских, европейских и корейских гибридных автомобилей работают по параллельной или последовательно-параллельной схеме. Основным движителем тут является обычный ДВС, а электромоторы подключаются в случае необходимости, получая энергию от того же ДВС. То есть автомобиль может работать как за счет ДВС, так и совмещая мощность ДВС и электромотора в наиболее эффективной пропорции. В большинстве гибридов в трассовых режимах подключение дополнительных моторов и вовсе не предусмотрено.
Особняком тут стоят последовательные гибриды, у которых отсутствует передача мощности ДВС на колеса. Движение автомобиля осуществляется исключительно от электромотора, который берет заряд от батареи. ДВС тут выступает исключительно в качестве генератора, вырабатывающего энергию, и за счет этого восстанавливает заряд батареи (так устроена схема почти всех китайских автомобилей и популярного в восточной части России Nissan e-power). Мощность электромотора всегда ограничена мощностью генератора, который работает за счет отбора мощности с того же ДВС.
Получается, что суммировать мощность ДВС и электромоторов в подавляющем большинстве случаев некорректно, так как такой совокупный показатель силовая установка не может выдать даже теоретически. В более редких случаях выдает его кратковременно, эпизодически, когда требуется пиковая нагрузка (скажем, одномоментно при резком ускорении при обгоне в магистральном режиме).
Почему же начали массово суммировать мощность ДВС и электромашин?
Все изменилось после того, как год назад по подразделениям регистрационных отделений ГИБДД было разослано распоряжение Начальника Госавтоинспекции МВД России М. Черникова, в котором указывалось, что «при оснащении транспортного средства одновременно двигателем внутреннего сгорания и электрическим двигателем, в случае совмещения их работы и приведения в движение такого транспортного средства всеми установленными на нем двигателями (то есть непосредственно участие в движении принимают все двигатели, независимо от порядка их участия: последовательное, параллельное, совместное, отдельное и т. п.), в соответствии с разъяснениями Минфина России, подержанными Верховным Судом Российской Федерации, следует учитывать суммарно указанные в технической документации на транспортное средство максимальную 30-минутную мощность электродвигателя и мощность двигателя внутреннего сгорания».
На момент написания материала распоряжением главного инспектора руководствуются во всех регистрационных подразделениях Госавтоинспекции. В итоге при постановке на учет суммируются все мощности, которые указаны в ЭПТС. Исключение (пока) составляют последовательные гибриды, при регистрации которых указывают суммарную мощность только электромашин. О чем указано в том же письме Черникова отдельным абзацем. При этом зачастую инспектор не может определить тип гибридного автомобиля, что вызывает путаницу и затягивает время регистрации, приводит к ошибкам. Известны случаи, когда после жалобы в МВД на некорректность регистрации (определения типа гибридного автомобиля) автовладельцу приходится вновь ехать в РЭО для исправления ошибки: перепутали последовательный и параллельный гибрид.
По поводу сложения мощностей всех двигателей гибридных автомобилей Черникову год назад задавали вопрос в программе «Главная дорога» на НТВ. И тогда он обещал разобраться. С тех пор уже прошел год, никаких изменений не случилось.
Мы сделали выборку объявлений на Дроме и увидели, что суммирование мощности двигателей происходит в подавляющем большинстве случаев. Причем не всегда это просто сложение. Вот характерные примеры.
Toyota Voxy 1.8 Hybrid ZS Kirameki 2017 года. Мощность ДВС — 99 л.с. Мощность электромашин (каталожная) — 87 л.с. (60 кВт). Мощность по регистрационным документам — 149 л.с.
Toyota Prius 1.8 Premium Touring Selection 2016 года. Мощность ДВС — 99 л.с. Мощность электромашин (каталожная) — 72 л.с. (53 кВт). Мощность по регистрационным документам — 172 л.с.
Toyota Alphard Hybrid 2.5G 4WD. Мощность ДВС (каталожная) — 152 л.с. Мощность электромашин (каталожная) — 143+68 л.с. (105+50 кВт). Мощность по регистрационным документам — 200 л.с.
Что отсюда следует?
Автомобилей с гибридными силовыми установками в России не так уж много — менее пяти процентов от общего количества, в основном в Сибири и на Дальнем Востоке. В большинстве случаев они регистрируются сложением мощности ДВС и электромашин. Гораздо реже — когда итоговая мощность это не сложение каталожных данных, а совершенно другие цифры.
Разбираемся, как это работает
Как мы уже сказали, лаборатории иногда сами определяют мощность гибридного автомобиля — исходя из своих представлений о прекрасном. И таких показателей может быть сколь угодно много.
Рассмотрим это на примере известного автомобиля Toyota RAV4. В гибридном исполнении с 2,5-литровым 178-сильным двигателем с одним либо двумя электромоторами. В соответствии с каталогом, размещенным на сайте Toyota в Японии, мощность электромоторов составляет 88 кВт (передний) и 40 кВт (задний), что в переводе в л.с. путем простого арифметического действия (умножения на 1.36) получается 119,68 л.с. (передний) и 54,4 л.с. (задний).
Ранее в подавляющем большинстве случаев (за исключением упомянутого ранее волюнтаризма) в документ вносилась мощность исключительно ДВС, то есть 178 л.с.
Сейчас же при постановке на учет Toyota RAV4, оснащенного ДВС 178 л.с. и двумя электромашинами мощностью 119,68 л.с. и 54,4 л.с., получаем в СТС суммарную мощность всех двигателей, то есть 352,08 л.с. Бывают и иные (меньшие) значения. Тут зависит от того, какие показатели внесут в лабораториях, выдающих СБКТС, данные из которых идут в ЭПТС и затем в ГАИ. Единой методики-то нет.
Затем эти данные передаются регистрационными отделениями в налоговую, которая в дальнейшем выставляет на их основании транспортный налог. В результате владелец экологичного и технологичного автомобиля в Москве должен оплатить транспортный налог 52 812 рублей. Хотя до 2022 года точно такой же автомобиль при постановке на учет получал 178 л.с. и налог 8900 рублей. Шестикратная разница! Для сравнения, не оснащенный электромотором Toyota RAV4 продавался в России официально с заявленной мощностью ДВС в 199 л.с. и налогом в Москве в размере 9950 рублей.
В соответствии с официальными европейскими документами, полученными владельцем от производителя, для RAV4 с электромашинами максимальная мощность равна 222 л.с. То есть автомобиль до постановки на учет в РФ был 222 л.с., а после регистрации станет (в зависимости от ситуации) 258, 280 или даже 352 л.с. (реальные примеры).
Ситуацию, которая сейчас сложилась с гибридными автомобилями, можно охарактеризовать одной емкой фразой: Конь везет в повозке коня, а платить нужно, будто оба коня скачут.
>Другие статьи из раздела «Автоправо и автострахование»
>
999879
436
Ставим на учет по-новому. Десять главных изменений правил регистрации автомобиля
>
39187
271
Разбор ДТП. Зимний обгон
>
19617
431
«Паркон» им только снится: зачем местные власти по примеру Москвы увеличивают зону платной парковки?
>
17551
67
Разбор ДТП. Когда параллельные пересекаются
>
16355
105
СИМ-СИМ, откройся! Что будет с электросамокатами и моноколесами?