Блог BYD Song Plus. Шитье — дело тонкое. Пытаемся перепрошить BYD на русский язык в Хабаровске - «Автоновости»
Автор: Егор Климов
Фото и видео: Евгений Штыгайло
Источник: ДромПотрошить редакционные электромобили — это уже своего рода наша визитная карточка. Но в этот раз сие действие было необходимо произвести исключительно в полезных, а не экспериментальных целях. Да и не потрошить даже, а так — скинуть бардачок, чтобы извлечь блок телематики и впаять слот под российскую сим-карту. Электромобилю — интернет, сервисменам — опыт и деньги, оператору сотовой связи — новый абонент. BYD — Benefit Your Dreams!
Итак, в прошлых выпусках мы рассказали, как вполне комфортно и успешно добрались из Владивостока в Хабаровск. Главной нашей целью, как вы помните, была русификация нашего китайского электромобиля и установка российских приложений. Джибитишных зарядок в Хабаровске нет, но есть крутые специалисты, которые работают на удаленке от компании «Ксанави». Мы, кстати, с прошивками от этой конторы уже сталкивались, когда прошивали Nissan Leaf ZE-1 на русский язык.
Что мы будем делать, точнее, будут делать ребята из СТО «Колесница»? В нашем чистокровном «китайце» BYD программное обеспечение на английском языке, но половина функций не работает, потому что нам нужен WeChat, который работает с китайской e-Sim. Мы к кудесникам отвертки и паяльника приехали за 800 километров для того, чтобы они сделали что-то с этим.
— В Питере, в Иркутске, где у вас еще есть филиалы?
— По всей России много филиалов, но на Дальнем Востоке именно представителей «Ксанави» нет. Но мы с ними договорились, они дали добро пользоваться их ПО.
— На многих китайских автомобилях можно сделать либо русификацию, либо установить дополнительные приложения. Получается, эти прошивки ребята делают в Питере и рассылают по филиалам?
— Да, они все это настраивают, мы заливаем.
— Какие самые частые клиенты из китайских автомобилей?
— Большая часть — это Haval.
— А BYD?
— Ну, ваш первый.
— При общении в мессенджере нас люди в Питере попросили написать версию прошивки, потому что, видимо, не все версии пока поддаются обновлению.
— Да, версии разные бывают. Сначала будет зона ответственности Александра. Его работа — это по большей части железо. То есть это работа с блоками, установка SIM-карт и оборудования. Далее подключится другой специалист Леонид, он уже будет работать удаленно непосредственно с софтом.
— Очень странная ситуация получилась со стоимостью работ. Когда я изначально разговаривал с ребятами, была озвучена стоимость 30 000 рублей, потом стала 60 000 рублей, потом 80 000 рублей. Расскажите мне, пожалуйста, что за ценообразование такое? И что сюда включено будет за эти деньги?
— Стоимость программного обеспечения 60 000 рублей и 20 000 установка сим-карты.
— То есть сим-карта будет, я так понимаю, выпаиваться?
— А вот это мы посмотрим, потому что не везде это можно сделать.
— В общем, у нас по итогу должна быть русификация и сим-карта, которая раздает интернет, да?
— Ну что-то типа того, симка будет не раздавать интернет, она будет давать сеть непосредственно на основное головное устройство, а с головного устройства вы уже можете раздавать точку доступа на всех, кто находится в автомобиле. Здесь, скорее всего, стоит так называемый T-box с e-Sim, будем смотреть, есть ли слот под сим-карту физическую, если нет, то будем впаивать.
— А где он в BYD находится? У Zeekr вроде как надо полтачки разобрать, чтобы до него добраться.
— Ну да, там он в багажнике находится. Здесь, скорее всего, недалеко. Ну так, по информации, которую собрали предварительно. Вот здесь, в районе бардачка должен находиться слот под сим-карту.
Музыка, Кинопоиск, RuStore, Навигатор и YouTube — все это есть на прошитых Зикрах 001. А у нас вот пока нет
— Сколько на твоем счету сломанных тачек, точнее, сделанных?
— Сломанных из «китайцев» еще ни одной, а сколько сим-карт сделал, я уже даже и не сосчитаю…
— То есть востребованная функция?
— На Хавейлах — очень.
— А почему все хотят это сделать? Какие-то проблемы с машиной?
— Проблемы в основном начинаются с активации мастер-аккаунта. Допустим, есть знакомые китайцы, которые могут помочь активировать аккаунт, но eSIM, которая идет в штатные блоки телематики, просто не достает до нас, нет зоны покрытия. Есть у нас города и поселки, где ловит китайская связь. Некоторые ездят туда и активируют через знакомого китайца. Но для того, чтобы никуда не ездить, люди и впаивают российские сим-карты.
Пока Александр разбирал приборную панель, чтобы извлечь T-Box, мы снова задались вопросом: почему нельзя установить на BYD программное обеспечение дистанционно, не наматывая 1600 километров до Хабаровска и обратно? Ведь мы уже заливали на Nissan Leaf русскую прошивку удаленно, через Артема Тюменцева. Он приехал, подключил ноутбук, 20 минут прошло — и русский язык появился.
— По Лифам сейчас еще проще: берется обычная карта, вставляется в компьютер. Покупаешь у них лицензию, они скидывают образ, и все — готово.
— Но ведь это тоже как-то можно сделать удаленно, во Владивостоке найти какого-нибудь человека, который будет этим заниматься, и все. Тем более у нас край японских автомобилей, тут такая услуга востребована.
— Они не всем дают представительство.
— Видимо, так все устроено из соображений безопасности. Чтобы не воровали софт.
— Наверное. Особенно на популярные модели. BYD не так много пока, да?
— Друг видел одну серую во Владивостоке, но он не в курсе, это «электричка» была или гибрид. А так все, мы пока в гордом одиночестве катаемся. И когда встал вопрос прошивки и русификации, начали обзванивать все конторы, к этому причастные. И все, как один, отвечали: «Ну вы приезжайте, оставляйте машину на неделю, поковыряемся. Но не факт, что получится». То есть они хотели на этой машине поэкспериментировать, потому что у них нет ни софта, ни блоков. Они перешивали всякие Мерседесы, Джили, а таких «внутренних» китайцев — нет. А просто оставлять машину для того, чтобы они там что-то сломали и не знали, что потом с этим делать — не вариант. Проще все-таки потратить два дня и приехать к тем людям, у которых хотя бы софт есть. Потому что у реселлеров в Казахстане, например, сразу все нормально прошивается, и языки там наши есть.
— Ну там BYD гораздо больше, видимо.
— Вообще, в европейской части электромобилей этого бренда много, в Казахстане много. За рубежом, кстати, тоже немало, в том же Таиланде и Вьетнаме.
Тем временем Александр уже снял несколько салонных панелей и увидел блок телематики, для свободного доступа к которому надо было все-таки снять весь бардачок целиком. Кстати, работники сервиса отметили, что у «китайцев» очень жесткие клипсы. Они хорошо фиксируют панели, но, по сути, одноразовые и панели «отодрать» непросто.
«Надо было приезжать на Voyah Free. Вот он разбирается сказочно», — резюмировал Александр после того, как за полчаса смог демонтировать перчаточный ящик. Ни одной клипсы, кстати, умудрился не сломать.
Когда до T-box удалось добраться, потребовалось отключить питание электромобиля, чтобы снять блок. Его в теории можно скинуть и «на живую», но крайне не рекомендуется. Рисковать не стали и клеммы скинули. Александр извлек блок, и, как он и предполагал, штатного слота под сим-карту не оказалось, поэтому следующим шагом стала впайка лотка для сим-карты.
Демонтировав блок телематики, сняв пломбу и перепаяв блок, мы торжественно лишились заводской гарантии BYD. А-та-та
После того как установили слот для сим-карт в головное устройство, надо было ждать, когда проснется северная столица и примется удаленно устанавливать нужное программное обеспечение. Эта процедура, как правило, занимает от 20 минут до полутора часов, так что, возможно, в этот день спецы не управятся. В любом случае мы решили машину оставить в сервисе, а в это время погулять, посмотреть город. Машина заодно подзарядится в боксе. А на следующий день уже посмотрим, что у них получилось…
…Но не только на следующий, но и на третий день в Хабаровске хорошие новости нас так и не настигли. То, ради чего мы сюда приехали, не совсем получилось. Точнее, вообще не получилось. Специалисты сервиса попытались объяснить, что конкретно не срослось и что мы с этим дальше будем делать.
Александр: «У меня была простая задача — установка сим-карты. Блок телематики, к счастью, нашелся довольно быстро, ни одной клипсы в процессе разборки и сборки не пострадало. Симку отпаяли, поставили в блок, вставили в слот, все закрепили, вывели, провод сам тоже закрепили, чтобы его, если случайно дернуть, не вырвать. Сейчас в слот можно вставлять сим-карту и в машине будет интернет, можно пользоваться теми сервисами, что предустановлены в Китае. Скажем, чтобы в дороге не было скучно, можно смотреть ТикТоки».
20 000 рублей — и в Хабаровск мы возвращаемся уже с интернетом на борту
У Леонида, который занимался непосредственно софтом, задача была сложнее. В том числе потому, что сам софт от него не зависел — его должны были предоставить специалисты из Санкт-Петербурга.
Леонид: «К сожалению, ничего не получилось, так как у ребят из Xanavi то ли не хватило времени, то ли не оказалось нужного программного обеспечения. Я так и не понял, в чем именно была причина, но ничего не состоялось. С моей стороны все было подготовлено, сколько попыток было, это три дня потраченных, три долгих вечера, но у них так и не получилось».
— Я так понимаю, что они должны были залить какую-то прошивку, мы здесь, в Хабаровске, должны были подсоединить ноутбук, залить прошивку непосредственно в головное устройство. Она туда отказалась вставать или что?
— Суть такова, что сначала закачивается обновление на флешку и через нее делается принудительное обновление магнитолы на новую версию, чтобы уже на новую версию накатить русификацию. Но так как у них с обновлением что-то пошло не так и не получилось обновить, соответственно, и русификация не встанет. До тех пор, пока не встанет нормальное обновление.
— Что сказала контора относительно этого автомобиля? Мы это оставляем так, мы это как-то решаем?
— Вообще они планировали успеть к данному часу обновить, но, опять же, у них не хватило времени.
— Ну они три дня нам говорили, что хотят обновить. При этом у них был день до того, как я ехал, неделя до того, как мы договаривались на конкретную дату. Я вчера просто общался с ребятами, там некий Матвей этим вопросом занимался, он сказал, что в течение дня все решится. Это не решилось, сегодня это опять не решилось, хотя они сегодня даже раньше начали. Проблема еще в том, что у Питера и Хабаровска семь часов разницы, и когда в Хабаровске уже заканчивается трудовой день (а здесь ребята все оставались допоздна), у них там что-то не клеилось. И что нам теперь делать? Мы будем ждать всех во Владивостоке или надо будет еще раз ехать в Хабаровск?
— Нет, в Хабаровск уже не надо будет ехать, так как они говорят, что во Владивостоке вас поймают и там уже все продолжат делать, но уже без нас.
Публикуем рабочую переписку с менеджерами Xanavi. Связь, как вы можете заметить, весьма прерывистая. Ценник меняется ощутимо, хотя если смотреть на озвученную в итоге стоимость за установку сим-карты, перепрошивку с русификацией и установку приложений, то он, как говорится, в рынке. Правда, не совсем понятно, за что 30 000 рублей в графе «Установка приложений», ведь при наличии интернета и 1 apk. файла RuStore приложения можно скачать и установить самим. Но в этом еще предстоит разбираться. Также стоит отметить, что из-за того, что BYD — новинка, на него нет готовых проверенных прошивок, которые гарантированно встают в головное устройство, а проверять новые прошивки можно только при наличии автомобиля. Если бы у «Ксанави» были свои люди во Владивостоке, которым они могли бы доверить софт, то и в Хабаровск ехать не пришлось бы — тестовые прошивки можно было бы накатывать одну за другой прямо во Владивостоке, пока не получится. Посмотрим, как контора теперь решит этот вопрос с нами во Владивостоке, без доверенных хабаровских лиц
Однако единственное, чего получилось добиться — звонок от директора и диалог в довольно грубой форме, краткое содержание которого можно уместить в дипломатичной фразе «если что-то не нравится, можем вернуть деньги». Естественно, без учета расходов на проживание и питание за все дни безрезультатного ожидания. Забегая вперед, русскую прошивку в итоге нам сделает умелец из Владивостока, но об этом уже в следующих выпусках.
А пока... Пока мы будем подтверждать выявленную поездкой в Хабаровск дальнобойность BYD — она оказалась неплохой и соответствующей заявленным характеристикам. Мы установили в головное устройство сим-карту, чтобы в машине был интернет. Осталось лишь махнуть обратно во Владивосток. Ехать решили в ночь, стартовав в 20.30–21.00, доехать 230 километров до Лучегорска, там переночевать, попутно добив заряд 7-киловаттной зарядкой, и на следующий день достичь Владивостока на имеющемся заряде. С китайским языком и ТикТоками.