Автор: Сергей Арбузов
Фото автора
Источник: ДромДанные постановок на учет по второму кварталу 2025 года пришли к нам в редакцию на фоне сообщений об огромных скидках на новые автомобили и резкого увеличении доли сбыта китайских моделей, собранных в России. Можно констатировать, что китайские компании адаптировались к принятой программе ежегодного увеличения утильсбора и дальнейшее давление на продукцию АВТОВАЗа с их стороны будет усиливаться. В свою очередь российский автогигант, отягощенный тремя недозагруженными производственными площадками, сам вынужден стимулировать спрос, предлагая на Гранту скидку в 442 тысячи рублей, на Весту — в 450 тысяч рублей. И при этом продукция АВТОВАЗа снова начала терять долю на рынке. Если в I квартале 2025 года Ладу выбирал почти каждый третий покупатель нового автомобиля в России, то во II квартале — только каждый четвертый.
Для начала посмотрим, какие перестановки произошли в верхней части «турнирной таблицы» российского рынка. Ожидаемо практически вдвое увеличил свои продажи бренд Belgee и смахнул с шестой позиции Омоду. В свою очередь Omoda пропустила вперед еще и Jetour, о чем мы скажем ниже. Во втором десятке Toyota относительно I квартала прибавила в продажах половину и уверенно вышла на 11-е место. Следующей жертвой японской марки может стать Exeed, хотя китайцы подстраховалсь и все-таки начали массовый выпуск своих машин на бывшем заводе Mercedes-Benz в Есипово: во II квартале дилеры уже продали почти тысячу подмосковных образцов, причем под оригинальным названием. Судя по всему, марку Esteo пока решили не задействовать.
Еще одним примечательным результатом стал рост BMW, которая относительно I квартала набрала на 60% покупателей больше. Как и в случае с Тойотой — это вовсе не точечные серые поставки, а самый настоящий параллельный импорт. Кстати, представительства «Тойота Мотор Рус» и «БМВ Русланд Трейдинг» никуда не делись и продолжают работу, пусть и в усеченном формате. При этом «Тойота Мотор Рус» в 2024 году показала прибыль в 2,4 миллиарда рублей. Для сравнения: прибыль представительства в пандемийном 2020 году составила 10,5 миллиарда, но тогда и завод в Санкт-Петербурге работал, и машины импортировали. У «БМВ Русланд Трейдинг» результаты скромнее, но свои 1,7 миллиарда в прошлом году компания в России заработала. В общем, BMW едва не настигла «Москвич», который по итогам II квартала остался лишь на 15-м месте, хотя еще в конце прошлого года уверенно занимал девятое, совсем немного уступая Омоде, находившейся тогда на шестом месте.

Стало быть, с непростого положения на «Москвиче» и начнем обзор ситуации по заводам. За II квартал марка сумела продать скромные 3700 машин — и это на 92 дилера! Получается, что в каждом салоне в месяц с апреля по июнь продавалось всего 13-14 «Москвичей». Этого недостаточно для выживаемости продавцов, тем более что цены на «Москвичи» — одни из самых низких на рынке, если не самые низкие: в мае — июне в салонах совершенно свободно можно было приобрести экземпляры «Москвича-3» без кредита и трейд-ин в пределах двух миллионов рублей. Напрямую с этой моделью конкурирует только Chery Tiggo 4 Pro калужской сборки.


Лидером продаж «Москвича» остается модель 3 с результатом 2851 шт. во II квартале, при этом доля образцов 2025 года выпуска — менее 70%. Для первого квартала такая картина была бы нормальной, но во втором она означает, что машины российской сборки с трудом находят владельцев. Про «Москвич-6» расскажем в отдельной заметке о продажах седанов и лифтбеков. Про электрический «Москвич-3е» уже, видимо, и рассказывать не придется, ибо, судя по нашей статистике постановок на учет, в 2025 году сборку электромобилей на заводе не вели. Не исключим, что таким образом освобождается место под будущий Atom, который все еще намечают к сборке на «Москвиче». Неудивительно, что при такой картине менеджмент не решается вывести на рынок «Москвич-8», который обещали дилерам еще в августе прошлого года! 21 мая «Москвичу-8» были начислены баллы локализации в количестве 1362, из которых 67 — за ГЛОНАСС, а 1295 — за НИОКР, причем срок действия баллов за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы истек уже… 27 мая! Таким образом, вряд ли серийная сборка модели начнется до того, пока завод не отчитается перед Минпромторгом новым объемом проведенных НИОКР, ибо включать в цену «Москвича-8» нынешние 667 400 рублей «утиля» — значит сделать его неконкурентоспособным. Неудивительно, что с апреля по июнь на учет встало всего 18 «Москвичей-8». Их оформили на юридических лиц, вероятнее всего, на сам завод, который уже и раздает их дилерам «на обкатку».

Каковы перспективы «Москвича»? Надежда на массовый выпуск Atom — слабая, вряд этот электромобиль найдет массового покупателя, поэтому остается надеяться на другой проект контрактной сборки, о котором мы уже упоминали. Работа идет вовсю: как мы сообщали, это будет не сборка моделей JAC под маркой «Москвич», а выпуск сторонней марки.
Плавно переходим на «Автотор», благодаря которому Jetour прибавил во II квартале аж 60%. Сотрудничество калининградского завода и этого китайского бренда, который не входит в куст брендов Chery, продвигаемых в России представительством «Чери Автомобили Рус», наглядно показывает, что и в текущих условиях застоя продаж можно показывать хороший результат. Из 9,6 тысячи автомобилей, проданных дилерами Jetour во II квартале, 4,1 тысячи пришлось на машины российской сборки. В основном пока собирают Dashing (3247 шт.).
Таким образом, можно констатировать, что после долгих попыток «Автотор» нашел нужного производственного партнера и в дальнейшем будет лишь усиливать локализацию: с учетом запущенной линии сварки и окраски кузовов, а равно — наличия льгот, полагающихся заводу по Федеральному закону «Об особой экономической зоне в Калининградской области», можно сказать, что «Автотор» претендует на то, чтобы вернуть себе прежние лидирующие позиции в российском автопроме.
Стало быть, ждем новостей из Калининграда по следующим проектам, ибо планы на выпуск машин здесь уже озвучили (публично или кулуарно): KGM, Changan и вроде как Omoda. О других «жителях» предприятия в Калининграде мы расскажем в отдельной заметке, посвященной «маленьким “китайцам”». Совершенно очевидно, что ставку на них топ-менеджмент уже не делает. Дело в том, что даже у Kaiyi, которая во II квартале увеличила сбыт в 2,5 раза, все проданные машины были выпущены в 2024 или в 2023 году.
Одним из центровых игроков российского рынка остается Haval, который в феврале нынешнего года начал отверточную сборку своей первой модели на сторонней площадке в Калуге. Речь о кроссовере M6. Импорт из Китая по ней прекратился еще в прошлом году — в этом году в сбыт идут лишь российские машины, хотя на складе осталось еще много китайских. Очевидно, что только с началом массового выпуска по полному циклу машина может вернуть себе прежние лидерские позиции.


Среди моделей Haval движения разнонаправленные: усиливают свои позиции самые локализованные кроссоверы — Jolion, прибавивший во II квартале 15%, и пара F7/F7x (+17%). А вот у Dargo, наоборот, ощутимый спад — почти наполовину! Технический родственник Джолиона кроссовер H3 тоже прилично теряет. Вполне может быть, это связано с полным переходом на сбыт российских моделей (ни одного образца H3 китайского выпуска во II квартале не продано) и заводу нужно какое-то время, чтобы разогнаться. Посмотрим, что будет дальше. В любом случае Great Wall, вложившая 700 миллионов евро в виде завода, занимает пока самое устойчивое положение по продажам и уверенно держится за Ладой.



Между тем с этого второго места Хавейл грозится сбросить не кто-нибудь, а директор белорусского завода BelGee Геннадий Свидерский. Именно для этого мощности белорусского предприятия увеличивают до 120 тысяч машин в год. Во II квартале всего с двумя моделями Х50 и Х70 марка BelGee поднялись на нашем рынке на шестое место и дышит в спину Чангану, у которого модельный ряд насчитывает сейчас аж 12 импортных наименований! Вне всякого сомнения, что следующей моделью BelGee, которая придет на российский рынок, станет седан S50, представляющий собой бейдж-инжиниринговую версию Emgrand. Напомним, что сборка S50 вовсю идет в Белоруссии, а в России пока продаются складские запасы Эмграндов 2023 и 2024 года, импортированные из Китая. Стало быть, нам остается дождаться начала поставок из Белоруссии, хотя кое-кто из наших собеседников намекнул нам на возможность локализации S50 на одной из российских площадок. Вряд ли, конечно, это имеет практический смысл, но в нынешней обстановке ничего исключать нельзя.


Сама Geely, слухи об уходе которой из России были опровергнуты официально, показывает уверенный, хотя и небольшой рост в условиях тотального импорта машин в Россию. Продажи увеличили все без исключения модели, однако, как говорится, есть вопросы. Складские запасы Tugella уже практически исчерпаны (продано только 14 машин), но Knewstar прекрасно продается — покупателя совершенно не смущает незнакомый бренд, ибо потребительские свойства машины на высоте. Другое дело, что в нынешнем году поставок из Китая по этой модели не было. Немного проданных образцов 2025 года выпуска и у Атласа — всего 19 шт., у Ситирея таких только 26, а у Окаванго — 0! Лишь Monjaro продолжают активно завозить в этом году из Китая. Картина по Атласу, Ситирею и Окаванго может говорить о двух вещах: либо эти модели уже готовят к российской (или белорусской) сборке, либо слухи если не об уходе, то о переформатировании Geely в России все-таки имеют под собой почву.


Jaecoo, в отличие от Омоды, с которой он идет в «маркетинговой связке», счастливо нашел свой российский завод. Сбыт машин нашей сборки пока невелик: из 4,7 тысячи проданных Jaecoo 891 кроссовер J7 изготовлен компанией «АГМ», входящий в разветвленную структуру «Арт-Финанс». Судя по всему, речь идет все-таки о бывшем заводе Hyundai в Санкт-Петербурге, ибо предприятие GM законсервировано, а на бывшем заводе VW в Калуге вовсю готовится сборка Tenet по полному циклу (приладка должна закончиться уже в июле). Переведут ли нынешние калужские модели — Tiggo 4 Pro, Tiggo 4, Tiggo 7 Pro MAX, Tiggo 8 на полный цикл, и вообще оставят ли их на этом заводе, пока неясно. Собственно, по Chery подробно ситуацию разбирать не будем — марка весьма динамично замещает импортные образцы на российские: во II квартале уже 66% всех проданных Чери были собраны в Калуге!


Ситуацию по продукции АВТОВАЗа кроме как тревожной назвать нельзя. С одной стороны, предприятие вынуждено вкладывать миллиарды в освоение новых моделей, с другой — должно тянуть сразу три производственные площадки, в разной степени недозагруженные. При этом в Ижевске выпускают Ларгус на платформе В0, а в Тольятти не понимают, на какую из трех ниток конвейера приткнуть Искру на платформе CMF-B LS, и потому хотят переносить ее сборку в Санкт-Петербург на бывший завод Nissan. При этом будет развиваться и модельный ряд на «тележке» Весты, на которой спроектировали (судя по всему, с помощью китайских партнеров) кроссовер Азимут. Две самые ходовые модели Веста и Гранта выпускаются практически без всякой унификации на разных платформах, и третья потенциально популярная модель Искра — еще на одной! При этом перевод Искры в Санкт-Петербург с учетом гигантского логистического плеча просто не поддается логическому объяснению. По-хорошему, надо снимать с производства Гранту и освобождать место для Искры в Тольятти. Формально выпуск Искры запустили еще в апреле, но до дилеров новинка до сих пор не доехала. По данным «Автоград-ньюс», на июль запланирован выпуск 450 товарных машин. Мы позвонили некоторым дилерам, в основном региональным, оказалось, что никто из них отгрузок Искры в июле не ждет. Между тем в пресс-службе АВТОВАЗа нас заверили, что в июле начнутся не только отгрузки Искры, но и продажи.


Гранта во II квартале чуть выросла по продажам, Веста и Niva Travel — упали. В целом с апреля по июнь марка Lada прибавила тысячу машин, и если смотреть на их количество в штуках, то дела обстоят вроде бы не так уж плохо, но если рассматривать перспективы, то, увы, не очень.
Сейчас три разные платформы (не считая внедорожников) тянут отечественного автогиганта в разные стороны как лебедь, рак и щука. Подробно по некоторым сегментам и моделям мы дадим отдельные материалы, а пока предлагаем ознакомиться с таблицами, где собраны результаты основных моделей рынка за II квартал и в целом за полугодие.
Продажи новых легковых автомобилей в РФ в 1 кв. 2025 года, шт.
|
Марка |
2 кв. 2025 |
1 кв. 2025 |
1–6 мес. 2025 |
1. |
Lada |
78 203 |
77 278 |
155 481 |
2. |
Haval |
32 720 |
31 138 |
63 905 |
3. |
Chery |
29 493 |
25 757 |
55 250 |
4. |
Geely |
19 128 |
16 452 |
35 580 |
5. |
Changan |
16 648 |
13 292 |
29 940 |
6. |
Belgee |
11 588 |
6245 |
17 833 |
7. |
Jetour |
9659 |
6046 |
15 805 |
8. |
Omoda |
6828 |
6513 |
13 341 |
9. |
Solaris |
6467 |
4013 |
10 480 |
10. |
Exeed |
5204 |
4512 |
9716 |
11. |
Toyota |
4892 |
3283 |
8175 |
12. |
Jaecoo |
4773 |
5036 |
9809 |
13. |
GAC |
4002 |
3350 |
7352 |
14. |
Tank |
3961 |
4259 |
8220 |
15. |
Moskvich |
3700 |
3659 |
7359 |
16. |
BMW |
3256 |
2025 |
5281 |
17. |
Lixiang |
2803 |
2329 |
5132 |
18. |
Kaiyi |
2439 |
901 |
3340 |
19. |
JAC |
2257 |
2307 |
4564 |
20. |
Kia |
1972 |
1071 |
3043 |
Lada
Модель |
2 кв. 2025 |
1 кв. 2025 |
1–6 мес. 2025 |
Granta |
36 524 |
31 636 |
68 160 |
Vesta |
19 529 |
23 357 |
42 886 |
Niva Travel |
7520 |
8644 |
16 164 |
4x4 |
7957 |
7362 |
15 319 |
Largus |
6344 |
6139 |
12 483 |
Chery
Модель |
2 кв. 2025 |
1 кв. 2025 |
1–6 мес. 2025 |
Tiggo 7 Pro Max |
8628 |
11 139 |
19 767 |
Tiggo 4 Pro/4 |
12 132 |
9328 |
21 460 |
Tiggo Tiggo 8 Pro/8 Pro MAX |
2482 |
2601 |
5083 |
Arrizo 8 |
2324 |
1506 |
3830 |
Tiggo 9 |
1141 |
1165 |
2306 |
Haval
Модель |
2 кв. 2025 |
1 кв. 2025 |
1–6 мес. 2025 |
Jolion |
13 714 |
11 875 |
25 589 |
M6 |
5920 |
6111 |
12 031 |
F7/F7x |
5609 |
4771 |
10 380 |
H3 |
2985 |
3770 |
6755 |
Dargo |
1798 |
2726 |
4524 |
Geely
Модель |
2 кв. 2025 |
1 кв. 2025 |
1–6 мес. 2025 |
Monjaro |
7538 |
6216 |
13 754 |
Atlas |
3714 |
2950 |
6664 |
Coolray |
2531 |
1725 |
4256 |
Tugella (вкл. Knewstar 001) |
1477 |
1390 |
2867 |
Emgrand |
1066 |
1274 |
2340 |
Okavango |
1126 |
1002 |
2128 |
Changan
Модель |
2 кв. 2025 |
1 кв. 2025 |
1–6 мес. 2025 |
CS55 Plus/UNI-S |
7642 |
5856 |
13 498 |
CS35 Plus |
3533 |
2843 |
6376 |
UNI-K |
1161 |
1442 |
2603 |
UNI-T |
893 |
558 |
1451 |
Jaecoo
Модель |
2 кв. 2025 |
1 кв. 2025 |
1–6 мес. 2025 |
J7 |
3475 |
3597 |
7072 |
J8 |
1279 |
1439 |
2718 |
Jetour
Модель |
2 кв. 2025 |
1 кв. 2025 |
1–6 мес. 2025 |
Dashing |
5076 |
2839 |
7915 |
T2 |
1993 |
1705 |
3698 |
X70 Plus |
1611 |
989 |
2600 |
X50 |
780 |
336 |
1116 |