«Правый руль»: тенденции декабря-2024 - «Автоновости»
Автор: Максим Маркин
Фото автора и из открытых источников
Источник: Дром
В последнем нашем материале, вышедшем в июле нынешнего года, мы рассказывали о том, что на рынке в Японии случился дефицит подержанных машин, на фоне чего на аукционах начался рост цен. Как изменилась ситуация к концу года? Об этом и других событиях, не менее важных, чем ценовая конъюнктура, мы поговорили с представителями фирм-импортеров Carwin, «Япония-Транзит» (обе из Владивостока) и «Фаворит-Моторс» (Иркутск).
Возите деньги в ручной клади?
В конце ноября под очередной пакет санкций попали более 50 российских банков. И среди них ключевые в нашей теме ББР, Промсоцбанк и Примтеркомбанк. Так как через эти банки в основном и шла оплата инвойсов (зарубежных счетов за экспортируемые товары). В нашем случае — перевод денег в Японию для платежей за купленные там «праворульки». На связи с островами остались только два банка. Катастрофа, и надо начинать возить деньги в Японию «налом» и мешками? Или направление продолжит работать в штатном порядке?
— Влияние этого пакета санкций я бы разделил на две составляющие — для клиентов и для импортеров (последнее сказывается на всей отрасли). В первом случае это серьезно усложняет перевод средств в Японию тем потребителям, которые живут в городах/регионах, где нет оставшихся «в деле» банков (а их филиалов по стране, в принципе, немного). Чтобы сделать это, нужно, скажем, съездить в областной центр или соседний край.
Казалось бы, самое простое решение — перевести средства на расчетный счет компании-импортера, и пусть она сама оплачивает инвойс. Но клиент из регионов нередко опасается идти на такую операцию — вдруг обманут. А в родном городе или районе услугу предоставляет лишь посредник, который переводом средств в Японию не занимается.
Другая проблема — даже в Приморье далеко не все фирмы могут сделать перевод. Причем сейчас наладить финансовые контакты с японской стороной, как отмечают игроки рынка, крайне сложно. Поэтому клиенту опять же предлагается заняться оплатой автомобиля самостоятельно.
— Оставшиеся в процессе банки, думаю, увеличат комиссию за переводы денег в Японию. Но это кардинально не отразится на конечной стоимости автомобилей. Проблема для нас как импортеров и для всего рынка в том, что эти банки будут ограничивать количество таких переводов в целом. Чтобы оно кратно не возросло, и они сами не попали «в зону особого внимания», а затем — под санкции. При этом оплата криптовалютой до сих пор — экзотика. Рядовому потребителю из регионов разобраться в том, как перевести рубли в «крипту», крайне сложно.
— Безусловно, переводить деньги стало труднее. И хотя увеличения комиссии мы пока не замечаем, с лимитами переводов от банков сталкиваемся. Но что интересно, с Японией в этом плане работать проще — все-таки 30 лет сотрудничества. А вот из Китая платежи часто возвращаются. Естественно, не потому, что они какие-то сомнительные и тем более откровенно криминальные. Просто китайцы, кажется, больше опасаются вторичных санкций. После объявления последнего пакета они вообще на неделю закрыли прием платежей. «Крипту» также проверяют на криминальное происхождение. Тем не менее работать пока можно.
— Скажу кратко: деньги идут долго, бывают их возвраты, криптовалюта работает, но ее также проверяют. И хотя есть подобные проблемы, системы оплаты в целом работают. Мешками наличные деньги пока не возят.
Мягкие гибриды: можно или нельзя?
В первой половине ноября появилась любопытная информация о том, что японцы пересмотрели свое отношение к экспорту в РФ так называемых «мягких» гибридов. То есть тех, где батарея и электромотор лишь помогают ДВС. Здесь самые востребованные модели — Honda, поэтому в первую очередь вопрос о них.
— По нашей информации, в списках разрешенных на вывоз в Россию есть, скажем, 1,3-литровый Fit (то есть второго поколения, с вариатором и гибридной системой IMA, — прим. авт.).
А хэтчбек с 1,5 л (третье поколение, «робот», система i-DCD, — прим. авт.) — запрещен.
Вообще существует сайт, где есть список «запрещенки», на который, как нам известно, ориентируется японская таможня. Сами мы пока не возили. «Санкционкой» вообще не занимаемся и по Хондам не видим смысла рисковать.
На том сайте, кстати, в список mild hybrid входят Freed и Freed Spike первого поколения, Insight второй генерации, CR-Z, Shuttle. А вот все то из Honda, что выпускалось после, в списках не значится.
— Знаем, что к вывозу в РФ разрешены мягкие гибриды Suzuki — модели Hustler, Swift, Solio, Xbee, Ignis. Погоды на нашем рынке эти автомобили и их модификации не делали и не сделают. Тот же Solio берут и без электродовеска. По Хондам нет однозначной информации. Будем их ввозить только тогда, когда появится уверенность, что не завернут. Но если разрешат даже гибриды Honda, глобально наполнение рынка это не изменит.
— Несмотря на то, что наша компания занимается ввозом санкционных автомобилей, мягкие гибриды Honda мы еще не доставляли. Речь ведь идет о компактных машинках. Они недороги, и если везти их через третьи страны, прибавка к стоимости будет слишком велика. А ввозить напрямую из Японии мы на данный момент не рискуем.
«Санкционка»: пошли не только «Прадики»
Мы рассказывали, что в начале июля в Японии задержали россиянина, занимавшегося экспортом судовых двигателей, мото- и гидроциклов. Похоже, это была разовая акция предупреждения. А обыски в японских фирмах и арест их счетов, информация о которых до нас доходила, так и не вылились в массовые закрытия компаний-импортеров. О приостановке работы кого бы то ни было вообще не слышно. Российские импортеры даже из тех, кто не хочет рисковать деньгами клиентов и репутацией, отмечают — японцы хотят работать с нашей страной и на определенные процессы смотрят сквозь пальцы. Поэтому исследованные маршруты через Южную Корею, Китай, Малайзию, Индонезию, Гонконг и Монголию работают. Какие-то выходят дороже и быстрее. Другие, напротив, дешевле и дольше. Стандартный срок поставки через третьи страны — в районе двух месяцев. Доплата за желание обладать гибридом или автомобилем с двигателем более 1900 «кубиков» будет в пределах $3000–4000. А, скажем, через Монголию автомобиль будет идти до четырех месяцев. Зато к стоимости нужно будет приплюсовать порядка $1500–2000. Для сравнения, прямой маршрут Япония — Владивосток занимает месяц.
— Конечно, прежде всего, для поставки кружным путем клиент выбирает дорогие автомобили — Alphard, Prado (цены приведем в конце статьи, — прим. авт.).
Однако заказывают и гибриды Toyota Noah, и все модели-клоны.
Пользуется популярностью Harrier и другие среднеразмерные кроссоверы с 2,0-литровыми двигателями и/или гибридными установками.
Берут и RAV4. Однако из Японии он выходит дороже, чем из Китая — 3,2 миллиона против трех. Поэтому все чаще, если правому рулю есть леворульная замена, выбирают последнюю.
Маленькие гибриды Toyota, Nissan и других марок, как и мягкие гибриды Honda, доставлять кружным путем смысла нет. За 1,3–1,4 млн Note e-Power не выглядит выгодным приобретением. За миллион — другое дело. Но об особенностях доставки «запрещенки» говорили выше.
Дефицит продолжается, цены подрастают
В июле этого года мы рассказывали, что рост цен на японских аукционах складывался из нескольких факторов. Свое влияние оказала девальвация иены (со 100–105 до 160 за доллар). Не мог не сказаться дефицит автомобилей, который получился по итогам сокращения производства в ковидные года и перебоев с поставками микросхем. Как следствие, в 2024 году возник недостаток машин «проходных» годов (в возрасте от трех до пяти лет). Наложились и санкции, после принятия которых россиянам стало невозможно приобрести самые ходовые модели и модификации. Иными словами, общий объем доступного для экспорта в РФ предложения дополнительно сократился. По разным оценкам, «санкционка» достигала до 60-70% от всего того, что поставлялось в нашу страну.
И на этом фоне осенью 2023-го начался покупательский бум. Подобное сочетание привело к перекосу цен в пользу неподсанкционных автомобилей, которые ранее столько стоить попросту не могли. Мы приводили примеры того, что, например, трехлетний Honda Stepwgn с небольшим пробегом оценивался на аукционах дороже, чем в свое время в Японии новый.
То же касалось Honda Vezel, Toyota Corolla Fielder и многих других не запрещенных исполнений популярных моделей. По нашим прикидкам, подержанные автомобили в этот период были дороже, чем в свое время новые, на 6–9%. При этом гибридные модификации сохраняли ценовую разницу — подержанные стоили все же дешевле новых. В целом же, как отмечали представители бизнеса по поставке японских автомобилей, конечные цены на ходовые автомобили тогда выросли на 15–20%. Какова ситуация сейчас?
— На нынешние цены также влияет масса факторов. Курс рубля к доллару, который только что увеличивался скачкообразно, а потом пополз вниз. Курс японской валюты к доллару, что снизился до 150–152 иен. Все еще сказывается дефицит автомобилей. А с середины сентября начался спад продаж. Мы ожидали, что во второй половине года пиковым по продажам будет ноябрь. Лучшим оказался август. Стабильно же печальный по заказам декабрь становится и вовсе провальным из-за всех описанных процессов, главный из которых — девальвация рубля. При этом мы не видим традиционного раньше снижения цен на аукционах. Напротив, по нашим наблюдениям, на популярные модели они даже выросли примерно на 10%. В сумме автомобили прибавили в итоговой стоимости до 20%. Step, который летом стоил 2,2–2,3 млн, теперь приходит за 2,6–2,7 млн Fielder (в середине года 1,4 млн) обходится в 1,6–1,65 млн.
Почему японцы для оживления спроса не снижают цены? Видимо, достигнут некий предел демпинга, и владельцы лучше оплатят неустойку аукциону, чем будут отдавать дешевле, чем планировали. Снимут с торгов и подождут лучших времен. Это тоже последствия дефицита.
— По нашим наблюдениям цены на аукционах все-таки упали, на отдельные модели до 16–18%. Но это не компенсирует падения рубля, и в последнее время мы видим итоговый рост стоимости. Больше же на спросе сказалось то, что потенциальный потребитель в момент резкого падения рубля решил, что вкладывать деньги в автомобиль сейчас не самое выгодное дело. Может быть, считают, что этот кризис пройдет и дальше будет лучше и дешевле. Сильно повлияли на это нынешние банковские ставки по вкладам. У нас были расторжения уже заключенных договоров, что клиентами объяснялось так — сейчас положу деньги в банк, заработаю, а позже вернусь к покупке машины.
В результате в ноябре начался активный спад. В декабре вместо обычного падения спроса на 10–20% мы видим вполовину меньше заказов.
— Сложно сейчас вывести общие тенденции ценообразования на аукционах. Где-то видим повышение цены на 5–15%, в других случаях снижение на те же проценты. Что же касается конечной стоимости в Приморье, то, на наш взгляд, по сравнению с июлем она в среднем выросла на 10%. Нынешний декабрь по количеству клиентов как минимум не лучший, однако такие периоды уже бывали.
Популярные и не очень
Что почти неизменно в «праворульном» направлении, по крайней мере, с момента введения санкций по гибридам и объему двигателя, так это пул популярных моделей. Хотя тут тоже имеются определенные корректировки.
— Топ-3 — это, пожалуй, Step, Fielder текущего поколения и Freed.
Вообще весь массовый спрос по японским «праворулькам» можно разделить на две составляющие. С одной стороны, клиент желает максимально свежий автомобиль по минимальной цене. Приобретает Sienta, Vitz, Fit, Freed и другой аналогичный «городской компакт».
Хорошо заходит Corolla Rumion, по которой удается уложиться в миллион рублей.
Во-вторых, покупка автомобиля в районе двух миллионов. Фаворит здесь Subaru Levorg. Вместе с ним неплохо заказывают компактные кроссоверы — Toyota Raize/Daihatsu Rocky и C-HR, Honda Vezel.
Меньшей популярностью пользуются различные Мазды — Axela, CX-3, CX-30, CX-4, CX-5. Или, скажем, Subaru Impreza.
Откровенно плохо находит покупателей Corolla в кузове E210. Внутри она небольшая, включая универсал. И сравнительно дорогая — до двух миллионов.
Напротив, двухобъемные автомобильчики чуть больше кей-каров — Suzuki Solio и близнецы Toyota Roomy/Tank, Daihatsu Thor и Subaru Justy — из разряда устойчиво заказываемых.
— Stepwgn после запрета гибридов стал единственным доступным крупным вэном. А до миллиона заказывают Fit, Note, Vitz, естественно, без электроначинки. За 1,1 млн. можно приобрести Wish второго поколения.
В полтора миллиона попадает, к примеру, Ractis 2015–2016 годов выпуска.
Есть и аутсайдеры. Corolla Cross и Yaris Cross еще дороги для своих компактных габаритов. Fit текущего поколения отталкивает внешностью. В пику Allion/Premio, еще недавно относительно востребованным, теперь выбирают модели универсальные, а эти седаны D-класса совсем перестали заказывать.
Кей-каров, как всегда, берут сравнительно немного.
Праворульные «европейцы» котируются до сих пор. Отдельные компании-импортеры говорят, что доля их даже увеличилась — с 15–20% до 30–35%. Формат же не изменился — везут с маленьким турбомотором. В виде «санкционки» они из Японии почти не идут.
Зато разных «немцев» приобретают в Корее.
— Нам стабильно заказывают Mercedes-Benz и BMW стоимостью порядка 10 000 000 рублей. Другой тренд — покупка там «немцев» старше пяти лет.
— Везем Audi Q7, Hyundai Palisade, Kia Sorento и Mohave. По самому минимуму можно привезти Kia Morning (Picanto) за 1,1 млн. и Kia K3 (Cerato) за 2,0–2,1 млн. Цены на внутреннем рынке Кореи несколько упали. Но колебания стоимости там всегда были не такими значительными, как в Японии.
— В Корее можно приобрести K3 и Samsung XM3 (Renault Arkana, оба примерно за 2,0 млн), K5 (2,5 млн), Sportage (3,0 млн). Хотят Hyundai Palisade за 3,5 млн, а он сейчас стоит 4,5…
Несмотря на то, что цены в Китае практически не отреагировали на покупательскую способность россиян, оттуда продолжают заказывать и новые автомобили, и подержанные.
— Везем из Китая новую Camry (около 4,0 млн), Li (от 5 млн) и Civic (2,4 млн). «Равик» больше котируется бэушный (порядка 3,0 млн), как и CR-V (2,7 млн).
Из китайских моделей устойчивым спросом пользуется Geely Coolray (1,65–1,7 млн). Начинает завоевывать популярность 4,6-метровый переднеприводный кроссовер Forthing T5 Evo (1,7–1,8 млн).
— Потребитель отчасти уже начинает отворачиваться от Японии и разворачиваться к Китаю. Хотели, например, купить CR-V на островах за 3,3 млн. В итоге приобрели за 3,1 млн в КНР. Хорошо заказывают Coolray и другие «внутренние» модели.
И все-таки есть определенные автомобили, которыми рынок перенасытился. Знаю, что Monjaro в город завезли несколько десятков и долго не могут распродать.
От себя добавим, что из КНР иногда приходят интересные экземпляры, такие, как Subaru XV и Nissan X-Trail.
Что касается оформления, то ничего нового нет. Временная регистрация в ДФО по-прежнему работает, очереди отсутствуют, стоимость СВХ в пределах 30 000–35 000 рублей.
По поводу перспектив рынка «праворулек» у бизнесменов от импорта разные мнения. Кто-то смотрит в будущее с оптимизмом. Других сильно напрягает отключение банков от платежной системы SWIFT. И в этом они видят едва ли не кончину этого направления. Задаются вопросом «а как переводить, если…»? И с ужасом ожидают возможного железного занавеса для всех банков без исключения. Что касается вероятного оживления рынка после зимнего спада, то считают, что нужно подождать до февраля-марта. И посмотреть, насколько потенциальный потребитель привыкнет к такому курсу, который в следующем году, не исключено, будет уже по 110–115 рублей за доллар. Сейчас некоторым все еще кажется, что такие колебания больше бьют по психике, а не по реальной возможности приобретения автомобиля.
Иное дело, что на место «праворулек» приходят «китайцы»: «мы думали, что их вообще брать не будут, а ведь берут». Вот только это в ценовом сегменте от 1,5–1,7 млн. А все Фиты, Витцы, Фриды и Филдеры объективно нечем заменить.
Стоимость автомобилей во Владивостоке после таможенной очистки и всех оформлений
Автомобили | Стоимость в ноябре 2023 года, руб. | Стоимость в июле 2024года, руб. | Стоимость в декабре 2024 года, руб. |
Nissan Note e-Power 2019 г. | 1 100 000–1 875 000* | 1 050 000–1 650 000* | 1 300 000–1 400 000** |
Toyota Prius 2008–2009 гг. | 985 000–1 070 000* | 590 000–1 150 000* | 1 050 000–1 200 000* |
Honda Fit 2019 г. | 900 000–1 340 000 | 1 000 000–1 350 000 | 1 170 000–1 400 000 |
Toyota Corolla Fielder 2010–2011 гг. | 820 000–1 100 000 | 850 000–1 200 000 | 980 000–1 280 000 |
Honda Freed 2019 г. | 1 300 000–1 650 000 | 1 350 000–2 050 000 | 1 410 000–2 100 000 |
Toyota Noah/Voxy 2015–2016 гг. | 1 780 000–2 445 000* | 1 750 000–2 270 000* | 2 500 000–2 700 000** (2020–2021 гг.) |
Honda Stepwgn 2019 г. | 1 350 000–2 000 000 | 1 850 000–2 200 000 | 1 800 000–2 700 000 |
Toyota Alphard/Vellfire 2019 г. | 3 790 000–5 390 000* | 3 500 000–5 500 000* | 3 200 000–5 000 000** (2020–2021 гг.) |
Toyota Harrier 2019 г. | 2 450 000–3 900 000* | 2 620 000–4 020 000* | 2 800 000–3 200 000** (2020–2021 гг.) |
Nissan X-Trail 2019 г. | 2 180 000–3 000 000* | 2 120 000–3 000 000* | 2 150 000–2 880 000* |
TLC Prado 2019 г. | 4 440 000–5 450 000* | 4 100 000–5 600 000* | 3 800 000–4 300 000** (2020–2021 гг.) |
Toyota RAV4 2019 г. | 2 965 000–4 050 000* | 2 850 000–4 000 000* | 3 200 000–3 300 000** (2020–2021 гг.) |
Subaru Forester 2019 г. | 2 600 000–3 500 000* | 2 450 000–3 160 000* | 2 500 000–3 250 000* |
Honda CR-V 2019 г. | 2 350 000–2 850 000 | 2 400 000–3 000 000 | 2 450 000–3 100 000 |
Honda Vezel 2019 г. | 1 450 000–2 100 000 | 1 660 000–2 265 000 | 1 670 000–2 100 000 |
* Санкционные автомобили в продаже во Владивостоке, то есть уже с наценкой продавцов и заявляемые как без пробега по РФ
** Санкционные автомобили, поставляемые через третьи стран