«Мерседес сегодня» против «Лады вчера»: Citroen C5 Aircross vs FAW Bestune T77 - «Автоновости»
Автор: Сергей Арбузов
Фото автора
Источник: Дром
Результат сегодняшнего сравнительного теста можно было бы заключить во фразе, которую я услышал от коллеги по редакции при встрече на съемке: «И зачем ты устроил это избиение младенца?». Да, разница между «калужским французом» Citroen C5 Aircross и несостоявшейся Lada X-Cross 5 (она же — герой нашего материала FAW Bestune T77) оказалась почти такой же разительной, как и в случае нашего недавнего сравнения Subaru WRX с Omoda S5 GT. Однако если в том сравнительном тесте результат был заведомо понятен, то для оценки взаимных претензий в паре Citroen C5 Aircross и FAW Bestune T77» требовалось очное сопоставление машин. Все-таки оба участника — компактные кроссоверы, оба — переднеприводные, у обоих подвеска задних колес организована через торсионную балку. Вот только ведут себя на дороге эти машины совершенно по-разному…
Помнится, в 2019 году на первом тест-драйве Citroen C5 Aircross, проходившем в Марокко, я изрядно покритиковал машину: то подвеска громыхнет на выбоине близ Марракеша, то на подъезде к деревеньке в Атласских горах передача с задержкой «лепестком» включится. Да… Кто бы мог подумать тогда, что через пять лет C5 Aircross с его совершенно выдающейся плавностью хода — аккурат как у DS 1955 года, только еще и с «эффектом ковра-самолета», будет восприниматься в наших широтах посланцем далеких и прекрасных миров. Посланцем, который в неблагоприятной обстановке международной напряженности каким-то чудом материализовался на конвейере калужского завода ПСМА.
Получив калужский Ситро, мы первым делом убедились, что автомобиль — действительно собран на ПСМА, причем именно по циклу SKD-4, а не с прикручиванием колес, как до недавнего времени собирали тот же «Москвич 3»: наклейка с вин-номером у Ситроена одна — российская, и сам номер совпадает с тем, что выбит на кузове (отодвигаем правое переднее сиденье до упора, снимаем пластиковую заглушку и обнаруживаем нужные цифры). Формально модель запустили на наш рынок в 2019 году, аккурат перед кризисом полупроводников, когда Европа из-за низкой маржинальности российских продаж ограничила отгрузки на наш рынок, поэтому до событий февраля 2022 года автомобиль не успел набрать «рыночный ход». Поскольку экземпляры калужской сборки начали распространять по дилерам только в мае, результаты по первому полугодию будут небольшими
FAW Bestune T77 заступил на наш рынок в конце 2021 года: первые 40 машин были отгружены дилерам в декабре. Казалось бы, в связи с событиями следующего года только и делай, что успевай завозить новые экземпляры из Чанчуня. Увы: за год на учет встали только 503 машины, притом что в 2023 году покупатели востребовали лишь 305 образцов. Тогда же была предпринята неудачная попытка начать сборку машинокомплектов отверточным методом на бывшем заводе Nissan, но в итоге с китайцами любовь у АВТОВАЗа так и не сложилась, поэтому FAW, в отличие от Chery Tiggo 7 Pro, так и не стал Ладой. Отметим, что наши регулярные объезды московских дилеров показывают, что зачастую T77 остается невостребованным достаточно долго: встречаются и двух-, и трехгодичные экземпляры. К слову, в первом квартале нынешнего года не было продано ни одной машины 2024 года выпуска — посмотрим, что будет дальше…
Большим и темным пятном на «гидропневматическую» репутацию Citroen легло сотрудничество с BMW, вылившееся в двигатель EP6, который поначалу не отличался высокой надежностью. Французский менеджмент быстро сориентировался и еще в 2012 году начал модернизацию. Список устраненных неисправностей впечатляет: преждевременное растяжение цепи ГРМ, засор клапанов механизма регулировки фаз, образование нагара на клапанах ГРМ, образование нагара в системе смазки турбокомпрессора, разрыв мембраны клапана-маслоотделителя клапанной крышки, закоксовка поршневых колец, течь масла из-под прокладок кронштейна масляного фильтра, течь масла через проводку электрического клапана масляного насоса, короче говоря, всего перечислять не будем, самое главное, что последние крупные работы в части исправления недостатков были закончены в 2017 году, и с тех пор лично для меня этот этот двигатель стал одним из самых желанных — примерно как BMW M50. Что же касается конкретно Citroen C5 Aircross, его агрегат семейства EP6 5G06 (шифр — по ОТТС) — одна из самых сильных сторон этой машины.
Интересно, что в отличие от французских версий C5 Aircross, поставлявшихся к нам до февраля 2022 года из Европы, на калужской уже отсутствует кнопка Eco на центральном тоннеле, которая хотя и делала машину «овощной», давала ощутимую экономию горючего, в том числе за счет такой фишки, как отсоединение двигателя от трансмиссии при сбросе газа при некоторых режимах движения. Впрочем, и без кнопки Eco нынешняя версия C5 Aircross позволяет при плотном городском движении легко выходить из 10 л/100 км. А вот кнопка Sport осталась — активируем ее и получаем вброс адреналина от BMW: обороты подскакивают, передачи начинают переключаться позже, при этом никакой нервозности в поведении. Другое дело, что вне зависимости от выбранного режима удобство управления тягой в Ситро остается на самом высоком уровне. Динамика — тоже хороша, по крайней мере до городских 50–60 км/ч машина пуляет очень быстро, затем тяга несколько спадает, и из десяти секунд выйти не удается, но все равно впечатления от динамики остаются хорошие
Разгон по прямой — одна из немногих позиций, по которой Bestune T77 может конкурировать с французом, при этом одним из несомненно положительных качеств «китайца» стала относительно широкая полка максимума момента: от 1500 до 4350 об/мин. Мы неоднократно указывали, что именно из-за ее узости машинам из КНР часто не хватает тяги при обгоне попутного транспорта на загородной трассе. А вот экономичностью двигатель CA4GB15TD-30, увы, похвастать не может и проигрывает «французу» минимум один литр на «сотню» на трассе, а в городе разрыв увеличивается. При этом у Bestune T77 еще и очень маленький для компактного кроссовера бак — всего 45 литров, в который можно заливать только АИ-95. При интенсивной езде указатель топлива ползет вниз буквально на глазах… К сожалению, радости от работы с педалью газа здесь меньше, чем в Ситроене, только переключение в спортивный режим делает отклик мотора на действия с педалью газа более чувствительным
К слову, «автомат» с двумя сцеплениями у Bestune T77 чуть-чуть недокалиброван: может иногда дернуть — либо при старте, либо при маневрировании с низкими скоростями, правда, в основном — на холодном силовом агрегате: после прогрева даже в вялотекущих пробках он у Т77 не выкидывает коленца. А вот при попытке езды с ручным выбором ступеней или при интенсивном разгоне в автоматической программе Sport коробка «толкается» куда как более явственно — настолько, что я быстро прекратил «ручные» упражнения, побоявшись вывести агрегат из строя. Кстати, в Т77 не очень внятно организовано переключение в спортивный режим: когда джойстик находится в D, нужно качнуть его еще раз на себя, однако часто это получается сразу при переводе из «паркинга», и уже через некоторое время водитель замечает, что едет в «спорте». Одно время такая же история была у некоторых моделей VW. Думается, излишне говорить, что 8-ступенчатый гидромеханический «автомат» Aisin на Ситро ведет себя безупречно. Собственно, эту коробку уже взяли на вооружение многие китайские производители
Другой, более важный и, пожалуй, ключевой недостаток Bestune — высокий уровень трансмиссионного шума. Скажу честно, такого я не помню очень давно — на всякий случай коллеги по редакции поездили и полностью согласились: после двухчасового маршрута, пройденного со средними скоростями, шуметь начинает уже в голове у водителя. Особенно сильно трансмиссионный шум слышен при сбросе газа при скоростях около 80 км/ч. Собственно, и в целом шумоизоляция салона у Т77 не на высоте, даже если убрать эту составляющую — и аэродинамика, и шины, и мотор прекрасно слышны в салоне.
К моему удивлению, не все в порядке оказалось с акустическим комфортом и у Ситроена. Прекрасно помню свои ощущения от первой поездки на машине в 2019 году: шума в салоне не слышно практически вообще ни в каком из режимов движения. В этот раз я быстро понял, в чем дело: у европейской машины, на которой я ездил пять лет назад, боковые стекла были двойными, а вот у нашего калужского экземпляра, которому комплект для сборки по методу SKD-4 подбирают в разных странах, они одинарные. Даю сигнал менеджменту «Автомобильных технологий»: двойные боковые стекла нужно включить в перечень локализации компонентов не одним из первых пунктов, а вот буквально первым, ибо акустический комфорт в салоне наряду с комфортом подвески — это очень важно.
Интерьер FAW, в общем-то, не вызывает ассоциации со вчерашним днем, однако качество материалов и эргономических решений (отсутствие регулировки руля по вылету, «слепые» кнопки из серебристого пластика на центральной панели) наводит на мысль: цена машины не соответствует ее позиционированию даже в нынешнем китайском рыночном окружении. Правда, при покупке T77 действует прямая скидка в 350 000 рублей. Мы неоднократно писали, что таким образом китайские производители компенсируют утилизационный сбор, пускай и в основном на машины 2023 года выпуска, которых у дилеров осталось с избытком даже по состоянию на середину июня. Кстати, напомним, что FAW — не просто крупнейшая автостроительная компания КНР, но еще и государственная, первый завод которой — да-да, построили советские специалисты. В этом смысле будут компенсировать и полмиллиона, а то и миллион
Искусственная кожа обивки сидений могла бы быть и получше. Отсутствие поясничного подпора, памяти положений, наклона подушки переднего водительского сиденья, не говоря уже об электрических регулировках пассажирского сиденья, говорит о том, что FAW T77 в своем нынешнем виде отстал даже от китайских конкурентов, представленных в России. Вполне может быть, его рестайлинговая версия, которая продается сейчас в Китае (модель «российского образца» уже снята с продаж), в этом плане ушла вперед
К этим же рассуждениям — несколько фото устаревшей графики щитка приборов и центрального щитка «мультимедийки» с изображениями системы кругового обзора. Впрочем, по щитку ключевая претензия вовсе не к графике. Дело в том, что вот конкретно при моем росте (176 см) и правильной посадке верхняя часть щитка приборов остается скрытой за ободом руля. Я не видел ни времени, ни температуры наружного воздуха, ни сигналов указателей поворота. Впрочем, не исключено, что на щитке меньшего размера — диагональю 8 дюймов вместо 12,3 (он идет в базовой комплектации), вся информация видна хорошо
Салон Ситроена — совсем другое дело. Сразу переносишься в мир европейской эргономики, приятных на ощупь материалов, дизайнерской фантазии, с которой не только отдыхает глаз, но которая и делает интерьер уютным и домашним. Увы, по нынешним временам за все это придется заплатить как за среднеразмерный китайский кроссовер: с учетом прямой скидки, которая составляет 300 000 рублей за машину 2024 года, получаем четыре миллиона. Чтобы перехватить покупателей у аналогичных по цене «китайцев», нужно вливать огромные средства в рекламу, зазывая людей в салоны, а затем всеми правдами и неправдами сажать их за руль, иначе покупатель просто не поймет, за что платить
А платить, поверьте, есть за что. И ощущается это сразу же при посадке в машину — буквально пятой точкой. Дело в том, что в своей единственной пока российской комплектации владелец C5 Aircross получает кресло с массажем: можно выбрать одну из пяти схем воздействия на мышцы спины в комбинации с тремя степенями интенсивности. При этом, в отличие от спинки китайского сиденья, у спинки французского — и прекрасная поддержка, и поясничный подпор с самыми широкими регулировками, каких я давно не видел
Само собой, на высоте оказалась знаменитая ситроеновская подвеска: благодаря гидравлическим упорам, ставшим неотъемлемой составляющей амортизаторов, эффект «ковра самолета» действительно имеет место быть, но и она не без греха: из-за полузависимой конструкции сзади на эстакадных стыках при совершении маневра корму может немного переставить. Само собой, для T77 это тоже характерно, только, увы, «самолета» тут нет, но дело не только в этом: при активном маневрировании машина может быстро выйти из-под контроля, поэтому на FAW Bestune T77 лучше ездить спокойно и без резких виражей.
Впрочем, при быстрой езде по полевой грунтовке (около 50 км/ч) подвеска Bestune T77 выглядит совсем неплохо — не Renault Duster, но машину может удержать даже водитель со средним навыком
Надо бы только защиту поддона двигателя и коробки организовать, причем металлическую, ибо даже официальный дорожный просвет у «китайца» — 176 мм, как у Lada Vesta
Измеренный нами просвет у Citroen — немногим больше и составляет 180 мм, причем уже с учетом металлического листа, закрывающего снизу мотор с коробкой, который выдержит хороший удар. А вот официальный просвет куда больше — 230 мм (столько в реальности под порогом). Что касается подвески, в таких условиях она тоже «неДастер», ибо создавалась, конечно, для асфальта, причем не самого плохого. Что будет от скоростной полевой езды с чудо-амортизаторами, сказать трудно, поэтому от подобной эксплуатации лучше воздержаться. Кстати, на калужской версии C5 Aircross отсутствует шайба выбора настройки системы имитации блокировки дифференциала тормозными механизмами, поэтому хватит ли зимой возможностей гидромеханической коробки в части ручного управления вкупе с отключенной системой стабилизации, пока вопрос открытый — ждем до ближайшей зимы
Еще несколько слов о салоне C5 Aircross, ибо и здесь можно кое-что подправить: я не об отсутствии подстаканников в подлокотнике дивана второго ряда (у Т77 на «галерке» и подлокотника-то нет). При всей прекрасной читаемости приборного щитка совершенно не видны показания тахометра, которые представлены узкой полоской в верхней части экрана, а ту же кнопку отключения системы стабилизации хорошо бы сделать физической, чтобы не заставлять водителя искать ее в настройках машины
Двойственное впечатление оставляет щиток «мультимедийки»: информация воспринимается с легкостью, организация данных и логика управления — на высоте, качество изображения — прекрасное, однако при ярком солнце может бликовать. В то же время еще раз отметим широкие возможности настроек различных функций Ситро. К примеру, автоматический режим климат-контроля позволяет не только выбирать и комбинировать направления всех потоков воздуха, но еще и активировать одну из трех ступеней интенсивности обдува (у «китайцев» такого не припомню). FAW Bestune T77 такого не предлагает, у него даже подогрев сиденья — и тот одноступенчатый. Но, кстати, салон в московскую жару охлаждается очень эффективно — этого не отнять
Что еще в целом можно сказать об этой паре? «Француз» оказался более маневренным, лучше укомплектованным, да и вообще, само наличие такой машины в нынешней обстановке внушает надежду на то, что со временем вся широта моделей и модификаций на российском рынке восстановится. К сожалению, при цене в четыре миллиона особых продаж ожидать не приходится: «китайцы» задавят рекламой, скидками, посулами, да и вообще всем, чем только можно. Что касается FAW Bestune T77, с нетерпением ждем рестайлинговой версии этого кроссовера. Вполне может быть, она окажется приближенной к нашим представлениям о прекрасном
Технические характеристики тестируемых автомобилей (данные производителей)
Тип | Универсал (SUV) | Универсал (SUV) |
Количество мест/дверей | 5/5 | 5/5 |
Тип | Бензиновый с турбонаддувом | Бензиновый с турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1598 | 1498 |
Мощность, л.с. (кВт) при об/мин | 175 (129)/5500 | 160 (117)/5500 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 250/1750 | 258/1500–4350 |
Привод | Передний | Передний |
Коробка передач | Автоматическая (гидромеханическая), 8-ступенчатая | Автоматическая (преселективный «робот» с двумя сцеплениями), 7-ступенчатая |
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые | Дисковые вентилируемые |
Передняя | Независимая, пружинная (McPherson) | Независимая, пружинная (McPherson) |
Задняя | Полузависимая, пружинная (торсионная балка) | Полузависимая, пружинная (торсионная балка) |
Длина/ширина/высота, мм | 4510/1860/1705 | 4525/1845/1615 |
Колесная база, мм | 2730 | 2700 |
Клиренс, мм | 230 | 176 |
Снаряженная масса, кг | 1485 | 1515 |
Объем топливного бака, л | 53 | 45 |
Объем багажника (min–max), л | 516–1310 | 375–1525 |
Шины | 235/55 R18 | 225/45 R19 |
Максимальная скорость, км/ч | 200 | 192 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 10,4 | н.д. |
Комбинированный цикл | 6,96 | 7,1 |
Экологический стандарт | Евро-6 | Евро-6 |
Базовая комплектация | 4 300 000 | 2 864 000 |
Тестовая комплектация | 4 300 000 | 3 016 000 |