Хроники свободного полета: как менялись цены в 2024 году - «Автоновости»
Автор: Василий Ларин
Фото автора и Дрома
Источник: ДромМеняться ценам на новые автомобили в течение 2024 года причин было немало, и они общеизвестны, но официальные прайсы не всегда росли, есть примеры даже обратного процесса. Другое дело, что набранные темпы удорожания еще до текущего года сформировали общий рынок «суперцен», когда какие-то послабления уже не делали погоды. Впрочем, все происходило индивидуально, в зависимости от политики автокомпаний, и ниже мы представим картину на примере нескольких брендов и моделей разных классов и ценовых сегментов.
Начнем с самой продаваемой марки — Lada. В начале 2024 года вопреки традиции не случилось «дежурное» удорожание продукции АВТОВАЗа, этот процесс затянулся и размазался в дальнейшем ввиду специфичных обстоятельств, складывавшихся для лидера отечественного автопрома. По мере возможностей автомобили обогащались новым оборудованием, менялись их обозначения и цены. Притом для Lada Granta исходная и «пустая» комплектация Standart формально обозначена в официальном прайс-листе по прежней цене — для седана это 699 900 рублей. Но такой версии в продаже не найти. Однако вторая и лучше оснащенная версия в редакции Classic’24 (подушка безопасности водителя, усилитель руля, центральный замок, борткомпьютер, электрорегулировки и обогрев зеркал) теперь стоит совсем других денег: 931 000 рублей против 848 900 в начале года — прибавка в 82 100 рублей. А если учесть варианты Classic еще без ABS и норм Евро-5, то удорожание составило 131 000 рублей. С кондиционером цена вырастает еще на 81 000 — сегодня она уже больше миллиона.
Это речь о машинах с 8-клапанным 90-сильным двигателем, тогда как с мотором в 106 сил Lada Granta становится доступна с комплектации Comfort’24 (две подушки безопасности, подогрев кресел, аудиосистема с USB, SD, Bluetooth), где цена тоже выросла на 82 100 рублей и теперь составляет минимум 1 072 000 рублей. В апреле стартовали продажи Гранты из категории «найденные резервы» — в составе с японским 4-ступенчатым «автоматом» и 16-клапанным двигателем мощностью в 98 сил. Седан был предложен в единственной комплектации Comfort’24 Plus (дополнительно здесь литые диски на 15 дюймов) по цене 1 177 000 рублей, а на сегодня стоимость такой машины выросла до 1 298 000 рублей, то есть прибавка на весомые 121 000 рублей. И то, что семейству добавили цветов, кроме белого и черного, слабое утешение.
В линейке Lada Vesta цены менялись дифференцированно, но здесь и событий побольше — появление (возвращение) системы стабилизации, более мощного двигателя и автоматической трансмиссии, в роли которой выступил китайский вариатор. В базовой конфигурации с мотором 1,6 литра в 106 сил и ручной коробкой ситуация следующая. Седан в своей улучшенной начальной комплектации Comfort’24 с наличием двух подушек безопасности, ESP и системы помощи при старте на подъеме подорожал сравнительно немного — на 15 000 (до 1 525 000 рублей). Но цены на другие три версии подросли куда заметнее — от 34 000 до 86 000 рублей по их старшинству, и верхняя Techno теперь стоит 1 885 000 рублей. В марте на рынок вышла версия с 1,8-литровым 122-сильным двигателем и вариатором, в двух уровнях оснащения — Comfort и Life, цены на них повысились на 11 000 и 23 000 рублей (до 1 600 000 и 1 701 000 соответственно).
Внедорожник Niva Travel даже в базовой комплектации Classic’24 (с наличием ABS и норм Евро-5) прибавил существенно: с 1 217 900 рублей в начале года до 1 314 000 сегодня — цена выросла на 96 000 рублей. Следующая комплектация Comfort’24 подорожала на 89 000 рублей — до 1 408 000 рублей. Однако новость последних дней еще добавляет «радости»: в семейство вернули подушки безопасности, и эти новые версии заявлены, конечно, дороже. Причем если базовая с одной подушкой — только на 16 500 рублей, то следующая комплектация с двумя подушками сразу подорожала до 1 538 500. Это плюс 130 500 рублей, а если по отношению к цене в начале года, то и все 219 500 рублей.
Внедорожник Niva Legend тоже не скромничал: в базовой версии Classic’24 (наличие ABS и соответствие Евро-5) автомобиль за год подрос на 51 000 рублей — до 981 000 рублей. В комплектации Luxe’24 (кондиционер, подогрев передних сидений и подголовники на задних, электропривод и обогрев зеркал, литые диски на 16 дюймов) он возмужал и вовсе на 82 000 рублей — до 1 097 000. Ну а модный вариант Urban’24 (как «Люкс», но с оригинальными бамперами, колесными дисками и обивкой сидений) теперь достиг высоты в 1 143 000 рублей (плюс 63 000). Вариант Niva Legend Bronto с внедорожным тюнингом тоже обзавелся ABS и нормами Евро-5, но сохранил две комплектации, и стоимость обеих выросла аж на 131 000 рублей. Так что теперь в оснащении Luxe’24 цена модели составляет 1 435 000 рублей, а версия Prestige (пластиковые бамперы с передними «противотуманками», пластиковые расширители крыльев) достигла 1 485 000 рублей.
Весной 2024 года на рынок вернулась продукция бывшего завода Hyundai/Kia — новый собственник нашел возможность наладить сборку из имеющихся машинокомплектов, но уже под общей маркой Solaris и со своими обозначениями. Поначалу дилеры сами устанавливали рыночные цены, но в апреле были опубликованы официальные прайсы, которые удивили нетрадиционно малым разбегом цен между некоторыми комплектациями. Впрочем, общий «платежный» фон все равно был высоким и к концу года неизбежно повысился.
Так, седан Solaris HS (Hyundai Solaris) в базовой комплектации Active Plus с двигателем 1,4 литра в 100 сил в паре с «механикой» практически не подорожал — прибавка составила 10 000 рублей. Но на этом хитрость и заканчивается, поскольку стоимость востребованной версии с 6-ступенчатым классическим «автоматом» подросла на 104 000 рублей — до 2 120 000. С более мощным 1,6-литровым 123-сильным двигателем и ручной коробкой наценка всего 27 000 рублей (2 040 000), а с «автоматом» прибавка уже в 121 000 рублей — до 2 140 000. В следующей комплектации Comfort автомобиль с двигателем 1,6 литра и автоматической трансмиссией подорожал на 165 000 рублей — до нынешних 2 190 000 рублей, а в топовом оснащении Elegance наценка с таким силовым агрегатом составила все 195 000 рублей — до 2 365 000 рублей. И это цены без учета причитающихся пакетов опций и дилерских «допов».
Кроссовер Solaris HC (Hyundai Creta), если говорить о базовой версии Classic с двигателем 1,6 литра, передним приводом и классическим 6-ступенчатым «автоматом», официально подобрался к отметке в 2 597 000 рублей, а следующая комплектация Family стала стоить 2 689 000 рублей. Это на 98 000 и 99 000 рублей выше, чем изначально. С полным приводом в составе с «механикой» и в тех же комплектациях автомобиль предлагается за 2 615 000 и 2 707 000 рублей — прибавка тоже на 98 000 рублей. Но в составе 4WD с «автоматом» этот кроссовер официально подорожал до 2 791 000 рублей в оснащении Family и до 2 930 000 рублей — в топ-версии Lifestyle, а это уже рост на 103 000 и 113 000 рублей соответственно.
Теперь о китайских моделях, локализованных и импортируемых. В начале весны произошла маленькая сенсация — «Москвич» громко уронил цены на свои две модели. Переднеприводный кроссовер «Москвич 3» с бензиновым турбомотором 1,5 литра стал стоить от 1 590 000 рублей с учетом ручной коробки передач — сразу на 630 000 дешевле, а лифтбек «Москвич 6» — от 2 136 000 рублей, т.е. полегчал почти на полмиллиона. Касалось это автомобилей производства 2023 года, которых на тот момент много скопилось на складах, то есть такая вот щедрая распродажа. Но и свежий выпуск не напугал возвратом к прежним позициям — удорожание случилось, но не столь значительное.
К настоящему времени в линейке кроссовера с ДВС произошли некоторые изменения — в качестве базовой действует версия «Стандарт Плюс» с подогревом передних сидений, и цена на нее с учетом «механики» составляет 1 700 000 рублей — на 110 000 больше к тому историческому моменту. С вариатором машина дороже на 70 000 рублей. В комплектации «Комфорт» с вариатором цена 1 900 000 рублей. Лифтбек в базовом оснащении «Комфорт» подорожал несильно — плюс 64 000 рублей (до 2 200 000), но топовая комплектация «Техно» с более мощным турбомотором в паре с 6-ступенчатым «роботом» оценивается в 3 116 000 рублей, а это дороже на те же 490 000 рублей, в размере чего случилась весенняя скидка.
В первой половине 2024 года по-своему обрушились цены и на автомобили марки Omoda — прямые скидки доходили до 400 000 рублей и выше без учета маркетинговых акций. Но потом цены на модели выпуска 2024 года потихоньку поднимались, а к сегодняшнему дню в модельной линейке произошли заметные перемены, и особенно это касается седана Omoda S5. С сентября из официального прайса исчезли версии с турбомотором 1,5 литра, которые комплектовались вариаторами. В списке осталась только базовая версия с атмосферным двигателем 1,5 литра в 113 сил и с вариатором, причем в единственной и немного упрощенной комплектации Classic. Цена этого варианта 2 079 000 рублей, что на 171 000 рублей, внимание, дешевле атмосферного седана Omoda S5 в версии Life на начало года.
Очевидно, отвечать за более мощные комплектации поручено «спортседану» Omoda S5 GT, с которым тоже случились пертурбации. Вместо двух версий ранее с турбомотором 1,6 литра в 150 сил сейчас предложен один упрощенный вариант с турбомотором 1,5 литра в 147 сил и меньшим количеством опций — по цене 2 429 900 рублей. И это тоже заметно доступнее прежнего GT в его стартовом исполнении — минус аж 330 000 рублей.
В семействе кроссовера Omoda C5 подобного перетряхивания не было, но с комплектациями и ценами здесь тоже поиграли. Переднеприводные варианты с турбомотором 1,5 литра в 147 сил с вариатором сейчас предлагаются от 2 319 900 рублей за базовую версию Fun, а это на 360 000 рублей дешевле, чем за базовую версию Joy в начале года. Но следующая версия Lifestyle уже не так снисходительна — цена в 2 671 900 рублей ниже прежней только на 148 000 рублей. Два варианта с 4WD в составе с турбомотором 1,6 литра и 7-ступенчатым «роботом» имеют ценники 3 069 900 и 3 209 900 рублей, что на 70 000 и 100 000 доступнее периода начала года. Однако в ноябре были анонсированы цены на обновленный Omoda C5, которые уже заметно вышее текущих (хотя остаются ниже исходников на начало года). Так, стартовая версия объявлена в 2 519 900 рублей — это на сотню больше существующей цены.
Кроссовер Chery Tiggo 7 Pro Max в 2024 году на российском рынке претерпел двухступенчатый этап модернизации. Весной из гаммы силовых агрегатов убрали базовый турбомотор 1,5 литра в 147 сил в паре с вариатором и оставили только 1,6-литровый 150-сильный в связке с 7-ступенчатым «роботом». А в начале лета автомобиль подправил облицовку и интерьер, названия и насыщение комплектаций тоже поменялись, для переднеприводных и полноприводных машин установили по три одинаковых версии. Цены только за осень компания Chery корректировала несколько раз, и не только в сторону увеличения, в итоге даже сегодня Tiggo 7 Pro Max предлагается подешевле, чем дорестайлинговые версии в начале года. Так, переднеприводный вариант в базовом исполнении Active стоит 2 730 000 рублей, а с 4WD цена 3 020 000 рублей, что на 90 000 и 240 000 рублей ниже к предыдущим «базам». Но при этом была убрана «прямая скидка», которая действовала без других маркетинговых акций.
Есть на рынке автомобиль, который за год практически не менялся во всем — это среднеразмерный кроссовер Haval M6, который у нас продается с лета 2023 года. В основном с поставками из Китая, где модель как упрощенный вариант Haval H6 известна с 2021 года и прошла рестайлинг. Передний привод, бензиновый турбомотор 1,5 литра в 143 силы с распределенным впрыском топлива, единственный уровень оснащения и выбор только по типу коробки передач — ручная или роботизированная. В начале 2024 года цена за вариант с «механикой» составляла 2 179 000 рублей, а версия с «роботом» обходилась на 120 000 рублей дороже, то есть стоила 2 299 000 рублей. Такие же цифры в официальном прайсе остались и на сегодня. Впрочем, менялись условия предоставления скидок, а сейчас «прямая выгода», которая не связана с кредитными программами, даже увеличилась. И еще есть новости: автомобиль, которому так и не удалось прописаться на родном заводе в Тульской области, будет локализован в Калуге.
Но не все Хавейлы запечатывали цены. Кроссовер Haval Dargo, который вышел на российский рынок летом 2022 года и разнонаправленно менял прайс, в течение 2024 года все же подтянул все ценники вверх. Как известно, для нас автомобиль оснащается только 2,0-литровым турбомотором в 192 силы и только в паре с 7-ступенчатым «роботом», но выбор комплектаций довольно широкий. В своем «обычном» образе автомобиль имеет четыре версии оснащения, где базовая Comfort с передним приводом, остальные — с полным. Так вот, все четыре подорожали на 50 000 рублей, и теперь базовая стоит 3 249 000 рублей, а топовая Tech Plus оценивается в 3 599 000 рублей. Но есть пара полноприводных модификаций с обозначением Haval Dargo X (на фото), которые отличаются крутым «внедорожным» обвесом, а точнее, стилизованными под силовой тюнинг бамперами и накладками на крыльях. Эти версии подорожали на 80 000 рублей и стали стоить 3 349 000 и 3 549 000 рублей.
В самом начале 2024 года на российском рынке был представлен кроссовер Geely Atlas нового поколения, который изменился во всем и повысил свой статус. На первых порах был доступен только переднеприводный вариант с турбомотором 2,0 литра в 200 сил в паре с 7-ступенчатым «роботом», а с наступлением лета Атлас вышел и в более дорогой конфигурации с 4WD, в составе которого тот же турбомотор работает с 8-ступенчатым классическим «автоматом». И в тех же трех уровнях оснащения, что и моноприводный вариант. Автомобиль знает себе цену во всех смыслах, поскольку к сегодняшнему дню с учетом последних корректировок его стоимость по всем пунктам значительно выросла. Так, базовая версия Luxury с передним приводом достигла 3 474 000 рублей — это на 279 000 рублей больше, чем на старте продаж. С полным приводом цена за базовое исполнение составляет 3 674 000 рублей — рост на 274 000 рублей. На аналогичные величины подорожали и все другие версии. Так, топовая Flagship Sport c передним приводом теперь стоит 3 774 000 рублей, а с 4WD — 3 974 000 рублей.
Еще в конце 2023 года компания JAC официально представила у нас свой самый компактный переднеприводный кроссовер с обозначением JAC JS3, который пришел на смену ветерану JAC S3. Но революций по технике не произошло — простой атмосферный двигатель объемом 1,6 литра в 109 сил, сочетающийся с 6-ступенчатой «механикой» или вариатором. И в начале 2024 года рекомендованные розничные цены были относительно невысокими — от 1 799 000 до 1 999 000 рублей в зависимости от комплектации. Впоследствии список версий скорректировали, из двух осталась только верхняя Luxury, и сейчас цифры в прайсе в зависимости от типа коробки передач составляют 1 849 000 и 1 949 000 рублей. То есть на 50 000 рублей ниже относительно Лакшери годом ранее, а в продаже есть машины 2023 года, которые в этих же комплектациях еще дешевле.
Другие примеры с компактными SUV не так лояльны к покупателям. Так, переднеприводный кроссовер Changan CS35 Plus после глубокой модернизации был представлен у нас в самом конце 2022 года. Автомобиль оснащен 1,4-литровым турбомотором в 150 сил, работает совместно с 7-ступенчатым «роботом» и предлагается в двух комплектациях. Базовая Advance в начале 2024 года предлагалась за 2 339 900 рублей, а верхняя Tech — за 2 399 900 рублей. На сегодня машины 2023 года выпуска проявили стойкость к рекомендованным розничным ценам — в официальном прайсе они такие же. Но машины текущего года выпуска стали дороже ровно на 200 000 рублей — 2 539 900 и 2 599 900 рублей соответственно.
С осени 2023 года в России продается переднеприводный кроссовер Belgee X50, выпускаемый на совместном предприятии в Белоруссии. Автомобиль заместил собой прежний Geely Coolray, сохранив все основные показатели: турбомотор 1,5 литра в 150 сил в сочетании с 7-ступенчатым «роботом» и три уровня оснащения. И все три к началу 2024 года успели подорожать на 155 000 рублей. Так что теперь базовая версия Active стоит 2 446 000 рублей, а верхняя Prestige добралась до 2 656 000 рублей (но хотя бы сохранились прежние «выгоды» по кредитным программам и трейд-ин). Прибавка даже больше, чем у нынешнего и более дорогого Geely Coolray — все его четыре спецификации за неполный год подорожали на 103 000 рублей.
Еще один переднеприводный кроссовер из разряда «народных» — Kaiyi X3, который на «Автоторе» стали собирать в 2023 году среди прочих моделей. По своей генеалогии этот автомобиль — разновидность Chery Tiggo 4, и по рыночной логике должен быть доступнее своего родственника. У него атмосферный двигатель объемом 1,5 литра в 113 сил, агрегатируемый с 5-ступенчатой «механикой» или вариатором, но базовое оснащение Comfort тоже достаточно «упитанное». При этом если в начале 2024 года рекомендованная цена за базовую версию с ручной коробкой была 1 938 000 рублей, то на сегодня она составляет 2 238 000 рублей — официальная стоимость «поправилась» аж на 300 000 рублей. Эквивалентно подорожала и верхняя комплектация Luxury с вариатором, достигнув отметки в 2 414 900 рублей. При этом на рынке еще немало машин 2023 года выпуска с ценниками гораздо ниже.
Ну и в конце пример с популярным рамным внедорожником из Китая. В семействе Танков самым востребованным остается «легкий» Tank 300, вот его и отметим. У нас он «воюет» с весны 2023 года, безальтернативно оснащается бензиновым турбомотором 2,0 литра в 220 сил, 8-ступенчатым «автоматом» и, конечно, подключаемым полным приводом с прочей внедорожной атрибутикой. На выбор предоставлено четыре уровня комплектации с очень широким набором оборудования, и все четыре версии к началу 2024 года «потяжелели» одинаково — на 200 000 рублей. На данный момент базовый вариант Adventure по официальному прайсу оценивается в 4 299 000 рублей, а топовый City Premium стал стоить 4 899 000 рублей.
Все цены приведены без учета скидок по действующим финансовым программам, но с учетом присутствия автомобилей из старых партий (в том числе 2023 года выпуска), которые полностью еще не распроданы. Тем временем «на дворе» новые правила утильсбора и ослабление рубля к основным валютам, включая китайский юань. Так что до конца 2024 года эти события могут (должны!) повлиять на ценовую конъюнктуру.
Как изменились цены на некоторые модели и модификации в 2024 году
Модель и модификация | Текущая цена, руб. | К началу 2024 г. | % |
Lada Granta седан 1,6/90 мех Classic’24 | 931 000 | + 82 000 | + 10% |
Lada Granta седан 1,6/106 мех Comfort’24 | 1 072 000 | + 82 000 | + 8% |
Lada Vesta седан 1,6/106 мех Techno’24 | 1 885 000 | + 86 000 | + 5% |
Lada Vesta седан 1,8/122 CVT Life’24 (с марта) | 1 701 000 | + 23 000 | + 1,5% |
Lada Niva Travel 1,7/83 мех Classic’24 | 1 314 000 | + 96 000 | + 8% |
Lada Niva Legend 1,7/83 мех Luxe’24 | 1 097 000 | + 82 000 | + 8% |
УАЗ Патриот 2,7/150 мех Base Икар | 1 700 000 | + 100 000 | + 6% |
Москвич 3 1,5/136 CVT Комфорт | 1 900 000 | - 578 000 | - 23% |
Belgee X50 1,5/150 7DCT Active | 2 446 000 | + 155 000 | + 7% |
Changan CS35 Plus 1,4/150 7DCT Advance | 2 539 900 | + 200 000 | + 8,5% |
Kaiyi X3 1,5/113 мех Comfort | 2 238 000 | + 300 000 | + 15% |
Haval Dargo 2,0/192 7DCT 4WD Comfort | 3 249 000 | + 50 000 | + 1,5% |
Geely Atlas 2,0/200 7DCT 2WD Luxury | 3 474 000 | + 279 000 | + 9% |
Tank 300 2,0/220 авт 4WD Adventure | 4 299 000 | + 200 000 | + 5% |