Российский автомобильный стартап начала 90-х. Проект «Велар» - «Автоновости» » Авто Новости Дня
От LADA до PORSCHE: «Дочка» АВТОВАЗа займётся сервисом всех марок и моделей под брендом LECAR - «LADA»
АО «ЛАДА Имидж» уже открыла первые 3 мультибрендовые сервисные станции. Что предложит своим клиентам новый бренд выяснял наш корреспондент на официальном открытии в Тольятти. Светлана Снежная Фото: Официальный Лада Клуб АО «ЛАДА Имидж», дочерняя компания
LADA Vesta NG старт производства: прямой репортаж из Тольятти - «LADA»
Официальный Лада Клуб ведет прямой репортаж со старта производства новой LADA Vesta NG. Новость дополняется... Павел Атрощенко Фото: Официальный Лада Клуб ...[/b]
АВТОВАЗ начал промышленное производство LADA Vesta нового поколения - «LADA»
3 марта 2023 года на производственной площадке АВТОВАЗа в Тольятти начался выпуск автомобилей LADA Vesta нового поколения. Светлана Снежная Фото: Официальный Лада Клуб LADA Vesta
В Ижевске началось производство опытной партии LADA e-Largus - «LADA»
15 декабря 2023 года на производственной площадке LADA-Ижевск прошел рабочий визит Президента АО «АВТОВАЗ» Максима Соколова и Главы Удмуртской Республики Александра Бречалова. Поводом для встречи стало организованное здесь производство опытной партии LADA

Российский автомобильный стартап начала 90-х. Проект «Велар» - «Автоновости»


Сегодня автопром Советского Союза разобран историками и энтузиастами до мельчайших фрагментов, про него известно все и даже немного больше. Огромное число любителей нашего автомобильного прошлого собирают фотоархивы советских машин. Выходят книги, на форумах обсуждаются оттенки подфарников ЗАЗ-968М и степень хромированности молдингов у «Москвича»-2140 SL. Кажется, добавить что-то новое в этот информационный поток невозможно.

Оказывается, возможно.

В этой заметке мы расскажем о проекте автомобиля «Велар», который в 90-е годы создавали (да так до конца и не создали) дизайнеры и конструкторы АЗЛК, имевшие к тому времени статус «бывших», то есть ушедших с завода в свободное творчество и предпринимательство.


В 1988–89 годах на АЗЛК уже начинал чувствоваться грядущий кризис. Сперва в полутонах и намеках, а потом все настойчивее и конкретнее. Внешне все было благополучно: только что запустили в производство хэтчбек «Москвич»-2141, в дальнейшем к нему планировали добавить седан и универсал, возможно даже полноприводные. Были разработаны новые перспективные двигатели. Дизайн-центр ломился от макетов новых автомобилей — минивэнов, седанов, купе.

Но денег на расширение модельного ряда «сорок первого» не было и не предвиделось, моторный корпус завода застыл инфернальным недостроем, кредит от ВЭБа на запуск производства двигателей растворился в текущих нуждах и коррупции.

В 1992 году в своем кабинете умирает от разрыва аорты Валентин Коломников, последний «настоящий» директор АЗЛК. И последний человек, который мог разрулить ситуацию с недостатком средств на внедрение новых модификаций 2141 и достройку моторного производства. Пришедший ему на смену Юрий Бородин не сумел заменить «красного директора» Коломникова и за четыре года своего правления довел завод почти до банкротства с долгом в 1 трлн руб (в тогдашних ценах).

Тут уж апокалипсисом запахло явно и недвусмысленно.

Старые АЗЛКовцы в начале 1990-х годов начали покидать завод. Это был не массовый, но очень ощутимый исход. В частности, ушли конструктор Виктор Андронов (сын Александра Федоровича Андронова, главного конструктора МЗМА/АЗЛК с 1951 по 1972 год), аэродинамик Сергей Бартенев, дизайнер Сергей Ивакин (автор концепт-кара «Истра»), дизайнеры Марат Елбаев и Владимир Вядро, IT-специалист Александр Ракша, конструктор Владимир Яковлев, художник-конструктор Леонид Леонов и ведущий конструктор Вячеслав Грымов (отец известного кинорежиссера Юрия Грымова).

Эти люди организовались в своеобразную инициативную группу, движимую слегка самонадеянной идеей: а почему бы нам не построить собственный автомобиль? Первоначально они составили ядро небольшого кооператива, который располагался на территории АЗЛК и занимался разработкой навесных тюнинговых элементов для «Москвичей». Фактически, уйдя с завода, они с него не ушли. Использовали даже заводские вакуум-формовочные машины и другое оборудование для работы с пластиком.

Затея с тюнингом не оказалась прибыльной и долго не прожила. Так решили строить свою машину. Это был 1990 год.

Идеологом проекта стал Грымов. Сама задумка была столь же простой, сколь и авантюрной: сделать то, чего на отечественном рынке нет в принципе — среднемоторное спорткупе. Причем не купе, а тарга-родстер, чтоб было уж совсем экзотично. И по возможности, на отечественных агрегатах. Этакий русский вариант Ferrari Mondial или Porsche 914. Название выбрали нейтрально-благозвучное — «Велар». Это была аббревиатура от ВЕЛиколепный Автомобиль России, придумал ее Бартенев задолго до маркетологов Land Rover.


В качестве силового агрегата хотели использовать уфимский УЗАМ 3320 — 2,0-литровую впрысковую версию классического москвичевского двигателя. Он выдавал 100 л.с., а при хорошей настройке можно было снять и 115–120 л.с. Уфимский завод тогда еще вынашивал планы скорой постановки УЗАМ 3320 на конвейер, и это выглядело перспективным направлением. Запасной вариант — мотор Renault F3R, тоже 2,0-литровый (его спустя несколько лет стали устанавливать на серийные «Москвичи»).

Трансмиссию сделали в двух вариантах — передне- и полноприводную. Именно сделали: она увидела свет не только в чертежах, но и в «железе». Тут пригодились наработки по «Москвичу», к которому конструкторы тоже примеряли привод 4х4. Компоновка — строго продольная, что редко используется для переднеприводных моделей, но во многом упрощает создание на их основе модификаций с постоянным полным приводом. Кстати, как рассказывают создатели, расположение мотора можно было легко поменять и на поперечное, если бы испытания показали плохую развесовку или выявили проблемы с управляемостью.

Подвески колес типа МакФерсон были оригинальными: обе независимые, на косых рычагах. Основные узлы – от «сорок первого» «Москвича». А вот рычаги и пружины — собственного изготовления.

Кузов проектировали каркасно-панельным, с пластиковыми лицевыми элементами. Это была совместная работа вышеупомянутых Марата Елбаева и Сергея Бартенева. Первый сделал эскизы, второй оптимизировал формы под лучшую обтекаемость. Позже к работе над формой подключился Сергей Ивакин. Эти рисунки принадлежат его перу.


Как рассказал Ивакин, эскизы нарисованы по графической информации с матмодели кузова. Никаких макетов не делалось, все создавалось «с листа».

Велар вообще проектировали «на авось», не слишком задумываясь над бизнес-планом. Казалось, вот сейчас построим опытный образец, испытаем — и деньги на производство найдутся сами, а покупатели встанут в очередь. Конечно, какое-то бизнес-планирование делали, но только в общих чертах. Да и не могло быть подробного расчета: товар новый, рынка, считай, нет, вероятность сделать правильный экономический прогноз — минимальна. Просчитали только себестоимость по выбранным компонентам и прикинули необходимые производственные ресурсы.

Довольно быстро появился инвестор — некая компания «Интертап», по некоторым даным, связанная с «Менатепом». Все разработчики (около 15 человек) стали сотрудниками «Интертапа». Они переехали в новый офис в ВТУЗе при ЗиЛе, в оборудованное специально для них полуподвальное помещение. Там трудились около года, в течение которого «Интертап» исправно платил зарплату. Как говорят, хорошую.

Разработка была завершена созданием пакета технической документации, настала пора строить опытные образцы. Но офис на Автозаводской для этого совершенно не подходил и разработчики переехали в Серпухов, на одну из СТО при СеАЗе. Там и начали собирать первый прототип — из деталей, заранее заказанных у поставщиков, среди которых были модельные цеха ЗиЛа и НАМИ.

Машину спроектировали под ручную сборку, без применения сложного оборудования и штампов. Даже силовой каркас делали на гибочных станках. Поэтому сборка не была сложным делом. Для внешних панелей даже успели заказать и получить матрицы из Риги, что выглядело совсем уж авантюрным: обычно по результатам натурных испытаний в облик машины вносится множество изменений. Интересная деталь: приемка матриц совпала с августовским путчем 1991 года, и три дня государственного двоевластия проект находился в подвешенном состоянии.

За серийное изготовление наружных панелей кузова взялось киевское КБ Антонова, там было очень хорошее оборудование для производства деталей из композитов. У этого КБ имелись свои патентованные рецептуры пластиков, очень эффективные и подходящие именно для автостроения. В частности, капот, сделанный киевлянами, по воспоминаниям Бартенева, весил не более трех килограммов!

Расчетная масса «Велара» — около 800 кг. Длина — 4300 мм, ширина — 1750 мм, колесная база в пределах 1100-1200 мм. То есть по габаритам «Велар» был близок к «Москвичу». Не такая и маленькая машинка!


Когда собрали каркас и установили на него лицевые панели, у «Интертапа» «что-то пошло не так» и он прекратил финансирование. Начались лихорадочные поиски нового партнера. Суета привела, кроме прочего, к перебазированию команды «Велара» в Москву, в НАТИ. Автотракторный институт тогда нуждался в кадрах для разработки тракторных кабин. Под это дело он и взял бывших АЗЛКовцев на работу, с их незавершенным «Веларом». Это был уже 1993 год. Судьба распорядилась так, что очередной путч случился аккурат во время переезда.



В НАТИ команда надолго не задержалась: уже понятно было, что «Велар» не получается, и понемногу люди начали расходиться. А вот Грымов и Бартенев остались в автотракторной отрасли надолго и успели спроектировать несколько машин, в том числе и для Чебоксарского завода.


После фактического распада команды разработчиков в НАТИ остались, так сказать, материальные ценности — все, что успели сделать по «Велару»: готовый кузов, кое-какая оснастка, заготовки… И на них нашелся покупатель в лице транспортной фирмы «Автолайн». Зачем ей это было нужно — никто уже не помнит. Факт в том, что как проект «Велар» к тому времени умер, коллектив распался и закончить работу не мог. Автолайновцы просто забрали остатки, увезли к себе на базу в Кунцево — и на этом следы «Велара» затерялись.


Сейчас участники проекта вспоминают о нем с иронией. Да, время было такое — повсюду создавались новые бизнесы, деньги появлялись будто бы сами по себе, казалось, достаточно одного импульса…

Теперь уже ясно, что без хорошей производственной базы, без тщательной доводки и испытаний «Велар» не мог стать коммерчески успешным продуктом. И никакой случайный инвестор не был способен вытянуть серьезное автопроизводство, это долгие и не очень прибыльные вложения. Для нишевого продукта порог входа, конечно, ниже, чем для крупносерийной легковушки, но и здесь требуется долгосрочное планирование, хорошее оборудование и квалифицированный (а значит, недешевый) персонал. Иначе получается гаражная самоделка по типу многочисленных проектов Геннадия Хаинова (Astero, Jump! и пр.).



А «Велар» останется в автомобильной истории России как курьез начала 90-х. От которого сохранились только вот эти любительские фотографии, сделанные Виктором Андроновым в Серпухове.

Но для полутора десятков ребят с АЗЛК это три года жизни настоящего автомобильного стартапа (хотя такого слова тогда, конечно, не знали). «Велар» — это первая или одна из первых попыток создания частного российского автопрома практически с нуля.

P.S. Сергей Бартенев занимался на АЗЛК аэродинамикой. Придя на завод в 1974 году, он успел поработать над 2140 и на самых ранних этапах влился в команду создателей «Москвича»-2141. В доводке аэродинамических качеств «сорок первого» участвовали специалисты Renault, и Сергей Леонидович работал с ними во Франции. В проект «Велар» он вошел с первых дней. На этом видео Сергей Бартенев вспоминает работу над «Веларом»:


Сегодня автопром Советского Союза разобран историками и энтузиастами до мельчайших фрагментов, про него известно все и даже немного больше. Огромное число любителей нашего автомобильного прошлого собирают фотоархивы советских машин. Выходят книги, на форумах обсуждаются оттенки подфарников ЗАЗ-968М и степень хромированности молдингов у «Москвича»-2140 SL. Кажется, добавить что-то новое в этот информационный поток невозможно. Оказывается, возможно. В этой заметке мы расскажем о проекте автомобиля «Велар», который в 90-е годы создавали (да так до конца и не создали) дизайнеры и конструкторы АЗЛК, имевшие к тому времени статус «бывших», то есть ушедших с завода в свободное творчество и предпринимательство. В 1988–89 годах на АЗЛК уже начинал чувствоваться грядущий кризис. Сперва в полутонах и намеках, а потом все настойчивее и конкретнее. Внешне все было благополучно: только что запустили в производство хэтчбек «Москвич»-2141, в дальнейшем к нему планировали добавить седан и универсал, возможно даже полноприводные. Были разработаны новые перспективные двигатели. Дизайн-центр ломился от макетов новых автомобилей — минивэнов, седанов, купе. Но денег на расширение модельного ряда «сорок первого» не было и не предвиделось, моторный корпус завода застыл инфернальным недостроем, кредит от ВЭБа на запуск производства двигателей растворился в текущих нуждах и коррупции. В 1992 году в своем кабинете умирает от разрыва аорты Валентин Коломников, последний «настоящий» директор АЗЛК. И последний человек, который мог разрулить ситуацию с недостатком средств на внедрение новых модификаций 2141 и достройку моторного производства. Пришедший ему на смену Юрий Бородин не сумел заменить «красного директора» Коломникова и за четыре года своего правления довел завод почти до банкротства с долгом в 1 трлн руб (в тогдашних ценах). Тут уж апокалипсисом запахло явно и недвусмысленно. Старые АЗЛКовцы в начале 1990-х годов начали покидать завод. Это был не массовый, но очень ощутимый исход. В частности, ушли конструктор Виктор Андронов (сын Александра Федоровича Андронова, главного конструктора МЗМА/АЗЛК с 1951 по 1972 год), аэродинамик Сергей Бартенев, дизайнер Сергей Ивакин (автор концепт-кара «Истра»), дизайнеры Марат Елбаев и Владимир Вядро, IT-специалист Александр Ракша, конструктор Владимир Яковлев, художник-конструктор Леонид Леонов и ведущий конструктор Вячеслав Грымов (отец известного кинорежиссера Юрия Грымова). Эти люди организовались в своеобразную инициативную группу, движимую слегка самонадеянной идеей: а почему бы нам не построить собственный автомобиль? Первоначально они составили ядро небольшого кооператива, который располагался на территории АЗЛК и занимался разработкой навесных тюнинговых элементов для «Москвичей». Фактически, уйдя с завода, они с него не ушли. Использовали даже заводские вакуум-формовочные машины и другое оборудование для работы с пластиком. Затея с тюнингом не оказалась прибыльной и долго не прожила. Так решили строить свою машину. Это был 1990 год. Идеологом проекта стал Грымов. Сама задумка была столь же простой, сколь и авантюрной: сделать то, чего на отечественном рынке нет в принципе — среднемоторное спорткупе. Причем не купе, а тарга-родстер, чтоб было уж совсем экзотично. И по возможности, на отечественных агрегатах. Этакий русский вариант Ferrari Mondial или Porsche 914. Название выбрали нейтрально-благозвучное — «Велар». Это была аббревиатура от ВЕЛиколепный Автомобиль России, придумал ее Бартенев задолго до маркетологов Land Rover. В качестве силового агрегата хотели использовать уфимский УЗАМ 3320 — 2,0-литровую впрысковую версию классического москвичевского двигателя. Он выдавал 100 л.с., а при хорошей настройке можно было снять и 115–120 л.с. Уфимский завод тогда еще вынашивал планы скорой постановки УЗАМ 3320 на конвейер, и это выглядело перспективным направлением. Запасной вариант — мотор Renault F3R, тоже 2,0-литровый (его спустя несколько лет стали устанавливать на серийные «Москвичи»). Трансмиссию сделали в двух вариантах — передне- и полноприводную. Именно сделали: она увидела свет не только в чертежах, но и в «железе». Тут пригодились наработки по «Москвичу», к которому конструкторы тоже примеряли привод 4х4. Компоновка — строго продольная, что редко используется для переднеприводных моделей, но во многом упрощает создание на их основе модификаций с постоянным полным приводом. Кстати, как рассказывают создатели, расположение мотора можно было легко поменять и на поперечное, если бы испытания показали плохую развесовку или выявили проблемы с управляемостью. Подвески колес типа МакФерсон были оригинальными: обе независимые, на косых рычагах. Основные узлы – от «сорок первого» «Москвича». А вот рычаги и пружины — собственного изготовления. Кузов проектировали каркасно-панельным, с пластиковыми лицевыми элементами. Это была совместная работа вышеупомянутых Марата Елбаева и Сергея Бартенева. Первый сделал эскизы, второй оптимизировал формы под лучшую обтекаемость. Позже к работе над формой подключился Сергей Ивакин. Эти рисунки принадлежат его перу. Как рассказал Ивакин, эскизы нарисованы по графической информации с матмодели кузова. Никаких макетов не делалось, все создавалось «с листа». Велар вообще проектировали «на авось», не слишком задумываясь над бизнес-планом. Казалось, вот сейчас построим опытный образец, испытаем — и деньги на производство найдутся сами, а покупатели встанут в очередь. Конечно, какое-то бизнес-планирование делали, но только в общих чертах. Да и не могло быть подробного расчета: товар новый, рынка, считай, нет, вероятность сделать правильный экономический прогноз — минимальна. Просчитали только себестоимость по выбранным компонентам и прикинули необходимые производственные ресурсы. Довольно быстро появился инвестор — некая компания «Интертап», по некоторым даным, связанная с «Менатепом». Все разработчики (около 15 человек) стали сотрудниками «Интертапа». Они переехали в новый офис в ВТУЗе при ЗиЛе, в оборудованное специально для них полуподвальное помещение. Там трудились около года, в течение которого «Интертап» исправно платил зарплату. Как говорят, хорошую. Разработка была завершена созданием пакета технической документации, настала пора строить опытные образцы. Но офис на Автозаводской для этого совершенно не подходил и разработчики переехали в Серпухов, на одну из СТО при СеАЗе. Там и начали собирать первый прототип — из деталей, заранее заказанных у поставщиков, среди которых были модельные цеха ЗиЛа и НАМИ. Машину спроектировали под ручную сборку, без применения сложного оборудования и штампов. Даже силовой каркас делали на гибочных станках. Поэтому сборка не была сложным делом. Для внешних панелей даже успели заказать и получить матрицы из Риги, что выглядело совсем уж авантюрным: обычно по результатам натурных испытаний в облик машины вносится множество изменений. Интересная деталь: приемка матриц совпала с августовским путчем 1991 года, и три дня государственного двоевластия проект находился в подвешенном состоянии. За серийное изготовление наружных панелей кузова взялось киевское КБ Антонова, там было очень хорошее оборудование для производства деталей из композитов. У этого КБ имелись свои патентованные рецептуры пластиков, очень эффективные и подходящие именно для автостроения. В частности, капот, сделанный киевлянами, по воспоминаниям Бартенева, весил не более трех килограммов! Расчетная масса «Велара» — около 800 кг. Длина — 4300 мм, ширина — 1750 мм, колесная база в пределах 1100-1200 мм. То есть по габаритам «Велар» был близок к «Москвичу». Не такая и маленькая машинка! Когда собрали каркас и установили на него лицевые панели, у «Интертапа» «что-то пошло не так» и он прекратил финансирование. Начались лихорадочные поиски нового партнера. Суета привела, кроме прочего, к перебазированию команды «Велара» в Москву, в НАТИ. Автотракторный институт тогда нуждался в кадрах для разработки тракторных кабин. Под это дело он и взял бывших АЗЛКовцев на работу, с их незавершенным «Веларом». Это был уже 1993 год. Судьба распорядилась так, что очередной путч случился аккурат во время переезда. В НАТИ команда надолго не задержалась: уже понятно было, что «Велар» не получается, и понемногу люди начали расходиться. А вот Грымов и Бартенев остались в автотракторной отрасли надолго и успели спроектировать несколько машин, в том числе и для Чебоксарского завода. После фактического распада команды разработчиков в НАТИ остались, так сказать, материальные ценности — все, что успели сделать по «Велару»: готовый кузов, кое-какая оснастка, заготовки… И на них нашелся покупатель в лице транспортной фирмы «Автолайн». Зачем ей это было нужно — никто уже не помнит. Факт в том, что как проект «Велар» к тому времени умер, коллектив распался и закончить работу не мог. Автолайновцы просто забрали остатки, увезли к себе на базу в Кунцево — и на этом следы «Велара» затерялись. Сейчас участники проекта вспоминают о нем с иронией. Да, время было такое — повсюду создавались новые бизнесы, деньги появлялись будто бы сами по себе, казалось, достаточно одного импульса… Теперь уже ясно, что без хорошей производственной базы, без тщательной доводки и испытаний «Велар» не мог стать коммерчески успешным продуктом. И никакой случайный инвестор не был способен вытянуть серьезное автопроизводство, это долгие и не очень прибыльные вложения. Для нишевого продукта порог входа, конечно, ниже, чем для крупносерийной легковушки, но и здесь требуется долгосрочное планирование, хорошее оборудование и квалифицированный (а значит, недешевый) персонал. Иначе получается гаражная самоделка по типу многочисленных проектов Геннадия Хаинова (Astero, Jump! и пр.). А «Велар» останется в автомобильной истории России как курьез начала 90-х. От которого сохранились только вот эти любительские фотографии, сделанные Виктором Андроновым в Серпухове. Но для полутора десятков ребят с АЗЛК это три года жизни настоящего автомобильного стартапа (хотя такого слова тогда, конечно, не знали). «Велар» — это первая или одна

Похожие новости

Другие новости сегодня

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Комментарии для сайта Cackle
13.02.24
Мой путь в подборщики, или Кто такой байер - «Автоновости»
Автор: Виктор Победов Фото автора Источник: Дром После короткой карьеры курьера на личном автомобиле решил податься в автоподборщики. Да не в простые «рыночные», а те, что работают в красивых дилерских центрах — выкупают автомобили для последующих перепродаж....
0 2 302
24.01.24
Импорт из КНР пока опережает российский автопром. Итоги продаж 2023 года -
Автор: Сергей Арбузов Фото автора и Дрома Источник: ДромКак мы и предполагали, по итогам 2023 года количество автомобилей китайских брендов, проданных в России, превысило 50%, правда, на символические 1,4%. При этом объем машин, завезенных из КНР, достиг по году...
0 1 461
14.01.24
«Смартфон» на колесах, некто Jiyue и другие: знакомимся с новыми «китайцами» -
Автор: Филипп Преображенский Фото из открытых источников Источник: Дром Мы втайне надеялись, что под Новый год неугомонные бренды из Поднебесной временно, хотя бы на неделю-другую, возьмут паузу и немного отдохнут. Но нет! Захватывающие электрифицированные модели...
0 1 192
30.11.23
Чем живут региональные дилеры: «параллельные» без гарантии, переориентация на
Автор: Максим Маркин Фото: автора Источник: ДромМинувшие полтора с лишним года в новых рыночных условиях стали серьезным испытанием для всего рынка и, кажется, в первую очередь для дилерских центров. Получавшие все (бонусы, рассрочки, автомобили и запчасти)...
0 3 025
14.10.23
Силач: знакомимся с компактным кроссовером Mitsubishi Xforce - «Автоновости»
Автор: Филипп Преображенский Фото из открытых источников Источник: Дром Mitsubishi Motors — один из столпов японского консерватизма. Такой продукции частенько уготован долгий жизненный цикл. Не потому ли каждая новинка от «Трех бриллиантов» воспринимается чуть ли не...
0 3 103
14.10.23
В гостях у «дяди Васи». Кот в мешке, или Конструктор за полмиллиона -
Автор: Martyn36 Фото автора Источник: ДромПоиск достойного автомобиля с пробегом всегда был непрост. Но еще не так давно отличные машины часто продавались только потому, что их владельцы приобретали автомобили еще лучше. Поэтому тогда на авторынке удавалось подобрать...
0 2 675


Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика