Проект «Кортеж»: все, что известно на данный момент - «Автоновости»
Проект «Кортеж»: все, что известно на данный момент
В России, наверное, не осталось такого автолюбителя, который не слышал бы о проекте «Кортеж», или «Единая модульная платформа» (ЕМП), как он официально называется. В его рамках создается семейство унифицированных по агрегатной базе автомобилей представительского класса, в которое войдут седан, внедорожник, микроавтобус и лимузины — обычный и бронированный. Исполнитель проекта, Научный автомоторный институт (НАМИ), ведет работы уже несколько лет и старается держать их в строгом секрете, но, как известно, шило в мешке утаивается так себе, и в открытый доступ регулярно вытекают порции подробностей о «Кортеже». Мы решили собрать всю известную на текущий момент информацию о проекте в одном материале.
Как начинался проект
НАМИ запустил работы над «Кортежем» в конце 2012 года. Инициатором и автором идеи является Максим Нагайцев, который в 2011–2015 годах занимал пост директора института. Нагайцев обладает высоким авторитетом во властных кругах и умеет «пробивать темы». Не в последнюю очередь такой навык объясняется родственными связями с главой госкорпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым.
Максим Нагайцев, директор НАМИ в 2011–2015 годах и автор идеи проекта «Кортеж»
Необходимость «Кортежа» аргументировалась тремя основными тезисами:
Первый: призывая покупать отечественное, руководство страны должно само демонстрировать пример выбора в пользу родной продукции.
Второй: России нужны компетенции по созданию современных автомобилей и модульных платформ, поскольку в развитых экономиках автомобилестроение — один из локомотивов технологического прогресса.
Третий: амбициозный проект по созданию автомобилей представительского класса вдохнет в НАМИ вторую жизнь и позволит создать на базе института национальный центр компетенций автомобилестроения.
Все эти доводы в пользу проекта «Кортеж» звучат весьма разумно и рационально. Страна нуждается в современных технологиях, а никто развивать их без финансового и организационного участия государства не будет.
Забавной прелюдией к проекту «Кортеж» можно назвать открытое письмо главного редактора «Авторевю» Михаила Подорожанского к Дмитрию Медведеву, опубликованное весной 2010 года. В нем журналист призывал тогдашнего президента пересесть на ЗИЛ. «Такой шаг сам по себе придаст импульс развитию автопрома», — утверждал Подорожанский.
Концепция и платформа
В основе концепции проекта «Единая модульная платформа» — собственно модульная платформа, которая будет использоваться для седана (индекс ЕМП-4123), внедорожника (ЕМП-4124), микроавтобуса (ЕМП-4125) и лимузина (обычного — ЕМП-412311, бронированного — ЕМП-41231SB). Машины будут поставляться не только госведомствам, но и предлагаться частным потребителям. Такой подход позволит снизить их себестоимость за счет достижения эффекта масштаба.
Единая модульная платформа и автомобили на ее базе. Слайд из ознакомительной презентации НАМИ для западных партнеров
Платформу НАМИ разработал самостоятельно. У нее продольное расположение двигателя, 9-ступенчатая автоматическая коробка передач и полный привод. Двигатель и коробка агрегатируются посредством электромотора, то есть трансмиссия у автомобилей проект «Кортеж» будет гибридной.
Как следует из фирменной презентации НАМИ, седан, внедорожник и микроавтобус планируют максимально унифицировать друг с другом по агрегатам и подвескам. Под их капоты установят бензиновый мотор V8. Лимузины получат во многом оригинальную конструкцию: у них будет двигатель V12, усиленные подвески (рассчитанные под возросшую массу) и иной задний дифференциал.
Схема унификации автомобилей семейства «Кортеж»
Конструкция мотора V8 разработана совместно с Porsche Engineering. Он имеет рабочий объем 4,4 л, алюминиевый блок и два турбокомпрессора. Двигатель развивает 600 л.с. максимальной мощности и 880 Нм крутящего момента. Серьезные показатели!
Некоторые источники утверждают, что по цилиндро-поршневой группе оба мотора — и V8, и V12 — унифицированы с двигателями Porsche.
Двигатель V12 НАМИ создал собственными силами. Опытный экземпляр этого мотора демонстрировался на прошлогоднем Московском международном автосалоне. Рабочий объем составляет внушительные 6,6 л, номинальная мощность — около 860 л.с., а крутящий момент — около 1000 Нм. В двигателе применены система непосредственного впрыска топлива и сдвоенная система битурбонаддува (фактически в моторе использованы четыре турбины).
Бензиновый мотор V12 для лимузинов ЕМП-412311 и ЕМП-41231SB
Коробка передач для всех автомобилей семейства будет одинаковой. Это 9-ступенчатый агрегат КАТЕ R932 российской разработки. Эту трансмиссию также показывали на ММАС-2016. Помимо «оригинального» количества ступеней особенностью R932 является отсутствие традиционного гидротрансформатора: крутящий момент здесь передается посредством четырех планетарных рядов. Отсутствие трансформатора повышает КПД коробки передач, при этом плавность переключения передач обеспечивается кратковременной пробуксовкой специальных фрикционных элементов. Коробка КАТЕ R932 способна «переваривать» крутящий момент до 1000 Нм.
Автоматическая коробка передач KATE R932 И двигатели, и коробку передач будут производить в России. Правда, ходят слухи, что седаны из первых партий оснастят покупными моторами Porsche V8 4.6.
Дизайн
Разработка дизайна автомобилей ЕМП началась вскоре после старта проекта. Для выработки стилевого решения НАМИ объявил два конкурса — открытый, который проводился на ресурсе CarDesign.ru, и закрытый — среди небольшой группы профессиональных дизайнеров.
Итоги открытого конкурса подвели в июне 2013 года. Лучшей работой в нем жюри определило совместный проект молодого российского дизайнера Ярослава Яковлева и его коллеги из Голландии по имени Бернд Веель. В их работе экстерьер лимузина проекта «Кортеж» опирался на стилистическое наследие легендарного ЗИЛ-41047. При этом для внедорожника и микроавтобуса был предложен обособленный стиль, без отсылок к прошлому.
Дизайн-проект лимузина, разработанный Ярославом Яковлевым и Берндом Веелем
Проект внедорожника и микроавтобуса работы Ярослава Яковлева и Бернда Вееля
Однако в работу НАМИ взял другой дизайн-проект, который выбрали по результатам закрытого конкурса: его автором являлся Алексей Чвокин, работавший в фирме «Русский автомобильный дизайн» (подразделение НАМИ). Алексей предложил породнить стилистику автомобилей семейства «Кортеж» с ЗИС-110 1945 года. При этом в НАМИ почему-то забыли, что в дизайне самого ЗИС-110 было очень мало советского, ведь форма кузова и ключевые визуальные элементы он, можно сказать, заимствовал у американского Packard 160.
Эскизы победителя закрытого конкурса Алексея Чвокина. Стилистика кузова отсылает к ЗИС-110 образца 1945 года
ЗИС-110 и ЗИЛ-41047 — это, наверное, самые узнаваемые представительские автомобили в истории завода им. Лихачева.
ЗИС-110 — тот самый лимузин, который в массовом сознании ассоциируется с эпохой Сталина, хотя на самом деле это уже второе поколение представительских ЗИСов. Первым была модель 101, выпускавшаяся в 1936–1941 гг. Разработка «сто десятого» велась в разгар Великой Отечественной войны, и это позволило поставить машину на конвейер вскоре после завершения военных действий в августе 1945 года. Помпезный дизайн ЗИСа-110 оригинальным не является, он почти копирует американский Packard 160 образца 1941 года, который очень нравился Сталину. При этом конструкция кузова у советского лимузина была полностью оригинальная, более современная и прогрессивная, чем у исходного «Паккарда».
ЗИС-110 оснащался бензиновым 8-цилиндровым мотором объемом 6,0 л и трехступенчатой механической коробкой передач. Кроме базового лимузина существовали другие модификации: бронированный автомобиль, карета скорой помощи, кабриолет, фаэтон, полноприводные машины.
ЗИЛ-41047 — по сути, последняя представительская модель Завода им. Лихачева. Академически выверенный, сдержанный, пропорциональный облик этого автомобиля — полностью оригинальная разработка, которая по праву считается классикой советского автодизайна. Выпуск «ноль сорок седьмого» начался в 1985 году, но в основе конструкции этой машины на самом деле лежит глубоко модернизированный ЗИЛ-114 1967 года. Помимо лимузина в последнее семейство легковых ЗИЛов входили седан 41041, универсал 41042, кабриолет 410441 и бронированные модификации. Интересно, что эпизодический выпуск седанов и лимузинов из этого семейства ведется до сих пор — фоторепортаж с завода Дром публиковал в июне 2016 года.
ЗИЛ-41047 оснащался 7,7-литровым бензиновым V8 мощностью 315 л.с. (в карбюраторной версии) и 350 л.с. (в инжекторной модификации). Двигатель агрегатировался с трехступенчатой автоматической коробкой передач.
Первый ходовой макет лимузина проекта «Кортеж» собрали еще в конце 2013 года, однако на него возлагались сугубо демонстрационные функции. Грубо говоря, он появился только для того, чтобы НАМИ было чем впечатлять высоких гостей.
Первый ходовой макет лимузина «Кортеж»
Первоначальное предложение Чвокина в институте несколько раз перерабатывали, но огромная решетка радиатора с вертикальными планками в стиле ЗИСа осталась неизменной.
Один из промежуточных вариантов экстерьера седана
Финальные варианты экстерьера седана и внедорожника «утекли» в открытый доступ через сайт Роспатента в начале февраля 2017 года. Впрочем, серийный седан будет отличаться даже от этих изображений: светотехнику и заднюю стойку кузова оформят чуть по-другому.
Финальный вариант экстерьера седана ЕМП-4123
Финальный вариант экстерьера внедорожника ЕМП-4124
Обработанное изображение внедорожника ЕМП-4124
Экстерьер лимузина будет идентичен таковому у седана, а удлинение колесной базы достигнуто за счет вставки в центре кузова. Ранее предполагалось, что лимузин получит оригинальные задние двери и заднюю стойку, но от этой идеи из соображений экономии решили отказаться.
Ранний вариант экстерьера лимузина ЕМП-412311 и предполагаемый облик производственной версии лимузина ЕМП-412311. По некоторым данным, его длина составит 6840 мм Какой облик получит микроавтобус ЕМП-4125 — пока неизвестно. В сентябре 2016 года в интернет просачивался один из ранних вариантов экстерьера этой машины.
По поводу интерьера приближенный к НАМИ источник рассказал нам, что седан, лимузин и внедорожник получат унифицированную переднюю панель салона. Ее дизайн также «просочился» через базу Роспатента в августе 2016 года. Она щедро отделана натуральным деревом, имеет цифровую «приборку» и большой дисплей мультимедийной системы. Комбинация приборов и «мультимедиа» объединены общим козырьком.
Передняя панель салона у седана, лимузина и внедорожника будет одинаковой. Для всех автомобилей проекта «Кортеж» предусмотрена цифровая комбинация приборов
Источники и объемы финансирования
Первоначальный план проекта «Единая модульная платформа» предполагал, что он должен реализовываться на условиях государственно-частного партнерства. Схема виделась следующая: государство берет на себя расходы по разработке платформы и представительских автомобилей на ее базе, а некий частный партнер финансирует организацию массового производства агрегатов платформы и создает на этой же базе собственные, но более доступные модели. Общий бюджет проекта оценивался в 24 млрд рублей, расходы должны были быть поделены в пропорции 50/50.
В 2013 году в партнеры НАМИ по проекту набилась компания Marussia Motors. Она хотела использовать ЕМП для собственной линейки представительских автомобилей. Однако дальше макетов дело не дошло. В 2014 году участие «Маруси» в проекте завершилось по объективной причине: компания обанкротилась.
Цифровая модель седана и лимузина Marussia на «Единой модульной платформе»:
Через год было объявлено о начале участия в проекте группы Sollers. Ей платформа приглянулась для создания собственного среднеразмерного кроссовера УАЗ-3170. Кроме того, холдинг намеревался предоставить мощности своего завода в Елабуге для сборки седанов и внедорожников проекта «Кортеж». Однако при разработке УАЗ-3170 выяснилось, что платформа «Кортежа» для него не очень подходит по массе основания кузова и задней подвески. В 2016 году Sollers заморозил разработку УАЗа-3170 и приостановил свое участие в проекте «Единая модульная платформа», хотя официально опровергает это.
Сейчас «Кортеж» реализуется исключительно на средства из федерального бюджета. Деньги выделяются по госпрограмме «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Сумма вливаний в ЕМП была утверждена еще в 2012 году и составила 11,72 млрд рублей, что по меркам автопрома — совсем немного. Однако по некоторым данным, «Кортеж» дополнительно финансируют и по другим статьям федерального бюджета, поскольку девальвация рубля 2014 года была незапланированным событием, а по проекту НАМИ сотрудничает с несколькими западными подрядчиками, с которыми нужно расплачиваться иностранной валютой.
Как сообщала в ноябре 2016 года «Газета.ру», всего в разработке проекта «Кортеж» НАМИ сотрудничает со 130 российскими и иностранными компаниями. Помимо вышеупомянутой Porsche Engineering, в списке субподрядчиков такие именитые западные фирмы, как Magna, Brembo, Haldex, Valeo, Harman Connected Services и Daniel Hertz. В списке российских подрядчиков — десятки компаний, к числу самых интересных можно отнести Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, «Завод корпусов» из Выксы (производит корпуса для бронетехники), красноярский завод «КиК» (колесные диски K&K), Нижнекамский шинный завод (покрышки). В частности, покрышки «Кама» специально разработали для автомобилей «Кортежа». Флагманский лимузин будет комплектоваться непробиваемыми колесами с дисками производства Челябинского кузнечно-прессового завода.
Переднюю панель салона для семейства представительских автомобилей будет выпускать самарская компания «Аутокомпонент инжиниринг-2», принадлежащая итальянцу Джорджио Вердучи. Фирма имеет большой опыт сотрудничества с российским автопромом и поставляет детали интерьеров для «АвтоВАЗа», УАЗа, «Группы ГАЗ».
Кроме того, к настоящему моменту известно, что наружная панель крыши у лимузина проекта «Кортеж» будет сделана не из штампованной стали, а из инновационного многослойного композита. Разработчиком крыши является Санкт-Петербургский политех. Он же, по всей видимости, станет поставщиком этой детали для серийных лимузинов.
Сроки и объемы производства
На вопрос о сроках начала производства отвечает внутренняя презентация НАМИ. Судя по графику, первыми, в начале 2018 года, в производство пойдут лимузины ЕМП-412311 и ЕМП-41231SB. Казалось бы, логичнее запускать первым седан, но такое решение НАМИ объясняется тем, что лимузин хотят использовать уже на инаугурации будущего вновь избранного президента России весной 2018 года.
План-график производства автомобилей проекта «Кортеж». Аббревиатурой PT обозначены прототипы различной степени проработки. PS — это предсерийные машины. SOP — начало производства серийных машин. EOP — снятие с производства
Производство седана ЕМП-4123 стартует в конце 2018 года, следующим на конвейер должен встать микроавтобус ЕМП-4125 — в начале 2020 года. Ну а позже всех начнется производство внедорожника ЕМП-4124 — в середине 2020 года. Жизненный цикл семейства «Кортеж» рассчитан до конца 2029 года — тогда должно завершиться производство всех моделей линейки.
На графике НАМИ отражены сроки начала серийного производства автомобилей, но опытная партия машин должна быть собрана до конца нынешнего года, об этом недавно заявил министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. В партию войдут седан, лимузин и микроавтобус.
Один из прототипов седана ЕМП-4123, заснятый во время испытаний в приполярном районе Швеции
Что касается объемов серийного производства, НАМИ несколько раз пересматривал эти планы, причем в сторону уменьшения. По последнему утвержденному графику, на первом этапе производство автомобилей семейства будут вести собственными силами института. В год планируют выпускать всего по 150 машин всех моделей. В случае, если удастся найти бизнес-партнера или при условии, что Sollers возобновит участие в проекте, объемы выпуска представительской линейки нарастят до 5000 автомобилей в год. Причем выпуск будет вестись на производственных мощностях партнера.
Предполагаемые объемы производства автомобилей проекта «Кортеж»: на первом этапе — собственными силами НАМИ, на втором этапе — с привлечением компании-партнера
Марка
До сих пор достоверно не известно, под какой маркой будут выпускать автомобили проекта «Единая модульная платформа». Некоторое время ходили слухи, что НАМИ выкупит права на бренд «ЗИЛ» у нынешнего собственника — правительства Москвы. Однако в 2015 году появилась информация о том, что НАМИ зарегистрировал новое торговое имя «Мономах», которое планирует использовать для автомобилей. Еще через год институт запатентовал товарный знак и имя «Aurus». Тогда мы предположили, что Aurus будет использоваться как марка, а «Мономах» — как имя одной из моделей проекта «Кортеж», вероятнее всего, лимузина. В конце 2016 года НАМИ зарегистрировал еще несколько вариантов эмблем для «Кортежа» — без какого-либо наименования, но с использованием символов щита и меча (отсылка к геральдике КГБ и ФСБ).
Торговая марка Aurus и ее логотип, а также другие варианты эмблем для автомобилей семейства «Кортеж»
Отношение к «Кортежу» у российской публики сейчас преимущественно негативное. И оно становится тем хуже, чем сильнее затягиваются и углубляются экономические проблемы в стране. Такая зависимость объяснима: в не самый нужный проект вбухиваются миллиарды бюджетных рублей в то время, когда Минфин официально объявил о бюджетном дефиците и замораживании роста пенсий и социальных выплат. Однако несправедливо считать «Кортеж» сугубо имиджевой затеей и пусканием пыли в глаза. Ведь в его рамках создается не просто «автомобиль для Путина», а полноценная модульная платформа и целое семейство автомобилей. В России десятилетиями говорят о необходимости диверсификации экономики, но реально для этого почти ничего не делалось. Проект «Кортеж» — это тот редкий случай, когда хоть что-то делается. Сотни инженеров напрягают мозги, работая над новым продуктом глубокой обработки. Перед ними стоит конкретная задача: создать современные и конкурентоспособные автомобили, альтернативу не абы чему, а представительским Мерседесам и BMW. Конечно, риски высоки, но хочется верить, что автомобили на единой модульной платформе дойдут до производства. А в федеральном бюджете полно и других направлений неэффективного расходования средств…
поделиться
Читайте также на Дроме
126221 158
Аэродинамика: Топ-7 худших и лучших машин в мире
128260 409
Особенности национального двигателестроения. Часть 3. «Японцы». Осталась только ностальгия
87797 260
Обзор нового кроссовера Skoda Kodiaq: для медведя зима — одна ночь
150824 643
Кто такой перекуп: рассказ от первого лица о тяготах и выгодах бизнеса по перепродаже авто
104160 298
Крутые девяностые: Топ-10 полноприводных кроссоверов и внедорожников