Tesla, прячься! Тестируем первый электрический Jaguar I-Pace - «Автоновости»
В прошлом году компания представила концепт автономного электрического Jaguar Future Type и концепт-руль под названием Sayer, который можно всюду носить с собой в качестве съемного гаджета, выполняющего по совместительству и роль персонального секретаря. Затем появился экспериментальный Jaguar E-type Zero, построенный на базе родстера 1961–1974 годов — тот самый, на котором совсем недавно так красиво уехали со своей свадьбы английский принц Гарри и его супруга, американская актриса Меган Маркл. Чем не метафора соединения Старого Света и Нового, старых технологий и современных?
Англичане уже не первый год всерьез увлечены электрической темой. Гоночная команда Jaguar Racing в 2004 году покинула Формулу 1, а в 2016-м вновь вернулась в большой автоспорт, но на этот раз — в электромобильный. В сезоне 2016-2017 годов британцы стартовали в Формуле E с болидом I-Type
И вот настал черед первого серийного электромобиля Jaguar, который представили на Женевском автосалоне 2018 года. Почему его назвали I-Pace, а не E-Pace, что, казалось бы, логичнее? Так уж сложилось, что литера «Е» досталась уже выпускающейся модели — более компактному кроссоверу. Пришлось взять букву «I», ассоциирующуюся с миром хай-тека. Эта новинка без преувеличения стала для компании технологическим прорывом.
В отличие от многих других производителей Jaguar не распылялся на производство гибридных моделей. Вместо компромиссных решений англичане сразу выпустили электромобиль. При этом оказались первыми среди всех прямых конкурентов, имеющих в своих линейках ДВС
Если модели Tesla воспринимаются как автомобили-гаджеты и этим слегка отпугивают консервативных покупателей, то Jaguar пошел иным путем. I-Pace совершенно привычен как глазу, так и другим органам чувств: с традиционным салоном, комфортом и прочими хорошо знакомыми и столь милыми сердцу поклонника английской марки деталями. По задумке создателей этого кроссовера, покупатель увидит в целом привычный образ бренда — тем проще ему будет решиться на покупку новой технологии, поданной в знакомой обертке.
Настоящий Ягуар — все, как мы любим
I-Pace выглядит очень круто. Будто не серийный автомобиль, а концепт-кар. Он в самом деле мало отличается от первого прототипа, показанного в 2016 году. Как и все Ягуары последних лет, это творение Яна Каллума, одного из самых талантливых автомобильных дизайнеров современной эпохи. Во многом «эффект концепта» достигается нестандартными пропорциями кузова. Такая компоновка машины стала возможной благодаря отсутствию ограничений, налагаемых наличием ДВС и традиционной трансмиссии. Оси разнесли почти на три метра друг от друга (2990 мм), передние и задние свесы сделали довольно короткими (это дает возможность карабкаться на очень крутые горки, что мы испытали во время тест-драйва), вдобавок немного нехарактерно для Jaguar «обрезали» кузов сзади.
I-Pace очень невысок (всего 1565 мм) и не особо велик: по длине и ширине (4682 и 2011 мм) он занимает промежуточное место между E-Pace и F-Pace. Своими формами он не очень похож на кроссовер, хотя и способен проделывать все то же, что и остальные автомобили этого класса, и даже больше — например, преодолевать брод в 500 мм. Это, конечно, не Land Rover, и все-таки такая глубина водного препятствия — достойная по меркам офф-роуда. Сравнимо с УАЗами!
Для теста нам предложили кроссоверы в версии First Edition (скажем так, это можно расценивать как первую серийную партию) в огненно-оранжевом цвете: не таком, как у F-Type, а намного ярче
За счет расположенных под днищем аккумуляторов пол у I-Pace достаточно высокий, как в полноценном внедорожнике, и посадка тоже высокая, с очень хорошей обзорностью. В целом же это совершенно обычный породистый Ягуар, который внешне невозможно перепутать ни с одним другим брендом.
Машины в комплектации First Edition, с которых мы начали тест, были оборудованы стандартными сиденьями, а вот версия S (на фото), которую мы испытывали на следующий день, была укомплектована спортивными и очень удобными «ковшами»
Внутри он концептуально похож на Range Rover Velar — так же много мониторов из толстого стекла, схожее рулевое колесо, «воздушная» центральная консоль, огромная панорамная крыша с функцией поглощения ультрафиолета, которая не позволяет салону нагреваться.
Автомобиль получился просторным в том числе и потому, что у него нет моторного отсека. Пространство перед салоном отдано под багаж. Багажником его, конечно, можно назвать чисто номинально — у меня там умещался кофр с фотоаппаратом либо небольшой рюкзак. А вот задний отсек более чем вместительный (565 л)
После премьеры концепта много говорили и писали о невероятном просторе на задних местах. Увы! Здесь вполне достаточно места для людей средней комплекции, но вот крупному мужчине будет тяжеловато. Для коленей места мало, а голова будет упираться в потолок. Это особенно характерно для модификаций, не оснащенных панорамной крышей.
Начинка
I-Pace создан на собственной платформе. В ее основе оригинальный пол с размещенной максимально низко в пределах колесной базы литий-ионной батареей на 90 киловатт. Аккумулятор состоит из 432 ячеек. Интересно, что при необходимости можно менять не батарею целиком, а отдельные ячейки независимо друг от друга.
Полный привод и идеальная развесовка 50/50 — все, как у Tesla Model X
На каждой оси расположены 200-сильные синхронные электромоторы. Суммарная мощность в 400 сил позволяет набирать 100 км/ч за 4,8 секунды. Крутящий момент здесь просто нереальный — 696 Нм!
Кстати, тут применена интересная технология, которая позволяет обогревать салон отчасти за счет тепла, образующегося в двигателях и аккумуляторе. Таким образом меньше заряда тратится на отопление. Основным же обогревателем служит так называемый тепловой насос (принцип его работы используется в домашних кондиционерах в режиме обогрева). Он расходует значительно меньше энергии в сравнении с традиционным электрообогревателем. Для примера: при температуре воздуха в 10–15°C тепловой насос экономит такое количество энергии, которого достаточно, чтобы проехать 50 км.
I-Pace стал первой моделью Ягуара, получившей в качестве опции пневмоподвеску. Благодаря ей клиренс может меняться от +50 мм на бездорожье до -40 мм при посадке или погрузке. В стандартном положении подвески дорожный просвет составляет 154 мм. У базовой модификации с пружинной подвеской клиренс — 165 мм.
Аэродинамика
По меркам кроссоверов у I-Pace весьма низкий коэффициент аэродинамического сопротивления — 0,29. В числе хитростей, которые применили конструкторы, — сквозной канал, начинающийся над решеткой радиатора и выходящий в верхней трети капота. Еще любопытные аэродинамические элементы расположены в переднем бампере автомобиля — вертикальные воздухозаборники под фарами. Они направляют воздух в колесные арки. Благодаря этому не потребовались брызговики.
Крупная радиаторная решетка на электромобилях является скорее декоративным элементом, но в случае с I-Pace имеет и функциональное применение. Через нее подают воздух для охлаждения батареи и таким образом экономят энергию
Обтекаемость, быть может, действительно так хороша, как утверждается, но на деле аэродинамические шумы оказались очень заметны: на скоростях свыше 100 км/ч звук становится довольно назойливым и неприятным. Грэм Уилкинс, главный инженер Jaguar I-Pace, к которому мы обратились за разъяснениями, сказал, что этот шум издает просвет под антикрылом на пятой двери. Будут ли исправлять ситуацию? Вопрос оставлен открытым. «Этим мы займемся позже, пока нас все устраивает», — сказал Уилкинс.
Нужна ли педаль тормоза?
Когда видишь I-Pace на здоровенных 22-дюймовых колесах, нельзя не обратить внимание на крохотные, почти смешные суппорты тормозов. Кстати, у Tesla X картина ровно такая же. Дело в том, что на электромобилях с системой рекуперации энергии необходимость в постоянном использовании тормозов отпадает — машина замедляется за счет двигателей. Отпускаешь акселератор, и моторы начинают работать как генераторы, заряжая батарею.
В меню настроек можно выбрать степень задействования рекуперативного торможения. При низком уровне I-Pace ведет себя как обычный автомобиль с привычными реакциями на газ. А вот в режиме максимальной рекуперации интенсивное торможение начинается сразу, как только отпущен акселератор. «Есть вероятность, что рекуперативное торможение на новых электромобилях Jaguar изменит вашу манеру вождения. Когда водитель почувствует и поймет, как передается момент электродвигателя, он сможет большую часть времени работать лишь одной педалью акселератора», — утверждает Ричард Дэвенпорт, руководитель научно-исследовательских работ в Формуле Е.
Волна замедления накатывает стремительно, почти как при экстренном торможении! Если на обычных машинах для плавного торможения нужно рассчитывать усилие на педаль тормоза, то на I-Pace нужно учиться плавно отпускать педаль газа.
А как работают стоп-сигналы в режиме рекуперативного торможения? Едущие сзади водители понимают, что I-Pace сам тормозит? Как пояснили ягуаровцы, стоп-сигналы включаются автоматически после того, как перегрузка на рекуперативном торможении достигает 0,5 G.
Бортовая электроника
Навигационная система EV Navigation, как утверждается, способна учитывать индивидуальные особенности вождения владельца машины, чтобы проложить наиболее эффективный маршрут. Правда, на практике она производит впечатление несколько недоработанной. Даже элементарные функции пока реализованы неоптимально. Например, голосовое сопровождение «тормозит»: о необходимости поворота навигатор сообщает лишь за несколько метров.
Про мультимедийную систему Touch Pro Duo Flight Deck говорить особо нечего — все очень продуманно, понятно и… стильно
Технология Smart Settings способна распознавать предпочтения водителя и корректировать настройки автомобиля в соответствии с ними. Эта разработка находится буквально на первой ступеньке своего развития и делать выводы о ее работе рано. Смысл заключается в том, чтобы в будущем учитывать типичные маршруты, погодные условия и время суток. Например, система будет сама включать подогрев руля или сиденья при определенных температурах, уменьшать или увеличивать яркость приборов и т. п.
В I-Pace есть встроенный голосовой помощник — «Алекса» от компании Amazon. У нее можно спросить, сколько осталось энергии, закрыта ли машина. О том, что зарядка батарей завершена, водитель может узнать через приложение в телефоне или задав вопрос самому автомобилю. Также помощник может пообщаться с домом или офисом (если установлен «умный дом») и узнать про свет, отопление, двери и пр. Конечно, разговаривать с «Алексой» придется по-английски.
На треке
Первое впечатление — пропадает чувство, что ты едешь на кроссовере. Благодаря очень низкому центру тяжести почти нет кренов. Идеальная развесовка и «интеллектуальный» полный привод тоже идут на пользу управляемости. И еще интересно, что на трассе совершенно не ощущается его вес. А 2310 кг — это немало!
Некоторые вопросы вызывает разгон. Примерно до 160 км/ч набор скорости происходит очень динамично. Ускорение явно выше, чем на сравнимых по мощности машинах с ДВС. Но вот дальше динамика резко снижается.
Мне было очень интересно, сколько электричества в километровом исчислении мы израсходуем за три почти полных круга быстрой езды на автодроме Алгарве. Мы стартовали при запасе хода в 148 км и финишировали при запасе 132 км. При этом круг составляет 4,658 км.
Перспективы в России
И сами англичане, и российское представительство бренда строят довольно сдержанные прогнозы насчет перспектив электромобилей в нашей стране. Jaguar I-Pace будет официально продаваться в России, но планы поставок не простираются дальше 100–150 экземпляров. Несмотря на то, что, по заявлениям чиновников, развитие электротранспорта приветствуется, это направление в нашей стране почти не развивается. Небольшие сети зарядных станций в нескольких крупных городах — это фактически все, что было реализовано в этом направлении. Ни льгот на ввоз, ни скидок по транспортному налогу, ни бесплатной парковки нет и не планируется в обозримом будущем. Для нефтяной страны выгоднее бензиновые двигатели.
Технические характеристики Jaguar I-Pace в сравнении с Tesla Model X (данные производителей)
Габариты (д/ш/в), мм | 4682 х 2011 х 1565 | 5004 х 2083 х 1626 |
Колесная база, мм | 2990 | 3061 |
Емкость батарей, кВт/ч | 90 | 100 |
Мощность, л.с. | 400 | 525 |
Разгон 0–100 км/ч, сек. | 4,8 | 4,9 |
Максимальная скорость, км/ч | 200 | 250 |
Запас хода, км | 480 по циклу WLTP | 475 по циклу EPA, 565 по циклу NEDC |
Подвеска | Пружинная (за доплату — пневматическая) | Пневматическая |
Обновления прошивки «по воздуху» | + | + |
Количество мест | 5 | 7 |
Цена | От $85 356 | От $96 000 |