Звезда пленительного счастья: приветствуем минивэн Toyota Alphard нового поколения - «Автоновости»
Автор: Филипп Преображенский
Фото из открытых источников
Источник: Дром
Еще недавно японский бизнес-шаттл с внешностью антигероя из комиксов манга заставлял невольно оборачиваться ему вслед. А потом пришли «китайцы»… Не правда ли, грандиозный Voyah Dream явно хайповее изрядно примелькавшегося Alphard? Но компании Toyota все эти провокации решительно до лампочки. В разгар лета она показала новый Альфард, идущий своим путем. Чем хорош вэн и можно ли его ставить в один ряд с крутыми хай-тековыми однообъемниками из Поднебесной?
Вначале мы по старой доброй традиции вкратце пройдемся по всем Alphard и освежим в памяти ключевые вехи его эволюции. Первенец клана (AH10, 2002–2008 годов выпуска) с семи- или восьмиместным салоном создан на переднеприводной платформе K. Она же у Previa/Estima второго поколения (не путать с предшественником, у которого четырехцилиндровый двигатель утрамбован почти горизонтально под передними сиденьями). Спереди стойки МакФерсон, сзади торсионная балка. Красивое звучное имя позаимствовано у оранжевого яркого гиганта в созвездии Гидра. Интересно, что «Альфард» переводится с арабского как… «одинокая», ведь поблизости отсутствуют яркие звезды. Такая вот «Тойота Одинокая».
Toyota Alphard AH10, 2002 г.
Линейка силовых установок на любой вкус и предпочтения выгодно отличала модель от главного соперника в лице Nissan Elgrand на заднеприводном шасси с V-образными «шестерками» семейства VQ. Четырехцилиндровый 2AZ-FE объемом 2,4 литра и 3,0-литровый V6 1MZ-FE дополняла гибридная система с работающим по экономичному циклу Аткинсона 2AZ-FXE «два и четыре» с двумя электромоторами (такой полный привод называется E-Four), один из которых приводит заднюю ось.
Вторая итерация (AH20, 2008–2015 годов выпуска) переехала на архитектуру New MC (использовалась в следующей Previa) и подросла в размерах. Колесная база увеличена с 2900 до 2950 мм, длина — с 4800–4865 мм до 4850–4925 мм, ширина — с 1805–1830 мм до 1830–1840 мм. V6 заменили на 3,5-литровый 2GR-FE в паре с 6-ступенчатым «автоматом». Кроме того, охочие до разнообразия тойотовцы включили в гамму вариант Vellfire. Его «фишка» — агрессивный стайлинг с «двухэтажной» передней и задней оптикой. По начинке обе машины идентичны. Каждую можно было вооружить любым мотором в комбинации с передним или полным приводом, а также гибридной системой.
Toyota Alphard AH20, 2008 г.
Управленцы Toyota оценивали перспективы AH20 реалистично и без лишнего энтузиазма: если ежемесячный план продаж для первого поколения составлял четыре тысячи штук, то теперь его снизили до трех тысяч. Неужто виной заниженным ожиданиям стал мировой экономический кризис?…
Toyota Vellfire AH20, 2008 г.
Третий Alphard (AH30, 2015–2023 годов выпуска) — это нечто! Эстетически он не укладывался в общепринятые рамки, требуя от зрителей абсолютного и немедленного расширения сознания. Концептуально, на уровне фундаментальной идеи автомобиль тоже самобытный. Компания задумывала его не как еще один «автобус», а вложила интеллектуальный и материальный ресурс в проектирование альтернативны большим роскошным седанам.
Toyota Alphard AH30, 2015 г.
Экстравагантный, откровенно кичливый стайлинг на первый взгляд плохо вяжется со строгостью лакшери-лайнеров, но инжиниринг и уровень нафаршированности в общем и целом соответствуют высоким устремлениям. Так, например, задняя торсионная балка ушла в историю, и ее место заняла конструкция на двойных поперечных рычагах. Жесткость кузова увеличена. Колесная база достигла 3000 мм, между бамперами — 4945 мм, ширина — 1850 мм. Высота салона — 1400 мм. Конференц-зал! Для представительских целей особенно хорош Alphard Executive Lounge. Его ценности — комфортабельные настройки подвески и расширенные примерно на 100 мм кресла второго ряда с подогревом, вентиляцией и оттоманкой, мультимедиа с 12,1-дюймовым монитором для задних VIP-пассажиров и акустика JBL с 17 динамиками. В некоторых комплектациях предлагалось переднее пассажирское кресло на общих направляющих с сиденьем среднего ряда. Диапазон перемещений вперед-назад гигантский — 1160 мм.
Toyota Vellfire AH30, 2015 г.
Флагманский Альфард на первых порах снабжался силовым агрегатом от прошлой генерации. В 2018 году ему на смену пришли 3,5-литровый V6 2GR-FKS с комбинированным впрыском топлива и 8-ступенчатая автоматическая коробка передач. Роль начального двигателя отвели «четверке» 2AR-FE объемом 2,5 литра. Ее разновидность 2AR-FXE (фазовращатель на впускном распредвале, работа по циклу Аткинсона) вошла в состав гибридной системы с «электрическим» полным приводом E-Four.
Минивэн совершил серьезный шаг вперед относительно предков и логичным образом породил первый однообъемник Lexus LM (Luxury Mover). Не склонный к рефлексии премиальный бренд продавал его в Китае, Индонезии, Таиланде, на Филиппинах, в Малайзии, Вьетнаме и других азиатских странах, кроме Японии.
Lexus LM 300h, 2020 г.
LM для азиатских рынков шиковал богатым оснащением, вплоть до четырехместного исполнения с отделяющей водителя от лаунж-зоны массивной перегородкой с 26-дюймовым дисплеем. Но снаружи он практически копировал исходную платформу, за исключением индивидуальной передней части в лексусовском стиле, оригинальной задней оптики и декора. Готовы поспорить, что многие автомобилисты заранее составили «портрет» новейшего Alphard с оглядкой на дебютировавший нынешней весной новый (второе поколение) Lexus LM и… жестоко ошиблись! Lexus глобального позиционирования и свеженькую Тойота не спутать — у каждого свой уникальный облик.
Lexus LM 500h, 2023 г.
LM рельефен и изящен. Четвертое поколение Alphard на его фоне более одутловатый и грубоватый. Профиль с «парящей» крышей сохранил фирменную узнаваемость, но характерные боковые «плавники» исчезли, а приколоченный поверх стоек зигзаг-«молния» оставляет ощущение дешевизны и недосказанности. Как объясняет производитель, работая над темой дизайна «Forceful x IMPACT LUXURY», команда стремилась придать автомобилю солидность, уподобить его мчащемуся на полной скорости боевому быку. Стояла цель передать ощущение мощного, динамичного рывка вперед, сохраняя при этом просторную кабину при не слишком большом для Японии кузове. На фоне огромных футуристических вэнов китайских марок Alphard и впрямь не такой уж и героический. Колесная база и ширина не изменились (3000 мм и 1850 мм соответственно). Длина — 4995 мм. Все ради того, чтобы машина помещалась в стандартную автоматизированную парковочную ячейку. Обратите внимание, какими маленькими кажутся на фоне грузного «тела» колесные диски диаметром до 19 дюймов.
В основу легло адаптированное для вэна модульное шасси TNGA (GA-K) с поперечным расположением двигателя. Принципиальная архитектура подвесок аналогична третьему Альфарду: спереди стойки МакФерсон, сзади двойные поперечные рычаги. Жесткость кузова выросла на целых 50%. В оснащение входят амплитудозависимые амортизаторы.
Прогрессивно мыслящая часть человечества — та самая, что в экстазе закатывает глаза от экстремальных и высокотехнологичных китайских «футурологов» — удивится консервативности Toyota. Прежний ДВС (182 л.с. и 235 Нм) сочетается с вариатором, передним и опциональным полным приводом. «Шестерка» покинула палитру. Из обновок — гибридная установка, включающая в себя 2,5-литровый «атмосферник» A25A-FXS, которая совокупно развивает 250 л.с. Привод передний или полный E-Four с электромотором на задней оси.
Суть Toyota Vellfire пересмотрена. Отныне это не просто приукрашенный Alphard, а отдельная вариация с этаким спортивным позиционированием. Напористый экстерьер — лишь вершина айсберга. Вэн заполучил 2,4-литровую «турбочетверку» с маркировкой T24A-FTS (279 л.с. и 430 Нм) и 8-ступенчатую автоматическую коробку передач. Ведущие колеса передние или все четыре. Для полноты картины и гармонии образа скорректированы настройки подвески, плюс дополнительный усилитель кузова.
Агрегатная часть Toyota соответствует фирменным представлениям о прекрасном: не рвется в будущее и контрастирует с тем, что бывает у оппонентов из Поднебесной. Например, упомянутый выше Voyah Dream предлагается в форм-факторе plug-in гибрида (394 л.с.) и электрокара (435 л.с.). Оцените динамику разгона этих офисов на колесах — 6,6 и 5,9 секунды до 100 км/ч соответственно. Такие нынче «автобусы»! В дальнейшем Toyota обещает включиться в игру и запустить подзаряжаемую от внешнего источника бензоэлектрическую модификацию. Вряд ли она будет столь же шустрой. Хотя, кто знает…
Оформление интерьера не похоже на то, к чему нас в последнее время приучили китайцы. Никаких гипермониторов и прочих порталов в параллельную реальность. Передняя панель Alphard/Vellfire — это выверенный баланс оцифровки и консервативных решений по собственным лекалам. Интегрированные в переднюю панель «виртуальные» планшет приборов диагональю 12,3 дюйма и 14-дюймовый мультимедийный тачскрин — назло моде на огромный единый экран. Ну а если начать сравнивать удобства на втором ряду, то «японец» как минимум не ударит в грязь лицом!
Начнем с того, что процесс посадки и высадки теперь гораздо удобнее благодаря примененным впервые боковым выдвижным подножкам (располагаются на высоте около 220 мм от асфальта) и длинным вертикальным поручням на стойках, за которые удобно держаться взрослым и детям, пожилым и молодым. Сиденья второго ряда смонтированы на гасящих вибрации резиновых втулках. В целом же уровень «тремора» в салоне снижен относительно старого Alphard примерно на 30 процентов. Расстояние между первым и вторым, а также вторым и третьим рядом кресел подросло на 5 мм и 10 мм соответственно.
Авиационные ассоциации навевает так называемая Super-Long Overhead Console — длиннющая консоль на потолке с вентиляционными дефлекторами, управлением климат-контролем, плафонами освещения и другими функциями.
На страже безопасности экипажа Alphard/Vellfire стоит комплекс Toyota Safety Sense. Из интересного — помощник Proactive Driving Assist — Intra-Lane Steering Assist. Он предугадывает действия водителя и регулирует противодействующее усилие на руле для более плавного вождения. Или ассистент замедления при повороте на перекрестке (Proactive Driving Assist — Deceleration Assist when Turning at Intersections). Функция активируется, когда водитель отпускает педаль акселератора и включает указатель поворота перед пересечением путей. Автомобиль при этом начинает заранее замедляться.
В дорожной толчее и при рутинных маневрах поможет комплекс Toyota Teammate. В его состав входят пробочный ассистент Advanced Drive и система Advanced Park, позволяющая дистанционно, через приложение для мобильного устройства парковать машину или выезжать со стоянки.
Цены уже объявлены. Диапазон на Alphard — от 5 400 000 иен (от 3 468 417 рублей по курсу на момент подготовки материала) за базовую версию с 2,5-литровым безнаддувным двигателем и передним приводом до 8 720 000 иен (5 600 850 рублей) за роскошный полноприводный гибрид Executive Lounge. Vellfire ожидаемо дороже. Причем в его случае наиболее доступным окажется вариант с 2,4-литровой «турбочетверкой» и передними ведущими колесами (6 550 000 иен, или 4 207 061 рублей). На вершине — экологичный Executive Lounge E-Four (8 920 000 иен, или 5 729 310 рублей). Ежемесячно компания планирует продавать на внутреннем рынке порядка 8,5 тысячи штук. Около 70 процентов придется на Альфард.