20-летний Nissan X-Trail: изучаем состояние при пробеге 230 тысяч - «Автоновости»
Автор: Вячеслав Залевский
Фото автора и Дрома
Источник: Дром
Первый X-Trail был интересным экспериментом. Ниссановцы надели на легковое переднеприводное шасси брутальный кузов и немного помудрили с салоном, чтобы был не такой, как у всех. Чего не сделаешь, чтобы не скучали конкуренты в лице Toyota RAV4 и Honda CR-V. Каково это — владеть 2,0-литровым Nissan X-Trail 2003 года с пробегом в 230 000 километров?
Смело, практично, надежно
Смелости Ниссану образца двухтысячных, конечно, не занимать. Новый автомобиль нового класса — и так рискнуть с оформлением интерьера. Вот как сильно было желание показать Тойоте и Хонде, каким должен быть семейный кроссовер.
По тем временам не видеть за рулем приборную панель действительно было странно. Зато какой бы замысловатой ни была посадка водителя в мягком переднем кресле, можно не беспокоиться, что руль перекрывает приборы.
То, что приходится немного косить глазами — дело привычки. Тем более что сами приборы крупные и повернуты «лицом» к водителю. Благодаря такому расположению приборов один из «бардачков» находится прямо напротив водителя. В нем, кстати, предусмотрена розетка. Есть несколько охлаждаемых ниш, где можно хранить напитки. В подстаканники рядом со стойками лобового стекла можно подать прохладный или теплый воздух. Вам теплый кофе или прохладный лимонад?
Смотришь на багажник X-Trail, и хочется, чтобы он был побольше. 410 литров — не бог весть что. Но по меркам двадцатилетней давности — нормальный грузовой отсек, ни в чем не уступающий конкурентам.
Со вторым рядом сидений все не так радужно. Вход-выход здесь затруднен узким дверным проемом, да и сами двери распахиваются не очень широко. Тем не менее пороги прикрыты, брюки не испачкаешь, а на нехватку места будут жаловаться только особо рослые пассажиры. Есть подлокотник, подстаканники, а спинки могут регулироваться по углу наклона.
С износостойкостью элементов отделки у X-Trail полный порядок, поэтому проблемы с салоном обычно небольшие. Скрипы и прочие посторонние звуки в движении чаще всего издают крепления задней полки и сидений. Пока это единственное, за что можно пожурить серебристый X-Trail.
Климатическая система работает шумновато, зато компрессор кондиционера и его муфта тут очень живучие. Вот радиатор «кондея» слабоват, и если не ставить сеточку в бампер, то долго не проживет. Быстро изнашиваются приводные ремни дополнительных агрегатов, но в остальном очевидных слабых мест нет.
Коррозия и мужество
Что вообще такое X-Trail? Nissan отвечает так: X — «экстрим», Trail — «след», «тропа». Глядя на экстерьер, понимаешь — в точку. Грубоватый на вид автомобиль местами напоминает о чистокровных ниссановских внедорожниках. Отличный козырь в борьбе с более игривыми, стремительными, но не особо мужественными внешне конкурентами.
Жаль, что от коррозии X-Trail защищен не так чтобы очень. Это типичный «японец» начала двухтысячных годов, чей кузов требует регулярного ухода и внимания. Слабых мест тут более чем достаточно, и это не только капот, рамка лобового стекла, низ дверей, задние, а иногда и передние арки. Например, может ржаветь по местам крепления внутренний продольный усилитель пола. Частенько корродируют различные швы и даже задние чашки кузова — их видно, если снять обшивку багажника. Горловина бензобака тоже в зоне риска. Иногда дыры и ржавчину можно увидеть прямо внутри лючка. Это чревато попаданием грязи в бак. Серебристый X-Trail пока отделался переваркой порогов, но владелец всегда начеку и за семь лет владения уже пару раз обновлял антикор.
Хватает и мелких проблем с кузовными элементами. Не отличаются особой износостойкостью оптика и лобовое стекло. Уже после 150 000 километров пробега начинают просить замены ограничители дверей и газовые упоры двери багажника. Замки всех дверей имеют очень ненадежную конструкцию и нередко подклинивают.
Спокойствие, только спокойствие
А что на ходу, есть экстрим? Да ну, откуда. Запаса мощности и крутящего момента 150-сильному 2,0-литровому двигателю вполне хватает для городской эксплуатации, но и только. На попытки ехать в более динамичном режиме «атмосферник» реагирует уже не так охотно. Ощущается некоторый недостаток тяги на низких и средних оборотах. В целом X-Trail больше располагает к спокойной, чем к активной езде.
Двигатель, как и его 2,5-литровый собрат, относится к серии QR. У них алюминиевый блок с открытой рубашкой охлаждения, цепной привод, индивидуальные катушки зажигания и фазовращатель на впускном валу. В группе риска — датчики положения коленвала и распредвалов. Невысокой надежностью отличается термостат, прокладку ГБЦ пробивает регулярно. Цепь ГРМ может растянуться уже к 150 000 километров. Зачастую вместе с ней меняют и фазорегулятор. К этому же пробегу часто появляется «масложор» из-за залегших колец. Особенно если тянуть с заменой масла.
Сократив межсервисный интервал до 7000 километров, можно оттянуть момент появления проблем. Именно так и сделал владелец этого X-Trail, но процесс уже начался. От замены до замены уходит примерно пол-литра масла. Из ремонтов пока — только обновление цепи ГРМ на пробеге в 195 000 километров.
Морально устаревший 4-ступенчатый «автомат» как может обеспечивает Nissan X-Trail более-менее приемлемую динамику. Работает ровно, никаких подергиваний или пробуксовок, новое масло он получил 20 000 километров назад. Эта коробка Jatco — надежная и выносливая. Серьезные ремонты с ней случаются либо после 200 000 километров пробега, либо при эксплуатации на грязном масле и частых перегревах. В нормальной ситуации замена накладки блокировки ГДТ ей грозит только после 250 000 километров пробега.
Редкие механические коробки на пять и шесть передач еще более надежны. Чуть ли не единственный минус — быстрое растяжение тросов управления. Низкий ресурс сцепления характерен разве что для «шестиступки».
Нюансы ходовой
Ходовая у X-Trail полна сюрпризов. По энергоемкости — одна из лучших в своем классе. Тип покрытия значения не имеет. Подвеска одинаково хорошо справляется с заплатками и швами на асфальте и разбитой грунтовкой. Вот как описывает свои поездки на дачу владелец: «К дому ведет некое подобие дороги с глубочайшими ямами, крутыми подъемами и такими же спусками. На взгляд водителя “легковушки” — непроходимые дебри. А X-Trail хоть бы что. Проезжал там, и не раз».
Управляется Nissan не то чтобы увлекательно, зато эффективно. И ничего, что рулевое управление у него не самое информативное. Как «Хитрилла» идет по траектории? Точно и четко. Есть неуверенность в затяжных поворотах? Никак нет.
Конструктивно подвеска у X-Trail — святая простота, но в ремонте есть нюансы. К амортизаторам и их опорам претензий нет — запросто выдерживают по 120 000 километров, а то все 150 000. Вопросы есть к рычагам. Передние алюминиевые получили запрессованную шаровую и несменный задний сайлент-блок. Решения, как обойтись без замены рычагов в сборе, конечно же, есть, но ресурс после такого ремонта редко сравним с оригиналом, который выдерживает около 100 000 километров. Слабоваты задние рычаги, при частых перегрузках и регулярных гонках по грунтовке они быстро попросятся на покой.
Невысок ресурс втулок стабилизатора. Примерно через 30 000 километров они начинают греметь так, будто изношена вся подвеска. У владельца этого X-Trail втулки на замену всегда лежат про запас. Знает он и то, что ступицы после внедорожных «подвигов» лучше промывать, иначе их ресурс будет намного меньше 100 000 километров. А вот случаи глобальных ремонтов подвески ниссановод вспоминал долго. За 50 000 километров, пройденных с момента покупки, менялись только передние амортизаторы. Согласно диагностике ходовой, которую машина прошла осенью, нареканий здесь нет.
В рулевом управлении используется обычный ГУР, надежный и простой. Рейка радует ремонтопригодностью. Ее даже можно подтянуть без снятия с машины. Именно так сделал владелец этого «Хитриллы» в прошлом году. Тут главное — не переусердствовать. А на легкие стуки можно не обращать внимания: если наконечники и тяги целы, то со временем они не прогрессируют.
Пусть X-Trail и не тянет на звание драйверского кроссовера, зато тормозная система у него весьма продвинутая. Есть 4-канальная ABS и отлично настроенная ESP. Причем это все «база». Все тормоза — дисковые по кругу. Никаких задних барабанов — понял, Subaru Forester?
При этом тормозная система у X-Trail еще и надежная. Трубки, шланги и даже ABS требуют минимального внимания. Разве что быстро изнашиваются скобы и пальцы суппортов. Тормозные диски выдерживают в среднем 70 000 километров. Здесь они до сих пор в хорошем состоянии — спасибо прошлому владельцу, обслужил тормоза перед продажей.
Конкурентное преимущество
X-Trail заметно выделяется на фоне конкурентов своей трансмиссией All Mode 4х4. По хорошей дороге можно спокойно ехать на переднем приводе, экономя топливо. При необходимости включаешь режим Auto рукояткой на передней панели — и межосевая муфта начинает автоматически перераспределять крутящий момент между передними и задними колесами. Происходит это почти мгновенно.
Понижающей передачи у Nissan X-Trail нет. Зато кроме переднеприводного и автоматического режимов есть возможность принудительно блокировать муфту привода задних колес. Тогда крутящий момент будет жестко распределен между передней и задней осью в пропорции 57:43. Жаль, что глушитель, свисающий под задним бампером, заметно уменьшает угол съезда.
Надежность? Если не особо утруждать ее пробуксовками и помнить, что муфта плохо защищена от попадания внутрь песка и пыли, то ее ресурс сравнится с таковым у мотора. Владелец X-Trail с проблемами трансмиссии ни разу не сталкивался.
А зачем вообще нужна машина, если за пять лет владения она проехала всего 50 000 километров? X-Trail используется как автомобиль выходного дня. Рыбалка, путешествия, поездки на дачу — вот его основные задачи. Повезло этому Nissan X-Trail, работает нечасто, зато по своему прямому назначению.
Кто он и сколько стоит?
Nissan X-Trail первого поколения (кузов Т30) появился в 2000 году. Это был среднеразмерный кроссовер, оснащенный передним или полным приводом, построенный на легковой платформе, общей с Primera и Almera. Двигателей поначалу было два: 2,0-литровый бензиновый и турбодизель 2.2, который развивал 114 или 136 л.с. Позже к ним добавилась атмосферная «четверка» объемом 2,5 литра и мощностью 165 л.с. На внутреннем японском рынке был доступен 280-сильный Nissan X-Trail GT. Коробки — «механика» и «автомат». В 2003 году кроссовер пережил небольшой рестайлинг. До 2007 года, когда появилось второе поколение, было продано около 800 000 экземпляров.
В данный момент на Дроме продается около 800 кроссоверов. Дорестайлинг и обновленные X-Trail представлены примерно поровну. Около половины машин имеют правый руль. Хит в любом случае один — 2,0-литровый кроссовер с полным приводом и автоматической коробкой.
Дорестайлинговые X-Trail в такой модификации стоят от 500 000 рублей. Наиболее дорогие экземпляры продаются за 1 000 000 рублей и более.
Цены на рестайлинговые полноприводные 2,0-литровые X-Trail с «автоматом» начинаются с 700 000 рублей. Наиболее дорогие машины стоят на уровне дорестайлинга.
Кстати, об инфляции: экземпляр на фото в 2017 году был куплен за 540 000 рублей, и это был отнюдь не «низ рынка».
X-Trail c 2,5-литровым двигателем встречается реже. Цены — от 600 000 рублей. Кроссоверы последних лет выпуска и в хорошем состоянии оцениваются продавцами более чем в 1 000 000 рублей.
Диапазон цен на редкие дизели — от 500 000 до 1 000 000 рублей.
Фотобонус
