"Ока", "Горбатый" и другие гадкие утята советского автопрома - «Автоновости» » Авто Новости Дня
Рекорды по расходам: сколько обычный европеец тратит на свой автомобиль за всю жизнь
На крупнейшем автомобильном рынке Европы — в Германии — подсчитали, во сколько обходится владение автомобилем на протяжении всей жизни. Цифры оказались более чем впечатляющими: в среднем водитель тратит 496 400 евро, что составляет примерно 9000 евро в год.
Мигать не стал, зелёный не включил: что делать, если светофор застыл на красном
В большом городе неисправный светофор — не экзотика, а будни. Иногда он отключается полностью, иногда переходит в режим мигающего жёлтого. Но самая запутанная ситуация — когда сигнал просто "застревает", чаще всего на красном. Водители теряются:
Инспектор караулит у подъезда: как водитель становится нарушителем, даже не выезжая из двора
Распространённое заблуждение среди водителей — полагать, что ПДД действуют только на проезжей части. Но на практике штрафы можно получить и прямо во дворе собственного дома. Причём основания для этого самые разные: от неправильной парковки до работы
LADA ISKRA будут собирать в Санкт-Петербурге - «LADA»
19 июня на площадке Петербургского международного экономического форума подписано соглашение о сотрудничестве между АО «АВТОВАЗ» и ООО «Автозавод Санкт-Петербург». Светлана Снежная Фото: Официальный Лада Клуб 19 июня на площадке Петербургского международного

"Ока", "Горбатый" и другие гадкие утята советского автопрома - «Автоновости»


"Ока", "Горбатый" и другие гадкие утята советского автопрома - «Автоновости»
Фото: Wikipedia
"Ока", "Горбатый" и другие гадкие утята советского автопрома

В СССР к машинам относились как к рабочим лошадкам. Поэтому они отличались практичностью, функциональностью и простотой. Но иногда палку перегибали — и получались гадкие утята. Чаще всего это случалась с двух- и трехдверными машинками.

Начало двухдверной эры

В Европе до Второй мировой машин с двумя дверями хватало. Большую часть составляли бюджетные и простенькие транспортные средства. Например, немецкие Hanomag, BMW 3-15 Dixi и Opel P4. В 1930-е к ним присоединились французы с Renault Juvaquatre. А Volkswagen и Opel представили модели Kafer и Kadett. Интересно, что именно последний стал, если можно так выразиться, прародителем советских "двухдверок".

За несколько лет до войны Московский автомобильный завод начал работать над проектом собственной малолитражки — КИМ-10−50. За основу "верхи" предложили использовать Ford Prefect. Но конструктор и художник ГАЗа Валентин Бродский проявил смелость и инициативу. Так появился двухдверный кузов, в котором проглядывали черты ЗИС-101А.

Любопытно, что в 1940 году о КИМе вышла даже статья в журнале "За рулем". Автор не сомневался в успехе необычного бюджетника: "У малолитражного КИМ-10 большая будущность. В ближайшие годы его широко используют для внутриколхозной связи, обслуживания почты. Он станет также незаменимой учебной машиной".

"Ока", "Горбатый" и другие гадкие утята советского автопрома - «Автоновости»
Фото: фотограф журнала За Рулем, Wikipedia

Чертежи и пресс-формы для кузовного производства заказали в США. И ничего не предвещало беды, но… разразился скандал. По непонятным причинам газета "Известия" опубликовала статью, где рассказывалось о запуске малолитражки раньше срока. То есть, до того, как машина успела пройти проверку в Кремле.

Есть еще одна версия. По ней, когда Иосиф Сталин "тестил" машину, он попросил представителя завода принести ему трубку, которую вождь "забыл" в кабинете. Представитель сидел сзади, поэтому выбраться из машины мог только после того, как водитель или сам Сталин вышли бы из транспортного средства. В общем, проект зарубили, а наркома среднего машиностроения СССР Ивана Лихачева понизили до директора автозавода. Так Иосиф Виссарионович ясно дал понять, что к двухдверным автомобилям он относится негативно.

После этой катастрофы КИМ-10−50 в экстренном порядке модернизировали и переименовали в КИМ-10−52. В этой модели конструкторы учли пожелания вождя. Поскольку времени было в обрез, заводчане просто подретушировали Opel Kadett. Четырехдверную машину планировали запустить в серию 1 июня 1941 года, но грянула война.

"Ока", "Горбатый" и другие гадкие утята советского автопрома - «Автоновости»
Фото: Sergey Korovkin 84, Wikipedia

Послевоенные поиски

КИМ-10−52 опять лично осмотрел Сталин, а заодно сравнил автомобиль с трофейным "Кадетом". Машиной вождь остался доволен. Он одобрил выпуск четырехдверной версии, запретив менять что-либо в конструкции. Лишние двери получились узкими и смотрелись несуразно. Но спорить со Сталиным никто не осмелился.

Первый автомобиль с двумя дверями появился в СССР только во времена хрущевской оттепели. За прообраз был взят Fiat 600. Этот автомобиль идеально сочетал прогрессивность, простоту конструкции и бюджетность. Но просто копировать машину советские конструкторы не стали. Взяв итальянца за образец, они его тщательно переработали.

Так появился Москвич-444. Но затем проект был отдан на откуп запорожскому заводу "Коммунар", где прежде выпускали сельскохозяйственную технику. И уже там его превратили в ЗАЗ-965 "Запорожец". "Горбатый", как известно, стал самым доступным автомобилем в Советском Союзе.

"Ока", "Горбатый" и другие гадкие утята советского автопрома - «Автоновости»
Фото: NVO, Wikipedia

Эпохальное событие

Оно произошло во второй половине 1970-х, когда появилась трехдверка ВАЗ-2121.

Выбор компоновки был сделан не случайно. Только так конструкторы смогли уложиться в короткую колесную базу, необходимую для внедорожника. Вторая причина — повышенная жесткость кузова на кручение. Третья заключалась в себестоимости — на авто с двумя дверьми денег уходило гораздо меньше. Четвертая учитывала опыт мирового автопрома: Fiat Ritmo, Volkswagen Golf, Opel Kadett доказывали, что у таких машин есть право на существование.

"Ока", "Горбатый" и другие гадкие утята советского автопрома - «Автоновости»
Фото: KGC626 - Own work, Wikipedia

В 1984 году появился трехдверный хэтчбек ВАЗ-2108. Его пятидверная вариация задержалась аж на три года.

Автолюбители СССР восприняли новинку настороженно. Две боковые двери, передний привод — слишком много необычного. Последующая эксплуатация показала, что "восьмерка" действительно не слишком удобна.

"Ока", "Горбатый" и другие гадкие утята советского автопрома - «Автоновости»
Фото: Torsten Maue - OMMMA 2011, Wikipedia

В 1980-х годах трехдверную машину начал выпускать и ЗАЗ под индексом 1102. Этот автомобили стал логичным продолжением "Запорожцев". Затем появилась и еще одна трехдверка — ВАЗ-1111 "Ока".

"Ока", "Горбатый" и другие гадкие утята советского автопрома - «Автоновости»
Фото: Kirill Borisenko, Wikipedia

Тут все просто. Автомобиль отличался такими скромными размерами, что лепить четыре двери было просто некуда.

Павел Жуков

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Похожие новости

Другие новости сегодня

Комментарии (0)
Добавить комментарий
15.01.26
Инспектор караулит у подъезда: как водитель становится нарушителем, даже не
Распространённое заблуждение среди водителей — полагать, что ПДД действуют только на проезжей части. Но на практике штрафы можно получить и прямо во дворе собственного дома. Причём основания для этого самые разные: от неправильной парковки до работы двигателя на...
0 50
15.07.25
LADA ISKRA будут собирать в Санкт-Петербурге - «LADA»
19 июня на площадке Петербургского международного экономического форума подписано соглашение о сотрудничестве между АО «АВТОВАЗ» и ООО «Автозавод Санкт-Петербург». Светлана Снежная Фото: Официальный Лада Клуб 19 июня на площадке Петербургского международного...
0 111
15.07.25
Почти 300 л.с: АВТОВАЗ показал самую мощную LADA 4x4 NIVA для Rally - «LADA»
Новый гоночный мотор с турбонаддувом выдаёт 280 л.с. . Турбониву оснастили секвентальной 6-ти ступенчатой коробкой передач. У новой LADA полностью независимая подвеска на все 4 колеса, увеличенный до 350 мм дорожный просвет и дисковые тормоза увеличенного размера....
0 165
15.07.25
Новая LADA NIVA TRAVEL: "Дизельный" характер и улучшенная подвеска -
LADA NIVA Travel во втором полугодии 2025 года получит новый двигатель, модернизированное шасси и обновленный дизайн передней части с полностью светодиодной оптикой – в общей сложности для автомобиля разработано более 100 новых деталей. Новый внедорожник отличается...
0 115
19.06.25
Цвет автомобиля может выдать ценную информацию о владельце
Цвет автомобиля может многое рассказать о его владельце, особенно о том, насколько он практичен. Фото: Wikipedia by Axion23, обгон автомобиля Практичные люди избегают машин ярких оттенков, так как с ними могут возникнуть сложности при ремонте: из-за небольших...
0 635
18.03.25
Когда электроника мешает: ситуации, где отключение ESP необходимо
Система ESP (Electronic Stability Program) играет ключевую роль в обеспечении безопасности автомобиля. Она помогает водителю сохранить управление в сложных дорожных условиях, таких как скольжение или занос, и предотвращает аварийные ситуации. Фото:......
0 485