«Пионеры» нулевых: Tоп-12 новаторских автомобилей начала XXI века — компоновка, стиль, инженерия - «Автоновости»
12. Ford Fusion — первый «кросс»-хэтчбек
Период выпуска: 2002–2012 гг.
Длина/ширина/высота, мм — 4013/1724/1543
Двигатели (для рынка РФ) — бензиновые 1,4 л, 80 л.с. и 1,6 л, 100 л.с.
Коробка передач в базовой комплектации — 5-ступенчатая механическая
Можно, конечно, вспомнить о появившемся еще в 1998 году «высоком» хэтчбеке В-сегмента Mitsubishi Space Star, но он все же «проехал» почти незамеченным — официальные продажи в России не задались. Но когда в 2002 году вышел Ford Fusion, общественность всколыхнулась не только в Европе, но и в России, где спрос на автомобиль в несколько последующих лет был весьма высоким. Причем в отличие от «старшего братца» Фокуса производство Фьюжн у нас не было локализовано, хэтчбек импортировался из Европы.
Что же стало причиной коммерческого успеха? Явно сработал эффект новых возможностей в компактном формате. Стандартные европейские хэтчбеки длиной около четырех метров (например, Ford Fiesta) наших покупателей практически не интересовали — маленькие, но дорогие. Поэтому на более взрослый Fusion многие сразу обратили внимание, как и на увеличенный объем его багажника емкостью от 337 до 1175 литров. По сути, Ford Fusion просто оказался удачным межнишевым «каблучком».
На базе Фиесты вырос более вместительный и строгий на вид автомобиль, который уже не воспринимался легкомысленным приобретением
На выбор предлагалась пара оптимальных по характеристикам бензиновых двигателей — 1,4 л (80 л.с.) и 1,6 л (100 л.с.). Хэтчбек оснащался тремя типами трансмиссии: классической «механикой» и «автоматом», а также 5-ступенчатой роботизированной коробкой с одним сцеплением. Но если «автомат» был доступен только с двигателем 1,6 л, то «роботом» комплектовался младший мотор. Как ни странно, прямого продолжения не случилось: в модельной линейке Ford Fusion уступил место настоящему компактному кроссоверу EcoSport.
11. Honda FR-V — первый компактвэн 3+3
Период выпуска: 2004–2009 гг.
Длина/ширина/высота, мм — 4285/1810/1610
Двигатель (для рынка РФ) — бензиновый 2,0 л, 150 л.с.
Коробка передач — 6-ступенчатая механическая
Людям всегда нравилась функциональная концепция минивэнов, но возить лишний воздух и кресла 7–8-местных версий хотелось далеко не всем. Так стали появляться компактвэны, по длине почти не превышающие хэтчбеки С-сегмента и с вместимостью 4–5 человек.
Изобретательные японцы в этом формате предложили чуть более широкие возможности: в 2004 году появился двухрядный компактвэн Honda FR-V с посадочной формулой 3+3, где шестой пассажир размещался между водителем и передним пассажиром. Справедливости ради стоит сказать, что первым компактвэном с посадочной схемой 3+3 принято считать Fiat Multipla разработки еще конца 90-х. Однако для рынка РФ этот автомобиль был скорее экзотикой, поэтому для нас актуальным стала именно Хонда. Ее нестандартная ширина кузова (1810 мм) и плоский пол с вынесенным на панель управлением трансмиссией позволили «втиснуть» складное центральное кресло практически на правах полноценного. К тому же разработчики продвигали эту идею как способ «сблизить» в дороге родителей и детей, скажем, подросткового возраста. Для большего удобства центральное кресло можно сместить немного назад, а также использовать его в качестве подлокотника или столика. Подобное решение применялось и на заднем ряду. Салон Honda FR-V располагал более чем 30 вариантами компоновки полезного объема, что делало этот автомобиль выдающимся трансформером.
В зависимости от рынков сбыта компактвэн оснащался разными вариантами двигателей и трансмиссии, не исключая дизели. Для японского рынка — там автомобиль назывался Honda Edix — выпускались и полноприводные версии
Для официальных продаж в РФ ограничились одной конфигурацией — передний привод и бензиновый двигатель 2,0 л в паре с «механикой». Возможно, в компании не желали внутренней конкуренции с популярным в то время в России кроссовером CR-V. В итоге Honda FR-V пронесся по нашим просторам как метеорит — ярко, но быстро, не оставив следа. Особыми продажами не отметился, а к концу десятилетия его выпуск свернули.
10. Suzuki SX4 — первый компактный кроссовер
Период выпуска: первое поколение — 2006–2013 гг.
Длина/ширина/высота, мм — 4150/1755/1620
Двигатель (для рынка РФ) — бензиновый 1,6 л, 107 л.с.
Коробка передач (для версии 4WD) — 5-ступенчатая механическая
Бытует мнение, что сектор компактных кроссоверов «взорвал» Nissan Juke уже в 2010 году. Однако еще задолго до «джукомании» — в 2006 году — на свет появился Suzuki SX4 и его маркетинговый двойник Fiat Sedici, построенные на удлиненной платформе Swift. Производство обоих автомобилей было развернуто на одном заводе в Венгрии. Близнецы-братья Suzuki и Fiat продавались в РФ параллельно, но цены на «японца» были чуть повыше.
Этот автомобиль никак нельзя было отнести к обычным — даже дополнительные передние окошечки указывали на причастность к моделям с более «вэнистыми» пропорциями. В базовом исполнении Suzuki SX4 был переднеприводным, но покупатели могли выбрать и полноприводную версию с автоматическим подключением задней оси при помощи электромагнитной муфты.
Версии 4WD с учетом пластиковых накладок, шин размерности 205/60 R16, клиренса 190 мм и возможности блокировки межосевой муфты в полной мере соответствовали категории автомобилей повышенной проходимости
При длине 4150 мм автомобиль вписывался в формат В+ и располагал багажником объемом от 270 до 1045 л. Гамма двигателей для европейского рынка включала в себя бензиновый агрегат объемом 1,5 л (99 л.с.) и турбодизель 1,9 л (120 л.с.). Однако в России машину продавали с бензиновым мотором объемом 1,6 л мощностью в 107 сил. Для переднеприводных версий на выбор предлагались «механика» и «автомат», но для конфигурации 4WD полагался исключительно «хардкор» — механическая коробка передач.
9. Volvo XC90 — первый SUV с поперечно расположенной рядной «шестеркой»
Период выпуска: первое поколение — 2002–2014 гг.
Длина/ширина/высота, мм — 4798/1898/1743
Бензиновые 6-цилиндровые рядные двигатели: 2002–2006 гг. — турбированный 2,9 л (272 л.с.), с 2006 года — атмосферный 3,2 л (238 л.с.)
Трансмиссия: полный привод, коробка передач автоматическая 4- и 6-диапазонная
Классическая, то есть продольная компоновка с рядными 6-цилиндровыми моторами, постепенно уходила в историю. Захватившие мир схемы с поперечным расположением двигателей вроде бы не предполагали установку отлично уравновешенных и высокоресурсных, но столь «длинных» силовых агрегатов. И все же исключения были: еще в конце 90-х новый флагманский седан Volvo S80 опробовал поперечную компоновку не только с рядными «пятерками», но и «шестерками», чем изрядно удивил автообщественность. А в 2002 году на этой платформе появился Volvo XC90, где впервые была реализована концепция универсального автомобиля повышенной проходимости с рядной «шестеркой», расположенной поперек. В качестве эксклюзива под капотом красовался турбированный бензиновый Т6 объемом 2,9 л (272 л.с., 380 Нм). После рестайлинга 2006 года «турбошестерку» сменил атмосферный вариант объемом 3,2 литра (238 л.с., 320 Нм) — менее мощный, но зато более надежный.
В том же году появился Land Rover Freelander второго поколения, под капотом которого тоже фигурировал вольвовский двигатель объемом 3,2 л в атмосферном варианте, но с другими показателями (233 л.с., 317 Нм). Концерн GM представил менее дорогую разработку: созданный в Корее седан сегмента D+ Chevrolet Epica с поперечными атмосферными «шестерками» объемом 2,0 л (143 л.с.) и 2,5 л (156 л.с.).
Первое поколение Volvo XC90 выпускалось на протяжении 12 лет. Основу семейства составляли «рабочие» версии с рядными дизельными и бензиновыми «пятерками», а для гурманов были припасены варианты с 4,4-литровым V8 или рядной «шестеркой»
Но такая схема — ввиду определенных конструктивных и эксплуатационных сложностей — не нашла широкой поддержки в автоиндустрии, тем более в массовом сегменте. Все указанные модели с поперечными «шестерками» официально продавались в России и находили своих поклонников, но не пользовались большим спросом и в 2014 году были сняты с производства.
8. Mercedes-Benz CLS — первое четырехдверное купе
Период выпуска: первое поколение (C219) — 2004–2010 гг.
Длина/ширина/высота, мм — 4913/1873/1403
Двигатель (базовый в 2004 г.) — бензиновый V6, 3,5 л, 272 л.с.
Коробка передач — автоматическая 7-диапазонная
В 2003 году крепкая в целом иерархия легковых моделей премиум-сегмента была нарушена нишевой «провокацией», автором которой выступил как раз наиболее консервативный представитель Старого Света. Во Франкфурте в качестве четырехдверного купе засветился Mercedes-Benz Vision CLS Concept, который через год стал серийным.
Автомобиль был создан на платформе Е-класса (W211) и формально оставался седаном: трехобъемный кузов, четыре двери и отдельная крышка багажника. Однако удлиненный покатый силуэт с изящно обрисованными фарами, характерный изгиб высокого подоконника с ниспадающей кромкой задних окон, а также безрамочная конструкция дверей — все это сильно отличало машину от обычной «ешки», а салон был рассчитан на четверых седоков.
Пневмоподвеска, рулевое управление и тормоза были перенастроены, да и силовая часть демонстрировала передовые для марки решения. Базовая версия (CLS 350) получила бензиновый двигатель V6 объемом 3,5 л (272 л.с., 350 Нм) с фазовращателями на впуске и выпуске в паре с новейшим 7-диапазонным «автоматом» 7G Tronic. Старшая модификация CLS 500 оснащалась двигателем V8 объемом 5,0 л (306 л.с., 460 Нм). Вскоре появились менее мощные бензиновые и турбодизельные модификации.
Богатая отделка высококачественной кожей, кресла с вентиляцией, массажером и активной боковой поддержкой, индивидуальный климат-контроль для задних пассажиров — все это подчеркивало особый статус Mercedes-Benz CLS
Незамеченным этот автомобиль точно не остался, в том числе и в России. Производитель утверждает, что почти 2/3 покупателей Mercedes-Benz CLS первого поколения выбирали машину именно из-за ее внешнего вида. В дальнейшем новый формат четырехдверного купе опробовали и многие другие автомобильные компании.
7. BMW X6 — первое кросс-купе SAC
Период выпуска: первое поколение (Е71) — 2007–2014 гг.
Длина/ширина/высота, мм — 4877/1983/1690
Двигатель (базовый в 2007 г.) — бензиновый 3,0 л, 306 л.с.
Коробка передач — автоматическая 6-диапазонная
Мировая эволюция полноприводных автомобилей шла своим чередом — от брутальных внедорожников к более универсальным SUV (Sport Utility Vehicle). В 2007 году компания BMW впервые представила модель, которую сама классифицировала как SAC — Sport Activity Coupe. Концепцию объединяла идея кроссовера и… купе. BMW X6 был чуть длиннее, ниже и шире соплатформенного BMW X5, и для него был характерен силуэт с плавно «стекающей» кормовой частью.
Базовым силовым агрегатом стал бензиновый битурбомотор 3,0 л мощностью 306 л.с. и крутящим моментом 400 Нм, который позволял «выстреливать» до «сотни» за семь секунд с учетом 6-диапазонного «автомата».
В духе купе сзади обособленно располагались два пассажира. Свои отличительные признаки появились и на приборном щитке BMW X6 — вместо привычного эконометра «будоражил кровь» указатель температуры моторного масла
Никуда не делись и дизельные версии (3,0 л, 235 и 286 л.с.). В топовых комплектациях под капотом располагался новейший V8 объемом 4,4 л с двумя турбокомпрессорами, размещенными в развале блока цилиндров (407 л.с., 600 Нм), который разгонял двухтонный автомобиль до 100 км/ч менее чем за шесть секунд. Клиренс у BMW X6 первого поколения был ниже, чем у BMW X5 (212 против 222 мм), полный привод — тот же xDrive. Также «Икс-шесть» стал первым BMW с активным задним дифференциалом DPC, а для шасси предлагалась система Adaptive Drive с электронно-управляемыми амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости.
6. Chevrolet Niva — первый «совместный» внедорожник
Период выпуска: 2002 — н. в.
Длина/ширина/высота, мм — 4048/1770/1652
Коробка передач — 5-ступенчатая механическая
Работы над новой, более комфортабельной и вместительной «Нивой» с индексом 2123 на «АвтоВАЗе» велись еще с 80-х годов. К середине 90-х внешность в целом «созрела», а в 1998 году демонстрационный автомобиль был представлен на Московском автосалоне. Затем появились первые ходовые образцы, изготовленные в ОПП «АвтоВАЗа», но для постановки машины на конвейер собственных средств у завода не оказалось. Здесь-то и появился «добрый дядя» в лице концерна GM, который взялся за доведение российского легкого внедорожника до «серии», наделив его своим именем.
Под крылом СП «GM-АвтоВАЗ» и с названием Chevrolet Niva производство автомобиля стартовало в 2002 году: с отечественными двигателем 1,7 л (80 л.с.) и 5-ступенчатой «механикой», а также сохранившимся постоянным полным приводом, но уже с одним рычагом управления «раздаткой».
Только в 2006 году «новая» Niva сделала попытку хоть как-то оправдать своих кураторов из GM: в свет вышла модификация FAM-1, оснащавшаяся двигателем Opel Ecotec объемом 1,8 л мощностью 122 л.с. и механической коробкой передач Aisin. Новые карданные валы со ШРУСами вместо крестовин, ABS, фронтальные подушки безопасности, ремни с преднатяжителями, передние кресла от Опеля, кондиционер, литые диски с иностранными шинами — эта версия отличалась многим.
В базовом оснащении Chevrolet Niva значились гидроусилитель руля, центральный замок, иммобилайзер, передние электростеклоподъемники, при этом в конструкции минимально использовались иностранные комплектующие
Цена «полуимпортной» Chevrolet Niva FAM-1 почти в два раза превзошла стоимость базовой комплектации, к чему наш рядовой потребитель оказался не готов, да и с экспортом что-то не заладилось, поэтому через два года производство было прекращено. В 2009 году автомобиль пережил рестайлинг с участием студии Stile Bertone, список штатного и дополнительного оборудования расширился, появлялась тюнинг-версия Trophy со шноркелем, блокировками и грязевой резиной. Однако необходимый процесс смены поколений явно затянулся.
5. UAZ Patriot — первый «люкс»-внедорожник УАЗ
Период выпуска: 2005 — н. в.
Длина/ширина/высота, мм — 4750/1900/1910
Двигатель (базовый в 2005 г.) — бензиновый 2,7 л, 128 л.с.
Коробка передач — 5-ступенчатая механическая
Более «цивильный», нежели 469-й «козлик», внедорожник на УАЗе задумывали еще в советские годы, но только в 1997-м появился серийный УАЗ-3160 c цельнометаллическим кузовом в более или менее «обтекаемом» дизайне. В первый год нового тысячелетия появился удлиненный по кузову (4630 мм) и колесной базе (2760 мм) УАЗ-3162 «Симбир», который выглядел куда более пропорционально. Он-то и подготовил почву для «эволюционного скачка».
В 2005 году с иным маркетинговым сопровождением появляется UAZ Patriot. В нем были использованы все наработки предшественников, включая мосты нового типа (с неразъемными картерами) и 16-клапанный бензиновый двигатель ЗМЗ-409 объемом 2,7 л (128 л.с., 210 Нм) в качестве базового силового агрегата. Внешность преобразилась за счет иного оформления носовой части с «плоским» капотом и использования «линзованных» фар. Красили автомобиль в «металлик» на немецком оборудовании, да и вообще — по заявлениям производителя — Патриот на 20% состоял из импортных комплектующих. Применили корейскую коробку передач, европейские стартер, генератор, сцепление и гидроусилитель руля, а салон облагораживала передняя панель иранского происхождения. Верхние комплектации оснащались электростеклоподъемниками, электроприводом и обогревом зеркал, кондиционером, электролюком и литыми дисками.
В конструкцию UAZ Patriot постоянно вносились изменения, появлялись и исчезали разные турбодизели, а в 2010 году выпустили даже укороченную версию Sport. В 2013 году внедрили корейскую раздаточную коробку с электрическим приводом и управлением при помощи селектора вместо рычага
В 2015-м применили единый топливный бак, а в качестве опции стала доступна блокировка заднего дифференциала. В списке оснащения появились фронтальные подушки безопасности, ремни с преднатяжением и ограничением усилия, система стабилизации, климат-контроль, круиз-контроль, подогрев лобового стекла и задних сидений, камера заднего вида, а также мультимедийная система с сенсорным экраном 7 дюймов и навигацией. В общем, немало было сделано шагов в сторону «люкс»-внедорожника.
4. Renault Logan — первый иностранный «бюджетник»
Период выпуска: первое поколение — 2005–2015 гг.
Длина/ширина/высота, мм — 4250/1735/1525
Двигатели (в 2005 г.) — бензиновый 1,4 л (75 л.с.), 1,6 л (87 л.с.)
Коробка передач — 5-ступенчатая механическая
В 2005 году для «похода на Россию» французы подготовились явно лучше, чем в далеком 1812 году. Не Наполеон, так Renault Logan за короткое время дошел не только до Москвы, но и до всех окраин нашей необъятной страны. Попытки завоевания России за «недорого» были и раньше. Например, в 2004 году со стороны немцев из Volkswagen в лице компактного хэтчбека Pointer бразильского производства, но эта кампания провалилась. У французов получилось гораздо лучше, причем основой успеха стала локализация производства.
Свой «мировой» автомобиль — недорогой, функциональный и экономичный в эксплуатации — в Renault начали проектировать еще в 1998 году. За европейский рынок отвечала румынская Dacia, выдавшая свой Logan в 2004 году, а в Россию машина пошла под родительским брендом.
В базовом исполнении значилась только одна подушка безопасности, не было даже усилителя руля. Надо было привыкать и к особенностям эргономики с кнопкой сигнала на подрулевом рычажке или клавишами электростеклоподъемников на центральном тоннеле
Седан длиной 4250 мм относился к сегменту В+, но за счет колесной базы 2630 мм, ширины 1735 мм и высоты 1525 мм была достигнута хорошая вместительность салона и завидный объем багажника (510 л). Двигатели на первом этапе устанавливались самые простые — 8-клапанные, рабочим объемом 1,4 и 1,6 л — и агрегатировались с механической трансмиссией. Концепция «бюджета» отражалась во всех деталях конструкции, отделке и оснащении. Зато стартовая цена в 255 000 рублей не сильно отличалась от популярных моделей «АвтоВАЗа», а всеядная подвеска Renault Logan тоже оказалась как раз для наших дорог. Автомобиль по-свойски влился в российский жизненный уклад, став родоначальником «бюджетного» сегмента.
3. Toyota Prius — первый народный «гибрид»
Период выпуска: второе поколение — 2003–2009 гг. (для рынка Японии до 2011 г.)
Длина/ширина/высота, мм — 4445/1725/1490
Двигатели — бензиновый 1,5 л, 77 л.с. и электрический 68 л.с.
Трансмиссия — бесступенчатая автоматическая
Дорогу массовому производству легковых гибридов проложили японцы. Еще в 1997 году на их внутренний рынок вышел первый серийный Toyota Prius, а с 2000 года начались его мировые продажи. Гибрид первого поколения — седан длиной 4275 мм — имел нетипичный для своего времени дизайн, оснащался экономичным бензиновым двигателем объемом 1,5 л (72 л.с.) и электродвигателем в 45 л.с. Автомобиль мог передвигаться как на чистой электротяге, так и в тандеме с двигателем внутреннего сгорания. Все переключения режимов работы силовой установки происходили автоматически и незаметно. Главным результатом этого сложного технического симбиоза было малое потребление углеводородного топлива: по данным производителя — 3,6 л на 100 км.
Формально на российский рынок Toyota Prius впервые официально вышла только в 2009 году (спустя 12 лет после дебюта семейства!) с моделью уже третьего поколения. Да и продажи дорогой машины через дилерскую сеть исчислялись весьма скромными цифрами. Однако и до этого исторического момента Приус не первый год активно осваивал российские дороги. К нам из Японии проникали даже экземпляры того первого поколения, когда модель еще «обкатывалась» сугубо на внутреннем рынке.
И все же по-настоящему широкое знакомство с гибридной технологией передвижения в России началось после выхода в 2003 году Toyota Prius второго поколения в кузове хэтчбек
Но самым популярным стала вторая генерация модели (на фото), когда машины в Россию неофициально «поехали» также из США и Европы. Именно в эти годы «приусоманией» заболели многие. В дальнейшем к созданию своих гибридов в том или ином виде приступили ведущие автопроизводители.
2. Первые автомобили с DSG
Период выпуска (VW Golf V): 2003–2008 гг.
Длина/ширина/ высота, мм — 4200/1790/1480
Двигатель (в комплекте с 7-DSG): бензиновый 1,4 л, 122 и 160 л.с.
Время разгона 0–100 км/ч, сек. — 9,5 и 8,0
Сейчас аббревиатура DSG — Direct Shift Gearbox — на слуху. Преселективные «роботы» с двумя сцеплениями обеспечивают смену передач без разрыва потока мощности. К сожалению, с ресурсом и эксплуатацией такого рода коробок передач в нашей стране не все гладко.
Впервые в 2003 году таким 6-ступенчатым «роботом» DSG был оснащен VW Golf R32 (на фото). Фрикционные диски работали в масляной ванне, и агрегат был рассчитан на крутящий момент до 380 Нм. Однако «спортивную» DSG с «мокрым» сцеплением нецелесообразно было использовать на массовых автомобилях, поэтому был разработан «народный» 7-ступенчатый вариант DSG с пакетом «сухих» фрикционов, рассчитанный на момент до 250 Нм. Такой «робот» легче и дешевле, топливо расходует на уровне «механики», а скорость переключений и разгонную динамику обеспечивает более высокую. Ни дать ни взять — идеальный набор потребительских качеств.
Эта красивая техническая идея родилась еще в первой половине ХХ века, но реализована в серийном виде для широкого применения была только в «нулевых» годах этого тысячелетия
Во второй половине «нулевых» 7-ступенчатый DSG с двойным «сухим» сцеплением был представлен как вариант коробки передач для автомобилей VW, пользующихся наиболее большим спросом (хэтчбеков и седанов), а затем распространился и дальше по модельному ряду. Правда, внедрение сложного устройства проходило отнюдь не как по маслу. Агрегат «обкатывался» и доводился до ума на ходу, создавая определенные трудности для автовладельцев. Тем не менее коробки передач с двойным сцеплением прочно заняли свое место на рынке: сегодня количество проданных автомобилей с «роботами» уже исчисляется несколькими миллионами.
1. VW Tiguan — первый кроссовер с даунсайзинговым мотором 1,4 TSI
Период выпуска: первое поколение — 2007–2016 гг.
Длина/ширина/высота, мм — 4427/1809/1686
Двигатель (серия TSI в 2007 году): бензиновый 1,4 л, 150 л.с.
Коробка передач — 6-ступенчатая механическая
Самый «забойный» тренд начала тысячелетия — сокращение рабочего объема двигателей и количества цилиндров одновременно с применением турбонаддува, получивший неофициальное название даунсайзинга. Само по себе явление не уникальное: в Японии давно известны миниатюрные «турбозажигалки» вроде субкомпактных кей-каров. Но мы поведем речь об автомобилях «нормальных» габаритов, где классические четырехцилиндровые «атмосферники» и даже моторы о шести цилиндрах начали замещать «ужатыми» композициями — ради компактности, снижения массы, расхода топлива и вредных выбросов. Даунсайзинг — это как если бы погонщику караванов вместо верблюдов «подогнали» маленьких «накачанных» ишачков.
Главным миссионером опять же выступил концерн VAG, последовательно представивший линейку бензиновых двигателей TSI, где главная интрига досталась «сериалу» с рабочим объемом 1,4 л. Действие началось в 2006 году, охватило семейство VW Golf V и компактвэн VW Touran. Однако особый резонанс вызвало при дебюте в 2007 году новейшего кроссовера VW Tiguan.
Поклонники «незыблемых» стандартов 90-х не верили глазам — в списке комплектаций довольно крупного кроссовера (длиной 4427 мм и снаряженной массой более 1500 кг) значился турбомотор объемом всего 1,4 л, но выдающий 150 сил и развивающий внушительные 240 Нм!
Основа у мотора была вполне стандартной: чугунный четырехцилиндровый блок, 16-клапанная двухвальная головка и цепной привод ГРМ. Но «навесное» оборудование вызывало священный трепет у технофилов и наводило холодящий ужас на консервативных эксплуатационников. Чего только стоил двойной наддув — механический компрессор с ременным приводом и подключением при помощи электромагнитной муфты в паре с турбонагнетателем! Их совместная работа обеспечивала «малолитражке» высокую производительность и эластичность без всяких турбоям. Двигатель был оснащен непосредственным впрыском топлива с шестиканальными форсунками с максимальным давлением 150 бар, системой изменения фаз на впуске, системой смазки с маслофорсунками для охлаждения поршней. Плюс ко всему применена сложная схема охлаждения двигателя с раздельными контурами, разными температурами в блоке и головке, дополнительным электронасосом рециркуляции. Правда, этот шедевр инженерной мысли уже был далек от традиционных понятий о неприхотливости и ремонтопригодности.