Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости» » Авто Новости Дня
От LADA до PORSCHE: «Дочка» АВТОВАЗа займётся сервисом всех марок и моделей под брендом LECAR - «LADA»
АО «ЛАДА Имидж» уже открыла первые 3 мультибрендовые сервисные станции. Что предложит своим клиентам новый бренд выяснял наш корреспондент на официальном открытии в Тольятти. Светлана Снежная Фото: Официальный Лада Клуб АО «ЛАДА Имидж», дочерняя компания
LADA Vesta NG старт производства: прямой репортаж из Тольятти - «LADA»
Официальный Лада Клуб ведет прямой репортаж со старта производства новой LADA Vesta NG. Новость дополняется... Павел Атрощенко Фото: Официальный Лада Клуб ...[/b]
АВТОВАЗ начал промышленное производство LADA Vesta нового поколения - «LADA»
3 марта 2023 года на производственной площадке АВТОВАЗа в Тольятти начался выпуск автомобилей LADA Vesta нового поколения. Светлана Снежная Фото: Официальный Лада Клуб LADA Vesta
В Ижевске началось производство опытной партии LADA e-Largus - «LADA»
15 декабря 2023 года на производственной площадке LADA-Ижевск прошел рабочий визит Президента АО «АВТОВАЗ» Максима Соколова и Главы Удмуртской Республики Александра Бречалова. Поводом для встречи стало организованное здесь производство опытной партии LADA

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»


В 2006 году на ВАЗ приехала делегация от Минобороны. Точнее — из 21-го Бронницкого НИИ, занимающегося испытанием военных самоходных машин. Ничего удивительного — время от времени военные включают ВАЗ в орбиту своего интереса, достаточно вспомнить большой проект плавающей «Нивы»-2122, создававшийся «под вояк» (да так и не созданный, но след в истории отечественного автомобилестроения оставивший значительный). В общем, в этот раз представители доблестных вооруженных сил предложили спроектировать для них ни много ни мало аналог Iveco LMV65E19WM, то есть бронированной машины на 8-10 человек, но чуть более компактной, чем газовский «Тигр», грузоподъемностью в одну тонну. Тогда уже была идея покупать Iveco LMV с последующей организацией ее сборки на КАМАЗе. Но военные желали альтернативы дорогущему (почти $400 тыс.!) Iveco, полностью отечественной, простой, как УАЗик.

За работу взялись Михаил Маркиев (на тот момент — руководитель группы технического консультирования отдела технических концепций) и Валерий Доманский, главный конструктор «Шеви-Нивы» и руководитель проекта той самой амфибии «Нива-Река».

Работали несколько месяцев, сделали компоновку, дизайн, предварительные расчеты. Ездили в Бронницы, консультировались, что-то уточняли на месте. В общем, подготовили увесистую папку с документацией на автомобиль, который назвали «Тритон».

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

На компоновочных рисунках видно, что общая схема повторяет нивовскую. Но это сделано для простоты и наглядности, на самом деле агрегаты от «Нивы» совершенно не подходили для машины полной массой 4,5 тонны (с учетом бронирования). До выбора конкретных агрегатов дело вообще не дошло, были только кое-какие идеи. Например, мотор хотели взять ЯМЗ 534 (он тогда только планировался к выпуску в Ярославле), колеса от УАЗа, часть брони предполагали делать из вспененного алюминия.

Потом ребята из 21-го НИИ опять приехали в Тольятти, встретились с руководством завода, начали обсуждать финансовые условия и… На этом все закончилось. Понятно, что ВАЗ рассчитывал как минимум на софинансирование разработки со стороны Минобороны, а военные, напротив, предлагали сначала сделать, испытать, а потом они бы решили, нужно это или нет. «Тритон» остался просто красивой идеей. Вот как он мог выглядеть:

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Продумали и производственную часть:

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Схемы сборки бронированного кузова

Даже экстремально-боевой вариант нарисовали:

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Кстати, Минобороны параллельно вело кое-какие переговоры и с «Бронто», но там тоже не вышло сотрудничества: стандартная «Нива» допускает бронирование только по классу 2, а этого было мало. «Бронто» сделала машину «Комдив» на базе пятидверной «Рыси», однако военные не сочли ее интересной.

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Маркиеву стало жалко дизайн. И он начал приспосабливать его к другой машине. Идея была такой: легкий каркасно-панельный внедорожник, который производится и продается как кит-кар, для самостоятельной окончательной сборки. Что-то типа английского Rickman Ranger, который в начале 90-х годов хотели производить в России как «Автокам Рейнджер».

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Rickman Ranger, 1992 год

Михаил Маркиев, как он сам честно говорит, уже думал о пенсии. Не как о времени, когда можно ничего не делать, а, напротив, можно делать многое из того, чего на ВАЗе сделать не получалось. Фактически это концепт собственной разработки, которую можно было предложить какой-нибудь независимой фирме. Каркасно-панельный кузов технологичен и недорог в освоении, мог выйти неплохой бизнес при условии удачности конструкции.

Маркиев не на пустом месте придумал идею кит-кара, еще в 1984 году он в УГК ВАЗа проработал концепцию сборно-разборного внедорожника, который именовался в техдокументации как Лада «Компакт». Сама идея машины исходила от тогдашнего технического директора ВАЗа Марата Фаршатова, который на два года загрузил ею дизайн-бюро. Но тогда ничего не вышло, хотя дизайнеры подготовили несколько вариантов членения кузова.

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Проект Лада «Компакт», 1986 год

Тогда же была предложена идея посылочного ящика, превращающегося в гараж.

И вот уже в наше время Маркиев вернулся к старым наработкам.

Кузовные элементы для кит-кара можно производить на одном заводе, комплектовать их серийными агрегатами и рассылать по заказчикам — сборочным мастерским, автосалонам, просто частным покупателям, дружащим с отверткой.

Рама спроектирована из трех частей, соединять которые предполагалось болтами и специальными технологическими защелками. На картинках подробно показаны этапы сборки.

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Для того, чтобы собрать машину, достаточно одного подъемника. Ну, может быть, еще лебедки для установки силового агрегата и заднего моста. Все остальные детали довольно легкие, их можно смонтировать вручную, без специальных приспособлений. А каркасно-пластиковый контейнер превращается в гараж.

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Название «Нива»-3 на номерном знаке не должно вводить в заблуждение: это вольная фантазия дизайнера, не более того. К настоящему проекту «Нива»-3 (официально он именуется Lada 4x4 NG) эта машина не имеет никакого отношения. Просто Маркиев предполагал, что агрегаты будут нивовскими, вот и использовал такое имя. Хотя, если присмотреться к пропорциям, маркиевская машина меньше старой «Нивы», она ближе к «Оке» по габаритам.

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Название «Нива»-3 — условность, никакого отношения к реальному проекту по созданию новой «Нивы» рисунки Маркиева не имеют

Набросав первые рисунки, Михаил Иванович пошел дальше, придумав целое семейство для своего кит-кара. Если кабину сделать двухместной, то сзади высвобождается площадка под коммерческое использование. А это сразу открывает простор для фантазийных вариантов, от молоковоза до самосвала.

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Но самое любопытное, что раму легко можно перепроектировать под электропривод с тяговыми батареями по центру кузова, и спереди, двумя блоками. А привод — отдельным модулем, который может производиться на каком-то специализированном заводе.

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Маркиев считает, что можно использовать привод от гольф-кара «Майт», там есть вариант на 30 кВт/110 Вольт, он испытан и может быть довольно быстро переведен в разряд серийных.

Если все же вернуться к более приземленной концепции использования агрегатов «Нивы», то машина Маркиева становится похожей на другой тольяттинский проект — Апал «Сталкер». Это машина трудной судьбы: каркасно-панельный внедорожник пытаются запустить в серию аж с 2003 года.

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Апал «Сталкер»

По последним данным, «Сталкер» могут все-таки начать производить на «ВИС-Авто», но, конечно, не как комплект для сборки, а как готовую машину. Маркиев же не теряет надежды найти инвестора именно под изготовление кит-кара. Хотя, как мне показалось, уже не очень в это верит.


В 2006 году на ВАЗ приехала делегация от Минобороны. Точнее — из 21-го Бронницкого НИИ, занимающегося испытанием военных самоходных машин. Ничего удивительного — время от времени военные включают ВАЗ в орбиту своего интереса, достаточно вспомнить большой проект плавающей «Нивы»-2122, создававшийся «под вояк» (да так и не созданный, но след в истории отечественного автомобилестроения оставивший значительный). В общем, в этот раз представители доблестных вооруженных сил предложили спроектировать для них ни много ни мало аналог Iveco LMV65E19WM, то есть бронированной машины на 8-10 человек, но чуть более компактной, чем газовский «Тигр», грузоподъемностью в одну тонну. Тогда уже была идея покупать Iveco LMV с последующей организацией ее сборки на КАМАЗе. Но военные желали альтернативы дорогущему (почти $400 тыс.!) Iveco, полностью отечественной, простой, как УАЗик. За работу взялись Михаил Маркиев (на тот момент — руководитель группы технического консультирования отдела технических концепций) и Валерий Доманский, главный конструктор «Шеви-Нивы» и руководитель проекта той самой амфибии «Нива-Река». Работали несколько месяцев, сделали компоновку, дизайн, предварительные расчеты. Ездили в Бронницы, консультировались, что-то уточняли на месте. В общем, подготовили увесистую папку с документацией на автомобиль, который назвали «Тритон». На компоновочных рисунках видно, что общая схема повторяет нивовскую. Но это сделано для простоты и наглядности, на самом деле агрегаты от «Нивы» совершенно не подходили для машины полной массой 4,5 тонны (с учетом бронирования). До выбора конкретных агрегатов дело вообще не дошло, были только кое-какие идеи. Например, мотор хотели взять ЯМЗ 534 (он тогда только планировался к выпуску в Ярославле), колеса от УАЗа, часть брони предполагали делать из вспененного алюминия. Потом ребята из 21-го НИИ опять приехали в Тольятти, встретились с руководством завода, начали обсуждать финансовые условия и… На этом все закончилось. Понятно, что ВАЗ рассчитывал как минимум на софинансирование разработки со стороны Минобороны, а военные, напротив, предлагали сначала сделать, испытать, а потом они бы решили, нужно это или нет. «Тритон» остался просто красивой идеей. Вот как он мог выглядеть: Продумали и производственную часть: Схемы сборки бронированного кузова Даже экстремально-боевой вариант нарисовали: Кстати, Минобороны параллельно вело кое-какие переговоры и с «Бронто», но там тоже не вышло сотрудничества: стандартная «Нива» допускает бронирование только по классу 2, а этого было мало. «Бронто» сделала машину «Комдив» на базе пятидверной «Рыси», однако военные не сочли ее интересной. Маркиеву стало жалко дизайн. И он начал приспосабливать его к другой машине. Идея была такой: легкий каркасно-панельный внедорожник, который производится и продается как кит-кар, для самостоятельной окончательной сборки. Что-то типа английского Rickman Ranger, который в начале 90-х годов хотели производить в России как «Автокам Рейнджер». Rickman Ranger, 1992 год Михаил Маркиев, как он сам честно говорит, уже думал о пенсии. Не как о времени, когда можно ничего не делать, а, напротив, можно делать многое из того, чего на ВАЗе сделать не получалось. Фактически это концепт собственной разработки, которую можно было предложить какой-нибудь независимой фирме. Каркасно-панельный кузов технологичен и недорог в освоении, мог выйти неплохой бизнес при условии удачности конструкции. Маркиев не на пустом месте придумал идею кит-кара, еще в 1984 году он в УГК ВАЗа проработал концепцию сборно-разборного внедорожника, который именовался в техдокументации как Лада «Компакт». Сама идея машины исходила от тогдашнего технического директора ВАЗа Марата Фаршатова, который на два года загрузил ею дизайн-бюро. Но тогда ничего не вышло, хотя дизайнеры подготовили несколько вариантов членения кузова. Проект Лада «Компакт», 1986 год Тогда же была предложена идея посылочного ящика, превращающегося в гараж. И вот уже в наше время Маркиев вернулся к старым наработкам. Кузовные элементы для кит-кара можно производить на одном заводе, комплектовать их серийными агрегатами и рассылать по заказчикам — сборочным мастерским, автосалонам, просто частным покупателям, дружащим с отверткой. Рама спроектирована из трех частей, соединять которые предполагалось болтами и специальными технологическими защелками. На картинках подробно показаны этапы сборки. Для того, чтобы собрать машину, достаточно одного подъемника. Ну, может быть, еще лебедки для установки силового агрегата и заднего моста. Все остальные детали довольно легкие, их можно смонтировать вручную, без специальных приспособлений. А каркасно-пластиковый контейнер превращается в гараж. Название «Нива»-3 на номерном знаке не должно вводить в заблуждение: это вольная фантазия дизайнера, не более того. К настоящему проекту «Нива»-3 (официально он именуется Lada 4x4 NG) эта машина не имеет никакого отношения. Просто Маркиев предполагал, что агрегаты будут нивовскими, вот и использовал такое имя. Хотя, если присмотреться к пропорциям, маркиевская машина меньше старой «Нивы», она ближе к «Оке» по габаритам. Название «Нива»-3 — условность, никакого отношения к реальному проекту по созданию новой «Нивы» рисунки Маркиева не имеют Набросав первые рисунки, Михаил Иванович пошел дальше, придумав целое семейство для своего кит-кара. Если кабину сделать двухместной, то сзади высвобождается площадка под коммерческое использование. А это сразу открывает простор для фантазийных вариантов, от молоковоза до самосвала. Но самое любопытное, что раму легко можно перепроектировать под электропривод с тяговыми батареями по центру кузова, и спереди, двумя блоками. А привод — отдельным модулем, который может производиться на каком-то специализированном заводе. Маркиев считает, что можно использовать привод от гольф-кара «Майт», там есть вариант на 30 кВт/110 Вольт, он испытан и может быть довольно быстро переведен в разряд серийных. Если все же вернуться к более приземленной концепции использования агрегатов «Нивы», то машина Маркиева становится похожей на другой тольяттинский проект — Апал «Сталкер». Это машина трудной судьбы: каркасно-панельный внедорожник пытаются запустить в серию аж с 2003 года. Апал «Сталкер» По последним данным, «Сталкер» могут все-таки начать производить на «ВИС-Авто», но, конечно, не как комплект для сборки, а как готовую машину. Маркиев же не теряет надежды найти инвестора именно под изготовление кит-кара. Хотя, как мне показалось, уже не очень в это верит.

Похожие новости

Другие новости сегодня

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Комментарии для сайта Cackle
23.04.24
Премиальный кроссовер за два миллиона: изучаем пять моделей - «Автоновости»
Автор: Вячеслав Залевский Фото Дрома и компаний-производителей Источник: Дром Audi, BMW, Mercedes — недавно мы уже рассматривали, что из себя представляют подержанные кроссоверы этих марок. В тот раз речь шла о компактах, которые далеко не всегда (а часто никогда) не...
0 150
10.03.24
Автопромышленность Индонезии. И объемы, и разнообразие - «Автоновости»
Автор: Максим Маркин Фото из открытых источников Источник: Дром Кажущаяся небольшой и во многом состоящая из островов Индонезия на самом деле 14-я в мире по площади территории, имеет 277 миллионов человек населения. А по объемам выпуска автомобилей на 2021 год была на...
0 1 408
15.02.24
В гостях у «дяди Васи». Покупка машины с пробегом в США, или Shit Happens -
Автор: Martyn36 Фото автора и из открытых источников Источник: ДромМой давний собрат по увлечению мотоциклами переехал в США почти 20 лет назад, но мы до сих пор общаемся так, как будто и не было прошедших лет. И когда в конце августа ему понадобилось срочно купить не...
0 2 246
13.02.24
Мой путь в подборщики, или Кто такой байер - «Автоновости»
Автор: Виктор Победов Фото автора Источник: Дром После короткой карьеры курьера на личном автомобиле решил податься в автоподборщики. Да не в простые «рыночные», а те, что работают в красивых дилерских центрах — выкупают автомобили для последующих перепродаж....
0 2 391
24.01.24
Импорт из КНР пока опережает российский автопром. Итоги продаж 2023 года -
Автор: Сергей Арбузов Фото автора и Дрома Источник: ДромКак мы и предполагали, по итогам 2023 года количество автомобилей китайских брендов, проданных в России, превысило 50%, правда, на символические 1,4%. При этом объем машин, завезенных из КНР, достиг по году...
0 1 518
14.01.24
«Смартфон» на колесах, некто Jiyue и другие: знакомимся с новыми «китайцами» -
Автор: Филипп Преображенский Фото из открытых источников Источник: Дром Мы втайне надеялись, что под Новый год неугомонные бренды из Поднебесной временно, хотя бы на неделю-другую, возьмут паузу и немного отдохнут. Но нет! Захватывающие электрифицированные модели...
0 1 223


Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика