Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости» » Авто Новости Дня

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»


В 2006 году на ВАЗ приехала делегация от Минобороны. Точнее — из 21-го Бронницкого НИИ, занимающегося испытанием военных самоходных машин. Ничего удивительного — время от времени военные включают ВАЗ в орбиту своего интереса, достаточно вспомнить большой проект плавающей «Нивы»-2122, создававшийся «под вояк» (да так и не созданный, но след в истории отечественного автомобилестроения оставивший значительный). В общем, в этот раз представители доблестных вооруженных сил предложили спроектировать для них ни много ни мало аналог Iveco LMV65E19WM, то есть бронированной машины на 8-10 человек, но чуть более компактной, чем газовский «Тигр», грузоподъемностью в одну тонну. Тогда уже была идея покупать Iveco LMV с последующей организацией ее сборки на КАМАЗе. Но военные желали альтернативы дорогущему (почти $400 тыс.!) Iveco, полностью отечественной, простой, как УАЗик.

За работу взялись Михаил Маркиев (на тот момент — руководитель группы технического консультирования отдела технических концепций) и Валерий Доманский, главный конструктор «Шеви-Нивы» и руководитель проекта той самой амфибии «Нива-Река».

Работали несколько месяцев, сделали компоновку, дизайн, предварительные расчеты. Ездили в Бронницы, консультировались, что-то уточняли на месте. В общем, подготовили увесистую папку с документацией на автомобиль, который назвали «Тритон».

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

На компоновочных рисунках видно, что общая схема повторяет нивовскую. Но это сделано для простоты и наглядности, на самом деле агрегаты от «Нивы» совершенно не подходили для машины полной массой 4,5 тонны (с учетом бронирования). До выбора конкретных агрегатов дело вообще не дошло, были только кое-какие идеи. Например, мотор хотели взять ЯМЗ 534 (он тогда только планировался к выпуску в Ярославле), колеса от УАЗа, часть брони предполагали делать из вспененного алюминия.

Потом ребята из 21-го НИИ опять приехали в Тольятти, встретились с руководством завода, начали обсуждать финансовые условия и… На этом все закончилось. Понятно, что ВАЗ рассчитывал как минимум на софинансирование разработки со стороны Минобороны, а военные, напротив, предлагали сначала сделать, испытать, а потом они бы решили, нужно это или нет. «Тритон» остался просто красивой идеей. Вот как он мог выглядеть:

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Продумали и производственную часть:

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Схемы сборки бронированного кузова

Даже экстремально-боевой вариант нарисовали:

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Кстати, Минобороны параллельно вело кое-какие переговоры и с «Бронто», но там тоже не вышло сотрудничества: стандартная «Нива» допускает бронирование только по классу 2, а этого было мало. «Бронто» сделала машину «Комдив» на базе пятидверной «Рыси», однако военные не сочли ее интересной.

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Маркиеву стало жалко дизайн. И он начал приспосабливать его к другой машине. Идея была такой: легкий каркасно-панельный внедорожник, который производится и продается как кит-кар, для самостоятельной окончательной сборки. Что-то типа английского Rickman Ranger, который в начале 90-х годов хотели производить в России как «Автокам Рейнджер».

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Rickman Ranger, 1992 год

Михаил Маркиев, как он сам честно говорит, уже думал о пенсии. Не как о времени, когда можно ничего не делать, а, напротив, можно делать многое из того, чего на ВАЗе сделать не получалось. Фактически это концепт собственной разработки, которую можно было предложить какой-нибудь независимой фирме. Каркасно-панельный кузов технологичен и недорог в освоении, мог выйти неплохой бизнес при условии удачности конструкции.

Маркиев не на пустом месте придумал идею кит-кара, еще в 1984 году он в УГК ВАЗа проработал концепцию сборно-разборного внедорожника, который именовался в техдокументации как Лада «Компакт». Сама идея машины исходила от тогдашнего технического директора ВАЗа Марата Фаршатова, который на два года загрузил ею дизайн-бюро. Но тогда ничего не вышло, хотя дизайнеры подготовили несколько вариантов членения кузова.

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Проект Лада «Компакт», 1986 год

Тогда же была предложена идея посылочного ящика, превращающегося в гараж.

И вот уже в наше время Маркиев вернулся к старым наработкам.

Кузовные элементы для кит-кара можно производить на одном заводе, комплектовать их серийными агрегатами и рассылать по заказчикам — сборочным мастерским, автосалонам, просто частным покупателям, дружащим с отверткой.

Рама спроектирована из трех частей, соединять которые предполагалось болтами и специальными технологическими защелками. На картинках подробно показаны этапы сборки.

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Для того, чтобы собрать машину, достаточно одного подъемника. Ну, может быть, еще лебедки для установки силового агрегата и заднего моста. Все остальные детали довольно легкие, их можно смонтировать вручную, без специальных приспособлений. А каркасно-пластиковый контейнер превращается в гараж.

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Название «Нива»-3 на номерном знаке не должно вводить в заблуждение: это вольная фантазия дизайнера, не более того. К настоящему проекту «Нива»-3 (официально он именуется Lada 4x4 NG) эта машина не имеет никакого отношения. Просто Маркиев предполагал, что агрегаты будут нивовскими, вот и использовал такое имя. Хотя, если присмотреться к пропорциям, маркиевская машина меньше старой «Нивы», она ближе к «Оке» по габаритам.

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Название «Нива»-3 — условность, никакого отношения к реальному проекту по созданию новой «Нивы» рисунки Маркиева не имеют

Набросав первые рисунки, Михаил Иванович пошел дальше, придумав целое семейство для своего кит-кара. Если кабину сделать двухместной, то сзади высвобождается площадка под коммерческое использование. А это сразу открывает простор для фантазийных вариантов, от молоковоза до самосвала.

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Но самое любопытное, что раму легко можно перепроектировать под электропривод с тяговыми батареями по центру кузова, и спереди, двумя блоками. А привод — отдельным модулем, который может производиться на каком-то специализированном заводе.

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Маркиев считает, что можно использовать привод от гольф-кара «Майт», там есть вариант на 30 кВт/110 Вольт, он испытан и может быть довольно быстро переведен в разряд серийных.

Если все же вернуться к более приземленной концепции использования агрегатов «Нивы», то машина Маркиева становится похожей на другой тольяттинский проект — Апал «Сталкер». Это машина трудной судьбы: каркасно-панельный внедорожник пытаются запустить в серию аж с 2003 года.

Российские автомобили-трансформеры и их грустная история - «Автоновости»

Апал «Сталкер»

По последним данным, «Сталкер» могут все-таки начать производить на «ВИС-Авто», но, конечно, не как комплект для сборки, а как готовую машину. Маркиев же не теряет надежды найти инвестора именно под изготовление кит-кара. Хотя, как мне показалось, уже не очень в это верит.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

В 2006 году на ВАЗ приехала делегация от Минобороны. Точнее — из 21-го Бронницкого НИИ, занимающегося испытанием военных самоходных машин. Ничего удивительного — время от времени военные включают ВАЗ в орбиту своего интереса, достаточно вспомнить большой проект плавающей «Нивы»-2122, создававшийся «под вояк» (да так и не созданный, но след в истории отечественного автомобилестроения оставивший значительный). В общем, в этот раз представители доблестных вооруженных сил предложили спроектировать для них ни много ни мало аналог Iveco LMV65E19WM, то есть бронированной машины на 8-10 человек, но чуть более компактной, чем газовский «Тигр», грузоподъемностью в одну тонну. Тогда уже была идея покупать Iveco LMV с последующей организацией ее сборки на КАМАЗе. Но военные желали альтернативы дорогущему (почти $400 тыс.!) Iveco, полностью отечественной, простой, как УАЗик. За работу взялись Михаил Маркиев (на тот момент — руководитель группы технического консультирования отдела технических концепций) и Валерий Доманский, главный конструктор «Шеви-Нивы» и руководитель проекта той самой амфибии «Нива-Река». Работали несколько месяцев, сделали компоновку, дизайн, предварительные расчеты. Ездили в Бронницы, консультировались, что-то уточняли на месте. В общем, подготовили увесистую папку с документацией на автомобиль, который назвали «Тритон». На компоновочных рисунках видно, что общая схема повторяет нивовскую. Но это сделано для простоты и наглядности, на самом деле агрегаты от «Нивы» совершенно не подходили для машины полной массой 4,5 тонны (с учетом бронирования). До выбора конкретных агрегатов дело вообще не дошло, были только кое-какие идеи. Например, мотор хотели взять ЯМЗ 534 (он тогда только планировался к выпуску в Ярославле), колеса от УАЗа, часть брони предполагали делать из вспененного алюминия. Потом ребята из 21-го НИИ опять приехали в Тольятти, встретились с руководством завода, начали обсуждать финансовые условия и… На этом все закончилось. Понятно, что ВАЗ рассчитывал как минимум на софинансирование разработки со стороны Минобороны, а военные, напротив, предлагали сначала сделать, испытать, а потом они бы решили, нужно это или нет. «Тритон» остался просто красивой идеей. Вот как он мог выглядеть: Продумали и производственную часть: Схемы сборки бронированного кузова Даже экстремально-боевой вариант нарисовали: Кстати, Минобороны параллельно вело кое-какие переговоры и с «Бронто», но там тоже не вышло сотрудничества: стандартная «Нива» допускает бронирование только по классу 2, а этого было мало. «Бронто» сделала машину «Комдив» на базе пятидверной «Рыси», однако военные не сочли ее интересной. Маркиеву стало жалко дизайн. И он начал приспосабливать его к другой машине. Идея была такой: легкий каркасно-панельный внедорожник, который производится и продается как кит-кар, для самостоятельной окончательной сборки. Что-то типа английского Rickman Ranger, который в начале 90-х годов хотели производить в России как «Автокам Рейнджер». Rickman Ranger, 1992 год Михаил Маркиев, как он сам честно говорит, уже думал о пенсии. Не как о времени, когда можно ничего не делать, а, напротив, можно делать многое из того, чего на ВАЗе сделать не получалось. Фактически это концепт собственной разработки, которую можно было предложить какой-нибудь независимой фирме. Каркасно-панельный кузов технологичен и недорог в освоении, мог выйти неплохой бизнес при условии удачности конструкции. Маркиев не на пустом месте придумал идею кит-кара, еще в 1984 году он в УГК ВАЗа проработал концепцию сборно-разборного внедорожника, который именовался в техдокументации как Лада «Компакт». Сама идея машины исходила от тогдашнего технического директора ВАЗа Марата Фаршатова, который на два года загрузил ею дизайн-бюро. Но тогда ничего не вышло, хотя дизайнеры подготовили несколько вариантов членения кузова. Проект Лада «Компакт», 1986 год Тогда же была предложена идея посылочного ящика, превращающегося в гараж. И вот уже в наше время Маркиев вернулся к старым наработкам. Кузовные элементы для кит-кара можно производить на одном заводе, комплектовать их серийными агрегатами и рассылать по заказчикам — сборочным мастерским, автосалонам, просто частным покупателям, дружащим с отверткой. Рама спроектирована из трех частей, соединять которые предполагалось болтами и специальными технологическими защелками. На картинках подробно показаны этапы сборки. Для того, чтобы собрать машину, достаточно одного подъемника. Ну, может быть, еще лебедки для установки силового агрегата и заднего моста. Все остальные детали довольно легкие, их можно смонтировать вручную, без специальных приспособлений. А каркасно-пластиковый контейнер превращается в гараж. Название «Нива»-3 на номерном знаке не должно вводить в заблуждение: это вольная фантазия дизайнера, не более того. К настоящему проекту «Нива»-3 (официально он именуется Lada 4x4 NG) эта машина не имеет никакого отношения. Просто Маркиев предполагал, что агрегаты будут нивовскими, вот и использовал такое имя. Хотя, если присмотреться к пропорциям, маркиевская машина меньше старой «Нивы», она ближе к «Оке» по габаритам. Название «Нива»-3 — условность, никакого отношения к реальному проекту по созданию новой «Нивы» рисунки Маркиева не имеют Набросав первые рисунки, Михаил Иванович пошел дальше, придумав целое семейство для своего кит-кара. Если кабину сделать двухместной, то сзади высвобождается площадка под коммерческое использование. А это сразу открывает простор для фантазийных вариантов, от молоковоза до самосвала. Но самое любопытное, что раму легко можно перепроектировать под электропривод с тяговыми батареями по центру кузова, и спереди, двумя блоками. А привод — отдельным модулем, который может производиться на каком-то специализированном заводе. Маркиев считает, что можно использовать привод от гольф-кара «Майт», там есть вариант на 30 кВт/110 Вольт, он испытан и может быть довольно быстро переведен в разряд серийных. Если все же вернуться к более приземленной концепции использования агрегатов «Нивы», то машина Маркиева становится похожей на другой тольяттинский проект — Апал «Сталкер». Это машина трудной судьбы: каркасно-панельный внедорожник пытаются запустить в серию аж с 2003 года. Апал «Сталкер» По последним данным, «Сталкер» могут все-таки начать производить на «ВИС-Авто», но, конечно, не как комплект для сборки, а как готовую машину. Маркиев же не теряет надежды найти инвестора именно под изготовление кит-кара. Хотя, как мне показалось, уже не очень в это верит.

Похожие новости

Другие новости сегодня

Комментарии (0)
Добавить комментарий
15.01.26
Рекорды по расходам: сколько обычный европеец тратит на свой автомобиль за всю
На крупнейшем автомобильном рынке Европы — в Германии — подсчитали, во сколько обходится владение автомобилем на протяжении всей жизни. Цифры оказались более чем впечатляющими: в среднем водитель тратит 496 400 евро, что составляет примерно 9000 евро в год. Причём в...
0 781
15.01.26
Мигать не стал, зелёный не включил: что делать, если светофор застыл на красном
В большом городе неисправный светофор — не экзотика, а будни. Иногда он отключается полностью, иногда переходит в режим мигающего жёлтого. Но самая запутанная ситуация — когда сигнал просто "застревает", чаще всего на красном. Водители теряются: ждать,...
0 870
19.11.25
Предпенсионная реформа — пора ли менять 10-летний японский хит на свежего
Автор: Егор Климов Фото автора Источник: Дром Неизвестно, какие завтра сны увидят наши законотворцы — введут дополнительный утильсбор на правый руль, обложат оброком, данью или налогом, повысят в десять раз стоимость ОСАГО или заставят ежемесячно проходить техосмотр....
0 201
19.11.25
120 000 км по убитым грунтовкам Калужской области: этот Haval Jolion еще жив? -
Автор: Сергей Арбузов Фото Эдуарда Шиворшинова и из открытых источников Источник: Дром Haval Jolion уже довольно долго остается самой популярной иномаркой российского рынка. В 2025 году этот бюджетный кроссовер, выпускаемый на заводе Great Wall в Тульской области,...
0 150
19.11.25
Утилизация, которая выгодна: вспомним, как это было - «Автоновости»
Автор: Александр Корюкин Фото автора, Дрома и фотобанка Лори Источник: ДромУтильсбор — едва ли не самое популярное сейчас слово в автомобильном сообществе России. Но 15 лет назад с такой же частотой произносили другое сочетание с этим же корнем и от того же ведомства...
0 113
14.09.25
Бедный миллионер: сложный выбор автомобиля с миллионом в кармане - «Автоновости»
Автор: Василий Ларин Фото автора и Дрома Источник: Дром Такое, как в нашем сегодняшнем случае, бывает — у человека появился на руках миллион рублей. И эти деньги не свалились на халяву, а честно заработаны праведным трудом, причем физическим. Нужен автомобиль, и не...
0 389