Репортаж Drom.ru с завода Иж-Авто: как делают Гранту-лифтбек - «Автоновости» » Авто Новости Дня

Репортаж Drom.ru с завода Иж-Авто: как делают Гранту-лифтбек - «Автоновости»


Репортаж Drom.ru с завода Иж-Авто: как делают Гранту-лифтбек - «Автоновости»

Иж-Авто — завод полного цикла. Таким он проектировался в 1960-х годах, таким он и остался после двукратного банкротства со сменой собственников. Завод в его нынешнем виде являет собой памятник расточительности и неумелому бизнес-планированию ГК СОК и лично Юрия Качмазова, сначала «вваливших» в Иж-Авто сотни миллионов долларов под проект сборки автомобилей Kia, а потом вынужденных довести предприятие до рукотворного банкротства. За что, кстати, топ-менеджмент ГК СОК до сих пор находится в международном розыске.

В 2011 году хозяином завода стал АвтоВАЗ, через довольно хитрую схему с поддержкой лично Путина и Чемезова. ВАЗ купил завод у Сбербанка на кредит, взятый в самом Сбербанке! И по цене многократно меньшей реальной. Но таковы политические реалии того момента. Не воспользоваться шансом для ВАЗа было бы весьма недальновидно.

Сейчас на Иж-Авто собирают Ладу Гранту в вариантах седан и лифтбек. Мы уже знаем, что презентация лифтбека прошла совсем недавно, 14 мая. И с 1 июня этот автомобиль останется на конвейере единственным, седан станет выпускать только Тольятти. Зато лифтбек — только Ижевск.

Мы посетили Иж-Авто накануне презентации Гранты-лифтбека и посмотрели, как собирают эти автомобили.

По лифтбеку локализация на Иж-Авто достигла уже значительной величины: вся оригинальная штамповка задней части, многие пластмассовые детали, включая панель приборов. Более того, лифтбек — единственная Гранта, в которой применяется оцинкованная сталь (задняя дверь, а скоро добавятся и задние крылья). Кузова сваривают и окрашивают тут же, на заводе. После чего начинается процесс сборки автомобиля.

Процесс сборки Грант начинается с того, что кузова поступают из окрасочного цеха в накопитель.



И оттуда уже попадают на первый пост главного конвейера.


Это место называется TRIM, что означает просто конвейер, а участки его обозначаются, соответственно, как TRIM 1, TRIM 2 и т.д. Тут 240 человек собирают салон. Конвейер напольный, движется металлическая лента по центру. Ни одного выступа у движущегося полотна нет, так что тут абсолютно безопасно. Да и скорость невысока.

Вот кузов будущей Гранты заходит на TRIM 1.



Тут снимают двери, которые уходят на отдельную подсборку. Типичное решение для современного автозавода, но новое для Иж-Авто, как ни странно. Когда тут производилась Kia Spectra, её собирали вместе с дверями.

Двери навешиваются на подвесной транспортёр и уезжают в другое место.


А оголившийся кузов готовится принять первые детали салона.


В первую очередь лепят дополнительные битумные вибродемпфирующие накладки.



Их предварительно разогревают в специальной печи до 60 градусов.



Потом устанавливается электропроводка.



Лифтбек требует большей сноровки от сборщиков, чем седан, тут приходится подсобирать заднюю дверь — вести проводку к фонарям и стеклоочистителю. К тому же нужно всегда учитывать комплектацию конкретной машины — проводка там различается. Для удобства монтажа дверь удерживается на распорке.

Для защиты порогов используются специальные мягкие накладки, на которые можно безбоязненно садиться.


Раньше использовались накладки и для крыльев, но от них, по словам заводчан, больше проблем, чем пользы: магнитики, которыми они крепились к кузову, царапали лакокрасочное покрытие больше, чем сами работники.

Слева от ТРИМа тем временем идёт формирование кит-боксов (ящичков с детальками и метизами, если по-простому).


Кит-боксы имеют удачную конфигурацию и отлично встают над центральным тоннелем.


Пока идёт сборка салона, отдельные люди подсобирают рулевую рейку — крепят к ней рулевые тяги с наконечниками.


Другой человек монтирует рейку в моторном отсеке. Вот тут раньше было крепление хомутом на двух шпильках.


Но в прошлом году ВАЗ внедрил более жёсткое болтовое крепление. К сожалению, справа остались шпильки и хомут.


Конвейер, тем временем, продолжает движение.



Монтируется ЭБУ и пенопластовая подставка для ног переднего пассажира.


Доделывается проводка.


Теперь настало время волокнистых звукопоглотителей. Их несколько типов.



Те, которым предназначено просто лежать на полу, фиксируют отвратительной на вид смолой.


Но под матами её, разумеется не видно.


Тут же монтируют и главный звукоизолирующий элемент — войлочный мат на моторный щит.




В «Люксе» передний звукопоглотитель другой, составной.


Устанавливая уплотнитель в дверной проём, одна девочка делает примерно 150 ударов молотком!



Ну что ж, теперь можно класть формованный напольный ковёр.


Подсобранная заранее панель приборов…


…ставится вручную, двумя крепкими работниками.





В перспективе на Иж-Авто планируют делать это специальными манипуляторами, как на том же ВАЗе. Манипуляторы уже куплены и смонтированы в нужных местах конвейера, но работники пока их не освоили.


Зато освоили установку амортизаторов — по похожей технологии. Сначала, рядом с конвейером, стойки подвески подсобираются.


Складываются в удобном месте.


Потом стойки надеваются на манипуляторы и заносятся к точкам крепления на кузове. Вот передняя подвеска:



А вот задняя:





Пока крепят элементы подвески, отойдём в сторонку, на участок сборки приборных панелей. Они приходят с ВАЗа полностью разобранными, в виде набора компонентов. А пластмассовый корпус для некоторых комплектаций вообще льют в Ижевске.

Металлический каркас крепится на специальной стойке.


И на него последовательно навешиваются воздуховоды, отопитель, электроника, корпус.






С этой задачей в производственном масштабе справляются 16 человек.

Неподалёку собирают силовые агрегаты. Двигатель приходит из МСП ВАЗа «голым», без навесного оборудования. Но с катаколлектором.


Не менее отдельно поставляется и коробка передач.


На небольшой настольной линии двигатель соединяют с коробкой и недостающими электроагрегатами.



Это объект приложения сил для 21 работника. Которым в обеденный перерыв и отдохнуть не зазорно.


В конце линии силовой агрегат приобретает завершённый вид, обзоводясь даже колёсными приводами.


Раз уж мы отклонились от главного конвейера, давайте пройдём эту часть цеха до конца. Тем более, что тут начинается самое интересное.

Участок шасси подразумевает, что работа с автомобилем ведётся снизу, следовательно, кузова переезжают на подвесной конвейер.



Самая первая операция на сборке шасси — установка тормозных трубок с регуляторами тормозных сил. Та часть тормозной системы, что находится в моторном отсеке (усилитель тормозов, ABS и пр.) уже установлено на ТРИМе.

А дальше…

Дальше начинается маленький кольцевой конвейер. Это новое оборудование, его закупили только в этом году. На этом кольцевом участке ставятся силовой агрегат и задняя балка в сборе. Производительность — 30 автомобилей в час.

Силовые агрегаты устанавливаются вот на такие палеты:


Получается так:


Позади, на такой же палете ставится собранная задняя балка.



И конвейерная тележка подводит это дело прямо под кузов.




Всё, «женитьба» прошла успешно.


Потом подвесной конвейер продолжает свой прямолинейный путь, а соприкасающийся с ним напольный кольцевой продолжает круговое движение.


После того, как кузов прошёл кольцевой конвейер, на него устанавливают детали выпускной системы и защитные элементы днища — термоэкраны, локеры, пластиковые накладки.




Промежуточный финал — установка колёс. Для этого подвесной конвейер приспускается максимально близко к полу.



Колёса прикручиваются специальным многошпиндельным гайковёртом.


Теперь Гранта похожа на настоящий автомобиль!


И ей самый путь на финальный участок. Конечно, перекатываться машина будет не самостоятельно, на этом участке конвейера смонтированы две движущиеся ленты, аккурат под ширину колеи.





В этом месте дособирают моторный отсек — подключают электрику и тормоза, все патрубки.


Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Иж-Авто — завод полного цикла. Таким он проектировался в 1960-х годах, таким он и остался после двукратного банкротства со сменой собственников. Завод в его нынешнем виде являет собой памятник расточительности и неумелому бизнес-планированию ГК СОК и лично Юрия Качмазова, сначала «вваливших» в Иж-Авто сотни миллионов долларов под проект сборки автомобилей Kia, а потом вынужденных довести предприятие до рукотворного банкротства. За что, кстати, топ-менеджмент ГК СОК до сих пор находится в международном розыске. В 2011 году хозяином завода стал АвтоВАЗ, через довольно хитрую схему с поддержкой лично Путина и Чемезова. ВАЗ купил завод у Сбербанка на кредит, взятый в самом Сбербанке! И по цене многократно меньшей реальной. Но таковы политические реалии того момента. Не воспользоваться шансом для ВАЗа было бы весьма недальновидно. Сейчас на Иж-Авто собирают Ладу Гранту в вариантах седан и лифтбек. Мы уже знаем, что презентация лифтбека прошла совсем недавно, 14 мая. И с 1 июня этот автомобиль останется на конвейере единственным, седан станет выпускать только Тольятти. Зато лифтбек — только Ижевск. Мы посетили Иж-Авто накануне презентации Гранты-лифтбека и посмотрели, как собирают эти автомобили. По лифтбеку локализация на Иж-Авто достигла уже значительной величины: вся оригинальная штамповка задней части, многие пластмассовые детали, включая панель приборов. Более того, лифтбек — единственная Гранта, в которой применяется оцинкованная сталь (задняя дверь, а скоро добавятся и задние крылья). Кузова сваривают и окрашивают тут же, на заводе. После чего начинается процесс сборки автомобиля. Процесс сборки Грант начинается с того, что кузова поступают из окрасочного цеха в накопитель. И оттуда уже попадают на первый пост главного конвейера. Это место называется TRIM, что означает просто конвейер, а участки его обозначаются, соответственно, как TRIM 1, TRIM 2 и т.д. Тут 240 человек собирают салон. Конвейер напольный, движется металлическая лента по центру. Ни одного выступа у движущегося полотна нет, так что тут абсолютно безопасно. Да и скорость невысока. Вот кузов будущей Гранты заходит на TRIM 1. Тут снимают двери, которые уходят на отдельную подсборку. Типичное решение для современного автозавода, но новое для Иж-Авто, как ни странно. Когда тут производилась Kia Spectra, её собирали вместе с дверями. Двери навешиваются на подвесной транспортёр и уезжают в другое место. А оголившийся кузов готовится принять первые детали салона. В первую очередь лепят дополнительные битумные вибродемпфирующие накладки. Их предварительно разогревают в специальной печи до 60 градусов. Потом устанавливается электропроводка. Лифтбек требует большей сноровки от сборщиков, чем седан, тут приходится подсобирать заднюю дверь — вести проводку к фонарям и стеклоочистителю. К тому же нужно всегда учитывать комплектацию конкретной машины — проводка там различается. Для удобства монтажа дверь удерживается на распорке. Для защиты порогов используются специальные мягкие накладки, на которые можно безбоязненно садиться. Раньше использовались накладки и для крыльев, но от них, по словам заводчан, больше проблем, чем пользы: магнитики, которыми они крепились к кузову, царапали лакокрасочное покрытие больше, чем сами работники. Слева от ТРИМа тем временем идёт формирование кит-боксов (ящичков с детальками и метизами, если по-простому). Кит-боксы имеют удачную конфигурацию и отлично встают над центральным тоннелем. Пока идёт сборка салона, отдельные люди подсобирают рулевую рейку — крепят к ней рулевые тяги с наконечниками. Другой человек монтирует рейку в моторном отсеке. Вот тут раньше было крепление хомутом на двух шпильках. Но в прошлом году ВАЗ внедрил более жёсткое болтовое крепление. К сожалению, справа остались шпильки и хомут. Конвейер, тем временем, продолжает движение. Монтируется ЭБУ и пенопластовая подставка для ног переднего пассажира. Доделывается проводка. Теперь настало время волокнистых звукопоглотителей. Их несколько типов. Те, которым предназначено просто лежать на полу, фиксируют отвратительной на вид смолой. Но под матами её, разумеется не видно. Тут же монтируют и главный звукоизолирующий элемент — войлочный мат на моторный щит. В «Люксе» передний звукопоглотитель другой, составной. Устанавливая уплотнитель в дверной проём, одна девочка делает примерно 150 ударов молотком! Ну что ж, теперь можно класть формованный напольный ковёр. Подсобранная заранее панель приборов… …ставится вручную, двумя крепкими работниками. В перспективе на Иж-Авто планируют делать это специальными манипуляторами, как на том же ВАЗе. Манипуляторы уже куплены и смонтированы в нужных местах конвейера, но работники пока их не освоили. Зато освоили установку амортизаторов — по похожей технологии. Сначала, рядом с конвейером, стойки подвески подсобираются. Складываются в удобном месте. Потом стойки надеваются на манипуляторы и заносятся к точкам крепления на кузове. Вот передняя подвеска: А вот задняя: Пока крепят элементы подвески, отойдём в сторонку, на участок сборки приборных панелей. Они приходят с ВАЗа полностью разобранными, в виде набора компонентов. А пластмассовый корпус для некоторых комплектаций вообще льют в Ижевске. Металлический каркас крепится на специальной стойке. И на него последовательно навешиваются воздуховоды, отопитель, электроника, корпус. С этой задачей в производственном масштабе справляются 16 человек. Неподалёку собирают силовые агрегаты. Двигатель приходит из МСП ВАЗа «голым», без навесного оборудования. Но с катаколлектором. Не менее отдельно поставляется и коробка передач. На небольшой настольной линии двигатель соединяют с коробкой и недостающими электроагрегатами. Это объект приложения сил для 21 работника. Которым в обеденный перерыв и отдохнуть не зазорно. В конце линии силовой агрегат приобретает завершённый вид, обзоводясь даже колёсными приводами. Раз уж мы отклонились от главного конвейера, давайте пройдём эту часть цеха до конца. Тем более, что тут начинается самое интересное. Участок шасси подразумевает, что работа с автомобилем ведётся снизу, следовательно, кузова переезжают на подвесной конвейер. Самая первая операция на сборке шасси — установка тормозных трубок с регуляторами тормозных сил. Та часть тормозной системы, что находится в моторном отсеке (усилитель тормозов, ABS и пр.) уже установлено на ТРИМе. А дальше… Дальше начинается маленький кольцевой конвейер. Это новое оборудование, его закупили только в этом году. На этом кольцевом участке ставятся силовой агрегат и задняя балка в сборе. Производительность — 30 автомобилей в час. Силовые агрегаты устанавливаются вот на такие палеты: Получается так: Позади, на такой же палете ставится собранная задняя балка. И конвейерная тележка подводит это дело прямо под кузов. Всё, «женитьба» прошла успешно. Потом подвесной конвейер продолжает свой прямолинейный путь, а соприкасающийся с ним напольный кольцевой продолжает круговое движение. После того, как кузов прошёл кольцевой конвейер, на него устанавливают детали выпускной системы и защитные элементы днища — термоэкраны, локеры, пластиковые накладки. Промежуточный финал — установка колёс. Для этого подвесной конвейер приспускается максимально близко к полу. Колёса прикручиваются специальным многошпиндельным гайковёртом. Теперь Гранта похожа на настоящий автомобиль! И ей самый путь на финальный участок. Конечно, перекатываться машина будет не самостоятельно, на этом участке конвейера смонтированы две движущиеся ленты, аккурат под ширину колеи. В этом месте дособирают моторный отсек — подключают электрику и тормоза, все патрубки.

Похожие новости

Другие новости сегодня

Комментарии (0)
Добавить комментарий
15.01.26
Рекорды по расходам: сколько обычный европеец тратит на свой автомобиль за всю
На крупнейшем автомобильном рынке Европы — в Германии — подсчитали, во сколько обходится владение автомобилем на протяжении всей жизни. Цифры оказались более чем впечатляющими: в среднем водитель тратит 496 400 евро, что составляет примерно 9000 евро в год. Причём в...
0 785
15.01.26
Мигать не стал, зелёный не включил: что делать, если светофор застыл на красном
В большом городе неисправный светофор — не экзотика, а будни. Иногда он отключается полностью, иногда переходит в режим мигающего жёлтого. Но самая запутанная ситуация — когда сигнал просто "застревает", чаще всего на красном. Водители теряются: ждать,...
0 878
19.11.25
Предпенсионная реформа — пора ли менять 10-летний японский хит на свежего
Автор: Егор Климов Фото автора Источник: Дром Неизвестно, какие завтра сны увидят наши законотворцы — введут дополнительный утильсбор на правый руль, обложат оброком, данью или налогом, повысят в десять раз стоимость ОСАГО или заставят ежемесячно проходить техосмотр....
0 207
19.11.25
120 000 км по убитым грунтовкам Калужской области: этот Haval Jolion еще жив? -
Автор: Сергей Арбузов Фото Эдуарда Шиворшинова и из открытых источников Источник: Дром Haval Jolion уже довольно долго остается самой популярной иномаркой российского рынка. В 2025 году этот бюджетный кроссовер, выпускаемый на заводе Great Wall в Тульской области,...
0 155
19.11.25
Утилизация, которая выгодна: вспомним, как это было - «Автоновости»
Автор: Александр Корюкин Фото автора, Дрома и фотобанка Лори Источник: ДромУтильсбор — едва ли не самое популярное сейчас слово в автомобильном сообществе России. Но 15 лет назад с такой же частотой произносили другое сочетание с этим же корнем и от того же ведомства...
0 121
14.09.25
Бедный миллионер: сложный выбор автомобиля с миллионом в кармане - «Автоновости»
Автор: Василий Ларин Фото автора и Дрома Источник: Дром Такое, как в нашем сегодняшнем случае, бывает — у человека появился на руках миллион рублей. И эти деньги не свалились на халяву, а честно заработаны праведным трудом, причем физическим. Нужен автомобиль, и не...
0 394