Три сестры «Нивушки»: модница, красавица и чудище - «Автоновости»


2 и 3 июня в Челябинске пройдет II международный фестиваль тюнинга УралМоторШоу, на котором будут представлены 170 сильнейших тюнинг-проектов Урала и Казахстана. Участники поспорят за Гран-при в миллион рублей, а зрители увидят яркое и запоминающееся шоу. Drom.ru знакомит с некоторыми из участников фестиваля.

Смотрите полный каталог участников и голосуйте за понравившегося!

Только на Drom.ru — билеты на фестиваль с безлимитным посещением и скидкой 40%

Слышали такую фразу про иные «паркетники» и кроссоверы? Дескать, настолько универсальны, что на них не стыдно и к офису/ночному клубу подкатить, и на кривой проселок выехать не зазорно, не посрамят. А ведь у нас тоже есть такой автомобиль. Надо лишь с фантазией и технически грамотно подойти к раскрытию его потенциала, спрятанного советским еще дизайном/инжинирингом и отвратительным местами качеством производства. Представляем вашему вниманию три проекта «Нивы» — от самого что ни на есть пижонско-городского до бескомпромиссно-внедорожного.

Гангста-ВАЗ

Согласитесь, ее можно не любить (за 40 лет набила оскомину), но нельзя не признавать — в мире подобных «ретроджипов» остались единицы. Нужно пользоваться. И все-таки — что можно сделать из «Нивы» в плане стайлинга и в расчете на чисто городскую, «выходную» эксплуатацию? Именно таким вопросом задался Николай Почуев, когда товарищ обратился к нему с необычной просьбой — создать на основе внедорожника head turner, «поворачиватель голов».



Николай Почуев

— Не первый год занимаемся тюнингом. В основном стайлингом, хотя есть внедорожные проекты, SWAP`ы. В общем, имеется понимание того, что и как должно выглядеть, каким образом передвигаться. В этом плане данный проект стал ни много ни мало — вызовом. Что современное и стильное можно вылепить из сельского автомобиля? Начали рыть Интернет. Выяснили, что на Кавказе подобно прочим вазовским моделям «Ниву» дорабатывают в том числе и для города. То есть занижают, однако на этом, по сути, все заканчивается. Впрочем, нашли пару тюненых 2121 в США. Этакие гангстамобили, выполненные на высоком профессиональном уровне. Но и так было понятно, что необходимо занижение подвески, диски большого диаметра. Как сделать так, чтобы ретрооблик заиграл новыми красками? Словом, купили новую Urban и окунулись в это дело с головой.



А как описать все те кузовные работы — в металле, пластике — благодаря которым рождался этот образ? Поэтому лишь скажем, что из всех вариантов, прокручиваемых в голове, был выбран, так сказать, классический. С аккуратными (вместо раздутых в раллийном стиле крыльев) а-ля Gelandewagen расширителями арок. Без хрома и с матовыми элементами декора. Внешность, ставшую за все эти годы канонической, решено было кардинально не перекраивать. Лишь дополнить деталями, которые бы не оттягивали все внимание на себя, а придавали облику новизну. На это работают те же расширители с 20-дюймовым «литьем» AMG. Диодная передняя светотехника (ради чистоты образа повторители «поворотников» с передних крыльев убраны), фальшрадиаторная решетка радиатора, созданная из двух деталей от старой 2121 и прикрывающая оптику. Раздвоенный в самом конце (от глушителя) выпускной тракт. Наконец, передний бампер, не раз перерабатывавшийся и включающий «противотуманки», также светодиодные.



Осталось в этой работе место некоторым практичным аспектам. Зеркала крупнее штатных. Форсунки омывателя перенесены на капот, лучше «чистят» и к тому же подогреваются мотором снизу.

Частично экстерьерные преобразования потребовали вмешательства в технику. Скажем, мерседесовские диски вставали на ступицы, естественно, только через проставки. Менялись тормоза (дисковые сзади и вентилируемые дисковые спереди от российской фирмы «Вектор»). И как аванс на будущую силовую подготовку (она в планах). И как элемент экстерьера.



А-образный рычаг и подрамник «раздатки» достались по случаю и также были внедрены. Ну а изменение крепления переднего редуктора — это то, что надо осуществлять на любой «Ниве». Из всего приведенного (да и в принципе из всего, касающегося полноприводной Лады) самое необычное — переход на электронное управление «раздаткой». Раньше о подобном слышать не приходилось. Оказывается, выпускает некая отечественная компания. Демонтируем рычаги, вместо них устанавливаем сервоприводы. Режимы активируются с блока, в нашем случае установленного в бардачке.


Салон вообще преображен гораздо масштабнее внешности. Можно, конечно, увидеть родное торпедо, панели в багажнике и нетронутую часть дверных карт. Но в последних случаях нетрудно заметить вставки с кожаной обивкой. А по интерьеру спереди нужно разбираться особо.




Пропустим мультимедиа — «голову» ACV, расположенную в бардачке, и 10-дюймовый интерактивный экран, пристроенный вверху консоли (есть доступ в сеть и камера заднего вида). Такой комплект можно установить куда угодно.




Впечатляет другое. Вы оценили руль — MB S-класса в кузове W222 (заимствован вместе с колонкой)? Сиденья с электроприводом — Porsche Cayenne (от него же вставки и внутренние дверные ручки)? Потолочную консоль — W221? А потолок — жесткая взамен натянутого дерматина панель! Последний, как выяснилось, тоже выпускают в России. Надо сказать, что Николай, ранее занимавшийся исключительно иномарками, с нуля открывает для себя рынок комплектующих для отечественных автомобилей.




Рынок же деталей, позволяющих сделать автомобиль приятнее по бытовым вещам, знаком ему, похоже, давно. В «Ниве» эти знания реализованы в виде доводчиков дверей, как в ином S-классе, прижимающих панели к проемам. В сенсоре, вмонтированном в один из задних фонарей, реагирующем на движение и при ампутированной рукоятке на крышке, открывающем доступ в багажник. В бесключевой системе попадания в салон и кнопке start-stop.


К сожалению (не исключено, и к счастью), до крутых «приборок» сторонние производители еще не эволюционировали. «Пришлось» ставить комбинацию от Lexus LX. Целиком вместе с козырьком она была установлена в панель «Нивы» и сращена с ее приборами. Думаете, окончательный вариант? Автор грезит имплантацией передней панели от того же W222. Там ширина-то какая! А комбинация виртуальная, рисованная! Следующий этап — свап какой-нибудь японской «четверки» с «автоматом» и «раздаткой». Затем и для себя — строительство «уличного дрэгстера» на базе «Нивы»-пикапа. С JZ или UZ и расширителями не арок, но «дутыми» крыльями. Глядишь, из Челябинска пойдет мода именно на такие вазовские джипы — стильные, мощные, далекие от рядовых представлений об этой утилитарной модели.

Проходимо и со вкусом

И все-таки пока типичный проект на базе «Нивы» сводится к улучшению ее off-road качеств. Достаточный минимум — небольшой лифт или обрезка арок, силовой обвес или даже отсутствие такового, грязевая «резина» диаметром чуть побольше штатной. Максимум… Впрочем, давайте для начала о промежуточном варианте. Тем более что многие не дорастают и до него. Боятся лезть в «инструменталку», в устранение характерных недостатков конструкции заменой на тюнинговые либо самодельные комплектующие с применением других материалов, сталей. С другой стороны, за последние несколько лет накоплен такой опыт, который в руках умелого пользователя поможет полностью устранить все конструктивно слабые места. Позволит ездить «красиво» и побеждать в соревнованиях.

«Нива» Николая Семашко просто красива. Да, стоило машине 2006 года добавить бамперы от версии Urban (сейчас по их подобию варятся металлические), расширители арок, 31-е Гудричи, и джип образца 1977 года преобразился в подтянутого off-road бойца, который будет похаризматичнее некоторых современных моделей «перекрестного жанра». В общем, с точки зрения внешнего вида офис/ночной клуб этой «Ниве» точно не противопоказаны. Как дела с бездорожьем?


Уже в облике есть ссылка на то, что подготовка не ограничивалась лишь установкой mud terrain колес. 31 дюйм внешнего диаметра потребовал подрезки арок. А наблюдательный нивовод, обследовав шасси этого автомобиля, заметит сзади обварку моста, которая помимо прочностных качеств перенесла вверх площадки пружин, и проставки над последними. То же самое увидит относительно передних упругих элементов, и вдобавок проставочки в верхних шаровых. В сумме получается 60 и 45 мм соответственно. Лифт подкреплен пружинами от Chevy Niva и амортизаторами Pajero Sport, у которых по сравнению с родными к тому же толще шток.




Нельзя, разумеется, не обратить внимание на продольные рычаги сложной конструкции и тягу Панара, что изготавливались самостоятельно.



Традиционное усиление получили рулевые тяги и маятник, который приобрел металлический корпус вместо силуминового. Ступицы также прошли апгрейд, но на сей раз непривычный. Николай не перешел на подшипники Iveco, как делают многие, посчитав такое решение не слишком отвечающим ремонтопригодности вдали от цивилизации. Оставил штатные подшипники (должны быть в каждом сельмаге запчастей), убрал регулировочные шайбы, заменив их втулками, которые нужно обжимать гайками до упора. Аналогичная работа была проделана относительно хвостовика заднего редуктора.

Подготовка трансмиссии шла по двум направлениям. То же обеспечение надежности и необходимого для трофи занижения. В первом случае делалась отвязка переднего редуктора от двигателя (крайне неудачное заводское крепление, которое выламывает по болтам) и замена его корпуса на чугунный. Осуществлялось это следующим образом: берется задний мост, у которого ближе к картеру обрезаются «чулки». Подвешивается получившийся узел на оригинальные кронштейны. Дополнили оболочку корпуса усиленные ШРУСы (плюс такие же карданы и промежуточный вал, сцепление от Chevy Niva). Хотя есть еще вопросы к алюминиевым фланцам на входе в картер. И к заднему загруженному мосту, что просит устройства ступиц. То и другое в планах.


Демультипликация увеличивалась главными парами в мостах и китом в «раздатку». Первые с отношением 4,44:1 подбирались из советских, от «классики», причем на челябинских даже не разборках — на металлоприемках, среди сданного в утиль железа. Пакет шестерен в раздаточную коробку также состоит из жигулевских деталей и увеличивает момент втрое. Любопытный факт — в начальной своей вариации Николай сделал «раздатку» синхронизированной. Чтобы можно было включать ее в движении. Как выяснилось, решение нежизнеспособно, отвечающий за это синхронизатор быстро развалился. Пришлось собирать обычную конструкцию. И по дифференциалам, весьма вероятно, будут изменения. Сейчас спереди винтовая блокировка, сзади LSD. Ну, не хватает — как минимум в мосту — принудительной.


«Раздатка» прикручена к кузову через подушки от Mercedes и подрамник, что выполняет функцию защиты. На вале между КП и РК — демпферы от BMW X5.


Родные подушки двигателя были заменены на гидроопоры Opel Omega, которые не просто обеспечили лучшую виброизоляцию — подняли агрегат на 10 мм. Сам мотор дорабатывался по «мозгам» и дроссельной заслонке (увеличение диаметра). Основной же его тюнинг впереди.


Остается отметить, что у Николая это первая «Нива» и вообще по-настоящему серьезный внедорожный проект. Строится всего 10 месяцев…



Николай Семашко

— Мотора у «Нивы», все знают, «мало». Были мысли поставить тойотовский 3S. Но поскольку скопилась масса запчастей от жигулевского двигателя, в конце концов принял решение поднимать мощность и момент ему — наддувом. Все комплектующие уже собраны. Это турбина Subaru, форсунки ЗМЗ-406, погружной топливный насос. Главное — кованые шатуны и кованые поршни от агрегата BMW M-серии. Плюс «верховой» распредвал. По расчетам, должен выдавать до 170 сил.



Несмотря на то, что максимум момента сдвинется по оборотам вверх, это будет компенсироваться трансмиссией, а сам он вырастет. На прогонах между точками в трофи это немаловажно.

Вероятно, по этой же причине пересмотрю крепление моста. Панара все-таки подергивает его в стороны. Надеюсь, А-образный рычаг устранит этот дефект.


Чудище болотное

У Александра Гасаненко его «Кикимора» — проект далеко не дебютный. До того были «Нивы» в разных вариациях: стандартные; с тюнингом родных агрегатов; с пространственной рамой, на которую был надет нивовский кузов; с мостами TLC 70. Откуда такая любовь?



Александр Гасаненко

— Она — легкая. Знаю примеры, когда опытные трофисты отказывались от Land Cruiser и пересаживались на «Нивы». Благодаря массе ее кузов не нужно максимально обрезать, что для меня принципиально. Использую машину в том числе как определенного рода экспедиционник, закидываю туристов на маршруты разной степени сложности. То есть необходима крыша, закрытый пассажирский и багажный отсек.

Есть еще один значимый для меня момент — доставляет удовольствие в своем классе (а подготовлен автомобиль по требованиям РАФ в «Абсолют национальный») объезжать максимально «раздетые» и легкие «котлеты». И при этом не особо напрягаться на асфальтовых покрытиях, в поездках на соревнования за 100 и более км.


Но даже при таком подходе «Кикимора» — уже не совсем «Нива». Взять кузов. С виду стандартный, лишь обрезан спереди, как говорит Александр, по «кавказской моде». На деле все равно максимально облегчен, будто дрэговый, дрифтовый или кольцевой болид. Крышка багажника, двери, даже часть передних крыльев и задних боковых панелей выполнены из пластика, стекла из плексигласа.


О массе автор говорит осторожно («где-то полторы тонны, плюс-минус»), попутно отмечая — дело не только в ней. И в грамотной развесовке (скажем, вазовский двигатель, штатно сдвинутый в моторном отсеке «Нивы» вправо, здесь установлен строго по центру), и в стремлении добиться как можно более низкого центра тяжести. Заглядываем вниз и видим, что нет никакого чудовищного лифта. Так, небольшие проставочки под пакетами рессор.

Рессор? Повторим — эта «Нива» является не тем, чем кажется на первый взгляд. К примеру, вместо усиленных лонжеронов (обычная практика среди владельцев тольяттинских джипов) здесь полноценная рама из проката прямоугольного профиля, с которой связан каркас на основе бесшовной холоднотянутой трубы. Создавалась рама с учетом использования мостов, в коих узнается ульяновский «портал». Еще один «антистереотип». Ведь известно же, что многие отказались от уазовских балок по причине их ненадежности.




Александр парирует — вес получившегося прототипа не сильно нагружает ключевые узлы. Тем более что последние прошли курс «терапии», и она уже продемонстрировала — могут ездить и не ломаться. Что делалось? Все! Стандартными остались только редукторы, хотя их дифференциалы, разумеется, оснащены блокировками (сзади стоит «самоблок», спереди принудительная, с пневмоприводом). «Грибки» (короткие полуоси) тюнинговые, покупные, как и поворотные кулаки. Длинные полуоси изготавливались самостоятельно, из упрочненной стали, а ШРУСы переделывались из деталей от TLC 200. 35-е колеса (обратите внимание, с централизованной подкачкой) — выдерживают и, похоже, с запасом!


Но почему рессоры? Опять же, по мнению автора, такая подвеска надежнее, нежели пружинная, на тягах. Бывало, проходил ходом канавы, на которых, по его словам, остался бы без направляющего аппарата. Пакеты выдержали. В крайнем случае и поменять один-другой коренной лист не особо трудно. Что касается внедорожно-потребительских качеств, то рессоры выполнены по индивидуальному заказу, с учетом нагрузки, размеров. И их в пакете, разумеется, меньше, чем на УАЗе. Отсюда неплохая плавность хода и хорошая артикуляция подвески.



Тормоза набраны из сторонних комплектующих. Рабочие механизмы отечественные (суппорты ГАЗель, диски Патриот), главный тормозной цилиндр и вакуумник от какого-то Nissan. И автомобиль этой же марки поделился машинкой ГУРа.



Переосмыслено было и рулевое управление. Но не переходом на гидрообъемное, как можно подумать. Таковое запрещено техрегламентом соревновательного класса. Попросту неудобно, небезопасно при эксплуатации на асфальте. Две тяги и одна сошка обеспечивают жесткую связь между рулем и колесами. При этом подобная упрощенная схема, понятное дело, значительно надежнее привычной трапеции. Кстати, в рулевом у «Кикиморы» еще одна ассоциация с дрифт-болидами — радиатор гидроусилителя, позаимствованный у чего-то нашего.




Карданные валы уазовские, штатные по длине. Основные агрегаты трансмиссии из Тольятти. Причем коробка еще 4-ступенчатая с маховиком от дизеля Peugeot, который когда-то устанавливался на «Ниву», и первой передачей с отношением 4,7 вместо 3,67:1. Это такой бонус к занижению, которое достигается комплектом точеных шестерен в «раздатке» — 3,82:1.


Если по трансмиссии и шасси категория предполагает некие конструктивные варианты, то по двигателю их фактически нет. Что из отечественного и легкого можно поставить на «Ниву»? Разве что одну из вариаций «классического» мотора, в данном случае 1,8-литрового от минивэна Надежда. Сделано под капотом пока немного — как говорили, установлен по центру, радиатор с вентиляторами перенесены «в горизонталь». Основные работы впереди. Отдача будет увеличиваться… правильно — наддувом.



Две спортивные лебедки; 90-литровый топливный бак, врезанный в пол кузова за спинками сидений; много диодного света и отсутствие торпедо в привычном понимании. Узкоспециализированный инструмент, который в рамках нашего тезиса об универсальности «Нивы» подтверждает — из внедорожника с 40-летним стажем можно вырастить все, что угодно. Надо лишь иметь вкус и техническую фантазию.




Смотрите полный каталог участников и голосуйте за понравившегося!

Только на Drom.ru — билеты на фестиваль с безлимитным посещением и скидкой 40%

Фотобонус

Три сестры «Нивушки»: модница, красавица и чудище - «Автоновости»



https://s.auto.drom.ru/i24221/pubs/4483/60980/2836063.jpg[/img]










Похожие новости

Другие новости сегодня

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Комментарии для сайта Cackle
28.03.20
Тест-драйв Peugeot 508: от Киева до моря и обратно - «Тест-драйвы»
Как длительная и утомительная поездка превратилась в легкое и незабываемое путешествие. Этот автомобиль притягивает внимание и на этот раз история не только о стильном дизайне. Французы завезли качество......
0 927
29.02.20
Тест драйв Peugeot Rifter: лучший семейный кроссвен? - «Тест-драйвы»
«Каблучок», заменивший Partner с более гражданским салоном и электронными помощниками. Что внутри, какой расход на «механике» и сколько влазит холодильников? Почему это идеальный автомобиль по критериям......
0 1 014
06.02.20
Тест-драйв пикапа Nissan Navara — теперь с многорычажкой и мотором 2.3 -
Рынок пикапов в Украине консервативен, а модельный ряд ограничен, поэтому выход каждой новинки становится знаковым событием. Одним из таких, пусть и с отставанием от Европы, стало появление в дилерских......
0 991
01.01.20
Тест-драйв JAC iEV7S: экономим дорого! - «Тест-драйвы»
Тест-драйв самого дешевого электрокара в Украине, который доступен только в топовой комплектации. Отъездив неделю на этом автомобиле, я попытались понять в первую очередь для себя, какими аргументами помимо......
0 1 247
01.01.20
Тест-драйв Infiniti QX50: премиальные качели - «Тест-драйвы»
За время теста то и дело приятно удивляешься от щедрого набора премиальных функций или напротив, не понимаешь, почему уже привычные вещи отсутствуют в местах, где ты этого ожидаешь. ......
0 1 198
01.01.20
Тест-драйв Lexus UX 250h: Давид среди Голиафов - «Тест-драйвы»
Какой он, самый маленький кроссовер Lexus? Почему такой дизайн и какой показатель расхода? За ответами на эти, и не только, вопросы я отправился на тест-драйв. ......
0 1 163