Тоннель Таллин-Хельсинки получил технико-экономическое обоснование - «Автоновости»
Самым длинным подводным туннелем в мире является железнодорожный тоннель Сэйкан в Японии протяженностью 53,9 км, проходящий под проливом Цугару и соединяющий остров Хоккайдо с префектурой Аомори. За ним ...
2019 Mercedes-AMG G63 дебютирует на Женевском автосалоне - «Автоновости»
Подразделение Mercedes-AMG продемонстрировало свою первую модель 2019 G-Class в версии нового G63. Он оснащен широко используемым би-турбированным 4-литровым двигателем V8, развивающим 577 л.с. мощности ...
Infiniti обновила европейские модели Q30 и QX30 - «Автоновости»
Infiniti анонсировала в Европе серию обновлений для Q30 и QX30 2018 модельного года. Наиболее заметным для клиентов станет изменение наименований спецификаций. К примеру, в Q30 модель начального уровня...
Стали известны подробности будущего BMX X4 - «Автоновости»
Как стало известно, новый BMX X4 собирается дебютировать на Женевском автосалоне. Второе поколение автомобиля — конкурента Mercedes GLC Coupe, как и предшественник, основано на модели X3. О чем свидетельствуют ...

Автопром при Навальном: чего ждать, если вдруг? - «Автоновости»

18 декабря в России официально стартовала кампания по выбору президента РФ. В ближайшие дни кандидаты понесут документы в ЦИК на предмет их регистрации. Безусловно, в числе первых будет Алексей Навальный. Несмотря на то, что председатель Центризбиркома Элла Памфилова довольно давно объявила, что Навальный не будет зарегистрирован, минимальный шанс на благополучное развитие событий у него все-таки есть: статья 32 Конституции РФ позволяет Навальному баллотироваться в президенты.

Несколько дней тому назад Алексей Навальный обнародовал свою президентскую программу — набор тезисов, с которыми он предполагает возглавить страну. Нам наиболее интересен экономический блок этой программы.

Давайте попробуем сделать прогноз действий Навального в автомобильной отрасли на основе имеющейся информации.

Первое. Увеличение МРОТ до 25 000 рублей

Один из базовых тезисов Навального — увеличение минимальной зарплаты до 25 000 руб. Экономисты тотчас начали спорить — приведет это к скачку инфляции (и, как следствие, обесцениванию нового МРОТ) или не приведет. На самом деле эта дискуссия не имеет особого смысла. Даже если инфляция и возрастет, то не одномоментно, инертность экономики размажет процесс как минимум на несколько месяцев. Впрочем, Алексей и не собирается повышать МРОТ единовременно, он предполагает идти к этому 3–4 года.

Для автопрома МРОТ в размере 25 тыс. руб. малоактуален, средняя зарплата по отрасли выше. Но он позволит поддержать сотрудников небольших региональных предприятий, в основном автокомпонентной отрасли — на многих из них рабочие получают 14–17 тыс. руб. К сожалению, это немедленно скажется на стоимости их продукции, которая, в свою очередь, вольется в цену готовых автомобилей. То есть неизбежен всплеск локально-отраслевой инфляции. Однако вклад ее в общее ценообразование планирует быть столь незначительным, что останется на уровне статистической погрешности. Как и цены на новые автомобили: 0,1–0,2 % увеличения всяко меньше, чем размер возможной скидки при покупке. В целом увеличение МРОТ не подорвет сложившиеся финансовые связи в отрасли.

Это же касается и сферы услуг: для автосервисов, шиномонтажей, профильных магазинов наценка ожидается незначительная ввиду малого количества работников на таких предприятиях.

И потом: кто сказал, что инфляция — это плохо? Это не плохо и не хорошо, это ситуация, из которой можно извлечь много дивидендов. Ослабление рубля сделает более конкурентоспособной нашу продукцию на внешних рынках, разумеется, ту, в которой валютная составляющая невелика. Это именно то, что Минпромторг и Минэкономразвития определили как главное направление развития автопрома: загрузка мощностей через увеличение экспорта. И это лучший стимул для углубления локализации (а это второй принцип, заложенный в программу развития автопрома).

Второе. Снижение налогов

Налоги Навальный ожидаемо предлагает снизить. Для малых предпринимателей все налоги предлагается заменить патентным сбором в размере 25–30 тыс. руб. Вот только не уточняется, по каким параметрам нужно оценивать «малость» конкретного предпринимателя. Для остального бизнеса налоги в фонд оплаты труда должны снизиться вдвое, до 15 % (это увязано в программе с реформой пенсионной системы).

Очевидно, что такие налоговые послабления придутся кстати всем инфраструктурным предприятиям, от дилерской сети до автомобильных СМИ, такси или, допустим, производства автогаджетов. Снимутся ограничения на рост официальных зарплат, не будет соблазна и даже особого смысла выводить зарплаты в чистый кэш.

Третье и главное — господдержка автопрома

Сейчас в России, благодаря промышленной сборке, фактически заново построен автопром мирового уровня. Но производственные мощности примерно на 4 млн автомобилей загружены наполовину, что ставит их на грань рентабельности. Для того, чтобы весь этот сложный и с любовью выстроенный механизм работал, чтобы сотни тысяч людей получали зарплату и были при деле, а не выходили на улицу с разными политическими требованиями, государство финансирует отрасль через программы господдержки. Только официальный объем поддержки на 2017 год — почти 70 млрд руб., но есть еще множество других, менее официальных каналов «подкачки» деньгами конкретных предприятий.

Сейчас автомобили в России — одни из самых дешевых в мире. И надо понимать, что это искусственно созданная ситуация, она нерыночна. Просто деньги из «большого» бюджета перераспределяются в «маленький», отраслевой, а, по сути, автопроизводство и приобретение автомобилей у нас дотируются. Мы получили возможность ездить на неплохих и очень дешевых автомобилях, произведенных в России, правительство РФ получило стабильность и какие-никакие а перспективы развития в одной конкретной отрасли, но надо понимать, что, как говорил Михайло Ломоносов, если в одном месте прибыло, то в другом убыло. Это секторальное благополучие зиждется на недофинансировании других отраслей — здравоохранения, культуры, образования, ЖКХ. И именно этим отраслям Навальный планирует отдать приоритет. В частности, на образование и здравоохранение расходы вырастут вдвое.

Это выдает в Навальном немножечко социалиста, хотя все прочие тезисы программы находятся строго в рыночном русле. Увеличение же расходов, по мнению Навального, возможно осуществить за счет сокращения избыточных трат на силовые ведомства и чиновников, отказа от неэффективных проектов и благодаря борьбе с коррупцией. Существуют разные оценки финансовых резервов в этих направлениях, но даже самые осторожные из них оперируют сотнями миллиардов рублей. Так что, следуя букве программы, денег хватит на все. Но есть нюанс.

Навальный прямо пишет: «мы отменим неналоговые поборы типа “Платона”, утилизационных сборов, капремонта и т. п.». А это уже прямой риск для существующей конструкции автопрома.

Итого

Если суммировать все доступные экономические идеи Навального (благо их очень немного), получится отнюдь не социалист, а вполне себе правый либерал, даже монетарист. Он сторонник свободной рыночной экономики — без госрегулирования и диктата монополий. Но российский автопром в его нынешнем виде — чрезвычайно зарегулированная отрасль. И ее благополучие держится, как мы уже говорили, на прямых подачках. То есть занятость и лояльность в обмен на деньги. Это, вообще-то, не совсем бизнес и совсем не свободный рынок.

Никто сейчас не скажет, что произойдет в автомобильной отрасли, если завтра отменят все формы господдержки. По нашим очень осторожным прогнозам, рухнет примерно половина всей конструкции, а оставшаяся половина будет лихорадочно учиться выживать в новых условиях. На сегодня в стране почти нет предприятий, которые уверенно почувствуют себя в «чистом» рынке. Вероятно, ближе всего к этому находятся «Группа ГАЗ» и «КАМАЗ». Но и им придется весьма несладко. Особенно на фоне того факта, что, согласно договору с ВТО, пошлины в 2019 году на разные виды автотехники упадут до 10–15 %.

Но это и есть свободная экономика.

Существующая конструкция российского автопрома неустойчива, она все равно будет изменена по мере уменьшения Резервного фонда или снижения цены на нефть. Еще более уязвимым ее делает… госучастие! Да-да, ряд активов в автопроме принадлежит «неизвестным лицам». Помните скандал с «панамскими архивами», из которых следовало, что офшорные фирмы виолончелиста Ролдугина приобретали доли в «КАМАЗе» и «АвтоВАЗе»? Дром про это тоже сделал свое небольшое исследование. Так вот, для власти вложения в автопром — не стратегическая инвестиция, это, скорее, маленький сейф, содержимое которого будет потрачено в ближайший «черный день». А если приход к власти Навального станет хоть сколько-нибудь реальным, то все эти активы будут немедленно обналичены и выведены куда надо. Соответственно, у указанных предприятий еще до прихода Навального не останется властных интересантов, раздающих адресные преференции. То же касается и официальных активов Ростеха в автопроме («АвтоВАЗ»,«КАМАЗ», ОАТ и пр.).

И это тоже свободный рынок.

Хочется думать, что в команде Навального найдутся сильные профессионалы, которые не дадут ему огульно ломать все «путинское наследие». Но тенденции обозначены, вопрос только в аккуратности их воплощения.

P.S. Наш запрос на интервью Алексей Навальный ожидаемо проигнорировал.


Комментарии (0)
Добавить комментарий
15.02.18
Как поменять права? Самый быстрый и дешевый способ - «Автоновости»
Этот вопрос встает перед каждым автомобилистом как минимум раз в 10 лет — таков срок действия водительского удостоверения в России. Иногда права менять приходится чаще, если, например, документ потеряется. Drom.ru составил подробную инструкцию: как быстрее и дешевле...
0 62
15.02.18
Сравнительный тест дизельных Toyota Fortuner и Mitsubishi Pajero Sport.
Долго же «запрягали» в российском представительстве Тойоты! Mitsubishi Pajero Sport третьего поколения разгуливал по стране без единого равноценного конкурента два года, успел получить дизельный мотор и вернуть «калужскую прописку». Toyota Fortuner явился лишь прошлой...
0 99
15.02.18
Suzuki Swift Hybrid (кузов DAA-ZC43S). Драйв-тест на дорогах общего пользования
С появлением Swift Sport можно сказать, что семейство теперь собралось в полном составе. Короче говоря, в линейке Свифта — полным-полно модификаций....
0 80
15.02.18
Honda CR-V первых трех поколений. (1995–2012 гг.). Утонченно, но надежно -
«Паркетник» Honda CR-V на первичном рынке давно не бьет рекордов популярности. С конца 2014 года (не собираясь в России) он просто дороже многих конкурентов. Впрочем, и до того был недешев. К тому же как-то «потерялся» на фоне многочисленных одноклассников. Иное дело —...
0 91
09.02.18
Народное ретро. Mercedes-Benz 280 SEL W126 1983 года. Остаться собой! -
Назавтра было знакомство с автомобилем. А предшествующим вечером, щелкая телеканалы, вдруг наткнулся на интервью с Дмитрием Певцовым. Уже было хотел отправиться в дальнейший трип по недрам «зомбоящика», как буквально подсознанием уловил ключевое слово — Mercedes. Актер...
0 117
08.02.18
Модульные двигатели: технология в угоду маркетологам или взгляд в будущее
Модуль — это автономный элемент конструкции. По-разному комбинируя модули, автопроизводители выпускают узлы для совершенно разных продуктов. Новая версия создается из уже готовых решений. Это экономит деньги и время на разработку. Активное использование потенциала...
0 68