18 декабря в России официально стартовала кампания по выбору президента РФ. В ближайшие дни кандидаты понесут документы в ЦИК на предмет их регистрации. Безусловно, в числе первых будет Алексей Навальный. Несмотря на то, что председатель Центризбиркома Элла Памфилова довольно давно объявила, что Навальный не будет зарегистрирован, минимальный шанс на благополучное развитие событий у него все-таки есть: статья 32 Конституции РФ позволяет Навальному баллотироваться в президенты.
Несколько дней тому назад Алексей Навальный обнародовал свою президентскую программу — набор тезисов, с которыми он предполагает возглавить страну. Нам наиболее интересен экономический блок этой программы.
Давайте попробуем сделать прогноз действий Навального в автомобильной отрасли на основе имеющейся информации.
Первое. Увеличение МРОТ до 25 000 рублей
Один из базовых тезисов Навального — увеличение минимальной зарплаты до 25 000 руб. Экономисты тотчас начали спорить — приведет это к скачку инфляции (и, как следствие, обесцениванию нового МРОТ) или не приведет. На самом деле эта дискуссия не имеет особого смысла. Даже если инфляция и возрастет, то не одномоментно, инертность экономики размажет процесс как минимум на несколько месяцев. Впрочем, Алексей и не собирается повышать МРОТ единовременно, он предполагает идти к этому 3–4 года.
Для автопрома МРОТ в размере 25 тыс. руб. малоактуален, средняя зарплата по отрасли выше. Но он позволит поддержать сотрудников небольших региональных предприятий, в основном автокомпонентной отрасли — на многих из них рабочие получают 14–17 тыс. руб. К сожалению, это немедленно скажется на стоимости их продукции, которая, в свою очередь, вольется в цену готовых автомобилей. То есть неизбежен всплеск локально-отраслевой инфляции. Однако вклад ее в общее ценообразование планирует быть столь незначительным, что останется на уровне статистической погрешности. Как и цены на новые автомобили: 0,1–0,2 % увеличения всяко меньше, чем размер возможной скидки при покупке. В целом увеличение МРОТ не подорвет сложившиеся финансовые связи в отрасли.
Это же касается и сферы услуг: для автосервисов, шиномонтажей, профильных магазинов наценка ожидается незначительная ввиду малого количества работников на таких предприятиях.
И потом: кто сказал, что инфляция — это плохо? Это не плохо и не хорошо, это ситуация, из которой можно извлечь много дивидендов. Ослабление рубля сделает более конкурентоспособной нашу продукцию на внешних рынках, разумеется, ту, в которой валютная составляющая невелика. Это именно то, что Минпромторг и Минэкономразвития определили как главное направление развития автопрома: загрузка мощностей через увеличение экспорта. И это лучший стимул для углубления локализации (а это второй принцип, заложенный в программу развития автопрома).
Второе. Снижение налогов
Налоги Навальный ожидаемо предлагает снизить. Для малых предпринимателей все налоги предлагается заменить патентным сбором в размере 25–30 тыс. руб. Вот только не уточняется, по каким параметрам нужно оценивать «малость» конкретного предпринимателя. Для остального бизнеса налоги в фонд оплаты труда должны снизиться вдвое, до 15 % (это увязано в программе с реформой пенсионной системы).
Очевидно, что такие налоговые послабления придутся кстати всем инфраструктурным предприятиям, от дилерской сети до автомобильных СМИ, такси или, допустим, производства автогаджетов. Снимутся ограничения на рост официальных зарплат, не будет соблазна и даже особого смысла выводить зарплаты в чистый кэш.
Третье и главное — господдержка автопрома
Сейчас в России, благодаря промышленной сборке, фактически заново построен автопром мирового уровня. Но производственные мощности примерно на 4 млн автомобилей загружены наполовину, что ставит их на грань рентабельности. Для того, чтобы весь этот сложный и с любовью выстроенный механизм работал, чтобы сотни тысяч людей получали зарплату и были при деле, а не выходили на улицу с разными политическими требованиями, государство финансирует отрасль через программы господдержки. Только официальный объем поддержки на 2017 год — почти 70 млрд руб., но есть еще множество других, менее официальных каналов «подкачки» деньгами конкретных предприятий.
Сейчас автомобили в России — одни из самых дешевых в мире. И надо понимать, что это искусственно созданная ситуация, она нерыночна. Просто деньги из «большого» бюджета перераспределяются в «маленький», отраслевой, а, по сути, автопроизводство и приобретение автомобилей у нас дотируются. Мы получили возможность ездить на неплохих и очень дешевых автомобилях, произведенных в России, правительство РФ получило стабильность и какие-никакие а перспективы развития в одной конкретной отрасли, но надо понимать, что, как говорил Михайло Ломоносов, если в одном месте прибыло, то в другом убыло. Это секторальное благополучие зиждется на недофинансировании других отраслей — здравоохранения, культуры, образования, ЖКХ. И именно этим отраслям Навальный планирует отдать приоритет. В частности, на образование и здравоохранение расходы вырастут вдвое.
Это выдает в Навальном немножечко социалиста, хотя все прочие тезисы программы находятся строго в рыночном русле. Увеличение же расходов, по мнению Навального, возможно осуществить за счет сокращения избыточных трат на силовые ведомства и чиновников, отказа от неэффективных проектов и благодаря борьбе с коррупцией. Существуют разные оценки финансовых резервов в этих направлениях, но даже самые осторожные из них оперируют сотнями миллиардов рублей. Так что, следуя букве программы, денег хватит на все. Но есть нюанс.
Навальный прямо пишет: «мы отменим неналоговые поборы типа “Платона”, утилизационных сборов, капремонта и т. п.». А это уже прямой риск для существующей конструкции автопрома.
Итого
Если суммировать все доступные экономические идеи Навального (благо их очень немного), получится отнюдь не социалист, а вполне себе правый либерал, даже монетарист. Он сторонник свободной рыночной экономики — без госрегулирования и диктата монополий. Но российский автопром в его нынешнем виде — чрезвычайно зарегулированная отрасль. И ее благополучие держится, как мы уже говорили, на прямых подачках. То есть занятость и лояльность в обмен на деньги. Это, вообще-то, не совсем бизнес и совсем не свободный рынок.
Никто сейчас не скажет, что произойдет в автомобильной отрасли, если завтра отменят все формы господдержки. По нашим очень осторожным прогнозам, рухнет примерно половина всей конструкции, а оставшаяся половина будет лихорадочно учиться выживать в новых условиях. На сегодня в стране почти нет предприятий, которые уверенно почувствуют себя в «чистом» рынке. Вероятно, ближе всего к этому находятся «Группа ГАЗ» и «КАМАЗ». Но и им придется весьма несладко. Особенно на фоне того факта, что, согласно договору с ВТО, пошлины в 2019 году на разные виды автотехники упадут до 10–15 %.
Но это и есть свободная экономика.
Существующая конструкция российского автопрома неустойчива, она все равно будет изменена по мере уменьшения Резервного фонда или снижения цены на нефть. Еще более уязвимым ее делает… госучастие! Да-да, ряд активов в автопроме принадлежит «неизвестным лицам». Помните скандал с «панамскими архивами», из которых следовало, что офшорные фирмы виолончелиста Ролдугина приобретали доли в «КАМАЗе» и «АвтоВАЗе»? Дром про это тоже сделал свое небольшое исследование. Так вот, для власти вложения в автопром — не стратегическая инвестиция, это, скорее, маленький сейф, содержимое которого будет потрачено в ближайший «черный день». А если приход к власти Навального станет хоть сколько-нибудь реальным, то все эти активы будут немедленно обналичены и выведены куда надо. Соответственно, у указанных предприятий еще до прихода Навального не останется властных интересантов, раздающих адресные преференции. То же касается и официальных активов Ростеха в автопроме («АвтоВАЗ»,«КАМАЗ», ОАТ и пр.).
И это тоже свободный рынок.
Хочется думать, что в команде Навального найдутся сильные профессионалы, которые не дадут ему огульно ломать все «путинское наследие». Но тенденции обозначены, вопрос только в аккуратности их воплощения.
P.S. Наш запрос на интервью Алексей Навальный ожидаемо проигнорировал.
18 декабря в России официально стартовала кампания по выбору президента РФ. В ближайшие дни кандидаты понесут документы в ЦИК на предмет их регистрации. Безусловно, в числе первых будет Алексей Навальный. Несмотря на то, что председатель Центризбиркома Элла Памфилова довольно давно объявила, что Навальный не будет зарегистрирован, минимальный шанс на благополучное развитие событий у него все-таки есть: статья 32 Конституции РФ позволяет Навальному баллотироваться в президенты. Несколько дней тому назад Алексей Навальный обнародовал свою президентскую программу — набор тезисов, с которыми он предполагает возглавить страну. Нам наиболее интересен экономический блок этой программы. Давайте попробуем сделать прогноз действий Навального в автомобильной отрасли на основе имеющейся информации. Первое. Увеличение МРОТ до 25 000 рублей Один из базовых тезисов Навального — увеличение минимальной зарплаты до 25 000 руб. Экономисты тотчас начали спорить — приведет это к скачку инфляции (и, как следствие, обесцениванию нового МРОТ) или не приведет. На самом деле эта дискуссия не имеет особого смысла. Даже если инфляция и возрастет, то не одномоментно, инертность экономики размажет процесс как минимум на несколько месяцев. Впрочем, Алексей и не собирается повышать МРОТ единовременно, он предполагает идти к этому 3–4 года. Для автопрома МРОТ в размере 25 тыс. руб. малоактуален, средняя зарплата по отрасли выше. Но он позволит поддержать сотрудников небольших региональных предприятий, в основном автокомпонентной отрасли — на многих из них рабочие получают 14–17 тыс. руб. К сожалению, это немедленно скажется на стоимости их продукции, которая, в свою очередь, вольется в цену готовых автомобилей. То есть неизбежен всплеск локально-отраслевой инфляции. Однако вклад ее в общее ценообразование планирует быть столь незначительным, что останется на уровне статистической погрешности. Как и цены на новые автомобили: 0,1–0,2 % увеличения всяко меньше, чем размер возможной скидки при покупке. В целом увеличение МРОТ не подорвет сложившиеся финансовые связи в отрасли. Это же касается и сферы услуг: для автосервисов, шиномонтажей, профильных магазинов наценка ожидается незначительная ввиду малого количества работников на таких предприятиях. И потом: кто сказал, что инфляция — это плохо? Это не плохо и не хорошо, это ситуация, из которой можно извлечь много дивидендов. Ослабление рубля сделает более конкурентоспособной нашу продукцию на внешних рынках, разумеется, ту, в которой валютная составляющая невелика. Это именно то, что Минпромторг и Минэкономразвития определили как главное направление развития автопрома: загрузка мощностей через увеличение экспорта. И это лучший стимул для углубления локализации (а это второй принцип, заложенный в программу развития автопрома). Второе. Снижение налогов Налоги Навальный ожидаемо предлагает снизить. Для малых предпринимателей все налоги предлагается заменить патентным сбором в размере 25–30 тыс. руб. Вот только не уточняется, по каким параметрам нужно оценивать «малость» конкретного предпринимателя. Для остального бизнеса налоги в фонд оплаты труда должны снизиться вдвое, до 15 % (это увязано в программе с реформой пенсионной системы). Очевидно, что такие налоговые послабления придутся кстати всем инфраструктурным предприятиям, от дилерской сети до автомобильных СМИ, такси или, допустим, производства автогаджетов. Снимутся ограничения на рост официальных зарплат, не будет соблазна и даже особого смысла выводить зарплаты в чистый кэш. Третье и главное — господдержка автопрома Сейчас в России, благодаря промышленной сборке, фактически заново построен автопром мирового уровня. Но производственные мощности примерно на 4 млн автомобилей загружены наполовину, что ставит их на грань рентабельности. Для того, чтобы весь этот сложный и с любовью выстроенный механизм работал, чтобы сотни тысяч людей получали зарплату и были при деле, а не выходили на улицу с разными политическими требованиями, государство финансирует отрасль через программы господдержки. Только официальный объем поддержки на 2017 год — почти 70 млрд руб., но есть еще множество других, менее официальных каналов «подкачки» деньгами конкретных предприятий. Сейчас автомобили в России — одни из самых дешевых в мире. И надо понимать, что это искусственно созданная ситуация, она нерыночна. Просто деньги из «большого» бюджета перераспределяются в «маленький», отраслевой, а, по сути, автопроизводство и приобретение автомобилей у нас дотируются. Мы получили возможность ездить на неплохих и очень дешевых автомобилях, произведенных в России, правительство РФ получило стабильность и какие-никакие а перспективы развития в одной конкретной отрасли, но надо понимать, что, как говорил Михайло Ломоносов, если в одном месте прибыло, то в другом убыло. Это секторальное благополучие зиждется на недофинансировании других отраслей — здравоохранения, культуры, образования, ЖКХ. И именно этим отраслям Навальный планирует отдать приоритет. В частности, на образование и здравоохранение расходы вырастут вдвое. Это выдает в Навальном немножечко социалиста, хотя все прочие тезисы программы находятся строго в рыночном русле. Увеличение же расходов, по мнению Навального, возможно осуществить за счет сокращения избыточных трат на силовые ведомства и чиновников, отказа от неэффективных проектов и благодаря борьбе с коррупцией. Существуют разные оценки финансовых резервов в этих направлениях, но даже самые осторожные из них оперируют сотнями миллиардов рублей. Так что, следуя букве программы, денег хватит на все. Но есть нюанс. Навальный прямо пишет: «мы отменим неналоговые поборы типа “Платона”, утилизационных сборов, капремонта и т. п.». А это уже прямой риск для существующей конструкции автопрома. Итого Если суммировать все доступные экономические идеи Навального (благо их очень немного), получится отнюдь не социалист, а вполне себе правый либерал, даже монетарист. Он сторонник свободной рыночной экономики — без госрегулирования и диктата монополий. Но российский автопром в его нынешнем виде — чрезвычайно зарегулированная отрасль. И ее благополучие держится, как мы уже говорили, на прямых подачках. То есть занятость и лояльность в обмен на деньги. Это, вообще-то, не совсем бизнес и совсем не свободный рынок. Никто сейчас не скажет, что произойдет в автомобильной отрасли, если завтра отменят все формы господдержки. По нашим очень осторожным прогнозам, рухнет примерно половина всей конструкции, а оставшаяся половина будет лихорадочно учиться выживать в новых условиях. На сегодня в стране почти нет предприятий, которые уверенно почувствуют себя в «чистом» рынке. Вероятно, ближе всего к этому находятся «Группа ГАЗ» и «КАМАЗ». Но и им придется весьма несладко. Особенно на фоне того факта, что, согласно договору с ВТО, пошлины в 2019 году на разные виды автотехники упадут до 10–15 %. Но это и есть свободная экономика. Существующая конструкция российского автопрома неустойчива, она все равно будет изменена по мере уменьшения Резервного фонда или снижения цены на нефть. Еще более уязвимым ее делает… госучастие! Да-да, ряд активов в автопроме принадлежит «неизвестным лицам». Помните скандал с «панамскими архивами», из которых следовало, что офшорные фирмы виолончелиста Ролдугина приобретали доли в «КАМАЗе» и «АвтоВАЗе»? Дром про это тоже сделал свое небольшое исследование. Так вот, для власти вложения в автопром — не стратегическая инвестиция, это, скорее, маленький сейф, содержимое которого будет потрачено в ближайший «черный день». А если приход к власти Навального станет хоть сколько-нибудь реальным, то все эти активы будут немедленно обналичены и выведены куда надо. Соответственно, у указанных предприятий еще до прихода Навального не останется властных интересантов, раздающих адресные преференции. То же касается и официальных активов Ростеха в автопроме («АвтоВАЗ»,«КАМАЗ», ОАТ и пр.). И это тоже свободный рынок. Хочется думать, что в команде Навального найдутся сильные профессионалы, которые не дадут ему огульно ломать все «путинское наследие». Но тенденции обозначены, вопрос только в аккуратности их воплощения. P.S. Наш запрос на интервью Алексей Навальный ожидаемо проигнорировал.
В России по закону подавляющее большинство транспортных средств должны иметь государственные регистрационные знаки. Они подтверждают факт того, что автомобиль находится на учете и имеет официального владельца. Попробуем
Металлический стук в двигателе, потеря тяги и жор масла. Или задержки при переключениях передач и пробуксовка фрикционов. Безусловно, на вопрос «что делать» здесь всегда были варианты ответа. Однако современные тенденции —
Ровно 100 лет назад в стране сменилась власть, тогда же и в автомобильной сфере Россия выбрала свой особый путь, уничтожив частный автопром, впоследствии ограничив импорт и в конечном итоге значительно затормозив прогресс. А до
Собираясь покупать новый автомобиль, вы обычно знаете, какую марку и модель хотите видеть в своем гараже, поэтому альтернативу если и ищете, то среди «одноклассников». Но почему бы не зайти с другой стороны и, определившись с
«Признайтесь, Mercedes уже продан?» — спрашивает читатель. Не только не продан, но и по разным причинам находится практически в том же состоянии, что и после выхода второй серии блога: я лишь начал шпатлевать кузов, готовя его к
На крупнейшем автомобильном рынке Европы — в Германии — подсчитали, во сколько обходится владение автомобилем на протяжении всей жизни. Цифры оказались более чем впечатляющими: в среднем водитель тратит 496 400 евро, что составляет примерно 9000 евро в год. Причём в...
В большом городе неисправный светофор — не экзотика, а будни. Иногда он отключается полностью, иногда переходит в режим мигающего жёлтого. Но самая запутанная ситуация — когда сигнал просто "застревает", чаще всего на красном. Водители теряются: ждать,...
Автор: Егор Климов Фото автора Источник: Дром Неизвестно, какие завтра сны увидят наши законотворцы — введут дополнительный утильсбор на правый руль, обложат оброком, данью или налогом, повысят в десять раз стоимость ОСАГО или заставят ежемесячно проходить техосмотр....
Автор: Сергей Арбузов Фото Эдуарда Шиворшинова и из открытых источников Источник: Дром Haval Jolion уже довольно долго остается самой популярной иномаркой российского рынка. В 2025 году этот бюджетный кроссовер, выпускаемый на заводе Great Wall в Тульской области,...
Автор: Александр Корюкин Фото автора, Дрома и фотобанка Лори Источник: ДромУтильсбор — едва ли не самое популярное сейчас слово в автомобильном сообществе России. Но 15 лет назад с такой же частотой произносили другое сочетание с этим же корнем и от того же ведомства...
Автор: Василий Ларин Фото автора и Дрома Источник: Дром Такое, как в нашем сегодняшнем случае, бывает — у человека появился на руках миллион рублей. И эти деньги не свалились на халяву, а честно заработаны праведным трудом, причем физическим. Нужен автомобиль, и не...