Все о транспортном налоге: как рассчитать, когда платить, возможные льготы - «Автоновости»
Собственный автомобиль — это одни только траты. При его покупке мы отдаем приличную сумму понятно за что: удобство передвижения, драйв, статус и какие-то еще индивидуальные для каждого качества. Без топлива машина не поедет, и поэтому мы смиряемся с затратами на заправку. Польза от страховки тоже понятна — в случае аварии можно рассчитывать на компенсацию. Но отдавая деньги государству фактически на то, что является общепризнанной бедой номер два в России (транспортный налог идет на содержание дорог), начинаешь чувствовать себя бедой номер один, то есть дураком. Ну хотя бы потому, что деньги на восстановление дорог государство уже получает из акцизов на топливо. Эта плата выглядит более рациональной, так как больше перечислений в бюджет поступает от того, кто больше ездит, а привязки к собственнику транспортного средства она не имеет. Так что, по сути, наш транспортный налог — это налог на владение автомобилем.
Юридические основания для взимания налога
Существование транспортного налога прописано в 28-й главе Налогового кодекса РФ. Документ определяет общие положения, плательщиков, облагаемую базу и ставку налога, а вот ее применение, территориальные, экологические и возрастные коэффициенты, льготы и прочие аспекты устанавливают власти субъектов.
Налогоплательщиками являются все владельцы транспортных средств, за исключением организаторов таких крупных спортивных событий, как Олимпиада и чемпионат мира по футболу, и владельцы грузовиков, которые по системе «Платон» платят за пользование дорогами столько же или больше, чем сумма начисленного налога.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ).
Не нужно платить транспортный налог при владении легковым автомобилем, специально оборудованным для использования инвалидами, а также машинами мощностью до 100 л.с., полученными через органы социальной защиты населения.
Расчет транспортного налога
В основе расчета любого налога лежит налогооблагаемая база. Для машин — это мощность двигателя в лошадиных силах. В зависимости от их количества к транспортным средствам применяется определенная ставка. Налоговым кодексом установлено пять категорий ставок для легковых автомобилей, но они могут быть изменены, а ставки увеличены или уменьшены законами субъектов, но не более чем в десять раз. Единственное исключение по применению ограничения — уменьшение ставки для легковых автомобилей с мощностью двигателя менее 150 л. с.: власти субъектов могут сделать ее даже нулевой, как, например, это происходило в Тюменской области. Пару лет назад нулевая ставка была и в Чечне. Хотя на сегодняшний день таких «благотворителей» больше не осталось.
Федеральные ставки транспортного налога в 2017 году:
Мощность двигателя, л.с. | Ставка, руб. | |
до 100 л. с. включительно | 2,5 | |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно | 3,5 | |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно | 5 | |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно | 7,5 | |
свыше 250 л.с. | 15 |
Методика расчета транспортного налога сводится к следующей формуле:
Ставка налога х Количество лошадиных сил х Количество месяцев владения/12 х Повышающий коэффициент = Сумма налога.
Количество месяцев владения обычно равно 12, но если в течение года собственник менялся, то считаются полные месяцы. Причем точная дата покупки или продажи роли не играет: полный месяц учитывается, если регистрация прекращена после 15 числа соответствующего месяца или если машина поставлена на учет до 15 числа включительно. Соответственно, если машина продана до или куплена после 15 числа, то расчет налога ведется по предшествующему продаже или следующему после покупки месяцу.
Повышающие коэффициенты устанавливаются в каждом регионе властями субъекта. Обычно это одинарное значение, но оно может содержать совокупность из территориального коэффициента, коэффициента в зависимости от возраста автомобиля и/или его экологического класса.
В интернете есть множество калькуляторов, с помощью которых можно узнать сумму транспортного налога для конкретного автомобиля, в том числе и с учетом «налога на роскошь». Мы советуем использовать калькулятор транспортного налога Drom.ru, актуальность которого нами регулярно отслеживается.
Налог на роскошь
По сути, это не отдельный налог, а повышающий коэффициент для транспортного налога. Он применяется с 2014 года к автомобилям, средняя стоимость которых выше 3 миллионов рублей, и эти транспортные средства внесены в специальный перечень Минпроторга. При введении «налога на роскошь» в перечень попали около 300 моделей, но сейчас этот список включает почти 1000 автомобилей. Значение коэффициента варьируется от 1 до 3 в зависимости от стоимости автомобиля и его возраста (эти параметры определены в п. 2 статьи 362 Налогового Кодекса).
Сумму нужно обязательно знать для того, чтобы проверить расчет от налоговой. Дело в том, что в ведомстве информация об изменениях в налогооблагаемой базе проходит крайне медленно, особенно если это приводит к уменьшению налога.
Чаще всего «забывают» внести данные об автовладельцах, продавших свой автомобиль: о смене собственника в налоговые органы должна сообщать ГИБДД, но эти данные достаточно часто «не доходят», и счет выставляется за полный год. Для правильного исчисления налога нужно годовую сумму разделить на 12 и умножить на количество месяцев, в течение которых транспортное средство находилось в собственности. Если полученная сумма отличается от той, что указана в платежке, об этом нужно сообщить в налоговую своему инспектору. Обычно достаточно одного звонка, но может потребоваться и справка из ГИБДД о прекращении регистрации. По правилам, после проверки информации инспектор должен выставить исправленный счет. Но на практике все может ограничиться разговором по телефону: вы вместе пересчитаете сумму налога, которую и нужно будет оплатить.
Особенности налогообложения в разных регионах
Как было сказано выше, ставки транспортного налога могут меняться в зависимости от региона регистрации автомобиля. В большинстве субъектов просто применяется территориальный коэффициент, но в некоторых есть свои особенности.
Некоторые примеры:
• Москва — уплата налога производится по восьми категориям автомобилей с шагом по максимальной мощности в 25 л.с.
• Кабардино-Балкария — от налога освобождаются автомобили мощностью менее 100 л.с. или старше 10 лет.
• Приморский край — для автомобилей в возрасте от 3 до 10 лет ставка почти в два раза ниже, чем для новых, а владельцы машин старше 10 лет и мощностью менее 100 л.с. платят в три раза меньше.
• Новосибирская область — учитывается возраст автомобилей. Ставка налога снижается в зависимости от года выпуска ТС. Возрастные категории — до 5 лет, от 5 до 10 лет и старше 10 лет.
Примеры сумм транспортного налога за 2016 год для новых автомобилей в разных регионах, руб.:
Регион | Лада Гранта 87 л. с. | Hyundai Solaris 123 л. с. | BMW 520d 190 л. с. | Toyota Land Cruiser 309 л. с. |
Москва | 1044 | 3075 | 9500 | 46 350 |
Московская область | 870 | 4182 | 9310 | 46 350 |
Санкт-Петербург | 2088 | 4035 | 9500 | 46 350 |
Краснодарский край | 1 044 | 3075 | 9500 | 46 350 |
Ингушетия | 435 | 861 | 1900 | 12 360 |
Чеченская республика | 609 | 1363 | 4560 | 28 119 |
Пермский край | 2175 | 3690 | 9500 | 17 922 |
Свердловская обл. | — | 1156 | 6213 | 30 653 |
Новосибирская обл. | 522 | 1230 | 5700/4275/2850 * | 46 350/34 763/23 175 * |
Иркутская обл. | 914 | 1784 | 6650 | 32 445 |
Забайкальский край | 609 | 1230 | 3800 | 20 085 |
Приморский край | 392** | 923** | 7980/5320/2660 *** | 46 350/34 763/13 905 *** |
Амурская обл. | 1305 | 2583 | 5700 | 46 350 |
Магаданская обл. **** | 522 | 984 | 2280 | 11 124 |
Чукотский автономный округ | 435 | 861 | 1900 | 9270 |
Крым ***** | 435/348/304/218 | 861/689/603/431 | 2850/2280/1995/1425 | 15 450/12 360/10 815/7725 |
* Для автомобилей в возрасте до 5 лет включительно/свыше 5 лет до 10 лет включительно/свыше 10 лет.
** Для транспортных средств, страной изготовления которых является Российская Федерация, СССР, республики СССР, налог на иномарки той же мощности составит 1566/731/522 и 3198/1919/1119 ** соответственно.
*** Для автомобилей в возрасте до трех лет включительно/свыше трех лет до 10 лет включительно/свыше 10 лет.
**** На 2017 год ставки повышаются и налог составит 609/1230/2850/13 905 рублей.
***** Для автомобилей в возрасте до 10 лет включительно/свыше 10 лет/свыше 15 лет/свыше 20 лет.
Льготы
В каждом регионе предусмотрен свой список льготников, которые освобождены от уплаты транспортного налога либо полностью, либо частично. Обычно к первой категории относятся ветераны, участники военных действий, граждане, пострадавшие от радиации, инвалиды I и II групп, многодетные семьи или семьи, где есть ребенок-инвалид. Ничего не платят или оплачивают лишь часть (обычно 50%) Герои Советского Союза, России, награжденные орденами и медалями, почетные граждане. Часть налога в некоторых регионах могут не платить пенсионеры, где-то они не платят при условии владения маломощным автомобилем, где-то они не должны работать.
Свое право на льготу автовладельцы должны доказывать сами. Обычно в налоговые органы по месту жительства налогоплательщика нужно предоставить заявление и документы, подтверждающие соответствующий статус, и обновлять их при необходимости.
Помимо стандартных категорий регионы могут устанавливать свои группы льготников на конкретный период. Так, в Еврейской автономной области был на год отменен транспортный налог для пострадавших от наводнений, в Хакасии — от пожаров. Достаточно много регионов поддерживают сельхозпроизводителей и освобождают от транспортного налога полностью или частично машины, принадлежащие животноводческим или сельским хозяйствам. В Новосибирске всего 10% от установленных ставок платят индивидуальные предприниматели и юридические лица за транспортные средства, использующие в качестве топлива природный газ.
Ухода нет?
Некоторое время назад для снижения суммы транспортного налога было «модным» ставить машины на учет в регионах с минимальными территориальными коэффициентами: Адыгее, Брянской области, Дагестане, Чеченской республике и нескольких городах «Чернобыльской зоны». Но после того как региональные коэффициенты поднялись, такую схему перестали использовать. Другой вариант «экономии» возможен при регистрации автомобиля на льготника. Но часто для них установлены ограничения по мощности (не более 100–150 л.с.), или по количеству транспортных средств, находящихся в собственности (как правило, не более одного). Но не стоит забывать, что при смерти льготника записанное на него имущество перейдет наследникам, и они будут иметь совершенно законное право завладеть им. Советы по регистрации автомобиля на несовершеннолетнего беспочвенны, поскольку за ребенка должны платить его законные представители. Схемы же с подставными договорами купли-продажи и снятыми с учета машинами невозможны по закону и будут иметь последствия в виде штрафа по ст.12.1. КоАП «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке…» — 500–800 рублей и 5000 рублей при повторном нарушении.
Сроки оплаты
Уплата налога должна производиться один раз в год — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом). То есть в 2017 году налог уплачивается за 2016 год по ставкам, установленным на 2016 год, а налог за 2017 год — до 01 декабря 2018 года.
В тех регионах, где при расчете налога учитывается возраст автомобиля, его (возраст) определяют в календарных годах по состоянию на 1 января. Точка отсчета — год выпуска автомобиля. То есть если вы купили машину в 2016 году, а выпущена она в 2011-м, то для налоговой ей уже «исполнилось» пять лет и в Новосибирской области и Приморском крае к ней могут применяться понижающие коэффициенты.
Автовладельцы уплачивают транспортный налог на основании уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ). Это может быть простое письмо, опущенное в ящик; заказное, которое нужно получать на почте; можно также оформить доставку электронного письма на сайтах ФНС или Госуслуг. Если уведомление не дошло — это ваши проблемы. Чтобы их решить, можно рассчитать сумму налога самостоятельно и оплатить его. При ошибке в большую сторону переплата будет учтена в следующем году. Недоплата или вовсе неоплаченный налог приведут к определенным последствиям.
А если не платить?
При неуплате транспортного налога какого-то отдельного наказания действующим законодательством РФ не предусмотрено. К должникам-автовладельцам применяются такие же санкции, что и к неплательщикам любого другого налога.
Самое безобидное наказание — пени за просрочку платежа. Их размер составляет 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки (по действующей с 18 сентября 2017 года ставке это 0,0283%). При неуплате налога на бензиновый 309-сильный Toyota Land Cruiser в 46 350 рублей пени составят 13,13 рублей в день и будут начисляться до дня уплаты, но не более 6 месяцев.
По истечении полугода происходит переход на следующий уровень — наложение штрафа за нарушение срока оплаты в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Эта же санкция применяется, когда сумма уплаченного налога занижена. Если налог не уплачен умышленно, если неплательщик осознавал противоправность своих действий или бездействия (это должна доказать налоговая), то штраф составит 40% от всей суммы. Обязанность всех платить налоги прописана в 57-й статье Конституции РФ.
Налоговый кодекс РФ ограничивает срок взимания транспортного налога тремя годами. То есть в 2017 году можно получить налог только за 2014-й, 2015-й и 2016 годы, а за 2013-й и предыдущие годы — уже нет. Такой же срок применяется к исковой давности по транспортному налогу физических лиц.
По истечении полугода с момента установленной даты платежа и при сумме неуплаченного налога, превышающей 3000 рублей, инспекция начнет взыскивать все долги принудительно (ст. 48 Налогового кодекса РФ). По искам от налоговиков суды могут принимать решения в упрощенном порядке — выносить приказ о взыскании без проведения заседания с вызовом сторон. Деньги на погашение задолженности по основному платежу, пени за просрочку и штраф налоговики могут списать со счета или вклада, если на них есть какие-либо средства, а также получить наличными, например, из банковской ячейки или за счет продажи арестованного имущества. Если автовладелец проигнорировал судебный приказ и не рассчитается с налоговиками, а на расчетном счете не было средств, то дело передадут приставам, которые взимают долги в соответствии с процессуальным кодексом. Сначала открывается исполнительное производство, о чем в обязательном порядке сообщают должнику по почте, по телефону или лично. Если через 5 дней долг не погашен, то пристав имеет право списывать деньги со счетов в банках, арестовывать имущество, получать деньги через работодателя, накладывать ограничительные меры в виде запретов выезда за границу, оформления сделок с недвижимостью, регистрации транспортных средств и т. п.
Переложенное бремя
Если еще 5 лет назад поводом для неуплаты транспортного налога было отсутствие квитанции от налоговой (почта не присылала), и суды выносили решения в пользу автовладельцев, то сейчас такой аргумент не принимается. При современных технологиях получение расчета зависит лишь от желания плательщика. Более того, с 2015 года собственники транспортных средств должны сами сообщать в налоговые органы о том, что в их распоряжении появилось движимое имущество. Это можно сделать в «личном кабинете» на сайте ФНС либо отправить почтой заявление в свободной форме и копии договора купли-продажи, ПТС и СОР, либо отдать их при личном посещении. Сокрытие этой информации ведет к штрафу в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении сокрытого от инспекторов объекта налогообложения.
Российским законодательством предусмотрена и уголовная ответственность за неуплаченный налог (ст. 198 УК РФ). Дело возбуждается, если за три года задолженность превысила 900 000 рублей и доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм. Предусмотренное наказание может быть либо в виде штрафа 100 000-300 000 рублей, либо в виде принудительных работ на срок до одного года, либо в виде ареста на срок до шести месяцев, либо в виде лишения свободы на срок до одного года. Отбывание наказания не освобождает виновника от погашения задолженности.
А как у них, или Motor Vehicle Tax
Не во всех странах транспортный налог существует в чистом виде. Часто поступления в дорожный фонд заложены в топливные акцизы, доход от платных дорог (так же, как и у нас), страховки. Во многих государствах — в Европе это 9 стран (Дания, Ирландия, Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия и Финляндия) — за владение автомобилем собственник платит при его покупке или регистрации, причем иногда эта сумма сопоставима со стоимостью машины. Так, например, в Дании налог на покупку в зависимости от цены автомобиля и его экологического класса составляет от 105 до 180%. В Израиле общая сумма налога, включая НДС, достигает 117% от номинальной стоимости машины. В Турции, помимо НДС 18%, нужно уплатить прогрессивный налог (37% — при моторе до 1,6 л, 80% — от 1,6 до 2,0 л, 130% — более 2,0 л), а также местный налог на роскошь при стоимости машины более 40 000 лир ($10 500) — от 45% до 168%. Шесть стран (Австрия, Бельгия, Франция, Румыния, Словения и Испания) используют систему разовых выплат. Для расчета используются данные производителя, указанные в характеристиках модели.
Пример — единоразовый экологический налог для транспортных средств, которые были впервые введены в эксплуатацию (новые а/м) во Франции после 1 января 2008 года:
Уровень выбросов CO2 (г/км) | Ставка налога (евро) | |
уровень ? 135 | 0 | |
135 ? уровень ? 140 | 100 | |
141 ? уровень ? 145 | 300 | |
146 ? уровень ? 150 | 400 | |
151 ? уровень ? 155 | 1000 | |
156 ? уровень ? 175 | 1500 | |
176 ? уровень ? 180 | 2000 | |
181 ? уровень ? 185 | 2600 | |
186 ? уровень ? 190 | 3000 | |
191 ? уровень ? 200 | 5000 | |
201 ? | 6000 | |
350 ? | Налог нужно платить ежегодно |
Испания
В Испании налог на механические транспортные средства является муниципальным, его устанавливают местные власти каждого региона. Ставки зависят от объемов потребления топлива и экологической безопасности автомобиля и разнятся от одного населенного пункта к другому. Большая дифференциация привела к тому, что в нескольких мелких городах зарегистрирована пятая часть автотранспорта страны.
Германия
В Германии транспортный налог платится ежегодно и состоит из двух частей. Первая рассчитывается на основе объема двигателя — за каждые 100 см? бензинового мотора нужно заплатить €2 в год, для дизелей ставка равна €9,5 за те же 100 см?, а если у него нет сажевого фильтра — €10,7. Вторая часть зависит от массы вредных выбросов, а точнее, от СО2. Эта величина устанавливается производителем автомобиля и записывается в первую часть технического паспорта (Zulassungsbescheinigung), пункт V.7. Необлагаемая база составляет 95 г/км, а за каждый дополнительный грамм, выброшенный на 100 км, нужно платить €2 в год.
Швеция
В Швеции параллельно действуют две системы налогообложения автотранспорта. Новая система распространяется на пассажирские автомобили, зарегистрированные начиная с 2006 года выпуска, и зависит от типа транспортного средства, топлива и выбросов СО2. Старая система базируется на типе транспортного средства, виде топлива и весе автомобиля.
Система налогообложения транспортных средств в Швеции (шведская крона /?рубль):
Тип транспортного средства | Базовый налог | Налог на каждый грамм CO2, превышающий 117 г | Дополнительный налог на 100 кг свыше 900 кг |
Новая система (с 2006 г.) | |||
Авто на альтернативном топливе | 360/2530 | 10/70 | |
Недизельные автомобили | 360/2530 | 20/140 | |
Дизельные автомобили | 1088,8/7652 | 46,6/328 | |
Старая система | |||
Недизельные автомобили | 801/5629 | 188/1321 | |
Дизельные автомобили | 2068/14 534 | 508/3570 |
Электроавтомобилизация Европы
Стимулы для электрических транспортных средств сейчас применяются во многих странах, что привело к росту их числа к 2015 году до 1,26 млн (данные Международного энергетического агентства ОЭСР). Само собой, владельцы электромобилей не платят акцизы на топливо, но они также освобождены от налога на выбросы на все время или ближайшие 5-10 лет. Для гибридов эконалог не действует, если общие выбросы по ТТХ ниже определенной нормы, установленной в конкретном государстве. Также в некоторых странах Европы государство возвращает часть денег за покупку нового электрокара или гибрида. Во Франции предоставляется премия €750, если выбросы составляют от 61 до 110 г СО2 на км, €1000 при значениях 21 до 60 г и €6300 при выбросах менее 20 г/км. В Германии электромобили освобождаются от налога сроком на 10 лет, а при покупке электромобиля государство возвращает €4000 и €3000 за плагин-гибриды. В Греции электрические и гибридные транспортные средства освобождаются от уплаты налога на регистрацию, налога на роскошь и налога на роскошный образ жизни. А вот лидеры по покупке электромобилей Дания и Норвегия охладели к этим транспортным средствам. После того как датское правительство сначала снизило, а с 2017 года вовсе отменило компенсации на покупку электрокаров, их продажи сократились более чем на 60%. К 2021 году «электрички» будут приравнены по налогам к автомобилям с ДВС. В Норвегии из-за провалов в сборах на восстановление дорог, которые не платят владельцы электромобилей, а это почти пятая часть от автопарка страны, отменены премии от государства, выдаваемые ранее при покупке. С 2017 года придется платить 50% транспортного налога, а в 2018 появится так называемый «налог на Tesla» — сбор с электрокаров массой более двух тонн составит от 7000 до 70 000 норвежских крон (от 50 до 500 тыс. рублей) в зависимости от их характеристик.
США
В США транспортный налог заложен в цену топлива — 18,4 цента с каждого галлона (3,78 л) на бензин и 24,4 цента для дизельного топлива уходят в федеральный бюджет, и от 18 до 60 центов — в местные. Самая маленькая надбавка на топливо на Аляске 12,24 цента, самая большая — в Пенсильвании — 58,2 цента на бензин и 74,7 на дизель. А вот 5000 добровольцев в штате Орегон и грузовики Иллинойса платят налог за пройденный путь VMT tax (Vehicle Miles Traveled): за одну милю взимается 1,5 цента, за расстоянием следят GPS-трекеры. Система работает по аналогии с нашим «Платоном», но, несмотря на доказанный за 10 лет существования проекта в Орегоне положительный эффект (сборы от пробега превышают сбор от акцизов на 20%), VMT не вводится повсеместно из-за угрозы «неприкосновенности частной жизни».
Япония
В Японии ежегодный транспортный налог зависит от объема двигателя автомобиля (для легковых), его массы (для грузовых) и пассажировместимости (для автобусов). Довольно небольшая трата, по сравнению с суммами за обязательную оплату парковки (в Токио аренда может доходить до $500 в месяц), обязательную страховку (примерно $300), техосмотр, прохождение которого каждый год становится обязательным для автомобилей старше двух лет (500–2000$) и разовым платежом при покупке автомобиля в размере от 5% от его стоимости. Если транспортное средство соответствует стандарту по повышению эффективности использования топлива на 20%, а также стандарту по сокращению выбросов до 75%, то владельцу при покупке возвращают ?300 000 ($2600). Если топливная эффективность составляет всего 10%, то компенсируют ?150 000 ($1300).
Объем двигателя | Регулярный налог на автомобиль | |
Менее 1,0 л | ? 29 500 / $259 | |
1,0–1,5 л | ? 34,500 / $303 | |
1,5–2,0 л | ? 39,500 / $347 | |
2,0–2,5 л | ? 45,000 / $395 | |
2,5–3,0 л | ? 51,000 / $448 | |
3,0–3,5 л | ? 58,000 / $509 | |
3,5–4,0 л | ? 66,500 / $584 | |
4,0–4,5 л | ? 76,500 / $672 | |
4,5–6,0 л | ? 88,000 / $777 | |
Более 6 л | ? 111,000 / $975 |
Китай
В Китае транспортный налог относительно небольшой — самая высокая ежегодная ставка составляет от 60 до 5400 юаней. Но основную часть бремени несут покупатели новых машин: налог на местную малолитражку (до 1,6 л) составляет 11,7% от стоимости, а плата за импортный автомобиль зависит от объема его двигателя — от 1% за мотор менее 1,0 литра, 3% при объеме от 1,0 до 1,5 л, 5% — 1,5–2,0 л, 9% — 2,0–2,5 л, 12% — 2,5–3,0 л, 25% — 3,0–4,0 л, 40% — более 4,0 л. В 2016 году был введен налог на роскошь в размере 10% на импортные автомобили стоимостью более 1,3 млн юаней ($190 000).
Внутренний транспортный налог Китая:
Объем двигателя | Годовая сумма налога, юань/$ | |
Менее 1,0 л | 60–360 / 9–54 | |
1,0–1,6 л | 300–540 /45–82 | |
1,6–2,0 л | 360-660 / 54–100 | |
2,0–2,5 л | 660–1200 / 100–181 | |
2,5–3,0 л | 1200–2400 / 181–362 | |
3,0–4,0 л | 2400–3600 / 362–544 | |
Более 4,0 л | 3600–5400 / 544–816 |
Получается, что в России с транспортным налогом не все еще так плохо. Но могло быть и лучше. Уже несколько лет длятся попытки перенести налоговую нагрузку полностью на топливные акцизы и ввести экологический налог. Первое изменение кажется вполне справедливым. Тот, кто больше ездит, покупает больше топлива, наносит больший вред дорогам и, соответственно, платит больше. Ну а дачник, проезжающий за сезон несколько сотен километров, не должен платить за весь год. Экологический сбор будет зависеть от класса транспортного средства: чем он выше, тем меньше вреда наносится окружающей среде и, следовательно, его владелец должен тратить меньше денег на компенсацию этого ущерба.
Но расходы нашего государства таковы, что и акцизы поднимают, и транспортный налог не отменяют. Скорее всего, в ближайшее время этого также не произойдет, поскольку власти боятся возникновения «выпадающих доходов», то есть тех денег, которые государство никак не сможет получить в виде сборов и налогов. Пока залатают все дыры в бюджетах, может появиться новый способ уплаты транспортного налога, предложенный директором Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаилом Блинкиным: дифференцировать ставки платежей в зависимости от пробега автомобиля, который можно будет отслеживать по системе ГЛОНАСС. Ее технические возможности будут готовы для этого уже через год.
P.S. Что делать, если налоговая неправильно рассчитала транспортный налог?
В последние пару лет налоговики присылают квитанции с требованием уплатить налог за машины, за которые сбор уже оплачен, или на проданные несколько лет назад автомобили. Причина не то в нехватке информации в базе данных, не то в попытке повысить доходы бюджета. При этом отстаивать меньший размер налогооблагаемой базы придется самим автовладельцам. Как было сказано выше, это можно сделать, посетив налоговую службу лично. Инспектору нужно будет предъявить в зависимости от ситуации либо квитанции об оплате, либо договор купли-продажи. Другой способ информирования — через личный кабинет на сайте ФНС, тогда налоговики будут сами проверять данные в ГИБДД и пересчитывать налог, на что может уйти до 50 дней (20 на рассмотрение обращения и 30 на обработку). Но может быть и такая ситуация, что даже в базе ГИБДД спорная машина все еще числится за вами. В этом случае нужно обратиться в ведомство за прекращением регистрации на основании договора купли-продажи и получить справку о том, что спорная машина вам не принадлежит.
Другие статьи из раздела «Автоправо и автострахование»
109451 932
Пишем обращение в Генпрокуратуру РФ с жалобой на изворотливость страховщиков. Присоединяйтесь к акции «ОСАГО по-человечески»!
70881 227
Псевдотехосмотр: Drom.ru исследует Техосмотр-2013
186306 174
Камеры фотовидеофиксации: «Всевидящее око»
41587 125
Как судиться по КАСКО и не проигрывать. Инструкция по применению
127378 456
Весеннее повышение. 10 законов, ужесточающих ответственность водителей