Как решается проблема дефицита парковочного пространства в нормальных странах и у нас? - «Автоновости»
Как решается проблема дефицита парковочного пространства в нормальных странах и у нас?
Чуть больше чем за столетие с тех пор, как автомобили стали массовым явлением, парковка из никого не волнующей темы превратилась в проблему. Сначала о ней никто не задумывался, потом она стала вопросом для обсуждения, а в дальнейшем... большинство парковок стали платными. Сейчас доходит до того, что обладание парковочным местом воспринимается бОльшим успехом, чем владение личной машиной. В разных странах этапы этого процесса проходили в разное время, но в целом путь был один — увеличение количества машиномест, которые стоят денег. И только в XXI веке, в эпоху технологий и эффективности, появились идеи, способные если и не переломить этот тренд, то хотя бы замедлить его. В этом материале Drom.ru расскажет о типах современных стоянок, призванных решить проблему дефицита парковочных мест.
Первая и главная тенденция на сегодня — повышение эффективности парковочного пространства: как сделать так, чтобы на заданной единице площади помещалось больше автомобилей? Второе сопутствующее направление — платность парковок и рост тарифов за хранение автомобиля. В наши дни технологии позволяют многократно повысить эффективность использования пространства стоянки. В сравнении с привычными наземными парковками — во много раз. Но, в отличие от возведения одноуровневой наземной стоянки, стоимость внедрения таких продвинутых парковочных комплексов несравнимо выше. Мировых производителей парковочных систем сегодня хватает. Наряду с известными брендами вроде Skyline Pаrking, MPSystem, ParkingSet, Wohr на рынке существуют менее крупные игроки с не столь известными именами или вовсе безымянные. В этом материале мы рассмотрим все типы парковок — от самых простых до самых «навороченных».
Все парковки можно условно поделить на два типа: с механизацией (то есть те, где машина перемещается при помощи сконструированного парковочного механизма) и без таковой (место на улице, подземный паркинг или многоуровневая стоянка, куда автомобиль въезжает самостоятельно и не перемещается парковочным механизмом). Еще одно важное разделение — муниципальные парковочные места и частные офисные или личные стоянки.
Две основные ветви в классификации парковок — механизированные, когда после остановки автомобиля его перемещает автоматика, и...
... немеханизированные, на которых автомобиль никуда не перемещается
Все их можно, в свою очередь, разделить на наземные плоскостные, наземные многоуровневые капитальные из железобетона, подземные плоскостные или многоуровневые, наземные металлические многоуровневые, механизированные (автоматизированные) парковочные комплексы. Последние могут быть как наземными, так и подземными либо совмещенными. Причем у каждого вида возможно несколько способов организации: наземные парковки на газонорешетке, механизированные стоянки с лифтом, манипуляторами и массой других деталей.
Задача механизированных паркингов — эффективнее использовать пространство
Зарождение проблемы. Наземные парковки
Классическая парковка, какой мы все ее себе представляем, в XX веке коренным образом сначала изменила жизнь США, как самой автомобильной державы, а потом и всех остальных растущих мировых экономик. Наземные парковки создали проблему разорванности инфраструктуры. Суть ее в том, что городской ландшафт с жилыми домами, аптеками, поликлиниками, парикмахерскими, ресторанами и прочими атрибутами цивилизованной жизни постепенно превратился в океан припаркованных всюду машин и соединяющих парковки развязок, где островами-анклавами ютятся те самые объекты: достаточно вспомнить современные торговые центры перед и во время новогодних праздников. В итоге даже скептикам автомобилизма во имя выживания приходится обзаводиться машиной, чтобы перемещаться от островка к островку. Это обстоятельство окончательно раздвинуло парковки между городскими зданиями и сделало описанный городской ландшафт раздробленным и сильно размазанным по площади. Следствием процесса стала жизнь на полуосадном положении — вокруг очагов активности, окруженных транспортной инфраструктурой.
Классическая наземная одноуровневая парковка в городе
Парковку на крыше нельзя назвать эффективно распределяющей площадь каждого машиноместа, но это явно лучше, чем пустота на последнем этаже. Нам еще больше нравится вариант с садом, но такой требует определенного ухода и соответствующего климата
В наземных парковках нет ничего необычного. Их видел каждый, и встречаются они практически в любом городе. Это одноуровневая стоянка, организованная прямо под открытым небом либо под крышей надстроенного сверху здания, например, торгового центра. С некоторой натяжкой к ним также можно отнести парковки на крышах. Еще одной своеобразной современной вариацией наземной парковки является газонорешетка.
Только что установленная газонорешетка у недавно открытого дилерского центра. Трава еще не успела прорасти...
... а когда прорастет, должно получиться так
Территория одноуровневых парковок, как правило, ограничена разметкой, столбиками или стенами помещения. Если все застроить такими, то жить в городе станет сложнее, а прогуляться пешком из района в район окажется невозможным вовсе.
Это фото 20–30-х годов XX века. США. Количество автомобилей шокирует, не правда ли? Множество огромных парковок создали проблему разорванности инфраструктуры
В начале XX века автомобильный рынок США развивался по нарастающей. Уже тогда на улицах и парковках Америки была масса машин
Удивительно, но в США в это время уже появились механизированные паркинги!
А это 50–60-е годы. США
Переносимся в Европу. Уровень европейской автомобилизации в 50-х
Платные парковки
Первый в мире паркомат был установлен в Оклахома-Сити (США) 16 июля 1935 года. Он был механический, оплата производилась монетами. Вскоре подобные устройства распространились по всему миру (на фото mademoiselle оплачивает парковку в Париже в 50-е годы XX века). Паркоматы в Токио установили в январе 1959 года (оплата тоже монетами), сумма в иенах была эквивалентна 2,7 центам за каждые 15 минут, но единовременно заплатить возможно было только за 90 минут, и офисным работникам приходилось нанимать посыльных для пролонгации парковки. Карательной мерой для неплательщиков за парковку стала установка блокираторов на колеса.
США как страна-первопроходец в области автомобилизации населения своим примером наглядно показывает всем остальным, к чему придет урбанистика, если пустить процесс на самотек. Государства победнее в бессилии разводят руками и обреченно следуют по проторенной дорожке. Страны поумнее и побогаче пытаются изобрести лекарство от всех автоболезней, в том числе и через модернизацию самого понятия парковки. Стоит помнить, что наиболее действенные элементы связаны вовсе не с движением автомобилей, а с их хранением и парковкой. Оно и понятно: 90% и более времени основная масса автомобилей не едет, а стоит.
Проблема и обсуждения
Цитата из материалов «Конференции американских городов», состоявшейся в 1928 году: «... если исключить разговоры о погоде, то мы не найдем иного вопроса, который бы обсуждался в наших городах столь активно, как проблема парковок». Множество аналогичных сетований можно без труда обнаружить в европейских источниках более позднего времени — середины ХХ века.
Сейчас тема парковок все активнее обсуждается в больших городах России. Причина очевидна: крупнейшие российские мегаполисы находятся на рубеже автомобилизации порядка 300–400 автомобилей на 1000 жителей. Многие американские города прошли его еще в конце 20-х годов, западноевропейские — в середине 60-х.
Опыт, накопленный за 100 лет присутствия автомобиля в городе, показывает: населенные пункты (даже самые старые) могут адаптироваться практически к любому уровню автомобилизации. Отметку в 500–600 автомобилей на 1000 жителей превзошли сегодня города всех стран с высоким душевым доходом, «мировой рекорд» (США и Австралия) давно преодолел рубеж в 900 автомобилей. Разумеется, никакого бесплатного транспортного счастья (и тем более транспортной свободы) при этом нигде уже не наблюдается, однако города остаются более-менее удобными для жизни, а мобильность горожан поддерживается на уровне, совместимом с этим базовым требованием.
Город способен адаптироваться к массе автомобилей. Но при этом цена владения личным транспортом возрастет — потребуется инфраструктура, большая часть из которой будет платной.
Петр Шкуматов Координатор движения «Общество синих ведерок»
1. Платные парковки нелегитимны. Оформлены они постановлением правительства Москвы, а конкретный список утверждается руководителем департамента транспорта Москвы. Ни тех ни других мы не выбирали. Да и общегородского референдума по вопросам платного паркинга не проводилось.
2. Автовладельцу не оказывается никакой овеществленной услуги, тогда как услуга хранения автомобиля четко прописана в нашем законодательстве, и тот, кто принимает автомобиль на хранение, должен отвечать за его сохранность и целостность. Город не отвечает за автомобили. По сути, город торгует «местом в очереди».
3. Деньги за платную парковку идут на уничтожение парковок — унизительная история для автовладельцев. Деньги тратятся на программу «Моя улица» и на так называемое «благоустройство». Посмотрите на результаты: расширенные за счет парковочных мест тротуары и, как следствие, уничтоженные парковочные места. Можно было бы понять суть происходящего, если бы деньги автомобилистов шли на современные перехватывающие парковки или механизированные паркинги, повышающие эффективность использования пространства. Но вместо этого за наши же деньги парковки цинично уничтожаются.
4. Система контроля работает с колоссальным количеством ошибок, которые невозможно обжаловать. Комплексы фиксации нарушений «Паркон» допускают ошибочную фиксацию нарушений с долей в 5%. Каждый 20-й штраф может быть ошибочен. Обжаловать неправильное постановление — жуткая морока и трата времени, зачастую бесполезная.
5. В качестве примера: московским автовладельцам так и не вернули 2 миллиарда рублей за незаконные штрафы, которые были выписаны в 2014 году. Этот факт вскрыла прокуратура. Система построена по принципу игры в одни ворота, что меня абсолютно не устраивает.
Оптимизация и примеры компоновочных решений
Что же придумал мировой разум для оптимизации хранения автомобиля? Решений масса — от относительно простых и доступных до самых прогрессивных и дорогих. Хотя цель у любой парковочной конструкции одна — максимально эффективно распределить парковочное пространство. Именно потому на парковках с высокими потолками появляются компактные механизированные паркинги, поднимающие автомобиль вверх, на «второй этаж» парковочного места. Еще одно решение — роторные парковки, которые, раскинувшись на трех обычных парковочных местах, способны разместить в воздухе больше десятка автомобилей. Существуют и башенные паркинги, у которых доступное число машиномест на одну единицу площади еще больше.
Многие автоматизированные паркинги могут закладываться как на стадии проектирования, так и встраиваться в уже существующие сооружения.
Анна Колтышева Директор по продажам компании «Неопарк»
Наша жизнь ускоряется, время — это самый ценный и невосполнимый ресурс. Выгоднее поставить оборудование, которое увеличит количество парковочных мест, чем ежедневно 30 минут кружить по двору в поисках парковки. В последние годы популярность темы автоматизированных парковок возрастает. Сегодня развивается рынок конечных покупателей, когда собственники автомобилей самостоятельно приобретают оборудование компактного зависимого паркинга для того, чтобы вдвое увеличить количество парковочных мест, в основном для семейного использования. И здесь своей задачей мы видим не только производство и продажу качественного оборудования для многолетней эксплуатации, но и помощь в согласовании установки данного оборудования с управляющей компанией, монтаже, подготовке оборудования к работе и осуществлении сервисного обслуживания по принципу 24/7/365.
Компактный механизированный паркинг
Компактная механизированная парковка, представляющая собой, по сути, обычный подъемник. В результате на площади, пригодной для размещения одного автомобиля, помещается два
Компактный паркинг представляет собой 2-х или 4-уровневый подъемник с гидравлическим или электрическим приводом, с наклонной или горизонтальной платформой. Применение подъемника позволяет увеличить емкость парковки за счет размещения одного автомобиля над другим.
При использовании парковочной системы подобного типа (в данном случае парковочный подъемник) значительно сокращается площадь требуемого места под парковку автомобиля. В результате на условных 10 квадратных метрах помещается не один, а сразу два автомобиля.
Такой тип механизированной парковки часто позиционируется как семейный вариант, рассчитанный на тех людей, у которых есть крытое парковочное место и пара автомобилей. Зачастую выгоднее купить автомобильный подъемник-лифт, чем еще одно парковочное место.
Другой немаловажный плюс — простота и относительная доступность конструкции. Компактный паркинг не требует специальной строительной подготовки, легко устанавливается в стандартные проемы между колоннами. При групповой установке одной гидростанцией (системой управления) могут обслуживаться до 15 подъемников. Кроме того, конструкция компактного паркинга мобильна и позволяет быстро перенести его на новое место. Слегка осложняет удобство использования зависимый принцип работы — для получения верхнего автомобиля сначала требуется убрать нижний.
Роторные парковки
Роторная парковка занимает всего лишь три парковочных места, но туда можно поместить до 16 машин! При этом, как и многие другие механизированные типы парковок, она также легко собирается и в случае необходимости разбирается!
Башенная парковка
Башенная парковка представляет собой шахту с лифтом посередине и конструкции с парковочными местами по краям. Существуют модификации, в которых ячейки находятся с четырех сторон шахты. Бывает, когда башенная парковка имеет круговое сечение, что дополнительно увеличивает число машиномест. К тому же модульные паркинги башенного типа могут иметь зону приема и выдачи автомобилей, оснащенную поворотным столом, разворачивающим машину передом к выезду. Яркий пример — парковка Wolfsburg’s Volkswagen Autostadt концерна VW AG (на заглавном фото в начале статьи).
На международном языке их именуют Tower Parking. Это многоуровневая самонесущая конструкция, которая имеет центральный подъемник лифтового типа с одно- или двухкоординатным манипулятором.
Основное достоинство башенного многоуровневого паркинга — минимальная площадь на один автомобиль. Поэтому современные паркинги башенного типа рационально использовать в местах, где крайне высока стоимость земли, в первую очередь в крупных мегаполисах типа Санкт-Петербурга, Москвы и других городов.
Пазловый паркинг
Паркинг типа «пазл» (пазловый паркинг) устроен по принципу матрицы со свободной колонкой (ячейкой). Независимый тип парковки реализуется за счет перемещения поддонов хранения автомобилей по уровням загрузки вверх-вниз и вправо-влево для освобождения нужной ячейки.
Паркинг имеет встраиваемые модули и может размещаться внутри зданий. Специально для этого организован модульный принцип компоновки. Он позволяет формировать парковочный комплекс с необходимой емкостью путем стыковки модулей и вариации количества уровней в них.
Управление перемещением ячеек-«машиномест» происходит либо вручную (с пульта модуля), либо логическим контроллером, что позволяет закрепить определенное машиноместо за конкретным пользователем. Так же, как и в случае с компактным паркингом, конструкция модуля предусматривает возможность его демонтажа и переноса на новое место. Но сам процесс переезда пазлового паркинга заметно сложнее.
Стеллажный паркинг
Стеллажная парковка — это, по сути, набор полок, как у вашего домашнего стеллажа в коридоре. Только в роли вещей здесь — автомобили, а грузят их туда при помощи манипуляторов. Процесс завораживает, взгляните на видео.
Парковка в квартире
Вы оборачиваетесь на свою машину, оставляя ее на парковке? Выглядываете периодически во двор из окна, чтобы посмотреть, как там она поживает? Парковка автомобиля прямо в квартире — приятный, но очень дорогой способ наслаждаться автомобилем мечты. Показательно, что пользователь такой парковки в Сингапуре имеет два элитных спорткара. В России в дорогостоящих автомобилях недостатка нет, но и дорожной грязи хватает: представьте, во что превращается машина за день эксплуатации в Москве весной, зимой или осенью. Без мойки тут не обойтись...
Китайский антипод элитной малазийской парковки. Если можно так сказать — гараж-чехол
Все вышеперечисленные типы высокотехнологичных парковок в России пока еще редкость. Самые популярные машиноместа у нас по-прежнему преимущественно наземные: «карманы» во дворах и на улицах, площадки у зданий и офисов. Реже встречаются подземные и наземные многоуровневые парковки и стоянки на крышах. Хотя они более или менее распространены в больших городах: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге.
В Москве построят самую большую парковку в Европе
В этом году компания Capital Group планирует построить и ввести в эксплуатацию самый большой паркинг в Европе. Известно, что для данного объекта выбрали территорию Московского Международного Делового Центра (ММДЦ) «Москва-Сити». Паркинг будет рассчитан на 3400 мест. Его площадь составит 157,4 тыс. кв. метров. Это будет 16-уровневая парковка, на первом этаже расположатся магазины, супермаркеты и автомойки.
Вывод
За прошедшее столетие парковки изменились чрезвычайно сильно. Из ничем не оборудованной площадки они превратились в сложные инженерные конструкции, главной задачей которых является эффективное распределение пространства. Но дефицит парковочного пространства и техническая сложность внедрения современных паркингов неизбежно ведет к платности оных. Впрочем, в России все еще можно припарковать автомобиль бесплатно и весьма вольготно. Вряд ли такая ситуация продлится долго.
Самые дорогие парковки
Больше всего отдавать за парковку приходится водителям Абу-Даби. Один день стоянки машины в этом городе обойдется в $55 (на крытых и подземных парковках в центральной или деловой части города). На втором месте Осло ($54,52), а замыкает тройку призеров Токио — $54,5 в сутки. Далее идет Лондон — $52,24. Москва стоит на 41-м месте — $24,6 в сутки (при этом до кризиса российская столица занимала четвертое место — еще совсем недавно сутки парковки в центре Москвы стоили $61,5).
поделиться
Читайте также на Дроме
77941 219
ТурбоВАЗы на каждый день
162031 423
Облава ГИБДД на тюнинг. За что ловят, а за что нет. Какие штрафы грозят, и как их избежать
193498 373
Сравнительный тест-драйв: Hyundai Creta против Renault Kaptur. Каптюрокретинизм
145861 533
Блог Лада Веста. 45 дней беспробудного ремонта из-за двух сломанных болтов
72237 225
Первые впечатления от Honda StepWGN Modulo X