Бестселлеры рынка: Nissan X-Trail третьего поколения (T32) - «Автоновости»
Кроссовер Nissan X-Trail нового поколения — кузов Т32 — объявился в России с задержкой, через год после выхода на мировой рынок и в пик «смутного» времени. Производство на заводе в Санкт-Петербурге стартовало в самом конце 2014 года, а продажи начались весной 2015-го. Причин для оптимизма было мало, повторить успех предшественника кроссоверу никак не светило, но в дебютный год автомобиль сумел обеспечить второе место «в кругу семьи» и войти в Топ-20 национального рейтинга продаж. X-Trail даже смог удержать позиции — так, за восемь месяцев 2017 года реализовано без малого 13 тысяч экземпляров с 22-м местом в рейтинге. Младший братец Qashqai приотстал, а впереди только парочка «заклятых» конкурентов. Что здесь сыграло роль: размеры, дизайн, оснащение, история или цены? И можно ли было показать лучшие результаты? Попробуем разобраться.
Тактика выживания
Если вспомнить хронологию событий, то легковой SUV от Nissan появился сравнительно поздно — в 2000 году. То есть первый X-Trail увидел свет в то время, когда на дорогах вовсю хозяйничали другие японские кроссоверы — Toyota RAV4, Honda CR-V, Subaru Forester. Многие ждали: вот сейчас отец прославленного «Патруля» выдаст нечто особенное. Не выдал: все было в рамках жанровых законов, то есть с несущим кузовом, поперечно расположенным двигателем и автоматически подключаемым полным приводом без понижающей передачи. Правда, Икс-Трэйл заметно отличался дизайном в рубленом стиле под внедорожную классику и своими особенностями в обустройстве салона.
Nissan X-Trail (T30, 06.2001 – 07.2007)
Второе поколение вышло в 2007 году и в целом не разочаровало: все тот же мужественный вид при ощутимо увеличенных габаритах и еще более функциональном салоне.
Nissan X-Trail (T31, 08.2007 – 01.2015)
Третье поколение было создано уже на новой платформе CMF (Common Module Family) альянса Renault-Nissan. Совсем другой дизайн, лишенный прежней брутальности, без характерной облицовки «в память о предках», без вертикальных задних фонарей, без оригинальных «дуг» на крыше с дополнительными фарами… Весьма «космополитичный» облик.
Серийный образец Nissan X-Trail третьего поколения почти один в один повторяет Hi-Cross Concept, представленный в Женеве в 2012 году и определявший перспективный стиль многих моделей Nissan
Плавные формы скрадывают истинные пропорции кузова, но по габаритам революции не произошло: длина — 4640 мм, ширина — 1820 мм, колесная база — 2705 мм. Это больше параметров соплатформенного Qashqai, но относительно предыдущего X-Trail заметна прибавка только в ширину (на 30 мм) и по колесной базе (на 75 мм). Интерьер, особенно его передняя часть, тоже стал «обтекаемым», потеряв такие узнаваемые фишки, как закрываемые охлаждаемые подстаканники по краям панели (подобные устройства, но теперь уже открытого типа, перекочевали на центральный подиум). Новое поколение доступно в версиях с тремя рядами сидений, но в России 7-местные «Хитрилы» официально пока не предлагаются. Зато в стандартом 5-местном исполнении кроссовер щеголяет вместительным и функциональным багажным отсеком: добрая традиция приправлена новыми решениями.
Передняя часть салона выглядит современно, функционально и удобно, хотя по эргономике есть огрехи. Основные аналоговые приборы отлично читаются, предусмотрена дополнительная информация о режимах вождения в графическом виде. Кресла удобной формы, есть версии с электроприводом регулировок и с кожаной обивкой. Но руль тонковат в ободе, имеет малый ход по вылету и не оснащен подогревом даже в топ-версиях. Нет подсветок дверных клавиш и автоматического режима стекла у пассажиров. Да и качеством отделки не все довольны — материалы (первым делом лакированные вставки на центральной консоли) могут быстро потерять лоск, не исключены скрипы в панелях
Многие владельцы оценят возможность оперативно разделить основной объем багажника на два отсека с углубленным полом. В третьем поколении задний диван не только раздельно складывается в пропорции 40:60, но и смещается в продольном направлении, а спинки регулируются по углу наклона. Любая трансформация происходит быстро и просто.
Техника на грани компромиссов
Моторная линейка предлагает на выбор три силовых установки. Из экзотических — дизель R9M объемом 1,6 л. Раньше X-Trail тоже знал двигатели на тяжелом топливе, но то были турбоагрегаты в более привычном «двухлитровом» формате. На сей раз в «мелком» объеме (с чугунным тем не менее блоком) заключены все передовые дизельные технологии (турбокомпрессор с изменяемой геометрией, непосредственный впрыск Multi-injection, двухпоточная система рециркуляции отработавших газов и т.д.), воплощенные альянсом Renault-Nissan в последние годы. Так что характеристики хороши — 130 л.с. при 4000 об/мин, 320 Нм при 1750 об/мин, разгон до «сотни» за 11 секунд — а расход топлива невелик: по заводским данным, 5,3 литра на 100 км в смешанном цикле. Ради пущей экономии предусмотрен режим Start-Stop.
На высоких трассовых скоростях дизельному X-Trail для нормального «рывка» не хватает силенок, зато эластичность мотора в городских и прочих сложных условиях — вне конкуренции.
«Злой гений» маркетинга распорядился так, что только с этим дизелем X-Trail в официальной дилерской сети доступен в конфигурации с механической (6-ступенчатой) коробкой передач и полным приводом. И только в таком варианте. Таким образом в семействе выделен этакий сноб с «внедорожным» уклоном, однако, по статистике, пользующийся ограниченным спросом — доля продаж составляет всего около 5%.
Гораздо более массовый и более привычный в этом классе — бензиновый 2,0-литровый «атмосферник» MR20DD с алюминиевыми блоком и головкой, цепным приводом ГРМ, без гидрокомпенсаторов клапанных зазоров. В отличие от предшественника MR20DE, модернизированный вариант «отягощен» такими апгрейдами, как новая головка блока с системой автоматического изменения фаз газораспределения на впускных и выпускных клапанах, а также система питания с непосредственным впрыском бензина. Силовые показатели выросли не рекордно, и все же результаты налицо: повышенная мощность — 144 л.с. (против 141 у MR20DE) и улучшенная характеристика максимального крутящего момента — 200 Нм при 4400 (было 196 Нм при 4800 оборотах) наряду с улучшенной экономичностью. К тому же двигатель позволяет заправляться и 92-м бензином — инструкции не запрещают.
Турбодизель под капотом X-Trail (на фото слева) встречается редко. Причина не только в его несколько недостаточной мощности или стоимости, но и в сочетании исключительно с «механикой» Бензиновый двигатель объемом 2,0 л (144 л.с., на фото в центре) оснащен системами непосредственного впрыска топлива и изменения фаз газораспределения на впуске и выпуске, привод ГРМ — цепью. Бензиновый двигатель объемом 2,5 л (171 л.с., на фото справа) остается верен традиционной системе питания — то есть с распределенным впрыском топлива, но фазовращатели у него также на впускных и выпускных клапанах, и привод ГРМ тоже цепной. Компоновка моторного отсека с бензиновыми двигателями обеспечивает нормальный доступ к аккумулятору (используются батареи емкостью 60 Ah стандартных габаритов), заливным крышкам и даже к световым приборам. А вот «укрыть» радиатор спереди (в условиях суровых зим это будет актуально) не так-то просто
Однако новый двигатель стал более прихотливым и дорогим в обслуживании. Не говоря уж о ТНВД или форсунках, обычная процедура по замене свечей зажигания выходит накладной: стоимость комплекта — почти 4500 рублей, а менять их предписано через 30 000 км пробега. Впрочем, нередко замену свечей откладывают, а проблем с холодным запуском обычно не возникает.
Эксплуатационный минус 2,0-литрового «атмосферника» в следующем: такой X-Trail со снаряженной массой в полторы тонны даже в переднеприводной версии не способен «зажечь». Даже в городе, чтобы придать движению живость, надо хорошо «топить» педаль, раскручивая двигатель до оборотов выше средних. На трассе, особенно в горной местности и в груженом виде, и вовсе будет ощущаться нехватка мощности. Ну а на бездорожье тем более сказывается недостаток тяги на низких оборотах. Так что более правильным вариантом представляется X-Trail с бензиновым «атмосферником » объемом 2,5 л (QR25DE). Он тоже алюминиевый, с цепным приводом ГРМ. В последней версии у мотора появилась модернизированная ГБЦ с системой изменения фаз газораспределения на впуске и на выпуске, более эффективным расположением форсунок и увеличенной до 10.0 (было 9.6) степенью сжатия. Благодаря этому чуть повысилась мощность (171 л.с. против 169 сил у предшественника), а также улучшилась моментная характеристика (233 Нм достигаются при 4000 об/мин, тогда как раньше только на 4400 об/мин). Притом в угоду массовым интересам мотор остался верен распределенному впрыску топлива. Но на текущем регламентном обслуживании, к сожалению, это не сказывается: свечи зажигания стоят дороже, да и в целом стоимость ТО выше, чем у версий с «непосредственным» двигателем.
Колесная база — 2705 мм, клиренс 210 мм и почти гладкое днище со сносно «подобранными» узлами трансмиссии. Уязвимо выглядят нижняя «губа» переднего бампера, ограничивающая угол въезда, и задняя «банка» выхлопного тракта. Поддоны двигателя и коробки находятся заметно выше силовых элементов кузова, однако пренебрегать стальной защитой моторного отсека не стоит, в том числе и в качестве основного «брызговика» (с 2017 года этот элемент входит в штатное оснащение)
Конечно, вопрос надежности и неприхотливости обновленного двигателя объемом 2,5 л тоже остается не праздным. Рассчитывать на высокий ресурс именитых предков не приходится, поскольку QR25DE — плоть от плоти 2,0-литрового и отнюдь не «вечного» двигателя QR20DE, у которого увеличили ход поршней с 80,3 до 100 мм. И все же традиционный впрыск топлива и лучшая приспособленность к переменным режимам движения позволяют рассчитывать на более беспроблемную судьбу при длительной эксплуатации, нежели в случае с MR20DD или R9M. Но за все эти преимущества придется раскошелиться: стартовая цена X-Trail с мотором 2,5 л весьма высока — от 1 804 000 рублей на данный момент.
Ходы подвесок ожидаемо небольшие. При «диагоналке» двигаться вперед помогает электронная имитация межколесных блокировок, однако на «тяжелых грунтах» рассчитывать на ее помощь не приходится. Для преодоления сложных участков «агрессивным ходом» систему стабилизации можно отключить (но полностью она не «отрубается»). Пластиковый обвес предохраняет нижний периметр кузова от царапин и сколов, однако «брызговики» мелкие, а пороги не защищены от загрязнения и «обречены» пачкать одежду
Оба бензиновых двигателя работают в паре с вариатором, что для кроссовера такого класса тоже является компромиссным решением. Вариатор Xtronic экономичен и комфортен, умеет имитировать ступенчатое переключение и обладает «ручным» режимом, но как агрегат, где передача крутящего момента осуществляется без шестеренчатых пар, не является образчиком долговечности и надежности в тяжелых условиях эксплуатации.
Компоновка днища не без премудростей: топливный пластиковый бак сложной П-образной формы «окружает» карданный вал и выхлопной тракт. По этой причине здесь два заборника и два датчика уровня топлива, хотя погружной модульный насос один. Выхлопной тракт проходит немного ниже плоскости днища, а магистрали утоплены неглубоко и не имеют защитных экранов. Сблокированная с задним редуктором электромагнитная муфта работает превентивно и с подстраховкой: режим принудительной блокировки «держит» только до 40 км/ч, а при опасности перегрева просто отключится и на какое-то время машина станет сугубо переднеприводной
Шасси принципиальных изменений не претерпело. Спереди установлены стойки McPherson, сзади — многорычажная схема с верхними рычагами из алюминиевого сплава, разнесенными пружинами и амортизаторами, а также электромагнитная муфта в блоке с задним редуктором у версий 4WD. Клиренс для всех версий неизменный — 210 мм. Конечно, выход из строя подшипников, амортизаторов и прочих подвесочных составляющих имеет место быть, а ремонтопригодность здесь не на лучшем уровне: ступичные подшипники меняются в сборе со ступицей, а шаровая опора — в сборе с рычагом (хотя в последнем случае есть все же возможность поменять шаровую отдельно методом выпрессовки).
Передняя подвеска McPherson подразумевает замену шаровой опоры в сборе с рычагом (хотя возможно и отдельно), а колесного подшипника в сборе со ступицей — отсюда и высокая стоимость узлов (см. цены). Сзади применяется независимая подвеска с верхними алюминиевыми рычагами, с разнесенными пружинами и амортизаторами
Не обошлось и без издержек, связанных с конструктивными недочетами, качеством комплектующих и сборки. Еще на свежих, без особого пробега автомобилях возникали посторонние шумы спереди. Одной из причин скрипов в холодное время оказывались опоры стоек, а источник стуков был вызван отсутствием части креплений радиатора. На лобовых стеклах с электрообогревом могли появляться трещины, не связанные с попаданием камня или другого предмета — вероятно, из-за брака при изготовлении.
Для X-Trail характерны достаточно хорошая по меркам класса виброшумоизоляция, курсовая устойчивость, управляемость и способность не замечать мелкие дорожные изъяны. В то же время — неважная энергоемкость, подвеска шумно и тряско отрабатывает грубые неровности.
Вообще «роды» и «младенчество» нового X-Trail российской сборки протекали не самым лучшим образом. К наиболее «мистическим» явлениям относились отказы по электронике: вдруг отрубались климат-контроль, аудиосистема или даже электроусилитель руля, начинали ложно сигнализировать датчики парковки, а работающий двигатель ни с того ни с сего мог отказаться глохнуть после выключения зажигания! Причина недугов крылась в цепях CAN-шины, то есть единой коммуникационной системы, на которую завязаны все электрические устройства автомобиля. Официальная отзывная кампании по этому поводу не объявлялась, проблемы решались у дилеров по факту обращения, как правило, перепайкой контактов и установкой дублирующей проводки. Ну а в сильные морозы некоторые владельцы по-прежнему жалуются на слабый прогрев салона.
Техобслуживание
Стандартная периодичность планового техобслуживания бензиновых Nissan X-Trail составляет 15 000 км. В списке регламентных работ ТО-1 еще не значится обязательная замена воздушного фильтра впускной системы двигателя. Этот элемент предписано менять через 30 000 км, так же, как свечи зажигания и тормозную жидкость. Отсюда и складывается существенно повышенная (в два раза!) стоимость четных ТО. Кроме того, на ТО-6 (90 000 км) регламент предписывает замену охлаждающей жидкости.
При этом в стоимость ТО нигде не включена замена трансмиссионного масла (в МКП, CVT и редукторах) — проверяется только их состояние, а замена проводится по необходимости, с дополнительными в таком случае расходами. Например, фирменную рабочую жидкость Nissan NS-3 в вариаторе рекомендуется обновить через 60 000 км пробега, в механических агрегатах трансмиссии — через 90 000 км. Свои поправки в стоимость ТО вносят и конструктивные различия бензиновых двигателей. Так, если для мотора 2,0 л заправочный объем масла составляет 3,8 литра, то для 2,5 л требуется уже 4,6 литра. К тому же есть разница в стоимости масляных фильтров и свечей зажигания.
Периодичность и ориентировочная стоимость (в руб.) плановых ТО для Nissan X-Trail T32 у официальных дилеров:
Операция/пробег | Бензин, 2,0 л/2,5 л | Дизель, 1,6 л |
ТО-1/15 000 км | 8200/8900 | ТО-1/20 000 км, 10 900 |
ТО-2/30 000 км | 16 800/18 700 | ТО-2/40 000 км, 20 400 |
ТО-3/45 000 км | 8200/8900 | ТО-3/60 000 км, 10 900 |
ТО-4/60 000 км | 16 800/19 000 | ТО-4/80 000 км, 23 300 |
ТО-5/75 000 км | 8200/8900 | ТО-5/100 000 км, 18 400 |
ТО-6/90 000 км | 19 400/21 800 | ТО-6/120 000 км, 23 300 |
У дизельного X-Trail — совершенно иная специфика техобслуживания. С одной стороны, стандартная периодичность плановых ТО выгодно отличается пробегом в 20 000 км и нет необходимости менять свечи зажигания ввиду их отсутствия. С другой стороны — заправочная емкость моторного масла составляет 5,5 литра, а масляный фильтр наиболее дорогой. Через 40 000 км пробега предписано менять топливный фильтр, через 80 000 — охлаждающую жидкость, а на 100 000 км — приводной ремень. Отсюда и б?льшая стоимость каждого ТО по сравнению с бензиновыми вариантами. Кроме того, не исключены рекомендации для тяжелых условий эксплуатации все же сокращать периодичность замены моторного масла.
Ориентировочная стоимость (в руб.) некоторых оригинальных расходников, запчастей и аксессуаров на Nissan X-Trail T32 у официальных дилеров:
Фильтр масляный, 2,0 л/2,5 л/1,6 л | 410/650/970 |
Фильтр воздушный | 1900 |
Фильтр салонный | 2000 |
Фильтр топливный (дизель) | 5200 |
Свечи зажигания (4 шт.), 2,0 л/2,5 л | 4400/5650 |
Тормозные колодки передние/задние | 3700/3950 |
Диск тормозной передний | 5700 |
Амортизатор передний/задний | 10 900/6800 |
Рычаг в сборе с шаровой опорой | 7450 |
Рулевой наконечник | 6270 |
Стойка стабилизатора переднего/заднего | 980/1600 |
Подшипник ступичный передний/задний | 19 350/12 500 |
Бампер передний/задний | 15 250/17 150 |
Фара стандартная/светодиодная | 4760/12 800 |
Фонарь задний | 6650 |
Стекло лобовое | 16 550 |
Стальная защита двигателя с установкой | 5350 |
Комплектации, характеристики, цены
Новый Nissan X-Trail предлагается широким списком фиксированных комплектаций (в общей сложности 21 вариант) и уже в стартовой версии XE хорошо оснащен. Однако есть свои ограничения. У кроссовера штатно шесть подушек безопасности, ESP, светодиодные ходовые огни, дистанционный ключ, подогрев сидений и зеркал, лобовое стекло с электрообогревом, двухзонный климат-контроль, аудиосистема с CD, AUX, iPod, iPhone, Bluetooth, круиз-контроль, передний и задний подлокотники. Цена — 1 464 тысячи рублей с учетом двигателя 2,0 л, 6-ступенчатой «механики» и переднего привода (это единственная версия в сочетании бензинового двигателя и «ручной» коробки передач). С вариатором цена выше на 60 тысяч рублей. Полный привод предусмотрен только с вариатором и сразу с улучшенной версии XE+ (литые диски на 17 дюймов, электропривод складывания зеркал, электронные ассистенты для сложных условий движения) — по цене 1 639 тысяч рублей.
Двухзонный климат-контроль, круиз-контроль и аудиосистема с CD, AUX, iPod, iPhone, Bluetooth входят в базовую комплектацию, а вот за мультимедийную систему Nissan Connect 2.0 с сенсорным экраном 7 дюймов, навигацией и функцией кругового обзора придется изрядно доплатить (54 тысячи рублей). Рукоятка выбора режимов системы All Mode 4x4-i считается удобной, хотя не все водители довольны ее расположением, а пиктограмма актуализации режимов на поле тахометра явно мелковата
Если рассматривать еще более интересный по оснащению вариант SE (датчики парковки, кожаный руль, запуск двигателя с кнопки, шесть динамиков, салонное зеркало с автозатемнением, тонированные стекла, передние «противотуманки», электропривод багажной двери с функцией бесконтактного открывания), то цены уже от 1 634 тысяч рублей за передний привод и от 1 724 тысяч рублей за версию 4WD. С фирменной мультимедийной системой Nissan Connect 2.0 (сенсорный экран 7 дюймов, навигация, функция кругового обзора) цена будет выше еще на 54 тысячи рублей. Для двигателя 2,0 л предлагаются и более «навороченные» варианты оснащения, но на этом ценовом отрезке уже соблазнительно «маячит» более подходящий для данной машины бензиновый двигатель 2,5 л.
Приличный запас места для ног и почти плоский пол позволяют разместиться на задних сиденьях без особых стеснений даже втроем. Предусмотрено раздельное изменение наклона спинок и продольное смещение половинок сидений (но при этом образуются неприкрытые «ямы» между полом багажника). Есть карманы, регулируемый подвод воздуха, широкий подлокотник и подстаканники — в общем, для дальних маршрутов автомобиль приспособлен неплохо
Такой X-Trail предлагается только в комплекте с вариатором, 4WD и сразу с более оснащенной версии SE. Поэтому и цена сильно разнится с базовой — от 1 804 тысяч рублей. Верхний уровень LE — кожаные сиденья с электроприводом регулировки водительского кресла и сетка в багажнике — обойдется от 1 920 тысяч рублей (причем без учета мультимедиа и ассистента парковки: эти опции доступны в более дорогом варианте LE+). Высшая же спецификация LE Top еще включает электропривод регулировки пассажирского кресла, персональные лампы для задних пассажиров, литые диски на 18 дюймов, серебристые рейлинги и панорамную крышу с люком — цена 2 062 тысячи рублей. При этом современный автомобиль для российского рынка так и не оснастили подогревом задних сидений и руля!
«Бардачок» и передний межкресельный бокс вместительны (хотя подлокотник нерегулируемый), а вот дверные ниши, особенно задние, не позволят сделать из них «кухонные шкафы» — емкость весьма ограничена
С турбодизелем 1,6 л, как уже говорилось, российский X-Trail продается исключительно в тандеме с механической коробкой и полным приводом, но в трех версиях по оснащению, начиная с SE. Цены — от 1 754 до 1 964 тысяч рублей.
Характеристики и комплектации Nissan X-Trail
Безопасность
С точки зрения пассивной безопасности Nissan X-Trail третьего поколения не вызывает опасений. Проведенный в 2014 году независимый краш-тест по регламенту EuroNCAP дал однозначный результат — пять звезд. Благодаря силовой структуре кузова и надувным подушкам безопасности (включая «занавески» для всех окон) кроссовер заслужил оценок «хороший» и «достаточный» уровень защиты взрослых людей при фронтальном и боковом ударах (включая наезд на столб). Отмечены повышенные, но не критичные нагрузки на грудь от ремня, а также на ноги в области голени и колен у водителя. При ударе сзади тоже отмечена хорошая защита, хотя для задних пассажиров все же не исключены травмы шейных позвонков. Защита детей, находящихся в специальных удерживающих устройствах, также обеспечена на должном уровне.
Обзор через заднее стекло ограничен — снаружи оно кажется большим, а на деле его реальный «просвет» меньше, в том числе из-за подголовников. Боковые зеркала дают хороший, но не идеальный контроль задней обстановки, а передняя левая стойка скрадывает обзор при левых поворотах. Головной свет, как правило, нареканий не вызывает даже в стандартном исполнении фар
Некоторые отзывы владельцев:
Nissan X-Trail (2015, 2,0, CVT, 4WD) от 273748
Nissan X-Trail (2015, 2,0, CVT, 4WD) от 505297
Nissan X-Trail (2015, 2,0, CVT, 4WD) от adolgow
Nissan X-Trail (2015, 2,0, CVT, 4WD) от 163050
Nissan X-Trail (2015, 2,0, CVT, 4WD) от akasta
Nissan X-Trail (2015, 2,0, CVT, 4WD) от MISHAня
Nissan X-Trail (2015, 2,5, CVT, 4WD) от Kosh2mar
Nissan X-Trail (2016, 2,5, CVT, 4WD) от PIPITO
Багажник-трансформер большой (497–1585 л) и многослойный: кроме шторки есть составной фальшпол, который не имеет дополнительной опоры в центре, но при демонтаже позволяет углубить грузовой отсек (примерно на 10 см до нижнего пола) и разделить его на два этажа. При штатном положении фальшпола и сложенных спинках сидений получается приличный «фургон»
Трансформация объема грузо-пассажирского отсека производится оперативно: спинки просто кладутся на подушки (без необходимости убирать подголовники), образуя ровную и довольно большую площадку для поклажи или в качестве спальни. Полноразмерная запаска находится под нижним полом багажного отсека и заодно служит емкостью для мелких дорожных принадлежностей