Номерные знаки. Америка - «Автоновости»
Номерные знаки. Америка
В прошлом материале мы рассказали о номерных знаках стран Азии и Австралии. Сегодня продолжим цикл историй и поговорим о регистрационных табличках стран Америки.
США
В этой стране можно встретить самые разнообразные номерные знаки — от строгих белых табличек с черными буквами на юге до настоящих художественных шедевров и даже нестандартных форм — на севере. Но везде в Америке государство очень строго следит за регистрацией, уплатой налогов и содержанием регистрационных знаков.
В одном из самых автомобилизированных государств мира регистрационные знаки за 125 лет своего существования стали играть чуть ли не большее значение, чем сами машины. Первые номера делали и ставили из чего угодно и куда угодно. Это могли быть кожаные, фарфоровые, резиновые и просто нарисованные таблички, обычно двух контрастных цветов. Первая стандартизация прошла в 1920 году, после которой граждане должны были ежегодно получать новые знаки, подтверждая таким образом регистрацию, уплату налогов и штрафов, оформление страховки. Сейчас ту же функцию выполняют наклейки на номере (они также могут наноситься на лобовое стекло), которые стоят около $75 и должны обновляться раз в год или в два. В 1956-м США присоединились к международным договоренностям о едином формате номеров, и с этого момента в стране стали использовать знаки размером 6х12 дюймов.
Как и многие вещи, подлежащие госрегулированию, регистрация автомобилей относится к юрисдикции штатов, каждый из которых устанавливает свои собственные правила. Федеральные номера выдаются автомобилям, принадлежащим государству, а также машинам дипломатов. Вообще не имеют стандартных регистрационных знаков (только номер подразделения) машины почтовой службы и тактические транспортные средства Вооруженных сил США.
В каждом штате — свои стандарты, но могут вводиться отдельные подвиды номеров: для индейцев, чиновников, полицейских, масонов, пожарников, а также специальные номера для автомобилей, выставленных на продажу дилерами. В некоторых регионах обязательны две номерных таблички (спереди и сзади), где-то — только сзади, в некоторых возможны оба варианта. Номера могут быть «привязаны» к человеку или автомобилю навсегда либо меняться при обновлении серии. При переезде в другой штат владельца или транспортного средства применяются правила регистрации новой территории.
В большинстве штатов используют знаки, на которые буквы и цифры нанесены краской и/или тиснением. У каждого своя цветовая гамма и шрифты, а основной фон по сложности изображений и переходу тонов может напоминать картину. Также от штата к штату меняется количество цифр и букв на номерах. Причем внутренние стандарты вводились в разное время. Так, в Делавэре и Род-Айленде из-за низкой плотности населения используют знаки с шестью цифрами. Но большинство штатов имеют номера, в которых сочетаются буквы и цифры: семизначные 1AAA111 и AАА1111 в Калифорнии, AАА 1111 или AАА-1111 в Аризоне, Вирджинии, Вашингтоне, Джорджии, Мичигане, Нью-Йорке, Огайо, Пенсильвании, Северной Каролине и Техасе; A11-1111 в Иллинойсе и 1AА1111 в Мэриленде; шестизначные AАА-А11 во Флориде; несколько штатов (Айова, Аляска, Арканзас, Висконсин, Гавайи, Индиана, Западная Вирджиния, Канзас, Кентукки, Колорадо, Луизиана, Миннесота, Миссисипи, Небраска, Оклахома, Орегон, Северная Дакота, Южная Каролина) используют форматы AАА-111 или 111-AАА. Некоторые цифры или буквы обозначают округ регистрации, а большинство табличек содержат название штата, его сайт либо лозунг.
Единственное, что объединяет все регистрационные знаки — их изготовители. Большинство номеров делают заключенные на специальных конвейерах, поэтому тюрьмы называют «фабриками номерных знаков», а выражение «начать делать номера» означает получить реальный срок.
Новый Свет даже в таком простом деле, как обозначение номерных знаков, отличается от Старого. В Америке госномер называют license plate, в то время как в Англии — number plate. Примечательно, что одно из значений слова license — «отклонение от правила». Таким официальным отклонением стали индивидуальные номера — vanity plates. Их можно выбрать на сайте департамента транспорта, ввести данные уже зарегистрированного автомобиля и после оплаты получить таблички по почте. При этом оплачивается само изготовление и доставка (около $50–120). Желающих тратить такие деньги не очень много, потому с индивидуальными номерами зарегистрировано менее 4% автопарка страны.
Обычно в качестве основы vanity plates используется один из нескольких вариантов стандартных табличек с ограниченным количеством знаков, а вот буквы и цифры могут быть любыми — главное, чтобы их сочетания уже не использовались в данный момент. В некоторых штатах исключением являются символы I, O и Q, поскольку их можно принять за единицу или ноль, и повсеместно нельзя использовать ругательства и другие оскорбительные значения.
Об изъятии того или иного слова из «номерного» обращения сообщает тот же департамент транспорта, когда получает жалобу от «оскорбленного». Например, в 2002 году во Флориде запретили пользоваться номером ATHEIST («безбожник»), но потом владелец отстоял право прикрепить его на свой автомобиль. Сочетание основы с изображением ребенка и надписью на ней EATTHE истолковали буквально «ешь детей», и власти Вирджинии запретили его как призыв к каннибализму. Та же участь постигла техасский номер 370H55V, в котором через 3 года использования соседи углядели перевернутую надпись ASSHOLE (козел, придурок, сволочь…). А вот любимое русскими американцами сочетание PIZDEC никто пока не счел оскорбительным.
После официальной замены серии табличек, изменения регистрации или просрочки платежа (за это нужно уплатить штраф порядка $200) через какое-то время номера становятся недействительными. Часть из них сдают в департамент транспорта, и тогда знак может стать собственностью любого, кто захочет им владеть. Но гораздо чаще автономера становятся просто жестяными табличками, представляющими ценность исключительно в качестве сувенира. Именно поэтому в других странах такое количество американских номерных знаков. Причем по-особенному к ним относятся не только в самих Штатах, но и во всем мире. У нас, например, им посвящены отдельные сайты, форумы и страницы в социальных сетях, а сами таблички являются гордостью их владельцев, даже если висят совсем не на автомобиле.
Канада
Система автомобильных номеров в Канаде очень похожа на таковую в США. Регулированием занимаются власти штатов, графств или провинций. Для каждого региона предусмотрен свой дизайн, цвет, символика или слоганы. Так же, как и в США, для проверки статуса автомобиля и владельца используются наклейки, которые должны обновляться ежегодно или раз в два года с уплатой всех сопутствующих налогов и взносов. Для мототранспорта, грузовиков и спецтехники могут действовать и другие форматы. Без наклеек вообще обходятся Квебек и Саскачеван, где номера проверяются онлайн. Основное отличие от США — существование так называемых транзитных номеров, которые печатаются на бумаге и действуют 10 дней. Их выдают при перерегистрации автомобиля, если он не прошел инспекцию по вредным выбросам.
Среди канадских номерных знаков особо выделяется номер в виде силуэта белого медведя (монтажные отверстия и площадь совпадают со стандартом 6х12 дюймов), используемый в Северо-западных территориях и Нунавуте.
Из-за меньшей плотности населения большинство канадских знаков содержат 6 символов в формате AAA-001 и выдаются они в порядке возрастания (за исключением использования букв I, O и U, чтобы избежать путаницы с 1, 0 и V). На семизначные номера пришлось перейти в штате Альберта. Онтарио сделал то же самое в 1997 году, и по состоянию на середину 2016 года очередь дошла до номеров, начинающихся на С. В провинциях Альберта, Ньюфаундленд и Лабрадор, Новая Шотландия, Нунавут, Остров Принца Эдуарда, Квебек, Саскачеван и Юкон и в Северо-западных территориях номера должны стоять только на задней части транспортного средства, а в остальных провинциях необходимы номера и сзади, и спереди.
Индивидуальными номерами, их еще называют «престижными», в Канаде увлекаются менее 3% автовладельцев, а в Квебеке, Ньюфаундленде и Лабрадоре таковых вообще не предусмотрено. В остальных же провинциях можно выбрать из имеющихся вариантов дизайна пластин и разместить на них ограниченное число символов. Стоят они недорого — до 50 канадских долларов за изготовление. Половину от этой суммы нужно оплачивать ежегодно за использование. Примечательно, что большинство табличек vanity plates изготавливают школы, университеты, спортивные клубы и другие организации. Реже и по поводу каких-либо примечательных дат это делают сами власти. Например, к столетию Канадской конфедерации или Олимпиады. Деньги, заработанные на продаже индивидуальных номеров, идут на благотворительность.
Многие канадцы ради экономии предпочитают сохранять номер за собой как можно дольше, поэтому на дорогах встречаются совершенно новые машины со знаками стандарта 50-летней давности.
По регистрационным знакам в Канаде можно определить, представителю какой власти принадлежит автомобиль. В столице номера федерального правительства начинаются с FDx-111. Там же исполнительная власть провинции использует стандартные таблички с черно-желтой наклейкой, которую прозвали «шмелем». У членов парламента номера MHC-111, у сенаторов — SEN-111, министры используют комбинацию CAN-111, а премьер — CAN-001.
Особые номера имеют автомобили инвалидов, ветеранов, военных, пожарных и т. п. В некоторых провинциях предусмотрены специальные таблички или серии номеров для автодилеров. Но самыми интересными являются специальные регистрационные знаки для радиолюбителей. Индивидуальные номера им выдаются бесплатно либо с большой скидкой, а в качестве символов указывается частота их радиовещания.
Мексика
Казалось бы, Мексика — страна, сильно ориентированная на США. Однако с точки зрения автомобильных номеров она совершенно независима. Мексиканские номера чуть меньше по площади, чем американские (300х150 мм), имеют высокий уровень защиты от подделок и сквозную для всего государства нумерацию. Их выдает правительственное агентство Субсекретариат транспорта (Subsecretaría de Transporte). Изготовление табличек является коммерческой деятельностью, а поставщики выбираются Секретариатами на основе тендеров.
До 1992 года набор символов был един для всего государства, но к этому времени все комбинации исчерпали, и разные штаты начали вводить свои номера. С 1998-го их формат стал единым для всех штатов — AAA-10-00. Но на каждую территориальную единицу выделен свой определенный запас букв. Например, в Табаско номера могут начинаться с комбинаций WLA-WWZ, на Юкатане — YWA-ZCZ, а в Мехико — GGA-GYZ. Для того, чтобы не держать всю эту азбуку в голове, на табличку наносят еще и код региона.
В некоторые мексиканские номерные знаки внедрены чипы с радиометками системы REPUVE, которые позволяют автовладельцам и правоохранительным органам получать всю информацию о местоположении машины, ее юридическом статусе, нарушениях и уплате налогов.
Только в Мехико выдают другие по формату номера: А01 ААА (до 2015 года был 001-ААА, но все возможные комбинации исчерпали). Они принадлежат так называемому федеральному округу — политической столице страны. Для грузового транспорта используются сочетания из двух первых букв и четырех или пяти цифр, для мотоциклов — короткие номера А001А, ААА01 или 0001А, для автобусов 1-ААА-001. Существуют отдельные знаки для дилерских автомобилей — 1-АА-111. Свои стандарты есть у армии, налоговиков, таможенников и дипломатов.
С США мексиканские номера все же связаны: в приграничных штатах на территории 15 км от границы официально можно использовать американские регистрационные знаки, с которыми был ввезен автомобиль. В ходу также вытянутые номера европейского формата, но информация на них полностью соответствует мексиканским стандартам и представлена в более «скучном» оформлении — символы на белом фоне.
«Родные» мексиканские таблички с 1998 года могут похвастать разнообразием картинок, не уступающим по сложности «американцам», потому что между штатами идет негласное соревнование по созданию лучшего дизайна автономеров. Причем новые изображения появляются в среднем раз в три года, и все автовладельцы обязаны их получать. При такой чехарде ни о каких индивидуальных номерах не идет и речи.
Регистрация нового транспортного средства обойдется владельцу примерно в 580 мексиканских песо (около 2000 руб.). Стоимость варьируется в зависимости от штата. Для того чтобы не менять цены ежегодно, в некоторых юрисдикциях ставки сборов указываются в аналоге российского МРОТ— D.S.M.G.V. (Días de Salario Mínimo General Vigente — Дневная Действующая Общая Минимальная Зарплата), которая в 2016 году составила 73,04 песо (243 руб.) Помимо пошлин при регистрации нужно ежегодно платить налог за использование регистрационного знака. Если же номера были утеряны, то при наличии копии заявления в прокуратуру новые таблички выдаются бесплатно.
Автомобильные номерные знаки Перу
В Перу автомобильные номера выглядят очень просто, чем раньше активно пользовались различные криминальные структуры, подделывая таблички. Теперь все транспортные средства, осуществляющие пассажирские перевозки (в том числе и частные легковые автомобили), имеют номера, в которые встроены чипы. Помимо административных функций они призваны снижать преступность, в частности — сокращать количество похищенных людей. Чипы должны были появиться на всех машинах до конца 2015 года, но 40% автовладельцев пока не сделали перерегистрацию из-за различных юридических проблем. Замена производится за счет водителей и обходится им в 134 новоперуанских соля (около 2500 руб).
Бразилия
Первая реформа регистрации автомобилей в Бразилии произошла в 1941 году. После нее вместо сквозной для всей страны нумерации (черно-белые таблички начинались с буквы P, что означало частный автомобиль, и могли содержать от одной до семи цифр), регистрацией автомобилей стали заниматься муниципалитеты, а таблички стали получать разные цвета. Но через какое-то время автопарк страны вырос и появилось такое количество дублирующих номеров, что с 1969 года был введен новый формат: две буквы и четыре цифры, а на табличках в верхней строчке появилось название штата. С этого момента на автомобили нужно было получать новые номера при смене регистрации его владельца, а сами таблички не утилизировались, а могли устанавливаться повторно в своем штате. С 1999 года реальная регистрация и местонахождение автомобиля совпадают только при первой постановке на учет, в остальных случаях на номере ставится специальная пломба из пластика или свинца с печатью того штата, в котором зарегистрирован автомобиль.
Сейчас автомобильные номера в Бразилии выдаются департаментами транспорта штатов (DETRAN — Departamento Nacional De Trânsito), имеют формат 400x130 мм, содержат символы ААА•1111 и строчку с названием штата, могут быть в одной из шести комбинаций цветов в зависимости от типа транспортного средства. У мотоциклов форматы могут быть разными: в ширину от 36 мм до 170 мм и в длину от 187 мм до 200 мм. Примечательно, что с 2001 года на табличках используется специальный шрифт Mandatory («Обязательный»), который больше всего похож на символы британских номерных знаков.
Особенность бразильских номеров — использование в качестве фона призматических пленок, тогда как все остальные государства наносят на таблички более простые светоотражающие.
Помимо номера данные автомобиля при регистрации заносятся в специальную базу Renavam, и там ему присваивается уникальный код, состоящий из 11 цифр. По этому коду отслеживается вся история транспортного средства, включая все полученные номера, уплаченные налоги, страховые суммы, имена владельцев и т. п. Причем эти данные могут использовать не только полиция, налоговая и другие госструктуры, но и будущие покупатели, которым информацию предоставят платно.
Регистрация автомобиля в Бразилии
Регистрацию любого транспортного средства — от новинки из автосалона до купленного на аукционе раритета, от самодельного трицикла до стоковой модели — производят подразделения DENATRAN. Пошлина для всех одинакова — 266 бразильских реалов (около 5000 руб.). Помимо пошлины нужно ежегодно оплачивать лицензию на использование автомобиля в размере R$85,24 (≈1600 руб.), если приехать лично, или доплатить R$ 11 (≈200 руб.) за доставку документа по почте при онлайн-оформлении. При этом проверяется отсутствие задолженностей по налогу на имущество, штрафам, а также наличие обязательной страховки (DPVAT). Если лицензию не купить вовремя (до марта), то автовладельцу выпишут штраф R$ 293,47 (≈5500 руб.).
В Бразилии есть и «placa personalizada» — приватные номера, использование которых разрешено в нескольких штатах. Их особенность в том, что набор символов является чем-то важным для их владельцев, но абсолютно нейтральным для всех остальных, поскольку формат табличек ничем не отличается от обычных. Часто обладатели таких регистрационных знаков хотят видеть на них свои инициалы и важные даты, аббревиатуры и счастливые числа, имена и год выпуска автомобиля. Только вот за нужным сочетанием придется поохотиться: если цифры «выловить» еще реально, то для получения желаемой комбинации букв иногда приходится зарегистрировать транспортное средство в другом штате.
Получить номер с желаемой комбинацией можно в тех же подразделениях DENATRAN, но за возможность выбора придется заплатить. Эта услуга оценивается по-разному: где-то такой номер выдадут бесплатно, а, например, в Рио-де-Жанейро за него придется выложить максимальные R$ 542,38 (≈10 000 руб.).
P.S. С 2016 года автомобильные номера в Бразилии претерпевают еще одну реформу, которая также затрагивает транспорт Аргентины, Парагвая и Уругвая — стран-участниц Mercosul (Южноамериканского общего рынка). Все номера этих государств будут белого цвета с синей рамкой, в верхней части которой будет название страны и ее флаг. Позже подобные номера получат Венесуэла и Боливия, которые ведут переговоры о присоединении к Mercosul. Бразильский вариант будет содержать случайный набор из четырех букв и трех цифр, нанесенный одним из шести цветов, флаг и герб штата регистрации, а также место под пломбу. Только за счет новых символов может быть получено почти 16 миллиардов различных комбинаций номеров — против 175 миллионов вариантов нынешней бразильской системы.
поделиться
Читайте также на Дроме
77922 137
Мнение редакции Дрома о Renault Kaptur: клубок противоречий?
79722 184
В Россию пришел Genesis: первый тест-драйв седана G90
75964 189
Не взлетит: какими новыми автомобилями порадует российский рынок год Петуха
109939 331
Чинить_нельзя_купить: ремонтировать или покупать б/у двигатель или АКПП?
94223 230
Народное ретро. Toyota Cresta GX71. Турбочемодан