Номерные знаки. Япония, Китай, Индия и Австралия - «Автоновости»
Номерные знаки. Япония, Китай, Индия и Австралия
Государственный регистрационный знак автомобиля — это своего рода «одежка», по которой встречают его владельца. Для большинства они выглядят как униформа, позволяющая определить принадлежность машины к конкретной стране, региону или даже человеку. Существуют таблички, которые несут дополнительную информацию для тех, кто знает, как ее правильно расшифровать. Этим материалом Drom.ru открывает серию статей о номерных знаках. Начнем мы, пожалуй, с Азии и Австралии.
Для начала — небольшой исторический экскурс. Автомобильные номера появились практически одновременно с их носителями в конце XIX века и служили для идентификации владельца техники и налогообложения. Первым документом, который обязывал иметь регистрационный знак на машине, стало постановление полиции Парижа от 14 августа 1883 года, в котором было сказано: «Каждый автомобиль должен иметь металлическую пластину, на которой разборчивым почерком написано имя и адрес владельца, а также отличительный номер, используемый в заявке на получение разрешения. Эта пластина должна быть прикреплена с левой стороны транспортного средства и никогда не должна быть скрыта». В 1896 году автономера появились в Германии, в 1898-м — в Нидерландах. Первые таблички на автомобилях Нью-Йорка стали размещать в 1901 году, а Великобритания сделала регистрацию обязательной с 1 января 1904 года. В России номерные знаки появились еще в XIX веке на гужевых повозках и менялись каждый год, после уплаты пошлины. Позже к ним добавились таблички на велосипеды, а в конце века — и на автомобили. Каждый город выдвигал свои требования к формату знака, а первая стандартизация номеров произошла лишь 13 июня 1920 года, когда был опубликован декрет «О номерных знаках».
Мировая стандартизация номерных знаков произошла в 1957 году, и сейчас существует три основных вида и около 30 локальных форматов табличек. Причем инициатором введения стандартов выступили автопроизводители, которые физически не могли учесть всех размеров и сделать необходимое количество отверстий для крепления на бамперах или кузовах. Что изображать на номере, каждая юрисдикция определяет сама. В некоторых странах изготавливать номера может только государство или его узаконенные представители, в некоторых официальные органы лишь фиксируют связь между конкретной табличкой и транспортным средством; где-то они «живут и умирают» вместе, а где-то у номера автомобиля своя собственная жизнь. Единственное повсеместное требование — надписи должны читаться с расстояния около 40 метров. Более свежее дополнение — номера должны быть различимы для камер фото- и видеофиксации.
Япония
В Стране восходящего солнца номерные знаки для автомобилей выдают районные транспортные бюро, подчиненные Министерству земли, инфраструктуры и транспорта. Малолитражным машинам и двухколесным транспортным средствам — муниципалитеты. Они же отвечают за установку знака: на заднем номере один из болтов крепления должен быть прикрыт специальной накладкой.
Квадратные таблички могут быть четырех размеров, иметь две строки, фон и шрифт разных цветов, которые характеризуют частное или коммерческое использование транспортного средства, а также его объем двигателя. В верхней строке на японском указан выдавший номер офис и код класса транспортного средства. Нижняя строка содержит символ хираганы (японская слоговая азбука) и четырехзначный серийный номер, разделенный дефисом на две группы из двух цифр от 1 до 99-99 (пробелы заменяются точками). Для американских военных предусмотрена отдельная серия номеров.
До регистрации транспортное средство должно пройти техническую инспекцию и получить обязательную страховку (цена зависит от возраста автомобиля, его мощности, стажа водителя и других факторов). При получении номера также оплачиваются его изготовление (если он новый), регистрационный сбор, утилизационный сбор и дорожный налог. Но самое главное, что машину не поставят на учет, если у нее не будет подтвержденного полицией места парковки. Сама же по себе регистрация легкового автомобиля в среднем стоит 2500–3000 иен (1500–1800 руб.). Столько же попросит дилер, если поставит машину на учет за владельца, но все остальные сборы могут потянуть на сотни тысяч иен.
Большинство японцев предпочитают не выделять свои автомобили и используют те номера, которые получили при регистрации. Но, как и везде, есть индивиды, для которых важно заявить о себе. Самый тривиальный способ — подобрать номер с одинаковыми числами, и тут главенствует «восьмерка»: из-за созвучия с китайским словом «счастье» и всеми подобными благополучиями. Также популярны цифры 5 и 7. А вот «четверка» связана со смертью и встречается с той же частотой, как и 666 у европейцев, то есть практически никогда. Также не повезло цифре 9, означающей муки, горечь.
Но особый смысл у цифр появляется благодаря игре «гороавасэ», которая основана на ассоциации звуков и дает дополнительные значения сочетаниям: 42 — «к смерти», 49 — «смертные муки», 42-19 — «двигаться к смерти»; 42-56 — «время умирать», 56-48 — «убийца». Но есть и позитивные значения: 46-49 — «прошу любить и жаловать» (очень востребованный номер), 08-40 — «доброе утро», 16-03 — «дядя-герой», 11 — «хороший», 23 — «брат», 39 — «спасибо» (Thank you), 88 — «папа». Если к 88 добавить еще цифры, то может получиться 881 — «быстро», 889 — «рано» или просто 888 — «ха-ха-ха». А вот счастливый 88-88 был настолько популярен у якудза, что простые обыватели расстаются с ним без сожалений. Некоторые сочетания могут работать как реклама: 03-48 — «ресторан суши», 64-80 — «без больных зубов». Кстати, о зубах: небезызвестная комбинация 648 звучит как «ро-си-я», но ее можно прочитать и как «кариес».
Номерные знаки из коллекции Министерства земли, инфраструктуры и транспорта Японии, представленные на Токийском автошоу 2015 года
Для того, чтобы получить «красивый» номер официально, нужно участвовать в так называемой «Лотерее надежды» на сайте, которая проводится каждый понедельник. Причем выбрать можно не только сочетание повторяющихся цифр, но и любую желаемую комбинацию — год рождения, например, или что-то из «гороавасэ». Но даже для участия в лотерее должно быть обоснование: регистрация нового автомобиля, смена собственника, смена префектуры или повреждение самой таблички. Получить самые популярные номера в густозаселенных округах крайне сложно, поэтому для повышения вероятности выигрыша можно поставить машину на учет в другом месте. За участие в лотерее взимается пошлина, размер которой зависит от региона и популярности выбранного номера. Ее точный размер определяется после заполнения заявки, но сумма не превышает 5000 иен (около 3000 руб.).
Так выглядит онлайн-заявка на участие в «Лотерее надежды» на получение желаемых номеров
А это бланк для заполнения и списки номеров лотереи по популярности
Обычно тот, кто хочет себе суперномер, не занимается его получением самостоятельно, а привлекает агентство. Оно берет деньги за саму услугу (7000 иен ≈ 4200 руб.), за пересылку номера, за изготовление таблички в зависимости от формата и наличия светящихся цифр (от 1440 до 5300 иен ≈ 900–3100 руб.), за получение желаемых цифр (5000 иен ≈ 3000 руб.) и, если нужно, за транспортировку автомобиля к месту регистрации (15 000–20 000 иен ≈ 9000–12 000 руб.) и переоформление владельца (5000 иен ≈ 3000 руб.).
В Японии хорошо развит бизнес по изготовлению кастом-номеров — табличек, которые полностью соответствуют техническим требованиям государства, но при этом не имеют юридической силы. Большинство из них связаны с автоспортом (DR-FT, JDM), отдельными марками и моделями (BMW, WRX), но есть и абстрактный набор цифр и букв, понятный только его владельцу. Такие номера часто используют в качестве сувениров и импортируют в США, Австралию и другие страны Тихоокеанского региона.
Китай
Реформа регистрации автомобилей прошла в Поднебесной в 2007 году. Раньше на табличке отображалось полное название провинции, первая латинская буква из этого названия и пять произвольных букв и цифр. Эта схема должна была выдавать последнюю комбинацию в порядке нарастания, но желание многих получить «восьмерку» привело к появлению коррупционных схем. Сейчас выдачей регистрационных знаков занимается компьютер и делает подбор действительно случайным. Но при этом ответственное за регистрацию Министерство общественной безопасности проводит в некоторых городах аукционы по продаже «красивых» номеров. Одним из последствий реформы и маниакального поклонения китайцев числам можно назвать инцидент, который произошел в столице в июле 2008 года. Тогда пятеро «хранителей номера» ножами и дубинками отгоняли зевак от автомобиля с табличкой «8888», ранив несколько человек и получив за работу по 2500 юаней каждый (≈$350) и 16 месяцев тюрьмы.
Тяжелее всего получить номер жителям Пекина, которым для регистрации автомобиля нужно выиграть в ежемесячную лотерею, предварительно получив одобрение на участие в ней. Розыгрыши проходят 26 числа, и в среднем обычные номера получают 12–15 тысяч автовладельцев из более 400 тысяч желающих. Участвовать в лотерее можно пять раз и далее возобновлять заявку. Если участник проигрывает 24 раза (то есть ждет номер два года), его шансы на выигрыш удваиваются, после 36 попыток — вероятность на победу увеличивается в три раза.
Шанхай, Гуанчжоу и Шэньчжэнь для ограничения количества транспортных средств используют в продаже своих номерных знаков систему аукциона. Средняя цена номерного знака в Шанхае составляет около 90 000 юаней (≈ 900 000 руб.), в городах поменьше — 20 000–30 000 юаней (≈ 200 000–300 000 руб.).
Одним из самых дорогих номеров стала табличка с цифрами «28», купленная в Гонконге за 18,1 миллиона гонконгских долларов (≈ $2,3 млн). Этот же покупатель приобрел номер 232 («легкий бизнес») за $174 000. Всего же февральский аукцион принес городу $3,9 миллиона. А рекорды устанавливаются здесь с 1973 года, когда за номера 18 и 9 были выплачены $2,1 и $1,7 миллиона соответственно.
Размер номерных знаков в Китае ближе к европейскому стандарту — то ли из-за прошлых тесных связей с Советским Союзом, то ли из-за нового стремления КНР к глобализации. Большинство легковых автомобилей имеют номера синего цвета. Иногда попадаются и черные таблички — их раньше выдавали иностранцам, но позже, чтобы избежать разговоров о дискриминации, для них просто выделили отдельные серии стандартных номеров, а черный цвет сохранился за дипломатами. На грузовиках номера желтые. У автомобилей спецслужб свои цвета и серии: у скорой помощи зеленые таблички с белым шрифтом, военные и полиция имеют белые номера с черными и красными символами. Любое иностранное транспортное средство при пересечении границы материкового Китая должно получить внутренние номера, это правило распространяется даже на автомобили из Гонконга и Макао.
В регистрации автотранспорта в Китае есть своя фишка-обман. Он начинается с массы автомобилей, мотоциклов и скутеров, которые находятся на нелегальном положении и их нельзя поставить на учет. Этот факт приводит к появлению кучи поддельных документов и подложных номеров. Все местные всегда предупреждают об этом на форумах и рекомендуют при покупке и регистрации техники обращаться к проверенным агентам — их услуги обойдутся в среднем в 300 юаней (≈ 3000 руб.) и спасут от всех кругов ада китайской бюрократии.
Некоторые особенности номерных знаков Сингапура и самый дорогой номер из Тайваня
В Сингапуре стандартный номер выглядит как SBA 1234 A, где первая буква чаще всего S — автомобиль частного лица, а вторая и третья меняются с течением времени. Когда в начале 2000-х закончилась серия SDZ, то ей на смену должны были прийти комбинации с E в середине, что вызвало бы появление слов SEX, SEL (напоминает «продажа»), SIN (грех), SUX (напоминает «отстой»), но транспортное ведомство запретило изготовление подобных сочетаний, так же, как и будущего SKY (небо). Что же касается «красивых» номеров, то несмотря на невероятные затраты на покупку машины и все многочисленные платежи, связанные с ее использованием, в Сингапуре есть черный рынок, на котором пользуются спросом «счастливые» номера.
В Тайване за номер BMW 8888 на аукционе отдали 890 000 местных долларов ($26 572)
Индия
Номера Индии содержат больше всего символов — целых 10, а в исключительных случаях даже 11, и формат их таков: AA 01 AA 1234. Первые две буквы номера обозначают штат, следующие цифры район, далее идет произвольный набор, в котором буквы меняются, когда исчерпана числовая комбинация. Также вторая пара букв может быть зарезервирована под определенный вид транспорта — от рикш до междугородных автобусов. Длинные и квадратные номера выдают районные подразделения Регионального транспортного бюро (RTO) соответствующего штата — основной орган по вопросам дорожного движения. Они могут отличаться не только начальными символами, но и шрифтами. Большое количество возможных комбинаций связано в том числе с тем, что каждые 15 лет нужно заново регистрировать автомобиль, если этого не произошло ранее из-за частых сделок.
Индусы по своему пиетету к красивым числам не уступают китайцам, только вот поводов у них чуть больше: из-за большего количества религий и верований.
Одной из самых желанных комбинаций является 786. Это очень важный для мусульман (ислам — вторая по распространенности религия в стране) символ, поскольку представляет собой сумму чисел расшифровки Басмалы — фразы, с которой начинается каждая сура Корана, кроме 9-й: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного». В почете и номер «108» — число Будды. Ну и никто не отменял восточную нумерологию счастливых чисел, хотя в Индии больше востребованы сочетания 3333 и 6666.
Такое разнообразие потребностей породило соответствующий спрос — до 2014 года подразделения RTO признавались самыми коррумпированными структурами, а его сотрудникам 57% населения давали взятки средним размером 637 рупий (курс рупии к рублю сейчас близок к 1:1). С внедрением компьютерных технологий решать вопросы стало проще, подавая онлайн-заявки.
Еще одним способом борьбы со взятками стала возможность покупки желаемого номера. Тариф зависит от популярности, которая, в свою очередь, сказывается на доступности. В Дели с 2005 года за возможность выбора нужно было заплатить 1000 рупий, но потом произошло разделение: номер из текущей серии стал стоить 6000, а из будущей — 20 000. Повышения цен происходили несколько раз. Последнее из них, в 2012 году, установило тариф на уровне 125 000 и 200 000 рупий соответственно. Помимо этого проводятся аукционы для суперномеров, где цена лота начинается от 100 000 (за номера 2000, 8000 и 8888, 9000, 0101, 0108, 1008) и доходит до 500 000 рупий за 0001.
Головной болью для индусов является кража автономеров. Воров ловят, сажают, но меньше их не становится. Для того чтобы обезопасить владельцев, знаки регистрации делают с высокой степенью защиты и одноразовым креплением. Впрочем, каждый штат решает сам, насколько защищенными должны быть номера, которые он выдает.
Австралия
Разнообразие официальных знаков Зеленого континента могло бы удовлетворить любого индивидуалиста. Их действительно очень много. Начиналось все давным-давно с единичных символов, затем их число выросло до шести, а каждый штат начал вводить свою атрибутику: выбирать расположение букв и цифр, их количество и цвет, размещать слоганы и рисунки. Для легковых автомобилей, трейлеров и мотоциклов предусмотрены свои уникальные комбинации, а транспорт армии имеет собственные знаки.
Но австралийцам этого мало и они используют custom plates — заказные номера. Это таблички одного из стандартных размеров с цветным фоном, набором цифр и букв, главное требование к которым — читаемость и наличие аббревиатуры штата. Эта тема настолько популярна, что стала отдельным бизнесом, особенно в Квинсленде, Виктории и Тасмании. Кастом-номера выдают под строгим контролем государства — после получения обычных табличек или вместо них — и заносят в базу полиции.
В каждом штате свои правила использования индивидуальных номерных знаков. В Южной Австралии нужно оплачивать ежегодные взносы от 13 до 500 австралийских долларов (≈ 900–24 000 руб.). Таким образом, если номер использовать долго, то он может стать дороже автомобиля! В Западной Австралии плата за номер разовая. В Тасмании — 47 видов номеров, и платить за свой «кастомный» нужно в момент покупки: 295–1095 австралийских долларов (≈ 14 000–53 000 руб.). В Квинсленде самые дорогие номера, их цена превышает 3000 австралийских долларов (≈ 145 000 руб.). Но зато на них может быть все что угодно — от фото любимого пляжа до кадра из фильма. Правда, дороже всего стоит классика с одной буквой и четырьмя цифрами на черном фоне. В штате Виктория к кастом-номерам относят и стандартные таблички из прошлых и будущих серий. Последние и стоят дороже всего — цена может быть выше 10 000 австралийских долларов (≈ 482 000 руб.). В Новом Южном Уэльсе столько же стоит номер с единственной цифрой.
У номера с тасманским дьяволом можно заполнить только 3 буквы и 2 цифры, поэтому слово drom полностью не вошло. Но все равно смотрится неплохо и стоит «всего» 395 австралийских долларов (≈ 19 000 руб.)
Все деньги, вырученные за кастом-номера, в Австралии поступают в бюджет государства, и часть этих средств идет на повышение безопасности дорожного движения.
Именно из-за возможности получить практически любой номер у австралийцев ценятся классические знаки, выдававшиеся с начала века по 60-е годы. На них охотятся, они составляют львиную долю лотов на аукционах, где цены взлетают до сотен тысяч долларов. Местный рекорд был поставлен в 2007 году, когда за пару Q2 и Q3 заплатили 600 000 австралийских долларов (≈ 29 млн руб.).
Продолжение следует.
поделиться
Читайте также на Дроме
123632 287
Лада Веста уже 4 месяца на Дальнем Востоке: в целом все хорошо, но есть нюансы
86473 260
Обзор нового кроссовера Skoda Kodiaq: для медведя зима — одна ночь
85970 90
Тюнинг отечественных автомобилей. Инженерия
108959 331
Чинить_нельзя_купить: ремонтировать или покупать б/у двигатель или АКПП?
135225 347
Прощай, Hyundai Creta: после ДТП вынесено решение о «полной гибели транспортного средства»