BMW M3 E46: все еще достоин - «Автоновости» » Авто Новости Дня
Рекорды по расходам: сколько обычный европеец тратит на свой автомобиль за всю жизнь
На крупнейшем автомобильном рынке Европы — в Германии — подсчитали, во сколько обходится владение автомобилем на протяжении всей жизни. Цифры оказались более чем впечатляющими: в среднем водитель тратит 496 400 евро, что составляет примерно 9000 евро в год.

BMW M3 E46: все еще достоин - «Автоновости»



Автор: Даниил Городничев

Фото автора и из открытых источников

Источник: Дром

В мире существует множество автомобилей, которые сегодня обладают культовым статусом. Но лишь немногие из них сумели получить это признание, еще находясь на конвейере. Герой нашего повествования — из этого списка. Речь идет, конечно же, о BMW M3 E46, с начала производства которого недавно исполнилось 25 лет. И это отличный повод вспомнить о том, чем же этот автомобиль был так хорош в прошлом и остается ли он таковым сегодня.



«Я закрываю глаза»



Мне снова 11 лет. Я в очередной раз встаю за два часа до того, как мне нужно будет собираться в школу. Осторожно включаю компьютер, прислушиваясь к каждому шороху и надеясь, что шум кулера не разбудит родителей. Когда загружается Windows XP, я вставляю в разъем наушники и на рабочем столе кликаю на ярлык с названием «NFS: Most Wanted». Пока грузится заставка, я думаю о том, что мне предстоит финальная гонка с Рейзором, после которой игра наконец будет пройдена и у меня больше не останется причин вставать так рано. Спустя полтора часа я на своем BMW M3 GTR перелетаю через мост и отрываюсь от полицейской погони. Игра окончена…




«Я открываю глаза»



Передо мной вновь предстает она — машина из детства. Даже не предполагал, что однажды мне предстоит оказаться за рулем BMW M3 E46, не находясь с ней по разные стороны монитора. Разумеется, я не мог не воспользоваться моментом и решил провести на улицах Санкт-Петербурга полноценный тест-драйв этого по-настоящему культового автомобиля. Что из этого получилось — узнаете в этом материале. Поехали!




В статике



Итак, ко мне в руки попал настоящий BMW M3 E46, выпущенный в уже далеком 2002 году. И несмотря на свой почтенный возраст, автомобиль прекрасно сохранился. Я делаю на этом акцент, потому что найти в 2025 году даже обычную живую «тройку» в этом кузове — задача отнюдь не тривиальная. А в моем случае был не обычный BMW 3-Series, а полноценный спортивный автомобиль подразделения BMW M GmbH.




Причем этому экземпляру каким-то чудом удалось избежать бессмысленного и беспощадного тюнинга нулевых (хотя он и не в стоке, но об этом позже). Не менее удивительно, что такой автомобиль за столько лет не пал жертвой рук нерадивых хозяев и не оказался в серьезном ДТП, ведь многие спортивные BMW тех лет в нашей стране постигла именно такая участь. Но не будем о грустном и перейдем к рассказу о нашем BMW M3.




Когда я впервые вижу эту машину, то сразу понимаю, что мы сработаемся. Кузов словно играет передо мною своими мускулами, приглашая познакомиться поближе. При взгляде на M3 у меня возникают определенные ассоциации со старым матерым боксером, который когда-то давно завоевывал чемпионские титулы, а сейчас уже завершил свою карьеру. Но даже теперь он продолжает пользоваться уважением среди молодых боксеров и в случае чего способен продемонстрировать, что он все еще в отличной форме.




Внешний облик «Эмки» крайне лаконичен и без каких-либо нагромождений, характерных для многих современных автомобилей со спортивным уклоном. Впрочем, она вовсе не лишена деталей, дающих понять, что передо мной вовсе не гражданский автомобиль. С обычной «тройкой» М3 перепутать практически невозможно. Автомобиль сильно выделяется своими широченными арками, массивным обвесом, фирменными «жабрами» на крыльях, дисками большего диаметра и четырьмя выхлопными трубами.






Знаменитый «акулий плавник» на крыше впервые появился именно на BMW 3-Series E46, а «жабры» на крыльях отсылали к культовой модели BMW E9

Наметанный глаз также может отметить более широкую колею спереди и сзади, увеличенные тормозные диски, уменьшенный дорожный просвет и зеркала заднего вида более обтекаемой формы.






Хорошо знакомые с моделью читатели, наверное, уже заметили, что этот экземпляр находится не совсем в стоковом состоянии. На нем установлены крышки капота и багажника, а также передний бампер от именитого немецкого тюнинг-ателье Vorsteiner. Колесные диски также нестандартные — 19-дюймовые Work VS XX. Однако такой стайлинг ничуть не вредит аутентичности и даже идет на пользу, сближая со специальной версией BMW M3 CSL.






Если крышка багажника и передний бампер представляют собой реплику таковых на M3 CSL, то крышка капота с «жабрами» отсылает к гоночной версии M3 GTR

Оптика спереди и сзади стоковая, за исключением светодиодных «ангельских глазок», встроенных в передние фары. Напомню, что с завода на M3 E46 такая оптика никогда не ставилась. Однако внешний облик она ничуть не портит и полностью соответствует духу эпохи, в которую автомобиль был выпущен, поскольку впервые «ангельские глазки» появились на BMW 5-Series в 2001 году.






Управление цветом «ангельских глазок» производится через приложение на телефоне. Выбор цветов ограничен лишь спектром. Их даже можно заставить переливаться всеми цветами радуги. Впрочем, я бы предпочел остановиться на классическом теплом свете

Как бы ни был прекрасен внешний облик «Эмки», будем объективны — самое интересное у нее скрывается под капотом. Речь, конечно же, о легендарном двигателе BMW S54B32. Который стал последним атмосферным шестицилиндровым агрегатом в истории под капотом автомобилей подразделения BMW M GmbH. Двигатель был чрезвычайно хорош 25 лет назад и остается таковым по сей день. Посудите сами: 3,2 литра рабочего объема, 343 л.с., достигаемые при 7900 оборотах в минуту и 365 Нм крутящего момента.




В момент выхода этот двигатель был одним из самых эффективных «атмосферников» по показателю удельной мощности, составлявшей целых 107 л.с./литр

Вся эта мощь передавалась на колеса через 6-ступенчатую МКП Getrag Type D. Автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 5,2 секунды, а максимальная скорость была ограничена на отметке 250 км/ч. Даже сейчас эти характеристики выглядят очень достойно, а уж в 2000 году они и вовсе поражали воображение.



О ходовой части, как и об агрегатах, рассказывать лучше всего на ходу. Отмечу лишь, что у данного экземпляра вместо стандартных стоек стоят койловеры ST XTA. Так что по всем признакам управляться автомобиль должен отменно.






Перемещаясь в салон, не могу не восхититься общим его состоянием. Несмотря на то что пробег приближается к 250 000 км, сохранился он замечательно. Больше его состояния меня удивляет только его оснащение. Небольшой автомобиль среднего класса 23-летней давности нафарширован так, что ему может позавидовать современный китайский кроссовер. Пропускаете любимую телепередачу, будучи за рулем? Не проблема, в магнитолу «Эмки» встроен TV-тюнер. Задние стекла не опускаются, поскольку это купе? Не беда, вместо них есть форточки, причем с электроприводом.




О таких опциях, как климат- и круиз-контроль, бортовой компьютер, подогревы и электрорегулировка сидений и говорить не приходится. Все это входило в базовое оснащение BMW M3 E46. А вот Hi-Fi аудиосистема Harman/Kardon была опцией, которой данный экземпляр может похвастаться.






Приборная панель — отдельный повод для восхищения «Эмкой», особенно после «приборок» современных автомобилей, загроможденных огромным количеством лишней информации. Она простая и лаконичная, с фирменной янтарной подсветкой. Разумеется, в центре всего спидометр, размеченный аж до 300 км/ч. И эти цифры отнюдь не для красоты. При снятии ограничителя автомобиль способен разогнаться до 280 км/ч. Тахометр обращает на себя внимание красной зоной, размеченной на отметке 8000 оборотов в минуту.




Обратите внимание на индикаторы, расположенные после отметки 4000. Они загораются оранжевым, если двигатель еще недостаточно прогрет

К материалам отделки не придраться. Жесткого пластика минимум, зато много декоративных элементов из карбона от версии CSL. Кожа не только на сиденьях, но также на руле и дверных картах.






К слову, сами сиденья очень удобные, с развитой боковой поддержкой, посадка в них низкая, что характерно для многих BMW тех лет. Впрочем, будь у них ручные регулировки, расположиться можно было бы еще ниже.






Спортивные сиденья M Design обиты кожей Nappa и имеют огромное количество регулировок

Про задний ряд особо сказать нечего. Он имеется, и на том спасибо. Не сказать, что места совсем нет, но это двухдверное купе явно не рассчитано на комфортное размещение четырех взрослых людей. Тем удивительнее выглядит наличие подлокотника, светильников для чтения в задних стойках и пепельницы. Более того, в качестве опции предлагалась даже электрошторка заднего стекла.




На ходу



Перед тем как расскажу об ощущениях от вождения, хотелось бы сделать небольшое отступление. BMW M3 E46 для меня — автомобиль особенный. Кроме того что он стал главным героем культовой гоночной игры, о чем я рассказал в начале статьи, мне он знаком как один из лучших спорткаров детства. Я прекрасно помню эпизоды телепередачи Top Gear, ему посвященные, а также статьи в глянцевых автомобильных журналах первой половины 00-х. И по этой причине мне в память навсегда врезался эпизод, когда в 2007 году в Сочи десятилетним ребенком впервые повстречал вживую BMW M3 в фирменном цвете Phoenix Yellow. Он каждый день стоял у нашего гостевого дома, и ни разу не было такого, чтобы я прошел мимо него, не обернувшись.




Поэтому возможность прокатиться на этом автомобиле спустя практически 20 лет, да еще и за рулем — это для меня что-то совершенно особенное. Впрочем, я как могу оттягиваю момент, поскольку глубоко в душе опасаюсь, что кумир из детства может меня разочаровать. Так что я прошу Евгения, владельца BMW M3, прокатить меня на пассажирском месте от набережной на Васильевском острове.



Первая мысль, которая приходит спустя несколько сотен метров: «M3 E46 ощущается как обычный современный автомобиль для повседневной езды». И это действительно так. В салоне достаточно тихо, двигателя особо не слышно, лишь выхлоп ненавязчиво бурчит на низких оборотах. Подвеска достаточно жесткая, но вполне неплохо справляется с неидеальным асфальтовым покрытием петербургских дорог. В «Эмке» совершенно нет ощущения старого автомобиля, несмотря на ее весьма солидный возраст.




Пользуясь случаем, изучаю функциональную сторону салона автомобиля с пассажирского места. Бортовой компьютер имеет множество настроек. Это, конечно, не iDrive, но по сравнению с автомобилями 90-х система кажется вполне себе современной и удобной. Евгений, не упуская возможность, демонстрирует работу TV-тюнера, который практически сразу начинает показывать телеканал «Культура».



Впрочем, сосредоточимся на ходовых качествах автомобиля, все-таки я рассказываю про 343-сильный M3, а не про просто нафаршированную «тройку».






Когда автомобилей на дороге становится меньше, у Евгения наконец появляется возможность нажать на газ. И — ух! Как же быстро и легко она разгоняется, плотно вжимая меня в спинку пассажирского сиденья. Без всяких скидок на возраст — это очень быстрый автомобиль, который даже спустя десятилетия продолжает оставаться динамичнее большей части потока. Но еще приятнее то, что это ускорение сопровождается потрясающим звуком атмосферного шестицилиндрового двигателя. В новых M3/M4 подобной симфонии вы уже не услышите, как бы ни были они быстры.



После нескольких ускорений ко мне приходит понимание, что разочарования в кумире юности у меня абсолютно точно не случится, поэтому прошу владельца передать мне управление.




Пересаживаюсь на водительское место и трогаюсь. Педаль сцепления тяжелая, длинноходная и требует привыкания. Сам автомобиль очень неохотно трогается при работе сцеплением, заставляя водителя подгазовывать. По ощущениям тяги снизу как будто бы и вовсе нет.




Совсем не впечатлило переключение передач: они нечеткие, сам рычаг болтается в пазу выбранной передачи. На одном из перекрестков я даже заглох, отпустив сцепление, поскольку не заметил, что покачал рычаг в пазу первой передачи, а не в нейтрали. Да, возможно, это особенность конкретного экземпляра, но хочу заметить, что нечеткий ход рычага КП характерен большинству BMW эпохи 80-х, 90-х и начала 00-х годов.




Руль с гидроусилителем, но легким его не назовешь, поэтому маневрировать на небольших скоростях и в узких пространствах не слишком удобно.




Также немало вопросов осталось к плавности хода. Когда находился на пассажирском месте, то автомобиль показался мне достаточно мягким, но спустя десяток пройденных километров все же вынужден констатировать, что он очень жесткий. Настолько, что за время поездки тряска меня по-настоящему утомила. Вероятнее всего, виной тому койловеры, установленные вместо штатных стоек. Однако, изучая материалы по M3, нередко встречал слова о том, что и на стандартной подвеске машина достаточно жесткая.



Но что-то я как-то сразу увел все в негатив, вам не кажется? А все потому, что это единственные существенные недостатки, которые я обнаружил во время нахождения за рулем. Дальше приготовьтесь к оде любви, посвященной этому прекрасному автомобилю.




Двигатель — песня. Недаром S54B32 получил шесть побед подряд в конкурсе International Engine of the Year в категории автомобилей с объемом двигателей от трех до четырех литров. Выше я писал, что на низких оборотах ощущается недостаток тяги, но уже по достижении 2000 оборотов в минуту в вашем распоряжении 80% от всего крутящего момента. А после отметки в 4000 получаете настолько потрясающую эластичность двигателя во всем оставшемся диапазоне, что ей могут позавидовать современные турбомоторы. И это неудивительно, ведь даже в 2025 году производители стремятся к тому, чтобы нарастание тяги в турбированных двигателях было таким же бесшовным, как в мощных «атмосферниках».



К сожалению, в городе невозможно в полной мере реализовать весь потенциал двигателя и шасси М3, но тот небольшой опыт езды, который я получил, описать все-таки постараюсь.




Педаль акселератора, особенно в режиме «Спорт», приятно удивила отличным откликом на нажатие — мягким и понятным. А в совокупности с прекрасно настроенной коробкой передач управление тягой в целом доставляет невероятное удовольствие. Считаю, что мне повезло оказаться за рулем M3 с 6-ступенчатой «механикой», а не «роботом» SMG II. Впрочем, по словам владельцев автомобилей с такой коробкой, в ней тоже есть свой шарм. Недаром же заряженная версия M3 CSL оснащалась исключительно роботизированной КП.



Разгон, возможно, не поразит владельцев электромобилей, однако он чрезвычайно эмоциональный. В боевом режиме автомобиль не дает расслабиться ни на секунду, напоминая, что его вождение — отнюдь не будничное занятие. И даже если в какой-то момент вы привыкнете к этому действительно поразительному ускорению, то достаточно просто повернуть руль, и «Эмка» вновь сможет вас впечатлить.




Что касается реакций на руль, то мне они показались не слишком острыми. Более того, я бы сказал, что коммуникация руля с колесами немного отстраненная. Но даже с учетом этого управляемость M3 на дороге — это что-то с чем-то. Возможно, где-нибудь на гоночном треке вы столкнетесь с тем, что автомобиль страдает от недостаточной поворачиваемости, а кузов не такой жесткий, как хотелось бы, однако во время обычной езды я не могу представить условий, в которых бы «Эмка» спасовала. По ощущениям, это на 100% спортивный автомобиль, до пределов возможностей которого добраться очень непросто. Заданную траекторию он держит просто эталонно, отсутствуют какие-либо намеки на крен. С такой способностью проходить повороты очень кстати приходятся спортивные сиденья с развитой боковой поддержкой, которые твердо держат водителя в своих объятиях.



BMW M3 E46 прекрасно разгоняется и поворачивает, но грош цена была бы этим качествам, если бы он не был способен нормально останавливаться. Благо с тормозами у автомобиля все отлично. М3 оснащен четырьмя вентилируемыми дисками размером 325 мм спереди и 328 мм сзади. С учетом массы чуть более полутора тонн (это, к слову, на 200 кг меньше, чем весит актуальный BMW M2) тормозов хватает для остановок абсолютно с любых скоростей.




Резюмирую. Для меня это совершенно замечательный автомобиль, который сумел перенести сквозь годы все те качества, за которые его любили 25 лет назад. Он прекрасно выглядит, хорошо оснащен, качественно собран. Под капотом у него потрясающий двигатель, работающий в паре с не менее потрясающей коробкой. А его управляемость заставит проникнуться уважением даже владельцев современных «Эмок». Что же касается недостатков, то они в первую очередь связаны с тем, что это спортивный автомобиль в гражданской шкуре, а не наоборот. Возможно, это не самая подходящая машина для повседневной езды. Но если нужен заряженный автомобиль той эпохи для поездок в выходной день, то лучшего кандидата не найти.



Владение мечтой



Когда речь идет о таком культовом автомобиле, как BMW M3, нужно рассказать о специфике владения. Поэтому после съемок и тест-драйва мы пообщались с Евгением об этом.




— Впервые я познакомился с ним в конце апреля в 2023 году. Через неделю купил машину у прежней владелицы.



— Почему именно BMW М3 Е46?



— Осознанного выбора именно этой модели не было. Изначально рассматривал следующий кузов «тройки» с 3,0-литровым мотором. Среди пожеланий был задний привод, «механика» и мощность более 300 л.с. Машину искал не для повседневной езды, а в качестве отдушины. Хотелось иметь мощный автомобиль, на котором я мог бы красиво и динамично кататься с открытыми окнами, вручную переключать передачи, самостоятельно управлять тягой и получать удовольствие от агрессивного вождения. Но поиски слишком затянулись, на три долгих года, пока не купил этот экземпляр.




Думал уже присмотреться к более дорогому BMW M3 E92, но и тут попадались исключительно «выжатые» варианты. Уже было разочаровался найти что-то стоящее в этом сегменте, но тут друг прислал ссылку на объявление о продаже M3, но в предыдущем кузове. Свежеокрашенная, в хорошем техническом и визуальном состоянии. Меня испугал только пробег, однако желание иметь «заряженный» автомобиль перевесило.



Когда при осмотре сел в эту М3, то понял — вот оно! Ни о чем другом уже не думал. Кузов досконально не осматривал, как и пороги, и другие обязательные к изучению параметры возрастного автомобиля. Мне важно было чувствовать, что это моя машина. И вот с этого момента всегда сажусь в нее с ощущением, что это мое пространство.




— В каком состоянии находился автомобиль? Были ли у него какие-то особенности?



— Состояние было неплохое. Мотор живее всех живых, даже в сравнении с более молодыми автомобилями, что я рассматривал. Многие BMW E92 и с пробегами до 100 000 км уже имели стружку в масляных стаканах от вкладышей, а здесь ее не было.



Кузов был не так давно окрашен в цвет, близкий к Laguna Seca Blue. Машина попала в мои руки после полировки, обтянутой в защитную пленку, на новых японских дисках. Но без возрастных «болячек» кузова все-таки не обошлось. Имеются трещины на стаканах впереди, но пока это ни к чему плохому не приводит. Мне повезло, что прошлые владельцы установили на задние стаканы X-bar, который связал стаканы и основание багажника, что предотвратило разрыв металла в месте крепления подрамника к кузову (еще одна известная проблема).






На этих фото автомобиль еще у прежнего владельца. Как можно заметить по актуальным фотографиям, визуально M3 практически не изменился

Главное, что оценил в автомобиле — полная и прозрачная история начиная с первого владельца. Было приятно узнать, что мой новый автомобиль привлекал к себе внимание на улицах Москвы еще в 2002 году.






А вот так выглядел автомобиль у первого владельца. Он приобрел его новым и сразу же подверг доработкам, часть из которых сегодня выглядят крайне спорно

Конечно, в течение моей эксплуатации всплывают некоторые проблемы от прежних владельцев, которые в итоге приходится исправлять, но общее впечатление от автомобиля строго положительное.




— Поделись своими эмоциями от автомобиля. Каково его водить?



— Это автомобиль, который я буду вспоминать как первую любовь. В первый год даже опасался раскрывать весь потенциал его мотора, но потом это прошло. Эластичность двигателя удивляет до сих пор, ведь ранее я ездил лишь на четырех цилиндрах с турбиной, которые имели «полку момента». Запас мощности солидный, а «механика» позволяет без проблем выбирать режим, в котором хотелось бы ехать. Также отмечу кнопку «Sport», благодаря которой педаль газа становится более чувствительной, но при этом не теряет информативность. В таком режиме можно сполна прочувствовать всю мощь атмосферного высокооборотистого двигателя. Очень жаль, конечно, что дороги общего пользования не дают ему полностью раскрыться.




Что касается ходовых качеств, то «Эмка», конечно, жесткая, так как у нее установлена регулируемая спортивная подвеска. Тот, кто ее ставил, ориентировался на стенс-проект. Я же для себя решил, что между комфортом вождения и внешним видом надо искать компромисс, поэтому установил средние положения высоты и мягкости.



— Что было сделано за время владения?



— За два года, по сути, проводил только плановое обслуживание: масло, фильтры, замена вкладышей шатунов и прочее. Некоторые прежние проблемы решал по мере возможности. К примеру, заменил нишу аккумулятора в багажнике и отремонтировал работу центрального замка. По стайлингу сделал хорошие «глазки» на фарах.




— Насколько накладно по финансам владеть такой вот 23-летней «Эмкой»?



— Не так дорого, как я об этом думал. Если не считать обычные траты на топливо, обслуживание, ОСАГО и налог, то платежи минимальны. Самая большая сумма была потрачена на замену вкладышей шатунов. Оригинальный комплект вместе с работой по замене обошелся в 154 000 рублей.



Стандартное ТО обходится в районе 20 000 рублей. Расход топлива в районе 15 литров 100-го бензина в спокойном режиме, и все 25 литров на 100 км — если решаешь «притопить». Но так как машина используется редко (примерно 3000 км в теплое время года), то это не столь уж огромные траты.



— Есть планы по автомобилю?



— Очень хочется сделать его идеальной «машиной мечты»: убрать все огрехи по кузову, заменить МКП (которая уже устала), перекрасить, купить другие диски, заменить навесные кузовные элементы. Но, по опыту других людей с такими проектами, путь предстоит долгий, если не вечный. Продавать я ее точно не хочу, хотя не буду лукавить, были такие мысли раньше, когда внезапно возникали финансовые проблемы.




— Опыт эксплуатации каких автомобилей имеется, помимо М3? Поменял бы ее на «Эмку» нового поколения?



— Долго ездил на родительском Ford Mondeo третьего поколения с дизельным двигателем 2.2, было множество каршеринговых машин. Но мне всегда не хватало мощности для комфортной и безопасной в моем понимании езды по городу и трассе.



Новые «Эмки», конечно, впечатляют по части техники. Столько технологий внедряется, чтобы сделать мотор еще мощнее и эффективнее, но мне не по душе турбированные двигатели. Точнее: не нравится характерная для них турбояма. Поэтому атмосферные моторы для меня — лучший вариант. В теории я бы пересел на «Эмку» следующего поколения с атмосферным V8 и опять же на «механике». Но это под большим вопросом.




Еще один автомобиль, который мне интересен — Chevrolet Corvette C6. Вот на него я бы пересел, если бы появилась возможность. Но Корвет еще более редкий и дорогой, чем моя «Эмка». Так что это все скорее фантазии и размышления, чем реальные планы на будущее.




Экскурс в историю



Наконец, в качестве завершения статьи хотелось бы сделать небольшой исторический экскурс — что же это за зверь такой, BMW M3 E46. Но перед этим вспомним, откуда вообще берет свое начало спортивная версия «тройки».




Первое поколение BMW M3 в кузове E30 впервые показали во Франкфурте в 1985 году. Автомобиль разрабатывался в первую очередь для участия в гоночных соревнованиях. Оснащался двигателем BMW S14 объемом 2,3 литра и мощностью 195 л.с., имел доработанную подвеску и существенно измененный кузов. Одна из первых «Эмок» в истории не только смогла достичь невероятных успехов в спорте, но и весьма неплохо продавалась. Поэтому неудивительно, что этот автомобиль дал старт семейству BMW M3, успешно существующему и по сей день.





Автомобиль второго поколения с индексом E36 представили в 1992 году. Создавался уже как дорожный автомобиль класса Gran Turismo и отличался большим количеством изменений относительно предшественника, среди которых был рядный шестицилиндровый двигатель мощностью от 286 до 321 л.с. и абсолютно новая многорычажная подвеска сзади. M3 E36 удалось закрепить рыночный успех модели и получить репутацию одного из самых драйверских BMW в истории. Также в этом поколении впервые появилась версия с кузовом седан.





Третье поколение, которому и посвящен этот материал, дебютировало на Парижском автосалоне в 2000 году. Несмотря на то что внешне автомобиль и казался абсолютно новым, технически он отличался от предыдущего M3 E36 не так уж и сильно. Сохранился и рядный шестицилиндровый двигатель без наддува, и схема передней и задней подвесок. Но при этом автомобиль стал мощнее на 22 л.с. и легче аж на 110 кг.





Главным нововведением относительно M3 прошлого поколения стала роботизированная коробка передач SMG II, которая предлагалась в качестве опции с сентября 2001 года. Она имела 11 разных программ, настраиваемых водителем, и Launch Control.




В M3, как и в стандартной «тройке», использовалась та же базовая конструкция подвески со стойками McPherson спереди и «многорычажкой» сзади. Но список доработок подразделения BMW M GmbH был такой, что назвать подвески одинаковыми язык не повернется. Среди наиболее существенных изменений отметим более широкую колею как спереди, так и сзади; уникальные нижние рычаги из кованого алюминия в форме «крыла летучей мыши» со специальными подшипниками, втулками и подушками; более прочный подрамник от кабриолета E46; модифицированные рычаги задней подвески со стальными шаровыми шарнирами; уникальные пружины и амортизаторы и увеличенные стабилизаторы поперечной устойчивости.




Одной из самых выдающихся модификаций стал BMW M3 CSL, получивший свою приставку в честь легендарного «бэтмобиля» — BMW 3.0 CSL. Был представлен в 2003 году как облегченная версия стандартного купе. Вес составлял лишь 1385 кг, что на 10% меньше, чем у исходного автомобиля. Также поработали и над двигателем: теперь он выдавал 360 л.с. вместо 343.





Многие даже сегодня продолжают считать BMW M3 CSL лучшей «Эмкой» в истории

Не обойти вниманием гоночную версию BMW M3 GTR, которая скрывала под капотом двигатель V8 объемом 4,0 л и мощностью 460 л.с. Этот автомобиль стал знаменитым еще до своего появления в серии игр Need For Speed, покорив чемпионат ALMS.





В конце 2024 года компания BMW воссоздала автомобиль из культовой компьютерной игры Need For Speed: Most Wanted. В ее основу лег реальный гоночный болид, который оклеили в ливрею.





Этот BMW M3 GTR можно считать первой достоверной репликой автомобиля из игры, поскольку все остальные копии были основаны на обычных BMW M3

Существовала также дорожная версия BMW M3 GTR, восьмицилиндровый двигатель которой был дефорсирован до 350 л.с. Всего было выпущено десять экземпляров, но доподлинно известно лишь о судьбе двух.





После BMW M3 E46 вышло еще три поколения этого семейства. И все они получились очень разными. «Эмка» в кузове E90 стала первой серийной M3 с двигателем V8. BMW M3 F80 впервые в истории оснастили турбомотором и электроусилителем руля. Ну а актуальная M3 с индексом G80 обзавелась полным приводом и кузовом универсал. Где-то там, в промежутке, купе и кабриолеты отделились в отдельное семейство M4, создав некоторую путаницу.




Спустя два десятилетия после завершения производства M3 третьего поколения не теряется ни на фоне своих предшественников, ни на фоне преемников. С одной стороны, это полноценный янгтаймер, а с другой — крайне интересный автомобиль для вождения. Он получился своего рода мостиком между современными и классическими моделями, и по этой причине у него есть шанс стать одним из самых значимых автомобилей в истории марки.

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Автор: Даниил Городничев Фото автора и из открытых источников Источник: Дром В мире существует множество автомобилей, которые сегодня обладают культовым статусом. Но лишь немногие из них сумели получить это признание, еще находясь на конвейере. Герой нашего повествования — из этого списка. Речь идет, конечно же, о BMW M3 E46, с начала производства которого недавно исполнилось 25 лет. И это отличный повод вспомнить о том, чем же этот автомобиль был так хорош в прошлом и остается ли он таковым сегодня. «Я закрываю глаза» Мне снова 11 лет. Я в очередной раз встаю за два часа до того, как мне нужно будет собираться в школу. Осторожно включаю компьютер, прислушиваясь к каждому шороху и надеясь, что шум кулера не разбудит родителей. Когда загружается Windows XP, я вставляю в разъем наушники и на рабочем столе кликаю на ярлык с названием «NFS: Most Wanted». Пока грузится заставка, я думаю о том, что мне предстоит финальная гонка с Рейзором, после которой игра наконец будет пройдена и у меня больше не останется причин вставать так рано. Спустя полтора часа я на своем BMW M3 GTR перелетаю через мост и отрываюсь от полицейской погони. Игра окончена… «Я открываю глаза» Передо мной вновь предстает она — машина из детства. Даже не предполагал, что однажды мне предстоит оказаться за рулем BMW M3 E46, не находясь с ней по разные стороны монитора. Разумеется, я не мог не воспользоваться моментом и решил провести на улицах Санкт-Петербурга полноценный тест-драйв этого по-настоящему культового автомобиля. Что из этого получилось — узнаете в этом материале. Поехали! В статике Итак, ко мне в руки попал настоящий BMW M3 E46, выпущенный в уже далеком 2002 году. И несмотря на свой почтенный возраст, автомобиль прекрасно сохранился. Я делаю на этом акцент, потому что найти в 2025 году даже обычную живую «тройку» в этом кузове — задача отнюдь не тривиальная. А в моем случае был не обычный BMW 3-Series, а полноценный спортивный автомобиль подразделения BMW M GmbH. Причем этому экземпляру каким-то чудом удалось избежать бессмысленного и беспощадного тюнинга нулевых (хотя он и не в стоке, но об этом позже). Не менее удивительно, что такой автомобиль за столько лет не пал жертвой рук нерадивых хозяев и не оказался в серьезном ДТП, ведь многие спортивные BMW тех лет в нашей стране постигла именно такая участь. Но не будем о грустном и перейдем к рассказу о нашем BMW M3. Когда я впервые вижу эту машину, то сразу понимаю, что мы сработаемся. Кузов словно играет передо мною своими мускулами, приглашая познакомиться поближе. При взгляде на M3 у меня возникают определенные ассоциации со старым матерым боксером, который когда-то давно завоевывал чемпионские титулы, а сейчас уже завершил свою карьеру. Но даже теперь он продолжает пользоваться уважением среди молодых боксеров и в случае чего способен продемонстрировать, что он все еще в отличной форме. Внешний облик «Эмки» крайне лаконичен и без каких-либо нагромождений, характерных для многих современных автомобилей со спортивным уклоном. Впрочем, она вовсе не лишена деталей, дающих понять, что передо мной вовсе не гражданский автомобиль. С обычной «тройкой» М3 перепутать практически невозможно. Автомобиль сильно выделяется своими широченными арками, массивным обвесом, фирменными «жабрами» на крыльях, дисками большего диаметра и четырьмя выхлопными трубами. Знаменитый «акулий плавник» на крыше впервые появился именно на BMW 3-Series E46, а «жабры» на крыльях отсылали к культовой модели BMW E9 Наметанный глаз также может отметить более широкую колею спереди и сзади, увеличенные тормозные диски, уменьшенный дорожный просвет и зеркала заднего вида более обтекаемой формы. Хорошо знакомые с моделью читатели, наверное, уже заметили, что этот экземпляр находится не совсем в стоковом состоянии. На нем установлены крышки капота и багажника, а также передний бампер от именитого немецкого тюнинг-ателье Vorsteiner. Колесные диски также нестандартные — 19-дюймовые Work VS XX. Однако такой стайлинг ничуть не вредит аутентичности и даже идет на пользу, сближая со специальной версией BMW M3 CSL. Если крышка багажника и передний бампер представляют собой реплику таковых на M3 CSL, то крышка капота с «жабрами» отсылает к гоночной версии M3 GTR Оптика спереди и сзади стоковая, за исключением светодиодных «ангельских глазок», встроенных в передние фары. Напомню, что с завода на M3 E46 такая оптика никогда не ставилась. Однако внешний облик она ничуть не портит и полностью соответствует духу эпохи, в которую автомобиль был выпущен, поскольку впервые «ангельские глазки» появились на BMW 5-Series в 2001 году. Управление цветом «ангельских глазок» производится через приложение на телефоне. Выбор цветов ограничен лишь спектром. Их даже можно заставить переливаться всеми цветами радуги. Впрочем, я бы предпочел остановиться на классическом теплом свете Как бы ни был прекрасен внешний облик «Эмки», будем объективны — самое интересное у нее скрывается под капотом. Речь, конечно же, о легендарном двигателе BMW S54B32. Который стал последним атмосферным шестицилиндровым агрегатом в истории под капотом автомобилей подразделения BMW M GmbH. Двигатель был чрезвычайно хорош 25 лет назад и остается таковым по сей день. Посудите сами: 3,2 литра рабочего объема, 343 л.с., достигаемые при 7900 оборотах в минуту и 365 Нм крутящего момента. В момент выхода этот двигатель был одним из самых эффективных «атмосферников» по показателю удельной мощности, составлявшей целых 107 л.с./литр Вся эта мощь передавалась на колеса через 6-ступенчатую МКП Getrag Type D. Автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 5,2 секунды, а максимальная скорость была ограничена на отметке 250 км/ч. Даже сейчас эти характеристики выглядят очень достойно, а уж в 2000 году они и вовсе поражали воображение. О ходовой части, как и об агрегатах, рассказывать лучше всего на ходу. Отмечу лишь, что у данного экземпляра вместо стандартных стоек стоят койловеры ST XTA. Так что по всем признакам управляться автомобиль должен отменно. Перемещаясь в салон, не могу не восхититься общим его состоянием. Несмотря на то что пробег приближается к 250 000 км, сохранился он замечательно. Больше его состояния меня удивляет только его оснащение. Небольшой автомобиль среднего класса 23-летней давности нафарширован так, что ему может позавидовать современный китайский кроссовер. Пропускаете любимую телепередачу, будучи за рулем? Не проблема, в магнитолу «Эмки» встроен TV-тюнер. Задние стекла не опускаются, поскольку это купе? Не беда, вместо них есть форточки, причем с электроприводом. О таких опциях, как климат- и круиз-контроль, бортовой компьютер, подогревы и электрорегулировка сидений и говорить не приходится. Все это входило в базовое оснащение BMW M3 E46. А вот Hi-Fi аудиосистема Harman/Kardon была опцией, которой данный экземпляр может похвастаться. Приборная панель — отдельный повод для восхищения «Эмкой», особенно после «приборок» современных автомобилей, загроможденных огромным количеством лишней информации. Она простая и лаконичная, с фирменной янтарной подсветкой. Разумеется, в центре всего спидометр, размеченный аж до 300 км/ч. И эти цифры отнюдь не для красоты. При снятии ограничителя автомобиль способен разогнаться до 280 км/ч. Тахометр обращает на себя внимание красной зоной, размеченной на отметке 8000 оборотов в минуту. Обратите внимание на индикаторы, расположенные после отметки 4000. Они загораются оранжевым, если двигатель еще недостаточно прогрет К материалам отделки не придраться. Жесткого пластика минимум, зато много декоративных элементов из карбона от версии CSL. Кожа не только на сиденьях, но также на руле и дверных картах. К слову, сами сиденья очень удобные, с развитой боковой поддержкой, посадка в них низкая, что характерно для многих BMW тех лет. Впрочем, будь у них ручные регулировки, расположиться можно было бы еще ниже. Спортивные сиденья M Design обиты кожей Nappa и имеют огромное количество регулировок Про задний ряд особо сказать нечего. Он имеется, и на том спасибо. Не сказать, что места совсем нет, но это двухдверное купе явно не рассчитано на комфортное размещение четырех взрослых людей. Тем удивительнее выглядит наличие подлокотника, светильников для чтения в задних стойках и пепельницы. Более того, в качестве опции предлагалась даже электрошторка заднего стекла. На ходу Перед тем как расскажу об ощущениях от вождения, хотелось бы сделать небольшое отступление. BMW M3 E46 для меня — автомобиль особенный. Кроме того что он стал главным героем культовой гоночной игры, о чем я рассказал в начале статьи, мне он знаком как один из лучших спорткаров детства. Я прекрасно помню эпизоды телепередачи Top Gear, ему посвященные, а также статьи в глянцевых автомобильных журналах первой половины 00-х. И по этой причине мне в память навсегда врезался эпизод, когда в 2007 году в Сочи десятилетним ребенком впервые повстречал вживую BMW M3 в фирменном цвете Phoenix Yellow. Он каждый день стоял у нашего гостевого дома, и ни разу не было такого, чтобы я прошел мимо него, не обернувшись. Поэтому возможность прокатиться на этом автомобиле спустя практически 20 лет, да еще и за рулем — это для меня что-то совершенно особенное. Впрочем, я как могу оттягиваю момент, поскольку глубоко в душе опасаюсь, что кумир из детства может меня разочаровать. Так что я прошу Евгения, владельца BMW M3, прокатить меня на пассажирском месте от набережной на Васильевском острове. Первая мысль, которая приходит спустя несколько сотен метров: «M3 E46 ощущается как обычный современный автомобиль для повседневной езды». И это действительно так. В салоне достаточно тихо, двигателя особо не слышно, лишь выхлоп ненавязчиво бурчит на низких оборотах. Подвеска достаточно жесткая, но вполне неплохо справляется с неидеальным асфальтовым покрытием петербургских дорог. В «Эмке» совершенно нет ощущения старого автомобиля, несмотря на ее весьма солидный возраст. Пользуясь случаем, изучаю функциональную сторону салона автомобиля с пассажирского места. Бортовой компьютер имеет множество настроек. Это, конечно,

Похожие новости

Другие новости сегодня

Комментарии (0)
Добавить комментарий
15.01.26
Рекорды по расходам: сколько обычный европеец тратит на свой автомобиль за всю
На крупнейшем автомобильном рынке Европы — в Германии — подсчитали, во сколько обходится владение автомобилем на протяжении всей жизни. Цифры оказались более чем впечатляющими: в среднем водитель тратит 496 400 евро, что составляет примерно 9000 евро в год. Причём в...
0 642
15.01.26
Мигать не стал, зелёный не включил: что делать, если светофор застыл на красном
В большом городе неисправный светофор — не экзотика, а будни. Иногда он отключается полностью, иногда переходит в режим мигающего жёлтого. Но самая запутанная ситуация — когда сигнал просто "застревает", чаще всего на красном. Водители теряются: ждать,...
0 756
15.01.26
Инспектор караулит у подъезда: как водитель становится нарушителем, даже не
Распространённое заблуждение среди водителей — полагать, что ПДД действуют только на проезжей части. Но на практике штрафы можно получить и прямо во дворе собственного дома. Причём основания для этого самые разные: от неправильной парковки до работы двигателя на...
0 577
14.09.25
Бедный миллионер: сложный выбор автомобиля с миллионом в кармане - «Автоновости»
Автор: Василий Ларин Фото автора и Дрома Источник: Дром Такое, как в нашем сегодняшнем случае, бывает — у человека появился на руках миллион рублей. И эти деньги не свалились на халяву, а честно заработаны праведным трудом, причем физическим. Нужен автомобиль, и не...
0 292
14.09.25
Мерседес на все времена: история одного старого S500 - «Автоновости»
Автор: Иван Долматов Фото: Алексей Степанов Источник: Дром Этот S-Class неизменно обращает на себя внимание, привлекая изумленные взгляды прохожих и водителей. Владельца регулярно осаждают ценители с просьбой продать, причем за достойные деньги, но раз за разом слышат...
0 316