В гостях у «дяди Васи». Покупка машины с пробегом в США, или Shit Happens - «Автоновости»
Автор: Martyn36
Фото автора и из открытых источников
Источник: ДромМой давний собрат по увлечению мотоциклами переехал в США почти 20 лет назад, но мы до сих пор общаемся так, как будто и не было прошедших лет. И когда в конце августа ему понадобилось срочно купить не новый, но добротный автомобиль за $5000–$10 000, мне, не вставая с домашнего кресла, пришлось окунуться в самую гущу американского рынка подержанных машин в непривычном качестве виртуального автоподборщика, этакого «иностранного консультанта». Хотя мне на разных машинах и мотоциклах довелось исколесить немало американских дорог, устройство заокеанских автомобилей для меня так и осталось загадкой. Однако главные проблемы в поиске достойного варианта оказались почти не связаны с техникой.
Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
А зачем вообще моему далекому собеседнику понадобились советы провинциального российского «гаражника», мало того, что не всегда адекватные, так еще и запаздывающие из-за десятичасовой разницы во времени? Разве не логичнее и проще обратиться к местному спецу, знающему все «болячки» разнообразных Бьюиков и Доджей, или же пригнать понравившуюся машину на осмотр в ближайший автосервис? Но все дело в географии и местных особенностях. Живет мой мотоединомышленник в глубинке той самой «одноэтажной Америки». И хотя табличка на въезде в его городок не так экстремальна, как встретившаяся мне однажды в тамошних прериях,..
... но найти этот «мегаполис» на карте непросто. Расположен он у подножия Скалистых гор (Rocky Mountains). В доброе старое время мне не раз приходилось бывать в Скалистых горах на всем протяжении от Нью-Мексико до Монтаны. Природа там изумительная, но и безлюдных мест хватает. Кстати, большинство фотографий резвящихся зверей, использованных в выпуске блога о встречах с животными на дорогах, мне удалось сделать как раз в Скалистых горах или на подступах к ним.
Ну а там, где гор нет, к городку подступает пустыня, раскинувшаяся на многие десятки миль. Если набраться терпения и выдержать впечатляющий, но однообразный придорожный пейзаж,..
... то через несколько часов можно оказаться на соляном озере Бонневиль, культовом для всех любителей скорости. Когда-то оно показалось мне самым лучшим местом для проверки «максималки» свеженького Шеви Малибу.
Бонневиль — лишь один из многих отличных маршрутов выходного дня для местных жителей. Но, как известно, все имеет свою теневую сторону. За близость к природе, чистый воздух и удаленность от мест гнездований активистов BLM и ЛГБТ приходится платить отсутствием таких благ цивилизации, как автосервисы по соседству. Это становится особенно важно, если в гараже хватает разной техники. Дело в том, что оказавшись в США с пятью сотнями долларов в кармане, забытым школьным английским и когда-то начатым, да так и незаконченным высшим образованием, за счет упорного и нелегкого труда «self-made in Russia man» смог быстро воплотить материальную часть традиционной «американской мечты», попутно дополнив ее любимыми игрушками.
Но то, что радует по выходным, далеко не всегда годится на каждый день. Особенно если этот день выглядит вот так:
Поэтому в компанию к Харли и Корвету регулярно приобреталась недорогая подержанная машина с обычным для тех мест пробегом около 150 000 миль и ценой в $5000–$6000. Бюджет, пробег и бренд выбирались так, чтобы автомобиль уже было совершенно не жалко, но он все еще мог порадовать ездока. Через два–три года он надоедал и продавался почти без потери денег. Дольше всех в хозяйстве продержался этот Додж Магнум RT с мотором V8 Hemi объемом 5,7 литра мощностью 345 л.с.
Восьмилетняя машина, купленная за $6800, оказалась удобна как для вылазок в дикую природу,..
... так и для экспедиций в супермаркет за самым необходимым.
Идиллию нарушило ДТП. Страховая компания, оценив стоимость ремонта, определила, что восстанавливать Додж нерентабельно, и выплатила его среднерыночную стоимость, обязав сдать автомобиль через несколько дней. Оспорить вердикт не удалось, несмотря на то что последствия этого «тяжелейшего» ДТП выглядели вот так:
«Ну тупы-ы-ы-е», тут ведь работы на полдня с перекурами? Может быть, вот только оценивается эта работа в США дороже, чем иная машина. Поэтому в гараже срочно «прописался» соплатформенный Магнуму Крайслер 300С с точно таким же мотором V8 Hemi. Он стоил всего $5800, но был старше Доджа, и поэтому некоторые легкосъемные узлы с Магнума перемещались на Крайслер до тех пор, пока машину не забрала страховая компания.
Однако эта скоропостижная покупка оказалась крайне неудачной. Периодические скачки напряжения несколько раз приводили к повреждению блока управления двигателем стоимостью 800 долларов. Хорошо хоть, что иногда выручала гарантия на новые «мозги». Замена генератора проблему не решила, и Крайслер часто ездил на эвакуаторе.
Вдобавок во время второй «зимовки» холодная машина стала трогаться с пробуксовкой. Поскольку замена гидротрансформатора или ремонт коробки могли стоить больше, чем сам Крайслер, а в теплое время дефект никак не проявлялся, решено было ездить дальше. Но после нескольких вылазок на десятки миль в пустыню по грунтовкам...
... при резком наборе оборотов в двигателе стал прослушиваться отчетливый стук, а в моторном масле появилась металлическая пыль. Визит в автосервис ничего не прояснил — механики только недоуменно пожали плечами. Конечно, с моей стороны ставить диагноз через WhatsApp было несколько самонадеянно, но я все же предположил, что это стучит коленвал из-за износа вкладышей. Такой мотор не жилец, его надо срочно ремонтировать или менять. Но это опять будет стоить как весь Крайслер!
Конечно, машину можно было продать, переложив решение всех накопившихся проблем на кошелек следующего владельца. Местные законы в таких случаях полностью на стороне продавца. Но, по совести говоря, этот вариант никуда не годился, и Крайслер продолжил ездить. Развязка наступила через пару месяцев, когда на серпантине соскочил один из шлангов радиатора. Его удалось поставить на место, а в багажнике нашлась канистра с антифризом. Однако, хотя указатель температуры ничего экстремального не уловил, через 20 минут двигатель заклинило. Как говорится, shit happens. Вскрытие показало, что провернулись коренные вкладыши коленвала. Замена мотора на непонятное б/у стоила от $4000 до $7000. Такая сумма вместе с проблемным «автоматом» означала, что к зиме нужна другая рабочая машина, а пока профессию доставщика пришлось освоить Корвету.
Авторазборка была готова забрать Крайслер за $400, но местный «самоделкин» дал за него $700. Осталось, как обычно, добавить $5000–$6000 и выбрать подходящую машину? Как бы не так!
Внезапно выяснилось, что за пару «ковидных» лет, прошедших после покупки злосчастного Крайслера, американский рынок подержанных автомобилей изменился до неузнаваемости. Мало того что популярные модели подорожали на «вторичке» в два-три раза, так еще и многие продавцы стали крайне неразговорчивы, прекращая диалог после вопросов о замене масла, тормозных колодок или приводных ремней. Вероятность купить хлам резко возросла, но спрос стал таким, что даже условно годные машины легко находили новых владельцев. Утешало лишь то, что встретить в продаже автомобиль, восстановленный после серьезной аварии или со скрученным пробегом, по-прежнему было почти невозможно, а предложения хватало на любой вкус.
К тому, что более-менее «живые» автомобили раскупаются по несуразным ценам как горячие пирожки, мой американский собеседник оказался совершенно не готов. Однако он стойко преодолел первоначальный шок и увеличил бюджет предполагаемой покупки вдвое. Учитывая, что некоторые из продававшихся машин находились на расстоянии до 350 миль от его дома, выезжать на осмотр надо было в твердой уверенности, что оно того стоит. Вот тут-то я неожиданно и оказался полезен как собеседник-советчик и хоть какой-то технический консультант. Мне по WhatsApp присылали интересные объявления, и мы отбирали те автомобили, которые, на наш общий взгляд, стоило посмотреть. Из-за разницы в часовых поясах это выглядело так: вечером я выдавал очередную порцию «полезных советов» и ложился спать. Тем временем в США начинался новый день, и если какие-то машины осматривались, то, проснувшись, я получал подробный отчет, подкрепленный данными карманного сканера OBD2.
Чтобы не нарваться на еще один замученный Крайслер и вспомнив знаменитое «Будьте реалистами — требуйте невозможного!», мы «потребовали» автомобиль от одного владельца с пробегом до 100 000 миль, а еще лучше — до 60 000. Объявления о продаже подобных машин часто несут отметку «экстремально низкий пробег» (extremely low mileage). «Однолюбов» мы решили искать для того, чтобы получить максимально полную историю обслуживания автомобиля. Ну и самое главное свойство будущей покупки — машина должна радовать. Учитывая бюджет в $10 000–$12 000, миссия казалась невыполнимой.
Надо признаться, что на первоначальном этапе я сделал ошибку, предложив по российской привычке прежде всего рассмотреть «корейцев» и «японцев». Казалось бы, неплохой вариант: Hyundai Azera, известный в России как Grandeur, 2015 год, пробег 69 000 миль, мотор V6 объемом 3,3 литра, цена $13 500.
Однако тест-драйв Azera провалил, оказавшись по ощущениям от езды гораздо хуже американских одноклассников, да и салон тоже не обрадовал. Но если у него маловато «премиальности», может, надо присмотреться к Genesis? Вот как раз продается, 2012 год, пробег 66 000 миль, мотор V8 объемом 5,0 литра. И цена подходящая — $12 000.
Надо брать? Но при личной встрече владелец признался, что его Genesis не смог пройти тест на СО2. По местным законам это означает запрет на эксплуатацию, да и зарегистрировать машину после покупки не получится. Скорее всего, катализатора на ней уже нет. Новый катализатор стоит $1500, но главная проблема не в этом. Поскольку превентивное удаление катализаторов в США не практикуется, он наверняка разрушился, сжигая масло, вылетающее из мотора в выпускную систему. Но хозяин уверяет, что двигатель идеальный, а чтобы содержание СО2 пришло в норму, достаточно по трассе прохватить с ветерком. Может, так и продаст в соседний штат, где законы помягче... Ну а мы эксперименты с «корейцами» прекратили.
А вот присмотреться к «японцам» советовал не только я, но и местные жители, особенно выделяя надежность и долговечность Тойоты/Лексуса. Однако из-за отличной репутации своих машин тамошние владельцы Toyota 4Runner и прочих Lexus RX не спешат с ними расставаться. Если же подобные автомобили и появлялись в продаже, то по сравнению с американскими «аналогами» у «японцев» и пробег оказывался гораздо больше, и цена существенно выше. Например:
Но стоит ли переплачивать за пресловутую надежность, которая, возможно, вся досталась первым владельцам? Неужели Тойота, пробежавшая вдвое больше Шевроле или Доджа, все равно будет лучше? Точку в подобных размышлениях поставил визит к соседу, как раз выставившему на продажу свой 4Runner за приемлемые $11 000. Конечно, год староват (2003), да и пробег великоват (180 000 миль). Но, может, машина все равно замечательная?
Мотор Тойоты еле завелся, оглашая окрестности несуразными стуками, а приборную панель тут же украсила россыпь красных сигнальных ламп. Потертую со всех сторон машину даже не стали выгонять из гаража.
Под впечатлением настолько несуразного сочетания цена/качество возникла шальная мысль попробовать ухоженного «европейца». Вот как раз поблизости за те же самые $11 000 и на десять лет моложе Тойоты продается Фиат 500, причем его «заряженная» версия Abarth. 2013 год, пробег 47 000 миль, прекрасное состояние и много тюнинга. Невесомую машинку 180 турбосил разгоняют до 100 км/ч всего за шесть секунд.
На ходу этот Фиат напоминает мотоцикл и карт одновременно, это оказалось необычно и очень весело. Но дорожного просвета у него почти нет, а взрывная динамика вряд ли будет полезна на некоторых местных дорогах:
О такой «зажигалке» можно будет подумать, когда надоест Корвет, а пока разумнее поддержать отечественных производителей нестареющей автоклассики. Поэтому мы решили присмотреться к машинам, которые в США относятся к «пенсионерским». Для искателя приключений на «вторичке» это плюс, поскольку солидный отец семейства наверняка следит за автомобилем лучше, чем безусый юнец. Типичный представитель такого рода техники — Линкольн Таун Кар. Надежность и долговечность у них отменные, в продаже есть машины с пробегом 400 000 миль. Вот интересный вариант: 2007 год, 120 000 миль и всего $5000 долларов.
На ходу этот Линкольн вел себя замечательно, но вот в салоне у него оказалось сломано все, что можно сломать, вплоть до водительского кресла. Учитывая, что замена только одного стеклоподъемника может обойтись в $350, от машины решили отказаться, тем более что появилось объявление о продаже еще одного Линкольна. Правда, староват, 2004 год, но посмотреть надо. Однако смотрины так и не состоялись — двадцатилетнюю машину продали за два часа! Зато вот как раз то, что нам надо:
Но как только договорились об осмотре, и этот Линкольн купил случайно зашедший сосед.
А если посмотреть полноразмерные внедорожники? Местные в трофи-рейдах на них не участвуют, а «убить» такую машину на хайвеях надо еще постараться. Под наши требования отлично подходил этот GMC Yukon:
Один владелец, 2008 год, пробег 82 000 миль, $14 500. Вся история ремонтов записана, вот недавно потрачено $2200 после очередного Check Engine. Но тест-драйв неожиданно выявил, что полный привод включается только одновременно с пониженной передачей в раздатке, а в обычном режиме — нет. Однако это не помешало следующему претенденту купить этот Yukon уже через час.
Может, проще взять машину из трейд-ин у ближайшего дилера? Например, такой Линкольн Навигатор:
2008 год, 90 000 миль, $11 000. По словам менеджера, отличная машина. Но на осмотре выяснилось, что множество функций у этого Навигатора не работают, да и продается он уже полтора года наверняка не случайно. Менеджер делает удивленный вид и разводит руками. Пожалуй, автодилер — это не профессия, а состояние души, причем интернациональное.
Навигатор от владельца за те же $11 000 на пять лет моложе. Для пробега в 120 000 миль его салон отлично сохранился.
Однако на пригнанной из Флориды машине помимо следов мелких аварий было столько соли, будто она все время стояла в прибрежном болоте. Неудивительно, что у нее тоже полно дефектов по электрической части.
А вот Навигатор 2014 года с пробегом 115 000 миль оказался в «исключительном состоянии для автомобиля этого года», как сообщила независимая экспертиза, результат которой представил владелец.
Цена у него соответствующая — $15 000. На нее не повлияли подклинивающий электролюк и периодически отключающаяся фара. Что ж, опыт с внедорожниками признан неудачным и мы снова возвращаемся к «пенсионерским» автомобилям.
Традиционный фаворит обеспеченных пенсионеров в США — Кадиллак. Средний возраст их покупателей колеблется около 60 лет. Именно среди Кадиллаков на «вторичке» оказалось больше всего ухоженных машин с небольшим пробегом от первого владельца (или, увы, от его наследников). Вот этот Кадиллак DeVille 1999 года проехал всего 98 000 миль.
Владельцу 85 лет, это его четвертый Кадиллак начиная с 1960-х годов.
В машине исправно абсолютно все, а сведения о ее обслуживании собраны в отдельной папочке. Цена по нынешним суровым временам копеечная — $3300. Берем? Хочется, но есть одна проблема. Точнее, она может появиться. Установленный на машине 32-клапанный мотор V8 серии Northstar объемом 4,6 литра в те годы был склонен к прогару прокладок головок блока. Это происходило непредсказуемо и независимо от пробега. Проблему решили только в начале 2000-х, удлинив болты ГБЦ и изменив резьбу на них. Стоимость ремонта — от $3000, то есть машину выгоднее отдать на разборку, чем чинить. С другой стороны, состояние Кадиллака замечательное, а цена столь мала, что можно и рискнуть. Принять решение мы так и не успели — DeVille был продан в тот же день. Но эта машина полностью определила дальнейшее направление нашего поиска — ищем только Кадиллак!
Однако не только нам одним пришла в голову эта светлая мысль. Несколько интересных Кадиллаков были проданы на наших глазах в течение часа после выхода объявлений, а машины, продажа которых задерживалась, обязательно имели весомые недостатки. Например, вот у этого Кадиллака CTS (2009 год, 75 000 миль, $11 000) был огромный плюс для горно-зимней езды — полный привод.
Но битый «лобовик», аляповатая блестящая мишура по всему кузову и неоригинальные колесные диски в сочетании с лысой резиной испортили впечатление.
Кадиллак XTS 2013 года (45 000 миль, $17 000) в выделенный бюджет не вписывался. Однако он продавался уже месяц, и был шанс сторговаться.
Но его тест-драйв показал, что не все технические новации одинаково полезны. Используемый на этой машине вместо кнопок сенсорный экран был заменен 5000 миль назад, и все равно некоторые функции еле срабатывали. Как же тогда поведут себя сенсоры на морозе «минус 20» или в жару «плюс 37», обычные для этих мест? Интересно, что через несколько лет, наигравшись с планшетами, производитель вновь вернулся к традиционным кнопкам.
А вот почему на три недели «зависло» объявление с отличным полноприводным Кадиллаком CTS (2009 год, 52 000 миль, $12 000), мы сначала не поняли. Единственный владелец, врач-инвалид, недавно умер, машину продавал его пожилой сын.
Пробная поездка порадовала, автомобиль ощущался как новый. Учитывая, что ТО-50 000 Кадиллак пропустил, а замена масла в его агрегатах (двигатель, коробка, раздатка и два дифференциала) потянет на $1500–$2000, цену сбили до $10 000. Но в моторе этого Кадиллака может скрываться мина замедленного действия. Если масло менять по инструкции, то есть редко, цепь может быстро растянуться и даже оборваться. Ее профилактическая замена стоит $2000. На слух с ней вроде бы все хорошо, но показать машину спецам было бы спокойнее. Однако хозяин Кадиллака категорически отказался проводить любые проверки его машины, да и показывать ее он был готов только один час пару раз в неделю. Тут мы крепко призадумались. В России такое поведение продавца означает благоразумный отказ от покупки. Но, может, в местных условиях это просто обида на придирчивых «понаехов»? К тому же эти странности сразу объясняют, почему Кадиллак не удалось продать в первые же часы после выхода объявления. Берем!!!
Сумму сделки в купчей указали втрое меньше реальной, ведь покупателю надо сразу заплатить налог с продажи. Вместе с ним все сборы обошлись в $380. Зато зарегистрировать машину получилось дистанционно, получив номера по почте. Конечно, и без визита в сервис не обошлось.
Но это уже совсем другая история…