Репортаж Drom.ru с первого в истории Формулы 1 Гран-при России - «Автоновости»
В эти выходные в Сочи состоялось Событие. Пожалуй, именно так, с большой буквы, ибо наша страна шла к этому много-много лет. То, о чем Берни Экклстоун договаривался еще с Брежневым в 1982 году, наконец-то случилось: 10-12 октября 2014 года навсегда войдут в историю как даты проведения первого Гран-при России Формулы 1.
Ведь это подумать только: Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, Ельцин, Путин, Медведев, снова Путин! Это какой же путь пришлось проделать Берни, скольких лидеров нашей страны он пережил в прямом смысле слова, чтобы все же добиться своего и провести этап Формулы 1 — пусть и не в СССР, а в России! Говорят, в свое время он даже грезил заголовками газет вроде «Формула 1 в Империи Зла», как тогда называли нашу страну на Западе. И все же это случилось.
Берни Экклстоун, президент Formula One Management, и шах Абдулла Бин Иса аль-Халифа, член высшего совета FIA, руководитель Федерации автоспорта в Бахрейне и президент Международной Федерации картинга
Честно говоря, даже не верится. Принимая некое (совсем небольшое) участие в организации всего процесса, я видела практически изнутри, что и как происходит. Я видела, какой колоссальный труд совершили эти люди, как последние полгода они практически 24 часа в сутки бодрствовали, чтобы этот Гран-при состоялся. Да, это был грандиозный и дерзкий план, и многие не верили в возможность его осуществления, как до этого не верили, что мы сумеем провести Зимнюю Олимпиаду. Но русские — они так устроены: мы можем лежать на печи и лузгать семечки, но когда надо — мы собираемся и выдаем совершенно фантастический результат.
Ландшафтная композиция, которая создана 11 сентября 2014 года в честь открытия Сочи Автодрома
За эти несколько дней в Сочи мне удалось поговорить со многими официальными и высокопоставленными лицами — как со стороны организаторов, так и со стороны FIA (Международной автомобильной федерации). Алан Прост, посол марки Renault и официальное лицо Ф1 в Сочи; член высшего совета FIA, руководитель Федерации автоспорта в Бахрейне шейх Абдулла бин Иса аль-Халифа, даже сам Берни — до конца не верили, что мы справимся. Один только Герман Тильке в расслабленной позе покуривал сигаретку в паддоке за чашечкой кофе и наблюдал за происходящим. «Я ни на минуту не сомневался в успехе происходящего», — сказал он мне в интервью. Я думаю, что Тильке построил и спроектировал в России столько кольцевых трасс, что уже выучил назубок, как работают русские.
Герман Тильке и Алан Прост
Так или иначе, но мы сделали это, и результат превзошел все ожидания. Пусть говорят, что билеты были нераспроданы — я была на трибунах, в том числе и на грандстенде, и видела, что не было практически ни одного свободного места. Даже за такие сумасшедшие, по масштабам российской действительности, деньги трибуны были забиты. И даже в пятницу, когда проходили свободные практики, там сидели зрители.
Промоутеры официально заявили, что последние 300 билетов были проданы в воскресенье накануне гонки, и что не все желающие смогли попасть на событие
Трибуна Т4 имени Даниила Квята, зрители которой получали в подарок бейсболку и браслет с автографом Квята и логотипом автодрома. Это пятница, середина дня и всего лишь свободная практика
В пятницу же проходили первые автограф-сессии, а все зрители в качестве подарка от организаторов получили возможность выйти на питлейн и понаблюдать за работой команд в боксах. Кстати, на других Гран-при такого нет: прогулки по питлейну — прерогатива обладателей билетов паддок-клуба и VIP-гостей.
Прошу прощения за качество этой фотографии, но не было другого способа на это посмотреть, кроме как через стекло пресс-центра
Ну а что происходило во время гонки и описать трудно. Начнем с того, что к началу Церемонии открытия вокруг не было свободного пятачка. Церемония была грандиозная. Она, конечно, не превзошла Олимпиаду, но и задачи такой не ставилось.
Началось все, разумеется, с парада пилотов.
Все пилоты выходят на стартовую прямую и заходят на специальную платформу, которая медленно двигается по трассе
Традиционно на каждом Гран-при все пилоты Формулы 1 проезжают приветственный круг перед зрителями на специальной платформе, и во время движения телеведущий берет у некоторых из них интервью. Когда дошла очередь до Даниила Квята — я не преувеличиваю — весь автодром взорвался ревом и аплодисментами. Я думаю, что отличным катализатором послужило и то, что накануне в субботу Даня стал пятым в квалификации. Это был действительно грандиозный результат — и для команды Toro Rosso, которую судьба не слишком балует такими подарками, и, тем более, для совсем молодого спортсмена, который еще и сезона-то не выступает в Формуле 1. И пусть (забегая вперед, скажу) он не добился высокого результата в гонке (тому есть ряд причин), но он продемонстрировал свой потенциал, и все поняли, что на небосклоне Ф1 поднимается новая, русская Звезда. Кстати, к нему уже приклеилось прозвище «Данила-мастер».
Интервью Даниила заняло больше всего времени по сравнению с другими пилотами. И это понятно
Даня сначала говорил по-английски, затем спросил разрешения сказать по-русски, и трибуны снова вскипели. Он говорил просто и немного, но этого было вполне достаточно. Пока платформа двигалась по трассе, на нижнем ярусе Главной трибуны поднялся шум. Иностранцы оглядывались, не понимая, что происходит: по рядам русских зрителей шла волна. Сначала одна, затем другая, третья. В какой-то момент иностранцы тоже присоединились.
Затем платформа с пилотами вернулась на исходную, а Даня подошел к зрителям и снова произнес слова благодарности. Честно: такого энтузиазма, такого ликования не ожидал, по-моему, никто. Трибуны долго не умолкали. Тем временем пилоты покинули трассу, и началась церемония открытия.
Первыми перед зрителями выступили танцовщицы-акробатки: хрупкие девушки из знаменитого шоу-балета «Тодес» жонглировали огромным колесом, словно пушинкой. Затем вышел ансамбль кубанских казаков, которые так «отожгли», что люди на трибунах даже пританцовывали.
Апогеем стал 450-метровый флаг России, который флагоносцы растянули на всю длину стартовой прямой между Главной трибуной и пит-билдингом. В это же время в небе появились истребители пилотажной группы «Русь», которые творили нечто невообразимое. Я не большой специалист в пилотажном искусстве и кроме «бочки», «мертвой петли» и «фонтана» других фигур и не знаю, но это было по-настоящему красиво.
Церемония завершилась гимном России, и тут снова ждало приятное удивление: все трибуны встали, многие пели вместе с исполнителями.
Затем, после исполнения гимна, наступила минута тишины. Все пилоты собрались в тесный круг и сделали посвящение Жюлю Бьянки, который после катастрофы на трассе Судзука до сих пор находится в коме, и прогнозы неизвестны.
Перед посвящением Жюлю Бьянки
Затем началась гонка.
Тем временем в зрительских зонах
Сфера моих интересов не ограничивалась только трассой и паддоком. Поскольку попасть в Сочи на Олимпиаду мне не удалось, я выбрала час времени во время Ф1, чтобы совершить экскурсию вокруг автодрома. В этом мне, конечно, очень помог тот факт, что аккредитованным журналистам бесплатно выдавали экологичные транспортные средства — сигвеи и электрические велосипеды. Надо сказать, что трибуны были заполнены не только во время самой гонки Формулы 1, но также и во время гонок поддержки GP2 и GP3. О них я расскажу немного позже.
Но и при заполненных трибунах народу в парке гуляло огромное количество. Хочу отметить, что и в парке, и на трибунах все было сделано для людей. Чистые туалеты, кафешки на каждом углу, лавочки, широкие дороги — все отлично. Доступ на трибуны вполне удобный. Масса различных развлечений — от шоу-шатров автопроизводителей вроде Mercedes до настоящего музея автомобилей, где была выставлена не очень большая, но весьма интересная коллекция раритетных автомобилей.
Со времен Олимпиады осталась скульптура пяти колец, а рядом поставили еще одну — с надписью «Автодром Сочи» и сердечком. Тут регулярно собирались очереди желающих сфотографироваться. Кто-то отдыхал рядом на травке, кто-то катался на симуляторах — мне кажется, недовольных не было.
Тем временем в паддоке
Паддок — это отдельная жизнь. Доступ сюда позволен только посвященным. И журналистам. Здесь происходит все самое главное: встречи, интервью, договоренности, а также сон, еда и, конечно, сама Формульная Тусовка.
Паддок состоит из домиков команд, где проиходят вышеназванные процессы, и боксов, где находятся автомобили и кипит вся техническая работа. Домики — это отдельные двухэтажные постройки по принципу кондоминиума, каждый из них рассчитан на две команды. Боксы расположены на первом этаже пит-билдинга. Над ними — конференц-залы, ложи, пресс-центр и различные технические помещения.
Следующие три этажа отданы под ложи паддок-клуба и вип-гостей команд. В паддок-клуб имеют доступ только избранные. Для этого нужно либо специальное приглашение от принимающей стороны, либо тяжелый кошелек, т.к. билет на одного человека стоит порядка 200 тысяч рублей. Кстати, цены были все же скорректированы под российскую действительность. В некоторых других странах, например, в Монако, они могут доходить и до семи-десяти тысяч евро.
Благодаря Лаборатории Касперского, которая уже давно сотрудничает с Ferrari, я в пятницу попала в паддок-клуб Ferrari и, конечно, была впечатлена: удобная ложа с открытым балконом, столики, официанты, вкусная еда и напитки. Гонки отсюда выглядят совсем иначе, но, если честно, перестают быть гонками, где происходят победы и трагедии, и становятся лишь шоу «за стеклом».
Но вернемся из элитного клуба обратно в паддок.
Первые грузы команд прибыли в Сочи уже в понедельник — это с учетом того, что в воскресенье только закончилась гонка в Японии. Каждая из команд привозит с собой порядка 70-80 тонн грузов. Одна из менеджеров команды Red Bull Racing, которая провела для прессы небольшую экскурсию по боксам команды, рассказала, что между всеми странами-участницами Королевских гонок заключено некое таможенное соглашение на самом высоком уровне, по которому все грузы проходят таможню практически моментально. Это, конечно, очень здорово, потому что я хорошо помню, сколько проблем было, скажем, у зарубежных команд гонки грузовиков в Смоленске — и на таможне, и на границе, да и у DTM и остальных тоже не все было сладко.
В среду уже была построена основная часть и в боксах, и в домиках, поставлено оборудование, все было готово к старту уикэнда. В четверг начались первые пресс-конференции, брифинги и прочее. В пятницу же состоялись первые свободные заезды и интервью.
Кстати, любопытный момент: боксы и домики для команд распределяются между командами таким же образом, как и стартовые номера между пилотами — в порядке итоговых положений в чемпионате. Так что в этом году у Red Bull все под номером один: боксы, домик и стартовый номер у Себастьяна Феттеля.
Шлем Себастьяна Феттеля под номером 1, созданный специально для российского Гран-при и расписанный под хохлому. На шлеме посвящение Жюлю Бьянки
Атмосфера
Надо сказать, что в паддоке команд в первые дни царила по-настоящему тяжелая атмосфера — после аварии Жюля Бьянки пилоты вдруг поняли, что несмотря на всю хваленую безопасность, каждый из них может покалечиться или даже погибнуть. На полном серьезе начались разговоры о том, что пора делать Формулы с закрытым кокпитом. Алонсо вспомнил, как над его головой во время Гран-при Венгрии 2010 года пролетела пружина, а Масса же рассказал о своей аварии там же за год до этого, где ему в шлем попала деталь от машины Рубенса Барикелло. Но умница Баттон прокомментировал, что всю свою историю Ф1 проходила на машинах с открытыми колесами и открытыми кузовами, хотя раньше аварийность была намного выше. А от случая, как у Бьянки, никакой закрытый кокпит не спасет.
Но уже после первой свободной практики, когда все вновь сели за руль своих машин, тучи немного рассеялись, и настроение поднялось. Вообще же мне показалось, что благодаря этой трагедии в Формуле 1 появились какие-то душевные, человеческие черты.
Команда Marussia, подготовив машину Жюля, оставила ее в боксах, как будто он здесь и просто не успел выйти на старт
Вообще говоря, за пилотами очень любопытно наблюдать. Понятно, как и в любом обществе, между ними возникают различные коалиции и группировки, но для многих они подобны небожителям, и поэтому пререкания между ними выглядят довольно забавно.
Например, на одной из пресс-конференций Себастьян Феттель пожаловался на то, что питлейн очень узкий и будет тесно менять резину. Следом Баттон сообщил, что питлейн совершенно нормальный и не надо придумывать, а Герман Тильке чуть позже заметил, что питлейн полностью соответствует всем стандартам.
Люди
Сложно даже сосчитать то количество людей, которые работали на Гран-при России в Сочи. Если говорить о командах, то состав каждой насчитывает около 70 человек. Четыре механика на постоянной основе прикреплены к каждому автомобилю, контроль и руководство этой группой осуществляет еще один человек — инженер. На питстопе одну машину обслуживает порядка 18 человек.
Это, конечно, не питстоп, а подготовка автомобиля к гонке. По количеству суетящихся людей можно составить представление, как это бывает
Точно известно, какое количество официальных лиц работало по спортивной части. Судей на трассе, в том числе на питлейне, было 420 человек. Все они работали бесплатно — просто потому, что им хотелось стать частью истории. Еще около 700 человек работало в медицинском центре и бригадах быстрого реагирования, в пожарных бригадах, командах извлечения и пр.
«Группа в оранжевых комбинезонах» — маршалы питлейна, которые проходили специальную подготовку (тренинги и семинары) еще с февраля 2014 года
1200 добровольцев помогали зрителям и журналистам на местах: на ЖД-вокзале, на входах, на трибунах, в зрительской зоне — и все это было очень вежливо и тактично. Я ни разу не слышала не то что грубого слова, но даже слегка повышенного тона. Кстати сказать, 1200 — это всего лишь половина от поданных заявок.
Всего во время Формулы на Сочи Автодроме работали порядка 5000 человек. Поистине, Формула 1 — это народный Гран-при.
Гонки поддержки
Традиционно на каждый гоночный уикенд вместе с Формулой 1 приезжает еще две формульные молодежные серии — это GP3 и GP2. Их придумали в 2005 году Берни Экклстоун и Флавио Бриатторе в качестве недорогой «школы» для молодых спортсменов перед Формулой 1.
В GP2 вот уже второй сезон выступает российская команда Russian Time, которая в прошлом году сделала практически невозможное: стала чемпионом в командном зачете. В этом году состав команды поменялся после внезапной смерти ее руководителя. Сейчас ее возглавляет Светлана Стрельникова, в прошлом спортивный директор команды Marussia, а пилотами стали новозеландец Митч Эванс и еще недостаточно опытный, но быстрый и хорошо обучающийся Артем Маркелов.
Артем Маркелов
Митч Эванс на данный момент зарабатывает для команды очки, но и у дебютанта Артема Маркелова с каждой гонкой получается все лучше и лучше. По большому секрету он рассказал, что ему очень сложно выступать на трассе в Сочи, так как он чувствует огромную ответственность перед зрителями-соотечественниками. Но надо сказать, это не помешало ему показать довольно высокий результат. С 16-й позиции на старте он сумел подняться на восьмое место, но затем в результате ошибки откатился на 12-е. И это с учетом того, что первые 15 пилотов идут с разбросом времени всего в секунду!
В боксах команды Russian Time. К сожалению, паддок серий GP3 и GP2 был отнесен довольно далеко от паддока Ф1, и редкий зритель туда доходил. А жаль. Молодым пилотам очень важна зрительская поддержка и интерес
В заездах GP3 в этот раз принимал участие еще один российский пилот Николай Марценко, известный читателям по выступлениям в Мировой серии Рено. Но удача сейчас отвернулась: из-за технических проблем он не сумел закончить ни одной гонки.
От себя хочу заметить, что смотреть заезды младших серий было намного интереснее, чем Формулу. Во-первых, благодаря очень плотной и насыщенной борьбе — иногда в ряд на треке оказывалось по три-четыре машины, а первая гонка вообще началась с массового завала в первой дуге, а во-вторых, благодаря хорошему насыщенному звуку, который издают моторы этих машин, в отличие от высокого жужжания Формулы 1.
Награждение победителей 2-й гонки серии GP2 в воскресенье
Королевская Гонка
Все готово к старту
Собственно, это, наверное, будет самый короткий пункт моего рассказа — потому что «окологонка» или подготовка к ней оказались намного более интересны самого действа.
Конечно, главной сенсацией уикенда стало пятое место в квалификации российского пилота Даниила Квята. В пресс-центре, где мы смотрели квалификацию, было очень много иностранных журналистов, в том числе и тех, кто болел за Хэмилтона. После финиша англичанина, когда стало понятно, что он завоевал очередной поул, раздались довольно громкие и дружные крики обрадованных болельщиков. А еще через полминуты финишировал Даня, подвинув Алонсо с пятого места на шестое. И вот тут иностранцы узнали, как звучит рев болельщиков! :)
Сама гонка была довольно пресной и спокойной. После катастрофы в Японии все были чрезвычайно аккуратны и вежливы. Износ резины заранее пообещали довольно слабый, гонка планировалась с одним-двумя питстопами, так что никакой особой тактической борьбы не предусматривалось. Все перестановки, которые происходили в таблице, возникали в большей части из-за ошибок пилотов. Было понятно, что для двигателей Mercedes сочинская трасса более удачна, нежели для Renault, которые более «прожорливы», поэтому Даниил Квят, по его словам, и не особо удивился совету перейти на более экономичный режим, чтобы не остаться без топлива на последних кругах гонки.
Toro Rosso Даниила Квята под номером 26
Даниил Квят: «У нас были проблемы с расходом топлива, расходом энергии. «Мерседес» пока на голову выше нас в этом плане. Надеюсь, в следующем году ситуация изменится к лучшему. Машина на одном круге очень конкурентоспособная, но на длинной дистанции «Мерседес» намного впереди. Оглядываясь назад, я не так сильно расстроен. Было ясно, что очки сегодня были недосягаемы, независимо от того, насколько хорошую работу мы бы проделали».
И в качестве финала
Поначалу все хвалебные отзывы важных персон о происходящем в Сочи казались данью вежливости или просто заученной скороговоркой для журналистов. Но лишь до того момента, пока они не сплелись в дивный хор, который возглавил сам Берни Экклстоун, а потом и Хэмилтон высказался, что это один из самых лучших Гран-при во всем календаре.
Льюис Хэмилтон, победитель Гран-при России Формулы 1, теперь идет с отрывом в 17 очков от Нико Росберга, своего главного соперника
На самом деле все получилось очень круто. До последней минуты все молчали, боясь сглазить, но праздник получился на десятку по пятибалльной шкале. И пользуясь возможностью сделать это публично, я очень хочу сказать спасибо от своего лица и от лица многих и многих болельщиков Формулы 1 организаторам и промоутерам за то, что они все-таки сделали это возможным!
Это только первый Гран-при в истории России, и я уверена, что будет еще, и не один. Будут и другие гонки на новой сочинской трассе. Зимой должен состояться трехэтапный зимний чемпионат России по кольцевым гонкам, затем организаторы всерьез рассматривают проведение здесь одного из этапов чемпионата по эндурансу, и вполне возможно, что это будет ночное событие. В мае же должно пройти одно из самых зрелищных соревнований, правда, не автоспортивных: заключен контракт с Red Bull на проведение здесь авиашоу.
Все знаменитости «в одном флаконе»
И еще немного фотографий