120-летний юбилей Skoda. Машины времени - «Автоновости»
Во времена Советского Союза с автомобилями было туго. Особенно с иномарками. Поэтому среднестатистический житель нашей страны вряд ли много знал об автомобилях Шкода. Пожалуй, лишь после начала перестройки к нам начали просачиваться хэтчбеки Skoda Favorit, а спустя три года после распада СССР и перехода Skoda под крыло концерна Volkswagen небывалой популярности добилась модель Felicia, а потом уже были современные Octavia и Yeti. Вот и выходит, что знаем мы о Skoda сравнительно недавно и совсем немного. А ведь в этом году марка празднует свой аж 120-летний юбилей! Мы поехали на родину Skoda в город Млада-Болеслав, чтобы познакомиться с более давней историей чешской компании и даже прокатиться на нескольких весьма значимых для Skoda моделях прошлого века.
Пока современный флагман марки Skoda — модель Superb последнего поколения — чинно и благородно везет меня из аэропорта Праги в старинный замок Лоучень, что недалеко от Млада-Болеслава, есть время немного освежить в памяти историю чешского бренда. Ведь начиналось все вовсе не с автомобилей. В далеком 1895 году два энтузиаста от велоспорта — механик Вацлав Лаурин и продавец книг Вацлав Клемент — решили производить велосипеды собственной конструкции под патриотическим названием Slavia. Спустя четыре года было налажено производство мотоциклов, а гонщики взяли первые кубки в международных соревнованиях. Приблизительно в это же время возникли идеи создать автомобиль, которые воплотились в жизнь в 1905 году в виде Skoda Voiturette A.
Вот так выглядит первый автомобиль от Skoda — модель Voiturette A 1905 года. На видео хорошо слышно, как грубо работает допотопный двигатель V2 с архаичной системой смазки
«Voiturette» в переводе с французского означает «тележка», «экипаж». Действительно, первое автомобильное детище Лаурина и Клемента их весьма собой напоминало. Открытый двухместный «экипаж» оснащался мотором V2 мощностью семь «лошадей» и мог разогнаться аж до 45 км/ч. Таких архаичных решений, что были использованы на Voiturette, многие уже и не помнят: термосифонная система охлаждения, единственный трансмиссионный тормоз и смазка двигателя разбрызгиванием с постоянной необходимостью долива. И все же мы фиксируем тот факт, что даже автомобильной истории Skoda уже целых 100 лет!
Эволюция логотипа Skoda
Официальная интерпретация символики логотипа
Большой круг — универсальность производства, совершенство продукции, земной мир
Оконечность птичьего крыла — технический прогресс, размах программы производства и продажи продукции по всему миру
Стрела — прогрессивные методы производства, высокая производительность
Круг (глаз) — точность производства, широта взглядов
Черный цвет — вековые традиции
Зеленый цвет — производство без вреда для окружающей среды, защита окружающей среды, повторное использование использованных материалов (переработка отходов)
Тем временем мы добрались до Лоученя. Льет проливной дождь, но настроение поднимает вся эта разноцветная и разномастная кавалькада из прошлого: на территории замка выстроены напоказ несколько самых значимых для компании моделей за всю историю: великолепный лимузин 645, «народный» Popular, заднемоторные 440 «Spartak» и 1000 MBX de Luxe, «глазастый» послевоенный 1101 Tudor, старые Octavia, Rapid, Felicia и много чего еще…
Прохаживаясь по мягкой зеленой лужайке и тихонько шурша гравием мокрых дорожек, я потихоньку проникаюсь весьма значительной и интересной историей Skoda. Оказывается, Шкода — это не только известные нам довольно «свежие» Felicia и Octavia! За 100-летнюю историю чехи построили несколько десятков моделей. Признаться честно, я далеко не все из них могу узнать по внешности, но от этого они не становятся менее милыми. Почти все «шкодовские» произведения выглядят как «мультяшные», добрые, словно из мультика «Тачки». Есть в них что-то душевное, теплое, «аналоговое».
Шикарные лимузины и кабриолеты Laurin & Klement (компания стала называться Шкода в 1925 году после вступления в состав крупнейшего промышленного предприятия региона Škoda Plzeň) стоят рядом с простейшей и недорогой моделью тоже родом из 30-х — 420 Popular. С этим автомобилем Skoda совершила настоящий прорыв: он весил всего 650 кг, развивал скорость 80 км/ч при расходе 7,5 л на 100 км и стоил всего 18 тысяч крон!
Skoda 420 Popular, выпуск которого начался в 1930 году, стал в Чехии по-настоящему народным автомобилем
Чуть поодаль — самый первый Рапид, который начали выпускать перед самой Второй мировой войной. В военные же годы Skoda, естественно, сосредоточилась на поставках военной техники и грузовиков, но флагманская модель Superb также продолжала выпускаться: из нее делали армейские вездеходы, а также использовали как автомобиль для командного состава.
И огромный флагманский Superb, и «бюджетный» Rapid выпускались на Skoda приблизительно в одно время — на рубеже 30–40-х годов. Совершенно разноплановые автомобили!
Ну а дальше уже более свежая история. Первый послевоенный автомобиль — 1101 Tudor — пришел на смену устаревшему Rapid. Чуть позже в 50-х появились новые модели, многие из которых носили привычные и знакомые нам и сейчас имена — 440 «Spartak», 1201/1202, Felicia, Octavia…
Автомобили 50–60-х годов от компании Skoda (слева–направо): 440 «Spartak» (1955 – 1959), Octavia (1959 – 1971) и Felicia кабриолет (1959 – 1964)
Уже в 60-х годах стало понятно, что технические возможности Skoda не успевают за технической революцией в Европе. Поэтому вместо перспективных в 60-70-е годы переднеприводных моделей Skoda экспериментирует с заднеприводной и заднемоторной схемой с воздушным охлаждением двигателя, в частности, на моделях 100 МВ и более поздних 100, 110 и 120.
Заднемоторная «гвардия» Skoda — модели 1000 MBХ de Luxe и гоночная 130 RS из музея Шкода в Млада-Болеславе
Честно говоря, после 1970-го года Skoda никак не удавалось вернуть былые престиж и объемы продажи. Нетрадиционные автомобили серии 100–110–120 с явно устаревшей компоновкой для завоевания рынка никак не годились. Поэтому следующим более или менее успешным продуктом от Skoda стал в 1987 году тот самый хэтчбек Favorit, с которого мы начали наш сегодняшний рассказ.
Первый переднеприводный автомобиль от Skoda — модель Favorit – начали выпускать только в 1987 году. Felicia появилась уже в 1994 году, после перехода Шкода под крыло концерна VW
Переднеприводные Фавориты и Фелиции — это было совсем недавно, и многие наши читатели эти автомобили помнят не понаслышке. Помним и мы этих «переднеприводных» первенцев от Шкода. Интереса в них не больше, чем в наших «девятках», не за этим мы сюда явились. Мы хотим узнать, как ехали Skoda, которых до этого «пощупать» не удавалось — те самые, исторические, что были произведены в середине прошлого века, а то и раньше. Прокатимся?
Skoda 645 Limousine (1930 – 1934)
Представительский класс начала 30-х годов прошлого столетия. В Skoda 645 Limousine есть все классические атрибуты: длиннющий капот, «накладные» крылья, широкие пороги, вертикальное лобовое стекло, кожаная крыша и обилие хрома. На почти пять метров длины — не очень-то просторный, хотя и отделанный по всем правилам того времени интерьер: дерево, нержавейка, мягкая велюровая обивка… Люкс! И если водителю откровенно неуютно, так как он зажат между нерегулируемым сиденьем и огромным рулем, то на втором ряду — хоть ноги вытягивай! Правда, салон с трудом можно назвать герметичным. Из щелей деревянного кузова поддувает, а через стекло сочится вода. Старость не радость…
Шикарный Skoda 645 Limousine — классика 30-х годов прошлого века
А вот если бы не было дождя, то сзади показалось бы очень комфортно. Сидишь как король, утопая в мягком «диване» и мысленно переносясь в те самые времена, когда 2,5-литровый 45-сильный V6 был чуть ли не пределом мечтаний даже для столь огромного автомобиля. Впрочем, двигатель уже тогда имел жидкостное охлаждение, «питался» от карбюратора Zenith и разгонял полуторатонную махину до 100 км/ч.
В задней части салона Skoda 645 — шик того времени: пухлый велюровый «диван», складочки и «рюшечки» в отделке, словно в карете, нержавейка поручней и толстый ковер на полу. Переднюю «скамейку» регулировать нельзя, но водитель тоже не обделен комфортом: дерево, велюр и металл и здесь представлены широко
Конечно, динамика у этого мастодонта — неважнецкая. Мотор всегда утробно урчит на 2000–3000 об/мин, а передач в механической коробке всего три. Поворачивает 645-я неохотно, с «размахом». Но зато уровень плавности хода — просто великолепный! Рессорные подвески на удивление легко глотают разного рода неровности. Вот он, настоящий «премиум» того времени! Как инженеры в те годы могли добиться подобных показателей от столь несовершенной конструкции — загадка.
Удивительно, но несмотря на устаревшую конструкцию и возраст Skoda 645 и сейчас идет очень плавно, как и подобает автомобилю представительского класса
Skoda Octavia (1959 – 1971)
Из начала 30-х годов прошлого века сразу переносимся в 60-ые. Имя Octavia хорошо известно в современном автомобильном мире, и в нашей стране у этого автомобиля нынче масса поклонников. Но Octavia из 60-х — это совсем другое дело. Во-первых, от представительского Skoda 645 этот автомобиль стоит настолько же далеко, насколько Земля далеко находится от Солнца. А во-вторых, Skoda после войны сосредоточилась на выпуске бюджетных машин, и данная Octavia — яркий представитель этого класса.
Skoda Octavia тех лет — настоящий «автомобиль для бедных»: простой, дешевый, двухдверный, маломощный и с минимумом удобств. Автомобиль, по сути, был модернизированной версией Skoda 440 Spartak. За 12 лет выпуска своих покупателей нашли 286 000 автомобилей
Скромная трехдверка с очень аскетичным салоном. Кресла по-прежнему «прикручены» намертво, сидишь в позе эмбриона, удобств — минимум: односкоростной «дворник» с куцыми щетками, напольное включение света и хлипкий рычажок «поворотников», который нужно отклонять вверх или вниз. И, конечно, не забывать возвращать обратно. В общем, такое чувство, что оказался за рулем чего-то очень похожего, например, на наш Москвич-403.
С четким и понятным поведением современной Октавии нет ничего общего: «дохлый» разгон, расхлябанный руль и «разобранная» подвеска. Максимальная скорость 135 км/ч, говорите? Верится с трудом
И поведение автомобиля на дороге — под стать. Чахлый 47-сильный 1,2-литровый моторчик тянет с трудом. Коробка передач — четырехступенчатая «механика» с рычагом на привычном месте — центральном тоннеле, но с совершенно необычной схемой: первая передача вниз, а вторая вверх и так далее. Но ехать 60–70 км/ч уже страшновато. Неужели кто-то достигал на «этом» максимальных 135 км/ч? Люфт руля — треть оборота, автомобиль постоянно мечется туда-сюда по полосе. Да и о комфорте та Octavia знала лишь понаслышке. Трясет очень неприятно. Попробуем что-нибудь другое?
Skoda 1202 STW Ambulance (1961 – 1973)
Один из самых оригинальных представленных для «покатушек» автомобилей — четырехдверный универсал Skoda 1202, переделанный под карету скорой помощи. Ох, уж не завидую я тем, кого в 60-е возили на таких «скорых». По уровню комфорта Шкода 1202 мало отличается от Октавии. Автомобиль откровенно приплясывает на неровностях, а поймать его рулем сложно, опять же, из-за серьезного люфта. Да и успеть довезти больного вовремя нереально: тот же 47-сильный мотор не позволяет.
На базе модели Skoda 1202 выпускались различные универсалы, в том числе катафалк и представленный на фото автомобиль скорой помощи, оба — с удлиненной на 120 мм колесной базой
Но самое страшное из того, что есть в этом автомобиле, это коробка передач с механизмом переключения на рулевой колонке а-ля Волга ГАЗ-21. Но если на Волге я разбирался с этим без каких-то проблем, то на Skoda 1202 мне удалось совершенно случайно «нащупать» три из четырех передач. Куда пропала высшая ступень — я до сих пор не знаю… И откуда мне на правую ногу весь маршрут капала вода — тоже.
Не хотел бы я оказаться «клиентом» такой скорой помощи: на ходу очень тряско, в салоне тесно и отчетливо пахнет бензином. Так можно и до больницы не доехать!
Skoda Felicia Cabrio (1959 – 1964)
Автомобиль, который пленил мой взор с самого начала. Потому что ярко-красный. Потому что кабриолет. Потому что чем-то напомнил мне английские родстеры MG. Удивительно, как такой яркий и необычный автомобиль чехи смогли вписать в систему социалистического автомобилестроения. Впрочем, век его был недолог, а за пять лет производства выпустили всего около 15 000 экземпляров модели.
Выглядит кабриолет Skoda Felicia — просто великолепно. Особенно в этом ярко-красном цвете. Но подойдешь поближе, и становится ясно, что перед тобой один из самых дешевых кабриолетов за все время производства автомобилей
Тот же 1,2-литровый силовой агрегат при помощи двух карбюраторов на Фелиции «разогнали» до 55 л.с. (в самых мощных версиях после 1961 года). Нельзя сказать, чтобы это сильно прибавило кабриолету прыти по сравнению с Октавией или 1202, но все же разгон на Cabrio немного уверенней. А вот с коробкой передач — снова чудеса! Схема вроде бы привычная, Н-образная, но третья передача включается вправо-вверх, где обычно бывает современная «пятая». Невероятная фантазия в трансмиссиях от Skoda!
Открытый кузов играет на ходу, руль люфтит, а капли дождя то и дело пролетают между рамкой лобового стекла и съемной крышей. Полное единение с автомобилем и… природой
Казалось бы, вот он, кабриолет с самым мощным двигателем — все для получения эмоций. Но… крышу сложить не вышло из-за проливного дождя, а на ходу кабриолет оказался еще более, как бы это помягче сказать, своенравным. Люфт в рулевом управлении — чуть ли не пол-оборота, а кузов, лишенный жесткой связи в виде крыши, дышит на неровностях так, словно сделан не из металла, а из фольги. К тому же в щель между съемной крышей и ветровым стеклом постоянно попадает вода, а из окон сифонят сквозняки. Ощущения весьма интересные, можно сказать, специфические. Пожалуй, MG все же играл немного в другой лиге.
*****
Надеюсь, что мы съездили в Млада-Болеслав не зря, и теперь вы знаете немного больше об истории чешской компании Skoda, которой насчитывается уже более 120 лет. А еще — имеете представление о том, как управлялись хотя бы некоторые из тех самых «исторических» автомобилей. И пусть большинство из них не представляет собой какого-то технического интереса и едет не лучше «произведений» советского автопрома, такое прикосновение к истории мы всегда считаем полезным. И за эту возможность мы искренне благодарны компании Шкода. А вот чехам, судя по всему, до конца дней своих нужно благодарить концерн Volkswagen за то, что взял их под крыло. Иначе Skoda за последние 20 лет вряд ли смогла бы достичь сегодняшнего уровня инженерии, дизайна и, конечно, продаж. И 120-летие попросту могло бы не состояться…
Фотобонус