Репортаж Drom.ru с Московского этапа Formula E. Электрические гонки - «Автоновости»
Кто-то называет их гонками на швейных машинках, кто-то — на пылесосах, а кто-то на шуруповертах. Причина тому проста: звук, который издают автомобили Formula E, далек от привычного звука Формулы 1, DTM или WTCC. Сейчас, наверное, осталось уже не так много людей, которые бы не встречали вживую электрокар и знают, что на улице его почти не слышно. Так и тут: стоя на питлейне, невозможно услышать даже подъехавшую близко сзади электрическую Формулу. Для того, чтобы предупреждать всех, находящихся в зоне этих автомобилей, судьям раздали огромное количество свистков, которыми они сигнализируют о приближении электрических машин. С непривычки чувствуешь себя странно, но все работающие на Formula E на постоянной основе, включая судей, механиков, менеджеров команд и, конечно, пилотов уже давно привыкли к этому звуку.
Молодой пилот команды Audi Sport Abt, известной по всему миру благодаря участию в большинстве мировых гоночных серий, включая Леман, Даниэль Абт (да-да, внук своего знаменитого деда Иогана Абта, основателя гоночной династии!), до того как прийти в Formula E, выступал в различных формульных классах, сериях GP2, GP3, тестировался в Indycar и был приглашен в DTM за команду Audi Abt, но предпочел электрические формулы. На вопрос, каковы были его ощущения, когда он впервые сел за руль столь тихого болида, он ответил, что за девять этапов уже привык, и во всем можно найти свои плюсы: например, он всегда отлично слышит, что ему говорят механики и инженеры.
Даниэль Абт (слева) и Лукас ди Грасси, команда Audi Sport Abt Formula E
Но, честно говоря, после старта гонки в какой-то момент понимаешь, что тебя уже совершенно не заботит звук, который издают эти мчащиеся машины, потому что та борьба, которая происходит на трассе, настолько плотная и серьезная, ребята так отчаянно бьются за очки и места, что все другое отходит на второй план.
На гонках электрокаров в качестве машины безопасности выступает электрическая BMW i8 (фото слева). А вот в качестве автомобиля руководителя гонки выступает спорткар покруче BMW! На фото справа — один из восьми построенных в Хорватии электрических суперкаров «Римац» мощностью 1088 л.с.
Почти часовая гонка полна как драматических событий, так и забавных моментов, но всегда держит в напряжении и не дает расслабиться. Узкая городская трасса всегда опасна, т.к. огорожена бетонными отбойниками, которые не пощадят машину в случае контакта. К тому же она традиционно узкая (не шире улицы в центре города) и без зон вылета, так что если «уберешься», то все будет серьезно. К тому же городские трассы не всегда столь ровные, как автодромы, здесь есть канализационные люки. Многие, наверное, помнят полет такого люка из-под машины Рубенса Барикелло на Гран-при Монако в 2010 году — так что все не так безопасно. Вот и в этот раз на протяжении почти всей гонки развивалась невероятная борьба за место между Ярно Трулли и Антониу Феликсом Да Кошта, в которой пилоты по очереди вынуждали друг друга проходить по срезкам или шли буквально бок о бок по трассе. И не только между ними. Жан Эрик Вернь до последнего бился с Себастьяном Буэми, и все же вынудил его уйти на срезку.
Противостояние Жана Эрика Верня (слева) и Себастьяна Буэми
Но городские трассы — это одно из главных условий Formula E. Концепция электрических гонок состоит в том, что они не только пропагандируют экологичный автоспорт, но и также экологичный вид транспорта — электромобили — которые сейчас становятся все более актуальны и популярны. Поскольку это сугубо городской вид транспорта, то и задача их демонстрировать — в городах, а не на автодромах. Поэтому все без исключения этапы Formula Е проводятся во всем мире только на городских трассах.
6 июня в Россию и Москву Formula Е приехала впервые. У этой серии вообще все впервые: это их первый, «обкаточный» год. Зато для Москвы в этом этапе есть кое-что уже знакомое: по похожей, но более короткой трассе, точно так же, у стен Кремля, семь лет подряд проходило шоу Moscow City Racing. Так что те же Кремлевские стены, купола Храма Василия Блаженного, Васильевский спуск, Большой Москворецкий мост плюс старые улицы вроде Варварки или Китайгородского проезда.
В противоположность Формуле 1 Formula E начинает свой сезон осенью (в сентябре), едут всю зиму и заканчивают в июне. Всего в первом сезоне будет проведено 12 этапов, и все они расположены на разных континентах: Европа, Азия, Америка и снова Европа. Любопытно, но эта серия во всем старается придерживаться принципа экологичности. Именно для того, чтобы меньше загрязнять окружающую среду, они построили свой календарь таким образом, чтобы требовалось меньше перемещений: сначала все этапы проходят в Азии, затем в Америке, затем в Европе. Кстати, именно такую же задачу они ставили и перед своим партнером, компанией DHL: разработать логистику так, чтобы минимально перемещаться на самолетах. Именно поэтому в их маршрутах больше всего транспортировок по морю и по железным дорогам, а уже потом на фурах или авиацией.
Этим же обусловлена и еще одна «причуда»: в течение гонки они едут на одном комплекте шин с протектором, независимо от того, мокро на улице или сухо. Слики не используются вообще. Кстати, и прогревочного круга у них нет: им не нужно прогревать моторы, электрические двигатели в этом не нуждаются.
Всего в гонке участвует десять команд по два пилота в каждой. С учетом того, что для каждого пилота привозят по два автомобиля, всего в боксах находится 40 формул. Большинство пилотов сюда пришло уже с именем, как правило, в прошлом участники Формулы 1. И несмотря на то, что некоторые уже давно не «формульного возраста» (Ярно Трулли, например, через месяц исполнится 41 год, а Стефану Сарразину — 40), а, может быть, и поэтому, — сражаются они как в последний раз.
Бруно Сенна, Карун Чандхок и Ярно Трулли
Самое удивительное, конечно, наблюдать старт вживую. Вот на стартовой решетке стоит 20 формул с вполне привычными очертаниями. Вот один за одним гаснут светофоры. Вот машины срываются вперед… Но происходит это все тихо, практически бесшумно. Но зато потом звуки появляются. Это и свист тормозов, и звуки шлепков на неровностях городского асфальта, и ударов днищем о накладные поребрики, и визг колес, иногда срывающихся в повороте. И на фоне всего этого тихий свист двигателей.
Старт на Кремлевской набережной
Поскольку гонка проходит в черте города, то было решено ограничить скорость движения 250 км/ч. На таких максимальных скоростях даже самые технологичные аккумуляторные батареи разряжаются достаточно быстро, и этот момент тоже озвучивают в эфире. Так, например, сегодня лидер гонки Нельсон Пике в первой половине заезда до последнего выжимал «батарейку», пока уровень ее зарядки не достиг 1%. И только после этого вернулся в боксы поменять автомобиль.
Нельсон Пике
Да-да, я не ошиблась: во время обязательных питстопов пилоты не совершают дозаправку, точнее, дозарядку, не меняют батареи — они пересаживаются из одного автомобиля в другой и продолжают соревнование. Здесь еще вопрос тактики — в какой момент поменять машину, на сколько кругов может хватить зарядки? Как правило, серия питстопов происходит примерно в середине гонки, но бывает и так, что, попав в аварию или израсходовав запас энергии быстрее, чем предполагалось, пилоты вынуждены вернуться в боксы и заменить автомобиль. Как, например, сегодня произошло уже через десять минут после старта у Сэма Берда и Витантонио Льюцци. И тогда дальше приходится либо использовать что есть, либо заканчивать гонку на разбитой (если не сильно) машине. К слову сказать, когда у Сэма Берда закончился заряд на втором автомобиле, он был вынужден вернуться в боксы и больше на трассу не вышел: было не на чем.
Фан Буст — это возможность пятисекундного дополнительного использования энергии повышенной мощности для тех пилотов, за которых больше всего проголосовало фанатов на сайте гоночной серии
В начале сезона смена машин из-за севших батареек выглядела слегка вынужденно. Но не зря организатором серии стал испанец Алехандро Агаг, в прошлом политик и удачливый бизнесмен. Он очень быстро сумел обернуть этот минус в плюс, обеспечить борьбу стратегий, а в будущем сезоне вообще планирует предложить командам и пилотам использовать в гонке сразу два типа машин, как он их назвал, «sprint» и «endurance», т.е. одни более быстрые, а другие более выносливые, что должно сделать стратегическую борьбу еще очевиднее и интереснее.
Боксы команд (вернее, шатры) располагались непосредственно на Москворецкой улице
В Москве с самого начала в лидеры гонки выбился Нельсон Пике. Уже через несколько секунд после удачного старта он сумел оторваться от соперников на две с лишним секунды и постоянно увеличивал дистанцию. Зато позади него был настоящий бой за позиции между другими известными гонщиками: Жаном Эриком Вернем, Лукасом ди Грасси и Себастьяном Буэми. Еще дальше наседают Даниэль Абт и Жером Д’Амброзио, тут же Николя Прост и Ник Хайдфельд. Кстати, интересно, что руководителем команды E.DAMS-Renault является отец Николя, прославленный гонщик Ален Прост.
Ален Прост (на фото слева) и Николя Прост (на фото справа)
И еще один любопытный момент: в 1987 году в Чемпионате Формулы 1 встретились три знаменитых пилота: Ален Прост, Айртон Сенна и Нельсон Пике. В Формуле Е в этом сезоне также выступают представители этих трех гоночных династий, но только младшие: Николя Прост, Бруно Сенна и Нельсон (Нельсиньо) Пике!
Бруно Сенна, кстати, не раз отличился на московском этапе: то разобьет задний спойлер об отбойник, то превысит допустимую скорость на питлейне и получит штраф. Впрочем, наказания раздавались направо и налево: Стефан Сарразан оштрафован за слишком быстрый пит-стоп, Альгерсуари превышает допустимое количество энергии, а после финиша оказывается, что под расследованием находятся еще сразу несколько пилотов, в том числе Дюваль, Буэми, Трулли, Вернь и другие. Но на результате Буэми в итоге это никак не сказывается: он приезжает на третье место на подиуме. Второе место достается бразильцу, выступающему за Audi Sport Abt — Лукасу ди Грасси, ну а первым абсолютно закономерно стал еще один бразилец Нельсиньо Пике!
Джастин Вилсон (слева), Жан Эрик Вернь (в центре) и Сэм Берд
Джастин Вилсон, Антониу Феликс да Кошта и Жером Д’Амброзио
Теперь, после девятого этапа, именно в такой же последовательности расположились на первых трех местах в зачете пилотов эти три спортсмена. Четвертым идет Николя Прост, Даниэль Абт пока девятый, а замыкает «десятку» Хайме Альгерсуари.
Подиум
На протяжении всего уикэнда и пилоты, и организаторы чемпионата непрерывно говорили о том, насколько они счастливы побывать в Москве. Дело в том, что окружение трассы, проложенной в самом историческом центре Москвы, и впрямь намного красивее и масштабнее городских трасс всех других этапов. Так, например, Жером Д’Амброзио сказал, что наконец сбылась его мечта погулять по Красной площади и посмотреть на Большой театр. Дело в том, что бельгиец уже приезжал в Москву по приглашению организаторов зимней Гонки Звезд и выступал за рулем Renault на Центральном Московском ипподроме, но тогда ему так и не удалось оказаться в самом центре города.
Хотя во время вечерней прогулки по Москве пилотов на улицах и не узнавали, но на автограф-сессию собралась целая толпа. На фото справа — Себастьян Буэми
Однако судьба дальнейшего проведения этапа соревнований в Москве, по крайней мере с участием нынешних российских организаторов, решится в ближайшие дни. Будет ли подписан дальнейший контракт — пока неизвестно. Будем надеяться, что все сложится, ведь в этот раз получился настоящий праздник.
Фотобонус