БайкалМоторШоу-2014: официальные итоги, лучшие машины и проекты красочной выставки - «Автоновости»
В минувшие выходные, 6-7 сентября, в Иркутске прошло 10-е Международное БайкалМоторШоу. 125 прошедших отборочный тур транспортных средств не только боролись за Гран-при и Специальные призы, но и удивляли 25 тысяч пришедших на стадион зрителей обилием инженерных и стилистических решений.
Посмотреть на БайкалМоторШоу было на что. Традиционно весомую часть экспозиции составили автомобили спортивного направления: дрэг- и дрифт-кары, автомобили, ориентированные на ралли, форсированные версии «гражданских» седанов. Интересно было увидеть, во что же в итоге выльется тюнинг 24-й Волги с именем Hurricane. Уже сейчас у машины почти стандартный салон (причем отреставрированный) и V-образный двигатель от ГАЗ-53. А в планах у Андрея Лупанова, владельца этого аппарата, инсталляция под капот еще более мощной «восьмерки» от Chrysler.
Другой отечественный автомобиль, заявленный в категориях «Инженерия» и «Стайлинг», на вид — отреставрированный ВАЗ-2106, причем ранних выпусков, с хромированным молдингом вокруг колесных арок. Но почему машина так низко сидит над дорогой? Оказывается, ее владелец Александр Третьяков внедрил в подвеску пневмоэлементы, превратив, по сути, уже ретрокар в настоящий лоу-райдер.
Любители охоты и рыбалки наверняка не оставят без внимания вездеходную технику, созданную умельцами из «подручных» агрегатов. И если огромный трехосный вездеход БМШ (Большая Машина Шефа) демонстрируется на шоу уже второй раз, по-прежнему вызывая значительный зрительский интерес (особенно среди детей, которые с удовольствием лазят в буквальном смысле по всей машине), ...
… то вот еще один герой наших статей — сочлененный вездеход «Мураш» — был показан публике впервые.
Как и его конкурент с именем «Медведь». Неказистый, на первый взгляд, с кабиной от старого грузовика ГАЗ-53 и небольшим кузовком за ней, этот вездеход базируется на УАЗовской ходовой (рама, трансмиссия, мосты), но уже имеет японский дизель (позаимствован у микроавтобуса Nissan Caravan). Шины от грузовика Урал облегченные (срезана «лишняя» резина с боковин и протекторной части). В результате конструкция получилась легкой настолько, что «Медведь» может даже плавать.
А как вам пикап, сделанный из «Волги» ГАЗ-3110? Трудно поверить, что цель создания этого аккуратно сделанного пикапа — перевозка дров. По словам владельца, имеющийся у него УАЗ «Патриот» для этих целей было просто жалко, так как тот автомобиль уже подвергся доработке салона под совсем иные цели...
История кемпера на базе коммерческого фургона Ford Transit также по-своему интересна. В 2007 году этот автомобиль был оставлен в дар гостеприимным местным жителям путешественниками из Германии в сибирской глуши из-за заклинившего мотора. Семь лет машина простояла наполовину в болоте, пока, наконец, не была выкуплена нынешним владельцем. Удивительно, но от прежних владельцев сохранились даже документы на все оборудование кемпера. А ремонтировать и восстанавливать пришлось только передний мост, кабину и тот самый сломавшийся двигатель.
Вообще, ретроавтомобили всегда были украшением всех БМШ. Вот и на этот раз в компанию к уже знакомому читателям Drom.ru Алексею Павлину, представившему своих «американцев» Ford Thunderbird и Cadillac Fleetwood, ...
… добавился японский автомобиль: двухдверка Toyota Corona Mark II 1976 года выпуска. Ее владелец — Евгений Брюхов из Комсомольска-на Амуре — изначально не планировал принимать участие в различных мероприятиях, а машину приобрел просто потому, что понравилась. Потом было ее постепенное восстановление, по результатам которого стали приходить приглашения на участие в выставках и шоу. В итоге автомобиль смог добраться с берегов Тихого океана до Байкала.
Доработанный УАЗ «Буханка» любителей внедорожного тюнинга не удивит. Пока не узнаешь, что этот автомобиль делала... женщина. Лидия Миханошина взялась за УАЗик по наущениям знакомых сугубо ради тренировки в авторемонте (уж больно не хотелось отдавать любимую Тойоту в ремонт абы кому). Однако с началом реальных работ советчики дружно разбежались, оставив даму один ни один с требующим ремонта автомобилем, с набором необходимых для этого запчастей, но с минимумом средств на то, чтобы доверить все это профессионалам. Были самые настоящие слезы (представительнице слабой половины человечества это простительно), отчаяние... Но в результате задуманное было доведено до конца, причем все сделано на уровне, которому и иные мужчины могут позавидовать!
Были интересные экспонаты и в стане двухколесной техники. И если чопперы на базе отечественных Уралов уже давно стали привычным делом, то вот выполненный в стиле Rat Byke Сергеем Константиновым японский стрит Kawasaki уже выделяется среди остальных.
А как вам полноприводный самодельный мотоцикл Алексея Перебоева? Китайский двигатель, несколько цепных приводов, внедорожные шины от квадроцикла, кардан в передней вилке, нарочито угловатая рама и трапециевидный топливный бак, сваренный из плоских металлических листов, делают образ не только законченным, но и брутальным — как и подобает подобной технике.
Ну и нельзя обойти вниманием «снежный» мотоцикл на базе агрегатов отечественной мототехники. Идея не оригинальная: Владислав Гроссман увидел аналогичный аппарат в одной из американских телепрограмм. И загорелся идеей вернуть к жизни старый снегоход «Буран», от которого было взято главное — двигатель. Результат можно не только видеть, но даже оценить в движении, так как в летнем варианте к управляющей передней лыже прикреплена роликовая тележка, позволяющая снежному мотоциклу самостоятельно передвигаться.
Особого внимания заслуживают самые юные участники БайкалМоторШоу, представляющие номинацию «Юное дарование». По сложившейся традиции в большинстве своем они показывают доработки легкой «бесправной» мототехники — японских скутеров. Но и здесь есть особые умельцы. Так, 17-летний Роман Тульчин занялся восстановлением старого BMW 5-й серии. Пока машина даже не на ходу. Однако владелец не без энтузиазма рассказывает о том, что уже успел сделать и о планах на будущее.
Еще один участник — 13-летний Роман Титов — вместо японского взялся за отечественный мотороллер «Вятка», который в буквальном смысле вернули к жизни, полностью восстановив корпус (раму и щитки) и заменив двигатель.
А уникальная коллекция моделей из бумаги вообще даром что кажется детской игрой, но на самом деле требует не меньше, а зачастую и больше труда при создании, нежели ремонт мопеда. А вы попробуйте склеить из бумаги, к примеру, макет кабины грузовика ЗиЛ-130, у которой и капот, и крылья, и крыша имеют непростую для копирования закругленную форму. А макет ракетного комплекса «Тополь» вообще в России едва ли не единственный в своем роде. Причем создатель — Виктор Никифоров — собирал информацию даже на сайте Минобороны, откуда в итоге сделали запрос самому Виктору: с какой целью интересуетесь данной техникой?
Итоги БМШ-2014
По традиции судьи, зрители и пользователи Интернет определили победителей в 11 номинациях. Drom.ru представляет полные итоги судейского голосования БайкалМоторШоу-2014.
Приз зрительских симпатий
Ефим Незванный, автомобильный журналист:
— Большая машина шефа (БМШ) принимает участие в БайкалМоторШоу второй раз и снова уезжает в поселок Черемушки Иркутского района с Призом зрительских симпатий. Этот автомобиль просто не может не приковывать внимания зрителей, потому как, и правда, большой. А во-вторых, это некое олицетворение мечты сибиряка — таежника, рыбака, охотника, об идеальном транспортном средстве для перемещения по бескрайним просторам Родины.
Интересно, что как и в стайлинге, в зрительской номинации столичных участников (из Москвы и Улан-Батора) определил «фотофиниш».
1. Большая машина шефа (Александр Епифанов) — 620 голосов (купонов от билетов).
2. Nissan Elgrand e51 (Дашдроигочо Оуюнбаатар, Улан-Батор) — 444.
3. Fiat Punto «Я, Робот» (Илья Архипов, Москва) — 432.
Выбор организаторов
1. Fiat Punto «Я, Робот» (Илья Архипов, Москва) — 432.
Игорь Верхозин, продюсер БайкалМоторШоу:
— Особых споров в Оргкомитете по поводу обладателя Гран-при в этой номинации не было: Илья Архипов своим эффектным проектом, которому не хватило всего одного балла в стайлинге, просто не мог уехать из Сибири без Кубка победителя.
Инженерия
1. Honda Civic RWD drift project (Владислав Киреев, Иркутск) — 13 баллов.
2. Toyota Vista (Андрей Качур, пос. Новонукутск, Иркутская область) — 12 баллов.
3. Toyota Chaser JZX100 Obo customs (Дашдроигочо Оуюнбаатар, Монголия) — 9.
Александр Усов, автомеханик, автогонщик, независимый эксперт, председатель судейской коллегии:
— Список доработок у Владислава Киреева поражает. Владелец своими руками построил и постоянно дорабатывает проект, скрещивания детали от разных автомобилей. Несмотря на огромное количество доработок, все сделано красиво и качественно, с серьезным подходом даже к самым мелким деталям. В целом этот автомобиль выглядит безопасным и полностью готовым к соревнованиям.
Второе место Андрея Качура из сибирской глубинки отдано судьями за самостоятельно переделанный моноприводный автомобиль в полноприводный, готовый к заездам на четверть мили. С виду это обычный городской седан для комфортного передвижения, но когда двигатель запускается, то сладкий запах спортивного топлива говорит об истинном предназначении этой машины. Все собрано достаточно профессионально, с детальным подходом. Свой потенциал Vista уже показала на многих соревнованиях. Замечание у судей вызвало отсутствие каркаса безопасности, но, по словам хозяина, для его класса это разрешено регламентом соревнований.
Приятный сюрприз — очень серьезная работа из Монголии. Участник не только проехал 1000 км своим ходом, но и представил нам достаточно хороший, аккуратно исполненный, настроенный и практически готовый проект. Автомобиль был собран не под какую-то конкретную дисциплину, а просто для души. При этом было использовано достаточно много дорогих и качественных комплектующих, что в совокупности с правильной установкой дало достаточно неплохой результат. Каких-то глобальных переделок в этом проекте нет, но из-за качества сборки этот проект заслуживает твёрдую «бронзу».
Внедорожник
1. Прототип «Аватар» (Андрей Селюк, Иркутск) — 35 баллов.
2. Котлета «Самосознание» (Алексей Кастрицкий, Чита) — 23.
3. Вездеход «Мураш» (Сергей Мазанов, Иркутск) — 21.
Дмитрий Мункоев, ветеран «Внедорожного клуба «Протектор», обладатель Кубка Восточной Сибири по трофи-рейдам, председатель судейской коллегии:
— Сложность судейства в номинации — разные цели, для которых строятся внедорожники. Одни подкупают простотой и утилитарностью (например, вездеход «Мураш», самоделка «Медведь» из села Харат), другие — бигфут Алексея Кастрицкого и «Большая Машина Шефа» — поражают своими габаритами, но мы уже видели эти машины раньше.
Отдельный класс — «лакированные внедорожники», такие как УАЗ-31512 «Русский тигр», Toyota FJ Cruiser «ЗИЛок», УАЗ-469. Красиво, дорого, но на настоящем бездорожье эти авто будут бесполезны.
Настоящие внедорожники, способные ездить там, где не всегда удается идти, можно, безусловно, отнести к спортивным болидам, проверенным в условиях жестких трофи-рейдов. Безусловным лидером БМШ-2014 является прототип «Аватар». По комплексу технических решений, реализованных в этой машине на высоком уровне, это транспортное средство является абсолютным оружием в покорении бездорожья.
Стайлинг
1. Nissan Elgrand (Дашдроигочо Оуюнбаатар, Улан-Батор, Монголия) — 122 балла.
2. Fiat Punto «Я, Робот» (Илья Архипов, Москва) — 121 балл.
3. Самодельный родстер Лорен Дитрих (Андрей Пашутин, Иркутск) — 98 баллов.
Алексей Степанов, журналист Drom.ru, председатель судейской коллегии:
— В этом году в номинации развернулась интересная и интригующая борьба как за первое, так и за третье место. И если выделить машины-лидеры можно было практически с первых минут открытия шоу, то вот узнать, кто же из них стал первым, стало возможным только после сдачи судейских протоколов.
Тщательный подсчет баллов. Повторный пересчет и... С разницей всего в 1 (один!) балл побеждает гость из Монголии Дашдроигочо Оуюнбаата со своей командой Obo Customs, представившей ярко-оранжевый минивэн Nissan Elgrand. Этот автомобиль отличает не только безупречный стиль, но и тщательная проработка всех деталей тюнинга.
Вторым стал Илья Архипов из Москвы со своим проектом Fiat Punto «Я, Робот». Это также безусловно выдающийся автомобиль, который еще и в номинации зрительских симпатий получил призовое место.
В борьбе за третье место главными соперниками стали еще более противоположные по своей сути автомобили: самодельный родстер, сделанный по мотивам моделей Лорен Дитрих и Морган, и доведенный по классическим канонам «покупного» тюнинга белоснежный пикап Hummer H2. Первый, при всей своей простоте, является уникальным проектом ручной сборки. Второй — пример того, как может выглядеть настоящая роскошь. Причем Hummer еще и музыкой не обделен: на его счету уже есть призовые места в соревнованиях по автозвуку. Но лучшим среди них все же стал самодельный родстер.
Многое из стайлинга можно было увидеть и в миниатюрном виде — на подвергшихся тюнингу масштабных моделях. А почему бы и нет? Вот только все же оценивать тюнинг таких экспонатов наравне с настоящими автомобилями, согласитесь, некорректно...
Ретрокар
1. Cadillac Fleetwood Sixty Special (Алексей Павлин, Иркутск) — 228,2 балла.
2. Москвич-401 «Третий» (Павел Федотов, Иркутск) — 227,42.
3. Ford Thunderbird (Алексей Павлин, Иркутск) — 206,19.
Александр Баракин, врач, ценитель ретромобилей, председатель судейской коллегии:
— Экспозиция в этом году была на редкость разноплановой. А коллекция мотоциклов вообще напрашивалась на отдельную экспозицию. Конкуренция была самой острой за все 10 лет проведения БМШ. Отлично смотрелись машины, доработанные почти до заводского состояния. Автомобиль Toyota Corona Mark II доведен практически до идеала, с обширным сохранением оригинальных деталей. То же самое можно сказать об «американцах»: Ford Thunderbird, Cadillac Fleetwood (особенно с учетом их постоянного использования).
Павел Федотов на «Москвиче-401» организовал впечатляющий стенд, целиком посвященный любимой марке, чем заслужил дополнительные оценки за презентацию автомобиля: тут были и книги, и аутентичные детали, и фото, и классические фильмы с «Москвичами», и даже педальный автомобиль аналогичной марки. Небольшие недочеты по кузову объясняются принципом восстановления автомобиля: максимально делать все своими руками, искать и восстанавливать оригинальные детали вместо новодельных. Все это и привело к тому, что разница баллов, набранных «Москвичом», восстановленным практически одним человеком, и «Кадиллака», победителя в номинации, над восстановлением которого скрупулезно работал целый коллектив, составила меньше одного балла (из более чем двухсот!).
Проект
1. Самоделка «Медведь» (Александр Пинизев, с. Харат, Иркутская область) — 20 баллов.
2. ГАЗ-69 «Память о дедушке» (Артем Кайчук, Ангарск) — 19.
3. Мураш (Сергей Мазанов, Иркутск) — 18.
Андрей Суродин, заместитель начальника отдела автотранспорта компании «Дулисма»:
— В этом году в номинации Проект судить было интересно и сложно одновременно. Было много достойных и при этом очень разных работ. Сейчас мы увидели много именно инженерно продуманных конструкций, которые практичны, функциональны, при этом воплощают красивые оригинальные решения и в целом сделаны на высоком уровне. В техническом плане выделяется «Аватар». Такого типа внедорожных моделей, то есть сугубо для соревнований, было несколько, но «Аватар», благодаря сложным инженерным решениям, впечатлил больше всего.
По своей задумке и работе также выделяется ГАЗ-69 «Память о дедушке». Автор создал интересный гибрид с использованием раритетного внедорожника и японских моделей, все оптимально скомпоновано и качественно выполнено, в том числе внутренняя отделка.
Отмечу квадроцикл «Горилла», где молодой человек применил много инженерных решений, хотя не все мне показались бесспорными, например, переделка переднего неразрезного моста в независимую схему. Ну и, может быть, в данном случае хотелось более изящного исполнения.
Мотоцикл
1. Урал 67-36 «МОТильда» (Сергей Шабанов, Ангарск) — 27 баллов.
2. Полноприводный мотоцикл (Алексей Перебоев, Иркутск) — 24.
3. Jawa CZ «Старина Джо» (Анатолий Думнов, Иркутск) — 12.
Евгений Червонный, председатель, владелец сервиса по ремонту мототехники:
— Если в прошлом году номинацию пришлось из-за отсутствия заявок, то на этот раз было представлено десяток интересных экземпляров. Каждый мотоцикл рассматривался с точки зрения безопасности, управляемости, пригодности эксплуатации и внешнего вида. Каждый из судей лично побеседовал с претендентами об истории, ходе реализации и целях проекта. Среди участников заметно выделялись Урал 67-36 МОТильда и Полноприводный мотоцикл. В результате судьи склонились в пользу проекта Сергея Шабанова. Пожелания к участникам в этой категории: стремиться надо не только к стилистическим изменениям, но и к инженерной доработке.
Юное дарование:
1. Зимний карт «Метель» (Алексей Кузнецов, Шелехов) — 14 баллов.
2. Вятка-В150М (Роман Титов, Иркутск) — 13.
3. BMW 5-Series Rat look (Роман Тульчин, Иркутск) — 9.
Николай Рудых, автомобильный журналист, эксперт:
— Зимний карт «Метель» получил от меня максимальный балл за вполне зрелую работу. С минимальной помощью машина построена не просто со знанием дела, а непосредственно для участия в соревнованиях.
Что касается «Вятки», понравился сам подход и отношение — в таком юном возрасте увлеченно заниматься восстановлением старой техники, конечно, заслуживает оценки. Отмечу также работу Романа Тульчина по восстановлению BMW, пусть это далеко и не законченный проект. Для человека в 17 лет подход довольно грамотный, хотя автор и не технарь, учится на экономиста, но любит автомобили, вникает в тонкости и делает все своими руками. Причем деньги на свое увлечение зарабатывает самостоятельно. В следующем году обещает представить уже законченный вариант.
Также нельзя не отметить Алину Муромисову. Да, в доработке скутера помогает брат, но сам факт, что 11-летняя девчонка не просто интересуется техникой и как-то желает выделиться, но и сама крутит гайки, конечно, вызывает уважение.
Выбор пользователей Drom.ru
1. Toyota Corona Mark II (Евгений Брюхов, Комсомольск-на-Амуре) — 1408 голосов.
Андрей Ящерицын, журналист Drom.ru:
— Почти три месяца пользователи ведущего автомобильного портала России голосовали за лучших, по их мнению, кандидатов на участие (а после отборочного тура — непосредственно участников) БайкалМоторШоу-2014.
Напомним, что за каждого из участников можно было отдать свой голос только один раз. В целях защиты от накруток голосование осуществлялось через аккаунты пользователей на Форумах Drom.ru.
Поначалу голосование проходило не так активно, но чем ближе был «час Икс», тем интерес и накал страстей становились выше. В итоге с большим отрывом победу одержало купе Toyota Corona Mark II. Его владелец Евгений Брюхов из Комсомольска-на-Амуре подал заявку на БМШ в числе первых. Пока другие только готовились заявить о своих проектах, он уже агитировал за себя и собирал «лайки». Впрочем, и второй результат тоже почетен. Honda Accord Project APO Line Girl Светланы Соловаровой вызвал немалый интерес пользователей Drom.ru, которые в дополнение к своим голосам оставили немало положительных отзывов о необычном «Аккорде».
Лучшая группа поддержки
1. Toyota Carina «Безумный Макс» (Роман Никитин, Иркутск) — 39 баллов.
2. Ford Thunderbird (Алексей Павлин, Иркутск) — 23.
3. ГАЗ-3110 MadPickup (Владислав Линевич, Иркутск) — 17.
Нэт Карповская, режиссер, руководитель НЕмодельного агентства НЭТ, председатель судейской коллегии:
— На третий год после учреждения этой номинации уже 20 экспонентов выставили свои группы поддержки. Выросло не только количество, но и качество: и костюмы, и сценарии, и хореография. Посетителей шоу развлекали яркие ковбои, танцоры кабаре, совсем неопасные девушки милитари. Особенно популярна в этом году была тема внеземных цивилизаций. На сцене были представлены разные танцевальные направления: от бути-дэнс до фаер-шоу. Одна из моих судей, руководитель танцевальной студии «Шаги» отметила, что главным критерием в оценке групп поддержки была реализация стиля, заданного автомобилем, обоснованность присутствия команды в автокомпозиции, а также представление танцевальной команды со сцены. Лидерство команды Романа Никитина («Безумный Макс») было очевидно. По мнению моих судей, эта группа, сделавшая композицию в стиле постапокалипсиса, полностью соответствовала заданной теме костюмами, подачей и выдержанностью образа, презентацией на сцене под симфонический кавер «Nirvana». Эта команда была единственной, которая в своем выступлении синхронизировалась с автомобилем, выстроив свой номер перед ним и вокруг него, при этом оставаясь максимально близко к зрителям. Судьи отметили, что команда Романа задала новый стиль: не только громкий звук из колонок, веселые или эффектные девушки, откровенные костюмы. Главное — реализация образов, лаконичность и обоснованность поведения и костюмов, продолжающих стилистику автомобиля. Команда за полгода до БМШ начала шить костюмы (в долг, в надежде на Гран при), прочесали бабушкины сундуки и весь Интернет в поисках необходимых аксессуаров, научились рисовать хной, а наряжались и гримировались перед шоу в течение шести часов!
Фотобонус БайкалМоторШоу 2014