Удивительная история компании Nio: успех есть, а прибыли нет - «Автоновости»
Автор: Антон Лисин
Фото из открытых источников
Источник: Дром
Основанная в 2014 году компания Nio Inc. добилась невероятной славы: ее электромобили являются сегодня одними из самых желанных на китайском рынке, о них много пишут и говорят, горячо обсуждают вышедшие новинки и с нетерпением ждут следующих. Между тем бизнес-показатели Nio пока оставляют желать лучшего: продажи растут не так быстро, как хотелось бы основателю компании — Уильяму Ли, а прибыли Nio до сих пор не приносит, так как тратит много денег на обновление модельной линейки, глобальную экспансию и создание новых брендов.
В настоящем обзоре мы не будем грузить читателя подробным описанием моделей Nio — опыт прошлых подобных материалов показал, что большое количество цифр и технической информации напрягает, поэтому сосредоточимся только на ключевых исторических фактах и официальной отчетности, тем более что и в ней цифр предостаточно — мы дадим только самые основные.
Nio входит в пятерку самых успешных молодых независимых китайских автомобильных компаний наряду с Huawei, Leapmotor, Li Auto, Xiaomi и Xpeng. Глобальные продажи Nio в 2024 году составили 221 970 электромобилей, что на 38,7% больше, чем продано в 2023 году. Всего с начала работы по 31 декабря 2024 года Nio сумела реализовать 671 564 машины, то есть прошлогодние продажи составили почти треть этого объема — это хороший прогресс, но пока недостаточный для того, чтобы компания вышла в прибыль.
Финансовый отчет за полный 2024 год Nio опубликует только в марте 2025-го, а по состоянию на конец третьего квартала 2024 года чистый убыток компании составлял 721 млн долларов США (+11% по сравнению с третьим кварталом 2023 года). Чистый убыток Nio в 2023 году составил 2,92 млрд долларов, в 2022 году — 2,09 млрд долларов, в 2021 году — 630 млн долларов, в 2020 году — 813 млн долларов, в 2019 году — 1,62 млрд долларов, в 2018 году — 1,4 млрд долларов.
Уильям Ли
Основатель компании Nio Уильям Ли, также известный как Ли Бинь, родился 9 августа 1974 года в простой крестьянской семье из китайской провинции Аньхой, в юном возрасте жил и работал на молочной ферме у дедушки и бабушки, помогал им продавать коров и вел нехитрую домашнюю бухгалтерию. Родители Уильяма Ли сумели накопить денег и отправили его получать высшее образование в Пекинский университет, здесь будущий автопроизводитель изучал социологию, информатику и юриспруденцию.
Будучи студентом, Уильям Ли начал пробовать свои силы как предприниматель в бурно растущем IT-секторе и сумел хорошо заработать на интернет-коммерции. В 1997 году Уильям Ли основал торговую площадку Kewen Books, ныне известную как Dangdang, а в 2020 году запустил ресурс Bitauto — китайский аналог Дрома, где можно купить/продать автомобиль и узнать последние новости автопрома. Полученные от своих интернет-ресурсов деньги Уильям Ли вкладывал в другие перспективные стартапы, благодаря чему значительно увеличил свое состояние, стал одним из самых влиятельных бизнесменов в Китае и получил впоследствии кучу наград за профессиональные достижения.
Нельсон Пике-младший — наиболее успешный пилот команды NextEV/Nio в Формуле Е
Автомобильную компанию, ныне известную как Nio, Уильям Ли основал в ноябре 2014 года — тогда она называлась NextEV Inc. Имея репутацию успешного инвестиционного предпринимателя, он сумел заручиться поддержкой многих коллег — инвесторами NextEV, в частности, стали IT-гигант Tencent, Лэй Цзюнь (основатель Xiaomi) и Ли Сян (основатель Li Auto). Большой стартовый капитал понадобился Уильяму Ли для того, чтобы его новая компания сразу стала известной и все о ней говорили. NextEV приняла участие в дебютном сезоне Формулы Е 2014-2015 и выиграла его — чемпионскую машину пилотировал бразильский гонщик Нельсон Пике-младший. Повторить этот успех в последующие годы команда не смогла, но нужный пиар-эффект был достигнут, после сезона 2022-2023 компания Nio ушла из Формулы Е.
Болид Формулы Е Nio 333 001 сезона 2020-2021
В 2016 году компания NextEV была переименована в Nio (Weilai на латинизированном китайском, что можно перевести на русский как «под небом голубым» или «голубое небо приближается»). Известие о переименовании совпало с премьерой первой модели Nio — трекового суперкара EP9. Этот суперкар — еще одна дорогостоящая пиар-акция, направленная на повышение узнаваемости нового китайского бренда. Премьера Nio EP9 состоялась 21 ноября в галерее современного искусства Саатчи в Лондоне, машину помогла разработать опытная в таких проектах британская компания RML Group, всего якобы было выпущено 16 экземпляров, но в продаже их никто не видел. На Nio EP9 нельзя ездить по дорогам общего пользования, только по автодромам, причем на каждом заезде должна присутствовать бригада техников Nio с фургоном оборудования для обслуживания и зарядки суперкара — в общем, просто так не погоняешь.
Nio EP9
Четырехмоторная силовая установка мощностью 1 МВт (1360 л.с.) позволяет Nio EP9 разогнаться до 100 км/ч за 2,7 секунды, до 200 км/ч — за 7,1 секунды, максимальная скорость — 313 км/ч. Nio EP9 мелькал в компьютерных играх и различных телешоу, в том числе легендарном The Grand Tour с Джереми Кларксоном, Ричардом Хаммондом и Джеймсом Мэйем. На презентации Nio EP9 было также заявлено, что он проехал Северную петлю Нюрбургринга (автодром в Германии) за 7 минут 5,12 секунды — в 2016 году это было лучшее время среди электромобилей. В 2017 году Nio EP9 улучшил собственный рекорд и проехал Нордшляйфе за 6 минут 45,9 секунды, однако ни этого, ни предыдущего времени вы в официальной таблице рекордов Нюрбургринга сегодня не найдете… В любом случае свою пиар-роль Nio EP9 отыграл хорошо, а его реальная скорость, тираж и цена сегодня никого уже не интересуют.
Nio EP9 на Нюрбургринге
В 2015 году Nio (тогда еще NextEV) открыла инжиниринговые филиалы в США и в Германии — это все тоже по большей части была пыль в глаза, то есть для галочки и престижа. Филиал в США занимался разработкой полного автопилота, но, разумеется, так и не разработал по причинам, которые мы подробно разбирали в отдельном большом материале. Nio, как многие другие китайские автопроизводители, по-прежнему грезит полным автопилотом и оснащает свои машины всем необходимым оборудованием для его работы, однако в Китае сегодня разрешен максимум второй уровень автопилота по классификации SAE, при котором водитель обязан все время следить за дорогой.
Впрочем, даже автопилот второго уровня в Китае очень востребован, так как езда по китайским дорогам — занятие довольно скучное, кругом камеры, лихачить негде, и для психологического комфорта проще доверить управление искусственному интеллекту, с ним вероятность нарваться на штраф значительно меньше.
Беспилотный концепт Nio Eve образца 2017 года должен был превратиться в серийную модель в 2020 году, но не превратился
Массовое производство электромобилей компания Nio начала только летом 2018 года, первой моделью стал большой кроссовер ES8 (габаритная длина 5022 мм, колесная база — 3010 мм). Завод Nio разместился в городе Хэфэй провинции Аньхой, его первоначальная мощность составляла 100 000 машин в год, и запускался он под крылом государственного автоконцерна JAC, так как в Китае молодым компаниям очень трудно получить лицензию автопроизводителя. Лишь под конец 2023 года Nio получила собственную лицензию и выкупила у JAC два действующих завода в городе Хэфэй общей мощностью около 450 000 машин в год. До конца 2025 года должен заработать третий завод Nio в Хэфэе, в результате чего производственная мощность компании достигнет 600 000 машин в год.
Nio ES8 первого поколения
В кроссовере ES8 были заложены все ключевые ценности компании Nio: премиальная платформа с адаптивной пневмоподвеской, дорогие материалы отделки, новейшая бортовая электроника, «говорящая голова» робота-ассистента Nomi на передней панели, богатый арсенал электронных ассистентов водителя и съемная батарея. Лаконичный дизайн этой и других моделей Nio был разработан под руководством американца Криса Томассона, пришедшего в китайскую компанию в 2015 году из BMW. Увы, первые серийные экземпляры Nio ES8 имели ряд детских болезней, худшая из которых — самовозгорание: фотографии залитых пеной из огнетушителей погоревших кроссоверов сильно подмочили репутацию Nio и заставили провести дорогую отзывную кампанию. В 2018 году Nio сумела реализовать лишь 11 348 машин.
Седан Nio ET7 на фирменном терминале по замене батарей
Сменные батареи позволяют владельцам электромобилей Nio не тратить время на их зарядку, а просто заменить за считаные минуты разряженную батарею на «полную» на фирменном терминале Nio. Более того, Nio дает клиентам возможностью купить машину без батареи — в том смысле, что ее цена не входит в стоимость, батарея берется в аренду с фиксированной ежемесячной платой, владельцу, таким образом, не нужно думать о степени ее износа.
Строительство собственной сети зарядных станций и терминалов по замене батарей — это еще одна большая статья расходов Nio, объясняющая, почему компания пока не приносит прибыли. По состоянию на середину января 2025 года в Китае у Nio работают 3035 терминалов по замене батарей и 4306 зарядных станций, их которых 2623 — это станции высокой мощности, позволяющие полностью зарядить батарею, условно говоря, за время обеденного перерыва.
Запуск в производство кроссовера Nio ES6 первого поколения 28 мая 2019 года. На правой фотографии справа от машины в красной рубашке — Уильям Ли собственной персоной
В 2019 году Nio запускает в производство среднеразмерный кроссовер ES6 (габаритная длина — 4850 мм, колесная база — 2900 мм) и его купеобразную версию EC6. К осени того же года стало ясно, что из-за больших стартовых затрат и слишком высоких цен на свои электромобили, тормозящих продажи, компания Nio катится к банкротству. Власти КНР тогда как раз срезали субсидии на покупку «электричек». Затем началась пандемия COVID-19 с ее локдаунами, пустыми автосалонами и неработающими заводами. В начале 2020 года Nio имела все шансы кануть в Лету, но Уильяму Ли помогли власти родной провинции Аньхой и группа подконтрольных китайскому правительству инвесторов, Nio получила от них более двух миллиардов долларов и продолжила работу.
Вместе с тем из-за финансового кризиса компании Nio пришлось отказаться от некоторых, скажем так, смежных проектов — например, от участия в основанном в 2018 году совместном предприятии с Changan, место Nio в этом предприятии заняли CATL и Huawei, в итоге на свет родился премиум-бренд Avatr, который сейчас официально выходит на российский рынок.
Nio ET5 Touring
В 2021 году Nio официально вышла на европейский рынок. В 2022 году в модельном ряду Nio появились седаны ET7 (габаритная длина — 5101 мм, колесная база — 3060 мм) и ET5 (габаритная длина — 4760 мм, колесная база — 2888 мм), Nio ET5 в 2023 году обзавелся версией Touring с кузовом универсал — ее сделали специально под вкусы европейских клиентов, в день премьеры Nio ET5 Touring они буквально визжали от восторга — стильная получилась машина. В 2022 году на рынок также выходит новый среднеразмерный кроссовер Nio ES7 (габаритная длина — 4912 мм, колесная база — 2960 мм), а в 2023 году — его купеобразный родственник Nio EC7 (габаритная длина — 4968 мм, колесная база — 2960 мм).
Nio ES8 второго поколения
В 2023 году во второе поколение перешли флагманский кроссовер Nio ES8 (габаритная длина — 5099 мм, колесная база — 3077 мм), младший кроссовер ES6 (габаритная длина — 4854 мм, колесная база — 2915 мм) и его купеобразная версия EC6 (габаритная длина — 4849 мм, колесная база — 2915 мм).
Самая свежая на данный момент модель Nio поступила в продажу в декабре 2024 года — флагманский седан ET9 (габаритная длина — 5325 мм, колесная база — 3250 мм), нацеленный на конкуренцию с Mercedes-Maybach, Rolls-Royce, Bentley и лакшери-брендом Maextro от Huawei и JAC.
Nio ET9 — это именно седан, крышка багажника у него отделена от заднего стекла. К слову, именно Nio ET9 стал поводом для написания нашего прошлогоднего материала, посвященного типам кузовов современных автомобилей
Благодаря стремительному обновлению модельного ряда компании Nio удалось увеличить продажи даже в условиях глобального замедления спроса на электромобили, начавшегося в 2023 году. В 2022-м Nio впервые реализовала более 100 тысяч машин, а именно 122 486, в 2023-м — уже 160 038, при этом Nio не демпинговала так сильно, как другие производители электромобилей, и не добавила в свою продуктовую линейку plug-in гибридные модели, хотя все конкуренты, кроме Tesla, уже сделали это либо сделают в ближайшее время.
По слухам, Nio тоже рассматривает возможность выпуска гибридов как вынужденный шаг в борьбе с введенными в прошлом году в Европе повышенными пошлинами на электромобили китайского производства — из-за них модели Nio заметно подорожали.
В свою очередь США и Канада в прошлом году ввели и вовсе заградительные, 100-процентные пошлины на китайские электромобили, но это превентивные меры: ни одной из китайских компаний пока не удалось стать сколь-нибудь значимым игроком на североамериканском авторынке, хотя попыток было немало.
Onvo L60
Еще в 2021 году Уильям Ли задумал запустить второй бренд, который предлагал бы электромобили по более доступным, чем у Nio, ценам. Таким брендом в итоге стал Onvo (Ledao на латинизированном китайском, что можно перевести на русский как «приятное путешествие»). В сентябре прошлого года на китайский рынок вышла первая модель Onvo — среднеразмерный кроссовер L60 (габаритная длина — 4828 мм, колесная база — 2950 мм), он стоит примерно на 40% меньше, чем близкий по размерам кроссовер Nio EC6, но при этом мало в чем ему уступает в части оснащения и отделки салона. Немудрено поэтому, что расходится Onvo L60 довольно бодро, до конца 2024 года в Китае было продано 20 761 шт. Более низкая цена Onvo L60 достигается за счет более простой платформы (пружинная пневмоподвеска вместо пневматической, спереди стойки McPherson вместо двойных поперечных рычагов) и более скромных технических характеристик.
Хэтчбек Firefly
В этом году бренд Onvo выйдет на европейский рынок вместе с младшим брендом Firefly (Yínghuochong на латинизированном китайском, что в переводе на русский означает «светлячок»), его премьера состоялась в декабре 2024 года. Firefly позиционируется как конкурент маркам Mini (принадлежит BMW Group) и smart (находится под контролем холдинга Geely), в связи с чем Уильям Ли дал бренду Firefly весьма емкую характеристику: «умнее, чем Mini, и компактнее, чем smart». Дебютной моделью Firefly будет хэтчбек В-класса с весьма своеобразной оптикой и двумя багажниками, в Китае он будет стоить от 148 800 юаней (от 20 500 долларов США).
Хэтчбек Firefly
Электромобили бренда Firefly будут иметь сменную батарею, как и модели старших брендов Onvo и Nio, но существующие терминалы Nio для замены относительно маленькой батареи Firefly, к сожалению, не годятся, для моделей Firefly придется строить новые терминалы.
В России компания Nio официально не представлена, но серые дилеры возят ее «электрички» в нашу страну, что называется, пачками — на Дроме есть множество предложений. Увы, насколько нам известно, РФ в планах экспансии Nio на внешние рынки не значится, приоритет отдан странам Европы, Ближнего Востока, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.