Тест-драйв КАМАЗа-63968 «Тайфун-К». Стихия во спасение - «Автоновости»
Большая часть военной техники, которая находится на вооружении Российской армии, принципиально не менялась с 1961 года, когда для транспортировки войск ввели единую послевоенную платформу Урал-375. Она претерпела массу преобразований, но все это были лишь вариации на тему грузового автомобиля повышенной проходимости без изменения сути. С 2010 года в рамках «Концепции развития военной автомобильной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года» идет разработка нового семейства высокоунифицированных бронеавтомобилей, которое получило название «Тайфун».
Тайфун — (от кит. «тай фын» — большой ветер) — местное название тропических циклонов штормовой и ураганной силы в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке. Наиболее часты с июля по октябрь. «Энциклопедический словарь».
Все последние боевые действия — в Чечне, Афганистане, Анголе, Эфиопии, Ливане — в которых принимала участие наша армия, показали, что большое количество потерь происходит при подрывах техники на минном поле или от фугасов во время передвижения колонн. Военные защищали себя и машины чем могли, наваривая железо на моторные отсеки и занавешивая окна бронежилетами. Все усугублялось еще тем, что вне боевых действий наши солдаты предпочитали находиться не внутри автомобиля — где тесно, шумно, жарко/холодно, нечем дышать — а снаружи.
Особенность всего семейства «Тайфунов» в том, что это совершенно новые разработки, а не адаптация существующих моделей. То есть это уже не «переделанные грузовики», а самостоятельное милитаризированное направление техники. Причем если раньше главной функцией была именно доставка солдат до места назначения, то сейчас задача расширилась. Поездка должна быть максимально безопасной и проходить в относительно комфортных условиях. А еще желательно, чтобы этот же автомобиль мог транспортировать почти все, что нужно на линии фронта — от боеприпасов до продовольствия — или стать платформой для артиллерийских систем или оборудования вроде кранов.
В создании семейства «Тайфун» заняты несколько десятков производств по всей России. Но главные процессы — разработка концепции и сборка машин — происходят на заводе специальных автомобилей КАМАЗ. Модельный ряд состоит из нескольких платформ (двух-, трех- и четырехосные автомобили), в основе которых лежат разработки из Набережных Челнов и завода «Урал». Соответственно, машины в названии имеют буквенный индекс «К» или «У».
Рядом с машиной сразу возникает чувство защищенности. Как у того зайца из мультика, к которому, как к самому слабому, приехал лев. И дело вовсе не в размерах «Тайфуна», они по меркам карьерного самосвала почти скромные: длина КАМАЗа-63968 составляет 8,85 м, ширина — 2,55 м, высота — 3,1 м по кабине и 2,86 м по грузовому отсеку. Дело в особой харизме, которую источает этот автомобиль: несокрушимый, брутальный, быстрый и комфортный.
В отличие от корпусной модификации 63969 и носовой частью, как у эскадренного миноносца, «Тайфун» с индексом 63968 выглядит более мирно. У него много прямых углов и больших плоских поверхностей, но их площадь и формы подобраны так, что он не смотрится каким-то кирпичом. Он словно спецагент — неброская внешность, но мускулатуру не может скрыть ни форма, ни деловой костюм.
КамАЗ 63969
«Тайфун К» начал разрабатываться еще раньше своего модульного собрата. Задачи были поставлены в очень широком диапазоне: разведывательные, командно-штабные, конвойные, санитарные, инженерные и огневой поддержки. Автомобиль получался либо слишком тяжелым, либо уязвимым. В итоге акцент был сделан на защищенности, что привело к уменьшению габаритов (7,8 х 2,52 х 2,75 мм) и грузоподъемности (4 т/10 человек). А вот силовые агрегаты, трансмиссия и подвеска у обоих «Тайфунов» идентичны.
Структура этого трехосного «Тайфуна» сделана по модульному типу: машина разбита на три отдельные секции, причем каждая из них может быть перенесена на другой автомобиль отдельно. Самая маленькая, но самая важная часть — это кабина, в ней происходит все самое главное. Кнопочки, дисплеи, необычная ЖК-«приборка» и даже… круиз-контроль! Все — от освещения и подогрева топлива до выбора режима движения, включения пониженного ряда и блокировки межосевых и межколесных дифференциалов — в 63968 управляется с помощью электрики. Кресло водителя «прикручено» намертво, но зато рулевую колонку можно регулировать в двух плоскостях. Связь между кабиной и экипажем — только по громкой связи, зато слышно так хорошо, что хоть музыку ставь.
Вторая секция — моторный отсек: если извлечь все силовые агрегаты, то это пространство будет похоже на маленькую комнату. Но и в снаряженном виде там хватит места для одного человека, то есть на поле боя механик сможет провести ремонт под защитой брони.
Боевой расчет ставит автоматы в специальные пазы рядом с креслами, а над головами, вернее, шлемами, каждый из которых весит по 2,5 кг, еще есть место — потолок высокий.
Ну и «гостиная» — транспортный блок, в который с комфортом помещаются 14 человек на удобных персональных креслах. В корпусном варианте, в котором машина представляет единое целое, из кабины можно пройти в пассажирский отсек насквозь. В модульном он изолирован и попасть в него можно либо через «пятую» дверь, либо с крыши через люки. Скучать экипажу не приходится: конечно, в окна размером меньше листа А4 мало что видно, зато на два монитора внутри капсулы можно вывести изображение с любой из семи камер.
Бронестекло и камеры кругового обзора
Остекление каждого квадратного метра кабины весит 300 кг. Лобовое стекло толщиной 13 см выдерживает обстрел из станкового пулемета КПВТ калибра 14,5 мм с бронебойностью противотанкового ружья с расстояния 200 м. При повреждении оно трескается «паутинкой» и не рассыпается, а чтобы восстановить «зрение», можно включить обзор на 360˚ со всех камер и двигаться по монитору. Каждая из камер помещена в свой отдельный бронированный корпус с таким же защищенным стеклом, но на обзорность это никак не влияет. Картинку происходящего вокруг можно видеть не только на мониторе в кабине, но и на экране в пассажирском отсеке.
Сиденья для всего экипажа напоминают скорее гоночные «ковши» дакаровских КАМАЗов — столь же плотные и с пятиточечными ремнями. Боковая поддержка у них, правда, не такая выраженная. Все кресла — и в кабине, и в капсуле — имеют внутри элементы энергопоглощения воздействия минного подрыва. Пока это импортная технология, но уже готова ее отечественная замена. Специальная ткань улавливает осколки. К тому же с чисто бытовой точки зрения она еще и не боится никакой грязи: ведь бойцы встают на сиденья, когда приходится вести круговую оборону из люков на крыше.
Специальная форма днища, мощная рама и прочная броня
Дно машины имеет V-образную форму, чтобы энергия взрыва выходила в стороны — как волны, разбивающиеся о волнорез. К раме предъявлялись повышенные требования, ведь она должна нести на себе бронированный кузов. В отличие от стандартных, она обладает гораздо большей жесткостью как на скручивание, так и на излом. При создании прототипов использовалась стальная броня, и машины получались весом более 27 тонн. Первая серийная партия «Тайфунов» оснащается керамической броней, разработанной в Новосибирске. Сочетание обожженных неорганических материалов и металла легче стальных листов на 30%, что позволило снизить массу автомобиля до 21 тонны. При этом выдерживает большую нагрузку: подрыв осколочно-фугасных устройств массой 8 кг в тротиловом эквиваленте под любым местом автомобиля. Поскольку в России автомобили подобной защищенности раньше не делали, то их приходилось проверять по классификации НАТО STANAG 4569, в соответствии с которой бронированию присвоен уровень 3b, а противопульная защита соответствует IV уровню (с данного уровня обеспечивается защита от всех известных видов винтовочных пуль калибров 7,62 и 5,56 мм).
Все эти особенности — непробиваемое стекло, изолированный корпус и спецсиденья — защищают тех, кто находится внутри. Ну а как насчет комфорта? Попадать в кабину удобно. Для этого предусмотрено несколько ступеней (нижняя представляет собой жесткую петлю), забираться по ним легко людям любого роста. Толкать всем весом дверь толщиной более 10 см не нужно — при небольшом нажатии она распахивается сама с помощью пневмоэлементов, неторопливо и внушительно. Что же касается входа в капсулу, то он просто роскошен: это откидывающаяся (также на пневматике) аппарель, обшитая снаружи броней, а изнутри — специальным нескользящим покрытием. До земли она не доходит, но забраться на нее так же легко, как встать на пьедестал почета.
За «климатом» следит специальная установка, которая не только поддерживает комфортную температуру с помощью автономной печки зимой и кондиционера летом, но также контролирует чистоту воздуха из фильтровентиляционной установки ФВУА-100А. И кабина, и капсула полностью изолированы от окружающей атмосферы. Таким образом «Тайфун», отфильтровав входящий воздух, сможет уберечь людей от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериальных аэрозолей.
Ну а может ли«Тайфун» поиграть своими мускулами? Подключаем массу, нажимаем кнопку запуска двигателя (это не система «Старт-стоп», просто для армии не делают замков зажигания, чтобы не путаться с ключами) и можно ехать! Даже не ехать, а «наваливать»! Турбированная V-образная «восьмерка» с индексом 740.354-450 выдает вполне достаточные для такой махины 450 л.с., которых хватает и для бездорожья, и для марш-бросков по плотному покрытию. Штатный водитель не без гордости рассказал, что разгонял броневик до 120 км/ч. Действительно, по ощущениям в динамике этот КАМАЗ напоминает современный внедорожник, он явно ближе к своим дакаровским собратьям, чем к обычным КАМАЗам. Автоматическая трансмиссия переключает передачи плавно, но чуть медленнее, чем этого хотелось бы. Видимо, настройки 6-ступенчатого «автомата» американской фирмы Allison берегут мотор: ведь не ради экономии топлива это сделано, как на гражданке!
12-литровый двигатель с топливной системой Common Rail считается многотопливным, то есть способен работать как на тяжелых (дизельное топливо), так и на легких (бензин) фракциях нефти, но на полигоне в него заливают дизель. Двигатель занимает лишь малую долю моторного отсека, большая часть пространства отведена под электронные блоки, элементы пневматики и другие обслуживающие системы
Звериный рык двигателя внутри совсем не слышно, настолько плотно примыкают двери, да и броня работает как хорошая звукоизоляция. Мягко нажимаю на педаль газа, и броневик плавно начинает набирать ход. Никаких рывков, колебаний, ничего жесткого и «военного»! От такой механической громадины совершенно не ожидаешь почти животной грации.
Трансмиссия
Трансмиссия, естественно, полноприводная, с раздаточной коробкой для понижения передачи и блокировками дифференциалов всех трех мостов. Все это активируется специальными кнопками, а не по старинке — рычагами, и вопросов, например, «воткнулась передача или нет», не возникает. Как на премиальном внедорожнике, предусмотрены предустановленные программы движения (шоссе, грунт, песок, брод), которые выбираются с помощью меню на центральном мониторе.
Но вот с тормозами не все так гладко. Ход педали тормоза оказался невероятно коротким, и его нужно дозировать по миллиметрам, чтобы бойцы в кузове не побились от моментального замедления. А ведь машина может действительно встать как вкопанная, тем более что обычным тормозам помогает и ретардер (моторный тормоз).
Если «Тайфуну» есть куда ехать, а задачи для него найдутся всегда, то нужно не стесняться давить на газ и топить как следует! И двигатель, и подвеска позволяют. Правда, после таких вот, например, песчаных покатушек военные каждый раз меняют воздушный фильтр
С движением по прямой освоились быстро, теперь попробуем маневрировать. Обычная грузовая баранка для барышни великовата, но само поведение «Тайфуна» опять же оказалось очень неожиданным. Легкий руль нельзя назвать информативным, но положение колес все же определяется безошибочно. Кажется, что девятиметровая машина должна быть неповоротлива, как бегемот. Но она скорее похожа на выдрессированного слона, который может балансировать на мяче: у 63968 управляются две передние оси, и это делает броневик очень маневренным. Благополучно проезжаем насквозь всю военную часть, не шарахаясь от встречных легковушек. Благодаря очень высокой посадке лучше чувствуются габариты, а внятная связь с органами управления добавляет уверенности.
Конечно, чтобы заставить эту бронированную махину передвигаться, нужно много топлива. Даже очень много топлива! При равномерном спокойном движении это паспортные 40 л на 100 км, а при активной езде по бездорожью выходит и все 80 л
Гидропневматическая подвеска
Гидропневматическая подвеска «Тайфуна» — это изделие ирландской компании Timoney Technology Limited, которая еще в 2012-м заключила с КАМАЗом соглашение по разработке независимой подвески для двух-, трех- и четырехосных шасси. У ирландцев гигантский опыт в оснащении бронеавтомобилей несущими и управляющими механизмами по всему миру и совместной разработке броневиков: бронетранспортер Amphibious Combat Vehicle 1.1, бронированная модульная машина Enigma, БТР СМ-32 Cloud Leopard, БТР Ejder, БТР Lazar…
Подъем и опускание корпуса происходит за пару минут. Но большую часть времени занимает поиск в меню нужной команды, а не создание необходимого давления в системе
По команде водителя подвеска меняет клиренс на 40 см (!!) для всего автомобиля или отдельно для передней/задней части, увеличивая дорожный просвет с «гражданских» 185 мм до боевых 585 мм. При таких возможностях, востребованных на бездорожье, гидропневматика к тому же дает возможность не снижать темпа бронеавтомобиля на твердых покрытиях. Еще одна полезная «фича» — возможность «поднять лапу», подтянуть одно колесо, когда потребуется его замена. Таким образом, возить с собой тяжеленный домкрат-многотонник не нужно!
Асфальт кончился. Перед съездом на песок нажимаем все необходимые кнопки, чтобы выйти из транспортного заднеприводного режима. Начинаем сначала медленно и аккуратно переваливаться по песчаным колеям, с каждым метром — все смелее. Но вот разворот на условном перекрестке приводит к почти диагональному вывешиванию. Почти — потому что средняя ось все же опирается на свои два колеса, но этой связи недостаточно, чтобы сдвинуть броневик с места. Легким движением блокируются межколесные дифференциалы, чуть более активно работаем «газом», и «Тайфун» легко выбирается из такой ситуации.
Все рычаги и приводы независимой подвески сделаны из особой стали, которая выдерживает не только внушительный вес бронированного автомобиля и сумасшедшие нагрузки при движении, но и вражеские атаки, включая подрыв 152-мм осколочно-фугасного снаряда, который во время испытаний взорвали всего в двух метрах от машины! Даже колеса 16.00R20 у «Тайфуна» особенные — с армированными шинами и с противовзрывными вставками: если их пробьют, то на подкачке они способны выдержать 50 км хода на скорости до 50 км/ч. Но вот управление гидравликой выглядит незащищенным. Если случится так, что все хитрые системы распределения крутящего момента и ходов подвески не смогут вытащить 63968 из западни, то на помощь придет встроенная лебедка с тяговым усилием в 25 тонн
На мокрые болотистые участки «Тайфун» пока не пускают: в машине слишком много электроники, и как она среагирует на водные процедуры, неизвестно. Вернувшись на асфальт, уже не стесняемся с разгоном. Он вновь выходит плавным, но очень настойчивым и неотвратимым — настоящая стихия! Так и хочется забыть про гигантскую массу и размеры! Вписываемся на поворот к парковке с трудом, применив почти экстренное торможение с АБС. Попали, и я выдыхаю.
Открываю аппарель и бегу извиняться перед солдатиками за жесткую езду, а они ничего и не заметили! Хорошо бы так было всегда: водитель получает удовольствие от вождения этой махины, а пассажиры спокойно доезжают до места назначения, и это — не линия фронта. А уж если все же придется воевать, то «Тайфун» и довезет с достойным комфортом, и защитит от многих бед.
Тактико-технические характеристики КАМАЗ-63968 «Тайфун К»
Кузов
Двигатель
Трансмиссия
Размеры, объем, вес
Динамические характеристики
Расход топлива, л/100 км
Тип | Грузовой |
Количество мест | 17 |
Тип | КАМАЗ-740.354-450, дизельный (многотопливный), с турбонаддувом |
Кол-во и расположение цилиндров | V8 |
Рабочий объем, л | 12 |
Мощность, л.с. | 450 |
Крутящий момент, Нм | 1863 |
Колесная формула | 6x6х4 |
Длина/ширина/высота, м | 8,85 х 2,55 х 2,86 |
Радиус поворота, м | 10 |
Клиренс, мм | 180–575 |
Преодолеваемый брод, м | 1,5 |
Снаряженная/полная масса, т | 19,7/24 |
Максимальная скорость, км/ч | 100 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 20 |
Комбинированный цикл | 60 |
Запас хода, км | 1200 |
Фотобонус