Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости» » Авто Новости Дня
Как Ладыгин покоряет Дрифт. Видео - «LADA»
Уже в эти выходные пилот команды LADA Sport ROSNEFT попробует свои силы в дрифте на автодроме в Сочи, где состоится третий этап Sochi Drift Challenge. Накануне соревнований Кирилл начал осваивать новую для себя дисциплину в автоспорте. Виктор Заруцкий Фото:
Что главе АВТОВАЗа показали в «Жигулевской долине» - «LADA»
Президент АВТОВАЗа Николя Мор 17 февраля 2022 года с рабочим визитом побывал в технопарке «Жигулевская долина», который находится в Тольятти. Глава компании познакомился с последними разработками резидентов технопарка. Анна Лисовская Фото: LADA Тольяттинский
Спасение автомобилистов: неоригинальные запчасти станут оригинальными? - «LADA»
Повышение локализации или новые иностранные поставщики? Как в правительстве будут решать проблему дефицита комплектующих для автозаводов? Оксана Николаева Фото: askom.satu.kz drive2.ru foto.carexpert.ru В правительстве РФ обсуждается вопрос о снятии
Импортозамещение: АВТОВАЗ сменит французские коленвалы на российские - «LADA»
В 2022 году АВТОВАЗ начнет применять в двигателях коленвалы отечественного производства. Как стало известно, российские детали придут на смену французским аналогам. Анна Лисовская Фото: Официальный Лада Клуб АВТОВАЗ в настоящее время для своих двигателей

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»


Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер»

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»
В России предпринималось немало попыток создать мелкосерийный автомобиль с кузовом из композитных материалов. Большая часть из них в итоге закончилась пшиком, и лишь некоторые доходили хотя бы до эксперимента с организацией производства. К последним относится проект легкого внедорожника Апал-2154 «Сталкер» из Тольятти. О том, как зарождался этот кроссовер, как развивался и почему, несмотря на все старания, так и не появился в продаже — читайте в эксклюзивном материале Drom.ru.

В 2003 году на Тольяттинском моторшоу дебютировал необычный автомобиль — трехдверный компактный внедорожник с матерчатым верхом под названием «Сталкер». Изюминка машины заключалась в каркасно-панельной конструкции кузова, где каркас был сделан из стальных труб прямоугольного сечения, а панели — из композитных материалов. Внедорожник, построенный на базе заднеприводного ВАЗ-2105, с мелкосерийным дизелем ВАЗ-341 (1,5 л, 50 л.с.), вызвал живой интерес у публики, поскольку при своих компактных габаритах (длина 3375 мм) и предполагаемой дешевизне выглядел весьма харизматично. При этом представившая разработку компания «Апал» широкой публике была почти неизвестна.

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

Апал-2154 «Сталкер» в заднеприводном исполнении на агрегатах «Жигулей» с дизельным двигателем ВАЗ-341, 2003 год

История проекта «Сталкер» началась задолго до презентации первого образца — в начале 90-х годов. В то время будущий главный конструктор и идеолог проекта Павел Федорович Попов работал директором орденоносного «Опытного завода № 100» в Челябинске. Предприятие находилось в ведении Министерства обороны, а потому первоначально машина задумывалась как транспортер переднего края для нужд военных. Попов изначально замыслил проект вокруг каркасно-панельной технологии.

Такая конструкция особо актуальна для военных. Во-первых, она обеспечивает ощутимый выигрыш в весе, а это значит, что машину легко десантировать. Во-вторых, на композитных панелях не образуется ледяная корка, то есть автомобиль можно эксплуатировать в условиях низких температур.

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

Павел Попов, главный идеолог проекта Апал-2154 «Сталкер»

Для оборонной промышленности 90-е годы были не лучшим временем, и к концу десятилетия челябинский завод, как и множество других предприятий отрасли, закрыли. Оставшегося без работы Попова тут же наняла тольяттинская научно-производственная фирма «Лада-Тул», директор которой — Виктор Боблак — заинтересовался идеей каркасно-панельного внедорожника. Военный аспект проекта его не зацепил, и машину стали разрабатывать с прицелом на гражданский рынок.

Работа над внедорожником закипела. «Лада-Тул» организовала экспериментальный участок, выделила квалифицированный инженерный персонал и закупила дорогостоящее оборудование, включая вакуум-формовочный станок Geiss немецкого производства. Давно задуманный «Сталкер» начал обретать свое материальное воплощение. На «Лада-Тул» разработали конструкцию кузова внедорожника, сварили первый каркас и изготовили матрицы для кузовных панелей.

Павел Попов: «Необходимо отметить тот факт, что на экспериментальном участке работали специалисты высочайшего уровня. Ильинский, Корж, братья Некрасовы, Соколов и другие. Без них «Сталкер» вообще бы не родился, так как мои познания по конструкции автомобиля на то время были более чем посредственные».

Но вскоре финансовые дела фирмы пошатнулись и ее решили закрыть, расплатившись с кредиторами имуществом. Тогда-то все наработки по «Сталкеру» вместе с персоналом и перешли в ведение другой тольяттинской компании — «Апал».


«Апал» входит в единый холдинг с компанией «Лада-Пласт». Эти две фирмы являются крупнейшими в России производителями листового пластика, внешних и внутренних пластиковых деталей для нужд автопрома. Концепция «Сталкера» и специализация «Апала» пересекались, дело оказалось в нужных руках.

Первый прототип внедорожника достался «Апалу» в почти готовом виде, машину достроили быстро и презентовали ее осенью 2003 года на том самом Тольяттинском моторшоу. При этом в проект привнесли новую особенность: наружные панели «Сталкера» сделали не из привычных АБС- или стеклопластика, а из инновационного «композита» — многослойного окрашенного в массе термопласта. Этот материал намного прочнее АБС и гораздо более устойчив к морозам. Термопласт окрашивается в процессе изготовления, что позволяет значительно упростить и удешевить последующее производство автомобилей: не нужно тратиться на отдельную окрасочную камеру, химию и стоки. Для защиты от выцветания на кузов внедорожника нанесли тонкий слой акрила. Новый «композит» был собственной разработкой тольяттинцев. Чем-то подобным в то время могли похвастать только немцы.

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

Второй экземпляр «Сталкера» в заднеприводном исполнении

Поначалу на «Сталкер» возлагали миссию шоу-автомобиля, при помощи которого демонстрировались возможности термопласта. Нужно сказать, что в этом качестве он себя многократно окупил. Но на каждой выставке огромный интерес у посетителей вызывала и сама машина, поэтому в компании решились на авантюрный шаг — попытаться запустить внедорожник в производство.

Павел Попов: «Апал» был впереди планеты всей в части переработки пластмассы, но производство автомобиля — это другая машиностроительная культура, это складская логистика, логистика поставок, логистика работы с комплектующими, работы с конструкторскими бюро поставщиков этих комплектующих. В общем, здесь нельзя обойтись двумя конструкторами и четырьмя технологами, которые были в наличии у «Апала» на тот момент. Требовались огромные финансовые и людские ресурсы, которых не было. Я заранее предупредил руководство «Апала», что организация производства «Сталкера» — крайне рискованный и затратный шаг, но они посчитали, что это спокойно можно сделать».

Попов разработал бизнес-план проекта. Он был составлен из расчета, что фирма все-таки найдет производственного партнера, с которым разделит часть ответственности. Схему предложили такую: «Апал» и гипотетический партнер создают совместное предприятие, в котором на плечи компаньона ложится изготовление стальных каркасов кузова и окончательная сборка внедорожников. «Апал», в свою очередь, отвечал бы за конструкцию автомобиля и занимался бы производством всех пластиковых деталей.

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

Каркас кузова Апал-2154 «Сталкер»

Параллельно машину стали доводить до серийной кондиции. На втором экземпляре «Сталкера» сделали жесткую крышу, но агрегаты по-прежнему заимствовали от заднеприводных «Жигулей». Начиная с третьего экземпляра в конструкции «Сталкера» стали применять полноприводную трансмиссию и 1,7-литровый бензиновый двигатель от «Нивы» мощностью 83 л.с. Однако, несмотря на общую агрегатную базу, экспериментальный внедорожник имел множество принципиальных преимуществ перед «Нивой»: не гниющий и не боящийся царапин кузов, значительно меньшая снаряженная масса и принципиально иной, брутальный дизайн.

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

«Сталкер» на полноприводной базе «Нивы» — именно такую модификацию готовили к производству
Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

В процессе климатических испытаний «Сталкера» проявилась фундаментальная проблема каркасно-панельных кузовов — разное линейное расширение материалов. При низких температурах стальной каркас усаживался меньше, чем термопласт. То есть каркас и панели начинали конфликтовать друг с другом. В первую зиму на одном из прототипов лопнули все наружные панели, поскольку они были жестко закреплены. Для решения проблемы в конструкцию ввели специальные технологические подштамповки и эллипсные отверстия под болты, компенсирующие усадку материала.

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

Петли капота расположены спереди, и открывается он по ходу движения — как на «Ниве» и «классике». Доступ в багажник обеспечивает откидывающаяся задняя часть крыши. Ее можно демонтировать, и тогда «Сталкер» превратится в ландоле

В 2006 году «Сталкер» прошел обязательный для получения Одобрения типа транспортного средства краш-тест. По действовавшим тогда в России сертификационным правилам машину нужно было «ударить» о бетонный куб со 100-процентным перекрытием на скорости 50 км/ч. Наблюдать за испытаниями собрался весь персонал Дмитровского автополигона. Эксперты предрекали провал теста: полагали, что кузовные панели расколятся на острые травмоопасные куски, что категорически недопустимо. Они ошиблись: машина прошла ударные испытания успешно, пластик на опасные осколки не рассыпался.

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

Сертификационный краш-тест «Сталкера» ОТТС, выданный «Апалу» на «Сталкер», позволял выпускать внедорожник мелкими партиями — по нескольку сотен экземпляров в год.

Первым серьезным партнером «Апала» в деле налаживания производства «Сталкера» стала приближенная к «АвтоВАЗу» фирма «Супер-Авто». Она специализировалась на изготовлении мелкими партиями удлиненных «десяток» — ВАЗ-21108 «Премьер» — и обладала необходимыми кадрами и оборудованием для изготовления кузова «Сталкера». Но на мощностях «Супер-Авто» собрали лишь пару внедорожников. Едва начавшееся партнерство погубил денежный вопрос: компании не нашли компромисса в вопросах цены на пластиковые детали и на стоимость конечного продукта.

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

Модификация с матерчатым верхом и раскладной туристической палаткой

После истории с «Супер-Авто» на «Апал» вышли представители министерства промышленности Чечни. В послевоенной республике как раз организовали сборку седанов ВАЗ-2107 из машинокомплектов «АвтоВАЗа». Но руководство региона понимало, что нужен некий уникальный продукт, который позволил бы расширить производство и создать новые рабочие места. В 2007 году «Апал» отвез в Чечню демонстрационный образец «Сталкера», который показали лично главе региона Рамзану Кадырову. Он прокатился на внедорожнике, пришел в восторг и отдал подчиненным распоряжение организовать производство модели на заводе в Грозном.

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

Полноприводные «Сталкеры»

Под чеченцев написали новый бизнес-план. Его параметры были такими: объем инвестиций 120 миллионов рублей, объем выпуска 4000 внедорожников в год. Предполагалось, что в розницу «Сталкер» будет стоить на 30-50 тысяч дороже трехдверной Lada 4x4, которую на тот момент продавали примерно за 250 тысяч рублей. При этом в машину была заложена хорошая норма прибыли — больше, чем при продаже «Нивы».

Павел Попов: «Чеченцы были настроены серьезно — они действительно хотели выпускать этот автомобиль. Я бы даже сказал, что в чеченском проекте «Сталкер» как никогда был близок к серийному производству. Специально под проект они закупили хорошее оборудование и зарезервировали на грозненском заводе «Автоматстром» цеха площадью 10 000 м²».

К сожалению, длительные переговоры чеченского министерства и «Апала» не увенчались успехом. Позднее чеченцы заказали у команды Попова эскизный проект собственного аналога «Сталкера», он до сих пор держится в секрете.

Но на этом скитания «Сталкера» не закончились. Приблизительно в 2009-2010 годах с руководством «Апала» связался немецкий предприниматель Маркус Неске. Он пообещал сумасшедший спрос на внедорожник в странах Евросоюза и выпуск до 17 000 автомобилей в год. Специально под Неске в Тольятти создали новую модификацию «Сталкера» — на агрегатах и шасси дизельного Dacia Duster. Под новую агрегатную базу пришлось полностью перекроить размеры. Переднюю панель в салоне автомобиль тоже получил от Дастера. «ЕвроСталкер» представили осенью 2011 года на Франкфуртском автосалоне под труднопроизносимым именем Travec Tecdrah. Предполагалось, что внедорожник будут собирать в Германии, причем из российских машинокомплектов. Продаваться он должен был по цене около ?15 000. В этот раз все сорвалось по вине немецкой стороны: говорят, Неске где-то «кинул» российских партнеров.

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

Travec Tecdrah, 2011 год
Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»


Последний раз о производстве «Сталкеров» говорили в 2016 году. В этот раз возможной площадкой производства называли дочернюю фирму «АвтоВАЗа» «ВИС-Авто», которая специализируется на производстве фургонов и пикапов на базе автомобилей Lada. На мощностях даже собрали один экземпляр внедорожника на агрегатах трехдверной Lada 4x4, в котором учтены современные российские требования по сертификации автомобилей. Текущий статус этого проекта неизвестен.

В общей сложности с 2003 по 2011 годы собрали около десятка «Сталкеров».

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

Краткие технические характеристики Апал-2154 «Сталкер» 4х4 (данные производителя)

Кузов

Двигатель

Трансмиссия

Размеры, объем, вес

Динамические характеристики и расход топлива
Тип Универсал (SUV)
Количество мест/дверей 4/2
Тип Бензиновый, атмосферный
Расположение двигателя Спереди продольно
Кол-во и расположение цилиндров 4, в ряд
Рабочий объем, л 1,7
Мощность, л.с. при об/мин 83/5000
Крутящий момент, Нм при об/мин 128/4000
Привод Постоянный полный, с двухступенчатой раздаточной коробкой и блокировкой межосевого дифференциала
Коробка передач 5-МКП
Длина/ширина/высота, мм 3375х1546х1761
Колесная база, мм 2200
Клиренс, мм 200
Снаряженная масса, кг 1170
Максимальная скорость, км/ч 132
Комбинированный цикл, л/100 км 10.8

Презентационный фильм Апал-2154 «Сталкер», середина нулевых годов

Фотобонус: Travec Tecdrah
Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

поделиться

Читайте также на Дроме


Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

161514 142
Красочный отчет с УралМоторШоу: крутые машины, нереальные проекты, уральские девушки и майский позитив!
Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

95987 359
Toyota Land Cruiser Prado 90/120/150. Внедорожные пижоны
Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

136978 550
Много интересного про новый Патриот: обкатка, куча косяков, замеры на диностенде и старт всероссийского пробега!
Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

73125 408
Как решается проблема дефицита парковочного пространства в нормальных странах и у нас?
Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» - «Автоновости»

88788 266
На чем ездят «слуги народа»? Топ-8 автомобилей для госаппарата


Сталкер, который заблудился. История российского кроссовера Апал-2154 «Сталкер» В России предпринималось немало попыток создать мелкосерийный автомобиль с кузовом из композитных материалов. Большая часть из них в итоге закончилась пшиком, и лишь некоторые доходили хотя бы до эксперимента с организацией производства. К последним относится проект легкого внедорожника Апал-2154 «Сталкер» из Тольятти. О том, как зарождался этот кроссовер, как развивался и почему, несмотря на все старания, так и не появился в продаже — читайте в эксклюзивном материале Drom.ru. В 2003 году на Тольяттинском моторшоу дебютировал необычный автомобиль — трехдверный компактный внедорожник с матерчатым верхом под названием «Сталкер». Изюминка машины заключалась в каркасно-панельной конструкции кузова, где каркас был сделан из стальных труб прямоугольного сечения, а панели — из композитных материалов. Внедорожник, построенный на базе заднеприводного ВАЗ-2105, с мелкосерийным дизелем ВАЗ-341 (1,5 л, 50 л.с.), вызвал живой интерес у публики, поскольку при своих компактных габаритах (длина 3375 мм) и предполагаемой дешевизне выглядел весьма харизматично. При этом представившая разработку компания «Апал» широкой публике была почти неизвестна. Апал-2154 «Сталкер» в заднеприводном исполнении на агрегатах «Жигулей» с дизельным двигателем ВАЗ-341, 2003 год История проекта «Сталкер» началась задолго до презентации первого образца — в начале 90-х годов. В то время будущий главный конструктор и идеолог проекта Павел Федорович Попов работал директором орденоносного «Опытного завода № 100» в Челябинске. Предприятие находилось в ведении Министерства обороны, а потому первоначально машина задумывалась как транспортер переднего края для нужд военных. Попов изначально замыслил проект вокруг каркасно-панельной технологии. Такая конструкция особо актуальна для военных. Во-первых, она обеспечивает ощутимый выигрыш в весе, а это значит, что машину легко десантировать. Во-вторых, на композитных панелях не образуется ледяная корка, то есть автомобиль можно эксплуатировать в условиях низких температур. Павел Попов, главный идеолог проекта Апал-2154 «Сталкер» Для оборонной промышленности 90-е годы были не лучшим временем, и к концу десятилетия челябинский завод, как и множество других предприятий отрасли, закрыли. Оставшегося без работы Попова тут же наняла тольяттинская научно-производственная фирма «Лада-Тул», директор которой — Виктор Боблак — заинтересовался идеей каркасно-панельного внедорожника. Военный аспект проекта его не зацепил, и машину стали разрабатывать с прицелом на гражданский рынок. Работа над внедорожником закипела. «Лада-Тул» организовала экспериментальный участок, выделила квалифицированный инженерный персонал и закупила дорогостоящее оборудование, включая вакуум-формовочный станок Geiss немецкого производства. Давно задуманный «Сталкер» начал обретать свое материальное воплощение. На «Лада-Тул» разработали конструкцию кузова внедорожника, сварили первый каркас и изготовили матрицы для кузовных панелей. Павел Попов: «Необходимо отметить тот факт, что на экспериментальном участке работали специалисты высочайшего уровня. Ильинский, Корж, братья Некрасовы, Соколов и другие. Без них «Сталкер» вообще бы не родился, так как мои познания по конструкции автомобиля на то время были более чем посредственные». Но вскоре финансовые дела фирмы пошатнулись и ее решили закрыть, расплатившись с кредиторами имуществом. Тогда-то все наработки по «Сталкеру» вместе с персоналом и перешли в ведение другой тольяттинской компании — «Апал». «Апал» входит в единый холдинг с компанией «Лада-Пласт». Эти две фирмы являются крупнейшими в России производителями листового пластика, внешних и внутренних пластиковых деталей для нужд автопрома. Концепция «Сталкера» и специализация «Апала» пересекались, дело оказалось в нужных руках. Первый прототип внедорожника достался «Апалу» в почти готовом виде, машину достроили быстро и презентовали ее осенью 2003 года на том самом Тольяттинском моторшоу. При этом в проект привнесли новую особенность: наружные панели «Сталкера» сделали не из привычных АБС- или стеклопластика, а из инновационного «композита» — многослойного окрашенного в массе термопласта. Этот материал намного прочнее АБС и гораздо более устойчив к морозам. Термопласт окрашивается в процессе изготовления, что позволяет значительно упростить и удешевить последующее производство автомобилей: не нужно тратиться на отдельную окрасочную камеру, химию и стоки. Для защиты от выцветания на кузов внедорожника нанесли тонкий слой акрила. Новый «композит» был собственной разработкой тольяттинцев. Чем-то подобным в то время могли похвастать только немцы. Второй экземпляр «Сталкера» в заднеприводном исполнении Поначалу на «Сталкер» возлагали миссию шоу-автомобиля, при помощи которого демонстрировались возможности термопласта. Нужно сказать, что в этом качестве он себя многократно окупил. Но на каждой выставке огромный интерес у посетителей вызывала и сама машина, поэтому в компании решились на авантюрный шаг — попытаться запустить внедорожник в производство. Павел Попов: «Апал» был впереди планеты всей в части переработки пластмассы, но производство автомобиля — это другая машиностроительная культура, это складская логистика, логистика поставок, логистика работы с комплектующими, работы с конструкторскими бюро поставщиков этих комплектующих. В общем, здесь нельзя обойтись двумя конструкторами и четырьмя технологами, которые были в наличии у «Апала» на тот момент. Требовались огромные финансовые и людские ресурсы, которых не было. Я заранее предупредил руководство «Апала», что организация производства «Сталкера» — крайне рискованный и затратный шаг, но они посчитали, что это спокойно можно сделать». Попов разработал бизнес-план проекта. Он был составлен из расчета, что фирма все-таки найдет производственного партнера, с которым разделит часть ответственности. Схему предложили такую: «Апал» и гипотетический партнер создают совместное предприятие, в котором на плечи компаньона ложится изготовление стальных каркасов кузова и окончательная сборка внедорожников. «Апал», в свою очередь, отвечал бы за конструкцию автомобиля и занимался бы производством всех пластиковых деталей. Каркас кузова Апал-2154 «Сталкер» Параллельно машину стали доводить до серийной кондиции. На втором экземпляре «Сталкера» сделали жесткую крышу, но агрегаты по-прежнему заимствовали от заднеприводных «Жигулей». Начиная с третьего экземпляра в конструкции «Сталкера» стали применять полноприводную трансмиссию и 1,7-литровый бензиновый двигатель от «Нивы» мощностью 83 л.с. Однако, несмотря на общую агрегатную базу, экспериментальный внедорожник имел множество принципиальных преимуществ перед «Нивой»: не гниющий и не боящийся царапин кузов, значительно меньшая снаряженная масса и принципиально иной, брутальный дизайн. «Сталкер» на полноприводной базе «Нивы» — именно такую модификацию готовили к производству В процессе климатических испытаний «Сталкера» проявилась фундаментальная проблема каркасно-панельных кузовов — разное линейное расширение материалов. При низких температурах стальной каркас усаживался меньше, чем термопласт. То есть каркас и панели начинали конфликтовать друг с другом. В первую зиму на одном из прототипов лопнули все наружные панели, поскольку они были жестко закреплены. Для решения проблемы в конструкцию ввели специальные технологические подштамповки и эллипсные отверстия под болты, компенсирующие усадку материала. Петли капота расположены спереди, и открывается он по ходу движения — как на «Ниве» и «классике». Доступ в багажник обеспечивает откидывающаяся задняя часть крыши. Ее можно демонтировать, и тогда «Сталкер» превратится в ландоле В 2006 году «Сталкер» прошел обязательный для получения Одобрения типа транспортного средства краш-тест. По действовавшим тогда в России сертификационным правилам машину нужно было «ударить» о бетонный куб со 100-процентным перекрытием на скорости 50 км/ч. Наблюдать за испытаниями собрался весь персонал Дмитровского автополигона. Эксперты предрекали провал теста: полагали, что кузовные панели расколятся на острые травмоопасные куски, что категорически недопустимо. Они ошиблись: машина прошла ударные испытания успешно, пластик на опасные осколки не рассыпался. Сертификационный краш-тест «Сталкера» ОТТС, выданный «Апалу» на «Сталкер», позволял выпускать внедорожник мелкими партиями — по нескольку сотен экземпляров в год. Первым серьезным партнером «Апала» в деле налаживания производства «Сталкера» стала приближенная к «АвтоВАЗу» фирма «Супер-Авто». Она специализировалась на изготовлении мелкими партиями удлиненных «десяток» — ВАЗ-21108 «Премьер» — и обладала необходимыми кадрами и оборудованием для изготовления кузова «Сталкера». Но на мощностях «Супер-Авто» собрали лишь пару внедорожников. Едва начавшееся партнерство погубил денежный вопрос: компании не нашли компромисса в вопросах цены на пластиковые детали и на стоимость конечного продукта. Модификация с матерчатым верхом и раскладной туристической палаткой После истории с «Супер-Авто» на «Апал» вышли представители министерства промышленности Чечни. В послевоенной республике как раз организовали сборку седанов ВАЗ-2107 из машинокомплектов «АвтоВАЗа». Но руководство региона понимало, что нужен некий уникальный продукт, который позволил бы расширить производство и создать новые рабочие места. В 2007 году «Апал» отвез в Чечню демонстрационный образец «Сталкера», который показали лично главе региона Рамзану Кадырову. Он прокатился на внедорожнике, пришел в восторг и отдал подчиненным распоряжение организовать производство модели на заводе в Грозном. Полноприводные «Сталкеры» Под чеченцев написали новый бизнес-план. Его параметры были такими: объем инвестиций 120 миллионов рублей, объем выпуска 4000 внедорожников в год. Предполагалось, что в розницу «Сталкер» будет стоить на 30-50 тысяч дороже трехдверной Lada 4x4, которую на тот момент продавали примерно за 250 тысяч рублей. При этом в машину была заложена хорошая

Похожие новости

Другие новости сегодня

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Комментарии для сайта Cackle
09.07.24
Выбираем автомобиль: левый руль за 1,3–1,5 миллиона. «Дрова» заказывали? -
Автор: Максим Маркин Фото автора Источник: ДромНа фоне заполонивших рынок «китайцев» и «праворулек», покупка которых в ряде случаев (хорошая цена, определяемая курсом валют, уникальное модельное предложение и т. д.) была единственным приемлемым вариантом, автомобили,...
0 173
26.06.24
«Мерседес сегодня» против «Лады вчера»: Citroen C5 Aircross vs FAW Bestune T77
Автор: Сергей Арбузов Фото автора Источник: Дром Результат сегодняшнего сравнительного теста можно было бы заключить во фразе, которую я услышал от коллеги по редакции при встрече на съемке: «И зачем ты устроил это избиение младенца?». Да, разница между «калужским...
0 389
26.06.24
BMW F30: оцениваем шесть вариантов - «Автоновости»
Автор: Вячеслав Залевский Фото автора и Дрома Источник: Дром «Трешка» BMW — один из первых вариантов, если вам нужен среднеразмерный седан со спортивным норовом. Машины шестого поколения занимают здесь особое место. Они более-менее современны и хорошо представлены на...
0 293
26.06.24
Техразбор Geely Coolray/Belgee X50. «Братский кулак» уже в прошлом -
Автор: Максим Маркин Фото автора и из открытых источников Источник: Дром В 2023 году Geely Coolray среди всех китайских моделей по продажам занял третье место. Отчасти ему в этом помог рестайлинг — с октября минувшего года у нас продавался обновленный Coolray,...
0 327
19.06.24
Несравненные и несравнимые. Новый Exeed RX против Porsche Macan - «Тест-драйвы»
Эксперт сравнил ездовые характеристики Exeed RX и Porsche Macan У них 250 л.с., полный привод и роботизированные коробки передач. Есть ли еще что-то общее у Porsche Macan и Exeed RX Разгон будоражит, легкий руль послушен водителю, а подвеска......
0 471
16.06.24
Аренда редких машин: бизнес или авантюра? - «Автоновости»
Автор: Антон Серков Фото автора Источник: ДромКто не мечтал прокатиться на классной машине? Получить уникальный опыт вождения, яркие эмоции и просто понять — а стоит ли вообще она того, чтобы быть предметом обожания? Однако выяснить это возможно лишь путем поиска,...
0 391


Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика