Блог BYD Song Plus. От края до края — совершаем марш-бросок до Хабаровска - «Автоновости»
Автор: Егор Климов
Фото и видео: Евгений Штыгайло
Источник: ДромРанее мы анонсировали, что собираемся из нынешней столицы Дальнего Востока добраться до его бывшей столицы — Хабаровска. Для этого мы полностью зарядили наш дромовский BYD Song Plus EV. Правда, после зарядки немного проехали по городу, но к официальному старту нашего трипа бортовой компьютер предсказывал 605 километров пробега. Насколько это точные цифры, мы пока не знаем, ведь еще ни разу не двигались далеко, всерьез и надолго. Но, как вы понимаете, даже «на бумаге» мы не доедем до Хабаровска на одном заряде, ибо это не меньше 750 километров. Более того, терзают смутные сомнения про заявленные 605 километров.
Наверняка это прогноз на поездку в откровенно облегченных условиях. А у нас впереди и горки, и не особо прямые участки, поэтому вряд ли мы дотянем. Но у нас есть план, и мы будем его придерживаться. Есть полная уверенность в том, что это будет увлекательное путешествие, как минимум веселее и интереснее, чем прошлое на Лифе, когда мы ехали до Хабаровска 400 лет, и то не без помощи неравнодушных форумчан и читателей нашего блога.
Итак, план такой: нам надо доехать из Владивостока в Хабаровск. Мы отправляемся туда для того, чтобы перепрошить наш BYD на русский язык. В Song Plus огромное количество всяких разных прикольных иконок и функций, которые, к сожалению, не работают, потому что не русифицированы и не адаптированы под нашу реальность. Многое тут подвязано к учетной записи китайского мессенджера WeChat, в котором создавать аккаунт из-за рубежа еще тот квест. В общем, душа просит русского. Поэтому решили озадачиться поиском исполнителей сей айти-процедуры. На просторах Приморского края таковых, увы, не оказалось, несмотря на растущую популярность «электричек» из Поднебесной.
Первые западные очаги цифровой цивилизации встречаются в Иркутске, это далеко. А вот у одной федеральной конторы из Санкт-Петербурга оказался филиал в Хабаровске. Ну как филиал… «Представители». Мы долго-долго их уговаривали взяться за наш «кейс», после чего они сказали «ладно, приезжайте». Действительно, чего бы не приехать, рядом же. Накупили переходников для зарядки, чтобы это путешествие было не таким дискомфортным, и направились в путь.
Пока для того, чтобы на электромобиле путешествовать не только по городу, но и между городами, нужны две вещи: зарядные станции или хотя бы свободные розетки бытовой сети и свободное время. Для китайского электромобиля требуется еще третья вещь — переходник
Перед поездкой мы обнулили все показатели — по батарее и расходу электричества, и на момент старта на приборной панели красовался расход 13,3 кВт•ч на 100 километров.
В целом это хороший показатель, но по опыту можно сказать, что с таким расходом даже при движении со скоростью 80–90 км/ч ехать не получится, реальный расход будет в районе 17 кВт•ч, а может, и больше. Хотя в городе вполне получается держать расход в пределах 12 кВт•ч на 100 километров. Это первое такое далекое путешествие для нашего Song Plus, и совсем скоро мы узнаем, насколько правдивы паспортные показатели.
Первая остановка на нашем маршруте — Лесозаводск, там живут родственники, а это значит — перекус и подзарядка. По данным навигации, это четыре часа десять минут на расстояние 340 километров. Собственно, уже на этом участке можно будет понять, двигаемся ли мы примерно в «кондиции», или все-таки выходим за рамки нормы. Потому что первые километры по городу в жару сразу увеличили расход до 15 кВт•ч на 100 километров. Да, в реальных условиях все-таки весьма непросто понять, на какой пробег машина вообще способна. Ибо все эти распрекрасные заводские показатели получают на специальных тестовых полигонах без подъемов и спусков. И не исключено, что при специальном температурном режиме, оптимальном для батареи. Но и пессимистам, которые предсказывали, что BYD вообще больше 400 якобы не проезжает, тоже есть, что возразить — уже несколько городских циклов (от полного заряда до почти полного разряда) на нашем Суне получалось проезжать около 500 километров. Но, опять же, это резкие старты, резкие торможения — в общем, до «лабораторных» условий нам тоже далеко. Потому что, например, в агрессивном темпе езды и со всеми включенными потребителями из мира высоких технологий расход в городе запросто поднимается и до 19 кВт•ч на 100 километров. Кстати, именно такой расход и показывал бортовой компьютер за все время российской эксплуатации — с весны накатали уже 6394 километра.
С момента покупки BYD прошел уже почти 6400 километров. Средний расход за весь период составил 18,9 кВт на 100 километров
Поскольку жестких рамок эксперимента мы себе не устанавливали, то и режим вождения и водительские настройки сделали «кастомными», но приближенными к обычным среднестатистическим. Режим рулевого управления из городского «Комфорта» на шоссе обычно переключаем в «Спорт», чтобы машина острее реагировала на движения руля, но раз уж мы провозгласили девизом нашей поездки «Комфорт», то оставим стандартную настройку. Заодно и усиленную рекуперацию, которой частенько пользуемся в городе, отключим.
А с момента последнего сброса бортовой компьютер стал показывать вполне пристойные 11,4 кВт•ч на 100 километров! Но едва затеплилась надежда на рекорд, как мы уперлись в уже традиционную летнюю ремонтную пробку…
А так хотелось не портить статистику и красивые цифры на табло…
Между тем мы уже проехали два с половиной часа в сторону нашего промежуточного пункта маршрута, средняя скорость возросла с 17 до 30 км/ч. В меню обнаружили опцию, которую раньше не замечали. Точнее, не опцию, а информацию — так, можно в любой момент посмотреть, сколько потребуется времени, чтобы полностью зарядить батарею. И еще можно поставить таймер на зарядку — например, если у тебя ночной тариф, то можно подключить BYD к розетке, а заряжаться он начнет в тот час, который ты установил в меню.
На отметке 50% заряда батареи мы проверили все показатели — пройдено 300 километров, остаток по прогнозу 290 километров, средний расход 13,8 кВт•ч на 100 километров — пока все в рамках обещанного заводом! И это с учетом того, что мы немножко потратили энергии и сил на пробку, а при выезде из Владивостока нужно гарцевать по сопкам, что сразу отражается на графике расхода. Можно прямо по гистограмме расхода увидеть, где и во сколько на пройденном маршруте было тяжело, а где легко — например, на затяжных подъемах расход подскакивал до 30–35 кВт•ч на 100 километров, а на спусках компенсировали рекуперацией.
В плане инфографики сложно найти более информативный электромобиль, чем BYD. Можно даже по гистограмме расхода электричества прикинуть, по каким дорогам вы ехали. На фото, например, гистограмма с холмистой местности, где на подъем расход сильно возрастает, а на спуске заметно снижается плюс включается рекуперация
От стеллы «Лесозаводск» нам предстояло проехать еще 25 километров легкого бездорожья. Можно и без него, но тогда нужно будет преодолевать железнодорожные переезды, где можно застрять надолго. Поэтому приходится ехать обходными тропами, по полям, по лесам и бродам под железнодорожными путями.
Наконец, первую часть маршрута мы преодолели, загнали машину во двор к родственникам, настояли, чтобы подключение производилось с помощью нашего удлинителя (ибо местный доверия совсем не вызывал), ну и главная интрига — что на это все соединение скажет BYD. А он на языке цифр сообщил, что для полной зарядки ему потребуется 23 часа. На момент подключения «сельской чадемо» на часах было 18.00. То есть в теории если мы в обед будем выезжать из Лесозаводска, то заряда, который мы восполним за 14–16 часов, должно хватить до Хабаровска с запасом. Завтрашний маршрут обещал быть более муторным как по плотности движения, так и по расстоянию — 420 километров и пять часов по навигационному прогнозу. Но и темп там будет ниже, что в теории должно благоприятно сказаться на экономичности.
Вот если бы в районе Лесозаводска была станция быстрой зарядки с разъемом GB/T либо без него, но с соответствующим переходником для быстрой зарядки, то путь до Хабаровска занял бы один световой день. На BYD Song Plus, разумеется, Лифу бы и это не помогло.
Если между населенными пунктами 400–500 километров и в этих населенных пунктах есть хоть какие-то розетки, то можно с натяжкой назвать BYD машиной для путешествий. И без натяжки, если в таких населенных пунктах есть еще и станции быстрой зарядки
И, кстати, не стоит недооценивать погрешности сетей питания. Так, например, напряжение при бытовой зарядке в частном доме в Лесозаводске было 188 вольт, тогда как в гараже во Владивостоке все 230. Поэтому в 10.00 утра мы зафиксировали заряд 87%. Что, в общем-то, тоже неплохо — борткомпьютер заверил, что 520 километров BYD «прошагает» с учетом вчерашнего темпа. А до Хабаровска 420 километров. Даже с запасом! Хотя сегодня на улице дождик, и чтобы стекла не запотевали, придется использовать кондиционер. Но его включение сокращает прогнозируемый пробег всего на четыре километра, так что не критично.
В сельской местности без соответствующей зарядной инфраструктуры важно не только иметь с собой переходники и качественные удлинители на всякий случай, но и учитывать потери сетей — так, у родственников в Лесозаводске максимальное напряжение было 188 вольт. С таким напряжением BYD не забирает от сети и 3 кВт
А вот другая информация, которую мы увидели в общегородском чате Лесозаводска, выглядела более интересно. За ночь дождь превратил небольшой брод в арке под железнодорожным полотном в полноценное водное испытание. И если вчера мы проезжали там, и вода была по ступицу, то сегодня, очевидно, стоит ждать экшена в стиле офф-роуд кино. Благо «электрички», поговаривают, способны преодолевать самые лютые броды. Но такой суперспособности не потребовалось — да, вода поднялась, но с этим препятствием BYD справился играючи.
Дальше на трассе мы опробовали автопилот — работает прекрасно, но без бутылки все равно не обойдешься. Известный в кругах пользователей автопилота лайфхак работает не только на Теслах.
«Добро пожаловать в Хабаровск» — прочитали мы на стенде над дорогой. «55 километров» — прочитали мы цифры запаса хода на приборной панели. «14 километров до точки назначения» — подбодрил нас навигатор. В этот раз мы доехали гораздо увереннее, чем в прошлый, на Nissan Leaf.
Вообще, мы должны были доехать до улицы Облачной, что забита в навигаторе, но нас в другом месте ждали ребята — они скинули фотографию, их было человек семь–восемь, на Лифах, Зикрах, еще на чем-то электрическом — словом, электробратья. Так вот они с корпоративным пониманием отнеслись к тому, что мы очень медленно едем. А вот дождались далеко не все, поэтому оставшихся все-таки нужно было почтить визитом. Да и корыстная цель тоже имелась — у одного из парней, Руслана, есть на работе 20-киловаттная зарядка с разъемом GB/T, в которой подсевший BYD с каждым пройденным километром нуждался все острее.
В Хабаровске (и не только) BYD пока чужой. Но среди своих
Итого за два дня было пройдено 820 километров (400 в первый день и 420 — во второй), и к финишу заряд составил 9%.
Ну а далее нас ждало куда более сложное (как оказалось) и безуспешное (как оказалось) приключение под названием «Русификация BYD Song Plus».