Метро в Тель-Авиве: китайцы запустили "механического червя" - «Автоновости»
Метро в Тель-Авиве: китайцы запустили "механического червя"
От котлована, с которого началась прокладка тоннеля под Тель-Авивом, до ближних платформ железнодорожной станции "Арлозоров" по прямой и ста метров не будет. Со временем здесь наверняка соорудят красивый крытый переход, часть гигантского транспортного хаба, чтобы можно было пересесть с поезда на метро, не выходя на поверхность. А пока в обход добираться туда – минут десять. И в настоящее время это два разных мира. Оживленная станция, в часы пик - самая загруженная в Тель-Авиве, - и стройка за белым забором, куда никого не пускают. Самый, что ни на есть Израиль и… Китай.
Действительно, на фоне кумачовых плакатов, прославляющих труд, и китайских фонариков в жилой зоне, вид отсюда на тель-авивские высотки можно принять за панораму какого-нибудь Чунцина или Гуанчжоу. Тоннель для тель-авивского метротрамвая будут прокладывать китайцы.
Нас пригласили в этот "запретный город" по случаю запуска первого туннелепроходческого щита. Несколько лет назад один израильский инженер, объясняя мне преимущества прокладки тоннелей с использованием таких комплексов, делал оговорку:
"Щитовой метод дорогой. Дешевле нанять 500 китайцев, чтобы они занимались взрывными работами. Но это будет в 3-4 раза медленнее".
И вот, здесь и – щитовой метод и, надо же, китайцы. Конечно, не те китайцы, которые живут в караванном городке на окраине Ришон ле-Циона и работают – кто легально, кто нет, на израильских стройках под присмотром не очень грамотных израильских кабланов. Это был другой Китай, пока не очень нам знакомый. Страна, обладающая настолько передовыми строительными технологиями, что Израилю остается только почтительно отойти в сторону. Работы по прокладке "красной линии" тель-авивского метро по заказу израильской государственной компании NETA будет выполнять китайская корпорация CRTG (China Railway Tunnel Group), обладающая опытом уникальных по сложности работ. Такого опыта у израильтян пока нет.
Теперь в двух словах, в чем сложность прокладки тоннеля на "красной линии" (Эм Ха-Мошавот – Арлозоров – Карлибах), что это за чудо техники – туннелепроходческий щит TBM (Tunnel Boring Machine), и почему запуск этой машины - действительно, важное событие.
По сравнению, скажем, с тоннелем Сен-Готтард, под Альпами (57 километров) тель-авивский тоннель выглядит скромно. Но условия прокладки очень тяжелые. Чем-то это напоминает работу филиппинских народных целителей, которые выполняют полостные операции без разреза. Ничего "резать" в центре Тель-Авива нельзя! Тоннель пройдет под городскими кварталами с очень плотной застройкой, возможно лишь точечное проникновение. На одной из этих точек мы сейчас находились. Здесь была площадка, на которой штабелями хранились полукруглые бетонные блоки и котлован, вернее, вертикальная щель длиной и шириной несколько десятков метров и глубиной 30 метров.
Зачем так глубоко? Потому что не здесь скальный грунт, а песок и плывуны. К наличию запасов воды под землей мы в Израиле привыкли относиться, как к чему-то сугубо положительному. Но для этой стройки вода – главный враг. Ведь что такое тоннель? По сути – полая трубка. Море близко, и "трубка" может всплыть, если не будет достаточно тяжелой. Часть бетонных работ будут выполнять водолазы. Подземные воды надо откачивать, и кстати, экологам далеко не все равно, куда.
Сверху – тоже проблемы. Русло реки Аялон, шоссе Гея и Аялон с их динамическими нагрузками, железная дорога, дома, жители которых уже приготовили бумагу и перья, чтобы писать жалобы в мэрию на "подземный стук". Добавим, что бетон надо завозить ритмично, через очень короткие промежутки времени. А вы пробовали въехать в час пик в центр Тель-Авива в точно назначенное время? Бетономешалке это не легче. А 3000 кубометров грунта, которые нужно будет каждый день извлекать на поверхность? Если случится перерыв хотя бы на 10 дней, возникшая куча превзойдет по высоте окружающие дома… В общем, это один из самых дорогих подобных проектов в мире, стоимость «красной линии» 12 миллиардов шекелей.
Но хватит о плохом, поговорим о хорошем. Над котлованом высилась громада богатырского даже на вид мостового подъемного крана. Этим краном на глубину опустили TBM – туннелепроходческий щит.
Что такое щит? Если в очень грубом приближении, это такой очень длинный (115 метров) металлический цилиндр диаметром 7.5 метров и весом 900 тонн, по форме повторяющий отрезок тоннеля. Он вгрызается в грунт ножевыми кольцами и движется в нем, подобно дождевому червю, со скоростью 60-80 сантиметров в час в направлении, которое определяется при помощи спутниковой навигационной системы. Впереди него – нетронутый скальный грунт, а сзади… Сзади, если очень хочется, можно поставить кассовый аппарат и продавать билеты на поезд.
Ладно, это, конечно, преувеличение, все намного сложнее. И щит разглядывать на макете. Когда он уже внизу, сфотографировать его как целое невозможно ни с какой точки, мы в этом убедились, спускаясь по лестнице на дно котлована, где нас ждали приветливые китайцы, которые улыбаться – улыбались, но туда, откуда мог получиться хороший кадр упорно не пускали: опасно.
Назначение отдельных модулей TBM внизу угадывалось с трудом. На самом деле, внутри "червя" хитроумная гидравлика, которая выкладывает стены тоннеля, как из Lego, кольцами из бетонных блоков и опираясь на эти кольца, толкает щит дальше вперед.
Вообще TBM – одно из сложнейших механических устройств, созданных человеком. Наш щит, кстати, еще не самый большой. Самый большой в мире щит диаметром 19 метров и ценой 100 миллионов евро приобрел (вскладчину) миллиардер Роман Абрамович, чтобы соединить тоннелем Чукотку с Аляской. Потому что TBM – это, оказывается, еще и статусная покупка, вроде роскошной яхты. Таких машин в мире немного, запуск одной из них – событие достаточно редкое.
И еще: их принято называть женскими именами, эти горные щиты. Например, тот щит, который прорыл под Ниагарским водопадом отводной тоннель для электростанции назвали "Большая Бекки". А как назвали первый щит в Тель-Авиве?
Собственно, за этим мы и собрались. Часть корпуса TBM была задрапирована полотнищем красного цвета. Под объективами телекамер и под аплодисменты присутствующих наш министр транспорта Исраэль Кац и посол Китая в Израиле Чжан Йонгсин вдвоем, в несколько рывков сдернули драпировку, и под ней обнаружилось имя: "Голда", - в честь первой женщины-премьер-министра Израиля. Теперь нужно еще 7 женских имен, потому что всего таких щитов на этой стройке – 8.
Почему именно Голда Меир? Ну, а кто еще. Она первая заговорила о том, что Тель-Авив "дорос" до метро, впрочем, об этом говорили еще британские власти. Именно Голда Меир объявила в 1973 году о начале строительства и заложила символический "первый камень". Были даже построены две станции, одна из них – на нижнем этаже небоскреба "Шалом Меир".
С тех пор "первый камень" закладывали еще 6 раз. Неужели мы, наконец, дожили до того волнующего момента, когда проект тель-авивского метро, которое, казалось, появится у нас не раньше, чем Абрамович соединит тоннелем Аляску с Чукоткой, действительно прошел точку невозврата?
Церемония имянаречения завершилась, но машина по-прежнему не работала. Она просто не могла начать работать, когда в тоннеле находилась такая толпа посторонних. Пока поднимались, гадали: когда корабль спускают на воду, о его борт разбивают бутылку шампанского. А как будет выглядеть торжественный пуск горного щита?
Реальность превзошла наши ожидания: у трибуны был установлен самый настоящий магический шар.
Министр торжественно наложил руки на этот шар, и…
Мы ждали, что земля начнет дрожать, но ничего не почувствовали, а звук работы гигантского механизма тонул в городском шуме. Кто-то выстрелил из хлопушки новогодним дождем: щит заработал! На экране показали, как движется по транспортеру первый вынутый грунт. Пресса бросилась снимать котлован сверху: как он теперь выглядит, когда начались работы. Но там теперь была та же будничная картина, которую теперь можно будет наблюдать там до 2021 года, когда работы завершатся, и по тоннелю помчатся трамвайные поезда с вовсе не трамвайными скоростями – 70-80 километров в час.
Теперь посмотрим, как это выглядело.
(Продолжение просмотра)
Вадим Найман
Фото автора