Топ-13 внедорожников СССР и России, которые не пошли в серию - «Автоновости» » Авто Новости Дня
Форд сокращает число рабочих на заводе F-150 Lightning из-за замедления продаж электромобилей
Согласно сообщениям СМИ, Форд собирается радикально сократить число почасовых работников на своем заводе, который производит электрические пикапы Ford F-150 Lightning, в связи с замедлением продаж электромобилей. Фото: Wikipedia...
От LADA до PORSCHE: «Дочка» АВТОВАЗа займётся сервисом всех марок и моделей под брендом LECAR - «LADA»
АО «ЛАДА Имидж» уже открыла первые 3 мультибрендовые сервисные станции. Что предложит своим клиентам новый бренд выяснял наш корреспондент на официальном открытии в Тольятти. Светлана Снежная Фото: Официальный Лада Клуб АО «ЛАДА Имидж», дочерняя компания
LADA Vesta NG старт производства: прямой репортаж из Тольятти - «LADA»
Официальный Лада Клуб ведет прямой репортаж со старта производства новой LADA Vesta NG. Новость дополняется... Павел Атрощенко Фото: Официальный Лада Клуб ...[/b]
АВТОВАЗ начал промышленное производство LADA Vesta нового поколения - «LADA»
3 марта 2023 года на производственной площадке АВТОВАЗа в Тольятти начался выпуск автомобилей LADA Vesta нового поколения. Светлана Снежная Фото: Официальный Лада Клуб LADA Vesta

Топ-13 внедорожников СССР и России, которые не пошли в серию - «Автоновости»


В СССР и России были созданы десятки полноприводных автомобилей, но далеко не все из них пошли в серию. Особенности плановой экономики и постсоветских реформ не позволили реализоваться фантазиям инженеров в изделия массового производства. Сегодня Drom.ru прольет свет на малоизвестные страницы истории отечественных полноприводников и составит Топ-13 наиболее интересных экспериментальных разработок.

Опытные советские разработки послевоенных лет

ГАЗ-М73 (1954 г., изготовлено 2 экземпляра)

В начале 50-х годов на Горьковском автозаводе разработали проект полноприводного вездехода ГАЗ-М73. Во многом машина получилась оригинальной, но отчасти была унифицирована с моделью «Москвич-402». От последнего, например, взяли мотор и тормозную систему. Для М73 заново спроектировали раздаточную коробку, подвеску и неразрезные мосты. Все это пришлось делать по очень простой причине: ГАЗ-М73 был уникальным автомобилем, готовых агрегатов для него не было.




Независимо от типа кузова — купе или пикап — ГАЗ М-73 отличался отличной проходимостью, в том числе и геометрической

Внедорожник имел два варианта кузова: пикап и купе. Обе версии были двухместными.

Для М73 не нашлось места на производственных линиях. Из-за этого освоение модели передали на Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА/АЗЛК), где готовые наработки использовали для последующих проектов «Москвич-410» и «Москвич-411».

Проблема нехватки производственных мощностей



В советское время остро стояла проблема производственных мощностей. Их не хватало для полноценного серийного производства широкого модельного ряда. Вспомните, даже за обычными машинами советские граждане стояли в многолетних очередях. В этих условиях запускать технически требовательные к производству модели было крайне проблематично. Именно поэтому даже некоторые интересные концепты порой клали на полку, а не запускали в серийное производство.

«Москвич-415/416» (1957–1960 гг., изготовлено предположительно 7 экземпляров, включая 415С)




Первый экземпляр «Москвича-415», два экземпляра «Москвича-415» второй серии, а также «Москвич-415C» и «Москвич-416» (внизу)

Идея «Москвича-415» зиждилась на простоте. Примитивный кузов внешне напоминал таковой у Willys. Дверей не было вовсе, от непогоды водителя и пассажиров должен был спасать тент. В 1960 году после проведенных испытаний автомобиль обновили: дизайн стал современнее. Примерно тогда же свет увидел «Москвич-416», отличавшийся от 415-го закрытым жестким верхом, обогревом лобового стекла и расположением «запаски» — теперь она крепилась с правого борта.


По данным библиотеки «За рулем», два опытных экземпляра «Москвича-416» имели невиданную по тем временам функцию обогрева лобового стекла.

«Москвич-415», в сравнении с ГАЗ-М73, принципиально иной автомобиль. В первую очередь из-за того, что инженеры МЗМА под руководством И. А. Гладилина применили в конструкции «Москвича 415/416» лонжеронную раму, в отличие от несущего кузова на М73. В качестве донора ходовой части и трансмиссии выступил «Москвич-410». Но судьба проекта оказалась типичной для гражданских внедорожников тех лет: модели не нашлось места на производственных линиях.

Эпоха застоя

«Москвич-2148/2150» (1973 г., изготовлено 2 экземпляра)




Отличить «Москвич-2148» от «Москвича-2150» можно по типу крыши: у 2148 она мягкая, а у 2150 — жесткая

В начале 70-х годов правительство СССР проявило интерес к созданию легкого, комфортабельного гражданского внедорожника. На АЗЛК по такому поводу даже воскресили и переработали «Москвич-415». Машина преобразилась как внешне, так и технически. Даже по фото видно, что экстерьер изменился чуть ли не полностью, хотя прародитель все же остался узнаваемым. Под капот установили мотор от «Москвича-412» — вместо прежнего, от 407-го. Мощность выросла с 45 до 72–75 лошадиных сил.


Конкурс «гражданский массовый внедорожник» в итоге выиграла «Нива». «Москвич-2148/2150» выглядел по сравнению с ней архаично: рама против несущего кузова, подключаемый полный привод против постоянного полного, армейский образ против гражданского.

Для испытаний выпустили два экземпляра: 2148 — версию с мягким тентом, и 2150 — с цельнометаллической крышей. Несмотря на нововведения, из старой конструкции не получилось сделать автомобиль, соответствующий духу времени. И дело не только в технике, но и в технологиях производства: АЗЛК отставал от только что возведенного «АвтоВАЗа». «Нива» выглядела явно «моложе».

Конкурс, который выиграла «Нива», или тендер на первый народный внедорожник гражданского назначения



В начале 70-х годов правительство СССР проявило интерес к созданию комфортного гражданского внедорожника. В борьбу включилось три проекта: «Москвич-2148/2150», ВАЗ-Э2121 (на фото) и Иж-5/14. Исход сравнительных испытаний всем известен — выиграла «Нива». Производственные мощности тогда еще новенького завода ВАЗ и ижевского предприятия были несопоставимы. К тому же Иж подчинялся министерству обороны, что усложняло массовый выпуск гражданской модели. Но главное — «Нива» конструктивно превосходила соперников.

Иж-5/14 (1970/1972 гг., изготовлено 3 экземпляра)




Иж-5 имел абсолютно утилитарные квадратно-рубленые формы. В отличие от него, Иж-14 смотрелся гораздо интереснее и современнее

В начале 70-х годов для участия в том же конкурсе на Ижевском автозаводе спроектировали модель Иж-5. Идею в инициативном порядке развивала группа молодых инженеров. Несущий кузов, оригинальную раздаточную коробку и двигатель взяли от «Москвич-412». Переднюю подвеску усилили, а вот заднюю торсионную пришлось создавать с нуля.


Проект зародился раньше «Нивы» и тоже был по-своему интересен: короткая колесная база и трехдверный кузов улучшали геометрическую проходимость.

Летом 1972 года выпустили усовершенствованную версию ИЖ-5, которую назвали ИЖ-14. Автомобиль получил более современный кузов и унифицированную с легковым собратом — «Москвичом-412» — заднюю зависимую рессорную подвеску.

ЛуАЗ-1301 (1984–2003 гг., данных по количеству изготовленных экземпляров нет)




ЛуАЗ-1301 образца 1984 года, Луаз-proto и ЛуАЗ-1301 образца 1988 года

В начале 80-х годов на Луцком автозаводе работали над проектом нового внедорожника. В 1984 году увидел свет ЛуАЗ-1301, представляющий собой ЛуАЗ-969М, облаченный в новый кузов. Луцкий автозавод снабдил автомобиль пневмобаллонами (!) и, следовательно, изменяемым клиренсом. Решение для внедорожника эконом-класса — смелое, но вряд ли подходящее. Но были и вполне рациональные новшества: постоянный полный приводом с блокируемым межосевым дифференциалом, пружинная подвеска вместо торсионной, унифицированный с «Таврией» двигатель и элементы интерьера.


В конце 80-х годов Минавтосельхозмаш объявил конкурс на доработку внедорожника с пространственным кузовом и пластиковыми панелями. В проекте участвовали Луцкий завод и НАМИ, для которого прямым указом Горбачева в Ленинграде был создан филиал.

Ленинградский вариант «луазика», который назвали Proto, был чем-то похож на современный Jeep Wrangler. У него был трансформирующийся кузов, весьма футуристичный дизайн и прогулочно-развлекательная идеология. Но обе разработки в серию так не пошли, хотя заявления о начале серийного производства звучали.


Несмотря на существенные отличия в конструкции, конкурирующие прототипы имели одно очень важное сходство — каркасную конструкцию кузова с навесными пластиковыми панелями.

Детище Луцкого автозавода впоследствии несколько раз дорабатывалось, выпускались спецверсии, в том числе пикап и шестиколесный вариант 6х4. Последний демонстрационный экземпляр представили аж в 2002 году! Была еще одна затяжная попытка наладить производство, но отсутствие своевременного финансирования привело к тому, что в 2006 году проект окончательно свернули.


Топ-13 внедорожников СССР и России, которые не пошли в серию - «Автоновости»


В начале 2000-х ЛуАЗ-1301 не только стал выглядеть современнее, но и обзавелся опытными модификациями: версией для медиков и трехосным пикапом ЛуАЗ-1301 с колесной формулой 6х4

Перестройка и XXI век

«Апал-2154» «Сталкер» (2003–2011 гг., изготовлено около 10 экземпляров)

В начале 90-х годов для нужд министерства обороны на опытном заводе № 100 в Челябинске началась разработка транспортера переднего края. Наряду с военными обкатывался и гражданский вариант. Для проекта выбрали каркасно-панельную конструкцию.




Один из первых образцов «Апал-2154» «Сталкер» и Travec Tecdrah, представляющий собой симбиоз каркасно-панельной конструкции «Апала» и дизельного Dacia Duster

В экономике был хаос, проектирование и испытание опытных образцов перекочевало сначала на гражданское производство «Лада-Тул», а затем в компанию «Апал». В 2003 году она представила первый заднеприводный прототип. С этого момента началась подготовка к серийному производству. Решались не только финансовые, но и технические вопросы. Позже в концепт внедрили полноприводную трансмиссию и двигатель от Lada 4x4, установили жесткую крышу.


В салоне «Апал-2154» «Сталкер» без труда опознаются элементы от ВАЗ-2121: панель приборов, центральная консоль, рычаги «механики» и раздаточной коробки

Новый российский SUV должен был вот-вот появиться в свободном доступе, но все переговоры с потенциальными партнерами по будущему производству оказались провальными. Причем не только внутри страны, но и вне ее. Работа по организации серийного выпуска велась в Чечне и Германии. Для немцев был даже выпущен новый прототип Travec Tecdrah, имеющий в своей основе Dacia Duster, но и его судьба тоже не сложилась. В подробностях о «Сталкере» мы рассказывали в отдельном материале.

УАЗ-3172-01 (1991 г., изготовлен 1 экземпляр)




Экстерьер УАЗ-3172-01 самобытен и незамысловат. На последнем фото — санитарный фургон ОКР «Вагон»

ОКР «Вагон» — проект многоцелевого внедорожника и санитарного фургона для военных — зародился в 1989 году, а первые машины, изготовленные по требованиям данного проекта, появились в 1990 году, когда Ульяновский автозавод выпустил первые прототипы новых армейских внедорожников. Проработанный вариант должен был заменить в российских войсках УАЗ-469/3151.


Подвески автомобиля были пружинными зависимыми. В качестве силового агрегата использовался бензиновый УМЗ-420 объемом 2,5 л мощностью 96 л.с. Его же применяли на первом УАЗ-3160 и опытном «31516».

Среди опытных военных машин была и одна гражданская версия с иным экстерьером, цельнометаллическим кузовом и без бортовых редукторов. Но из-за отсутствия денег армейские версии УАЗ-3172 так и не выпускались серийно. Это определило судьбу и гражданской модификации УАЗ-3172-01: он тоже остался опытным образцом.

ГАЗ, семейство «Атаман» (1995–2000 гг., данных по количеству изготовленных экземпляров нет)

В 1995 году для загрузки производственных линий и расширения модельной гаммы был создан ГАЗ-2307 — заднеприводный пикап на базе «Волги» ГАЗ-31029 с кабиной от ГАЗ-3307. В первую очередь проект рассматривался как шасси, на которое могли монтироваться различные кузова.




Семейство ГАЗ «Атаман»: ГАЗ-2307, ГАЗ-2308 «Атаман», ГАЗ-2309 «Аскет» (на переднем плане) и ГАЗ-230810 «Атаман Ермак»

В 1996 году идея получила развитие в модели ГАЗ-2308 с лонжеронной рамой, постоянным полным приводом, блокировкой межосевого дифференциала и передней зависимой подвеской. При этом заднеприводный вариант на базе ГАЗ-2308 остался и получил обозначение ГАЗ-2309 «Аскет». Дальнейшие опытные работы привели к созданию полноразмерного внедорожника ГАЗ-230810 «Атаман Ермак» (1999 год) и пикапа с двойной кабиной (2000 год). Планировали создать целое семейство автомобилей на этой платформе. Но ни выдающаяся проходимость, ни коммерческие перспективы не позволили автомобилю «пробить» себе путь на конвейер. В 2000 году компания «Базовый элемент» купила ОАО «ГАЗ» и свернула ряд проектов, в том числе и работы по семейству «Атаман».

ГАЗ-3106 «Атаман-II» (1998–2005 гг., изготовлено не менее четырех прототипов и один демонстрационный экземпляр)


Демонстрационный экземпляр ГАЗ-3106, изготовленный американской компанией Venture Industrie

В конце 90-х годов по инициативе шеф-дизайнера ГАЗа Игоря Безродных был создан проект комфортабельного внедорожника, базирующегося на доработанных узлах и агрегатах ГАЗ-2308. Новый автомобиль получил укороченную колесную базу, новую раздаточную коробку, современный дизайн в духе ГАЗ-3111. Гамма силовых агрегатов подразумевалась весьма обширной: от всем знакомых бензиновых ЗМЗ до 5-цилиндрового турбодизеля ГАЗ-5611, которым оснащался выставочный образец. К тому же существовала идея оснащения «Атамана-II» импортными двигателями производства Toyota.


Демонстрационный экземпляр, изготовленный американцами из Venture Industries, как и сама идея, не вызвал интерес нового руководства завода, но публика газовский проект оценила по достоинству.



ГАЗ-3106 первой прототипной серии (2004/2005 гг.), ГАЗ-3106 второй серии (2005 г.) и его салон

В 2003–2005 годах, когда спрос на внедорожники начал расти, проект ГАЗ-3106 реанимировали и существенно пересмотрели. Футуристичный дизайн уступил место более лаконичному. Колесную базу уменьшили, в задней подвеске установили пружины вместо рессор, а в качестве гасителя поперечных колебаний кузова внедрили тягу Панара вместо механизма Уатта.


Было выпущено «три серии» опытных внедорожников. Подробные вехи жизнь проекта описаны в отдельном материале Дрома.

Во второй половине 2005 года управляющая компания ГАЗа признала проект нерациональным и свернула его в пользу сборки конструктивно более простого индийского внедорожника Mahindra Marshal. Впрочем, идея с «Маршалом» полноценной реализации тоже не получила.


Mahindra Marshal

УАЗ-3165/3165М «Симба» (2000–2003 гг., изготовлено около пяти прототипов)




УАЗ-3165 «Симба» вполне мог бы заменить «буханку» еще в начале 2000 годов, однако этого так и не произошло. Остается только надеяться, что это удастся сделать модели УАЗ-3165М

В 1996 году руководство УАЗа поставило задачу разработать коммерческий автомобиль на основе УАЗа-3165. В итоге к началу 2000-х свет увидели два фургона (УАЗ-3165, УАЗ-27722) и грузовой автомобиль с цельнометаллической бортовой платформой УАЗ-2365.


Все модели оснащались 2,7-литровым бензиновым двигателем ЗМЗ-409.10 (в перспективе предполагались версии с дизелем ЗМЗ-514) и 5-ступенчатой «механикой». Привод был подключаемым полным, а подвески всех колес — зависимыми. Но один экземпляр сделали с передней независимой торсионной подвеской и постоянным полным приводом.

Примерно в 2003 году работа над 8-местным полноприводным минивэном УАЗ-3165М закончилась. Машина базировалась на платформе УАЗ-2360. В отличие от ранних наработок, конструкторы не экспериментировали с ходовой и трансмиссией, оставив решения от исходной модели, но обновили дизайн. В сети периодически появляются новые рендеры будущей замены для классической «буханки».

ГАЗ-2169/ГАЗ-3120 «Комбат» (2000–2004 гг., изготовлено не менее двух прототипов)




ГАЗ-2169 (фиолетовый) и ГАЗ-3120. Главным внешним отличием последней версии является полностью закрытый кузов

«Комбат» — один из преемников ГАЗ-2308, но с рядом уникальных особенностей: кардинально укороченная колесная база (2350 против 2820 у «Атамана-II»), самобытный ретродизайн, недвусмысленно напоминающий ГАЗ-69, а также панельно-каркасная конструкция кузова с использованием стеклопластика.


В качестве силовой установки предлагался 110-сильный дизель ГАЗ-561.

Позже автомобиль получил индекс 3120 (вместо прежнего 2169), новый салон и видоизмененный, полностью закрытый кузов. Несмотря на положительные оценки, полученные на выставках (журнал «За рулем» даже присвоил модели победу в номинации «За верность традициям»), «Комбат», как и его соплатформенные собратья, пал жертвой реорганизации и оптимизации завода ГАЗ. Более подробно об автомобиле ГАЗ-2169/ГАЗ-3120 «Комбат» и его судьбе читайте тут.

УАЗ-2362/УАЗ-2363 «Бизон», УАЗ-2760 «Сталкер» (2000–2001 гг., изготовлено предположительно по одному экземпляру каждой модели)




По сути УАЗ-2362 «Бизон» и УАЗ-2760 «Сталкер» представляли собой один и тот же автомобиль. Разница была лишь в моторах и соотношении посадочных мест/объема грузового отсека

В 2000-м году Ульяновский автозавод представил пикап УАЗ-2362 с двухрядной кабиной и увеличенной относительно базового УАЗ-3162 «Симбир» трехметровой колесной базой. Габариты грузовой платформы составили 1400 х 1560 х 660 мм. От исходной модели внедорожный грузовичок унаследовал полностью зависимую подвеску колес (пружинную спереди и рессорную сзади), 5-ступенчатую «механику», подключаемый полный привод, а также убранство салона.


На выставочный экземпляр установили 110-сильный турбодизель ГАЗ-5601, но в перспективе предполагалось наличие и бензиновых моторов.

Через год, на пятом Московском автосалоне представили УАЗ-2363 — версию с остекленным кунгом, дополнительными местами в грузовой платформе и бензиновым двигателем ЗМЗ-409.10. Там же дебютировал соплатформенный УАЗ-2760 «Сталкер» с двухдверной кабиной и цельнометаллической платформой в пять кубометров. На последний установили дизельный силовой агрегат ЗМЗ-5143.10. Все три машины так и не пошли в серию, но зато дали развитие семейству УАЗ «Патриот».

ГАЗ-3121 «Тигр-2» (2006 г., изготовлен 1 экземпляр)


ГАЗ-3121 «Тигр-2» мог бы стать отличным вариантом для тех, кому нужен внедорожник с просторным и комфортабельным салоном, а также проходимостью на уровне армейских вездеходов



На Московском автосалоне 2006 года представили ГАЗ-3121 «Тигр-2». Несмотря на очевидные родственные отношения с собратом «в погонах», автомобиль разрабатывался практически с нуля и изначально предназначался для гражданского использования и свободной продажи.


Салон, рассчитанный на семерых человек, включая водителя, получился комфортабельным, хотя и без изысков.

В основу легла мощная рама, подвески всех колес были независимыми, торсионными, а в качестве двигателя выбрали 3,2-литровый турбодизель Steyr мощностью 190 л.с. Раздаточная коробка и бортовые редукторы разработали с чистого листа, а коробку передач и дифференциалы постарались приспособить от серийной продукции ГАЗа: в дело пошли межосевые дифференциалы «ГАЗели», дополненные блокировкой с пневмоприводом, и тормозные суппорты от «Соболя». ГАЗ-3121 был построен в единственном экземпляре. Почему внедорожник не пошел в серию, остается только догадываться.


Ни одна из представленных разработок не получила реализации в серийном производстве. При плановой экономике СССР даже для успешных с инженерной и дизайнерской точек зрения концептов не хватало производственных мощностей. Позже сказался хронический недостаток ресурсов и опыта организации производства в условиях рыночной экономики. Креатива и идей в нашей стране всегда хватало, жаль, что так мало их воплотилось в серийное производство.


В СССР и России были созданы десятки полноприводных автомобилей, но далеко не все из них пошли в серию. Особенности плановой экономики и постсоветских реформ не позволили реализоваться фантазиям инженеров в изделия массового производства. Сегодня Drom.ru прольет свет на малоизвестные страницы истории отечественных полноприводников и составит Топ-13 наиболее интересных экспериментальных разработок. Опытные советские разработки послевоенных лет ГАЗ-М73 (1954 г., изготовлено 2 экземпляра) В начале 50-х годов на Горьковском автозаводе разработали проект полноприводного вездехода ГАЗ-М73. Во многом машина получилась оригинальной, но отчасти была унифицирована с моделью «Москвич-402». От последнего, например, взяли мотор и тормозную систему. Для М73 заново спроектировали раздаточную коробку, подвеску и неразрезные мосты. Все это пришлось делать по очень простой причине: ГАЗ-М73 был уникальным автомобилем, готовых агрегатов для него не было. Независимо от типа кузова — купе или пикап — ГАЗ М-73 отличался отличной проходимостью, в том числе и геометрической Внедорожник имел два варианта кузова: пикап и купе. Обе версии были двухместными. Для М73 не нашлось места на производственных линиях. Из-за этого освоение модели передали на Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА/АЗЛК), где готовые наработки использовали для последующих проектов «Москвич-410» и «Москвич-411». Проблема нехватки производственных мощностей В советское время остро стояла проблема производственных мощностей. Их не хватало для полноценного серийного производства широкого модельного ряда. Вспомните, даже за обычными машинами советские граждане стояли в многолетних очередях. В этих условиях запускать технически требовательные к производству модели было крайне проблематично. Именно поэтому даже некоторые интересные концепты порой клали на полку, а не запускали в серийное производство. «Москвич-415/416» (1957–1960 гг., изготовлено предположительно 7 экземпляров, включая 415С) Первый экземпляр «Москвича-415», два экземпляра «Москвича-415» второй серии, а также «Москвич-415C» и «Москвич-416» (внизу) Идея «Москвича-415» зиждилась на простоте. Примитивный кузов внешне напоминал таковой у Willys. Дверей не было вовсе, от непогоды водителя и пассажиров должен был спасать тент. В 1960 году после проведенных испытаний автомобиль обновили: дизайн стал современнее. Примерно тогда же свет увидел «Москвич-416», отличавшийся от 415-го закрытым жестким верхом, обогревом лобового стекла и расположением «запаски» — теперь она крепилась с правого борта. По данным библиотеки «За рулем», два опытных экземпляра «Москвича-416» имели невиданную по тем временам функцию обогрева лобового стекла. «Москвич-415», в сравнении с ГАЗ-М73, принципиально иной автомобиль. В первую очередь из-за того, что инженеры МЗМА под руководством И. А. Гладилина применили в конструкции «Москвича 415/416» лонжеронную раму, в отличие от несущего кузова на М73. В качестве донора ходовой части и трансмиссии выступил «Москвич-410». Но судьба проекта оказалась типичной для гражданских внедорожников тех лет: модели не нашлось места на производственных линиях. Эпоха застоя «Москвич-2148/2150» (1973 г., изготовлено 2 экземпляра) Отличить «Москвич-2148» от «Москвича-2150» можно по типу крыши: у 2148 она мягкая, а у 2150 — жесткая В начале 70-х годов правительство СССР проявило интерес к созданию легкого, комфортабельного гражданского внедорожника. На АЗЛК по такому поводу даже воскресили и переработали «Москвич-415». Машина преобразилась как внешне, так и технически. Даже по фото видно, что экстерьер изменился чуть ли не полностью, хотя прародитель все же остался узнаваемым. Под капот установили мотор от «Москвича-412» — вместо прежнего, от 407-го. Мощность выросла с 45 до 72–75 лошадиных сил. Конкурс «гражданский массовый внедорожник» в итоге выиграла «Нива». «Москвич-2148/2150» выглядел по сравнению с ней архаично: рама против несущего кузова, подключаемый полный привод против постоянного полного, армейский образ против гражданского. Для испытаний выпустили два экземпляра: 2148 — версию с мягким тентом, и 2150 — с цельнометаллической крышей. Несмотря на нововведения, из старой конструкции не получилось сделать автомобиль, соответствующий духу времени. И дело не только в технике, но и в технологиях производства: АЗЛК отставал от только что возведенного «АвтоВАЗа». «Нива» выглядела явно «моложе». Конкурс, который выиграла «Нива», или тендер на первый народный внедорожник гражданского назначения В начале 70-х годов правительство СССР проявило интерес к созданию комфортного гражданского внедорожника. В борьбу включилось три проекта: «Москвич-2148/2150», ВАЗ-Э2121 (на фото) и Иж-5/14. Исход сравнительных испытаний всем известен — выиграла «Нива». Производственные мощности тогда еще новенького завода ВАЗ и ижевского предприятия были несопоставимы. К тому же Иж подчинялся министерству обороны, что усложняло массовый выпуск гражданской модели. Но главное — «Нива» конструктивно превосходила соперников. Иж-5/14 (1970/1972 гг., изготовлено 3 экземпляра) Иж-5 имел абсолютно утилитарные квадратно-рубленые формы. В отличие от него, Иж-14 смотрелся гораздо интереснее и современнее В начале 70-х годов для участия в том же конкурсе на Ижевском автозаводе спроектировали модель Иж-5. Идею в инициативном порядке развивала группа молодых инженеров. Несущий кузов, оригинальную раздаточную коробку и двигатель взяли от «Москвич-412». Переднюю подвеску усилили, а вот заднюю торсионную пришлось создавать с нуля. Проект зародился раньше «Нивы» и тоже был по-своему интересен: короткая колесная база и трехдверный кузов улучшали геометрическую проходимость. Летом 1972 года выпустили усовершенствованную версию ИЖ-5, которую назвали ИЖ-14. Автомобиль получил более современный кузов и унифицированную с легковым собратом — «Москвичом-412» — заднюю зависимую рессорную подвеску. ЛуАЗ-1301 (1984–2003 гг., данных по количеству изготовленных экземпляров нет) ЛуАЗ-1301 образца 1984 года, Луаз-proto и ЛуАЗ-1301 образца 1988 года В начале 80-х годов на Луцком автозаводе работали над проектом нового внедорожника. В 1984 году увидел свет ЛуАЗ-1301, представляющий собой ЛуАЗ-969М, облаченный в новый кузов. Луцкий автозавод снабдил автомобиль пневмобаллонами (!) и, следовательно, изменяемым клиренсом. Решение для внедорожника эконом-класса — смелое, но вряд ли подходящее. Но были и вполне рациональные новшества: постоянный полный приводом с блокируемым межосевым дифференциалом, пружинная подвеска вместо торсионной, унифицированный с «Таврией» двигатель и элементы интерьера. В конце 80-х годов Минавтосельхозмаш объявил конкурс на доработку внедорожника с пространственным кузовом и пластиковыми панелями. В проекте участвовали Луцкий завод и НАМИ, для которого прямым указом Горбачева в Ленинграде был создан филиал. Ленинградский вариант «луазика», который назвали Proto, был чем-то похож на современный Jeep Wrangler. У него был трансформирующийся кузов, весьма футуристичный дизайн и прогулочно-развлекательная идеология. Но обе разработки в серию так не пошли, хотя заявления о начале серийного производства звучали. Несмотря на существенные отличия в конструкции, конкурирующие прототипы имели одно очень важное сходство — каркасную конструкцию кузова с навесными пластиковыми панелями. Детище Луцкого автозавода впоследствии несколько раз дорабатывалось, выпускались спецверсии, в том числе пикап и шестиколесный вариант 6х4. Последний демонстрационный экземпляр представили аж в 2002 году! Была еще одна затяжная попытка наладить производство, но отсутствие своевременного финансирования привело к тому, что в 2006 году проект окончательно свернули. В начале 2000-х ЛуАЗ-1301 не только стал выглядеть современнее, но и обзавелся опытными модификациями: версией для медиков и трехосным пикапом ЛуАЗ-1301 с колесной формулой 6х4 Перестройка и XXI век «Апал-2154» «Сталкер» (2003–2011 гг., изготовлено около 10 экземпляров) В начале 90-х годов для нужд министерства обороны на опытном заводе № 100 в Челябинске началась разработка транспортера переднего края. Наряду с военными обкатывался и гражданский вариант. Для проекта выбрали каркасно-панельную конструкцию. Один из первых образцов «Апал-2154» «Сталкер» и Travec Tecdrah, представляющий собой симбиоз каркасно-панельной конструкции «Апала» и дизельного Dacia Duster В экономике был хаос, проектирование и испытание опытных образцов перекочевало сначала на гражданское производство «Лада-Тул», а затем в компанию «Апал». В 2003 году она представила первый заднеприводный прототип. С этого момента началась подготовка к серийному производству. Решались не только финансовые, но и технические вопросы. Позже в концепт внедрили полноприводную трансмиссию и двигатель от Lada 4x4, установили жесткую крышу. В салоне «Апал-2154» «Сталкер» без труда опознаются элементы от ВАЗ-2121: панель приборов, центральная консоль, рычаги «механики» и раздаточной коробки Новый российский SUV должен был вот-вот появиться в свободном доступе, но все переговоры с потенциальными партнерами по будущему производству оказались провальными. Причем не только внутри страны, но и вне ее. Работа по организации серийного выпуска велась в Чечне и Германии. Для немцев был даже выпущен новый прототип Travec Tecdrah, имеющий в своей основе Dacia Duster, но и его судьба тоже не сложилась. В подробностях о «Сталкере» мы рассказывали в отдельном материале. УАЗ-3172-01 (1991 г., изготовлен 1 экземпляр) Экстерьер УАЗ-3172-01 самобытен и незамысловат. На последнем фото — санитарный фургон ОКР «Вагон» ОКР «Вагон» — проект многоцелевого внедорожника и санитарного фургона для военных — зародился в 1989 году, а первые машины, изготовленные по требованиям данного проекта, появились в 1990 году, когда Ульяновский автозавод выпустил первые прототипы новых армейских внедорожников. Проработанный вариант должен был заменить в российских войсках УАЗ-469/3151. Подвески автомобиля были пружинными зависимыми. В качестве силового агрегата использовался бензиновый УМЗ-420 объемом

Похожие новости

Другие новости сегодня

Комментарии (0)
Добавить комментарий
Комментарии для сайта Cackle
23.04.24
Премиальный кроссовер за два миллиона: изучаем пять моделей - «Автоновости»
Автор: Вячеслав Залевский Фото Дрома и компаний-производителей Источник: Дром Audi, BMW, Mercedes — недавно мы уже рассматривали, что из себя представляют подержанные кроссоверы этих марок. В тот раз речь шла о компактах, которые далеко не всегда (а часто никогда) не...
0 293
10.03.24
Автопромышленность Индонезии. И объемы, и разнообразие - «Автоновости»
Автор: Максим Маркин Фото из открытых источников Источник: Дром Кажущаяся небольшой и во многом состоящая из островов Индонезия на самом деле 14-я в мире по площади территории, имеет 277 миллионов человек населения. А по объемам выпуска автомобилей на 2021 год была на...
0 1 556
15.02.24
В гостях у «дяди Васи». Покупка машины с пробегом в США, или Shit Happens -
Автор: Martyn36 Фото автора и из открытых источников Источник: ДромМой давний собрат по увлечению мотоциклами переехал в США почти 20 лет назад, но мы до сих пор общаемся так, как будто и не было прошедших лет. И когда в конце августа ему понадобилось срочно купить не...
0 2 399
13.02.24
Мой путь в подборщики, или Кто такой байер - «Автоновости»
Автор: Виктор Победов Фото автора Источник: Дром После короткой карьеры курьера на личном автомобиле решил податься в автоподборщики. Да не в простые «рыночные», а те, что работают в красивых дилерских центрах — выкупают автомобили для последующих перепродаж....
0 2 493
24.01.24
Импорт из КНР пока опережает российский автопром. Итоги продаж 2023 года -
Автор: Сергей Арбузов Фото автора и Дрома Источник: ДромКак мы и предполагали, по итогам 2023 года количество автомобилей китайских брендов, проданных в России, превысило 50%, правда, на символические 1,4%. При этом объем машин, завезенных из КНР, достиг по году...
0 1 546
14.01.24
«Смартфон» на колесах, некто Jiyue и другие: знакомимся с новыми «китайцами» -
Автор: Филипп Преображенский Фото из открытых источников Источник: Дром Мы втайне надеялись, что под Новый год неугомонные бренды из Поднебесной временно, хотя бы на неделю-другую, возьмут паузу и немного отдохнут. Но нет! Захватывающие электрифицированные модели...
0 1 245


Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика