Прадо за 14 млн и другие: изучаем альтернативные предложения - «Автоновости»
Автор: Василий Ларин
Фото: автора и Дрома
Источник: ДромИ раньше официальный рынок делил пространство с альтернативными (серыми) поставками, но соотношение было не в пример нынешнему времени. Так называемый параллельный импорт начал было насыщать предложение, составляя реальную конкуренцию действующему официальному сегменту, но с ужесточением ввозных правил, в том числе из стран ЕАЭС, потихоньку «лавочка» стала прикрываться. Есть свои сложности с логистикой и расчетами при поставках автомобилей из Китая. Сегодня продаются машины из старых завозов и свежих, кому-то суждено выбыть из гонки, но есть и такие модели, без которых альтернативный рынок не обойдется в любом случае. Отметим разные варианты, тем более что разброс в ценах по-прежнему дает пищу для размышлений.
Одним из «незаменимых» обещает быть Toyota LC Prado нового поколения (серии J250), который в серийном виде представлен мировой общественности год назад. Появление такого автомобиля для российского рынка было очень важным, учитывая популярность предшествующих моделей. Тем более машина сохранила статус рамного внедорожника, подчеркнув это брутальным дизайном, где переосмыслены мотивы различных «Лендкрузеров», причем фары могут быть круглыми или узкими прямоугольными.
Напомним, что новый Прадо сделан на одной платформе с Toyota LC 300, у них даже колесная база одинаковая (2850 мм), да и длина кузова без малого пять метров. Рама и сам кузов стали жестче, сохранился постоянный полный привод с возможностью блокировки межосевого и заднего дифференциала, подвеска тоже не изменила концепцию — рычаги спереди и неразрезной мост сзади. По силовой части произошли изменения согласно «зову времени». В строю остались бензиновый 4-цилиндровый «атмосферник» объемом 2,7 литра и турбодизель 2,8 литра, однако двигатель V6 ушел в историю, вместо него — 4-цилиндровый турбомотор 2,4 литра с комбинированным впрыском (серия T24A-FTS) мощностью 279 л.с. (430 Нм) в паре с 8-ступенчатым «автоматом». На фото как раз представлен экземпляр с новым силовым агрегатом.
По оснащению такой автомобиль, конечно, не обделен: для версий с турбомотором 2,4 литра из трех доступных комплектаций верхней выступает First Edition, где есть светодиодные фары с автоматическим переключением, семь подушек безопасности с коленной для водителя, системы автоторможения, кругового обзора, выбора режимов вождения, контроля усталости водителя. Имеются адаптивный круиз-контроль, проекционный дисплей, трехзонный климат-контроль, обивка сидений кожей, передние кресла с электрорегулировками, подогревом и вентиляцией, мультимедиа с дисплеем 12,3 дюйма, салонное зеркало с автозатемнением, беспроводная зарядка телефона, колеса на 18-дюймовых литых дисках.
Новый Прадо выпускается в Японии, но поскольку напрямую такому автомобилю путь закрыт, его завозят через третьи страны, например, из Казахстана, куда он поставляется официально, имеет русскоязычное меню и российские карты в навигаторе. Цена данного экземпляра с турбомотором 2,4 литра — почти 14 млн рублей, но скромный пока рынок этих внедорожников располагает и другим предложением. Так, встречались варианты и за 12,3 млн рублей, а с базовым двигателем 2,7 литра новый LC Prado можно увидеть за 9,0–12,5 млн рублей.
Рамные внедорожники в немалом количестве теперь имеются и китайские. В их числе под брендом Tank (принадлежит компании Great Wall Motors), и на сегодня официальная линейка состоит всего из двух моделей под индексами 300 и 500. Логично было ожидать продукт с промежуточными цифрами, и в 2023 году в Китае таковой представили в серийном виде — это Tank 400, чей концепт засветился еще двумя годами ранее. Автомобиль с нарочито грубой внешностью в России официально пока не представлен, но поставки осуществляются. Tank 400 делит платформу с «пятисоткой», у них и колесная база одинаковая (2850 мм), длина кузова с учетом подвешенной «запаски» без малого пять метров, ширина с учетом «раздутых» крыльев — 1960 мм. Спереди рычажная подвеска, сзади неразрезной мост, подключаемый муфтой полный привод, понижающая передача, межколесные блокировки. В основе движения подзаряжаемая гибридная установка в составе 2,0-литрового турбомотора в 245 сил и 9-ступенчатого «автомата» со встроенным электромотором в 163 силы. То есть максимальная общая мощность силовой установки 408 л.с., а батарея 37,1 кВт·ч позволяет двигаться в чисто электрическом режиме на расстояние до 105 км.
В Россию завозили машины, как правило, в максимальном оснащении Super Version, его название говорит само за себя. Здесь шесть подушек безопасности, светодиодные фары с автопереключением, системы автоторможения, кругового обзора, распознавания дорожных знаков, выбора режимов вождения, контроля усталости водителя. Имеются адаптивный круиз-контроль, проекционный дисплей, трехзонный климат-контроль, передние кресла с электрорегулировками, памятью, подогревом, вентиляцией и массажем, медиасистема с сенсорным «телевизором» 16,2 дюйма, салонное зеркало с автозатемнением, беспроводная зарядка телефона, колеса на 18-дюймовых литых дисках. Варианты 2023 года выпуска выставлены по ценам от 5,25 до 5,6 млн рублей.
Среднеразмерный внедорожник под названием Haval H5 нам хорошо известен — переименованный и модернизированный Great Wall Hover в свое время даже успел побывать в роли локализованного на заводе под Тулой. Но в 2023 году в Китае появился новый Haval H5, тоже на рамном шасси и с полным приводом, но он стал полноразмерным, с колесной базой 3140 мм, длиной кузова 5190 мм и весьма брутальной внешностью. Что и говорить, автомобиль унифицирован с пикапом Great Wall Poer KingKong, чей выпуск начался еще в 2021 году. Но если пикап у нас с апреля 2023 года продается официально, то вариант с кузовом универсал пока доступен только «в объезд».
Особенность нового Haval H5 в том, что при таких габаритах его салон остается пятиместным, зато багажник обладает впечатляющей вместимостью. Двигателей на выбор два: 2,0-литровый турбодизель в 166 сил и такого же объема бензиновый турбомотор мощностью 224 л.с., оба доступны с 8-ступенчатым «автоматом». Есть версии как с задним приводом, так и с подключаемым полным. У нас в основном предлагается «наиболее востребованная» комплектация в составе с бензиновым двигателем, «автоматом», полным приводом и в оснащении Pilot. Здесь светодиодные фары, четыре подушки безопасности, бесключевой доступ, камеры кругового обзора, датчики дождя и света, двухзонный климат-контроль, обивка сидений кожзамом, электрорегулировки кресла водителя. Имеются медиасистема с дисплеем девять дюймов, панорамная крыша, рейлинги, а колеса на 18-дюймовых литых дисках. Цены у продавцов на варианты 2023 года выпуска колеблются от 3,5 до 3,85 млн рублей, причем более высокие цифры наблюдаются в столице. Для сравнения — пикап GW Poer KingKong по официальному прайсу имеет ценник от 3,2 до 3,4 млн рублей в зависимости от комплектации.
Еще один автомобиль, который мог бы взбодрить официальный рынок, это кроссовер Hyundai Santa Fe нового, уже пятого поколения, чья премьера состоялась год назад, а продажи на внешних рынках стартовали весной 2024-го. Длина кузова 4830 мм, колесная база 2815 мм, 5-, 6- или 7-местная компоновка салона, полностью переосмысленный в брутальное измерение внешний дизайн и современный набор технических средств. На выбор передний или полный привод — это естественно, но теперь нет дизеля, зато есть гибридная силовая установка в составе с 1,6-литровым турбомотором в 180 сил и 6-ступенчатого «автомата». А также имеется традиционный комплект из бензинового двигателя объемом 2,5 литра с комбинированным впрыском топлива в атмосферном (194 л.с.) или турбированном (281 л.с.) вариантах, причем в зависимости от рынка сбыта по трансмиссии предусмотрены как 8-ступенчатый «автомат», так и 8-ступенчатый преселективный «робот».
Нетрудно догадаться, что для российского рынка предложили бы именно версии с двигателем 2,5 литра. Такие уже и начали к нам проникать по альтернативным каналам из того же Казахстана или других стран. Шесть подушек безопасности, светодиодные фары, бесключевой доступ, адаптивный круиз-контроль, камеры кругового обзора, двухзонный климат-контроль, подогрев передних и задних сидений, цифровой приборный «щиток» и дисплей мультимедиа по 12,3 дюйма каждый — все это типичное оборудование для этого автомобиля. Цены за экземпляры 2024 года выпуска доходят до 7,5 млн рублей в зависимости от оснащения.
Китайские кроссоверы, которые не поставляются официально, но есть соблазн их предложить — вполне естественное явление. Одной из таких моделей можно назвать Haval Xiaolong Max с гибридной силовой установкой. Модель свежая, в Китае этот кроссовер продается с 2023 года, построен на той же модульной платформе, что и локализованный у нас Haval Jolion. Однако в отличие от него Xiaolong Max заметно крупнее: его длина 4758 мм, а колесная база 2800 мм.
Имеется вся соответствующая времени атрибутика: снаружи интегрированная радиаторная решетка, колеса на 19-дюймовых дисках, а в салоне переднюю панель, по сути, формируют три дисплея по 12,3 дюйма каждый, есть и проекционный дисплей. Адаптивный круиз-контроль, система кругового обзора, электрорегулировки кресел, панорамная крыша, электропривод багажной двери — все это тоже присутствует. И все же главное здесь — техника: полный привод с двумя тяговыми электродвигателями суммарной мощностью 279 л.с. (разгон до «сотни» за 6,8 секунды) и 1,5-литровый турбомотор, основная функция которого — заряжать батарею. Запас хода в режиме электромобиля — около 90 км. А цена такой машины на российской земле — около 4,0 млн рублей за варианты 2023 года выпуска.
Кроме того, альтернативный импорт позволил выгодно предлагать аналоги автомобилей, которыми торгуют официальные дилеры. Яркий тому пример — среднеразмерный люкс-кроссовер Geely Monjaro, который благодаря «серому» ввозу из Китая вывел эту модель в список лидеров продаж (десятое место по итогам 2023 года), если руководствоваться совокупными подсчетами Автостата. Главное преимущество перед моделями белорусской сборки — цена. Не будем рассматривать базовую версию, которая и так очень хорошо упакована, а сразу сравним топовую (из трех доступных) комплектацию Exclusive. Технически все то же самое — модель без вариантов оснащается 2,0-литровым 238-сильным турбомотором, 8-ступенчатым «автоматом» и полным приводом.
В принципе, основное оснащение в топе соответствует и без того «жирной» средней комплектации Flagship, где имеются система автопарковки, вентиляция обоих кресел, улучшенная шумоизоляция, салонное зеркало с автозатемнением, премиальная аудиосистема с десятью динамиками, колеса на 20-дюймовых дисках (в базе 19-дюймовые). Штатные дополнения сугубо имиджевые: улучшенная отделка салона с применением кожи, замши и более качественного пластика, особого цвета декоративные элементы, оригинальные окраска кузова и дизайн колесных дисков. По официальному прайсу старшая версия стоит минимум 4,7 млн рублей (без учета доступных опций и маркетинговых акций), что на 200 тысяч дороже средней комплектации в исходнике. Тогда как завезенный из Китая аналог все еще можно увидеть за 3,8 млн рублей, то есть разница почти в «лимон». Это притом что официальный Geely Monjaro в течение года успел существенно подешеветь (в базе — аж на 450 тысяч рублей). Однако машины из свежих альтернативных поставок уже не будут иметь столь привлекательную разницу в цене.
Европейские кроссоверы с китайского рынка — тема тоже актуальная. Здесь обратим внимание на парочку моделей от Volkswagen, у которого в Китае весьма сильные позиции. Большой 7-местный кроссовер VW Teramont (на рынке США он известен как Atlas) с длиной кузова пять метров появился в 2016 году, и под таким названием его стали продавать не только в Китае, но и в России, куда он добрался в 2018 году. Причем к нам поставляли машины именно из США, где они имели свои особенности, например, наличие атмосферного VR6 объемом 3,6 литра в 276 сил, а также классического 8-ступенчатого «автомата». Спустя четыре года после дебюта кроссовер представили в обновленном виде, а в 2023-м он получил второй рестайлинг, понятно, что официально у нас его уже не увидели.
Между тем «параллельно» из Китая машины стали завозить, причем здешний VW Teramont первый рестайлинг получил в 2021 году. Двигатели бензиновые: 2,0-литровые турбомоторы мощностью 186 и 220 л.с. в зависимости от типа привода (передний или полный), а также 2,5-литровый V6 с турбонаддувом почти в 300 сил и в составе с 4WD. К тому же по трансмиссии китайский аналог включает 7-ступенчатый преселективный «робот». У российских «альтернативщиков» встречаются разные версии китайского VW Teramont, в том числе с топовым двигателем, однако типичным вариантом в предложениях выступает комплектация с 2,0-литровым турбомотором в 220 сил, полным приводом и в оснащении Deluxe, где предусмотрено много всего. Здесь семь подушек безопасности с учетом коленной для водителя, датчики дождя и света, система автоторможения, контроль усталости водителя, адаптивный круиз-контроль, медиасистема с дисплеем 12 дюймов, навигация, трехзонный климат-контроль, панорамный электролюк, колеса на 19-дюймовых дисках. Цены в районе 7,0–7,4 млн рублей.
А вот «растянутая» версия VW Tiguan Long официально в России не предлагалась, тогда как в Китае такой Тигуан известен еще по первому поколению этого кроссовера. И конечно, когда в 2020 году вышло обновленное семейство уже второго поколения, удлиненный VW Tiguan L также присутствовал. Длина автомобиля 4735 мм (больше стандартного Тигуана на 226 мм), колесная база 2791 мм (плюс 113 мм), задние двери шире, а в увеличившейся задней части пристроился дополнительный ряд сидений. Впрочем, здесь в приоритете обычное пятиместное исполнение, но предусмотрено и семиместное, при этом в разложенном виде «галерка» оставляет багажник всего на 173 литра.
Удлиненная модель также предполагает разные версии по комплектациям, типу привода (передний или полный) и бензиновым турбомоторам, где старшим выступает 2,0-литровый в 220 сил. Коробки роботизированные. У российских продавцов сейчас по наличию как раз 7-местные модификации 2023 года выпуска в богатом исполнении: топовый двигатель, 7-ступенчатый DSG, полный привод и оснащение R-Line. Здесь шесть подушек безопасности, светодиодные фары, бесключевой доступ, система автоторможения, датчики дождя и света, камеры кругового обзора, адаптивный круиз-контроль. Имеются двухзонный климат-контроль, кожаный руль с подогревом, электрорегулировки и подогрев кресел, мультимедиа с дисплеем 10,25 дюйма и восемью динамиками, панорамный электролюк, салонное зеркало с автозатемнением, электропривод пятой двери с функцией бесконтактного открывания, а колеса на литых дисках 19 дюймов. Цены варьируются от 5,3 до 5,8 млн рублей.
Компания Ford объявила об уходе с российского рынка легковых автомобилей еще в 2019 году, в том числе официально лишив его кроссовера Ford Kuga, который выпускался в Елабуге. Но бывшие дилеры бренда не отказывались поставлять машины альтернативно, а в последние годы приноровились это делать с использованием китайского рынка. Где, как и в США, такой кроссовер носит название Ford Escape. И так же, как на американском рынке, в последнем поколении имеет комплектации с 2,0-литровым бензиновым турбомотором в 250 сил (европейский Ford Kuga этим обделен) в сочетании с 8-ступенчатым «автоматом» и полным приводом.
Для нашего рынка конфигурация наиболее подходящая, то есть потенциально востребованная, а уровень оснащения ST-Line содержит все необходимое и привносит свои особенности. Здесь семь подушек безопасности с учетом коленной для водителя, светодиодные фары, система автоторможения, датчики дождя и света, адаптивный круиз-контроль, бесключевой доступ. Имеются двухзонный климат-контроль, комбинированная обивка сидений из кожи и алькантары с красной прострочкой, подогрев кресел, медиасистема с дисплеем 12,3 дюйма, камера заднего вида, навигация, панорамный электролюк, оригинальное оформление передней части кузова, колеса на 18-дюймовых литых дисках. Цена за машину 2023 года выпуска — около 4,25 млн рублей, но это именно на варианты из прошлых поставок. Если говорить о свежем завозе, то такой кроссовер обойдется около 6,0 млн рублей или даже дороже, что в нынешней конъюнктуре делает его практически неконкурентоспособным. И это один из примеров, как меняется альтернативный рынок.
Если же задевать ранимую для нас область электромобилей, то хотелось бы сразу остановиться на чем-то выдающемся. К таковым относится люксовый или даже представительский минивэн LiXiang Mega, продажи которого в Китае начались только весной текущего года. Длина кузова 5350 мм, колесная база 3300 мм, полный привод с двумя электродвигателями мощностью 544 л.с., разгон до «сотни» за 5,5 секунды, аккумулятор емкостью 102,7 кВт·ч, запас хода до 575 км, возможность подзарядки батареи на 500 км хода всего за 15 минут.
Все это облачено в кузов-капсулу футуристичной формы — не верх изыска, но по-своему впечатляет. В том числе по функциональности — коэффициент аэродинамического сопротивления заявлен 0,215 (в т. ч. на это работают и колесные диски особого дизайна), а пятая дверь сконструирована по принципу «крыло чайки», что облегчает доступ в багажный отсек в стесненных условиях. Единственная комплектация Max представляет Li Mega как автомобиль по принципу «все включено». Здесь девять подушек безопасности, системы автоторможения, кругового обзора и прочие, ассистент парковки, регулируемая пневмоподвеска, трехзонный климат-контроль, дисплеи по 15,7 дюйма, сиденья всех трех рядов с электроприводами, подогревом, вентиляцией, массажем и обшиты кожей наппа, имеется и панорамная крыша с электролюками. Независимые продавцы при первой же возможности завезли такую машину в Россию, но поскольку у бренда LiXiang появилось свое представительство, то модель числится и среди официально предлагаемых. Цены от 9,5 до 13 млн рублей, и такие автомобили сегодня рассматриваются как альтернатива премиальным европейским и японским моделям.
Теперь об автомобилях очень универсальных и при этом из числа простых, которые могли бы разнообразить предложение по «народным» моделям. Но в реальности что-то пошло не так. Казалось бы, созданный для рынка Юго-Восточной Азии (и там же выпускаемый) семиместный переднеприводный минивэн Mitsubishi Xpander — отличный «бюджетный» вариант на все случаи. Дебют машины состоялся в 2017 году, а в 2022-м был рестайлинг. Длина кузова 4475 мм, ширина 1750 мм, высота 1730 мм, а клиренс 205 мм.
Более того, имеется вариант Xpander Cross с пластиковым обвесом кузова и «внедорожным» клиренсом 225 мм! Двигатель — простой «атмосферник» объемом 1,5 литра в 105 сил, с ним на выбор 5-ступенчатая «механика» или 4-ступенчатый «автомат», то есть все как в золотые 90-е, хотя позже появился и вариатор. При этом внешний дизайн современный, «как у новой Делики», а Cross так и вовсе весьма крут снаружи.
Такие автомобили проникают к нам в версии с левым расположением руля с рынка ОАЭ, все с автоматической трансмиссией, кондиционером (или опциональным климат-контролем), передними подушками безопасности, ABS, передними «противотуманками» и прочим необходимым оборудованием. Так, если рассматривать улучшенную комплектацию Highline, то здесь имеются светодиодные фары, датчик света, бесключевой доступ, кожаный «мультируль», круиз-контроль, аудиосистема с сенсорным дисплеем семь дюймов, камера заднего вида. Колеса на 16-дюймовых литых дисках предусмотрены штатно, плюс различные опции. Вместе с тем, несмотря на скромные технические характеристики, цены у нас за данную модель кусаются. Машины 2023 года выпуска выставлены за 2,6–3,1 млн рублей, а версии Xpander Cross, особенно если речь о 2024 годе выпуска, достигают 3,4 млн рублей. То есть говорить о перспективной модели массового спроса не приходится — при таком раскладе покупатели склонны поворачиваться в сторону китайских SUV на официальном рынке.
Ну и в заключение об автомобиле экзотическом и утилитарном, но который мог бы рассматриваться как альтернатива в сегменте «бюджетников». Речь о китайском Wuling Hongguang V — грузопассажирский заднеприводный минивэн с атмосферным 16-клапанным двигателем объемом 1,5 литра и мощностью 99 л.с., 5-ступенчатой ручной коробкой, 7-местным салоном с возможностью трансформации сидений.
Совместное предприятие SAIC-GM-Wuling для внутреннего рынка Китая выпускает большую группу двухобъемников под общим названием Hongguang, а серия с индексом V подразумевает недорогие многофункциональные минивэны с простыми техническими решениями. Длина кузова 4425 мм, ширина 1670 мм, высота 1860 мм, две боковые сдвижные двери, три ряда сидений, передняя подвеска типа McPherson, сзади неразрезной мост на рессорах. В целом оформление салона, оснащение и отделка незамысловатые, популярная комплектация Enjoyable включает в себя ABS, передние «противотуманки», электроусилитель руля, дистанционный ключ, борткомпьютер, кондиционер, передние электростеклоподъемники, аудиосистему, колеса на 14-дюймовых литых дисках.
Но и цена у такой машины по нынешним меркам невысокая — около 1,7 млн рублей с учетом уже завезенных ранее экземпляров. А это, например, «зона ответственности» недавно возрожденного в производстве универсала Lada Largus, который к тому же пока доступен только в 5-местном исполнении. Да, можно предположить, что своего покупателя Wuling Hongguang V у нас найдет, но рассчитывать на массовый спрос вряд ли приходится.
Надо сказать, что были и другие попытки «раскрутить» по альтернативному импорту относительно недорогие автомобили, в частности, категории SUV (вспомним хотя бы Hyundai Bayon или Chevrolet Tracker), однако большим рыночным успехом они не увенчались. С ужесточением правил ввоза заниматься «народными» моделями становится еще менее выгодно. Так что по-прежнему в этом сегменте главное слово остается за машинами более дорогого класса, хотя их теперь тоже труднее «продвигать».