Когда тебе слегка за двести - «Автоновости»
Автор: Иван Мягков
Фото автора
Источник: Дром
Дромовская Renault Arkana попала ко мне по случаю — съездить на море в августе 2023-го. Да так и задержалась до сего дня. И дала богатую пищу для размышлений — как ужиться с европейским автомобилем, который, казалось бы, давно выработал свой ресурс. Пробег-то уже перевалил за 200 000 км.
Проблемы, поиски, решения
В прошлом посте мы констатировали: Аркана уже при смерти. Вот далеко не полный список проблем:
выпускная система издает посторонние звуки;
стойки заднего стабилизатора нуждаются в ревизии;
требуется диагностика вариатора;
сочится масло из-под клапанной и фронтальной крышек (но уровень масла не падает);
присутствуют люфты в задней крестовине карданного вала.
Как раз к этому моменту наступило время ТО (зафиксируем мой стартовый пробег — 194 881 км).
План был такой: получив от прежнего водителя автомобиль, сделать ТО, съездить на море, а затем привести машину в максимально рабочее состояние.
На ТО в Fit Service записался за пять дней. В назначенный день звонок из сервиса: заказанные запчасти не привезли. Пришлось экстренно садиться за телефон, в итоге удалось записаться на ТО к официальному дилеру — «Автомир Химки». Где автомобиль хорошо знают — не первый раз здесь уже. Все запчасти есть в наличии.
Вот полученное резюме по «жалобам клиента»:
Выпускная система издает посторонние звуки. Необходимо переварить гофру в специализированном сервисе.
Надо проверить стойки заднего стабилизатора (проверили, все в порядке).
Требуется диагностика вариатора. Сейчас все в норме, но мастер-приемщик настоятельно советует поменять масло. Регламент по замене — каждые 60 000 километров, в вариаторе Арканы масло не меняли еще ни разу. Ценник у дилера на данную операцию составляет 50 000 рублей.
Сочится моторное масло из-под клапанной и лобовой крышек (есть такое, но совсем не критично, можно ездить).
Присутствует люфт в задней крестовине карданного вала (есть, но слабый, можно ездить).
С ТО мы немного затянули: на одной замене масла Аркана проехала 16 624 километра вместо положенных 15 000. По моему мнению, для моторов с турбиной интервалы надо сокращать хотя бы до 10 000 км.
Ценник на ТО составил 28 953 рубля. Сюда вошла замена масла+фильтра, воздушного фильтра, салонного фильтра и охлаждающей жидкости.
Пока я ждал обслуживание, выяснилось, что у Арканы нет действующего полиса ОСАГО. Предыдущий закончился в июне, а сейчас уже август. Оформил у дилера ОСАГО на год — 16 741 рубль без ограничений по водителям.
После ТО ощущение предсмертного состояния автомобиля прошло. Он заметно посвежел и был готов трудиться дальше.
А дальше был отпуск на Черном море — со скоростными участками на М4 и бесконечными заторами на побережье.
Мой лайфхак по поиску пустынных пляжей и в целом приятного времяпрепровождения. Надуваю сапборд и вместе с женой уплываю подальше от столпотворения. На воде куда как приятнее, чем в толпе на берегу.
В Сочи очень популярен прокат кабриолетов, лидер здесь Ford Mustang за 12 000 рублей в сутки. Для сравнения: в мае 2023-го платил $125 в сутки за аренду красного Мустанга в Лас-Вегасе. Получается, в Сочи цена почти такая же.
Эмоции — бесценны, для всего остального есть карта зарубежного банка.
Пока катался на Аркане по побережью Черного моря, отметил следующие неприятные моменты:
1. Было очень жарко, вплоть до плюс 38. Кондиционер работает: из воздуховодов дует холодный воздух. Но в салоне автомобиля все равно не особо прохладно, скажем так — терпимо. Видимо, не рассчитан «климат» на южную жару.
2. Вариатор работает грубовато. Чувствуются неприятные «пинки», особенно на холодную.
Единственная проблема с Арканой за все время отпуска — пойманный гвоздь. Вины автомобиля в этом нет.
Боремся с наследственными болезнями
По возвращении в Москву начал разбираться со списком неисправностей, доставшихся мне по наследству. Первым делом решил узнать, откуда идут посторонние звуки в выпускной системе. Заезжаю в специализированный сервис, Аркану поднимают на подъемнике, при мне мастер слегка трогает гофру пальцем, и мы имеем такой результат.
Чтобы приварить новую гофру, потребовалось минимум усилий и всего полчаса времени. За эту несложную операцию отдал 7000 рублей.
Далее настала пора менять масло в вариаторе. Машина была записана в клубный сервис (Renault-Nissan) — RG-Service. Масло меняем на оригинальное Nissan CVT NS-3 (я искал именно это, в других местах предлагают залить Motul).
На всю работу у специалиста ушло три часа, цена вопроса 28 930 рублей. Параллельно сделали бесплатную диагностику автомобиля. Выяснилось, что моторное масло сочится не только из-под клапанной крышки, а еще из пары мест: прокладки топливного насоса высокого давления и из-под маслоохладителя ДВС.
Вид сверху.
Вид снизу.
При этом непонятно, откуда масло сочится обильнее, но делать с этим что-то надо. Поэтому для начала решил поменять прокладки топливного насоса и маслоохладителя. А за «сопливостью» клапанной крышки — просто наблюдать.
Заказывать прокладки пришлось самостоятельно, в сервисе поставщики не смогли найти эти запчасти. Обнаружились в проверенном магазине: за такие невзрачные колечки заплатил 7000 рублей.
Замену прокладок приурочил к следующему ТО. Пробег у Арканы на тот момент был 206 142 км. Решил машину ублажить: сократить пробег между ТО до 10 000 км.
ТО с заменой прокладок в клубном сервисе обошлось в 22 000 рублей.
В качестве моторного масла залили Total Quartz 9000 5W40 (из бочки).
Остается наблюдать — будет ли сочиться масло и откуда. Если да, то это уже проблема с клапанной крышкой (она в Аркане на герметике). Сервисмены сказали, что для ремонта необходимо снимать двигатель. Делать этого не хочется, естественно. Ждем развития ситуации.
Через несколько недель масло из-под клапанной крышки продолжает сочиться. Доливка масла между ТО не требуется. Прямо сейчас ремонтировать это смысла не вижу. Поломкой я бы это тоже не назвал, скажем так — просто особенность. Неприятная визуально, но никак не влияющая на эксплуатацию.
Как только я выбрал в опросе на главной Дрома «Сколько раз за последний год вы пробивали колесо?» вариант ответа «один» — так сразу прилетел второй прокол.
Сейчас на Аркане не работает небольшая секция электрообогрева лобового стекла. Про само состояние стекла можно сказать так: трещин нет, но есть огромное количество микросколов, которые сильно мешают обзору при ярком солнце. Лобовое стекло, конечно, хочется поменять.
Летняя резина покинула чат: комплект шин Nokian Hakka Blue 2 SUV XL проехал 70 000 километров и был отправлен в утиль.
Доработки, усовершенствования и просто жизнь
Самый необходимый тюнинг в Аркане: установил цифровую приборную панель с поддержкой навигационной системы. Функционально и круче, чем в любом «китайце». А если честно, это просто шедевральная особенность реношной панели приборов. Подключаем смартфон — и карта, направление, текущая и разрешенная скорость на участке дороги всегда перед глазами.
Автопилот в Аркане? Легко. 41 000 рублей в кассу автошколы, несколько месяцев обучения, затем некоторое переживание на экзаменах, и теперь моя красавица жена может меня возить. В автомобильных пожеланиях у моей Оли числятся Porsche Macan, Jaguar F-pace или Jaguar E-pace. Мне такой выбор автомобилей тоже симпатичен.
Водительское кресло в Аркане сильно износилось. Обивка на левом валике подушки совсем неопрятная, типичная для автомобилей с большим пробегом. Однако хуже всего то, что сиденье сильно продавлено в том месте, что ближе к спинке. Визуально этого не видно, да и посадка дискомфорта не вызывает. Некорректно работает подогрев — выключается почти сразу после активации. Видимо, это все между собой связано.
Отмечу хороший головной свет: светодиодные фары работают восхитительно, намного лучше, чем биксеноновые фары в моем прошлом автомобиле. Небольшое количество грязи — не помеха для освещения.
Поздней осенью махнули на экскурсию в Белоруссию. Пока катались в поисках древних замков, встретили мобильную заправку в чистом поле. Выглядит она странно, топливо — только «девяносто второй» и «дизель», кофе и туалета нет, но карты МИР принимают без проблем.
Объем бензобака Арканы по-прежнему вызывает много вопросов. Машину проектировали специально для России, но бензобак сделали на скромные 42 литра. Запас хода в лучшем случае 450 км, в среднем 350–370 км, а при активном педалировании и вовсе 300 км. Мой средний расход — 9 литров на 100 км (без разницы — в городе или по трассе), зимой растет до 10,5 литра.
ТО-216, новая ревизия
Нынешний апрель начался для Арканы с затрат на очередное ТО (пробег 216 300 км). Меняем моторное масло+фильтр, а также воздушный и салонный фильтры. На все про все — 12 650 рублей. В подарок — ревизия автомобиля.
Резюме после диагностики: к электрике, рулевому управлению, подвеске и тормозам претензий нет. Двигатель работает ровно, свой нескромный пробег ничем не выдает. Вариатор проблем не доставляет.
Но не все так радужно.
Видите «рыжики»? Это ржавчина, а ее здесь быть не должно. И это говорит нам о том, что в узле уже нет смазки, как следствие — постепенно прогрессирует люфт в задней крестовине карданного вала (пусть на повадках автомобиля это пока не сказывается). Со временем люфт будет увеличиваться и это приведет к паразитным вибрациям. Когда это случится? Прогнозировать в сервисе отказались.
Пока оставляем все как есть, но на будущее уже приценился/ Есть два варианта, недорогой и очень дорогой. Начнем с последнего: поменять весь кардан в сборе за 75 000 рублей. Кардан придется заказывать, срок поставки — в районе месяца.
Второй вариант — обратиться в сервис, который специализируется на ремонте карданов. В одной из таких фирм пояснили, что цена за данную услугу будет в районе 13 000 рублей.
В который раз обратили внимание, что из-под клапанной крышки ДВС сочится моторное масло. Сейчас мастер пояснил, что проблему, возможно, удастся решить и без снятия двигателя (мол, видел про это ролик на Youtube). Но потребуются оригинальные запчасти (тогда как альтернатива от Elring значительно дешевле).
Сам ремонт потянет на 16 000 рублей, но оригинальные запчасти — еще на 58 000 рублей. Волей-неволей оттянем решение о ремонте до следующего ТО.
После зимы на автомобиле появились механические повреждения из-за того, что постоянно парковался носом в сугробики. В итоге треснул пластиковый кожух в переднем бампере.
Замят радиатор. При этом система охлаждения двигателя и кондиционер герметичны и работают в штатном режиме.
В Москву нагрянула теплая весна — нужно менять шины. Решил опробовать отечественный бренд Ikon Tyres. В размерности 215/60 R17 продавцы предлагают огромное количество вариантов. Ценник от 6500 рублей за неизвестный бренд из Китая и до 13 000 рублей за топовые шины от Ikon Tyres. Выбрал золотую середину: Ikon Tyres Nordman S2 SUV стоимостью 10 500 рублей за покрышку.
В июле 2021 года шины для Арканы были заметно дешевле: 8600 рублей за одну покрышку Nokian Hakka Blue 2 SUV XL. Комплект шин + шиномонтаж + хранение на полгода потянули на 51 000 рублей.
Промежуточные итоги
Сейчас пробег Рено Арканы 216 320 км. Машина уверенно ездит, а при решении текущих вопросов (не будем называть это проблемами) служить будет еще долго. И эти 200 000 + километров были непростыми: до меня автомобиль эксплуатировали нещадно. Никто Аркану не жалел и сейчас не жалеет. Режим эксплуатации — «не своя», постоянная смена водителей — чуть бережливее, чем каршеринг или прокат. Думаю, если применить некий коэффициент 1,5 как поправку на «не своя», то получается, что Аркана уже миновала пробег в 300 000 километров. А это очень хороший результат для автомобиля с турбинкой, прикрученной на суммарный объем четырех баночек сладкой газировки.
Да и обруганный каждым вторым вариатор еще живой. Полный привод не отвалился (чем грешат многие «корейцы» на пробегах в разы скромнее). Вот вам и «русский Renault». По моему мнению — очень надежный автомобиль за свои деньги. А с учетом того, что машина в свое время была куплена за 1 480 000 рублей, остается только вздыхать: ничего подобного сейчас за такие деньги и близко не купишь.
Renault Arkana — лучший пример того, каким должен быть автомобиль «на каждый день». И это не популярная сегодня концепция автомобиля, созданного на основе красивого и модного планшета. Аркана построена вокруг шасси с прицелом на комфортное передвижение по российским дорогам.
И главный плюс Арканы — всеядная подвеска, которой безразлично качество дорожного полотна. У дромовского Каптура была тоже подобная ходовая, но 2,0-литровый мотор и древний 4-ступенчатый «автомат» никак не хотели, чтобы автомобиль поехал. А теперь инженерам Рено удалось найти отличное сочетание турбомотора и вариатора и правильно это все настроить. Динамика автомобиля устроит большинство водителей.
Покатавшись на Аркане, понимаешь, что автомобиль сбалансирован по своим ходовым качествам.
Аркана готова разгоняться.
Аркана готова поворачивать.
Аркана готова тормозить.
Аркана не сопротивляется движению и действиям водителя.
И в какой-то момент я поймал себя на мысли, что Аркана меня ни в чем не раздражает.
А потом пришла зима.
Когда выпал первый снег, я понял, что просто бесит подключаемый полный привод. Чтобы выбраться из сугроба, надо всегда переводить селектор в положение Lock, иначе многие снежные ловушки Аркане не покоряются. Постоянно манипулировать селектором очень раздражает, но с этим еще можно смириться, так как в основном это нужно делать только на парковке.
А вот в повседневной эксплуатации при движении в режиме AUTO реношный полный привод работает всегда по-разному (да и просто не так, как привык). В Аркане у меня очень часто возникала такая ситуация: еду спокойно на скорости примерно 20–30 км/ч, нажимаю на газ (не сильно), передние колеса не находят зацеп, жду, что сейчас вот подключится задняя ось, но этого не происходит, зато срабатывает система стабилизации, которая душит двигатель, и машина «не едет». А в предыдущей похожей ситуации полный привод все же включился и начинался разгон. Как же это нервирует — разные реакции и спрогнозировать не получается.
Небольшое уточнение: у меня была Ауди на полном приводе Quattro с настоящим торсеном, где при нажатии на газ машина едет всегда. К этому банально привыкаешь, а отвыкать от таких приятных реакций тяжело и долго. Зима с Quattro проходит уверенно и весело. А Рено со своим недоприводом зимой вызывает отрицательные эмоции.
С технической точки зрения и в моем понимании Рено Аркана по сравнению с Audi — шаг назад или сильно в сторону: минус два цилиндра, объем мотора в два с лишним раза меньше, мощность в два раза ниже, максималка на 70 км/ч ниже, разгон до 100 км/ч в два раза дольше, передний привод с подключаемой задней осью вместо волшебной надписи Quattro, вариатор вместо скорострельного «робота» (тут есть такой нюанс, как надежность, но у меня «робот» не ломался). Плюс у Арканы имеются две ненужные двери сзади, да и вообще Аркана — это кроссовер, а мне по душе низкие автомобили.
Я все же понимаю, что у меня есть автомобильное эго. И автомобиль для меня — это нечто большее, чем просто средство передвижения. Хочу красивый, мощный, быстрый, а вот стоимость владения и доступность обслуживания не главные критерии. Рено Аркана совсем не из этой серии. Но как автомобиль на каждый день или в простонародье «поджопник» — хороший вариант: проблем мне не доставил, удовольствия тоже не принес, но всегда довозит до пункта назначения.
У каждого человека свои критерии выбора автомобиля плюс разные потребности и разные обстоятельства. Кто-то купит немецкий премиум, кто-то — нового «китайца», кто-то — автомобиль с правым рулем. Возможны и другие варианты. И все эти решения будут правильные для конкретного покупателя. А я пока не определился, какой автомобиль хочу, и вообще — нужен ли мне автомобиль сейчас (в Москве он не является необходимым условием для комфортной жизни). Спешить некуда, размышлять могу долго.
Я вот что тут подумал. Можно попробовать собрать машины по странам (каршеринг и прокаты не считаем). У меня было два российских автомобиля. И два корейских. Был один японский и один немецкий. Рено Аркана закрывает позицию автомобиля из Франции. Получается, остается еще попробовать купить и поэксплуатировать автомобиль итальянский, американский, шведский, британский и китайский. (Машины из Индии, Ирана, Бразилии или Австралии я в список не включаю, так как там все же будут марки из стран, указанных в основном списке.) Осталось выбрать кандидатов и начать. И, видимо, самый простой вариант в нынешнее время — начать с Китая, но очень не хочется.