В тени трагедии - «Автоспорт»
Схватка за чемпионский титул в американской серии Индикар была омрачена гибелью англичанина Джастина Уилсона
Олег СТОЖКОВ, фото Indycar
Чем выше скорость в гонках, тем больше вероятность возникновения опасной ситуации. Свою роль в повышении степени риска в соревнованиях на овалах, конечно, играет и конфигурация автодромов, где сорвавшийся с траектории болид тут же ударяется о наружную стену, рассыпая обломки по трассе. Однако нельзя не вспомнить, что ширина зон безопасности не имела значения в инциденте с пружиной от машины Brawn BGP001, которая угодила в шлем Фелипе Массе в квалификации перед Гран При Венгрии 2009 года. В минувшем сезоне Индикара в одном из гоночных инцидентов все сложилось куда более трагично…
С технической точки зрения в чемпионате 2015 года особый интерес составляла аэродинамика болидов. 2,2-литровые турбодвигатели V6 Chevrolet и Honda, судя по всему, сравнялись в мощности и надежности. Поэтому особый спрос был с оперения. С этого сезона производителям моторов разрешили дорабатывать некоторые детали кузова, которые устанавливаются на стандартное шасси Dallara DW12. За доработку спортивные отделения марок принялись так рьяно, что израсходовали столько же средств, как на доводку самих силовых установок (более 20 миллионов долларов на брата). Однако на выходе получились аппараты, которые никого не оставили равнодушным.
Машины Dallara DW12 теперь ни с какими другими не перепутаешь. Даже в стандартном кузове они серьезно отличаются ото всего, к чему привыкли болельщики за последнее десятилетие. Что уж говорить про вариант аэродинамического обвеса от Хонды!
У Chevrolet комплект антикрыльев с эстетической точки зрения получился более-менее аккуратным, а вот американское отделение японской марки разработало такие замысловатые кассеты рабочих плоскостей и этажерки закрылков, что их машина тут же стала героем юмористических шаржей. Однако первая же гонка сезона показала, что развитое оперение очень легко отламывается: после одной из аварий кусок переднего антикрыла серьезно поранил болельщика, который проходил за (!) главной трибуной трассы. Естественно, производителей обязали усилить конструкцию аэродинамических элементов, а некоторые детали пришлось и вовсе запретить.
Первые же гонки сезона показали, что новые машины не только хрупкие, но и быстрые. Например, в Лонг-Бич пал рекорд круга, установленный аж в 2006 году!
Но затем, на суперспидвее в Индианаполисе, гоночные машины начали взлетать одна за другой, как это когда-то было с прототипами класса LMP1. И причина, скорее всего, примерно та же: после заноса машину выставляло боком или кормой к набегающему потоку, под днище попадало слишком много воздуха, что поднимало автомобиль. Только, у спортивных купе дополнительный негативный эффект был связан с каплеобразным поперечным сечением кабин, что и вызывало подъемную силу, а у машин DW12 к несанкционированным полетам могло привести наличие полых отверстий в «бамперах» задних колес. Эти детали быстренько прикрыли заглушками, а заодно обязали участников использовать в квалификации Инди 500 те же настройки, что и в гонке. Дополнительный нежелательный эффект могли произвести и отверстия в днище перед воздухозаборниками. Их применили во избежание подъема кузова потоком при отрыве от земли передних колес – и если со своей задачей в этой области они справились, то при развороте машины вполне могли ухудшить ситуацию.
В финале сезона в Индикар вернулся Михаил Алешин. Воспользовавшись паузой в графике выступлений команды SMP Racing в Европе, москвич снова поработал c коллективом Schmidt Peterson Motorsport. В квалификации Алешин опередил своих напарников, Райана Бриско и Джеймса Джейкса, а в гонке финишировал десятым
Постоянные эксперименты с дозволенными углами атаки антикрыльев и привычное уменьшение давления наддува на скоростных треках привели к обострению борьбы в пелотоне. Однако повышенная зрелищность, когда гонщики шли по четыре бок о бок, аукнулась возросшим числом опасных ситуаций. На этапе в Фонтане в результате цепной реакции в полет отправили машину австралийца Райана Бриско, который заменял травмированного в Индианаполисе Джеймса Хинчклиффа. Лишь чудом болид Бриско не приземлился с размаху дугой безопасности в мягкий грунт – тогда повреждения шеи не удалось бы избежать. К счастью, машина успела ковырнуть носом землю, что уберегло гонщика от серьезных травм.
Авария Райана Бриско чудом обошлась без серьезных травм
В случае с Джастином Уилсоном все выглядело не так драматично. В роковой гонке на скоростном треугольнике Поконо англичанин шел в середине пелотона, когда случилась авария его напарника по команде Andretti Сейджа Кэрама. Машину американца занесло, и она приложилась передком о стену. Носовой обтекатель болида по страшному стечению обстоятельств спружинил об асфальт и оказался как раз на уровне шлема Уилсона…
Перед сезоном-2012 для улучшения развесовки конструкторы не придумали ничего лучшего, чем закрепить в носовом конусе 12-килограммовый свинцовый балласт. Точных данных о том, присутствовал ли этот груз в аэродинамическом обвесе машины Кэрама, правда, нет, но поставщики шасси Dallara крупных изменений в него не вносили, за исключением усиления креплений рычагов подвески после чудовищной аварии Хинчклиффа.
В молодежных чемпионатах Уилсон добивался больших успехов, несмотря на высокий рост (195 см) и проблемы с дислексией. Скорее, это редкое заболевание только закалило характер гонщика, привыкшего добиваться всего большим трудом, чем сверстники. В картинге Джастин на равных сражался с Дженсоном Баттоном и Энтони Дэвидсоном, а в Формуле-3000 на пути к титулу обставил Марка Уэббера. Интересно, что сэр Джекки Стюарт как-то обмолвился, что юный долговязый англичанин обязательно станет отличным гонщиком, но в «кузовах». По иронии судьбы, пробившийся-таки в Формулу-1 Уилсон выступал за команду Jaguar, которая была основана на базе коллектива Stewart. Правда, у выкупившей конюшню компании Red Bull были свои гонщики в программе поддержки, и Джастину пришлось искать удачу за океаном. В серии ChampCar, весьма близкой к европейским «нормам», он был на первых ролях, но в Индикаре искать сильную команду пришлось очень долго. Казалось, что с приходом в Andretti Racing англичанин сможет наконец-то реализовать свой талант, но судьба, увы, распорядилась иначе…
В жизни за пределами автодромов Уилсон, по отзывам журналистов, отличался скромностью и невероятным даже для американской сцены открытостью. Многие гонщики отмечают, что Джастин всегда был для них неким моральным ориентиром. В инициативной группе пилотов, которые высказывали предложения по увеличению безопасности на трассах, англичанин настаивал на том, что на овалах куда логичнее посадить болельщиков внутрь трассы. Уилсон, как англичанин, прекрасно знакомый с разными видами автоспорта, апеллировал к опыту ралли, где на внешней стороне поворотов не собираются даже самые отвязанные фанаты.
Страшное стечение обстоятельств отняло у гоночного мира одного из самых интеллигентных спортсменов
Теперь же авария Уилсона подняла новую волну разговоров о повышении безопасности для самих гонщиков. Проблема актуальна для Индикара, как ни для какой иной серии. И если в авариях Джеффа Кросноффа и Грега Мура вряд ли что-то могло бы помочь, то дополнительная защита шлема (наиболее часто говорят о колпаке, как на самолетах), возможно, сохранила бы жизни Гонсало Родригеса и Дэна Уэлдона.
Что касается спортивных итогов, которые померкли в тени очередной трагедии, то титул достался тому, кто был более стабилен и в решающий момент везуч. Сезон начался с заезда на городской трассе в Сент-Питерсберге, где особенности довольно узкого полотна сыграли за колумбийца Хуана-Пабло Монтойю. Затем последовала сумбурная гонка на дебютировавшей в календаре ново-орлеанской трассе, которую тогда просто затопило. Как это часто бывает, выиграл тот, кому удалось вовремя сменить шины – американец Джеймс Хинчклифф. Кстати, и на сухих гонках нередко первые места доставались именно везунчикам, которые «вовремя» заезжали на пит-стоп, исходя из ситуации с постоянно появляющимися над трассой желтыми флагами. А вот гонщики, большую часть заезда лидировавшие, частенько откатывались в середину пелотона из-за таких неподходящих нейтрализаций гонки.
Важнейшие очки, как потом окажется, будущий чемпион Скотт Диксон набрал в Лонг-Бич, когда победу ему, можно сказать, подарил напарник Тони Канаан, из-за неудачного маневра которого задержался у механиков бывший лидер гонки Элио Кастроневес. На следующем этапе, пока многие экономили топливо, доезжая до финиша, Грэм Рейхол решился провести пит-стоп и на свежих шинах прошил пелотон, чуть-чуть не дотянувшись до первого места.
Скотт Диксон возглавляет пелотон в Сономе, устремляясь к своему четвертому по счету титулу
К финишу сезона с лучшими шансами на итоговый успех добрались победитель Инди-500 Монтойя и Рейхол. Однако последний потерял много очков на злополучной гонке в Поконо, а колумбиец пал жертвой принципиальной политики Роджера Пенске, который не вмешивается в борьбу своих гонщиков. На заключительном этапе в Сономе Монтойя умудрился столкнуться с прошлогодним чемпионом Уиллом Пауэром! А вот в команде Ganassi дисциплина все-таки превалировала над чисто спортивной составляющей, и пару раз коллеги помогли Диксону на пути к титулу. После финального этапа у Монтойи и Диксона очков оказалось поровну, и в счет пошли победы, которых у Скотта оказалось на одну больше. Однако Диксон уступил бы Монтойе, если бы организаторы не начисляли двойные очки за самый рядовой, пусть и финальный, этап. И последнее обстоятельство лишь добавило неоднозначности этому тяжелому сезону…
Чемпионат Indycar
Итоговое положение в личном зачете
Гонщик
Страна
Двигатель
Очки
1
Скотт Диксон
Новая Зеландия
Chevrolet
556
2
Хуан-Пабло Монтойя
Колумбия
Chevrolet
556
3
Уилл Пауэр
Австралия
Chevrolet
493
4
Грэм Рейхол
США
Honda
490
5
Хелио Кастроневес
Бразилия
Chevrolet
453
6
Райан Хантер-Рей
США
Honda
436
7
Джозеф Ньюгарден
США
Chevrolet
431
8
Тони Канаан
Бразилия
Chevrolet
431
9
Марко Андретти
США
Honda
429
10
Себастьен Бурдэ
Франция
Chevrolet
406
…
33
Михаил Алешин
Россия
Honda
40
Все - шасси Dallara DW12
«Авто - Новости» – это сайт с актуальными, интересными и достоверными новостями. Данный новостной проект поможет быть в курсе событий в мире автомототехнике. Мы отбираем только самые полезные материалы, публикуем исключительно достоверные факты, основываясь на информации с наиболее авторитетных ресурсов и собственных источников. Говорят, что если нет новостей, то это уже само по себе – хорошая новость. Но, это не совсем так, потому как, чтобы быть во всеоружии и готовым встать лицом к лицу с новым днем и одержать над ним победу, необходимо знать, что же сегодня произошло и достойно выйти из любой ситуации. Для этого и создан сайт - «Avto-Dny.Ru» |