От донора до серии: все факты создания LADA XRAY - «LADA»
Платформа, моторы и даже комплектации. Выворачиваем наизнанку первый отечественный кроссовер и разбираемся в его особенностях.
Французский брат
Чтобы создать современный кроссовер LADA, конструкторам АВТОВАЗа пришлось проделать уникальную для себя работу – создать высокий хетчбек с повышенной проходимостью. То есть по факту, повторить опыт 38-летней давности и наладить производство автомобиля, нового для себя класса. Будучи реалистами, на заводе понимали, что произвести революцию аналогичную «Ниве» у них может и не получиться. Так что создатели пошли немного другой дорогой.
Будущий автомобиль они не стали строить с нуля, а позаимствовали уже существующую платформу. В качестве донора был выбран собираемый на площадях АВТОВАЗа высокий хетчбек Renault Sandero Stepway. Растягивать имеющуюся базу наши умельцы не стали и сохранили практически исходные размеры. Согласно техническим характеристикам длина XRay от заднего до переднего бампера составляет 4164 мм, что больше аналога на 85 мм (4080 мм). По ширине и высоте он практически такой же, как народный француз. Клиренс и колёсная база схожи и не имеют больших отличий. По идее, сходства этих двух автомобилей должны были закончиться, но все не так просто.
Планка у завода была серьезно завышена и после презентации общественности нового седана LADA Vesta оказаться на обочине автопрома было недопустимо. Поэтому заново проходить весь процесс подгонки новых комплектующих было опасно. Стоит учитывать и тот факт, что в течение двух лет отечественный производитель захотел выпустить сразу несколько моделей. Так что, единственно верным решением стало использование опыта и материалов иностранных коллег. В результате, некоторые части Renault незамысловато перекочевали в новую LADA. Упростило ли это задачу инженерам? Не совсем! Кризисные времена потребовали экономии бюджета и пользоваться услугами некоторых специалистов завод просто не осилил. В итоге, споры за уровень оплаты иностранного труда привел к некоторым задержкам и ограничению доступа к технической документации. Не смотря на эту «пробуксовку», ответственные за проект люди были уверенны, что проблем в этих частях автомобиля не будет и можно сосредоточиться на других вещах.
Первый в «своем» классе
А сосредотачиваться было над чем. Во-первых, важным фактором для автомобиля является его внешность. Здесь на помощь был призван иностранный дизайнер с хорошей репутацией Стив Маттин – человек на счету которого дизайн автомобилей Mercedes-Benz A-класса, S-Class, M-Class, Volvo S60, V60 и XC60. Сомневаться в его способности создавать стильные автомобили не стоит.
Стив держит своё слово и его концепты не так далеки от серийных вариантов автомобиля. Яркий пример LADA Vesta – хороша на стенде и столь же гармонична после конвейера. Фото серийного XRay все уже успели разглядеть, дилеры в Москве даже пощупали автомобиль изнутри. И знаете, он тоже глобально не отличается от концепта.
Но встретить новинку по одежке только половина дела, не менее важно составить мнение о бренде из салона. А здесь есть что оценивать, ведь перед инженерам стояла трудная задача. Судя по комплектации будущего кроссовера, он должен был воплотить в себе две противоположности – компактные размеры и комфортный салон. Чего стоит только складывающаяся до образования ровного пола передняя пассажирская спинка. Грамотно рассчитать её трансформацию вперёд не так уж и просто. Опыт создания такого салона в практике АВТОВАЗа не было, а задача стояла. Тем не менее, они это сделали, и емкость багажного отделения будет варьироваться от 324 при поднятых спинках и до1207 литров при сложенном переднем сидении. Что уже говорить о реализации в автомобиле таких вещей, как система контроля давления в шинах, управление аудиосистемой на руле и внедрение обширного списка электронных помощников. В общем, конструкторы очень шустро догоняли мировых производителей и изо всех сил создавали конкурентноспособный автомобиль. Согласитесь, сделать это без богатого опыта крайне сложно, но можно.
Для нового кроссовера АВТОВАЗ сосредотачивает на своих площадях не только изготовление новых деталей кузова, но и организует пластмассовое производство. Насколько удачно это вышло, мы сможем оценить только в следующем году, а пока устроим виртуальный экскурс в подкапотное пространство.
Как научить ездить новую LADA?
Важная часть для успеха новинки – адаптация машины к дороге. Учить новую LADA правильно ездить по автобанам и лёгкому бездорожью взялись лучшие конструктора и испытатели. В их арсенале было три мотора и две коробки передач. Два агрегата объёмом 1.6 литра мощностью 106 и 114 л.с. и один агрегат объёмом 1.8 литра мощностью 122 л.с. Все двигатели достаточно мощные для автомобиля массой 1200 кг и позволяют ему активно передвигаться по городу и за его пределами.
Другой момент, что при непрофессиональном вождении, большой клиренс в 195 мм и узкая колёсная база в 1482 мм могут стать причиной переворота. Поэтому XRay активно знакомят с большим списком электронных помощников, которые идут уже в базовой комплектации: ABS (антиблокировочная система тормозов), ESP (система курсовой устойчивости) HBA (система экстренного торможения), TCS (система контроля тяги), EBD (система распределения тормозных усилий). Воспринимайте это лишней перестраховкой или соответствием моде на большой список гаджетов, но так этому кроссоверу будет спокойнее.
Теперь немного коснёмся полного привода и адаптации к бездорожью. Среди своих конкурентов XRay обладает одним из самых главных преимуществ – большими углами въезда и съезда. Более вседорожная модификация Cross выйдет вслед за городской версией и будет иметь полный привод от Renault Duster. В русском народе этот француз обитает довольно давно. Если сильно не мучать задний привод долгим бездорожьем, то свои задачи по покорению бездорожья он будет выполнять честно и довольно долго. Как бы скептики не «хаяли» способность XRay к всеядности покрытия, а задатки есть и довольно не плохие.
Ждать от нового детища АВТОВАЗа полноценного внедорожника не стоит. В первую очередь, это городской автомобиль с возможностью выезда на природу. Сомневаться в качестве будущего компактного кроссовера тоже не резонно. Руководство LADA поставило перед собой высокую планку и «включать заднюю» им нет смысла. В планах у создателей массово выходить на иностранный рынок, а там не понаслышке знают, что такое хороший автомобиль.