Бестселлеры рынка: KIA Sportage (4-е поколение, кузов QL, 2016 г. — н.д.) - «Автоновости»
Компактный кроссовер Kia Sportage теперь трудно ассоциировать с его предшественниками, выпускавшимися в начале 90-х и 2000-х. Если тех часто брали от безысходности (на «японца» денег не хватило), то последние Sportage — полновесные конкуренты различным Toyota RAV4, Nissan Qashqai, Volkswagen Tiguan. Во всяком случае, по продажам автомобиль еще третьего поколения прочно держался в тройке-четверке лидеров сегмента, уступая лишь демократичному Renault Duster или тому же «Равику». И Sportage QL (предыдущий носил кузовной индекс SL) — достойный его последователь. По итогам 2016 и 2017 годов — снова среди самых продаваемых в России «паркетников». А что с надежностью? Ведь кроссовер третьего поколения в этом плане не слыл образцовым. Подтянули или оставили все как есть?
Техника
На разных рынках и в первую очередь в Корее Sportage имеет массу моторов: атмосферный 135-сильный 1.6, известный еще по SL; 2,0- и 2,4-литровые агрегаты линейки Theta II, разрабатывавшейся вместе с Mitsubishi; 1,7-литровый турбодизель. Но в России KIA предлагает все самое свежее. А именно базовый 2,0-литровый двигатель семейства Nu (G4NA) — 150-сильный, без наддува, с распределенным впрыском. 1,6-литровый мотор из линейки Gamma (G4FJ), родственник «атмоcферника» такого же объема — с турбиной, direct injection и отдачей в 177 л.с. И турбодизель серии R (D4HA) объемом 2,0 л в наиболее мощном 185-сильном исполнении. Жаль, в прайсах еще не числится 2,0-литровая 245-сильная установка, положенная заокеанским покупателям Sportage. Шасси этого кроссовера вполне готово вынести испытание такой мощностью. Впрочем, мы несколько забегаем вперед.
Все агрегаты с гидрокомпенсаторами, с цепным приводом ГРМ и без официальной возможности восстановления. Разве что дизель имеет чугунный блок, а «бензинки» у Hyundai/KIA (моторы-то общие) уже давно алюминиевые. Нормально пускаются в морозы. Не подъедают масло, хотя производитель тут страхуется, закладывая в норму расход на угар до 600 г/1000 км (видимо, памятуя о потреблении смазки на повышенных оборотах моторами Theta II). Кстати, периодичность замены для дизеля и 2,0-литрового бензинового двигателя — традиционные 15 тыс. км (вязкость 5W-30, используется одобренный KIA Total). Но дилеры рекомендуют сокращать интервалы вдвое — до 7500 км, как на турбовом G4FJ. А мы в свою очередь посоветуем и на нем, и на D4HA еще несколько подкорректировать пробег на одном масле. Все-таки наддув, непосредственный впрыск или во втором случае дизель…
Самый популярный из моторов — G4NA. Изучен достаточно неплохо и пока не претендует на лавры самого прихотливого мотора из корейских. Вполне может отходить 250 тыс. км (гарантия на автомобили пять лет или 150 тыс. км). Цепь, судя по всему, рассчитана на весь срок службы. Чистое и качественное масло необходимо, в том числе ей и гидрокомпенсаторам.
Владельцы нередко обращают внимание на характерный «дизельный» звук работы на холодную, пропадающий по мере прогрева. Создают его форсунки и «эхо» их работы в пластиковом впускном коллекторе. Не страшно! Бояться надо повреждений катализатора, керамическая пыль из которого способна попадать в цилиндры
Дизель также появился не вчера. Правда, у нас традиционно куда менее востребован. Пожалуй, зря. Ресурс его и цепи точно не меньше, чем у аналогичной по объему «бензинки».
На SL бывали выходы из строя датчиков давления наддува. К нынешнему поколению Sportage это изжили. Однако common rail (со сравнительно небольшим, надо сказать, давлением в 1800 бар), само собой, чувствителен к качеству солярки
Чем «кормить» бензиновые моторы? Даже на лючке бензобака Sportage с турбированным 1,6 л начертано «от 92-го и выше». К сожалению, помимо этого и других вышеприведенных особенностей сказать что-то конкретное о G4FJ сложно. На родине он появился еще в начале десятилетия, в России же не изучен. Наверняка его ресурс примерно такой же, как у Nu, и он столь же восприимчив к спеканию либо повреждениям керамических сот катколлектора.
Обратите внимание — до клемм аккумулятора добраться можно. Но чтобы его вынуть, придется демонтировать часть впускного тракта. Хорошо хотя бы ту, что до воздушного фильтра
В трансмиссии в рамках нашего рынка тоже есть свой новичок — 7-ступенчатый «робот» о двух сцеплениях (на фото ниже его селектор). Как и о двигателе T-GDI (а «преселектив» агрегатируется только с ним), говорить о нем что-то конкретное рано. До него KIA уже использовал роботизированную трансмиссию — 6-ступенчатую и столь же ограниченно. Так что на данный момент идет накопление опыта. Впрочем, есть информация, что некоторые Hyundai с 7DCT (Veloster, i30, i40), выпущенные в начале 2015 года, попали под отзывную кампанию — в «роботе» менялся исполнительный механизм переключения передач.
Механическая «шестиступка» (у нас доступна лишь с бензиновым 2,0-литровым мотором) надежна. И хотя кто-то жалуется на вылетающую пятую передачу и на затрудненное включение первой и второй, это, похоже, единичные случаи, связанные с условиями эксплуатации. А вот чего «механика» определенно не любит — так это off road`а и того, чтобы Sportage таскал по грязи себе подобных. Точнее, не приемлет этого сцепление. Вплоть до полного уничтожения, причем нередко вместе с двухмассовым маховиком.
2,0-литровый бензиновый двигатель передает момент, в том числе и через 6-ступенчатый «автомат». Дизель работает в паре только с этой коробкой. Агрегат A6MF (по другой внутрикорпоративной индексации A6LF или A6GF) разрабатывался уже без сотрудничества с Mitsubishi. Но, как известно, все современные «автоматы» болеют схожими недугами. Вот и эта коробка крайне критична к температуре и чистоте ATF. Первой, если не следить за качеством жидкости, от продуктов износа блокировки гидротрансформатора пострадает гидроплита. А дальше как обычно — все фрикционы, в запущенных случаях — вместе с металлическими дисками. Могут гореть датчики оборотов. Наконец, может потребовать замены масляный насос. Кроме того, не стоит утруждать пробуксовками передний межколесный дифференциал. Вряд ли случаи замены его корпуса со срезанной шлицевой частью уже были на Sportage 4. Однако для «автомата» A6MF подобное характерно.
На кроссовере предыдущего поколения была проблема с соединением промежуточного вала в «раздатке» и правым приводом — срезало шлицы. Узел дорабатывали, и теперь дилеры заявляют, что проблема ушла. Тем не менее в сети встречаются фото (см. ниже), на которых уплотнение именно правого привода дало течь.
Муфта подключения задних колес та же, что и на Sportage 3.
Проблем не доставляет, имеет принудительную блокировку. Хотя «вэдовость» Sportage (переднеприводным кроссовер может быть лишь в 2,0-литровой бензиновой модификации) не стоит понимать буквально. Все же пакет фрикционов в этом узле — не механическая связь. А, например, металлическая защита входов кардана в «раздатку» и муфту наряду с резиновыми уплотнениями вовсе не залог того, что в экстренных ситуациях эти агрегаты не «насосут» в себя воду. Благо с прошлого поколения стал надежнее подвесной подшипник и резиновая муфта в соединении того же вала с задним редуктором — ходят за 100 тыс. км.
И подвеска стала крепче. Даром что конструкция — McPherson спереди, многорычажная сзади — досталась от предшественника, хотя и была переработана.
Амортизаторы готовы прослужить ту же сотню. Как и задние пружины, которые раньше иной раз сильно проседали за четверть этого пробега (к передним таких вопросов не возникало). Сайлентблоки с шаровыми опорами держатся порядка 80 тыс. км, опорные подшипники передних стоек — до 120–130 тысяч. Даже стойки стабилизаторов не стучат на протяжении 50–60 тыс. км, что вдвое дольше, чем у Sportage SL. Ступичные подшипники живут под сотню (правда, есть примеры, когда их меняли примерно на 40 тыс. км). Рулевая рейка ходит дольше. С другими же элементами управления связан ряд особенностей. Так, от 90 тыс. км может застучать нижняя крестовина на рулевом валу. Электроусилитель в версии GT Line расположен на рейке, а во всех остальных модификациях — на валу. От него очень рано начинает исходить стук, проявляющийся при вращении рулем на стоящем автомобиле. Для автомобилей, выпущенных до апреля 2016 года, проводилась сервисная кампания — в усилителе меняли демпфирующую муфту. Еще некоторых владельцев настораживает и раздражает шорох при вращении руля. Грешат на шлейф под облицовкой. Виновата же наклейка в его недрах, которую удаляют линейкой, не вскрывая кожухи. Бывало, что с завода у машины было сбито схождение (спереди регулируется только оно). А после его регулировки кто-то жаловался на то, что адаптация ЭУРа приводила к криво стоящему рулю. Но тут, видимо, все дело в квалификации ремонтников.
Еще один момент относительно шасси — в профильных форумах изредка встречаются жалобы по поводу незатянутых креплений тормозных трубок и штуцеров. Дилеры этого не подтверждают, однако оговариваются — в рамках предпродажной подготовки осуществляют «протяжку снизу». К тому же до октября 2016-го имелись нарекания на качество обработки тормозных дисков — на них рано появлялись борозды. Если клиентов это напрягало, производитель шел им навстречу…
На редкость беспроблемен Sportage по бытовым вещам, не связанным с крупными и основными агрегатами. Нет, конечно, отдельные недовольства присутствуют. Скажем, жалуются на то, что некорректную информацию предоставляет датчик топлива. На то, что непредсказуемо, в движении, перезапускается мультимедиа и не всегда логично работает круиз-контроль. Есть и фотофакты (см. ниже) — непонятный казус с лампой головного света и… «дворники» зацепились друг за друга, после чего погнулся поводок одного из них.
Повторимся, такие жалобы — по пальцам пересчитать. Поэтому по сумме опыта первых лет эксплуатации (а машины с пробегами за сотню тысяч уже есть) можем признать — четвертый Sportage вышел покрепче своих предков. Во всяком случае, ближайших, третьего поколения. Вполне достоин он и сравнения с японскими одноклассниками. По той же электрике-электронике явно как минимум проще немецких конкурентов.
Экспресс-тест
Корейцы — подобно японцам — в постоянном поиске «лица» собственных моделей. Нашли? По крайней мере, сделали ряд своих автомобилей узнаваемыми. Sportage QL, пожалуй, самый идентифицируемый из них. Посмотрим, на что способен этот крепыш со столь самобытной фронтальной светотехникой. Тем более в таком нестандартном, но ой как занятном исполнении — с турбированным мотором 1,6 л, 7DCT и на 19-дюймовых колесах.
Ладно, внешность. В салоне — тоже поиск. И он, наконец, привел KIA к использованию достойных материалов даже в рамках такого доступного (разумеется, для нас в меньшей степени) класса, как компактный кроссовер. Минимум пластика, максимум мягких материалов! В дизайне же ориентация точно на «немцев» — никакой прежней стилистической фривольности, кнопки в ряд и консоль, развернутая к водителю. Взгляните, даже передние сиденья словно скопированы с фольксвагеновских. И кожа на них «фрикционная», и валики хорошо фиксируют тело. Из других особенностей — touch screen, по-прежнему имеющий «физические» кнопки для активации конкретных режимов. А также отсутствие дополнительного экранчика для климатической установки. В KIA правильно решили, что нет смысла вглядываться в его мелкие символы, когда отдельной клавишей на большой экран можно вывести всю соответствующую информацию.
Сзади просторно ровно настолько, насколько это позволяет колесная база в 2670 мм (на 30 мм больше, чем у предшественника). Впрочем, не жмет нигде. Больше же на комфорт работает регулируемая по углу наклона спинка дивана.
К багажнику никаких вопросов. Правильная форма, невеликая по кроссоверным меркам погрузочная высота, ровный при складывании дивана пол и полноразмерная «запаска». Последняя, увы, только в максимальной комплектации. Для других — «докатка».
По звуку — что на холостых, что на оборотах — T-GDI ничем не выдает своей турбовой малолитражной сущности. Да и в принципе новый Sportage неплохо изолирован от шумов моторных и аэродинамических. Что еще показательнее, при разгоне ты не чувствуешь характерного турбоподхвата. Те времена, когда на 2500 об/мин наддув запрессовывал тебя в спинку сиденья, прошли. Твин-скролльный узел G4FJ позволяет развивать 265 Нм (это больше, чем на двигателях объемом 2,4-2,5 л) уже с 1500 об/мин. Взрыва нет, есть интенсивное ускорение. Часто приходится слышать, что популярный 2,0-литровый G4NA (сам, увы, с ним не знаком) ни жив, ни мертв. Едет вроде бы, да постно. Так вот наддувная «четверка» должна утолить драйверские аппетиты. Жаль, что маркетинговые извращения определили ей роль не просто топовой — предлагающейся только в рамках максимального исполнения GT Line за два с лишним миллиона.
Шасси, как говорилось выше, способно переварить даже больший момент и мощность. По крайней мере, в этой модификации, с электроусилителем на рейке, руль насыщен реактивным действием, вполне естественным усилием и делает от упора до упора два с половиной оборота. А подвеску с точки зрения ее невосприимчивости к кренам с легкостью можно нагрузить лишней сотней ньютоно-метров. В общем, рулится Sportage азартно. Правда, на 19-дюймовых колесах — отчасти за счет плавности хода. Душу этот кроссовер KIA, конечно, не вытрясет, но восприятие им корявого асфальта на грани некомфортного. Извечный компромисс в данном исполнении явно смещен в пользу управляемости. Что касается поведения вне дорог, то ожидать чего-то сверхъестественного от представителя этого жанра не приходится. Ходы колес легковые, однако роль блокировок эффективно играет система стабилизации.
Комплектации KIA Sportage и технические характеристики
Sportage с 2,0-литровым бензиновым двигателем, «механикой» и передним приводом в базовом оснащении Classic стоит 1 279 900 рублей. За эту сумму вы получите 16-дюймовые легкосплавные колеса; центральный замок с электрическими стеклоподъемниками и обычный CD-проигрыватель. Фронтальные подушки и боковые — со шторками. Систему стабилизации, помощник спуска с горы и трогания в нее. Систему контроля давления в шинах, регулировку руля, в том числе по вылету, шесть динамиков и «мультируль». Словом, богато! Можно к «базе» прибавить пакет «Теплые опции» — плюс 100 000 рублей, зеркала с электроприводом и обогревом, подогрев лобового стекла в зоне «дворников» и всех сидений.
Следующее исполнение — Comfort — в той же технической конфигурации обойдется в 1 434 900 рублей. Помимо упомянутых «теплых опций» здесь греет еще и руль. Последний вместе с рычагом коробки отделан кожей, у водительского сиденья — поясничный подпор с электроприводом. Есть датчик дождя, круиз-контроль, диодные ходовые огни с «туманками» и раздельный климат. Колеса 17-дюймовые, зеркала складываются не вручную.
Sportage с тем же двигателем и передним приводом, но с «автоматом» в Classic «Теплые опции» (в данном случае это базовое оснащение) и Comfort, соответственно, на 55 000 и 60 000 рублей дороже.
В рамках АКП+2WD можно рассчитывать еще на две комплектации — Luxe (1 554 900) и Prestige (1 699 900). В первом случае покупатель дополнительно получит рейлинги, мультимедиа с 7-дюймовым экраном и различными приложениями, камеру заднего вида, датчик света и задний парктроник.
Все это, разумеется, есть у Prestige. Плюсом ксеноновые фары с омывателями, диодные фонари, комбинированная обивка сидений, экран в комбинации приборов, бесключевой доступ и запуск с кнопки, электрический «ручник» и передние парковочные сонары.
Чтобы получить стоимость полноприводного Sportage с «механикой» в комплектациях Classic «Теплые опции», Comfort и Luxe, надо к предыдущим позициям прибавить 20 000 рублей. Кроссовер с «автоматом» в оснащениях Comfort и Luxe — это дополнительные 60 000. И снова появляется комплектация Prestige (1 779 900). Отличие от «недопривода» во всех случаях еще в одном — в системе ATCC, подтормаживающей внутреннее заднее колесо и таким образом помогающей заправлять автомобиль в повороты.
Особняком стоит Sportage Premium — 2 029 900 рублей. Только «автомат», а с ним 19-дюймовые диски, адаптивный биксенон, тонировка задних стекол, люк. Внутри кожа безо всяких комбинаций, передние сиденья с вентиляцией и многочисленными электрорегулировками, дверь багажника с приводом, навигация, 8-дюймовый экран и аудиосистема JBL. Кроме этого, такой QL буквально напичкан системами, отвечающими за безопасность. Может экстренно тормозить, распознавать дорожные знаки, держать себя в полосе, контролировать «слепые» зоны, самостоятельно парковаться и выезжать со стоянки задним ходом.
Почти все из этого доступно лишь в топовом исполнении. Противотуманные фары в виде четырех кубиков — прерогатива версии GT Line
Чем еще отличается модификация с T-GDI и 7DCT? Фактически это Premium, но с иным дизайном колес, другим цветовым исполнением кожаной обивки, серебристыми «юбками» под бамперами и двумя выхлопными патрубками. За все — 2 084 900 рублей.
Автомобиль с дизелем (напомним, исключительно полноприводный и с АКП) предлагается только в уровне Premium и GT-Line — 2 149 900 и 2 044 900 рублей соответственно.
Технические характеристики и комплектации KIA Sportage IV
Цены и конкуренты
Типичные цены на подержанные KIA Sportage в сравнении с конкурентами (руб.):
Автомобиль/год выпуска | 2016 | 2017 |
KIA Sportage | 1 000 000–1 930 000 | 1 400 000–2 200 000 |
Mazda CX-5 | 1 270 000–1 900 000 | 1 200 000–1 930 000 |
VW Tiguan | 870 000–1 900 000 | 1 200 000–2 150 000 |
Nissan Qashqai | 1 000 000–1 600 000 | 1 050 000–1 800 000 |
С учетом начала выпуска в марте 2016 года предложение Sportage богато, иногда даже богаче популярных японских и немецких конкурентов. Техническим же разнообразием не блещет. Кроссоверы продаются с 2,0-литровыми бензиновыми моторами, чаще с полным приводом и в 90% случаев — с «автоматами». Дизель и 1,6 л T-GDI попадаются единично, особенно последний. В таблице приведена вилка цен, средние значения, как обычно, где-то посередине. И по ним владельцы Sportage вовсе не демпингуют. Даже более того — если сравнивать, например, с Tiguan первого поколения, который еще выпускался в 2016 году, то «кореец» будет заметно дороже. И в других случаях KIA иной раз демонстрирует более высокие начальные цены. Что это — следствие молодости нынешней модели? Или показатель того, что QL вполне себе конкурентоспособен? Думается, то и другое.
На что обращать внимание при покупке подержанных KIA Sportage:
— Состояние топливной аппаратуры на T-GDI и дизеле;
— Периодичность замены масла предыдущим владельцем;
— Не поврежден ли катализатор;
— Качество переключения передач на любой из коробок передач;
— Состояние масла во всех агрегатах трансмиссии. Не увлекался ли хозяин ездой по бездорожью;
— Стуки в шасси, люфты ступичных подшипников и подвесного карданного вала.
Стоимость технического обслуживания в дилерских центрах (руб.):
Операция | 1,6 л | 2,0 л бензин | 2,0 л дизель |
ТО-1 | 11 500 | 11 000/12 000* | 12 500 |
ТО-2 | 12 750 | 12 000/13 000* | 19 000 |
ТО-3 | 11 500 | 11 000/14 000* | 12 500 |
ТО-4 | 21 000 | 20 000/15 000* | 19 000 |
ТО-5 | 11 500 | 11 000/12 000* | 12 500 |
ТО-6 | 20 000 | 11 000/12 500* | 24 000 |
Замена масла | 5000 | 4500 | 9000 |
* В зависимости от типа трансмиссии и привода.
Безопасность
Ожидаемо Sportage продемонстрировал хорошую защиту в испытаниях по правилам EuroNCAP.
Разве что травмобезопасность пешеходов при наезде на них оказалась невысока. Но это остается нерешенной проблемой всех современных автомобилей. Sportage, в частности, может травмировать передней кромкой капота в районе светотехники, зонами лобового стекла в области «дворников» и стойками крыши.
За океаном по правилам IIHS (Американский страховой институт дорожной безопасности; 25% перекрытие, скорость 64 км/ч) били не Sportage — Hyundai Tucson, он же ix35 в Европе. Платформа у моделей общая и даже силовая структура кузова — одна на всех. Результаты отличные: защита водителя и переднего пассажира — в «зеленой» зоне.
Рекомендованные отзывы владельцев:
KIA Sportage (2017 г., 2,0 л., 150 л.с., АТ, 4WD) от HummeR
KIA Sportage (2016 г., 2,0 л., 150 л.с., АТ, 4WD) от SiLuRo
KIA Sportage (2016 г., 2,0 л., 185 л.с., АТ, 4WD) от alex901900
KIA Sportage (2016 г., 1,6 л., 177 л.с., АТ, 4WD) от Алексей
KIA Sportage (2016 г., 2,0 л., 150 л.с., АТ, 2WD) от Зеро
Фотобонус