Российский авторынок: итоги 2014 года (подробная статистика) - «Автоновости»
Вскоре после новогодних праздников Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) подвела итоги продаж автомобилей в России в 2014 году. Позволим себе немного эти итоги прокомментировать.
По данным АЕБ, в минувшем году в России было продано 2 491 404 легковых и легких коммерческих автомобилей. Это на 10,3% меньше, чем в 2013, когда своих хозяев нашли 2 777 547 машин.
Рынок плавно снижался с февраля, так что падение могло быть и большим, причем значительно. Но в ситуацию вмешалось резкое ослабление рубля по отношению к доллару и евро, подхлестнувшее продажи в декабре. Любопытно взглянуть на отношение продаж в декабре 2014 к декабрю 2013:
Марка
12/2014
12/2013
%
2014 год
2013 год
%
Lada
35 315
38 948
-9%
387 307
456 309
-15%
Kia
20 200
16 024
26%
195 691
198 018
-1%
Nissan
20 131
17 540
15%
162 010
146 319
11%
Renault
19 263
18 884
2%
194 531
210 099
-7%
Toyota
17 536
14 742
19%
161 954
154 812
5%
Hyundai
15 235
14 171
8%
179 631
181 153
-1%
Volkswagen
13 871
13 548
2%
128 071
156 247
-18%
Chevrolet
13 488
18 755
-28%
123 175
174 649
-29%
Mitsubishi
12 702
8 429
51%
80 134
78 747
2%
Ford
9 159
12 376
-26%
65 966
106 734
-38%
ГАЗ ком.авт.
7 916
7 381
7%
69 388
82 395
-16%
УАЗ
7 221
6 436
12%
49 844
51 624
-3%
Mazda
7 049
4 372
61%
50 716
43 179
17%
Opel
6 834
8 827
-23%
64 985
81 421
-20%
Skoda
6 214
8 513
-27%
84 437
87 456
-3%
Datsun
5 104
-
-
11 414
-
-
Mercedes-Benz
4 210
4 165
1%
49 165
44 376
11%
Lifan
3 866
3 182
21%
23 619
27 467
-14%
BMW
3 577
4 183
-14%
35 504
42 071
-16%
Audi
2 983
2 585
15%
34 014
36 150
-6%
Chery
2 920
2 101
39%
18 139
19 855
-9%
Mercedes-Benz ком.авт.
2 914
800
264%
11 020
5 247
110%
Geely
2 706
3 003
-10%
18 828
27 263
-31%
Subaru
2 634
1 654
59%
17 557
16 831
4%
Suzuki
2 593
2 148
21%
19 931
27 724
-28%
SsangYong
2 411
3 268
-26%
25 010
34 055
-27%
Daewoo
2 340
6 196
-62%
37 695
60 829
-38%
Citroen
2 337
2 543
-8%
20 075
28 961
-31%
Peugeot
2 122
2 745
-23%
21 102
33 862
-38%
Honda
2 085
3 065
-32%
20 655
25 741
-20%
Land Rover
2 070
2 221
-7%
21 148
21 030
1%
Infiniti
1 591
944
69%
8 983
8 677
4%
Lexus
1 488
1 474
1%
19 149
15 768
21%
Volvo
1 457
1 601
-9%
15 421
15 017
3%
Fiat
1 311
874
50%
8 102
8 001
1%
VW ком.авт.
1 189
1 735
-31%
12 612
15 915
-21%
Jeep
1 054
769
37%
8 221
5 250
57%
Great Wall
887
1 914
-54%
15 005
19 954
-25%
Porsche
677
408
66%
4 707
3 790
24%
Brilliance
305
-
-
955
-
-
Acura
287
-
-
1 106
-
-
Haima
229
75
205%
1 009
401
152%
Mini
212
284
-25%
1 750
2 800
-38%
Isuzu
188
17
1006%
766
213
260%
Cadillac
157
129
22%
1 324
1 513
-12%
SEAT
155
154
1%
1 641
3 375
-51%
Changan
148
-
-
1 144
-
-
Jaguar
123
157
-22%
1 628
1 710
-5%
BAW
66
122
-46%
1 082
1 594
-32%
Smart
40
18
122%
368
193
91%
JAC
40
-
-
424
-
-
Chrysler
23
8
188%
130
159
-18%
Alfa Romeo
15
-
-
96
-
-
Luxgen
5
35
-86%
86
62
39%
ZAZ
0
220
-
481
3 260
-85%
Foton
0
0
-
63
6
950%
ТагАЗ
-
12
-
129
371
-65%
BYD
0
1
-
5
106
-95%
Vortex
-
0
-
0
1 005
-
FAW
-
472
-
2 164
4 838
-55%
Bogdan
-
61
-
92
2 055
-96%
Dodge
0
4
-
26
192
-86%
Иж
0
14
-
19
698
-97%
Итого
270 653
264 307
2.4%
2 491 404
2 777 547
-10.3%
Как видим, некоторые марки в этом сравнении «просели», а некоторые, напротив, резко «взлетели». Скромный результат АвтоВАЗа с маркой Лада объясняется клиническим затовариванием неукомплектованными машинами — на площадках к концу года скопилось около 10 000 штук! Если бы их удалось одномоментно дособрать, ВАЗ по декабрю получил бы очень хороший показатель, да и по году укрепился в лидерах. Впрочем, он и так лидер: к показателю 387 307 не приблизился ни один из конкурентов. Но мы понимаем, что если бы не господдержка в виде программы утилизации (а ВАЗ «съел» ее бюджет более чем наполовину), то падение было бы отнюдь не 15-процентным...
Любопытен скачок в продажах у фургонов и легких грузовиков — FIAT, Mercedes-Benz и Isuzu, тут сотни и даже тысячи процентов роста! Непонятно, что сделал VW, чтобы при такой востребованности коммерческих машин упасть сразу на 31%!
Рекордсмены по декабрьскому провалу — Luxgen (86%) и Daewoo (62%). С первым все более-менее понятно, тайваньцы уходят с российского рынка, им надо только распродать товарные остатки. Поэтому и рекламы никакой, и дилеры смотрят на этот бренд, как на покойника. С Daewoo сложнее, их модели вполне востребованы. Но тут наложилась проблема почти политическая: владелец компании-дистрибьютора (Квин-групп) Ленур Ислямов, побывав в начале года вице-премьером Крыма, впал в немилость и де-факто лишился бизнеса. Оттого и FAW вынуждена была разорвать с Квин-групп дистрибьюторский контракт. Который, кстати, так и не перешел к фирме «ФАВ — Восточная Европа», как это планировалось. Во всяком случае, продажи легковых FAW не возобновились, а на официальном сайте «ФАВ — Восточная Европа» нет и упоминания про легковые модели.
В сегменте китайских марок тоже нестабильность. Казавшийся железобетонно устойчивым Great Wall в декабре рухнул на 54%, хотя по году все равно остается на неплохом месте, уступая только Lifan, Chery и Geely. А вот прогресс Haima к концу года поразителен — +205%! Да и по годовому результату динамика прекрасная — +152%. А 950% от Foton всерьез воспринимать не стоит, это едва ли не разовая поставка, в декабре уже не было продано ни одного Фотона.
К сожалению, в статистике АЕБ нет марки Dongfeng, с мая продавшей 700 автомобилей. Это один из серьезных проколов в работе Ассоциации. Нет там и Hawtai, но по более понятной причине: эта марка так и не начала толком свою деятельность в России, несмотря на весьма долгий этап подготовки: первые машины должны были сойти с конвейера Дервейса ещё в феврале.
Теперь давайте посмотрим на результат не по маркам, но по концернам, куда эти марки входят.
Марка/группа
Январь-декабрь
Доля рынка, %
Продано, шт
2014
2013
%
2014
2013
%
АвтоВАЗ-Renault-Nissan
30.7
29.6
1.1
764 245
821 404
-7.0
VW Group
10.5
10.8
-0.3
260 775
299 143
-12.8
GM Group
7.6
9.3
-1.7
189 484
257 583
-26.4
KIA
7.9
7.1
0.8
195 691
198 018
-1.2
Toyota Group
7.3
6.1
1.2
181 103
170 580
6.2
Hyundai
7.2
6.5
0.7
179 631
181 153
-0.8
Mitsubishi
3.2
2.8
0.4
80 134
78 747
1.8
Ford
2.6
3.8
-1.2
65 966
106 734
-38.2
ГАЗ ком.авт.
2.8
3.0
-0.2
69 388
82 395
-15.8
УАЗ
2.0
1.9
0.1
49 844
51 624
-3.4
Mercedes-Benz
2.4
1.8
0.6
60 553
49 816
21.6
Mazda
2.0
1.6
0.4
50 716
43 179
17.5
PSA Peugeot Citroen
1.7
2.3
-0.6
41 177
62 823
-34.5
Lifan
0.9
1.0
-0.1
23 619
27 467
-14.0
BMW Group
1.5
1.6
-0.1
37 254
44 871
-17.0
Chery
0.7
0.7
0.0
18 139
19 855
-8.6
Geely
0.8
1.0
-0.2
18 828
27 263
-30.9
Subaru
0.7
0.6
0.1
17 557
16 831
4.3
Suzuki
0.8
1.0
-0.2
19 931
27 724
-28.1
SsangYong
1.0
1.2
-0.2
25 010
34 055
-26.6
Chrysler Group
0.7
0.5
0.2
16 575
13 602
21.9
Honda Group
0.9
0.9
0.0
21 761
25 741
-15.5
Daewoo
1.5
2.2
-0.7
37 695
60 829
-38.0
Jaguar Land Rover
0.9
0.8
0.1
22 776
22 740
0.2
Volvo
0.6
0.5
0.1
15 421
15 017
2.7
Great Wall
0.6
0.7
-0.1
15 005
19 954
-24.8
Porsche
0.2
0.1
0.1
4 707
3 790
24.2
Brilliance
0.0
-
-
955
-
-
Haima
0.0
0.0
0.0
1 009
401
151.6
Isuzu
0.0
0.0
0.0
766
213
259.6
Changan
0.0
-
-
1 144
-
-
BAW
0.0
0.1
-0.1
1 082
1 594
-32.1
Jac
0.0
-
-
424
-
-
Luxgen
0.0
-
-
86
62
38.6
ТагАЗ
0.0
0.0
0.0
129
371
-65.2
Foton
0.0
0.0
0.0
63
6
950.0
FAW
0.1
0.2
-0.1
2 164
4 838
-55.3
ZAZ
0.0
0.1
-0.1
481
3 260
-85.2
BYD
0.0
0.0
0.0
5
106
-95.3
Иж
0.0
0.0
0.0
19
698
-97.3
Vortex
0.0
0.0
0.0
0
1 005
-
Bogdan
0.0
0.1
-0.1
92
2 055
-95.5
Итого
100
100
2 491 404
2 777 547
-10.3
Абсолютное лидерство альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ несомненно, но показатели пока далеки от запланированных: к 2015 году альянс планировал занять 40% российского рынка. И по логике, в этот альянс нужно было бы включить ещё и КАМАЗ с некоторым количеством легких грузовиков (модель 4308, известная как «Камазенок»), ведь соглашение о промсборке они подписывали вместе! Но погоды это не сделало бы — «Камазят» выпущено немного.
Тут впору посетовать на размытость критерия «легкого коммерческого автомобиля», коим оперируют в АЕБ. Непонятно, во всех ли случаях идет речь об автомобилях с полной массой до 3,5 тонн? Ведь у некоторых брендов почти одинаковые модели могут иметь разную грузоподъемность. Входят ли в статистику, к примеру, Mercedes-Benz Sprinter, полная масса которых может варьироваться от 3000 до 5000 кг?
Другая странность состоит в том, что KIA и Hyundai настойчиво предлагают не считать себя единым концерном. А ведь их совокупная доля — 15,1%, сразу за ВАЗом. Объединив показатели, корейцы надежно прописались бы на второй строчке списка корпораций, сдвинув вниз VW Group.
И нельзя не отметить условность понятия «продажи» в данных, которые автоконцерны отправляют АЕБ. Это, на самом деле, никакие не продажи, это автомобили, отгруженные дилерам. Далеко не все из них нашли своих владельцев в 2014 году. Так что эта статистика довольно лукава, о чем уже писалось. Реальную картину может дать только информация от ГИБДД о поставленных на учет новых автомобилях, но она пока не обнародована.
Добавляет сомнений и вот какое обстоятельство: в декабре, после обвала рубля, в Россию потоком двинулись близживущие иностранцы — из Белоруссии, Армении, Азербайджана, Казахстана… Они, хранящие сбережения в долларах, вдруг получили возможность купить машину дешевле едва ли не полуторакратно! Очевидно, что эти покупки будут поставлены на учет уже в других государствах. По некоторым прикидкам, речь может идти о 40-50 тысячах автомобилей!
Так или иначе, другой статистики у нас пока нет. И вообще, АЕБ в рамках своей концепции собирает и анализирует материал довольно добросовестно. Следующая таблица (посмотреть в новом окне), очень большая и подробная, позволяет нам узнать многое, вплоть до разбивки на модели и даже модификации.