Porsche Panamera Turbo S разогнался до 295 километров в час на льду Байкала, репортаж Drom.ru - «Автоновости»
Заезды продолжались на протяжении двух дней фактически от рассвета до заката Четвертый год подряд проходят «Дни скорости на льду Байкала» — мероприятие, во время которого совершаются попытки установления новых рекордов скорости на природном льду самого глубокого в мире пресного озера.
Мы следим за успехами этого мероприятия уже четыре года, и на наших глазах происходят удивительные события, которые, возможно, позволят России в скором времени достичь мировых результатов и снова стать первой в этой области — как это было более века тому назад.
Вспомним, как это было
К сожалению, последнее время достижения России в различных сферах принято принижать или не считать предметом гордости. А ведь именно России начала 20 века принадлежат мировые рекорды скорости: так, например, в 1913 году на Волховском шоссе под Санкт-Петербургом г-н Хернер на гоночном «Бенце» поставил последний в истории царской России рекорд скорости с хода, который составил 201 км/ч!
Сейчас, конечно, нам не сравниться с миром. Мировой рекорд максимальной скорости, кстати, был установлен 45 лет тому назад: 1046 км/ч. Рекордсменом стал Гари Габелик на автомобиле Blue Flame, оснащенном ракетным двигателем. У нас, к сожалению, нет ни таких автомобилей, ни возможностей для развития этой дисциплины.
Что же касается серийных автомобилей, то здесь рекорд скорости принадлежит Bugatti Veyron Super Sport. 4 июля 2010 года на испытательном треке Volkswagen пилот Пьер Анри Рафанель смог достичь скорости в 434,211 км/ч.
Скоростной рекорд на льду на сегодняшний день держится на отметке в 335, 713 км/ч и принадлежит финскому гонщику Янне Лайтинену. Он установил его 9 марта 2013 года на льду Ботанического залива на автомобиле Audi RS6, обутом в покрышки Nokian Hakkapeliitta 8.
Что же касается России…
Рекорды скорости на льду Байкала
Природный лед озера Байкал по праву может считаться одним из самых удачных мест для установления рекорда скорости. Прежде всего потому, что лед на озере прочно стоит примерно до середины марта, а площадь поверхности Байкала позволяет без проблем выбрать довольно ровный и длинный отрезок для создания трассы.
Стартовый створ
С другой стороны, озеро никогда целиком не замерзает, а зимой его поверхность состоит из нескольких огромных льдин, которые контактируют между собой, создавая толчки, подобные тектоническим подвижкам коры, и выбрасывая вверх ледяные торосы. Из-за этого поверхность озера покрывается большим количеством трещин различной глубины и ширины, и порой это может разрушить построенную трассу.
В этом году мы стали свидетелями такого столкновения льдин. Мощный удар сопровождался еще звуком, сопоставимым с хорошим взрывом, а силу удара можно было бы оценить в 5-6 баллов по шкале Рихтера — мы еще удивились, как не сложились наши палатки. Однако все обошлось благополучно, и трасса для рекордной попытки не пострадала.
В лагере
В этом году ее протяженность составила 16 км, а мерный отрезок (километр) был расположен не строго посередине, а слегка сдвинут к концу. Это произошло потому, что для него искали наиболее гладкий и ровный лед.
Как всегда, все консультации, касающиеся льда и озера Байкал в целом, осуществлял председатель Лиги Ледовых капитанов Александр Бурмейстер — человек, который знает эту тему досконально и относится крайне бережно к Байкалу и его экологии.
Традиционно лагерь был построен с учетом всех особенностей места. Никакие технические жидкости не попадали на лед, весь мусор аккуратно собирался и потом вывозился на берег в специально отведенные места. Машина была технически исправна. Так что экология была максимально сохранена.
Специально для строительства и измерения трассы были приглашены профессиональные геодезисты, сертифицировали трассу специалисты из РАФ, лицензия была выдана на два дня — с 15 по 16 февраля, собственно, те дни, которые и были изначально заявлены для проведения рекордных попыток.
Паспорт трассы
Хочется отметить, что три предыдущих года автомобили, которые устанавливали рекорды скорости, относились к разным классам, так что все рекорды устанавливались с нуля.
В 2012 году все начиналось с Mazda MX-5, которая по-честному выступала в качестве подопытного кролика, на котором отрабатывалась вся схема. Тогда автомобиль продемонстрировал 212 км/ч, что, собственно, совсем неплохо для такой машины в весьма сложных условиях. Ведь коэффициент сцепления в день рекорда составлял 0,05, что в десять раз меньше коэффициента сцепления на мокром асфальте!
В 2013 году на лед Байкала приехал Nissan GT-R R35, причем в этот раз пилотировали его сразу два человека — к Андрею Леонтьеву присоединился и известный российский гонщик Роман Русинов. Именно тогда Роман установил рекорд максимальной скорости — 294,8 км/ч, который занесли в Книгу рекордов России. Что касается рекорда скорости РАФ с хода и с места, то он составил 251 км/ч и 85 км/ч соответственно и принадлежит уже Андрею Леонтьеву.
Наконец, в прошлом, 2014 году на лед Байкала вышел двухлитровый полноприводный Jaguar XF. C максимальной скоростью возникла небольшая проблема, которая заключалась в наличии электронной отсечки на отметке в 250 км/ч. Она была достигнута, но преодолеть ее было невозможно. Что же касается рекорда по версии РАФ, то с хода было показано 246 км/ч, а с места — 105 км/ч.
Panamera Turbo S
В этот раз организаторами мероприятия выступили совместно компания LavPro и Mobil, последние помимо прочего предоставили для автомобиля моторное масло этой марки. Для попытки установления рекорда скорости была выбрана новая полноприводная Panamera Turbo S с бензиновым двигателем V8 объемом 4,8 литра и мощностью 569 л.с. Обут автомобиль был в штатную резину Pirelli Sottozero.
Одно из преимуществ автомобилей Porsche заключается в том, что на них не ставят отсечку скорости. Она ограничивается только одним: возможностями двигателя. Новая Panamera Turbo S способна развить скорость в 310 км/ч, но это в идеальных условиях.
Андрей Леонтьев:
— Porsche Panamera — удивительная машина. И хотя для меня ее концепция неоднозначна, то, как она показала себя на льду Байкала, еще раз доказывает ее блистательную инженерную конструкцию. Это машина, которая стабилизируется практически сама собой, настолько в ней грамотны все системы стабилизации. И даже если ее вдруг в какой-то момент «уводит» в сторону, она сама моментально выравнивает движение и остается лишь «добрать» рулем.
Однако в этом году был один нюанс, который, наконец, превращал мероприятие на Байкале из обычных заездов в соревнование. Porsche Panamera Turbo S попадала в ту же категорию «серийных автомобилей с бензиновым турбированным двигателем внутреннего сгорания объемом 3,5-5 л», что и Nissan GT-R в 2013 году. Таким образом, Леонтьеву было важно не просто показать хороший результат, но и превысить цифры позапрошлого года, побить собственные рекорды.
Перед рекордными попытками автомобиль обязан пройти техинспекцию на предмет соответствия техническим нормам
На рекордные попытки было отведено два дня — 15 и 16 февраля. В этот раз погода была милостива к собравшимся. В отличие от прошлогодних 30 градусов мороза, нас встретили всего лишь –10. Но такая необычно высокая для этого времени года температура обернулась другой неприятностью: толщина льда в месте проведения заездов составляла всего 58 см, лед встал плохо, и поэтому каждое утро начиналось с очень тщательной инспекции трассы. К тому же в течение дня довольно резко несколько раз менялась погода. 15 февраля солнце то выходило, то пряталось. Если в районе лагеря облачность была высокой, то на финише и разворотном круге висел туман и видимость составляла 150-200 метров. Соответственно, выше влажность и совершенно другое сцепление с трассой. Это создавало дополнительные сложности.
Более того, местами лед был покрыт довольно плотным слоем снега, но уже через километр снег могло полностью разнести ветром и тогда под колесами оказывался чистый и очень скользкий лед. К тому же после каждого проезда за задними колесами налипала тяжелая ледяная «борода», которую каждый раз приходилось скалывать, дабы она не затрудняла движение.
После каждого заезда за задними колесами налипала настоящая ледяная «борода»
За время тренировок и самих попыток Андрей Леонтьев накатал почти 800 км, пытаясь понять, как в данных условиях лучше управлять автомобилем. Однако без казусов все равно не обошлось. На скользком льду и на высокой скорости возникает ощущение, что автомобиль в какой-то момент начинает практически парить над поверхностью, не касаясь ее колесами. Услышав об этих ощущениях, Александр Бурмейстер исследовал трассу и по следу протектора определил, что в одном месте автомобиль на самом деле прервал сцепление со льдом (вероятнее всего, подпрыгнув на небольшом бугорке) и пролетел порядка 25 (!) метров.
По окончанию заездов судьи, представлявшие РАФ, просчитали результаты телеметрии и огласили предварительные результаты. По итогам двух дней стало известно, что при старте с места на мерном километре Андрей Леонтьев сумел превысить скорость в 120 км/ч. Расстояние в километр было преодолено по льду примерно за 19 секунд. Для сравнения — на Nissan GT-R максималка с места составила чуть более 85 км/ч.
Для улучшения результата механики «играли» с давлением в шинах
Что касается результата скорости с хода, то в этом году было показано более 285 км/ч (в 2013 году на машине того же класса — 251 км/ч).
Помимо этого, параллельно со спортивными результатами, которые будут утверждаться РАФ, подадут также заявку на утверждение рекорда в Книгу рекордов России. Для нее берут пиковое значение скорости на мерном отрезке — в отличие от среднего арифметического, которое вычисляется РАФ после проезда по мерному километру в одну и другую сторону.
Перед началом попытки с места судья устанавливает автомобиль четко по отсечке приборов
Фиксировалось это значение двумя приборами GPS. Один показал 294,9 км/ч, второй — 295,0 км/ч. Даже если будет выбран наименьший результат, он все равно превышает цифры двухлетней давности на такой же дистанции.
Но меня больше всего смутила огромная разница в показателях у Nissan GT-R и Porsche Panamera Turbo S — ведь эти автомобили практически сопоставимы. Разъяснения я попросила у Андрея Леонтьева:
— Невозможно сравнивать цифры, продемонстрированные Nissan GT-R R35 в 2013 году и Porsche Panamera Turbo S в 2015-м. Любое изменение погоды сразу же дает изменение в цифрах. Чуть сильнее ветер, чуть ниже или выше температура — и все разу меняется. Поэтому подобные заезды никак нельзя использовать для сравнения технических возможностей автомобилей. Вполне вероятно, что Nissan в этом году тоже бы показал совершенно другие цифры, и вполне возможно, что они оказались бы выше.
…За четыре года проведения «Дней скорости на льду Байкала» интерес к этому событию наконец начал расти. В этом году на попытку установления рекордов приехало много журналистов из различных изданий, а компания Mobil со своей стороны вложила немало сил в проведение и популяризацию этого мероприятия. Нашей стране, конечно, еще далеко до того, чтобы вернуть себе ведущее место в рекордных дисциплинах, но тут, как и везде — без труда рыбку не вытащить. Так что просто призываю всех заинтересованных и увлеченных поддерживать тему рекордов, и тогда у нас получится что-то хорошее, чем можно будет гордиться.
Фотобонус