Тюнинг Nissan GT-R. Самый быстрый R35 в России и Европе - «Автоновости»
Герои нашего материала — Дмитрий Матвеев, чемпион России по дрэг-рэйсингу 2015 года и обладатель Кубка 2014 года, победитель и призер региональных сибирских соревнований и заездов Unlim 500+, и его болид. Про их путь на вершину пьедестала в классе полноприводных автомобилей, а также о рекорде Европы для Nissan GT-R R35, мы вам сегодня и расскажем.
Как это часто бывает, Дмитрий с детства увлекается машинами. Все четырехколесные всегда заставляли его сердце биться чаще, но профессионально заниматься автоспортом сначала не было ни времени, ни возможности. «Каждый автомобиль, который попадал мне в руки, я пытался сделать быстрее и не упускал случая померяться силами с единомышленниками», — говорит Дмитрий. На первые соревнования по дрэг-рэйсингу именно в качестве участника он попал в сентябре 2012 года на абсолютно городском авто, но это не помешало одержать победу в полноприводном классе. Изначально в соревнованиях Дима выступал на Porsche Panamera Turbo, но на любительском уровне. Когда дело коснулось профессиональных гонок, выбор сразу пал на Nissan GT-R R35, прежде всего из-за множества вариантов по его тюнингу, представленных в тот момент на рынке.
Для достижения высоких результатов Дима решил отправить автомобиль на доработки к профессионалам своего дела — в «кузницу чемпионов» московскую компанию Altechno. Большой проект начался с рядовых шагов. Осенью 2012 года Дмитрий обратился в Altechno с просьбой сделать Stage 2: чип, выхлоп, поменять бензонасос, а уже к началу 2013-го его Nissan GT-R подвергли серьезным изменениям. Изначально склонялись к турбинам Garrett GT30, но вскоре передумали, и во время сборки установили два 35-х турбокомпрессора и строкер-кит на 4,1 литра. Блок управления для строящегося болида взяли Motec M150, в выборе никто не сомневался, ведь Altechno с 2003 года является дилером этой компании. ЭБУ на тот момент полностью отвечал всем имеющимся требованиям, но при этом для GT-R он был абсолютно свежим продуктом, так что пришлось целый год вместе с инженерами Motec дорабатывать электронный блок управления в связи со множеством постоянно возникающих нюансов.
В мае 2013 года Дмитрий Матвеев впервые принял участие в Unlim 500+, где ему посчастливилось познакомиться с командой Dragtimes и дружной семьей «анлимщиков». После этого он не пропускал ни одного мероприятия под эгидой Dragtimes, будь то Unlim, тренировочные дни, чемпионат России по дрэг-рэйсингу или выездные этапы. На выходе его GT-R получил порядка 1400 лошадиных сил и в таком исполнении довольно успешно преодолел сезон по дрэг-рэйсингу 2013 года.
Однако чтобы побеждать, приходится постоянно дорабатывать свой болид и идти в ногу со временем. К сезону 2014 года было решено подготовиться еще серьезнее и глобально доработать автомобиль. Для начала двигатель переделали... обратно на меньший объем, а все в угоду большей надежности и пиковой мощности. VR38VETT со стандартной геометрией имеет лучшие характеристики на бОльших оборотах, нежели мотор с увеличенным ходом коленчатого вала. Итак, строкер-кит сняли, его место занял кованый коленчатый вал, все остальное осталось прежним. Кстати, в этом моторе побывал не один комплект поршней, так как в двигателе, который работает на давлении наддува в 3 бара, поршневая группа испытывает запредельные нагрузки. Это оказалось очень серьезной проблемой, так как «юбки» поршней часто растрескивались от такого наддува и больших оборотов. Команда перепробовала предложения от различных брендов, доступных на рынке: CP, JE, Manley, но у каждого из комплектов возникали различные проблемы. Мотор приходилось вскрывать практически после каждой гонки и довольно часто менять поршни.
Помимо изменения объема двигателя в сторону заводского, заменили и турбины. Место 35-х Garrett занял кит ETS Super 99, который успешно трудится уже два сезона. На нем удалось получить мощность порядка 1800 лошадиных сил при давлении наддува 3 бара. Система охлаждения никаких глобальных изменений не получила. Стоковый радиатор остался на своем законном месте. У GT-R в этом плане все продумано, так как при разработке машины на заводе предполагалось ее использование на кольцевых трассах. В дрэг-рэйсинге же один заезд длится всего несколько секунд, поэтому проблемы перегрева возникнуть не должно. Во время различных организационных задержек на старте, конечно же, есть вероятность «подогреть» мотор, но в таких ситуациях можно просто заглушить двигатель и подождать. Интеркулеры в этом автомобиле прошли несколько стадий генерации. Сейчас для улучшенного охлаждения воздуха, поступающего от турбин, выбрали самый большой из доступных — модель Super Race фирмы ETS. Он полностью устраивает, хотя вероятность его замены с появлением более производительного решения тоже рассматривается. Для обеспечения подачи топлива было установлено два ряда высокопроизводительных форсунок (по 1,5 литра каждая) и три топливных насоса Bosch 044.
На этапах чемпионата 2014 года возникали проблемы с отливом масла в трансмиссии, выход из этой ситуации нашли собственными силами, так как имеющиеся на рынке импортные решения не сработали. Придумали ноу-хау, которые позволили решить проблему на старте и избавиться от букса сцепления, которое работает от давления масла. Помимо этого в 2015 году была доработана система полного привода, который теперь можно отключать, чтобы прогреть задние колеса. Что интересно, такая формула работы технических и электронных систем, позволяющая разъединять переднюю ось от трансмиссии, реализована только на этом Nissan GT-R Altechno и на болидах компаний AMS и ETS.
Периодически проводились стандартные работы по переборке сцепления, которое в данном автомобиле 12-дисковое. Из-за большого количества стартов, работы на повышенных оборотах и огромного крутящего момента «мокрое» сцепление постоянно страдает, его необходимо регулярно проверять. Кстати, коробка передач тут установлена стандартная, но с шестеренками фирмы PPG — Pfitzner Performance Gearbox. Да-да, это именно та компания, которая располагается на Зеленых Полях в Южной Австралии и является одним из крупнейших производителей компонентов трансмиссии и коробок передач для дрэг-рэйсинга, ралли и прочих дисциплин автоспорта. Не обошлось, как всегда, и без нюансов, но в итоге все решилось благополучно. Дело в том, что любая деталь любого производителя должна пройти тестирование, и в данном случае это частично проходило на автомобилях, подготавливаемых Altechno. Все логично: где, как не на соревнованиях, двигатель, КПП и другие узлы и агрегаты испытывают пиковые нагрузки? Таким образом компании-производители проводили наблюдения за тем, что является «слабым звеном» и далее совершенствовали свою продукцию. Сцепление в GT-R, например, менялось несколько раз, так как появлялись модели с большим количеством дисков, которые позволяют держать больше крутящего момента.
Также при подготовке Диминого болида команда стратегически сделала упор на его серьезное облегчение, и машина приобрела большое количество карбона вместо родного железа. Даже крыша и задние крылья были отсверлены и заменены. Сейчас кузов автомобиля состоит из 33-х карбоновых элементов, что позволило сэкономить порядка 70 килограммов веса. Но они были поставлены не за один раз, процесс растянулся на весьма долгий срок. Дело в том, что все эти элементы уникальны: японская компания Overtake сначала изготовила такой кит для своего демонстрационного автомобиля, а потом — для машины Дмитрия. Детали в Россию отсылали по несколько штук в посылке — заказанные в 2013 году, они начали приходить только в начале 2014-го, к концу года набор наконец-то был укомплектован. Впрочем, столь длительное ожидание того стоило — качество всех деталей отменное. Антикрыло производства RaceParts появилось на GT-R со второй гонки сезона-2015.
После облегчения автомобиля закономерно учли тот факт, что стандартная подвеска уже не будет работать должным образом, так как изначально с завода она рассчитывается под совсем другой вес авто. Следующим этапом тюнинга стало приобретение и установка индивидуального комплекта подвески для этого дрэгового GT-R. Так как Altechno долгое время сотрудничает с английской фирмой EXE-TC (которая выпускает в основном варианты для ралли и кольцевых автомобилей и довольно известна в спортивных кругах), то и в поисках индивидуального решения для GT-R они обратились именно в эту контору. EXE-TC удалось разработать комплект подвески с необходимыми параметрами под измененный вес Ниссана. Правда, его пришлось дорабатывать прямо с «полей», отправлять необходимые логи с телеметрии, которая получает информацию с датчиков подвески, английским коллегам и совместно решать все всплывшие во время соревнований нюансы. Учитывая то, что болид облегчен, любая неровность на трассе может оказаться критической, потому необходима скрупулезная работа.
Помимо датчиков Motec, которые контролируют параметры подвески, в Димином Nissan GT-R используются большое количество сенсоров для мониторинга параметров двигателя. Температура выхлопа, например, здесь наблюдается отдельно по каждому цилиндру, а для изучения диапазона и эффективности работы турбин установлены датчики скорости вращения крыльчаток. К тому же присутствует и GPS, правда, в дисциплине дрэг-рэйсинга он не особо применим из-за замедленной реакции электроники, но для сравнения показателей выходной скорости вполне подходит.
Мотор мотором, но очень быстрый автомобиль нужно еще как-то и останавливать. Так как от стандартных тормозов, которые неплохо выполняют свою роль, пришлось отказаться во благо установки сначала 17-дюймовых дисков, а потом и дрэговых колес 15-го диаметра, то и весь комплект тормозных механизмов заменили. Сейчас на GT-R установлено готовое тюнинг-решение для колес меньшего размера. Помимо тормозных механизмов Boost Logic — Drag Race Kit здесь установлен тормозной парашют.
Что касается салона, он был полностью разобран до металла для установки омологированного каркаса безопасности английского производства. На место стандартного водительского сиденья поставлен спортивный ковш Bride с ремнями безопасности Takata. Руль оставили заводской, потому что имеющиеся на нем кнопки весьма удобны и теперь используются пилотом для управления прогревом задних колес и отключения муфты полного привода.
Случаются и форс-мажорные ситуации, например, в сезоне-2015 Дмитрий пропустил гонку в Элисте из-за сорванной на предыдущем этапе шпонки на коленчатом вале. Новые запасные части заказали своевременно, но из-за организационных проблем в аэропорту сроки поставки сдвинулись. Команда вспоминает и свой самый нервный этап 2015 года, в Новокузнецке, когда после очередного обновления программного обеспечения в блоке управления двигателем, launch сontrol отказывался нормально работать. Дело в том, что «мозг» автомобиля частично закрыт и получить доступ для его корректировки без вмешательства специалистов из Motec не всегда представляется возможным, а так как гонки в основном проходят в выходные, то и инженеры компании, соответственно, тоже отдыхают в эти дни. Только позже выяснилось, в чем была неполадка, и по логам стало ясно, что это произошло на стороне Motec, но на этапе пришлось попотеть, так как никто не знал, поедет машина с launch'а или нет. К тому же погодные условия, которые буквально обрушились на трассу за день до этого, тоже заставили изрядно понервничать.
Лучшее время Дмитрия Матвеева и его GT-R на дистанции в четверть мили, которое также является рекордом России и Европы для автомобилей Nissan GT-R R35: 7.745 сек. при скорости на финише 296 км/ч. Рекорд был установлен на новейшем автодроме в Грозном.
Что касается планов на сезон-2016, в двигатель уже установили новые поршни индивидуальной разработки от одной из американских компаний, специализирующейся на производстве комплектующих для автоспорта. По расчетам на бумаге, именно они должны достойно справиться с большим наддувом и 1800 силами, которыми располагает GT-R в данный момент. Также к концу сезона-2015 появилось улучшенное решение по топливным насосам и старые заменили на кастомные английского производства. Конструкция их бесщеточная, что влечет за собой несколько положительных эффектов: бОльшую производительность и меньшее потребление энергии. Altechno также производили эксперименты с установкой закиси азота на GT-R, но все-таки приняли решение отказаться от ее использования в пользу надежности, так как основное, что больше всего страдает в заездах на четверть мили, — это мотор. Также в новом году команда планирует получить больший доступ для управления автомобилем, что повлечет за собой более агрессивный старт с launch-контроля, а улучшение старта на 2-3 сотых секунды, как вы знаете, дает выигрыш в десятые доли на выходе.
Nissan GT-R R35
Пилот: Дмитрий Матвеев
Команда: Altechno
Город: Новосибирск
Лучшее личное время: 7.745 сек. (лучшее время в России и Европе для автомобилей Nissan GT-R (R35) на дистанции в четверть мили)
Максимальная скорость прохождения дистанции в четверть мили: 296 км/ч.
«Лично для меня самым сложным является процесс подготовки автомобиля к соревнованиям. Если все сделано так, как надо, то на гонках просто получаешь удовольствие! Я люблю адреналин, люблю соревноваться, люблю автомобили, все это дает мне дрэг-рэйсинг. Мне очень повезло с командой Altechno, наши цели и приоритеты совпали и это дало результат. Надеюсь, что мы и дальше сможем выступать на высоком уровне и развиваться в правильном направлении!».
Speclist
Двигатель
Двигатель VR38VETT 3.8 литра
Поршневая группа сделана на заказ
Турбо-кит ETS Super 99
Интеркулеры ETS Super Race
Форсунки производительностью 1,5 литра
Три бесщеточных топливных насоса
Электроника
ЭБУ Motec M150
Датчики положения подвески, температуры выхлопа, скорости вращения турбин
GPS
Система телеметрии Motec
Трансмиссия
12-дисковое сцепление
Шестерни PPG
Система отключения полного привода
Подвеска
Подвеска EXE-TC
Тормоза
Boost Logic — Drag Race Kit
Тормозной парашют
Интерьер
Омологированный каркас безопасности
Ковш Bride
Ремни безопасности Takata
Кузов
33 карбоновых элемента Overtake
Антикрыло Race Parts
Диски и шины
Сзади дрэговые слики Hoosier 15"
Спереди 17"
Фотобонус
17.05.2016 GLEMM Владивосток Сообщений: 2779 Комменты на такие проекты с годами не меняются. Это печально.
15 лет назад, тоже писали - деньги есть, ума не надо , всех порву на жигулях, если дадите денег два мешка )))
На самом деле все очень просто.
Любой технический спорт - очень трудо и финансово затратен. И дело не только в самих деньгах. В это вовлечены производители комплектующих, те кто строит и собирает авто, кто его запускает и обслуживает на соревнованиях , те кто сидит за рулём наконец.
Чтоб эта машина проехала 7,7 ушли годы!!! труда и времени, тонна переломанного железа, куча нервов и конечно мешок денег. Без этого всего не чемпионом не станешь, даже чемпионат местной водокачки не выиграешь.
Респект этим людям, дай Бог им здоровья и финансов. Пусть и дальше радуют нас рекордами и успешными заездами ! Цитировать контекст комментария
Hужна помощь, обращайтесь!
161
50
17.05.2016 renlife-nsk Новосибирск Сообщений: 15833 GLEMM:Что толку спорить. Если есть возможность , проверь на себе.
Глемм.... просто вспомни, что в "наше время" деньги конечно требовались, и например вы с Грантом или наш Палыч тому пример, но деньги разумные, плюс очень много энтузиазма. Вспомни споры и обсуждения, обмены мнениями и т.д. на том же auto.vl.ru, тот же Палыч с СТО не вылазил, так же, как и Браточки. А теперь - берется суперкар ( а не 15-летний Соарер, Марк, Сильвия и т.д. ) и тюнингуется практически насколько банковский счет позволяет. Лучшие комплектующие, мозги, инженеры, трассы - все просто покупается. Все понятно, что "зависть - плохое чувство", но это уже не те гонки, которые были когда то, а просто соревнования бюджетов. Имхо сугубо, спорить ни с кем не буду, но лично мне они уже не интересны, я уж лучше за команду 74 поболею на кольце ))) Цитировать контекст комментария
Любая бытовая техника, встройка. Аудио, видео
icq 421370963, запросы в ЛС, не стесняемся ))
114