Техразбор Geely Coolray/Belgee X50. «Братский кулак» уже в прошлом - «Автоновости»
Автор: Максим Маркин
Фото автора и из открытых источников
Источник: Дром
В 2023 году Geely Coolray среди всех китайских моделей по продажам занял третье место. Отчасти ему в этом помог рестайлинг — с октября минувшего года у нас продавался обновленный Coolray, оснащенный принципиально иным двигателем. А взамен машины до модернизации примерно в это же время у российских дилеров Geely появился Belgee X50. Но ситуации подобные трансформации не меняют — Coolray со всеми своими производными оказался очень популярен. С точки зрения надежности этому есть объяснения? Говорить будем о «дореформенном» Кулрее с трехцилиндровым мотором и его «последователе» — Belgee X50.
Техника
Да, пишем Belgee X50 — держим в уме Geely Coolray. Изначально же небольшой кроссовер компании назывался Binyue и у себя на родине пошел в продажу в 2018 году.
С 2019-го уже под именем Coolray его начали выпускать в Белоруссии. В следующем году стали собирать в Малайзии — как Proton X50.
В 2021-м Binyue сделали рестайлинг.
Еще через год появился рестайлинговый Binyue Cool, появившийся у нас как Coolray в октябре 2023-го.
Наконец, обычный Binyue весной 2023 года пережил в Китае очередное обновление и выпускается до сих пор.
Ну а в РФ осенью того же года вместо Geely Coolray пошел в продажу Belgee X50 — в Белоруссии провели ребрендинг. Кстати, и Coolray в РФ поставлялся из РБ. Теперь оттуда идет та же модель под маркой BG, имеющая соответствующие шильдики.
В Китае Binyue предлагался с 1,0-литровой «турботройкой» мощностью 136 л.с. и с трехцилиндровым 1,5-литровым турбомотором отдачей в 177 сил. Чуть позже появилась «четверка» опять же с наддувом, развивающая 141 л.с. Продается Binyue в КНР и как PHEV — со связкой из «полторашки», 80-сильного электромотора и 11,3-киловаттной батареи. У нас для дорестайлингового Coolray и нынешнего X50 доступен только 1,5-литровый агрегат JLH-3G15DT с мощностью, сниженной до налоговыгодных 150 сил. Моторный отсек уже привычно для «китайцев» прикрыт пластиковыми щитками. Хотя у двигателя отдельная легкосъемная крышка.
Сам мотор имеет алюминиевый блок, фазовращатели на обоих валах, непосредственный впрыск топлива и ременный привод ГРМ. Разрабатывалась «тройка» как минимум при участии Volvo (шведская компания, что общеизвестно, принадлежит Geely), и уже есть автомобили с местными пробегами в 150 000 км.
На таких километражах масло по щупу уходит до середины уровня — несмотря на то, что Geely, подобно другим мировым производителям, оговаривает его допустимый расход до литра на 1000 км. Кстати, входит в двигатель по-европейски много масла — целых шесть литров. Дилеры льют официально разрешенную жидкость китайского бренда Lopal с вязкостью 0W-20, классами качества API SP и ACEA C5. Первое ТО (нулевое) производится на 3000 км, потом на 10 000 км, 20 000 км и т. д.
Geely допускает заправляться 92-м бензином. Дилеры рекомендуют использовать АИ-95. Каких-то наблюдений о проблемах с низкотемпературными пусками нет. Ремень ГРМ нужно менять на 100 000 км. Однако есть как минимум один случай, когда привод обновлялся на 120 000 км. Ремень был еще в хорошем состоянии. Единично из-за течей примерно на 20 000 км по гарантии менялась помпа. На машинах выпуска 2020 года очень рано (после 10 000 км) мог оплавиться катализатор, гарантия на который три года либо 60 000 км. С тех пор о подобной проблеме не слышно. Как и о следующей. Речь о поломке шатуна третьего цилиндра и пробитии блока. В общем, о «братском кулаке». Его отчасти связывали с прошивкой, которую делали не дилеры, а сторонние фирмы. Впрочем, якобы были примеры, когда шатун обрывался на моторе с заводским программным обеспечением. К тому же встречались поломки перемычек на поршнях. Проблема была отнюдь не массовой (дело было, видимо, в браке отдельных деталей) и касалась Кулреев выпуска 2020-го и начала 2021 года. Двигатели меняли по гарантии и, очевидно, Geely предприняла какие-то меры — в последние три года подобного ужаса не наблюдается.
В 2018-м, 2021-м и 2023 году автомобиль прошел через три сервисных кампании, касавшихся топливной системы. Из-за вероятности потери герметичности менялась трубка от насоса до фильтра и патрубок вентиляции бака. Кроме того, по причине возможности снижения требуемого давления заменялся и непосредственно топливный насос.
У себя на родине «паркетник» оснащался в том числе механической коробкой и 6-ступенчатым «роботом». У нас без вариантов доступен только 7-ступенчатый «преселектив». Он разработан компанией Getrag и имеет сцепления, работающие в масляной ванне. До какого-то момента трансмиссию заправляли жидкостью Shell Spirax S5 DCT 11. Сейчас заливают масло под брендом Geely (замена через 90 000 км). На автомобилях, выпущенных в 2021–2022 годах, сервисмены наблюдали заводской недолив жидкости в пределах 450–650 мл. К каким-то страшным последствиям это не приводило. Но в паркинге в трансмиссии проходили вибрации, подобные тому, когда подтраивает двигатель.
Без заметного рестайлинга Geely сменила селектор трансмиссии, что никак не сказалось на эксплуатации (внизу на фото слева старого образца, справа — нынешнего).
Coolray/X50 может быть только переднеприводным. А из трансмиссионных проблем назовем лишь пару. Под 100 000 км некоторым машинам требуется адаптация сцепления. И ближе к 80 000 км может начать бренчать двухмассовый маховик. То и другое опять же не носит массовый характер. Причем гарантия на маховик составляет, как и в целом на автомобиль, пять лет или 150 000 км.
Coolray стал первым автомобилем, построенным на модульной платформе BMA (B-segment Modular Architecture). В подвесочном выражении это передний McPherson и скручивающаяся балка сзади. Последнюю, к слову, иногда меняли по гарантии. Владельцы жаловались на щелчки и скрипы, идущие изнутри торсионного элемента. Происходило это на пробегах более 40 000 км и на машинах из глубинки с ее разбитыми покрытиями. Есть предположение, что внутри ломается некий усилитель. Однако каких-то пояснений от автопроизводителя пока нет, лишь замена.
Бывало, что на автомобилях первых лет выпуска во время эксплуатации в морозы текли амортизаторы. Последние пару лет такого больше не встречается. Штучно меняли стойки стабилизатора.
А вот по тормозам к Кулрею претензий много. Потребители жалуются на диски, которые может повести и на 40 000 км, и на 20 000 км. Рассказывают о том, что оригинальные колодки быстро изнашивают заводские диски. Дилеры на это отвечают тем, что у хозяев, исповедующих спокойный стиль езды, колодки запросто живут до 60 000–70 000 км. Диски при этом еще не требуют обработки либо замены. Ну а уведенные детали объясняют тем, что дури в моторе Coolray/X50 немало, и под определенные условия рабочие механизмы все-таки могли бы быть мощнее.
При этом в ДЦ не ставят что-то альтернативное. Владельцы сами экспериментируют, устанавливая в том числе диски, подходящие для Suzuki Grand Vitara.
Встречаются и неисправности электроники, и вопросы по бытовой периферии. Так, до начала 2022 года отказывал моторчик омывателя. На кроссоверах 2020–2021 годов не был нормально закреплен слив конденсата с кондиционера — он мог потечь в ноги переднего пассажира. Дилерам приходилось регулировать дверь багажника, поскольку она туго закрывалась. На внутренней стороне капота полоской стиралась краска.
В регионах, где применяют ядреные дорожные химикаты, может ржаветь задний «дворник», а также отгнивать насадки выхлопных труб.
Кому-то не нравится короткая подушка водительского кресла, что отчасти решается подкладыванием под передние крепления направляющих проставок. У Coolray 2023 года самопроизвольно включался подогрев задних сидений. На Belgee подобного не замечено. Зато на X50 образца того же года блок ГЛОНАСС самостоятельно вызывает помощь, в чем виновата его неправильная калибровка. А на Кулреях 2020–2021 годов меняли кнопку открытия багажника.
Изредка автомобиль обнулял текущую информацию о поездке. Буквально разово приходилось менять вышедший из строя блок климат-контроля. А также модуль управления камерами. Но чаще все-таки отказывает камера заднего вида.
Отказы электроники, согласитесь, не удивляют. Тем более что в современных «китайцах» ее очень много. Другой оправдывающий фактор в том, что большинство из них изжиты три–четыре года назад. Наконец, Coolray/X50 позволяет в случае неких сбоев электроники сбрасывать клемму с аккумулятора и обнулять ошибки, не выпадая в аварийный режим. Что еще приятнее, в Geely, пусть и по-тихому, не делая громких заявлений, устранили проблемы с катализаторами (кстати, не приводившие к задирам в цилиндрах или выходу из строя турбины) и повреждениями шатунов/поршней. Так что «работа над ошибками» работает и в рамках этой компании.
Стоимость техобслуживания в дилерских центрах (руб.)
ТО-0 | 11 343 |
ТО-1 | 15 273 |
ТО-2 | 21 600 |
ТО-3 | 19 045 |
ТО-4 | 36 057 |
ТО-5 | 15 273 |
ТО-6 | 25 324 |
ТО-7 | 15 273 |
ТО-8 | 36 057 |
ТО-9 | 36 667 |
ТО-10 | 59 581 |
Экспресс-тест
Несмотря на современные веяния в стайлинге, Coolray/X50 будто бы застрял в той эпохе, когда дизайнеры не стремились обязательно нарисовать фары-бумеранги и безрамочные фальшрадиаторы. Устарел? Но столь агрессивный «взгляд», ломаная подоконная линия и узкие фонари, в отличие от всех био- и технотечений, не быстро выходят из моды. Вдобавок у Coolray, назови его хоть Протоном, хоть Белджи, 100% узнаваемость и принадлежность к марке.
Интерьерщики также не стремились напичкать салон современными идеями. Скажем, комбинация приборов здесь еще под традиционным козырьком. Сохранен отчасти и привычный блок «климата», все же имеющий ряд принципиальных физических органов управления.
Хотя все манипуляции с климатической установкой можно увидеть лишь на дисплее мультимедиа.
Как самый недорогой в модельном ряду, Coolray/X50 неожиданно не пугает дешевыми интерьерными решениями. Тут чувствуется и стиль, и отсутствие экономии на материалах. Пластиковый «шпон» в мелкую риску на центральном тоннеле в районе рычага коробки не выглядит бюджетно. Красное покрытие поверх передней панели и «приборки» на ощупь мягкое и выглядит прорезиненным, а не просто обтянутым экокожей.
Подушки передних сидений действительно оказались коротковаты. Однако за непродолжительную поездку дискомфорта автор не почувствовал.
Единственный раздражающий эргономический прокол — расположение блока стеклоподъемников на водительской двери. При комфортном размещении за рулем в ладонь попадает дверная ручка. Для того же, чтобы воспользоваться клавишами, руку приходится неестественно изгибать.
Сзади как минимум не тесно. А подогрев сидений в этом сегменте можно считать уникальной опцией.
Разве что багажник по традиции китайского автопрома положен на алтарь комфорта задних пассажиров. Его объем под шторку — 330 л. Со сложенными спинками дивана, которые не ложатся в горизонталь, выходит 718 л. Это не самый худший показатель. Например, у Haval Jolion, что несколько крупнее, он на считаные литры больше. Но, с другой стороны, одноклассовая Creta по грузовым возможностям предпочтительнее — 402 и 1396 л.
Мощность этой «турботройки» точно снизили программно? Или только на бумаге? Особенно с учетом сравнительно немалой (порядка 1400 кг) «снаряженки» едет X50 весьма резво. Субъективно кажется, что никак не на 150 заявленных для нашей страны сил. Причем интенсивный разгон начинается с холостого хода — ведь максимум момента (255 Нм после дефорсировки) развивается в диапазоне с 1500 по 4000 об/мин. Впрочем, двигатель охотно крутится и дальше. Укротить его норов можно с помощью режима Eco. В «Спорте» реакции еще дополнительно обостряются (при этом меняется оформление комбинации приборов). Однако в любом случае отклик на нажатие акселератора предсказуем настолько, словно педаль и заслонка связаны тросом.
Понятно и без ударов работает «преселектив», который в ручном режиме держит передачу почти под красную зону. К нему вообще единственная претензия — необходимость разблокировать режим parking вот этой кнопочкой на селекторе.
Управляется Coolray/X50 так же азартно. Руль от упора делает примерно два с половиной оборота, в виражах налит приятной тяжестью. Но по прямой на скорости кроссовер идет без подруливаний. И в этих же условиях по-взрослому — без пробоев и раскачек — отрабатывает асфальтовую волну. Мягко перешагивает через «лежачих полицейских». Тем не менее естественные неровности воспринимает довольно жестко. Вряд ли этот кроссовер Geely можно воспринимать как автомобиль для туристических выездов. По крайней мере, среди машин чуть крупнее есть модели с энергоемкими подвесками. Что же до маленького Belgee, то он прекрасно подходит на роль городского автомобиля. Впрочем, отлично ему удаются и скоростные «прострелы» по загородным трассам с хорошим покрытием.
Комплектации и цены
На момент подготовки материала скидки на X50 составляли 135 000 рублей при покупке в кредит, 135 000 по программе trade in и 185 000 — по программам «Лояльный trade in/специальный trade in». Минимальная стоимость кроссовера без них в комплектации Active — 2 290 990 рублей. Такая машина имеет 17-дюймовые алюминиевые диски; «туманки», подсвечивающие в поворотах; «мультируль»; две подушки; системы курсовой устойчивости, помощи при трогании в горку и движении под уклон.
Кроме того, регулировку руля, в том числе по вылету; обогрев форсунок омывателя, лобового стекла в зоне «дворников» и зеркал; камеру заднего вида; задние датчики парковки; круиз-контроль и подогрев передних сидений (теперь, увы, без регулировки степени интенсивности).
Иными словами, X50 уже в «базе» хорошо упакован. Комплектация Style (без скидок 2 400 990 рублей) — это 18-дюймовые диски, обивка из экокожи, боковые подушки, подогрев задних сидений и руля, датчик света, бесключевой доступ и панорамная крыша.
Кроссовер в оснащении Prestige дороже еще на 100 000 рублей. А богаче на диодные фары, комбинированную обивку, сиденья с развитой боковой поддержкой, шторки безопасности, систему мониторинга «слепых» зон, автопарковки и кругового обзора, атмосферную подсветку салона и зоны возле дверей, видеорегистратор, электроприводы водительского сиденья и передние датчики парковки.
Стоит добавить, что Coolray после обновления, продающийся под брендом Geely, заметно дороже. В четырех комплектациях без скидок (в пределах 100 000–300 000 рублей) стоит от 2 609 990 до 2 949 990 рублей.
Технические характеристики Geely Coolray, он же Belgee X50
Типичные цены на подержанные Coolray/X50 и конкурентов, руб.
Автомобиль/год выпуска | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
Coolray/X50 | 1 700 000–2 150 000 | 1 600 000–2 150 000 | 1 700 000–2 350 000 | 1 850 000–2 800 000 | 1 850 000–2 700 000 |
Nissan Qashqai | 1 450 000–2 500 000 | 1 500 000–2 900 000 | 1 900 000–3 500 000 | 2 350 000–3 500 000 | – |
Hyundai Creta | 1 300 000–2 300 000 | 1 600 000–2 650 000 | 1 650 000–3 200 000 | 2 000 000–3 100 000 | от 2 460 000 |
Renault Kaptur | 1 100 000–2 350 000 | 1 350 000–2 300 000 | 1 450 000–2 450 000 | 1 750 000–2 350 000 | – |
Безопасность
Geely Coolray или, точнее, Proton X50 испытывали в Малайзии по методике ASEAN NCAP, в целом повторяющей Euro NCAP. Его тестировали фронтальным столкновением с перекрытием в 40% и ударом в борт.
Оказалось, что кроссовер хорошо защищает водителя, переднего пассажира и детей. Разве что велики были нагрузки на грудную клетку водителя. Но это не помешало X50 набрать итоговые пять звезд.
Geely Binyue также испытывали по китайской программе C-NCAP — в данном случае ударом лоб в лоб с Honda HR-V. Все системы безопасности автомобилей сработали штатно. Однако крыша, передние стойки, двери и панели пола Geely деформировались меньше, чем у Хонды.
Рекомендованные отзывы владельцев
Geely Coolray (2020 год, РКП), отзыв 1
Geely Coolray (2020 год, РКП), отзыв 2
Geely Coolray (2020 год, РКП), отзыв 3
Geely Coolray (2020 год, РКП), отзыв 4
Geely Coolray (2020 год, РКП), отзыв 5