Чаще мигайте фарами. Как ездить по Британии и не получить штраф - «Автоновости»
Чаще мигайте фарами. Как ездить по Британии и не получить штраф
Многие уверены, что британские ПДД такие же, как везде, за исключением езды по левой стороне дороги. Взгляд вообще вполне логичный — такие вещи действительно стараются стандартизовать, но на самом деле все не так просто. Кроме езды по левой стороне, в Британии есть и другие особенности правил, разметки и вождения. Не все они очевидны, и я ни разу не встречала туриста, который по первости хоть раз не нарушил бы правила — не из дурного умысла, а именно по незнанию. Надеюсь, эта статья поможет избежать таких проблем (и связанных с ними затрат тоже).
СПРАВКА: Driver and Vehicle Licensing Agency, или сокращенно DVLA — Агентство по лицензированию водителей и транспортных средств.
Базовое отличие — регистрационного порядка: в Британии за машину (за техосмотр, налоги, штрафы и прочее) отвечает тот, на кого она зарегистрирована в DVLA. Кто при этом ее купил и является формальным владельцем — не имеет для дорожной полиции значения.
Перейдем к отличиям в правилах. Начать вождение автомобиля в ЮК нужно с покупки книжечки местных ПДД и их внимательного чтения. Это, в моем представлении, само собой разумеется. Я только постараюсь рассказать, на что нужно особо обратить внимание.
Общеизвестно, что в Великобритании левостороннее движение. Соответственно, движение по другой стороне дороги, другие правила использования полос, другие перестроения на развязках с круговым движением, для поворотов и так далее, и в правилах дорожного движения это, конечно, отражено. Но это, так сказать, очевидные вещи. Неочевидно то, что я ни разу не встречала водителя, который за первый месяц езды в эмиграции хоть раз не выехал бы случайно на встречку. Не подумайте плохо, не из хулиганских побуждений или от небрежения — такое происходит просто в силу автоматизма. Причем опытные водители делают это чаще неопытных, оно и понятно — у них автоматизма в вождении больше.
Фото: Getty Images
Друзья, узнав об этом, смеются: "Да как так можно, неужели вы совсем бестолковые, мы вон по Кипру в отпуске ездили, там тоже левостороннее движение — и все в порядке..." Ну-да, ну-да, по Кипру они ездили. Но, к сожалению, ездить три дня в отпуске от отеля до моря и каждый день по делам после работы — это совсем разные вещи. Проще всего, по моему опыту, бороться с этим семейным подходом: постараться первые пару недель не ездить одному, а садиться вдвоем и вдвоем же следить, на правильную ли сторону дороги выезжает водитель.
Вторая важная особенность — отсутствие приоритета на равнозначном перекрестке, называемого "помеха справа". В других ПДД есть правило, согласно которому на равнозначном нерегулируемом перекрестке преимущество у того, кто справа. В Англии, Шотландии и Уэльсе такого правила нет. Когда я начала переучиваться на английские права, то удивилась по этому поводу и спросила инструктора, как же быть. Он ответил: посмотри, водитель в той машине тебе машет, значит уступает — проезжай. Тут мне стало странно, и я полезла проверять еще раз, как оно там дословно в правилах.
Оказалось — нет, все правильно, на самом деле никак: приоритет для таких равнозначных перекрестков правилами не установлен, и если знака "Уступите дорогу" или светофора нет — вопрос стоит как "кто вежливей, тот и уступит". Лично мне это было дико и, пожалуй, жестко установленное правило в этом случае кажется мне безопасней, удобней и разумней, но тут уж ничего не поделаешь. Такие перекрестки попадаются, и если есть светофор — то все просто, а если нет — так и приходится с водителем соседней машины в гляделки играть. Примечательно, что на развязках с круговым движением правило приоритета есть, и тут важно их не перепутать: не забывайте, кольцевая развязка и обычный равнозначный перекресток — это разные вещи, и правила проезда по ним разные. Также стоит учесть, что в Ирландии свои дорожные правила, и там приоритет для равнозначных перекрестков вроде бы оговорен.
Ремнем безопасности в Британии должны быть пристегнуты все пассажиры — впереди и сзади, а возить ребенка в машине запрещено без специального кресла, пока ему не исполнится 12 лет или он не достигнет роста в 135 см.
Звуковой сигнал в Британии разрешено использовать только в случае серьезной опасности. Здороваться гудком, как итальянцы, или выражать таким образом недовольство, как принято в России здесь нельзя. Если вам кажется, что водитель соседней машины вас не видит (хотя должен был бы, идиот такой-сякой, кто ему права дал) — сигнализируйте сначала фарами, британцы обычно так делают.
В Британии для вождения необходимо иметь обязательную автостраховку и водительские права, как везде. Также машина должна пройти техосмотр (MOT) и быть зарегистрирована в DVLA. Но, в отличие от многих других стран, документы не обязательно возить с собой. Если по какой-то причине они понадобились, вы можете предоставить их в дорожную полицию в течение 7 календарных дней после требования. Это правило действует во всех случаях, бумаги можно привезти потом в местный полицейский офис.
Фото: Getty Images
Дороги как таковые тоже имеют свои особенности. Самая примечательная — изобилие развязок с круговым движением. Ими стараются заменить обычные перекрестки везде, где только возможно, и считается, что такого их количества нигде больше в мире нет. С одной стороны, кольцевая развязка с четкими правилами проезда более предсказуема, чем равнозначный перекресток с этим их "бесправовым" джентльменством "кто вежливо уступит" — мало ли, вдруг за рулем соседней машины вовсе не джентльмен, верно? С другой — кольцевые развязки часто идут подряд одна за другой, требуют куда больше времени и поэтому надоедают страшно. До сих пор вспоминаю одно волшебное место в соседнем городишке — там шесть раундэбаутов в круг. Этакая "ромашечка", пока выедешь сквозь нее куда надо — все дорожные службы нехорошим словом помянешь.
Еще одна необычная вещь — отсутствие обочин. Обычно вообще их нет, даже маленьких и даже на мелких дорогах. Что делать, земля тут дорогая. Отсюда же родом ширина дорог: они уже, чем в России, особенно в жилых районах, и из-за этого в населенных пунктах очень много проездов с односторонним движением.
В Британии есть ограничения на парковку на тротуарах (даже двумя колесами), и, что важнее, правила тут пока не для всей страны едины: местный совет каждого района решает, разрешить или запретить парковку на тротуарах — на всей своей территории или ее части. Сейчас в Лондоне она запрещена везде, например, а в городах поменьше — обычно там, где особенно много пешеходов (в центре города, например), где узковаты тротуары, у школ и больниц и т.д. Так что перед тем, как заехать на тротуар — внимательно смотрите, нет ли знака, который запрещает это делать. Прямо сейчас идет обсуждение поправки к ПДД, которая запретит парковку на тротуарах по всей стране, не исключено, что к вашему приезду ее уже и примут.
Большая часть дорожной разметки стандартная, но и некоторые отличия есть. Так, во многих странах желтая дорожная разметка — сигнал о том, что она временная, и к ней всегда прилагается знак с информацией, почему она введена. В Британии есть постоянная разметка желтым цветом. Большая ее часть ограничивает остановку в выделенной желтым зоне. Отдельно стоит обратить внимание на зоны Вox junctions, которые нельзя блокировать и куда, собственно, вообще нельзя въезжать, если выезд не свободен. Они окрашены в яркую желтую клетку и обычно хорошо видны, поэтому лично меня всегда больше напрягали обычные дорожные зоны Кeep clear — занимать их тоже нельзя, а видны они куда хуже.
Также существуют выделенные полосы, по которым могут ездить только определенные виды транспорта. Самый распространенный — Bus lane, выделенная полоса для автобусов. Любопытно, что, в отличие от многих других стран, они закрыты для автолюбителей не круглосуточно, а в определенное время — оно указано на синей табличке в начале полосы, а также, что такси и велосипедисты имеют право ими пользоваться.
Еще существуют различные типы пешеходных переходов. Некоторые из них регулируются сигналами светофора, некоторые — нет. Относительно последних стоит запомнить простую вещь: на переходе, снабженном круглыми желтыми фонарями-мигалками, пешеходов пропускают всегда.
Кстати, об обозначениях. В других странах указатели направления ставят перед нужным поворотом, в Британии он вполне может быть после. Когда мы впервые выехали на только что купленной машине, то увидели указатель на нужный нам Оксфорд, стоящий сразу за поворотом, и засомневались. С одной стороны, мы привыкли понимать это как «Поворот на Оксфорд — дальше». С другой, уж очень близко к перекрестку он установлен. С третьей — близко, но не прямо на перекрестке же. Пока думали — проехали и, как оказалось, зря: это таки был нужный съезд. Сейчас с GPS проще, конечно, тогда его у нас еще не было, но ездить без гаджетов тоже стоит уметь.
В целом Британия — страна, где строго подходят к нарушениям ПДД. Видеокамеры установлены на развязках и перекрестках не только в крупных городах и на больших шоссе вокруг столиц, как в России, а практически по всей стране, нарушишь что-нибудь — придет по почте штраф. Штрафы высокие, и не заплатить их нельзя, поэтому тут обычно ездят аккуратно все, в том числе самые разные эмигранты. Именно это делает Великобританию второй в Европе страной по уровню безопасности дорожного движения, и это, на мой взгляд, большое ее достоинство.
Также стоит учесть, что перечисленные правила верны для Англии, Шотландии и Уэльса. В Ирландии свои правила, которые могут с перечисленными не совпадать.
Елена Чернова