Тест-драйв Skoda Rapid. Солдат удачи - «Автоновости»
Встать на пути уже целой армии «народных», но вместительных седанов, причем со своими сильными лидерами, — надо быть смелым малым. Хотя уместнее сказать — расчетливым и подготовленным, и не таким уж малым. Лифтбек Skoda Rapid к российской миссии муштровался основательно — в Европе он с 2012 года, а к нам пожаловал только сейчас. Еще задолго до «заброски» интригой оставались цены и оснащение, особенно по силовой части — главные доблести в борьбе за рынок. И вот завеса секретности снята, остается проверить парня в деле.
В строю...
Сосредоточенный, подтянутый, возможно и скучный, ни один «мускул» на лице и в теле не дрогнет, но с педантичной выправкой образ — Rapid, как исправный боец на строевом смотре. И он, ни дать ни взять, уменьшенная проекция Octavia, причем «неспециалист» сразу и не поймет, «ху из ху». И то верно, ведь Rapid первый примерил на себя новую дизайн-форму Skoda, в которой блистал его концепт Mission L осенью 2011 года во Франкфурте. Миссия оказалась выполнимой.
В истории Skoda название Rapid отнюдь не новое: под таким именем выпускались модели еще в 30-40-х годах, затем в 80-х:
Через 20 лет имя опять вернулось. Сначала (в 2011-м) на рынок Индии с таким названием вывели «перелицованный» седан VW Polo, но в этом же году во Франкфурте был показан концепт «народного» автомобиля Skoda Mission L, который и стал прообразом Rapid для европейского рынка.
Мировая премьера серийной модели состоялась в Париже осенью 2012-го, с этого же года автомобиль в продаже на европейском рынке, с широкой линейкой двигателей: дизели 1,6 литра (90 и 105 л.с.) и бензиновые — 1,2 MPI (75 л.с.), 1,2 TSI (86 и 105 л.с.) и 1,4 TSI (122 л.с.). Для нас из этой линейки предложили два бензиновых и добавили «классику» 1,6 MPI. Появление машины сначала планировалось в 2013-м, но получилось только сейчас, с организацией сборки на заводе концерна в Калуге
Базовые шины Kama-Euro, барабанные тормоза сзади, жесткий гулкий пластик в салоне — попытки найти в Rapid разительные отличия от Octavia заставляют копаться глубже, чем просто сопоставлять размеры и внешние детали. Невольно продолжая сравнивать с Octavia, находим у Rapid больший топливный бак — 55 литров, но меньший клиренс — 143 мм, хотя в целом «посадка» не кажется низкой. Больше у Rapid настораживает то, что, в отличие от заднего бампера, передний выступает далеко и не защищен пластиком снизу по кромке, что явно дискредитирует «бордюрный клиренс». Да и брызговиков штатно почему-то нет.
Новый фирменный стиль дизайна Skoda нам уже знаком по новой Octavia. Однако в Европе первым был именно Rapid
Обстановка же внутри, если не брать во внимание разную фактуру материалов, почти один в один — строгая, прямолинейная: садишься, словно облачаешься в отутюженный, идеально подогнанный френч. Однотонный темный цвет тоже уместен — воспринимается лучше, чем контрастные варианты «темный верх/светлый низ». В плане эргономики единственная помарка — неудобная рукоятка регулировки зеркал, и это уже «привет» от Fabia.
Кузов лифтбек в профиль выглядит как классический седан, совмещая солидность оного с практичностью хэтчбека, а отчасти даже универсала
Да, хватит маскироваться под старших — лифтбек Rapid создавался как «продолжение» Fabia и иже с ней Polo на существующей, но уже «предыдущей» платформе PQ25. Размеры побольше, чем у Polo Sedan (длина, ширина, база), но так и миссия серьезней — «ренессанс» ушедшего еще в 2010-м лифтбека Octavia Tour. То есть некий преемник той финишной, «бюджетной» стадии по-своему легендарной Octavia первого поколения — начиная с 1996 года, эта модель «подняла» марку Skoda и продержалась в целом 15 лет! Сама Octavia ушла дальше и выше, а оголившиеся позиции как раз и призван занять Rapid.
С такого ракурса Rapid можно принять даже за «старшую» модель Octavia предыдущего поколения
Так что, если и сравнивать, то справедливее с Polo Sedan. В любом случае игривых эмоций плоды VAG не предполагают, а вот прагматическая сторона, да, требует подробностей. Внутри Rapid воспринимается свободнее — какой-то лишний сантиметр по ширине в данном классе имеет значение. Диапазон регулировок кресла приличный, сидеть удобно, и обзор в целом сносный: зеркала в точности, как на Polo, небольшие и скошенные, но все же «зрячие». А вот заднее окно высоко «поднято», и это вызывает некоторый дискомфорт на парковке.
По структуре передней части салона отличия с той же Octavia на уровне мелких деталей, пластик дешевле (весь жесткий), хотя с виду это почти и не заметно
Для задних пассажиров места вдоволь — увеличенная база (на 50 мм) дает свое преимущество. Даже высокий человек (рост 185 см) сам за собой садится без стеснения в коленях, а люди среднего роста и вовсе располагаются далеко от спинок передних кресел.
Задний диван без выраженного профиля, но это не лишает пассажиров удобства посадки, во всяком случае, вдвоем. А вот подлокотник здесь предусмотрен только за доплату, и лишь для средней и верхней версий (базовая вообще лишена всяких подлокотников, даже опционально)
Ну и багажник, что тут сказать, фирменное блюдо — просторно и уютно, хоть сам туда ложись. И спинки заднего дивана складываются буквально на раз — нажал клавишу и просто уронил на подушку. Правда, трансформация багажного отсека получается с приличной ступенькой и наклоном, что ограничивает некоторые его функции (перевозка габаритных грузов или спальня). Казалось бы, под низким полом должна быть докатка, так нет ведь, утоплена полноценная запаска, да еще с глубоким контейнером.
Несомненное достоинство лифтбека Rapid — большой удобный багажник, отчасти реализующий возможности универсала. Несмотря на низкий пол, под ним полноразмерная запаска с набором инструмента и еще большой глубокий лоток
Некоторые геометрические параметры багажника
Длина пола до спинок
134 см
Ширина между арками
100 см
Ширина дверного створа
min 89 см, max 108 см
Погрузочная высота
68 см
Расстояние от пола до полки
max 58 см
Вместе с тем трансформация заднего дивана без хитростей: спинки кладутся на подушки со ступенькой и наклоном, так что сделать удобную «спальню» просто так не получится. Зато под полом рядом с запаской предусмотрен отсек для автопринадлежностей и сопутствующей мелочи
В общем, багажная «крышка» Rapid, как та волшебная дверь в «Золотом ключике», должна зажечь глаза любого хозяйственного романтика. А зажжет ли автомобиль в движении?
И в бою...
Отличительная черта Rapid в строю одноклассников — наличие «горячей» версии с турбомотором в паре с быстрым DSG. Но проверить эту продвинутую и самую дорогую модификацию пока не удалось. Впрочем, как и застенчивого «ботаника» с 3-цилиндровым 1,2-литровым моторчиком, доставшимся прямиком с базовой Fabia. Зато открылся потенциально самый востребованный «контрактник» — с двигателем 1,6 MPI, да к тому же в паре с 6-ступенчатой классической АКП. Ну как тут вновь не провести аналогии с Polo Sedan?
В рамках подготовки для рынка России Rapid оснастили более мощным аккумулятором и генератором, ну а самым «ходовым» двигателем предполагается 1,6 MPI — атмосферный, умеренно форсированный, с распределенным впрыском и цепным приводом ГРМ
Да хотя бы по рулю: в Rapid он ложится в руки солидным пухлым бубликом — вцепился в него и предвкушаешь... Кажется, что такой одарит острыми реакциями и приятной спортивной тяжестью. Приятно, но не более. Так, чтобы понравилось всем: усилия небольшие, и даже на высокой скорости нет чрезмерного «магнетизма» в нуле, реактивное действие имеется, но тоже не слишком прыткое. В общем, правильные настройки руля, благо, реакции быстры, точны, понятны. Главное, что с шасси все согласовано: четкий курс на прямой, включая гравийную дорогу, и отрепетированное поведение в поворотах, даже несмотря на какие-то крены.
Классический 6-ступенчатый «автомат» Рапида снижает динамику 1,6-литровой машины. Но к работе агрегата, а равно и его надежности, претензий нет
Невольно задаешься вопросом — это шины Кама подчеркивают характеристики подвески, или шасси так универсально настроено? На асфальте отечественные покрышки вполне уверенно держат прямую и неплохо упираются в дуге. И на провокации особо не «ведутся»: снос плавный, без срывов и не прогрессирует, автомобиль мягко переходит в легкий занос и скользит «на обе оси», показывая нейтральное настроение. Все внятно, хорошо контролируется рулем и газом в достаточно узком коридоре, без «пьяных» амплитуд. И тормоза эффективны, информативны — легко дозировать до «граммов» замедления. И все же с учетом двигателя и АКП, драйверским Rapid не назовешь.
Подвеска Skoda Rapid представляет собой давно отработанную схему, простую, но в данном случае хорошо настроенную: спереди McPherson, сзади скручивающаяся балка. Как заявляется, для российского рынка были применены более энергоемкие пружины и амортизаторы
В отличие от тормозов, педаль газа не такая чуткая — приходится «продавливать» и чтобы тронуться, и чтобы ускориться. Может, такая особенность конкретного экземпляра, но как-то «не по-немецки» настроено, слишком вязко. Да и сам двигатель— не «тот компот». Он привычно по другим моделям «рявкает» и зло рычит под нагрузкой, причем здесь эти звуки воспринимаются как будто глуше. Старательно так справляется с обычным трафиком, но для напряженных условий особо-то не едет.
Такое расположение пружин не мешает «развернуться» в багажнике, но опорные чашки узнаваемо «выпирают» вниз
Сам автомат переключается бодро и не сказать, что на первых ступенях плавно, но явно скучает по моментному «турбо»: атмосферник не «вытягивает», когда на скорости коробка переходит вверх. Чтобы поддерживать более-менее активный драйв, особенно на горном участке, надо сильнее жать педаль газа и закидывать стрелку далеко за 3500 оборотов.
Снизу штатно предусмотрен пластиковый щиток, который только наполовину прикрывает моторный отсек
Оправданы здесь и режим Sport, и ручной — помогают лучше реализовать скромные способности мотора. Но на горных перевалах все равно не достает мощности и на уверенные обгоны рассчитывать не следует, особенно если такой замечательный багажник загрузить под завязку. На хорошей трассе с ощущением надежности можно ехать и 140, и выше, но чтобы хоть с каким-то запасом для рывка, лучше не превышать 120. Кстати, еще и не всякая трасса позволит пренебрегать скоростью.
В отличие от переднего, задний бампер снизу защищен пластиковой накладкой, также здесь стационарная буксировочная проушина. А вот брызговиков штатно нигде не предусмотрено. Свисающий трос ручника мы тоже «где-то» видели
Первые же метры недружелюбного весеннего асфальта прошлись неприятной дрожью: швы и стыки Rapid щелкает звучно, вздрагивает на выбоинах, гудит и на малой, и на средней скорости. Российские шины? Да, вероятно, хотя все сваливать на них тоже не стоит. И все же типичный российский беспорядок подвеска проглатывает, как хлеб с маслом, не поперхнувшись, во всяком случае, на городских скоростях. Энергоемкость нормальная. Да и слишком шумной подвеску не назовешь — даже на гравийке средней паршивости подозрительно пугающих стуков нет, все ограничивается нестрашными хлопками и общим повышенным гулом.
Автомобиль хорошо рулится, сохраняя даже в предельных ситуациях больше нейтральное и четко корректируемое поведение
Только это не повод расслабляться на разбитых участках: чуть «переборщишь» со скоростью на проселке, можно нырнуть и снести красивую нижнюю часть переднего бампера. А на корявой трассе легко получить удар: порожнюю машину все же покачивает и подкидывает, а на груженой не исключен «пробой» подвески. Вообще, платформа узнается, хотя, показалось, Rapid ездит со своим достоинством — чуть тише и мягче, и при этом не в ущерб управляемости.
Если бы шины были потише, помягче и «полегче», можно было бы сказать, что Rapid по ровному шоссе буквально летит
В целом новинка хоть и адаптирована к российским условиям, но все же лучше всего себя чувствует на относительно приличных покрытиях. Штатную «Каму» можно воспринимать как походные «берцы» не худшего качества, хотя бы по сцепным свойствам. Для утонченных же натур есть широкие возможности экспериментировать с обувкой, но только уже за свой счет.
Шасси Rapid позволяет уверенно ездить и по гравийкам, энергоемкость приемлема, уровень шума невысок, однако надо глядеть в оба — ямы могут вызвать пробой подвески и «раскачку» до контакта переднего бампера
Исполнителен, практичен, не заносчив и не груб — Rapid выучен стоять на страже простых человеческих, в том числе семейных, ценностей. Что и требуется от солдата авторынка в хорошем смысле. Рано говорить о победах, но очень похоже, что пришел не отсиживаться в сторонке, а взять инициативу в свои руки.
Подготовка, знаете ли, расчет.
Комплектации и цены
Для российского рынка Skoda Rapid предлагается в трех основных версиях оснащения с возможностью опционального оборудования. Двигателей три бензиновых: 1,2 MPI только с МКП, 1,6 MPI с МКП и 6-АКП, а также 1,4 TSI только с 7-DSG.
В базовый уровень Active входит всего лишь одна подушка, ABS, электропривод передних стекол и обогрев форсунок. Цены от 479 000 рублей. Зато для этого уровня предлагается и двигатель 1,6 — от 529 000 рублей, в том числе с АКП — от 579 000 рублей.
Второй уровень Ambition включает две подушки, кондиционер, борткомпьютер, трехспицевый руль, обогрев зеркал и сидений, CD/MP3. Цены от 549 000 рублей с 1,2 и от 599 000 рублей с 1,6. С этого же уровня доступен двигатель 1,4 TSI (и только с ним штатно система курсовой устойчивости ESC) — от 684 000 рублей.
Третий уровень Elegance имеет четыре подушки, кожаный руль, передний подлокотник, CD/MP3, климат-контроль, круиз-контроль, передние «туманки», литые диски с шинами 195/55 R15, хром-пакет. С этим уровнем доступны двигатель 1,6 — от 639 000 рублей, и 1,4 — от 724 000 рублей.
Каждый уровень предполагает различные возможности дооснащения, поэтому в топе автомобиль может стоить без малого 800 000 рублей.
Некоторые доступные (в зависимости от версии) для Skoda Rapid опции:
Опция
Стоимость, руб.
Окраска «металликом»*
12 000
Кондиционер
27 900
Климат-контроль
13 000
Система курсовой устойчивости ESC
7 000
Аудиосистема Swing 2DIN, CD, MP3
10 000
Навигация Amundsen+ 2DIN, CD, MP3
25 000
Подготовка под телефон GSM II с Bluetooth
10 000
Передние противотуманные фары
7 400
Многофункциональный дисплей Maxi Dot
4 000
Противоугонная сигнализация
6 100
Круиз-контроль
7 000
Задний стеклоочиститель
2 000
Защита двигателя снизу*
5 000
Омыватель фар*
5 000
Сетка в багажное отделение*
1 800
* опция для всех версий
Кроме того, для разных версий те или иные опции предусмотрены пакетами, в том числе и по безопасности.
«Занавески» безопасности в российском варианте Rapid предусмотрены лишь в качестве опции, поскольку даже в максимальной комплектации Elegance идут только фронтальные и передние боковые подушки. А в базе и вовсе предусмотрена лишь одна подушка — для водителя
Безопасность
Еще в 2012 году Skoda Rapid подвергся краш-тесту по методике независимой ассоциации Euro NCAP, в результате чего заработал высшую оценку — пять звезд. В частности, при фронтальном ударе автомобиль хорошо защитил водителя и пассажира, уберег от травм детей, не вызвал серьезных замечаний и уровень безопасности при боковых столкновениях, включая имитацию удара о столб. Но надо иметь в виду, что данные испытания проводились в полной экипировке автомобиля по подушкам безопасности — фронтальные, боковые и «шторки».
Тогда как для рынка РФ базовая комплектация Active предлагает только одну подушку — фронтальную для водителя. Второй уровень Ambition включает две подушки, третий Elegance — фронтальные и боковые. Однако предусмотрены пакеты безопасности, в том числе для базовой версии Active такой пакет включает фронтальные и боковые подушки — стоимость 17 000 рублей.
Результаты краш-теста Skoda Rapid по методике Euro NCAP
Конкуренты
Skoda Rapid вторгается в плотные ряды «идеологических» конкурентов, но если принимать во внимание размеры, то близких соперников не так много, а в кузове лифтбек и вовсе никто больше себя не предлагает. Ну и выбор по двигателям и коробкам искать нет смысла — подобного набора просто нет.
VW Polo Sedan
Казалось бы, в первую очередь должен подвинуться конкурент по концерну — габариты и багажные возможности поменьше, выбор двигателей и коробок не такой. Однако именно с аналогичным двигателем 1,6 в 105 сил Polo Sedan предлагается адекватно дешевле — от 474 000 рублей, хотя с той же 6-АКП уже подороже — от 607 000 рублей. При этом базовая комплектация богаче, ну и клиренс заявлен повыше. И еще «политический» момент — фиксированные цены заканчиваются на 688 000 рублей, примерно с этой планки начинаются самые дорогие версии Rapid, с турбомотором.
Chevrolet Cobalt
Очень близкий в размерах седан, по ширине и высоте даже чуть больше, также обладает и внушительным багажником (545 литров). Стоимость модели от 483 000 рублей, но двигатель только один — 1,5 литра в 105 сил, версий предусмотрено всего три, причем базовая совсем «пустая» (например, подушка только одна и нет ABS). Зато также есть варианты с 6-ступенчатой АКП, которые предлагаются от 542 000 рублей — это самая доступная возможность такой пары в классе.
Nissan Almera
Седан по размерам больше (длина 4656 мм), версий оснащения много, базовая комплектация включает две подушки, ABS, борткомпьютер, а цены сравнительно умеренные — 459 000–586 000 рублей. Но двигатель только один, 1,6 литра в 102 силы, а АКП хоть и предлагается не слишком дорого — от 532 000 рублей, но это 4-ступенчатая и не слишком надежная коробка.
Citroen C-Elysee
Близкий к Rapid не только в размерах, но и по базовому оснащению: 3-цилиндровый двигатель 1,2 литра в 72 силы, очень скромное оснащение (одна подушка, ABS, борткомпьютер), стартовая цена тоже схожая — от 472 000 рублей. Однако базовый двигатель доступен и с 5-ступенчатым роботом, по ценам от 517 000 рублей. Второй двигатель — 1,6 в 115 сил, предлагается уже от 571 000 рублей, а в паре с 4-АКП от 636 000 рублей.
Peugeot 301
Соплатформенный C-Elysee седан имеет те же геометрические размеры, и такие же двигатели с коробками. Однако есть свои особенности: базовое оснащение лучше (2 подушки, ABS, кондиционер, расширенный электропакет), а стартовая цена чуть ниже — от 462 000 рублей, но при этом с «автоматами» цены выше: с роботом от 577 000 рублей, а с 4-АКП от 702 000 рублей. Кроме того, предусмотрен дизель 1,6 в 92 силы, который идет только с МКП по ценам от 672 000 рублей.
Kia Rio
Седан предлагается с двигателем 1,4 и 1,6 литра (107 и 123 л.с.) по фиксированным ценам от 500 000 до 680 000 рублей, предусмотрено четыре уровня оснащения, а в базовое сразу входят две подушки, ABS, кондиционер, борткомпьютер, окраска «металликом». Версии с 4-АКП предлагаются с обоими двигателями: с 1,4 от 540 000 рублей, с 1,6 от 600 000 рублей.
Hyundai Solaris
Соплатформенный с Rio седан немного проще в базовом оснащении (нет кондиционера, бамперы и зеркала не окрашены в цвет кузова), и стартовая цена ниже — от 468 000 рублей. Технических отличий нет, но цены с 4-АКП тоже другие — с двигателем 1,4 от 503 000 рублей, с 1,6 от 548 000 рублей.
Chevrolet Aveo
Седан немного короче Rapid, хотя по ширине и высоте даже чуть больше, с багажником в 502 литра. Двигатель 1,6 — единственный, но мощнее, 115 л.с., причем тоже доступен с 6-АКП. В преимуществах также не в пример богатое базовое оснащение (четыре подушки, ABS, кондиционер, борткомпьютер, CD, USB, Bluetooth, сигнализация), но и цены не самые низкие в сегменте — от 549 000 рублей с МКП и от 585 000 рублей с АКП.
Технические характеристики Skoda Rapid (данные производителя)
1.2 MPI
1.6 MPI
1.4 TSI
Кузов
Тип
Лифтбек
Количество мест/дверей
5/5
Двигатель
Тип
Бензиновый, с распределенным впрыском
Бензиновый, с распределенным впрыском
Бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом
Расположение двигателя
Спереди поперечно
Спереди поперечно
Спереди поперечно
Кол-во и расположение цилиндров
3, в ряд
4, в ряд
4, в ряд
Рабочий объём, куб. см
1198
1598
1390
Мощность, л. с. при об/мин
75/5400
105/5600
122/5000
Крутящий момент, Нм при об/мин
112/3750
153/3800
200/1500–4000
Трансмиссия
Привод
Передний
Передний
Передний
Коробка передач
5-МКП
5-МКП (6-АКПП)
7-DSG
Тормоза
Передние
Дисковые вентилируемые
Задние
Барабанные
Дисковые
Подвеска
Передняя
Независимая, пружинная
Задняя
Полузависимая, пружинная (торсионная балка)
Размеры, объем, вес
Длина/ширина/высота, мм
4483х1706х1461
Колёсная база, мм
2602
Клиренс, мм
143
Снаряженная масса, кг
1135
1155 (1195)
1230
Объём топливного бака, л
55
Объём багажника, л
530–1470
Шины
175/70 R14, 185/60 R15
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч
175
193 (192)
206
Разгон до 100 км/ч, сек
13,9
10,6 (11,9)
9,5
Расход топлива, л/100 км
Смешанный цикл
5,8
6,4 (7,5)
5,8
Выбросы СО2, г/км
134
152 (180)
180
Стоимость, руб.
Базовая
479 000–549 000
529 000–639 000 (579 000–689 000)
684 000–724 000
* в скобках — данные для модификации с АКПП
Фотобонус
Василий Ларин, фото автора и Серго Кантарчян
Drom.ru