Репортаж с 23-й «Олдтаймер-Галереи». Под знаком Великой Победы - «Автоновости»
«Я не понимаю этой выставки: всякий раз я вижу советскую автоклассику и таких же старых и всем надоевших «американцев». На что там еще смотреть?» — такие слова я услышал на днях от одного случайного знакомого, когда поделился с ним планами сходить на очередную Олдтаймер-Галерею Ильи Сорокина. Признаться, в прошлом году «американцев» действительно было много. Так и выставка тогда была посвящена Америке. Были они, вместе с очередными представителями советского автопрома, и в этот раз — куда уж без них? Но только ли ими ценна Олдтаймер-Галерея?
Нынешняя выставка уже 23-я по счету (впервые Олдтаймер-Галерея прошла 14 лет назад). И на этот раз экспозиция была разделена на три равнозначных тематики: собственно Олдтаймер-Галерея, военно-технический фестиваль «Моторы Победы» и выставка-сенсация (так представляют ее организаторы) «Подарки вождям». С последней и начнем.
Дорогой наш, любимый...
Экспозиция подарков расположилась в самом конце второго выставочного павильона и на первый взгляд выглядела скромно: несколько столов с расставленными на них экспонатами: макетами, образцами технических устройств и т.п. раритетными редкостями. Причем в буквальном смысле — ведь практически все они, в разные годы подаренные руководителям СССР, существуют в единственном экземпляре. Уникальность этих вещей еще и в том, что, являясь экспонатами закрытого на реконструкцию аж до 2018 года Политехнического музея, они впервые за последние 60 лет демонстрируются широкой публике.
Только не надо снисходительно улыбаться и вспоминать приснопамятный культ личности: в советское время большинство таких подарков дарились пусть и по традиции, но от чистого сердца и с наилучшими чувствами гордости за себя и за свою страну. А ведь именно этого так не хватает нам сегодня!
Макет пилорамы, модели варшавского троллейбуса и берлинского вагона метро, телевизор Т-1 «Москвич», пожарный насос, фрезерная лопата, прибор для сшивания ремней и многое другое — все это интересно даже без привязки к вождям. Да в самом деле — не все ли равно, что из этого было подарено Сталину, что Хрущеву, а что Брежневу?
Интересно, как все же был воспринят адресатом такой вот подарок?
Но один экспонат все же занимает центральное место не только этой экспозиции, но едва ли и не всей выставки. Именно к нему ведет центральный проход во втором павильоне — к легковому автомобилю Aero Minor, который первые три часа работы выставки простоял накрытый чехлом.
Да-да, это тот самый автомобиль, что мы видели в прошлом году. Тогда это даже и не автомобиль был, а отдельно остов кузова и шасси, что называется, в процессе реставрации. Не было даже салона. Однако, как выяснилось, салон не просто сохранился: его удалось вернуть практически в первозданный вид. Реставрации интерьера этого Минора была посвящена отдельная конференция: мастерам из «Автонаследия» во главе с Елизаветой Титовой пришлось даже отдельные нити в оригинальной ткани обивки кресел наращивать и восстанавливать геометрию пружин в подушках сидений!
Примерно в таком виде Aero Minor предстал перед реставраторами. Автомобиль почти четыре десятка лет не эксплуатировался, поэтому его комплектация сохранилась хорошо. Чего не нельзя было сказать об общем состоянии раритета. Фото мастерской «Автонаследие»
Как сказал Илья Сорокин на презентации Минора, после выставки машина вернется туда, куда определил ее первый и единственный законный владелец Иосиф Сталин — в Политехнический музей.
Военные лошадки
Вторую Мировую войну называют Войной Моторов. Вряд ли имеет смысл объяснять почему. Достаточно просто посмотреть, в каком количестве автомобили, танки, броневики, тягачи, трактора и т.п. механизмы использовались в войсках по обе стороны фронта. На нынешней выставке, само собой, были представлены не только образцы техники СССР и союзников, но и наших противников.
Полугусеничный мотоцикл NSU-Kettenkrad HK-101 (Германия, 1944 год) был создан в качестве легкого мобильного тягача для парашютно-десантных и горно-егерских частей немецкой армии. Однако вскоре обосновался и в других войсках. После войны такие машины с успехом использовались в сельском и лесном хозяйстве, а также в горных условиях и на почте
Легкий артиллерийский тягач Fiat-SPA TL.37 (Италия, 1943 год) выделялся не только полноприводным шасси, но и необычной схемой с задними управляемыми колесами. Основное назначение тягача: перевозка 70- и 100-мм гаубиц с боекомплектом. Применялся в том числе и на Восточном фронте. Всего выпущено 2 267 единиц
Командирский автомобиль Adler 3GD (Германия, 1940 год) был создан на базе гражданской модели представительского класса Adler Diplomat. Поскольку выпуск 3GD завершился в 1940-м году, большинство этих машин «погибло» в первые годы войны и до настоящего времени сохранился единственный комплектный автомобиль этой модели из 4 297 выпущенных экземпляров
А вот от полноприводного вездехода Steyr 1500A (Германия, 1942 год) сохранилось только шасси. Между тем в период с 1941 по 1944 годы в Австрии и Германии было изготовлено более 18 000 Steyr 1500A разных модификаций
Командирский автомобиль Kurogane Typ 95 (Япония, 1939 год) поступил на службу в японскую армию на четыре года раньше появления легендарного Виллиса — став, по сути, прообразом и родоначальником легких армейских внедорожников. Эти машины в качестве трофейных с успехом использовались и в Красной Армии, и американцами. Всего было выпущено 4 755 экземпляров Kurogane
Horch-108 (Германия, 1941 год) считается одним из самых совершенных армейских вездеходов Второй Мировой войны: независимая подвеска, полноприводное и полноуправляемое шасси, запасные колеса, помогающие преодолевать препятствия, пониженная передача, гидравлические тормоза... Примечательно, что основная часть этих машин (всего было выпущено 8 135 единиц) была потеряна немцами в 1941 году под Москвой...
Кстати, обратите внимание на отсутствие опознавательных и идентификационных знаков на трофейной технике: в документах для участников выставки особо выделен пункт о запрете демонстрации нацистской символики. В наше время это, к сожалению, становится особенно актуально...
Еще один командирский автомобиль — на этот раз английский Humber FWD (Великобритания, 1944 год) — за характерную форму кузова и капота получил прозвище «Box» (коробка). Выпущено 5 199 таких машин, из которых 3 960 представляли собой вариант с кузовом универсал (на фото)
Реактивная установка БМ-13 (СССР, 1944 год), знаменитая «Катюша» — как же без нее?! Первоначально это грозное оружие устанавливалось на шасси отечественных грузовиков ЗИС, однако позже их носителями стали более проходимые и надежные американские грузовики Studebaker US-6 (на фото), поступавшие в Советский Союз по ленд-лизу
Знаменитый Willys MB (США, 1943 год) по праву считается самым популярным автомобилем времен Второй Мировой: всего было произведено 350 349 собственно Виллисов и еще 227 896 аналогов под маркой Ford GPW. Из них более 50 000 было отправлено в СССР по ленд-лизу
Среди отечественной техники также было немало интересных экспонатов. К примеру, наверняка многие слушали о существовании полугусеничных грузовиков ГАЗ и ЗИС. Но многие ли их видели вживую? А здесь было показано сразу два таких вездехода. Первый — вариант переоборудования ЗИС-5. А второй — специально разработанный полугусеничный вариант той же модели.
Идею создания ЗИС-33 предложил личный шофер Н.С. Хрущева в 1939-м году. А первый автомобиль сошел с конвейера завода в Москве уже в январе 1940 года. Несмотря на положительные в целом результаты испытаний, использование машин в реальных условиях войны (Советско-финская война 1940 года) выявило ряд существенных недостатков — слишком большой вес гусеничного движителя и недостаточная прочность конструкции. В результате автомобиль был забракован Красной Армией и его выпуск прекратили. Но и после Великой Отечественной войны сохранившиеся экземпляры ЗИС-33 в сельском хозяйстве быстро переделали в обычные колесные грузовики — полугусеничный армейский вариант расходовал слишком много топлива
Концепция полугусеничного грузовика продолжила жизнь в следующей модели — ЗИС-22, а в потом и ЗИС-42 (на фото, СССР, 1943 год). Принципиально это был обычный грузовик ЗИС-5В, оборудованный вместо задних колес гусеничными тележками, а также имеющий более мощный двигатель ЗИС-5М (73 л.с.), усиленный радиатор и три дополнительных бензобака общей емкостью 240 л. Автомобиль был способен преодолевать ров шириной более шести метров и глубиной один метр, брод глубиной до 0,6 метра и подъем до 28 градусов. Правда, победить повышенный расход топлива не удалось: по шоссе машина потребляла 60-80 литров на 100 км, по снежной целине 100-150, а по бездорожью и до 200 литров на «сотню». При этом максимальная скорость составляла не более 40 км/ч. Тем не менее, эта конструкция оказалась более удачной: всего было выпущено 5 931 ЗИС-42 и ЗИС-42М
Немало было представлено и бронированной техники. Нет, конечно, полноразмерных танков в Сокольники не привезли — слишком уж это крупная и во всех смыслах тяжелая техника. Но броневики полегче и попроще также вызывали неподдельный интерес. Жаль только, что многие из этих экспонатов оказались либо в невосстановленном виде, либо стояли у дальней стены павильона, не привлекая к себе особого внимания.
Малый гусеничный бронированный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» (СССР, 1940 год) должен был входить в состав всех стрелковых дивизий Красной Армии. Однако к началу Великой Отечественной войны этими тягачами были укомплектованы только ударные части и подразделения мотопехоты. Тем не менее, «Комсомолец» принимал участие и в боях у озера Хасан (1938 год), и на Халкин-Голе (1939 год), и в советско-финской войне. В силу того, что «Комсомольцу» подходили обычные автомобильные запчасти, а также благодаря компактным размерам тягача, во время войны он нашел применение и в партизанских отрядах
Плавающие танки Т-37А (слева, СССР, 1933 год) и Т-38 (справа, СССР, 1935 год) создавались на основе британского танка фирмы «Виккерс». Т-38 стал развитием более раннего проекта Т-37А, однако большого распространения эти машины так и не получили: по состоянию на 1 июня 1941 года в составе Красной Армии находилось 2 331 Т-37А и 1 129 Т-38, многие из которых уже не могли принимать участие в боевых действиях
Легкий танк Т-60 был разработан буквально в первые месяцы Великой Отечественной войны и в силу острой потребности сразу было начато его производство. И хотя особой славы этот танк не снискал, в период с 1941 по 1943 годы было выпущено 5 920 единиц Т-60
Аналог нашего «Комсомольца», легкий бронированный тягач Renault 31R (Франция, 1932 год). Эта танкетка создавалась для снабжения танковых формирований и сама по себе никакого вооружения не имела. Зато применение получила самое разнообразное: вплоть до самоходного муляжа полноразмерного танка (для дезинформации противника на танкетку крепили фанерный макет)
Бронеавтомобиль БА-10А (СССР, 1940 год) является единственным на сегодня сохранившимся на ходу экземпляром данной модели. Броневик был создан Ижорским заводом в 1938 году на укороченном и усиленном шасси ГАЗ-ААА и получил ряд усовершенствований в ходовой части, повышающих проходимость (свободно вращающиеся запасные колеса по бортам, быстросъемные облегченные гусеничные ленты-«овероллы»). БА-10 принимал участие в боях на Халкин-Голе, советско-финской войне и на всем протяжении Великой Отечественной. Представленный бронеавтомобиль был найден в районе «Шальского узла», где был потерян Красной Армией во время боев за станцию Погостье во время Любанской операции в 1942 году. Всего было выпущено 3 400 единиц БА-10
Еще один броневик относится к значительно более раннему периоду: бронеавтомобиль Fiat (известный под именем «Фиат-Ижорский») выпускался на Ижорском заводе в 1915-1916 годах (всего произведено 47 штук). Броневик получился не очень удачным: шасси Фиат оказалось плохо приспособленным под тяжелую машину и недостаточно надежным. Толщина брони составляла от пяти (крыша) до семи-восьми (лобовая часть и борта) мм, что явно было недостаточным: обычная винтовочная пуля пробивала борт машины с 50 метров, а бронебойная — со 150-200. Кроме того, броневик мог передвигаться только по дорогам с твердым покрытием. Тем не менее, отдельные экземпляры Ижорского Фиата стояли на вооружении Красной Армии даже в 1940 году — их приняли на службу после присоединения Латвии к СССР. К сожалению, представленный на выставке экземпляр практически лишен внутреннего оборудования
Само собой, не обошлось и без обычных, по сути гражданских автомобилей, которые волею судьбы в военное время исполняли непростую прифронтовую и тыловую работу. Среди таких «военных лошадок» и знаменитые полуторки ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, более тяжелый санитарный грузовик ЗИС-44 (на шасси ЗИС-5В), командирские внедорожники ГАЗ-67Б и ГАЗ-61, и даже несколько послевоенных Побед ГАЗ-М20 — в том числе и в модификации с полным приводом и увеличенным дорожным просветом.
ГАЗ-ММ
ЗИС-44
ГАЗ-61
Экспозиция, посвященная первой массовой послевоенной легковушке в СССР — ГАЗ-М20 «Победа»
Конечно, демонстрацией одних только автомобилей или танков дело не ограничилось: по сложившейся на Олдтаймер-Галереях традиции здесь были и другие тематические экспозиции: от истории телефонных аппаратов до восстановленной полевой механической мастерской с настоящим токарным станком и специальными инструментами. Тут же можно было посмотреть мини-музей Внутренних Войск РККА, а также потренироваться в сборке-разборке стрелкового оружия.
Для тех, кому за...
Вообще, деление нынешней выставки на три тематики — вещь относительно условная. Многие экспонаты вполне можно было отнести сразу к двум экспозициям. Например, черный кабриолет Opel Admiral, выпускавшийся в 1937-1939 годах и позиционирующийся в Германии на одной ступени с элитными моделями от Horch, Mercedes-Benz и Maybach тех времен.
Opel Admiral
Или выпускаемый в 1940-42 годах двухдверный седан DKW F8, отличавшийся деревянным кузовом с фанерной обшивкой, полностью независимой подвеской и приводом на передние колеса. Этих машин весьма много попало в СССР в качестве трофеев: в частности, именно такими седанами на 90% был укомплектован таксопарк Ленинграда в первые послевоенные годы.
DKW F8
Отличительной особенностью Олдтаймер-Галереи всегда была разнонаправленность экспозиции. Да, упомянутые в начале материала классические «американцы» и в этот раз занимали видное место. Чего только стоит Ford Deluxe Coupe Custom Shoebox 1949-го года, выполненный в культовом для Америки стиле Lead Sled (обязательна заниженная пневмоподвеска и скрытые швы кузова, приветствуются рисунки в виде стилизованного пламени или др. подобные).
Ford Deluxe Coupe Custom Shoebox
Другой «гвоздь» нынешней экспозиции — кастомное купе на базе модели Lincoln Zephyr 1939 года, изготовленное, между прочим, у нас, в России (мастерская Carbers). Правда, ходовая часть здесь все же современная.
Lincoln Zephyr
Еще одно не менее элегантное купе от Carbers — кастом на базе Mercury Eight (8) 1950-го года.
Mercury Eight
Чтобы немолодые, скажем так, автомобили засияли и предстали в своем превоначальном виде, реставрато