Сравнительный тест Mini Countryman и Volvo V40 Cross Country. Деревенщина? - «Автоновости»
В названии обоих автомобилей, участвующих в сегодняшнем тесте, присутствует слово «country», что с английского можно перевести как «деревня, сельская местность, провинция». Мы остановили свой выбор на самых мощных бензиновых полноприводных модификациях с «автоматом», чтобы проверить, кому из них больше подходит роль хозяйственного деревенского парня — Mini Cooper S Countryman или Volvo V40 Cross Country?
Повальная мода на кроссоверы заставляет автопроизводителей находить весьма неоднозначные и спорные решения, пытаясь выдать за кроссовер то, что раньше назвать подобным образом никому бы и в голову не пришло. Вряд ли знаменитый сэр Алекс Иссигонис, придумывая в 50-х годах прошлого столетия свои «бюджетные» компактные Morris и Mini, рассчитывал, что когда-то его детище обзаведется полным приводом, пятидверным высоким кузовом и дополнительным именем Countryman.
Капот на Mini Countryman накрывает почти всю переднюю часть кузова. Таким образом, у автомобиля практически отсутствуют передние крылья. Внушительных размеров крышка поднимается на газовых упорах
В таком ракурсе хорошо видно, что пришлось вынужденно «надстроить» дизайнерам и технологам Mini, чтобы из обычного трехдверного хэтчбека получился пятидверный кроссовер. Заметно весьма спорное сопряжение линии крыши, задней двери и маленького глухого окна
Самый маленький Volvo — модель V40 — во всем мире продается как обычный не то хэтчбек, не то мини-универсал, и конкурирует с тривиальными автомобилями «гольф-класса». Но в России решено было поставить в салоны дилеров только версию Cross Country, которая отличается от стандартного V40 увеличенным на 12 мм дорожным просветом, псевдовнедорожным обвесом и системой помощи при спуске со склона.
Плавные линии и тягучие изгибы вольвовского «тела» стали настолько привычны нашему взору, что мы все реже вспоминаем о кубических формах и отвесных «стенах», например, 740-й модели
Профиль V40 Cross Country — словно заостренный керн. У нас бы его точно нарекли «зубило». Но для плавных обводов Volvo V40 это слишком грубо. Шведским дизайнерам бы не понравилось
Впрочем, в России можно купить V40 Cross Country и всего лишь с передним приводом: например с бензиновым турбомотором Т4 (180 л.с.) или с турбодизелем D2 (114 л.с.). Но это, как говорится, не наш метод. Написано Cross Country — значит должен быть полный привод. А помимо него в нашей комплектации Т5 Ocean Race предусмотрен двухлитровый мотор Drive E из нового четырехцилиндрового поколения силовых установок Volvo мощностью 245 л.с. (как раз под верхнюю планку налога на ТС) и новая восьмиступенчатая автоматическая трансмиссия Aisin.
Mini выглядит более зло и брутально, нежели заостренный и более утонченный Volvo с великолепными приливами «бедер». На фото V40 кажется еще более низким по сравнению с Countryman, чем есть на самом деле
Возможности Countryman Cooper S — немного скромнее. В коробке передач — только шесть ступеней, а литраж мотора Mini меньше на два «стакана», и, как следствие, мощностные показатели не столь впечатляющие. 1,6-литровый турбодвигатель Кантримэна выдает «всего» 184 л.с. и 260 Нм момента, что по сравнению с 245 силами и 350 Нм Volvo, конечно, не так впечатляет. Но это, согласитесь, совсем не мало для небольшого кроссовера.
Разница цен и комплектаций
Учитывая то, что живем мы во время сильных потрясений и больших перемен, следует объяснить одну вещь. На момент теста самая мощная версия JCW (John Cooper Works, 211 л.с.) еще не была доступна в конфигураторе Mini (сейчас ее уже можно заказать по цене от 2 054 555 рублей). Именно поэтому мы выбрали 184-сильный Cooper S (от 1 765 000 рублей) c полным приводом ALL4 и шестиступенчатым «автоматом» ZF. Кстати, доплата за автоматическую трансмиссию для Mini составляет 75 000 рублей, тогда как VolvoV40 T5 оснащается «автоматом» по умолчанию. В то же время, сейчас вы не найдете в конфигураторе Volvo версии Т5 AWD. Топовый вариант на данный момент — V40 Cross Country T4 AWD Ocean Race за 1 916 250 рублей. Это уже на 150 000 рублей дороже начальной цены Mini (хотя тестовый Countryman потянул на 2 057 191 рублей). А наш Volvo, напичканный пакетами и опциями, оценивается и вовсе в «космические» 2 671 500 рублей.
Зато Countryman гораздо больше оправдывает свое «хозяйственное» название, нежели Volvo. Как ни крути, а V40, по сути, обычный хэтчбек гольф-класса со всеми вытекающими. Интерьер «шведа» весьма компактен, сзади — места только для двоих, а багажник и вовсе крохотный — 324 л. Mini за счет более высокого «роста» (он выше V40 на десять см), более вертикальной посадки и отвесной задней двери воспринимается гораздо просторнее внутри. Заднее сиденье (спинка которого регулируется по наклону) более гостеприимно к третьему пассажиру, а запас пространства по высоте больше. Багажное отделение Mini вместительнее на 26 л (а со сложенным вторым рядом — на 138 л), предусмотрено «двойное дно», как и у Volvo, но, правда, нет даже «докатки».
Объем багажных отделений наших кроссоверов (здесь и далее слева — Mini, справа — Volvo) даже по меркам обычных хэтчбеков гольф-класса невыдающийся — 324 л (Volvo) и 350 л (Mini). Спинки сидений V40 складываются в пропорции 40:60, а Mini — 30:20:40. Максимальные объемы тоже невелики — 1032 л и 1170 л. «Докатка» предусмотрена только в Volvo
Но самое главное отличие интерьеров этих автомобилей — это совершенно разная целевая аудитория. Выдержанный, более классический и привычный для рядового автолюбителя салон Volvo противопоставляет себя игривому, нарочито «показушному» интерьеру Mini. Если клиент первого — это взвешенный и вполне возрастной человек нордического характера, то Countryman — машина для молодых неординарных людей, которые не боятся бросить вызов обществу. Здесь правит бал тема окружностей и эллипсов самых разных диаметров, тогда как Volvo является приверженцем рубленых форм.
Интерьер Mini словно заигрывает со своими пассажирами. Все эти «кружочки-тумблерочки» невольно поднимают настроение. Но по удобству и качеству исполнения нам пришелся по душе более классический салон Volvo. В нем больше солидности и основательности. В Mini бал правит дизайн
Посадка в Volvo более низкая и легковая, от того и более удобная. В Mini сидеть приходится с совсем прямой спиной, а спинка сиденья — более плоская. Зато задним пассажирам остается больше места в Countryman
Центральная, «парящая» консоль Volvo по дизайну вряд ли уступит хитросплетению тумблеров и кнопок разного калибра и формы от Mini. В целом более привычное управление, конечно, в V40. Но зато в Countryman есть джойстик — «двойник» iDrive от BMW и стильный сдвижной очечник
«Приборка» Volvo V40 Sensus — верх современной инженерной мысли, три в одном. Причем во всех режимах информативность на высоте. У Mini как таковой приборной панели нет — только одинокий «кругляш» тахометра со скромным монохромным дисплеем бортового компьютера
Диагональ дисплея Mini, изощренно вписанного в огромное «блюдце» на передней панели, больше, чем у Volvo — 8,8 дюймов против семи. По удобству управления — паритет, качество навигации и проработки деталей лучше у системы Mini, но и отвлекающих факторов больше
По качеству салон V40 очевидно превосходит Cooper S. Материалы подобраны теплые, мягкие, а качество сборки безупречно. Тонкие штрихи линии Ocean Race дополнительно подчеркивают уровень топовой модификации. Mini по сравнению с Volvo — «деревенщина», но в модных резиновых сапожках. Здесь больше жесткого пластика, кожа не столь хороша, а вертикально расположенное кресло водителя с не очень удачно спрофилированной спинкой не так душевно и заботливо фиксирует тело. Но для тех, кто молод, дизайн важнее выделки кожи. И здесь Mini, конечно же, чемпион. Разглядывать этот салон можно часами, вожделенно наблюдая за тем, как скользит по краю «тарелки» поплавок спидометра, или щелкая олдскульными тумблерами. А знаете, как забавно «пиликает» Countryman? Помните, была такая игра «Ну, погоди!»? Звуки Mini очень похожи! Volvo весь этот китч ни к чему. «Швед» серьезнее. Зато у V40 есть двухзонный климат контроль, а у Mini «климат» по старинке однозонный.
Каждую из трех частей спинки второго ряда сидений Countryman можно регулировать по углу наклона отдельно. Посадка на заднем ряду Mini более вертикальная, крыша выше, поэтому здесь просторнее. Сиденье Volvo явно отформовано под двоих, «по ногам» в V40 откровенно тесно, на головы пассажиров давит крыша
Как и в гольф-классе, пассажирам второго ряда этих кроссоверов не положено каких-то особых «привилегий». Так, седоки Mini довольствуются смешными «ушастыми» подстаканниками и прикуривателем, а в Volvo есть отдельный подлокотник и подстаканники выдвигаются из подушки кресла
Как бы то ни было, нам трудно назвать интерьер любого из этих автомобилей хоть сколько нибудь универсальным. По сути, ни по вместительности, ни по объему багажного отделения оба наших «деревенских» парня не сильно превосходят ребят «из города» — обычные хэтчбеки гольф-класса.
Возможно, им по плечу какие-то чудеса проходимости? Ведь не зря же здесь все эти умные системы полного привода и off-road style обвесы?
Выглядит все это круто и весьма необычно. Приподнятый туполобый Mini с выдвинутой вперед «челюстью» и гораздо более утонченный Volvo, на который зачем-то повесили «юбку» из порогов и накладки на бамперы. Есть в этих автомобилях какой-то вызов, хотя и весьма неоднозначный. И к country-стилю имеющий уж точно совсем посредственное отношение. Знаете почему? Потому что дорожный просвет этих «кроссоверов» опять же остался на обычном «городском» уровне. Да, по сравнению с обычными хэтчбеками Mini и V40 клиренс немного увеличили. В итоге под нижними рычагами Mini — 149 мм, а у Volvo и того меньше — 145 мм. Какой уж тут «кантри»...
На этих фото хорошо видно, что парковаться на наших кроссоверах лучше задом — чуть выше дорожный просвет. Но в любом случае менее 150 мм клиренса — явно недостаточно для автомобилей со словом «country» в названии
С другой стороны, нельзя недооценивать пользу систем полного привода. И Haldex на Volvo, и многодисковая муфта на Mini работали все время без нареканий и перегревов, и их помощь в движении по рыхлому снегу и колее трудно переоценить. Соскребая гребень «пузом», оба автомобиля все же продолжали двигаться вперед там, где их переднеприводные собратья уже давно бы спасовали. Но, честно говоря, соваться на этих красавцах в более глубокую провинцию мы бы не советовали: жалко.
Mini жестче, резче и «настырнее», чем Volvo V40, особенно в спортивном режиме АКП, акселератора и рулевого управления. В то же время, усилие на руле далеко от натурального, мощности не всегда хватает, а полный привод не позволяет ощутить и 20% того удовольствия, что вы получите за рулем V40
К тому же, под «деревню» явно не заточены подвески тестовых автомобилей. Особенно жесткий к своим пассажирам и водителю Mini. Даже микропрофиль дороги отчетливо передается в салон, некоторые неровности транслируются и на руль, который и сам по себе довольно острый — 2,3 оборота от упора до упора. А крупные ямы подвеска отрабатывает так, что дробить камни в почках уже не придется, — очень жестко для кроссовера. Здесь Countryman почти ничего не выиграл по отношению к обычному Mini.
Подвеска Countryman хороша только на ровном асфальте, когда ее возможность (а точнее, невозможность) сглаживать неровности отходит на второй план. Во всех остальных режимах Volvo комфортнее, хотя тоже не подарок на гравийке или разбитом покрытии
Подвеска Volvo V40 не намного мягче, чем у Cooper S. Крупные ямы также отдаются сильными ударами, но мелочь Cross Country фильтрует получше, на руль не передает вообще ничего лишнего, а шумоизоляция в Вольво намного качественнее. Поэтому в целом в салоне V40 складывается впечатление большего комфорта и лучшей плавности хода. Но все же и подвеска Mini, и ходовая Volvo далеки от тех идеалов, которые проповедуют любители жесткого асфальтового дальнобоя (что не редкость в нашей стране) или деревенского гравийного слалома: пробивает подвески на раз, а задних пассажиров трясет немилостиво.
С потерей одного цилиндра версия Т5 потеряла четыре лошадиные силы и 10 Нм момента. Но вместе с применением нового восьмиступенчатого «автомата» это позволило немного выиграть в динамике и экономичности. Действительно, расход топлива за время теста не превышал 12,5 л на 100 км, а к динамике V40 и вовсе нет никаких претензий
Раз с «деревней» вышло как-то не очень, нам ничего не осталось как «выгулять» наших подопечных на шоссе и извилистых дорожках. И знаете что? Вот она — истинная среда обитания этих так называемых country-кроссоверов! Именно на ровном асфальте V40 и Countryman выглядят лучше всего.
Volvo V40 Cross Country очень понравился в скольжениях. Легкость, предсказуемое поведение, точные реакции и возможность полного отключения ESP, в отличие от Mini. Весьма азартным оказался автомобиль!
Особенно впечатлил Volvo. Никогда не думал, что буду писать об автомобиле этой марки в превосходной по отношению к Mini степени, но управляемость V40 показалась более сбалансированной и правильной. А как хорош Cross Country в скольжениях! Система стабилизации — хоть и через меню — отключается полностью. А Haldex настроен таким образом, что Volvo оказывается совсем не прочь помести «хвостом». Сначала вслед за активным нажатием газа 245 «лошадей» легко срывают задние колеса в букс, следует хлесткий занос, который после небольшой стабилизации рулем переходит в легко контролируемое скольжение всех четырех колес. Класс! Вот такой Volvo новой формации!
Mini ощущается более собранным и «прилипчивым» к дороге на ходу, его руль острее и чувствительнее, а «автомат» хоть и имеет в своем арсенале на пару передач меньше, не уступает по скорострельности АКП Volvo, но связь с автомобилем не кажется более натуральной, чем в V40. На действия рулем Countryman реагирует мгновенно, но подвескам необходимо выбрать некоторый ход, и только потом появится прямая связь. Чувствуется какая-то несогласованность в конструкции с увеличенным клиренсом. Скользит Mini не столь легко и охотно, как V40. Конечно, сказывается и недостаток мощности, и другая модель шин, но даже на льду Cooper S не доставляет того удовольствия, что Volvo. Реакции его более грубые, на входе автомобиль приходится «ломать», да и само скольжение не в кайф. К тому же ESP можно отключить только на скоростях до «детских» 50 км/ч, а полный привод обладает явно выраженным переднеприводным акцентом.
Замеры Drom.ru
Покрытие: укатанный снег
Шины: зимние шипованные (Volvo), зимние нешипованные (Mini)
Погода: облачно, –5°С
Mini Cooper S ALL4 Countryman
Volvo V40 Cross Country T5 AWD
Разгон до 100 км/ч с ESP, сек.
8,2
6,7
Боковое ускорение, G
0,65
0,67
Обороты двигателя на высшей передаче при 100 км/ч
2100
2100
Пожалуй, единственный тип покрытия, где Mini может побороть Volvo, это сухой, чистый и идеально ровный асфальт. При прочих равных — с включенными спортивными режимами всех систем на обоих автомобилях — Countryman оказывается немного точнее в виражах (если привыкнуть к тому, как подвеска выбирает ход вначале), совсем не подвержен раскачке в поворотах (а V40 подобные шалости все же иногда позволяет), а на нажатие акселератора реагирует по «бээмвэшному» резко и агрессивно. Но... много ли людей покупают себе кроссоверы, чтобы каждый день «жарить» в стиле Targa Florio по нашим дорогам?
Вывод
Каков же итог нашего теста? Много ли «деревенского» мы нашли в Volvo V40 Cross Country и Mini Cooper S ALL4 Countryman? Или «country» в названии использовано всего лишь для красного словца, чтобы привлечь все возрастающую часть «кроссоверной» клиентуры? Нужно признать такой ход весьма логичным: современные маркетологи уже давно знают, на какую удочку ловить покупателя. «Обозвав» кроссоверами автомобили, которые, по сути, являются лишь немного приподнятыми над землей версиями обычных хэтчбеков, компании Mini и Volvo, конечно же, слукавили: кроме полного привода и мощных моторов у V40 и Countryman нет ничего общего с автомобилями повышенной проходимости.
Но оружие маркетологов бьет точно в цель: покупатели на «деревенский» антураж «ведутся». Поэтому, например, Countryman продается лучше любой другой модификации Mini, а продажи «недокроссовера» V40 Cross Country находятся на уровне седана S60. Но если вы хоть иногда осуществляете вылазки даже на легкое бездорожье, Mini Countryman и Volvo V40 Cross Country не лучшие варианты.
Решения в оформлении задних частей Mini Countryman и Volvo V40 XC использованы схожие: по два патрубка выхлопа, «хромированная» накладка на бампере с неокрашенной окантовкой, внушительные спойлеры. Но посмотрите, какая разница в их исполнении! Небо и земля!
Безопасность
Mini Countryman
Volvo V40
Оснащение системами безопасности
Mini Cooper S ALL4 Countryman
Volvo V40 Cross Country T5 AWD
Фронтальные подушки безопасности
+
+
Боковые подушки безопасности
+
+
Активные подголовники
+
+
Неотключаемая ESP
+
–
Парктроник
+
+
Камера заднего вида
–
+
Brake Assist
+
+
Биксенон
+
+
Датчик дождя
+
+
Датчик света
+
+
«Аварийка» при экстренном торможении
+
+
Адаптивный круиз-контроль
–
+
Система помощи при перестроении
+
+
Система помощи движения в полосе
–
+
Система предотвращения столкновений
–
+
Система распознавания дорожных знаков
–
+
Технические характеристики тестируемых автомобилей (данные производителей)
Mini Cooper S ALL4 Countryman
Volvo V40 Cross Country T5 AWD
Кузов
Тип
Универсал (SUV)
Универсал (SUV)
Количество мест/дверей
5/5
5/5
Двигатель
Тип
Бензиновый, с турбонаддувом
Бензиновый, с турбонаддувом
Расположение двигателя
Спереди поперечно
Спереди поперечно
Кол-во и расположение цилиндров
4, в ряд
4, в ряд
Рабочий объем, куб. см
1598
1969
Мощность, л.с. при об/мин
184/5500
245/5500
Крутящий момент, Нм при об/мин
240(260 — Overboost)/1600–5000
350/1500–4800
Трансмиссия
Привод
Полный
Полный
Коробка передач
6–АКПП
8–АКПП
Тормоза
Передние
Дисковые вентилируемые
Дисковые вентилируемые
Задние
Дисковые вентилируемые
Дисковые вентилируемые
Подвеска
Передняя
Независимая, пружинная, McPherson
Независимая, пружинная, McPherson
Задняя
Независимая, пружинная, многорычажная
Независимая, пружинная, многорычажная
Размеры, объем, вес
Длина/ширина/высота, мм
4097х1789х1561
4370х1783х1458
Колесная база, мм
2595
2646
Клиренс, мм
149
145
Снаряженная масса, кг
1385
1509
Объем топливного бака, л
47
57
Объем багажника, л
350–1170
324–1032
Шины
205/55 R17
225/50 R17
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч
215
235
Разгон до 100 км/ч, сек.
7,6
6,1
Расход топлива, л/100 км
Комбинированный, л/100 км
7,1
5,2
Выбросы СО2, г/км, эк. класс
146, Евро 5
149, Euro 5
Стоимость автомобиля, руб.
Базовая комплектация
1 795 000
1 916 250*
Тестовый автомобиль
2 057 191
2 671 500
*начальная цена за модификацию Т4 AWD
Фотобонус