Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости» » Авто Новости Дня
Лада Веста с "автоматом" подружилась с мотором 1.6 | 106 л.с. - «LADA»
АВТОВАЗ представляет новую, более доступную версию LADA Vesta с автоматической трансмиссией. Новая "спарка" стала экономичнее, но более медленной в плане разгона. Теперь новый силовой агрегат для вариатора – менее мощный двигатель объёмом 1,6 л.,
Покрышки из Китая стали выбором большинства россиян: причины и тренды
Согласно исследованию автомобильного маркетплейса FRESH, более половины россиян (54%) предпочитают покупать покрышки китайского производства. Ещё 36% выбирают отечественные бренды, включая те, что выпускают продукцию на предприятиях, ранее принадлежавших
Плюсы и минусы картриджных масляных фильтров: мнение экспертов
Китайские и другие зарубежные автопроизводители всё чаще переходят на использование масляных фильтров в виде картриджей вместо традиционных металлических "стаканчиков". Это связано с экологическими соображениями, пояснил автоэксперт Алексей Ревин.
Аукцион в Башкирии: автомобили должников уходят с молотка
В ноябре 2024 года в Башкирии состоится аукцион, на котором будут распродаваться автомобили, принадлежащие должникам. В торгах могут принять участие все желающие, подав заявку в установленные сроки. Фото: The Blue Diamond Gallery is licensed under Creative

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»


Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Формула, ралли, марафон... Спроси обывателя, мало-мальски знакомого с автомобилями, какие соревнования он знает, и неизбежно получишь эти «три кита». На самом деле мир автоспорта куда более многогранен — не зажат привычными многим сериями. Есть в нем «рэйсинги» с таким техническим колоритом, что, например, Королева автоспорта с ее высокими технологиями выглядит всего лишь сборищем ретроградов-консерваторов, не способных взглянуть на гоночную инженерию под нестандартным углом. Хотя, конечно, встречаются и такие соревнования, где «техника ничто, а шоу — все». Рассказываем.


А ну, запрягай!

Здесь нет высоких скоростей и накала контактной борьбы. Но кто скажет, что Tractor Pulling (тракторная тяга или тянущий трактор) не зрелищен и мало популярен? Родившийся за океаном еще в гужевую эпоху ответом на спор «чей конь сильнее», в 30-х годах XX века он был переквалифицирован с лошадей на механизмы и с тех пор стал любим в Европе, Австралии, а много позже даже в России. Впрочем, у нас техническая подоплека не интересна — на чем работаем, на том и соревнуемся. Зато за рубежом от лозунга «тягай в воскресенье, паши в понедельник» отошли еще несколько десятилетий назад. Именно тогда (конкретно — в 70-е) на «гоночные трассы» (всего лишь 100 м грунтовой дорожки) Tractor Pulling дважды вышел спецтранспорт — не сельхозтехника, но специально подготовленные для гонок аппараты. И в то же время произошло первое классифицирование машин, которое впоследствии привело к появлению в федерациях разных стран нескольких классов.

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Самый забавный, но от того не менее серьезный класс — Mini-modified. Разрешенная полная (с водителем) масса не более 928 кг (поэтому среди пилотов много подростков), объем двигателя ограничен 575 кубическими дюймами («всего-то» 9,42 л), разрешены принудительные нагнетатели и использование «альтернативного» топлива — этанола, метанола. Мощности доходят до 2500 л. с...

Масса аппаратов во «взрослых» классах достигает 4,5 тонны, а по технике делятся они примерно так: стандартные, с минимумом модификаций, с максимумом и Unlimited, где разрешено, кажется, все. Отсюда конструкции, которые не имеют ничего общего с тракторами, больше напоминая безумные американские дрэгстеры 50–60-х годов, когда янки в этом виде спорта не ограничивались одним, пусть и с big block, мотором.

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Традиционные автомобильные «восьмерки» — объемом до 11 с небольшим литров, с компрессором без ограничений, питающиеся не всегда бензином или соляркой и развивающие более 5000 л. с. — на тракторах также остались. В иных подгруппах разрешено использовать силовой агрегат на базе двух, трех, четырех или даже пяти V8. Обратите внимание, как сминаются шины на ведущих колеса — чистые слики

«Восьмерки» — это, так сказать, минимум из того, что используют профессионалы в Tractor Pulling. Часто в классе Unlimited на болидах можно наблюдать агрегаты из авиации и морфлота.

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Газотурбинные вертолетные двигатели? Пожалуйста! Что особенно интересно, по одному их уже используют редко. Достают, в том числе, из запасов Советской армии. На фото — турбины из семейства моторов ТВЗ-117, что устанавливались на вертолеты Ми-24, Ми-8 и т. д., и в режиме форсажа развивали 2200–2800 л.с.
Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

V12 от самолетов Второй мировой смотрятся здесь почти как родные. Хотя если их пара или три… Скажем, V-«образник» Allison, устанавливавшийся на Aircobra, P38 Lightning и Mustang, при объеме в 28 л развивает от 1000 до 1600 л. с. Внизу — дрэгстер с танковым V12 Continental — 29,4 л, 750–980 л. с., устанавливался на послевоенные M48, M60, M103
Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

А вот от «звезд» на тягачах прямо крышу срывает. И ладно бы они были исключительно авиационными (слева). Но в Tractor Pulling в ходу советский звездообразный дизель M503 (в центре и справа) от катеров-носителей ракетного вооружения: 42 цилиндра, 143,6 л и 4000 л. с. Такого нет даже в дрэге

И что все эти табуны делают? Таскают балласт! Хитрый, динамический.

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Сани, как их там называют — это плоскость снизу, колеса сзади, движущийся к передней части груз и нечто вроде бороны там же, которая по мере продвижения по дистанции глубже вдавливается в грунт, создавая естественное сопротивление. Оператор сзади управляет телегой до того, как ее цепляют к трактору, а во время заезда следит за сцепкой и в случае поломки тягача затормаживает весь «автопоезд»

Да, поломки бывают. Взрываются передутые двигатели, ломаются перегруженные рамы и передняя ось. В общем, есть на что посмотреть.

За рубежом Tractor Pulling настолько популярен, что только в Европе ежегодно проводится более 20 этапов. Каждый — сплав спорта и шоу, на котором можно видеть, например, ретротехнику. Такую, как паровой тягач на фото ниже. О популярности говорит и распространенный на эту тему моделизм.

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

В чистоте и в грязи

В автоспорте бывают странные сочетания. В Америке внедорожные прототипы, стилизованные под пикапы, гоняют по асфальтовым кольцам. А французы, поклонники марафонов, еще с конца 70-х строят для рейдов болиды на основе GT-моделей, вроде легендарного Porsche 959. Но кто мог подумать всего лишь три-четыре десятилетия назад, что столь же универсальным может быть грузовик...

Truck racing (кольцевые гонки грузовиков) впервые прошли в США в 1979 году. Спустя 6 лет он пришел в Европу, а в 90-е появился в Мексике и Бразилии. Сейчас проводится даже в Индии. Бесспорно, в плане техники, по крайней мере применительно к Старому Свету, это не какая-то заштатная серия — своего рода грузовая Формула 1.

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

До 1993 года включительно в европейском Truck racing было деление на три класса — по объему двигателя. С 1994-го осталось два класса: Race Trucks — фактически серийные, несколько модернизированные грузовики. И Super Race Trucks. У последних «шестерки» расположены в базе, мощность доведена до более чем 1000 л. с., а момент — до 5000 Нм с лишним. Композитная кабина, 16-ступенчатая механическая либо 5–7-ступенчатая автоматическая КП, водяное охлаждение тормозов и рессорная подвеска с дополнительными пневмоэлементами. При массе не менее 5,5 тонны «траки» способны развивать порядка 300 км/ч, хотя на заездах скорость ограничена 160 км/ч. В Бразилии грузовики попроще. К тому же там до последнего времени гонялся Mercedes-Benz, в Европе от Truck racing отошедший. И VW, создающий для стран Южной Америки оригинальную линейку моделей
Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Пару слов надо сказать о чешской команде Buggyra, которая, будучи частной и используя тягач Freightliner, долгое время составляла достойную конкуренцию заводским MAN, Renault, MB, Iveco (слева машина начала 2000-х, справа — капотный тягач под № 36 конца того десятилетия). Пять раз ее пилоты поднимались на высшую ступеньку пьедестала. Что любопытно, Buggyra имеет некое отношение к команде завода ЗИЛ

Да, русский след в истории Truck racing есть. Причем, в отличие от других видов автоспорта, начертан он сразу четырьмя командами.

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Первым был МАЗ, начавший покорение Truck racing в 1987 году. В 1988-м к нему присоединился КАМАЗ, спустя еще год — ЗИЛ. Если челнинцы быстро ушли в марафоны, то минчане и москвичи выступали до 1992 и 1994 годов соответственно. Что примечательно, в МАЗе использовали преимущественно отечественные комплектующие. Мощность ярославских дизелей удалось с 230 «лошадей» поднять до 1300… На ЗИЛе, напротив, быстро пришли к импортным составляющим. В том числе двигателю и коробке (Cummins, потом Caterpillar и Eaton). Более того, в 1991 году шасси тягача арендовала частная британская команда. Позже, когда разваливающийся российский автогигант прекратил участие в гонках, именно из этой английской «конюшни» вышла команда Caterpillar TRD, а впоследствии Buggyra. Конечно, к тому времени от нашего тягача там не осталось ничего. К слову, лучшие результаты МАЗа — 10-е места на этапах. А вот один из пилотов ЗИЛа в сезоне 1993 года в своем классе взял бронзу
Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

В 1992 году в единственном этапе принял участие КрАЗ. Машина также имела много импортных деталей, однако двигатель был отечественным — двухтактный оппозитный мотор от танка Т-64, развивавший 1000 сил. Увы, он не отвечал требованиям по дымности выхлопа, а у предприятия просто не имелось средств на продолжение гоночной программы

Truck Trial (Трак-триал) — более молодой вид «грузового» автоспорта. Первые соревнования в Европе — еще безо всяких правил, деления на классы и с минимумом участников — состоялись в 1990 году. Тогда же некое подобие триала появилось в Англии, чуть позже — в России.

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Правила такие же, как в мото- или джип-триале. Нужно проползти по дистанции, не задевая ограничивающих траекторию вешек. Деление по классам, исходя из колесной формулы — 4х4, 6х6 и 8х8. Помимо них есть категория «прото», где сохранены штатными двигатели и рамы, но все пары колес управляемые, а подвеска регулируемая. Заводские команды здесь редкость, технике же европейских спортсменов порой подходит определение ретро. В ходу такие почти забытые марки, как Ifa из ГДР и чешская Praga. Кроме того, в Старом Свете любят грузовики со складов бывшего контингента Советской армии — Уралы, КрАЗы, ЗИЛы

Как и в случае с Truck racing, в трак-триале также отметились наши соотечественники.

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Команда «МАЗ-Яровит» пришла в этот спорт в 1996-м, и уже в 2000-м, а потом и год спустя, завоевала европейское золото. Сейчас, к сожалению, наши спортсмены в Старый Свет не выезжают. Не слышно и о проведении трак-триала у нас, хотя еще десятилетие назад все отечественные предприятия выставляли свою продукцию на соревнования, нередко организуемые министерством обороны
Выше и быстрее

К экзотике можно отнести и Hill Climbing — скоростной подъем на холм. Во всяком случае в России. Несмотря на то, что горные гонки проводятся в Слюдянке Иркутской области, в Краснодарском крае, а самое известное еще с советских времен соревнование «восхождение» на гору Ай-Петри в Крыму, все это одноэтапные мероприятия, не оформившиеся в серию и привлекающие только местных спортсменов. За рубежом все иначе.

Первый подъем на холм — рядом с французской Ниццей — состоялся еще в конце XIX века. В 30-х годах появился первый европейский чемпионат, с 1957 года он проводится на постоянной основе. При этом в половине стран Старого Света существуют внутренние национальные серии. Таковые есть и в Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Мексике, даже в ЮАР и Кении. Однако наиболее известна по всему миру американская Pikes Peak Hill Climb — попросту Пайкс Пик.

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Своим появлением в 1916 году соревнование обязано американскому бизнесмену. Он строил платную дорогу на пик и нуждался в рекламе для привлечения туристов. В том или ином виде гонка протяженностью 20 км с перепадом высот между стартом и финишем в 1,44 км (высота на финише 4,3 км над уровнем моря) проводится до сих пор, привлекая ежегодно 150–200 спортсменов

Долгое время по манере езды Pikes Peak представлял собой классическое ралли. Здесь было 156 поворотов, до 2002-го все они имели гравийное покрытие. Тогда трассу начали медленно асфальтировать, и лишь в 2012-м на всей дистанции не осталось ни одного грунтового участка. И теперь по стилю вождения подъем на Пайкс Пик — словно кольцевые гонки. С той, конечно, разницей, что вместо безопасных зон вылета как минимум с одной стороны здесь почти всегда обрыв. Но вне зависимости от вида покрытия, как и во многих других американских видах автоспорта, тут множество классов.

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

На чем покоряют Pikes Peak? О, такого разнообразия болидов нет, пожалуй, ни в одном другом соревновании. Фанаты гонки жалеют о тех временах, когда ее трасса была полностью гравийной. Между тем, именно асфальтирование этих 20 км позволило выйти на них множеству из тех машин, что мы наблюдаем сейчас. Это и наскаровские сток-кары, и автомобили класса Open Wheels, похожие на формулу и с громадными антикрыльями, и «кузова» наподобие ле-мановских, и muscle car 60–70-х, и раллийные прототипы 70–80-х, и даже мотоциклы, в том числе с коляской. Кажется, что на Пайкс Пик можно встретить все что угодно. Как вам седельный Freightliner или заднеприводный багги, обычно выступающий в серии Stadium Super Trucks? Веяния последних нескольких лет — электромобили, подбирающиеся к пьедесталу в абсолюте. Кстати, рекорд «по асфальту» принадлежит Себастьяну Лебу (его 875-сильный Peugeot 208 T16 на последнем фото) — 8 минут и 13,8 секунды

Другие производители, подобно Peugeot, тоже не обделяют Пайкс Пик вниманием. Кворум же гонке создают частники. Соответственно, подготовка техники — силовая — значительно разнится. Может быть и под 500 сил, и под 900, как у того же Леба. Грузовики вообще отдельная тема, там отдача переваливает за 2000 «лошадей». Объединяет почти все ДВС наличие турбонаддува — на высоте более 3–4 км атмосферные двигатели «дышат» с трудом. Отдельно надо отметить электрокары, хотя бы один. У полноприводного болида eO PP1000, который на Pikes Peak 2016 пилотировал Рис Миллен, с семи электромоторов суммарно удалось снять 1600 л. с… Видео его заезда ниже, от первого лица.


Чем бы янки ни тешились…

В Америке достаточно технических видов автоспорта. Где машины строят и ездят на них профессионалы. Где велика доля той инженерии, за которую так высоко ценят европейских спортивных конструкторов. И вместе с тем за океаном полно соревнований, регламент которых, во-первых, не дает возможности командам создавать нечто оригинальное, потому что техническая начинка стандартизирована. Во-вторых, в принципе не предполагает сколько-нибудь серьезных конструктивных изменений.

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

По американскому обыкновению Sprint Cup Series включает несколько классов, низший из которых (Micro sprint cars), по сути, карты весом чуть более 300 кг и с 600-кубовыми мотоциклетными моторчиками (слева). Midget (в центре) — техника посерьезней. Их 4-цилиндровые двигатели объемом в 2–2,3 л развивают уже 300–400 сил, масса 410 кг. На вершине классификации, собственно, Sprint cars (справа). У них «восьмерки» объемом 5,9 либо 6,7 л, в зависимости от деления на подклассы (например, по наличию или отсутствию антикрыла сверху) развивающие 500–950 л. с. Объединяет же все Sprint cars простота трансмиссии и шасси — одноступенчатая коробка без сцепления и зависимая подвеска

Ну а то, о чем расскажем ниже — за гранью технического понимания. Спортивные инженеры и профессиональные гонщики посмеются. Для рядовых американцев — хорошее развлечение на выходные.

Figure 8 Racing: зачем строить грязевые «трехмерные» трассы, если в США много «плоских» асфальтированных стадионов, на которые можно запустить хлам с местной автосвалки. В количестве нескольких десятков штук! Никакой подготовки не требуется, даже каркасы можно вваривать по желанию. Разве что надо как-то укрепить панели дверей и высадить боковые стекла. А для пущей эффектности пустить весь «пелотон» по траектории в виде восьмерки — чтобы по ходу каждого круга эта пожеванная и побитая металлическая «змея» дважды «хватала» себя за хвост. В общем, гонки на выживание в американской интерпретации.

Представляете, Figure 8 Racing — не только провинциальное развлечение. Проводится на стадионах мегаполисов и объединено в нечто подобное национальной серии. Продолжительность заездов здесь дольше (вместо часа–полутора — три), а машины «покрасивше» — имеют некую заряженность и обвес.

Для этого же янки приспособили школьные автобусы. Трибуны не пустуют, народу нравится…

Еще одно соревнование на выживание. На сей раз не автомобилей — их прицепов, контактная борьба с которыми приветствуется.

Барный стул плюс карт — получается Barstool racing, другая американская забава. Пожалуй, просиживать на барном стуле за рулем все-таки полезнее, чем на нем же и за соответствующей стойкой

Pig`n`Ford Racing — почти как скачки с бараном на Кавказе или в Монголии. Только вместо рогатого — поросенок, а лошадь заменяет Фордик модели T или, точнее, дожившие до нашего времени шасси от него. Формат восходит к ярмарочному соревнованию, проводимому с 1925 года и призванному продемонстрировать мастерство фермеров. Только хрюшку жалко. Такой стресс для нее.


поделиться

Читайте также на Дроме


Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

160043 165
Секретный кроссовер УАЗ 3170: технические детали, сроки производства, невнятные перспективы
Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

84971 171
Toyota Hiace с V8. Тихо, быстро, мягко
Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

99328 287
Наши бывшие. 13 любимых автомобилей, с которыми нас разлучил кризис
Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

70603 202
Блог Каптура. Отрываются подкрылки, фырчит ГУР — так и доехали до ТО-2
Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами - «Автоновости»

87287 185
Нереализованные российские автомобильные проекты. Золотая эпоха


Необычные автоспортивные соревнования. На тракторах и с поросятами Формула, ралли, марафон. Спроси обывателя, мало-мальски знакомого с автомобилями, какие соревнования он знает, и неизбежно получишь эти «три кита». На самом деле мир автоспорта куда более многогранен — не зажат привычными многим сериями. Есть в нем «рэйсинги» с таким техническим колоритом, что, например, Королева автоспорта с ее высокими технологиями выглядит всего лишь сборищем ретроградов-консерваторов, не способных взглянуть на гоночную инженерию под нестандартным углом. Хотя, конечно, встречаются и такие соревнования, где «техника ничто, а шоу — все». Рассказываем. А ну, запрягай! Здесь нет высоких скоростей и накала контактной борьбы. Но кто скажет, что Tractor Pulling (тракторная тяга или тянущий трактор) не зрелищен и мало популярен? Родившийся за океаном еще в гужевую эпоху ответом на спор «чей конь сильнее», в 30-х годах XX века он был переквалифицирован с лошадей на механизмы и с тех пор стал любим в Европе, Австралии, а много позже даже в России. Впрочем, у нас техническая подоплека не интересна — на чем работаем, на том и соревнуемся. Зато за рубежом от лозунга «тягай в воскресенье, паши в понедельник» отошли еще несколько десятилетий назад. Именно тогда (конкретно — в 70-е) на «гоночные трассы» (всего лишь 100 м грунтовой дорожки) Tractor Pulling дважды вышел спецтранспорт — не сельхозтехника, но специально подготовленные для гонок аппараты. И в то же время произошло первое классифицирование машин, которое впоследствии привело к появлению в федерациях разных стран нескольких классов. Самый забавный, но от того не менее серьезный класс — Mini-modified. Разрешенная полная (с водителем) масса не более 928 кг (поэтому среди пилотов много подростков), объем двигателя ограничен 575 кубическими дюймами («всего-то» 9,42 л), разрешены принудительные нагнетатели и использование «альтернативного» топлива — этанола, метанола. Мощности доходят до 2500 л. с. Масса аппаратов во «взрослых» классах достигает 4,5 тонны, а по технике делятся они примерно так: стандартные, с минимумом модификаций, с максимумом и Unlimited, где разрешено, кажется, все. Отсюда конструкции, которые не имеют ничего общего с тракторами, больше напоминая безумные американские дрэгстеры 50–60-х годов, когда янки в этом виде спорта не ограничивались одним, пусть и с big block, мотором. Традиционные автомобильные «восьмерки» — объемом до 11 с небольшим литров, с компрессором без ограничений, питающиеся не всегда бензином или соляркой и развивающие более 5000 л. с. — на тракторах также остались. В иных подгруппах разрешено использовать силовой агрегат на базе двух, трех, четырех или даже пяти V8. Обратите внимание, как сминаются шины на ведущих колеса — чистые слики «Восьмерки» — это, так сказать, минимум из того, что используют профессионалы в Tractor Pulling. Часто в классе Unlimited на болидах можно наблюдать агрегаты из авиации и морфлота. Газотурбинные вертолетные двигатели? Пожалуйста! Что особенно интересно, по одному их уже используют редко. Достают, в том числе, из запасов Советской армии. На фото — турбины из семейства моторов ТВЗ-117, что устанавливались на вертолеты Ми-24, Ми-8 и т. д., и в режиме форсажа развивали 2200–2800 л.с. V12 от самолетов Второй мировой смотрятся здесь почти как родные. Хотя если их пара или три… Скажем, V-«образник» Allison, устанавливавшийся на Aircobra, P38 Lightning и Mustang, при объеме в 28 л развивает от 1000 до 1600 л. с. Внизу — дрэгстер с танковым V12 Continental — 29,4 л, 750–980 л. с., устанавливался на послевоенные M48, M60, M103 А вот от «звезд» на тягачах прямо крышу срывает. И ладно бы они были исключительно авиационными (слева). Но в Tractor Pulling в ходу советский звездообразный дизель M503 (в центре и справа) от катеров-носителей ракетного вооружения: 42 цилиндра, 143,6 л и 4000 л. с. Такого нет даже в дрэге И что все эти табуны делают? Таскают балласт! Хитрый, динамический. Сани, как их там называют — это плоскость снизу, колеса сзади, движущийся к передней части груз и нечто вроде бороны там же, которая по мере продвижения по дистанции глубже вдавливается в грунт, создавая естественное сопротивление. Оператор сзади управляет телегой до того, как ее цепляют к трактору, а во время заезда следит за сцепкой и в случае поломки тягача затормаживает весь «автопоезд» Да, поломки бывают. Взрываются передутые двигатели, ломаются перегруженные рамы и передняя ось. В общем, есть на что посмотреть. За рубежом Tractor Pulling настолько популярен, что только в Европе ежегодно проводится более 20 этапов. Каждый — сплав спорта и шоу, на котором можно видеть, например, ретротехнику. Такую, как паровой тягач на фото ниже. О популярности говорит и распространенный на эту тему моделизм. В чистоте и в грязи В автоспорте бывают странные сочетания. В Америке внедорожные прототипы, стилизованные под пикапы, гоняют по асфальтовым кольцам. А французы, поклонники марафонов, еще с конца 70-х строят для рейдов болиды на основе GT-моделей, вроде легендарного Porsche 959. Но кто мог подумать всего лишь три-четыре десятилетия назад, что столь же универсальным может быть грузовик. Truck racing (кольцевые гонки грузовиков) впервые прошли в США в 1979 году. Спустя 6 лет он пришел в Европу, а в 90-е появился в Мексике и Бразилии. Сейчас проводится даже в Индии. Бесспорно, в плане техники, по крайней мере применительно к Старому Свету, это не какая-то заштатная серия — своего рода грузовая Формула 1. До 1993 года включительно в европейском Truck racing было деление на три класса — по объему двигателя. С 1994-го осталось два класса: Race Trucks — фактически серийные, несколько модернизированные грузовики. И Super Race Trucks. У последних «шестерки» расположены в базе, мощность доведена до более чем 1000 л. с., а момент — до 5000 Нм с лишним. Композитная кабина, 16-ступенчатая механическая либо 5–7-ступенчатая автоматическая КП, водяное охлаждение тормозов и рессорная подвеска с дополнительными пневмоэлементами. При массе не менее 5,5 тонны «траки» способны развивать порядка 300 км/ч, хотя на заездах скорость ограничена 160 км/ч. В Бразилии грузовики попроще. К тому же там до последнего времени гонялся Mercedes-Benz, в Европе от Truck racing отошедший. И VW, создающий для стран Южной Америки оригинальную линейку моделей Пару слов надо сказать о чешской команде Buggyra, которая, будучи частной и используя тягач Freightliner, долгое время составляла достойную конкуренцию заводским MAN, Renault, MB, Iveco (слева машина начала 2000-х, справа — капотный тягач под № 36 конца того десятилетия). Пять раз ее пилоты поднимались на высшую ступеньку пьедестала. Что любопытно, Buggyra имеет некое отношение к команде завода ЗИЛ Да, русский след в истории Truck racing есть. Причем, в отличие от других видов автоспорта, начертан он сразу четырьмя командами. Первым был МАЗ, начавший покорение Truck racing в 1987 году. В 1988-м к нему присоединился КАМАЗ, спустя еще год — ЗИЛ. Если челнинцы быстро ушли в марафоны, то минчане и москвичи выступали до 1992 и 1994 годов соответственно. Что примечательно, в МАЗе использовали преимущественно отечественные комплектующие. Мощность ярославских дизелей удалось с 230 «лошадей» поднять до 1300… На ЗИЛе, напротив, быстро пришли к импортным составляющим. В том числе двигателю и коробке (Cummins, потом Caterpillar и Eaton). Более того, в 1991 году шасси тягача арендовала частная британская команда. Позже, когда разваливающийся российский автогигант прекратил участие в гонках, именно из этой английской «конюшни» вышла команда Caterpillar TRD, а впоследствии Buggyra. Конечно, к тому времени от нашего тягача там не осталось ничего. К слову, лучшие результаты МАЗа — 10-е места на этапах. А вот один из пилотов ЗИЛа в сезоне 1993 года в своем классе взял бронзу В 1992 году в единственном этапе принял участие КрАЗ. Машина также имела много импортных деталей, однако двигатель был отечественным — двухтактный оппозитный мотор от танка Т-64, развивавший 1000 сил. Увы, он не отвечал требованиям по дымности выхлопа, а у предприятия просто не имелось средств на продолжение гоночной программы Truck Trial (Трак-триал) — более молодой вид «грузового» автоспорта. Первые соревнования в Европе — еще безо всяких правил, деления на классы и с минимумом участников — состоялись в 1990 году. Тогда же некое подобие триала появилось в Англии, чуть позже — в России. Правила такие же, как в мото- или джип-триале. Нужно проползти по дистанции, не задевая ограничивающих траекторию вешек. Деление по классам, исходя из колесной формулы — 4х4, 6х6 и 8х8. Помимо них есть категория «прото», где сохранены штатными двигатели и рамы, но все пары колес управляемые, а подвеска регулируемая. Заводские команды здесь редкость, технике же европейских спортсменов порой подходит определение ретро. В ходу такие почти забытые марки, как Ifa из ГДР и чешская Praga. Кроме того, в Старом Свете любят грузовики со складов бывшего контингента Советской армии — Уралы, КрАЗы, ЗИЛы Как и в случае с Truck racing, в трак-триале также отметились наши соотечественники. Команда «МАЗ-Яровит» пришла в этот спорт в 1996-м, и уже в 2000-м, а потом и год спустя, завоевала европейское золото. Сейчас, к сожалению, наши спортсмены в Старый Свет не выезжают. Не слышно и о проведении трак-триала у нас, хотя еще десятилетие назад все отечественные предприятия выставляли свою продукцию на соревнования, нередко организуемые министерством обороны Выше и быстрее К экзотике можно отнести и Hill Climbing — скоростной подъем на холм. Во всяком случае в России. Несмотря на то, что горные гонки проводятся в Слюдянке Иркутской области, в Краснодарском крае, а самое известное еще с советских времен соревнование «восхождение» на гору Ай-Петри в Крыму, все это одноэтапные мероприятия, не оформившиеся в серию и привлекающие только местных спортсменов. За рубежом все иначе. Первый подъем на холм — рядом с французской Ниццей — состоялся еще в конце XIX века. В 30-х годах появился первый европейский чемпионат, с 1957 года

Похожие новости

Другие новости сегодня

Комментарии (0)
Добавить комментарий
15.11.24
Мощность гибридного автомобиля: конь везет коня — плати за обоих - «Автоновости»
Автор: Дмитрий Башлыков («Электро-Тупичок») Фото Дрома и из открытых источников Источник: ДромДром более года назад рассказывал, что при постановке на учет в РЭО ГИБДД гибридных автомобилей (оснащенных ДВС и электромашинами) в документах (ЭПТС, СОР ТС) стали в...
0 93
08.11.24
Новый BMW X3: салон с «неоновыми вывесками» и другие фишки - «Автоновости»
Автор: Павел Ёлшин Фото BMW Источник: Дром На рынок вышло новое поколение BMW X3 — самого продаваемого кроссовера баварской марки. Российские «параллельные» импортеры уже начинают возить такие машины на заказ. Дизайн новинки радикально отличается от предыдущих...
0 383
08.11.24
Для пионеров или пенсионеров? Непростой выбор из двух новинок рынка: Geely
Автор: Сергей Арбузов Фото автора Источник: Дром Сейчас на рынке все больше появляется моделей в привычном форм-факторе, но с неясным «размерным» позиционированием. Geely Cityray, недавно поступивший в продажу, официально располагается между небольшим кроссовером...
0 257
08.11.24
Toyota Land Cruiser 200 за два миллиона. Покупка и доработки - «Автоновости»
Автор: Вячеслав Залевский Фото автора Источник: Дром Есть ли сейчас смысл в покупке Land Cruiser 200? Нет, не рестайлинговой трехлетки, а ветерана 2008 года выпуска с заявленным пробегом в 196 000 километров и после шаловливых лап «перекупа». Именно такой внедорожник...
0 236
08.11.24
Great Wall запускает в Калуге сборку кроссовера Haval M6, продажи — март 2025
Автор: Сергей Арбузов Фото автора Источник: ДромСегодня губернатор Калужской области Владислав Шапша сообщил, что компания «Автомобильные технологии», которая в конце 2023 года запустила на арендованном предприятии ПСМА сборку Citroen C5 Aircross, начинает еще один...
0 209
04.11.24
Покрышки из Китая стали выбором большинства россиян: причины и тренды
Согласно исследованию автомобильного маркетплейса FRESH, более половины россиян (54%) предпочитают покупать покрышки китайского производства. Ещё 36% выбирают отечественные бренды, включая те, что выпускают продукцию на предприятиях, ранее принадлежавших зарубежным...
0 216